Главные вкладки

    План-конспект урока по математике (2 класс) на тему:
    Конспект урока математики по теме "Сложение и вычитание в пределах 20 без перехода через десяток."

    Карпычева Татьяна Анатольевна

    Конспек урока по математики по программе Школа России. Содержит грамотно составленную структуру, методы и приёмы для реализации цели урока

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Конспект урока по математике

    1  класс

    Учитель: Заборская Р.С.

    Методист: Сидорова М.А.

    Студентка: Студентка 931 группы

    Тема урока: Сложение и вычитание в пределах 20 без перехода через десяток.

    Оборудование: учебник по математике (перспектива) 1 класс, карточки (единицы длины, см и дм). Проектор, презентация, компьютер.

    Цель: Закрепить навыки сложения и вычитания чисел в пределах 20 без перехода через десяток.

    Задачи:

    Предметная:

    • Закрепить нумерацию в пределах 20;
    • Формировать отработку вычислительных приёмов в пределах 20;
    • Формировать умение решать примеры и задачи на сложение и вычитание в пределах 20 без перехода через десяток;
    • Формировать умение правильно оформлять решение задачи;

    Метапредметные:

    Коммуникативные:

    • Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других;  

    Регулятивные:

    • Формировать умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;
    • Формировать умение планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;

    Личностные:

    • Формирование умения  приходить к общему мнению, сотрудничать друг с другом;

    Познавательные:

    • Развивать у детей мыслительные операции, творческие способности, математическую речь;

    Ход урока

    Этапы урока

    Деятельность учителя

    Деятельность учащихся

    I.Организационный момент

    Здравствуйте, ребята. Присаживайтесь. Уберите из рук всё лишнее. На партах должно быть только необходимое для урока. Меня зовут... Сегодняшнее занятие у вас проведу я.

    Приветствуют учителя. Садятся на свои места, убирают лишнее, проверяют, всё ли готово к уроку.

    II.Актуализация знаний

    1.Отгадать закономерность и повторить десятичный состав двузначных чисел.

    Посмотрите на доску, записан ряд чисел. Прочитаем эти числа.

    11 13 15 17 _

    Вам нужно определить закономерность и назвать следующее число.

    Вы читаете подчёркнутое число и называете его десятичный состав.

    Один учащийся читает ряд чисел.

    Каждое следующее число больше предыдущего на 2, а значит следующее число 19.

    15 – 1 десяток и 5 единиц; 19 – 1 десяток и 9 единиц

    III.Работа по теме

    1. Определение темы и задач урока

    Физминутка

    2.Повторить сложение и вычитание однозначных и двузначных чисел. 

    Попробуем с вами восстановить нашу таблицу. Обратите внимание на 1 таблицу, назовите компоненты. К какому действию относятся перечисленные вами компоненты.

    Заполнять таблицу мы будем по памятке

    Что?

    Как?

    Чему?

    Заполнять будем по столбикам

    Слагаемое

    4

    5

    Слагаемое

    11

    19

    Сумма

    18

    20

    Обратите внимание на 2 таблицу, назовите компоненты.

    Уменьшаемое

    16

    17

    Вычитаемое

    3

    5

    Разность

    14

    0

    Заполняя таблицу, нам приходилось складывать и вычитать какие числа? Что мы повторили? Подумайте, какая будет тема нашего урока.

    Темой нашего урока будет «Сложение и вычитание в пределах 20 без перехода через десяток» (закрепление)

    Прежде чем выполнить следующее упражнение, откроем тетради, запишем дату и классная работа.

    3. Преобразование единиц длины

    Вспомним единицы длины, которые вы изучили и соотношение между ними. Сколько в 1дм см? Из скольких см состоит  1 дм?

    1дм = 10 см

    10 см = 1 дм

    Найдите  в учебнике на стр 71 №1. Прочитаем задание. Отступите 2 клеточки от классной работы. Заполним пропуски в записях, чтобы получился верный ответ. Будем выполнять с комментированием у доски 1 столбик. Выходит один учение к доске, записывает 1 запись и решение. Как ты узнал? Как ты рассуждал?

    2 столбик записываем самостоятельно, 1 ученик решает за доской. Все остальные пишут в тетради.

    Ребята, проверьте, всё ли верно? У кого так же? Есть ли ошибки?

    1. Черчение и сравнение длин отрезков

    Сейчас мы с вами будем чертить отрезки, и сравнивать их.

    Найдите № 2. Прочитаем задание. Что вы должны сделать?

    Вы должны начертить два отрезка. Что означает число 1 дм 2 см? Это длина 1 отрезка. Что означает величина 13 см? Это длина второго отрезка.

    Начертите в тетрадях первый отрезок длиной 1 дм 2 см. Ребята, а сколько это будет см? Верно, 12 см. Подписали сверху его длину.

            1дм 2 см = 12 см

    Чертим второй отрезок длиной в 13 см. Подписали сверху его длину.

                  13 см

    Теперь ребята посмотрите, какой из этих отрезков длиннее? 1 или 2? А как мы узнаем, на сколько, он длиннее? Вспомните, как узнать, на сколько, одно число больше или меньше другого.

    Запишите под рисунком решение.

    13 – 12 = 1 (см)

    Запишите ответ. Как запишем?

    5.Составление и решение задач по схеме

    Сейчас мы будем составлять задачи по схематическому чертежу, и решать их. Прочтите задание под №3.

    Анализ схемы

    Посмотрите на схему, слева от схемы вы видите предметы, о чём будем составлять задачу? Отрезком какого цвета изображено количество яблок? Отрезком какого цвета изображено количество груш? Что показывает число 4? А что на схеме обозначает число 2? О чём спрашивается в задаче?

    Составляем краткую запись:

    Г – 4

    Я - ?

     Составьте задачу по схеме, используя слова на 2 больше (слушаю двух учеников).

    Поиск решения

    Зная, что груш 4, а яблок на 2 больше, можно ответить на вопрос задачи? т.е. узнать сколько яблок? Каким действием? Почему сложением?

    Оформление решения

    Отступите 2 клеточки от предыдущей работы. Запишите в тетради только решение и ответ. Какой ответ получился?

    4 + 2 = 6 (ябл)

    Ответ: 6 яблок.

    У кого получился такой же ответ, руку на локоток.

    Вот мы руки развели, 
    Словно удивились. 
    И друг другу до земли 
    В пояс поклонились! 
    Наклонились, выпрямились, 
    Наклонились, выпрямились. 
    Ниже, ниже, не ленись, 
    Поклонись и улыбнусь.

    6.Составление и решение задач по схеме

    №4. Составим задачу под номером 4. Прочитайте её.

    Анализ схемы

    Посмотрите на схему, слева от схемы вы ведете предметы, о чём будем составлять задачу? Отрезком какого цвета изображено количество ручек? Отрезком какого цвета изображено количество карандашей?

    Что показывает число 8? Что показывает число 3? О чём спрашивается в задаче?  Записываем краткую запись

    К – 8

    Р - ?

    Составьте задачу по схеме, используя слова на 3 меньше.

    Поиск решения

    Зная, что карандашей 8, а ручек на 3 меньше, можно ответить на вопрос? Каким действием? Почему «-»?

    Оформление решения

    Отступите от последней записи 2 клеточки и запишите решение и ответ.

    8 – 3 = 5 (руч)

    Ответ: было 5 ручек.

     Проверьте ответ, у кого получилось так же, руку на локоток, чтобы я видела.

    7.Решение составной задачи

    Ребята, мы решали простые задачи, в одно действие, а сейчас будем решать составную задачу. Найдите № 5. Прочитаем задание.

    Анализ

    О чём говорится в задаче?

    Какие были ёмкости?

    Что показывает число 14 л.?

    Что сказано о количестве воды в кастрюле? Запишем.

    Что нам нужно узнать? Запишем задачу кратко.

    Б – 14 л                

    К - ? на 10 л меньше

    Поиск решения

    Можно ли сразу ответить на вопрос? Т. е. узнать, сколько всего литров воды. Почему нет? Зная количество воды в бидоне – 14 л и, зная, что в кастрюле на 10 л меньше, что можно найти? Каким действием? Почему вычитанием? Зная, что в бидоне 14 л и, зная, количество воды в кастрюле, можно ответить на вопрос? Каким действием? Почему сложением?

    Оформление решения

    Запишите 1 действие под краткой записью.

    1. 14 – 10 = 4 (л) - в кастрюле

    Под первым действием записываем второе

    1. 14 + 4 = 18 (л) - всего

    Запишите ответ к задаче.

    Ответ: 18 л воды было всего в бидоне и кастрюле.

    Какой ответ у вас получился? У кого такой же ответ, руку на локоток.

    Выполняют устно.

    Известно первое слагаемое 4 и второе 11, неизвестна сумма, что бы найти сумму нужно сложить первое и второе слагаемые,

    4+11=15

    18-5=13

    20-19=1

    16-3=13

    14+5=19

    17-0=17

    Однозначные и двузначные числа

    Сложение и вычитание в пределах 20 без перехода через десяток

    См, дм

    1дм = 10 см

    10 см = 1 дм

    14 см = 1 дм 4 см

    19 см = 1 дм 9 см

    14 см = в числе 14 – 1 десяток и 4 единицы, значит, получается 1 дм и 4 см.

    19 см = в числе 19 – 1 десяток и 9 единиц, значит, получается, 1 дм и 9 см.

    1 ученик решает за доской

    17 см = 1 дм 7 см

    16 см = 1 дм 6 см

    Начертить отрезки

    1 дм 2 см = 12 см – длина первого отрезка

    13 см длина второго отрезка

    Чертят отрезки

    второй

    Из большего вычесть меньшее.

    13 см – 12 см = 1 см – на 1 см

    Ответ: На 1 см длиннее

    Читает один ученик вслух.

    О яблоках и грушах

    Красным

    Жёлтым

    Кол-во груш

    Яблок на 2 больше чем груш

    Сколько яблок

    Груш 4 , а яблок на 3 больше. Сколько яблок?

    Сложением, потому что на 2 больше

    записывают 4+2=6 (ябл.)

    Один ученик читает в слух

    О карандашах и ручках

    Цвета отрезков

    Количество карандашей, на три ручки меньше

    Сколько ручек

    Карандашей 8,  ручек на 3 меньше. Сколько ручек?

    Да, вычитанием, потому что на 3 меньше

    записывают:

    8-3=5 (руч.)

    Читают задачу

    Бидон и кастрюля

    Это сколько было литров воды в бидоне

    Б. – 14 л

    К. - ?  на 10 л меньше

    Сколько всего литров воды в кастрюле и в бидоне.

    Потому что мы не знаем количество л воды в кастрюле.

    Кол-во л воды в кастрюле

    Потому что меньше

    Да, сложением

    Потому что нужно узнать общее количество воды.

    Записывают

    1)14 – 10 = 4 (л) - в кастрюле

    2)14 + 4 = 18 (л) - всего

    Ответ: 18 л воды было всего в бидоне и кастрюле

    IV. Повторение изученных ранее приёмов сложения и вычитания (резерв)

    Поиграем в игру, которая называется «Круговые примеры». Откройте учебник на странице 71, упражнение 6. Прочитайте задание. Что значит «круговые примеры»?            

    Это примеры, где каждый следующий начинается с ответа предыдущего.  Что

    нам нужно сделать? И так, по одному выходим  к доске и решаем по одному примеру. Записываем в 1 столбик. Какой следующий пример решать будем? Записываем его.

    Остальные 5 примеров запишите самостоятельно в тетради во 2 столбик.

    Проверяем ответы. Все согласны?

    Значит, решаем 1 пример, 2 пример  начинается с ответа 1.

    1 столбик:

    2 +8 – 3 = 7

    7 + 3 + 1 =11

    11 + 6 – 2 = 15

    15 – 3 + 4 = 16

    16 + 3 – 5 = 14

    2 столбик:

    14 – 4 – 9 =1

    1 + 5 + 4 = 10

    10 – 6 – 1 = 3

    3 + 10 + 5 =18

    18 – 8 – 8 = 2

    V.Осуществление контроля

    Какая тема нашего урока? Какие единицы длины мы с вами повторили? Чему учились?

    Сложение и вычитание в пределах 20 без перехода через десяток. См и дм. Составлять и решать задачи по схемам, складывать и вычитать в пределах 20 без перехода через десяток.

    VI.Подведение итогов и оценивание учащихся

    Спасибо большое за работу на уроке. Мне понравилось с вами работать. До свидания.

    Учитель:

    Методист:


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Урок математики 1 класс по теме "Сложение и вычитание в пределах 20 без перехода через десяток" УМК Перспектива

    Урок математики 1класс по теме "Сложение и вычитание в пределах 20 без перехода через десяток"УМК Перспектива по учебнику Дорофеева...

    УРОК МАТЕМАТИКИ Тема : «ДЕЙСТВИЯ СЛОЖЕНИЯ И ВЫЧИТАНИЯ В ПРЕДЕЛАХ 20 БЕЗ ПЕРЕХОДА ЧЕРЕЗ РАЗРЯД».

    Цель урока:     1. Закрепить умения математических действий сложения       и вычитания однозначных и двузначных чисел без перехода через разряд...

    Сложение и вычитание в пределах 20 без перехода через десяток

    Фрагмент урока в 1 классе : "Сложение и вычитание в пределах 20 без перехода через десяток" (УМК "Школа России")...

    Конспект урока математики "Табличные случаи сложения и вычитания в пределах 20 с переходом через десяток "

    Конспект урока - игры с использованием интерактивной доски по теме «Табличные случаи сложения и вычитания в пределах 20 с переходом через десяток (закрепление знаний)» для 1 классаЦель: Закрепление зн...