Технологическая карта урока по математике 4 класс
план-конспект урока по математике (4 класс) на тему

Пошелюжная Галина Ивановна

Тема: «Письменное умножение на трёхзначное число»

Цели: создать условия для усвоения письменного алгоритма умножения многозначного числа на трехзначное число;

провести сравнение между умножением многозначного числа на двузначное и умножением многозначного числа на трёхзначное, формировать умения самостоятельно строить и применять новое знание.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта

Предмет:   Математика 4 класс                         (УМК) «Школа России» (автор М. И. Моро и др.)

Тип урока:  Урок «открытия» нового знания 

Тема: «Письменное умножение на трёхзначное число»

Цели: создать условия для усвоения письменного алгоритма умножения многозначного числа на трехзначное число;

провести сравнение между умножением многозначного числа на двузначное и умножением многозначного числа на трёхзначное, формировать умения самостоятельно строить и применять новое знание.

Планируемые результаты:

- предметные: обобщать знания о приёмах устного и письменного умножения на двузначное число; познакомиться с алгоритмом письменного умножения на трёхзначное число; решать задачи изученных видов.

- метапредметные: выделять из темы урока известные знания и умения, определять круг неизвестного по изучаемой теме; понимать учебную задачу урока, удерживать её на протяжении урока и стремиться её выполнить, оценивать свои достижения на уроке; анализировать, сравнивать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи; строить логические цепи рассуждений; структурировать знания, уметь с достаточной точностью и полнотой выражать свои мысли,  устанавливать и формулировать проблемы, самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем; уметь управлять поведением партнера

- личностные :  умение соблюдать самые простые, общие для всех людей правила поведения при общении и сотрудничестве,  проявлять интерес и  стремление к самостоятельному освоению знаниями, эмоционально-положительно воспринимать изучаемый предмет.

Оборудование:  учебник “Математика” 4 класс (автор Моро и др.), «Рабочая тетрадь. Математика. 4 класс» (автор С.В.Волкова) , модели , карточки со схемами-опорами (алгоритм письменного умножения на трехзначное число), конверты с карточками  с ответами примеров, карточки с  заданием для самостоятельной работы, карточки для рефлексии;

Презентация в программе Nootebook, мобильный класс.

Технологическая карта урока математики 4 класс УМК «Школа России»

Этап

урока

Ход урока

Планируемые

результаты

Оборудование

Деятельность

учителя

Деятельность

учащихся

1.Мотивация учебной деятельности

- Ребята, девизом урока математики сегодня я предлагаю выбрать такую китайскую мудрость:

«Расскажи – и я забуду,

покажи – и я запомню,

дай попробовать – и я пойму»

- Как, вы понимаете эти слова?

- А на уроке математики часто приходится думать?

- Зачем нужно думать?

- Если бы  вам сегодня на уроке предложили на выбор три дороги: Путь Подражания, Путь Опыта и Путь Размышления, по какой бы дороге вы захотели пойти? Почему?

- Я желаю вам удачи! Будем двигаться дальше  по выбранным дорогам за новыми знаниями.

- Какую тему изучали на прошлых уроках математики?

-Откройте тетради,  сделайте необходимые записи.

 (Отвечают на вопросы)

(Предположительные ответы)

- Лучше и быстрее понимаешь и запоминаешь, если сам ищешь ответы на вопросы, а не когда тебе просто говорят

 - Чтобы развивать ум, сообразительность.

(Предположительные ответы детей)

- Выберем путь Размышления, это даст нам возможность самим справляться с трудными заданиями или выберем путь Опыта, т.к. будем опираться на свои имеющиеся знания. Путь Подражания не подходит, так как подражая нельзя затем самому справиться с поставленной проблемой, привыкаешь действовать по образцу.

- Умножение многозначного числа на двузначное.

- Записывают  в тетради число и  «Классная работа»

К.: планирование учебного сотрудничества с учителем и учениками.

Р.: целеполагание, прогнозирование.

Л.: смыслообразование

Интерактивная доска, презентация.

2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии

1.Посмотрите на доску.

На доске  на карточках записаны выражения:

8  4, 15  7, 524  18, 4  23,

416  21, 5  9.

- Прочитайте записи.

- Что вы можете сказать об этих выражениях?

- На сколько групп можно разделить  эти выражения?

- Разделите эти выражения на три группы в зависимости от вида умножения.

- Чем отличается каждый столбик?    

- Найдите значение выражения 1 столбика. (Устно)  

-  Найдите значения выражения второго столбика. (Устно объяснить)

- Каким способом будете находить значение числовых выражений в третьем столбике?

- Найдите значения этих выражений . 1 вариант  – 1пример, второй  вариант – 2 пример.

- Как вы умножали?

- Напомните алгоритм письменного умножения многозначного числа на двузначное.

.

               

               

             

- Сравните ответы.

2. Посмотрите на примеры и сравните их. На доске запись:

456  6            

456  62

456  623

- Чем похожи и чем отличаются примеры?

- Какие примеры вы уже умеете решать?

-Значит, какой пример мы будем решать?

- Выполните умножение на трёхзначное число. Работаем на листочках. Время работы – 2 минуты.

 

(Дети читают выражения, используя названия компонентов действий)

- Произведение чисел 8 и 4;  первый множитель 15, второй 7, найдите произведение и т.д.)

(Предположения детей)

- Один ученик у доски, остальные работают на нетбуках.

Запись:

8  4           15  7          524  18

5  9           4  23          416  21

- В первом   столбике – табличное умножение, во втором столбике – умножение однозначного числа на двузначное, в третьем столбике – письменное умножение на двузначное число

       (Объясняют вычисления)

( 15   7 = 7  (10 +5 )= 7  10 + 7  5 = 70 + 35 = 105)

- В столбик.

 (2 человека у доски, а остальные в тетрадях, самостоятельно решают по вариантам).

- Использовали правило умножения многозначного числа на двузначное.

Алгоритм:

1.Пишу двузначное число под многозначным,  разряд под разрядом;

2.Умножаю многозначное число на единицы, нахожу первое неполное произведение, результат пишу разряд под разрядом;

3.Умножаю многозначное число на десятки, нахожу второе неполное произведение, результат записываю со сдвигом на один разряд влево;

4.Складываю полученные  неполные произведения.

5. Читаю ответ.

(Сравнивают по вариантам ответы. При необходимости исправляют ошибки)

(Дети сравнивают примеры, обсуждают в парах)

- Все примеры  на умножение. Первый множитель одинаковый, второй множитель в первом примере -  однозначное число, во втором – двузначное, в третьем – трехзначное  число.

- Умножение на однозначное и двузначное число.

(Два ученика работают самостоятельно на «закрытых» досках, остальные на листочках)

П: анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация; использование знаково-символических средств;  осознанное и произвольное построение речевого высказывания.

К: выражение  своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; аргументация своего мнения, учет разных мнений.

Р: волевая саморегуляция

 Слайд на доске.

Карточки с записью  выражений

8  4       15  7          

5  9       4  23          

524  18

416  21

Интерактивная доска, нетбуки.

Интерактивна доска.

3. Выявление места и причины затруднения.

- Кто не справился? Почему не справились?

- Сравните ответы ребят, которые решали  примеры на доске.

      - У кого получился такой  ответ? Другой?

       (Записать на доске все варианты ответов.)

       - Почему разные ответы? 

- Посмотрите на примеры. Чем  отличается решение первого примера от второго?

- Где вы начинали записывать второе неполное  произведение?

- Что изменилось при умножении на трёхзначное число?

 

(Дети проверяют решение примеров

на доске, анализируют уведенное)

- Мы ещё не умеем решать такие

выражения.

- Не знаем алгоритм письменного

умножения многозначного числа на

трехзначное

- Во втором примере два неполных произведения)

- Под десятками.

 - Появилось  третье неполное произведение.

П.: анализ, сравнение, обобщение; постановка и формулирование проблемы;

структурирование знаний;  

К.: выражение своих мыслей с достаточной полной и точностью;

аргументация  своего мнения и позиции в коммуникации.

Р.: целеполагание;

волевая регуляция в ситуации затруднения

4. Построение проекта выхода из затруднения

- Итак, такую цель вы перед собой поставите на этот урок?

- Значит, как будет звучать тема нашего сегодняшнего урока?

- Чем будет отличаться умножение многозначного числа на двузначное от умножения на трёхзначное число?

- Вспомните, как мы составляли алгоритм письменного умножения многозначного числа на двузначное. По аналогии  составьте алгоритм письменного умножения многозначного числа на трёхзначное.

- Откройте учебник на стр.48. Рассмотрите, как умножили 769 на двузначное число и как это же число умножили на трёхзначное. Обсудите в паре, каким будет алгоритм умножения многозначного числа на трёхзначное..

- Научиться умножать многозначное число на трехзначное.

- Письменное умножение на трёхзначное  число.

- При умножении на двузначное число получается два неполных произведения. При умножении на трёхзначное число получается три неполных произведения.

- Надо обратить внимание на подпись третьего неполного произведения (под сотнями второго неполного произведения)

(Ученики  в паре  работают по учебнику)

П: анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия;

 Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; подведение под понятие; смысловое чтение.

К: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками,использование различных диалоговых приёмов; культура и поведение в учебном диалоге; умение  выражать  свои мысли

Р.: целеполагание как постановка учебной задачи, планирование, прогнозирование

Слайд на интерактивной доске.

Учебник «Математика. 4 класс» (авторы М.И.Моро и др.)

Ч.2

5. Реализация построенного проекта.

1. Работа с моделями примеров

- Что я изобразила на доске?

- Что это за модели?        

     

      × ∆ ∆ ∆

             ∆ ∆

   + ∆ ∆ ∆ ∆

   ∆ ∆ ∆ ∆

∆ ∆ ∆ ∆ ∆        

                            × ∆ ∆ ∆

                               ∆ ∆ ∆

                         + ∆ ∆ ∆ ∆

                         ∆ ∆ ∆ ∆

                     ∆ ∆ ∆ ∆

                     ∆ ∆ ∆ ∆ ∆ ∆

- Определите, к какому типу умножения подходят эти модели.

- Как догадались?

- Чем будет отличаться умножение многозначного числа на двузначное от умножения на трёхзначное число?

- Какой алгоритм вы составили? Зачитайте.

- Это модели.

- Первая модель - умножение  на

двузначное число, вторая - умножение на трехзначное число.

- По трем неполным произведениям.

Алгоритм

1.Записываю трёхзначное  число под  многозначным числом, разряд под разрядом.

2.Умножаю многозначное число на единицы , получаю первое неполное произведение, результат пишу разряд под разрядом; )

 3. Умножаю многозначное число на десятки, получаю второе неполное произведение, результат записываю со сдвигом на один разряд влево;                        

4. Умножаю многозначное число на сотни;получаю третье неполное произведение.

5.Складываю неполные  произведения.

6. Читаю ответ

П.: анализ, синтез, обобщение, классификация;. выдвижение гипотез и их обоснование,  моделирование  и преобразование; осознанное и произвольное  построение речевого высказывания; установление причинно-следственных связей.

К: формулирование и аргументация своего мнения  и позиции в коммуникации.

Р: познавательная инициатива

Слайд на интерактивной доске : Модели.

Таблица с записью алгоритма выполнения письменного умножения многозначного числа на однозначное

6.  Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

- Давайте, используя данный алгоритм, решим примеры

(На доске с комментированием дети решают примеры)

1627   345

- Каждая пара  выставляет на доске свой результат.

- Объясните решение выражения.

- Какой новый вид умножения вы сегодня для себя открыли?       

- Откройте  «Рабочую тетрадь» на печатной основе на стр. 51  № 41  и еще раз посмотрите на примеры письменного умножения на трехзначное число (дети следят глазами, учитель проговаривает правило).

Учащиеся работают в парах.

-Умножение на трёхзначное число

- Закрепить свои знания

Первый пример + второй пример по одному ученику (по очереди) решают с комментированием у доски, а остальные в тетради

П.: анализ, сравнение, обобщение; выполнение действий по алгоритму;, построение логической цепи рассуждений.

К: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью своего мнения; умение организовать общение друг с другом; умение слушать собеседника.

Р.: саморегуляция

«Рабочая тетрадь»  на печатной основе ч.2 (автор С.Н.Волкова)

7.  Самостоятельная работа с проверкой по эталону.

 - А теперь потренируемся в закреплении нового правила. Для чего мы это делаем?

- Решите  примеры под заданием два в № 41.

- (Проверка) Сейчас мы будем проверять свою работу, с какой целью?

-

- Возьмите простой карандаш и проверьте свою работу по образцу. У кого получился другой ответ, найдите ошибку, обведите в круг.

 - Кто допустил ошибку на правило? В каком месте?

- Над чем надо еще поработать?

- У кого правильные результаты? Молодцы!

- Проверить, как поняли умножение многозначного числа на трёхзначное

- Не допустили ли мы ошибки.

- Не  сместил разряды, стал умножать не с единиц, а с сотен и т.д.)

П.: выполнение действий по алгоритму, осознанное  и произвольное построение речевого высказывания.

К.: выражение своих мыслей; использование критериев для обоснования своего суждения.

Р.: контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном, коррекция, оценка

Л.: объективная оценка результатов своей деятельности

Слайд с примерами на интерактивной доске.

8. Включение в систему знаний и повторение.

-  При выполнении каких заданий вы сможете использовать умения, приобретенные на уроке?  

- Возьмите конверт №1

- Решите выражение                

 (126  232+768):1000 =   (30)

- Сравните свой результат с результатом, записанным на  доске.

- Поменяйтесь тетрадями и проверьте    у своего товарища решение примера  (на доске  эталон выполнения работы)

- У кого получился другой ответ?

- Какую ошибку, обведите вы допустили?

 - Кто допустил ошибку на новое правило? В каком месте?

- Над чем надо еще поработать?

-  При решении выражений, уравнений, задач, в жизни.

(Один ученик работает на «закрытой» доске)

(Ученики сверяют свои работы с образцом, находят ошибки, выполняют коррекционные действия).

П.: выполнение действий по алгоритму; самостоятельное создание алгоритмов действий, построение логической цепочки рассуждений, доказательство.

К.: умение строить речь и грамотно выражать свои мысли.

Р.: контроль, оценка своих действий, прогнозирование

Конверт № 1

с заданиями

9. Рефлексия учебной деятельности.

-Наш урок подходит к концу.

- Какой была тема нашего урока?

- Какие цели ставили перед собой?  

- Достигли ли вы этих целей?

- Каким путём вы сегодня шли?

 - Давайте  возвратимся  к нашей китайской мудрости:  

«Расскажи – и я забуду,

покажи – и я запомню,

дай попробовать – и я пойму.»

 - Что вы можете добавить к сказанному в начале урока?

2. Самооценка.

- Заполнение оценочных листов.

Конверт №2

- Дома вы повторите алгоритм  письменного умножения на трехзначное число и выполните № 1 на стр.48.

По желанию можно решить ребус на полях этой  страницы.

- Письменное умножение на трехзначное число

- Составить правило умножения на трехзначное число, научиться решать эти выражения

Путь Опыта, Путь Размышления

(Высказывания детей)

Учащиеся заполняют таблицы (индивидуально)

Сразу могу применить

Совсем

непонятно

Хорошо

понятно

Никогда не смогу применить

(Записывают задание в дневники)

П.: рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

К.: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; использование критериев для обоснования своего суждения.

Р.: волевая саморегуляция; оценка – выделение того, что осознано и  усвоено, и того, что предстоит усвоить.

Л.: самооценка на основе критерия успешности;  адекватное  понимание причин успеха/неуспеха  в учебной деятельности; эмоционально-положительное восприятие учения;

Конверт № 2


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока по математике 3 класс. Тема урока : " Площадь прямоугольника"

Технологическая карта урока математики в 3 классеУМК: «Школа России»Предмет: МатематикаУчебник: «Математика 3 класс» М.И.Моро, М.А.Бантова Тема: «Площадь прямоугольника»Тип: Урок «открытия» новог...

Технологическая карта урока по математике 1 класс.Учебник Г.В.Дорофеев.Т.Н. Миракова « Математика» 1 часть стр. 104-105;

Тип урока- изучение нового материала. Тема урока:  "Задача".План урока.1.Организационный момент.2. Актуализация знаний и пробного учебного действия.3. Изучение нового материала.4. Первичное закре...

Технологическая карта урока по математике на тему: "Класс миллионов и класс миллиардов"

Технологическая карта урока по математике на тему: "Класс миллионов и класс миллиардов"...

Технологическая карта урока по математике в 1 классе «Школа России» Тема урока: Знаки сравнения «больше», «меньше», «равно».

Цель урока: в ходе практической работы и наблюдений познакомить со знаками >, <, =; научить выполнять записи с этими знаками; закреплять знания состава чисел, развивать умение рассуждать.Планиру...

Технологическая карта урока по математике во 2 классе. Тема урока:"Умножение числа 2 и деление на 2. Половина числа. Нахождение половины числа. Тип урока: урок открытия новых знаний.

Данная технологическая карта содержит подробное, поэтапное описание хода урока. Данный урок проводится по программе "21 век", но при желании учителя может быть применён в любому другому УМК ...

Технологическая карта урока по математике на тему : "Нумерация. Класс единиц и класс тысяч"

Технологическая карта урока по математике  на тему : "Нумерация. Класс единиц и класс тысяч" 4 класс...