ТВОРЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА Тема: «Системно – деятельностный подход на уроке математики» «Квадратный миллиметр и квадратный метр». (УМК «Перспективная начальная школа, 3 класс)
план-конспект урока по математике (3 класс) на тему

Сидорова И.В.

«Ребенок не хочет брать готовые знания и будет избегать того, кто силой вдалбливает их ему в голову.

Но зато он охотно пойдет за своим наставником искать эти же самые зна     ния и овладевать ими»

                                                                              (Шота Амонашвили)

 Анализ возможностей адаптации ребенка в мире,  поток информации удваивается каждые десять лет, показывает, что уже с раннего возраста он должен обладать определенными умениями, планировать и целенаправленно осуществлять  разного рода деятельность. Готовясь к взрослой жизни, ему необходимо научиться отбирать из массы предложений конструктивное, разбираться в многообразии функций  современной техники, в инструкциях к ней, легко ориентироваться в ассортименте супермаркетов, приживаться в лабиринтах Интернета. Да и работодатель сегодня выдвигает требования к работникам не о наличии определенного уровня образования, а об уровне квалификации - о владении теми или иными компетенциями.

Кто же, как не школа, призван развивать способности школьника реализовать себя в новых социально-экономических условиях, уметь адаптироваться в различных жизненных ситуациях.

А. Асмолов, член-корреспондент РАО, доктор психологических наук, профессор МГУ считает, что задача системы образования сегодня состоит не в передаче объема знаний, а в том, чтобы научить ребят учиться. Этой задаче адекватен системно -деятельностный метод обучения.

Системно-деятельностный подход, лежащий в основе Стандарта нового поколения (ФГОС), основной результат применения которого – развитие личности ребенка на основе универсальных учебных действий.

При системно- деятельностном подходе к проектированию и реализации ФГОС системообразующим элементом учебного процесса  являются различные виды деятельности, субъект обучения занимает активную позицию, а деятельность является основной, средством и условием развития личности. Такое ключевое положение в корне меняет модель взаимодействия учителя и ученика. Переход к обновленной системе  начального образования требует от современного умения помочь ученику самому открыть новое

знание, а не давать новый материал в готовом виде. В связи с этим появляется необходимость использования в учебном процессе системно – деятельностного подхода, предполагающего самостоятельную деятельность ученика на уроке.

Войдя в жизнь, ребёнок будет защищён от стрессов

 

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл matem.3klass.docx21.77 КБ

Предварительный просмотр:

                      ТВОРЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

     Тема: «Системно – деятельностный подход на уроке математики»

        Тема:  «Квадратный миллиметр и квадратный метр».

               (УМК «Перспективная начальная школа, 3 класс)

Выполнил:  Сидорова И В. МБНОУ «Гимназия № 44»

                                   

Новокузнецк, 2015

Содержание

1.  Введение …………………………………………………………3

2.  Проект урока по математике

«Квадратный миллиметр и квадратный метр»…………….……..  5

3. Заключение ……………………………………………………….9

4. Список литературы ……………………………………………..10

5. Приложение ……………………………………………………  11

Введение

«Ребенок не хочет брать готовые знания и будет избегать того, кто силой вдалбливает их ему в голову.

Но зато он охотно пойдет за своим наставником искать эти же самые зна     ния и овладевать ими»

                                                                              (Шота Амонашвили)

 Анализ возможностей адаптации ребенка в мире,  поток информации удваивается каждые десять лет, показывает, что уже с раннего возраста он должен обладать определенными умениями, планировать и целенаправленно осуществлять  разного рода деятельность. Готовясь к взрослой жизни, ему необходимо научиться отбирать из массы предложений конструктивное, разбираться в многообразии функций  современной техники, в инструкциях к ней, легко ориентироваться в ассортименте супермаркетов, приживаться в лабиринтах Интернета. Да и работодатель сегодня выдвигает требования к работникам не о наличии определенного уровня образования, а об уровне квалификации - о владении теми или иными компетенциями.

Кто же, как не школа, призван развивать способности школьника реализовать себя в новых социально-экономических условиях, уметь адаптироваться в различных жизненных ситуациях.

А. Асмолов, член-корреспондент РАО, доктор психологических наук, профессор МГУ считает, что задача системы образования сегодня состоит не в передаче объема знаний, а в том, чтобы научить ребят учиться. Этой задаче адекватен системно -деятельностный метод обучения.

Системно-деятельностный подход, лежащий в основе Стандарта нового поколения (ФГОС), основной результат применения которого – развитие личности ребенка на основе универсальных учебных действий.

При системно- деятельностном подходе к проектированию и реализации ФГОС системообразующим элементом учебного процесса  являются различные виды деятельности, субъект обучения занимает активную позицию, а деятельность является основной, средством и условием развития личности. Такое ключевое положение в корне меняет модель взаимодействия учителя и ученика. Переход к обновленной системе  начального образования требует от современного умения помочь ученику самому открыть новое

знание, а не давать новый материал в готовом виде. В связи с этим появляется необходимость использования в учебном процессе системно – деятельностного подхода, предполагающего самостоятельную деятельность ученика на уроке.

Войдя в жизнь, ребёнок будет защищён от стрессов

Урок математики в 3 классе (1-4) по программе «Перспективная начальная школа».

 

Тема: «Квадратный миллиметр и квадратный дециметр»

Цель урока: расширить знания о  единицах измерения  площади, познакомить с новыми понятиями: «квадратный миллиметр» и  установить соотношение 1кв. дм=10000кв.мм;

учиться самостоятельно чертить квадратный сантиметр и квадратный миллиметр и определять их установленное соотношение, развивать умения наблюдать и сравнивать с квадратным дециметром, делать выводы;

уметь практически применять полученные знания ;

самостоятельно работать по аналогии;

строить логическую цепочку рассуждений;

формировать коммуникативные умения разрешать поставленные задачи, в сотрудничестве с одноклассниками при работе в паре;

воспитывать интерес к предмету «Математика»

Дидактическое обеспечение: учебник математики: В 2 ч. А.Л.Чекин; под ред. Р.Г. Чураковой.- 3-е издание, исправленное-М.: Академкнига/Учебник, 2013.-ч.2; тетрадь для самостоятельной работы №2 О.А.Захарова, Е.П.Юдина; под редакцией Р.Г.Чураковой.

:

Активные формы работы: в парах, индивидуальная, самостоятельная.

Ход урока

I. Мотивационный момент.

II.Актуализация опорных знаний и умений  учащихся.

Задания на актуализацию знаний учащихся.

Фронтальный опрос учащихся.

-Какое число получится, если 10 взять 3раза ? А если10 увеличить в 10 раз 3 раза? Рассуждая  по аналогии, учащиеся на досточках показывают ответы (обратная связь), обосновывая свой ответ при индивидуальном опросе и доказывают, что 30 –это по 10 взять надо 3 раза, а увеличить в10. это10 умн.на10. получится100 и ещё на10. получится1000 и ещё на 10, получится 10000.

 

-Работа в тетрадях.

- Начертить квадратный миллиметр. А что такое кв. мм? Это квадрат со стороной 1мм. Во сколько раз надо увеличить сторону квадрата, чтобы получить кв. см? Надо увеличить в 10 раз т.к. кв. см – это квадрат со стороной 10см, и мы на прошлом уроке узнали, что 1кв. см = 100кв. мм, а кв. см – это квадрат со стороной 10см.

Оценка работы класса.

-Что вам помогло выполнить правильно задание?

-Показать 1кв. дм (дети показывают палетку, некоторые могут начертить квадрат со стороной 10 см).

-Почему вы так считаете?  Палетка-это квадрат со стороной 10см.

-Как вы считаете, какая тема урока будет? (Сколько кв. см в 1 кв. дм или сколько кв. мм в 1 кв. дм. Идёт противоречие.)

-Доказать. Мы сказали, что 1кв. дм – это квадрат со стороной 10см. А чтобы узнать сколько таких квадратов в кв. дм, надо 10 умножить на10. Значит 100. Поэтому 1кв. дм=100кв.см. А это мы узнали раньше.

-Цель урока? Надо узнать число квадратных миллиметров в 1кв. дм.

III.Обозначение разрыва между знанием и незнанием. Постановка учебной задачи.

Работа в парах.

а)-Используя материал, который мы создали на уроке (начерченный кв. мм, кв. см, кв. дм и знания), попробуйте высказать предположение соотношении кв. дм и кв. мм.

(У детей возникает противоречие).

-Так что надо знать, чтобы правильно ответить?

Продолжение работы.

Дети высказывают свое предположение.

 -Проверим свои высказывания с образцом (учебник стр.87) и объясни, почему справедливо это равенство?

 Если квадрат со стороной 1дм разбить на квадраты со стороной в 1мм, то получится 100 рядов по 100 квадратов в каждом ряду. Значит равенство  10000кв. мм =1кв. дм справедливо, т.к. увеличив 100 в 100 раз получится 10000 кв. м

Физминутка.

б) усвоение нового теоретического материала

Работа с учебником, с.87

-Сколько квадратных миллиметров в 10кв. дм?

Если  1кв. дм =10000кв. мм, значит 10 ув. в10000 раз или 10000 взять 10 раз, то получится 100000 ,поэтому в 10000кв. дм 100000 кв. мм.

Первичное применение нового способа действия.

Задание№253

-Читаем задание и составляем образец оформления задания.

-По образцу завершить самостоятельно.

-Оценить свою работу по шкале.

-Сверим с правильным заданием и прокомментировать.

Закрепление нового способа действия.

Задание №254

-Первый столбик с комментированием.

-Второй вариант- 2-ой столбик, а первый вариант- 1-ый столбик самостоятельно на досточках. Дать время.

-Поднять.(Дети поднимают досточки с ответами, затем учитель вызывает уч-ся с правильными ответами и они доказывают правильность своих действий).

IV. Самостоятельная работа.

Задание№255.

-читаем задание.

-Можно ли выполнить сразу действия сложения и вычитания? Нет т.к. величины выражены в разных единицах.

Выбираем единицу - квадратный миллиметр.

Разбираем пошагово одно из заданий и подчёркиваем те действия, которые можно сделать устно:

(Показ на доске) 9кв. дм -1500кв.мм =1кв.дм . 9 -1500мм= 10000кв.мм . 9 = 90000кв.мм-1500кв.мм = 88500кв.мм

Остальные вычисления ученики выполняют самостоятельно. Задания похожи, поэтому задания дифференцирую.

№255 –по образцу.

№256-внимательно прочитай задание и выполняй.

№259 – посложней, но интересно.

-Проверь выполненное задание по образцу.(Образец на мультимедиа.)

V.Рефлексия деятельности. (Можно в группах).

-Что нового узнали?

-Для чего это вам нужно?

-Где испытывали затруднения? (поставить цветовые кружочки «Светофор») Проверить кто какой кружок поставил.

(Если в группах, то :

1) –Записать на досточках ответы на мои вопросы:
_Чему я научился сегодня?

Какие вопросы мне хотелось ещё задать учителю?

2) Жети объединяются в группы по семейкам и просматривают все записи, и выбирают один или два вопроса.

Ораторы групп кратко докладывают о результатах выбранных ответов и задают классу или учителю.
Вопросы обсуждаются и домашнее задание дифференцируется.

VI.Домашнее задание

П.т. №139 – тем, кто испытывал затруднения в преобразовании величин. (Приложение)

№140 – в сложении и вычитании величин.

№141,136 всем.

№137 по желанию дополнительно ( повышенный уровень).

Заключение

Реализация деятельностного подхода в начальной школе способствует успешному обучению младших школьников.   Анализ  успеваемости  и качества знаний   по предметам, диагностика учебной мотивации, проведённые  среди наших учеников, наглядно демонстрируют  это утверждение.

У обучающихся  формируются  основные учебные умения, позволяющие им  успешно адаптироваться  в основной школе  и продолжить предметное обучение по любому учебно-методическому комплекту в средней школе. Проанализировав свой урок, сделала вывод, что урок построен на привлечении учеников в активную мыслительную и практическую деятельность. Этапы урока были тесно взаимосвязаны между собой, чередуются различными видами деятельности. Учебный материал урока соответствуют принципу научности, доступности. Интенсивность урока оптимальная, с учётом психолого – возрастных особенностей обучающихся третьего класса. Большое внимание уделяется отработке умения работать с учебником, но и практически использовать полученные знания.

Урок математики был спланирован в системно-деятельностном подходе. Были применены различные формы работы:  парная, индивидуальная. На этапе мотивации организую осознанное  вхождение обучающихся в пространстве учебной деятельности. При проведении самостоятельной работы использую индивидуальную, дифференцированную форму работы с учащимися. При выполнении этой работы, ребята контролируют свою деятельность и объективно оценивают полученный результат с образцом. Постановка учебной проблемы и поиск её решения осуществляют ученики в ходе выстроенного учителем диалоге.

На этапе первичного закрепления учащиеся выполняют тренировочные упражнения по алгоритму действия.

Парная работа реализуется через учебное сотрудничество. Самостоятельная учебная деятельность активизирует познавательную и умственную деятельность обучающихся. Высказывание ученика делает скачек к неизвестному, переживание учеником чувства риска.

        Результат превосходит ожидания: у детей развиваются творческие способности, развивается логическое мышление. Ученик, открывая сам новые знания, приходит к точной формулировке нового материала. Всё это поможет в дальнейшей жизни ребёнка.

Список литературы

1. Асмолов А. Г. Системно-деятельностный подход к построению образовательных стандартов / А.Г. Асмолов .- М.: Просвещение, 2008.- №2.

2. Гревцова И. Системно-деятельностный подход в технологии школьного обучения /          И. Гревцова // Школьные технологии, 2003. - № 6.   3. Дмитриев С. В. Системно-деятельностный подход в технологии школьного обучения /      С. В. Дмитриев // Школьные технологии, 2003.- N 6. -  30 с.

4. Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.- М.,Просвещение, 2011- (серия «Стандарты второго поколения»).

5. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования-М.: Просвещение.-2014

6. Кудрявцева, Н.Г. Системно – деятельностный подход как механизм реализации ФГОС нового поколения / Н.Г. Кудрявцева. – М.: Просвещение.- 2011.-№4. -96 с.

7. Методические рекомендации по организации урока в рамках системно-деятельностного подхода. http://omczo.org/publ/393-1-0-2468

8.Урок в современной начальной школе: лучшие педагогические практикипод редакцией кандидата педагогических наук Т. О. Автайкиной/Новокузнецк МАОУ ДПО ИПК-2013

    9. А.Л. Чекин Математика. 3 класс. Учебник в двух частях. Часть  2. /Под редакцией Р.Г. Чураковой ;  – М.: Академкнига/Учебник, 2013.

    10. О.А. Захарова, Е.П. Юдина. Математика в вопросах и заданиях. Тетрадь для самостоятельной работы №2 [Текст]: 3 класс, - 3-е изд., под редакцией Р.Г.Чураковой  -М.: Академкнига/Учебник, 2013.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ТВОРЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА Тема «Системно-деятельностный подход на уроке Русского языка «Орфография. Буквы безударных гласных в корне слова» (УМК «Школа 2100», 3 класс)

В настоящее время произошли серьезные изменения в сфере образования. Принятие нового стандарта в начальной школе не только повлекло за собой пересмотр давно сложившейся системы образования, но и позво...

Системно-деятельностный подход на уроке математики в 4 классе по теме «Многогранник», УМК «Начальная школа XXI века»

В моей творческой разработке представлен  проект урока математика для 4 –го  класса, УМК «Школа XXI века»,  по теме «Многогранник». Целью моей творческой разработки стало желание ...

Творческая разработка Тема "Системно-деятельностный подход на уроке окружающего мира" СВОЙСТВА ВОДЫ

 Перемены, происходящие в современном обществе, требуют ускоренного совершенствования образовательного пространства, определения целей образования, учитывающих государственные, социальные ...

Тема: «Системно - деятельностный подход на уроке математики» «Числовое равенство и уравнение» (УМК «Перспективная начальная школа», 2 класс)

Перемены, происходящие в  современном обществе, требуют ускоренного совершенствования образовательного пространства, определения целей образования, учитывающих государственные, социальные и лично...

Конспект урока математики (3 класс). Тема: «Квадратный миллиметр и квадратный метр». УМК «Перспективная начальная школа»

Цель деятельности учителя: формирование знаний о новых единицах площади: квадратный миллиметр и квадратный метр.Планируемые результатыПредметные: знать единицы измерения площади квадратный миллиметр и...

Конспект урока математики "Квадратный километр и квадратный метр" (3 класс, Перспективная начальная школа)

КОНСПЕКТ УРОКА ПО МАТЕМАТИКЕТема урока: «Квадратный километр и квадратный метр»Цель деятельности учителя: формирование знаний о новых единицах площади: квадратный километр и квадратный мет...

Системно-деятельностный подход на уроках изобразительного искусства как средство развития творческих способностей учащихся начальной школы.

Изобразительное творчество - одно из любимых занятий большинства детей. Этаработа требует наличие творческого воображения, знаний изобразительной грамоты,необходимый запас жизненных впечатлений и зрит...