Математика "Доли и дроби" 4 класс УМК "Гармония"
методическая разработка по математике (4 класс) на тему

Морозова (Пакуть) Екатерина Александровна

На уроке учащиеся знакомятся с понятиями «Доля» и «Дробь»», «Числитель дроби» и «Знаменатель дроби". У учащихся развивается умение определять долю числа, записывать дроби и сравнивать их.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_matem.docx35.21 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по предмету: «Математика»

Дата проведения урока: 26.12.2016

Учитель: Пакуть Екатерина Александровна

Урок: Математика

Тема урока: «Доли и дроби»

Класс: 4 класс

Тип: Освоение новых знаний

Цель урока Формирование общего представления о долях и дробях.

Задачи:

  • познакомить учащихся с понятиями «Доля» и «Дробь»»;
  • познакомить учащихся с понятиями «Числитель дроби» и «Знаменатель дроби»»;
  • сформулировать представление у учащихся о понятиях «Доля» и «Дробь»;
  • способствовать развитию умения определять долю числа;
  • способствовать развитию умения записывать дроби и сравнивать их;
  • способствовать развитию навыков устного счёта;
  • способствовать развитию речи и аналитического мышления учащихся;
  • способствовать обогащению словарного запаса; развитию памяти, произвольного внимания;
  • воспитывать культуру поведения при фронтальной работе, индивидуальной работе, работе в парах.

Планируемые результаты:

Предметные:

  • Научиться определять долю числа;
  • Научиться записывать дроби и сравнивать их;

Метапредметные:

Познавательные УУД:

  • уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя текст, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
  • уметь обобщать и анализировать информацию путём наблюдения, сопоставления;
  • уметь выполнять учебные действия с учётом выделенных учителем ориентиров действия.
  • проявлять учебно-познавательный интерес к проблеме урока;

Регулятивные УУД:

  • уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;
  • проговаривать последовательность действий на уроке;
  • работать по  коллективно составленному плану;
  • вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение;

Коммуникативные УУД:

  • уметь оформлять свои мысли в устной форме;
  • слушать и понимать речь других;
  • договариваться с партнерами;
  • воспринимать другое мнение и позицию. 

Личностные:

  • Работа над самооценкой и адекватным пониманием причин успеха/ неуспеха в учебной деятельности
  • Оценивать выразительность результатов своей деятельности и сверстников.

Оборудование:

  • Технические средства: Компьютер, оснащённый проектором
  • Наглядные пособия: Учебник Н.Б.Истоминой «Математика» 4 класс, 2014. С.110-113;

   Рабочая тетрадь Н.Б.Истоминой «Математика» 4 класс, 2015. С.77-78

  • Инструменты: м/ф "Апельсин", презентация

Ход урока:

Этап урока

Время

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Планируемые результаты

Организационный этап

3 мин.

Мы урок начнем с разминки.

Выпрямляем свои спинки,

На носочках потянулись,

Вправо, влево повернулись

И друг другу улыбнулись.

Раз, два, три, четыре, пять –

Урок пора нам начинать.

        Я, рада, что у вас хорошее настроение, ведь улыбка -  залог успеха в любой работе. Пусть на уроке вам помогут ваша сообразительность, смекалка и те знания, которые вы уже приобрели.

Для того, чтобы познакомиться с темой сегодняшнего урока мы должны выполнить несколько заданий. Итак, начнём с разминки.

Учащиеся выполняют разминку.

Регулятивные УУД: Формируем умение  оценить свою готовность к уроку.

Мотивационный этап

10 мин.

Какое выражение можно назвать лишним и почему?

5:1; 5:5; 1:5; 0:5.

Верно! У нас проблема, как 1 разделить на 5? Я предлагаю Вам выяснить тему сегодняшнего урока, она и подскажет нам, как найти значение выражения, вызвавшего трудность.

Вычислив значения выражений и расположив их в порядке возрастания, вы узнаете тему урока, которая поможет нам разрешить данную проблему: (Слайд)

О         9*9 = 81

Л         3*70 = 210

И         8*80 = 640

Д         90*300= 27000

Д         36:9 = 4

Р         800*40 = 32000

О         500*80=40000

Б         600*90 = 51000

И         90*700 = 63000

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                 

Сообщение темы урока  (Слайд) Тема сегодняшнего урока-«Доли и дроби».

Учащиеся высказывают предположения.

Учащиеся предлагают  варианты, приходят к выводу о том, что 1:5 - лишнее выражение, т.к. оно единственное из выражений, в котором значение на данный момент  они получить не смогут.

Учащиеся выполняют математический диктант (проверка таблицы умножения), записывают числа в порядке возрастания.

Оглашают тему урока.

Познавательные УУД: Формируем умение строить речевое высказывание в устной форме;

Регулятивные УУД

Формирование умения высказывать своё предположение.

Познавательные УУД: Формируем умение строить речевое высказывание в устной форме;

Коммуникативные УУД:

Формируем умение слушать и понимать других;

Предметные: Демонстрация полученных ранее знаний

Личностные: Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу.

Этап изучения нового материала 

27 мин.

Где вы могли слышать  данные слова и что они обозначают?

Отлично! Верно! Я предлагаю вам посмотреть короткий мультик про апельсин (м/ф "Апельсин").

Итак, кто был внимателен, на сколько частей животные делили 1 апельсин?

Как животные называли эти части?

Отлично, я предлагаю вам открыть учебники на с.111 и узнать научное определение слову "доля".

Теперь мы знаем, что 1 предмет можно разделить на несколько частей (долей), но как мы будем записывать это в тетради?

Я могу записать деление так: 1:5, но учёбные придумали знак, который может заменить знак ":", это знак "-" (дробная черта). При использовании дробной черты над ней записывается "числитель", а под ней - "знаменатель" (на слайде).

"Знаменатель" показывает, на сколько частей поделили предмет, а "числитель" - сколько частей "взяли".

Эта запись и называется дробью и читается так: "одна часть из пяти" или "одна пятая".

Предлагаю вам выполнить несколько заданий, чтобы закрепить полученные знания.

П.т.с.77 №138, 139; У.с.113 №332

(задания выполняются в тетрадях и учениками у доски).

Дополнительное задание (слайд): как разрезать головку сыра на 8 равных частей, сделав три разреза ножом?

Запишите д/з: п.т.с.79 №141,142

Учащиеся высказывают предположения:

Дробь - барабанная. Доля (долька) - часть апельсина.

Учащиеся смотрят мультфильм, затем отвечают на вопросы учителя:

"5 частей"

"Эта долька для ежа..."

Учащиеся работают с учебником, находят дают ответ на вопрос.

Учащиеся работают с учителем и записывают дробь в тетрадь.

Учащиеся выполняют задания в печатной и рабочей тетради.

Учащиеся высказывают предположения.

Предметные: воспринимать информацию на слух.

Коммуникативные УУД:

Формируем умение слушать и понимать других;

Регулятивные УУД

Формирование умения высказывать своё предположение.

Познавательные УУД: Формируем  умение извлекать информацию из текста;

Личностные: Осознание необходимости получения новых знаний

Предметные: учимся записывать дроби. 

Коммуникативные УУД: Формируем умение слушать и понимать других;

Предметные: закрепляем полученные на уроке знания, выполняя задания.

Регулятивные УУД

Формирование умения высказывать своё предположение.

Итог урока

5 мин.

Пришло время подвести итоги нашего урока.

Итак, что такое доля/дробь?

Продолжите вывод: чем больше частей тем...(меньше каждая доля).

Оцените свою работу на уроке (сигнальные карточки по цветам).

Спасибо за работу! Урок окончен.

Учащиеся отвечают на вопросы учителя.

Учащиеся оценивают свою работу.

Личностные: Способность к самооценке

Регулятивные УУД:

Формирование умения оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения в 3-4 классах по темам "Мари калык муро. Мыскара влак." (3 класс), "Мари калык муро. Такмаквлак." (4 класс)

Урок проводится в малокомплектной школе на марийском языке. Урок посвящен использованию культуры, обычаев, традиции марийского народа в учебно-воспитательной работе. Культурно- педагогическое наследие...

Мастер-класс по технологии. Изготовление поделки "Весёлая обезьянка". Мастер-класс предназначен для детей начальных классов

Мастер-класс по созданию поделки из разных материалов "Весёлая обезьянка" в форме презентации...

Разработка урока литературного чтения во 2 классе Автор Пушкарных Людмила Ивановна, учитель начальных классов МОУ «СОШ № 17» г. Палласовки Волгоградской области 2 «А» класс 2010/2011 учебный год УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ (2 КЛАСС, СИСТЕМА Л.В. ЗАНКОВ

Разработка урока литературного чтения во 2 классеАвтор Пушкарных Людмила Ивановна,учитель начальных классовМОУ «СОШ № 17»г. Палласовки Волгоградской области2 «А» класс 2010/2011 учебный год...

Конспект урока по русскому языку в классе комплекте (1-2 класс) Тема урока: 1 класс Прописная буква З. 2 класс Проверяемые и не проверяемые гласные в корне слова

Конспект урока по русскому языку в классе комплекте (1-2 класс). По теме: 1 класс Правописание буквы З. 2 класс Проверяемые и непроверяемые гласные в корне слова. Поможет учителю при работе с двумя кл...

Прощание с первым классом «Прощай, 1 класс!» Оформление: шары, выставка тетрадей, плакаты «Прощай, 1 класс!»

Прощание с первым классом«Прощай, 1 класс!»Оформление: шары, выставка тетрадей, плакаты «Прощай, 1 класс!»Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, презентация.(Звучит торжественная музыка. Де...

Конспект урока по русскому языку во 2-3 классе-комплекте. Тема урока: Речевой этикет (2 класс). Употребление в речи имен прилагательных. (3 класс)

Конспект урока по русскому языку во 2-3 классе-комплекте 2 класс3 классТема урока: Речевой этикет.Тема урока: Употребление в речи имен прилагательных. Цели урока:...