Программа кружка "Занимательная математика"
рабочая программа по математике (4 класс) на тему

Валеева Фидалина Рифовна

4 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kruzhok_valeeva_f.r._zanimatelnaya_matematika.doc91.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение

средняя общеобразовательная школа с.Наумовка

                                                                   

Рассмотрена и одобрена                                                                                      Утверждаю:

на заседании ШМО                                                                                               Директор МОБУ  СОШ

Руководитель ШМО                                                                                              с.Наумовка                                                          

/__________/ Валеева Ф.Р.                                                                                   /__________/ Сергеев А.П.

_____________2016 г.                                                                                           ______________ 2016 г.

                   

Рабочая программа

кружка

 «Занимательная математика»

научно-познавательное направление

на 2016-2017 уч.год

Руководитель кружка: Валеева Ф.Р.

учитель начальных классов

2016 г.

  1. Пояснительная записка

Программа кружка «Занимательная математика» относится к научно-познавательному направлению реализации внеурочной деятельности в рамках ФГОС.

Срок реализации – 1 год (34 часа)

Класс - 4

Название программы: «Занимательная математика»

Программа «Занимательная математика» направлена на общее развитие учащихся 4-х классов, требующее продуктивной деятельности в процессе выполнения математических заданий, формирование умений и навыков для решения математических заданий повышенного уровня сложности.

Основания для разработки программы: Закон «Об образовании РФ».
Концепция модернизации российского образования до 2010 года, утвержденная приказом Министерства образования Российской Федерации от 23.07.2002 № 2866.
Требования к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей (Письмо Минобразования России от 18.06.2003 № 28-02-484/16)

Цель программы: формирование интереса учащихся к предмету математики, развитие творческих математических способностей, смекалки и логического мышления четвероклассников.

Задачи:
- расширять математический кругозор учащихся, умение анализировать, делать логические выводы;
- развивать пространственное воображение, используя геометрический материал;
- решать задачи повышенного уровня сложности;
- формировать умение владеть математической терминологией;
 
- формировать психологическую готовность учащихся к математическим олимпиадам;
- устанавливать связь между учебной и внеучебной работой;
- создавать условия для индивидуальной творческой деятельности, а также групповой, коллективной работы.

Принципы программы:

- занимательность (включение в программу конкурсных игровых заданий);
- добровольность (приобщение к деятельности в кружке с учётом возможностей, склонностей и интересов учащихся);
- научность (раскрытие существенных связей и зависимостей в рассматриваемом материале, установление закономерностей, умение делать выводы, включение в исследовательско-поисковую работу);
- доступность (подбор заданий с учётом возрастных особенностей учащихся);
- практичность (использование учащимися полученных знаний и умений, усвоенной математической терминологии в дальнейшей работе на уроках, математических конкурсах и олимпиадах);
- дифференцированность (предоставление разноуровневых заданий);
- реалистичность (возможность усвоения основного математического материала за конкретный период: 34 занятий).

Предполагаемый результат обучения:
- развитие любознательности, творческих способностей, логического мышления, интереса к математической науке;
- успехи в развитии наблюдения, мышления, изменения эмоционально-волевых особенностей учащихся;
- успешная самореализация в учебной деятельности;
- приобретение опыта самостоятельной и групповой работы в исследовательско-поисковой деятельности.

Сроки реализации дополнительной образовательной программы

Программа «Занимательная математика» рассчитана на один год обучения, 34 учебных часа.

Режим работы

Четверг: 12.40 - 13.25

 

Методическое обеспечение программы.
Программа составлена на основе: Программа: «Школа  2000»  Математика, Москва, « Ювента»,2010г.  

Авторы – составители:  Л. Г. Петерсон

  Новизна  данной программы определена федеральным государственным стандартом начального общего образования 2010 года.

Отличительными особенностями являются:

1.Определение видов    организации деятельности учащихся, направленных  на достижение  личностных, метапредметных и предметных результатов освоения программы.

2. В основу реализации программы положены  ценностные ориентиры и  воспитательные результаты. 

3.Ценностные ориентации организации деятельности  предполагают уровневую оценку в достижении планируемых результатов  одной нозологической группы

4.Достижения планируемых результатов отслеживаются  в рамках внутренней системы оценки: педагогом, администрацией.

5. В основу оценки личностных, метапредметных и предметных результатов освоения программы, воспит. результата положены методики, предложенные Асмоловым А.Г, Криволаповой Н.А, Холодовой О.А.

Формы и режим занятий

Занятия группы проводятся:

1 занятие в неделю по 45 минут.

Основными формами образовательного процесса являются:

  • практико-ориентированные учебные занятия;
  • творческие мастерские;
  • тематические праздники, конкурсы, выставки;
  • семейные гостиные.

На занятиях предусматриваются следующие формы организации учебной деятельности:

- индивидуальная (воспитаннику дается самостоятельное задание с учетом его возможностей);

- фронтальная (работа в коллективе при объяснении нового материала или отработке определенной темы);

- групповая (разделение на минигруппы для выполнения определенной работы);

- коллективная (выполнение работы для подготовки к олимпиадам, конкурсам).

                                Основные виды деятельности учащихся:

-решение занимательных задач;
-оформление математических газет;
-участие в математической олимпиаде, международной игре «Кенгуру»;
-знакомство с научно-популярной литературой, связанной с математикой;
-проектная деятельность
-самостоятельная работа;
-работа в парах, в группах;
-творческие работы.

Формы подведения итогов реализации программы

Итоговый контроль   осуществляется в формах:

- тестирование;

- практические работы;

- творческие работы учащихся;

- контрольные задания.

Самооценка и самоконтроль определение учеником границ своего «знания -  незнания», своих потенциальных возможностей, а также осознание тех проблем, которые ещё предстоит решить  в ходе осуществления   деятельности.

     Содержательный контроль и оценка  результатов  учащихся предусматривает выявление индивидуальной динамики качества усвоения предмета ребёнком и не допускает  сравнения его с другими детьми.

 Результаты проверки фиксируются в зачётном листе учителя. В рамках накопительной системы, создание портфолио и  отражаются в индивидуальном образовательном маршруте.

  1. Календарно - тематический план

Тема занятия

Дата

планируемая

Дата

фактическая

1

Вводное занятие «Математика – точная наука!»

1.09

2

Действия с многозначными числами.

8.09

3

Задания на углубление изученного материала: «Величины времени». Кроссворд «Единицы времени»

15.09

4

Латинский алфавит и его использование в математике.  

22.09

5

Плоскостные и объемные геометрические фигуры.

29.09

6

Конструирование треугольников, ромба, квадрата и прямоугольника.

6.10

7

Задания на изучение элементов геометрии: «Объемные фигуры. Геометрические фигуры вокруг нас.

13.10

8

Построение разверток призм, конусов, цилиндров, пирамид».

20.10

9

Кроссворды «Геометрические фигуры»

27.10

10

Математические игры. Танаграм и Колумбово яйцо

8.11

11

Олимпиадные задания: «Цепочка логических рассуждений с арифметическими вычислениями».

15.11

12

Формулы в математике и других науках.

24.11

13

Занимательные задачи на движение.

1.12

14

Игра «Магазин». Формула стоимости покупки.

8.12

15

Римские цифры и их использование в современном мире.

15.12

16

Математические кроссворды «Арифметические действия»

22.12

17

Комбинаторные задачи. Дерево возможностей.

29.12

18

Задачи-шутки и задачи на внимание.

19.01

19

Старинные задачи.

26.01

20

Олимпиадные задания: «Соответствие между элементами различных множеств».

2.01

21

Олимпиадные задания: «Правдивые и ложные высказывания».

9.02

22

Математические ребусы и кроссворды.

16.02

23

Из истории дробей.

23.02

24

Проценты в жизни человека.

2.03

25

Задачи-шутки и задачи на внимание.

9.03

26

Игра «Морской бой»

16.03

27

Система координат.

23.03

28

Координатная плоскость.

Построение фигур по заданным координатам.

6.04

29

Логические задачи. Старинные задачи.

13.04

30

Что такое диаграмма? Виды диаграмм.

20.04

31

Что такое график и где он встречается в жизни.

27.04

32

График движения.

4.05

33

Математические ребусы и кроссворды.

11.05

34

Задачи-шутки и задачи на внимание.

18.05

Методическое обеспечение программы

Результат реализации программы «Занимательная математика» во многом зависит от подготовки помещения, материально-технического оснащения и учебного оборудования.

Помещение для занятий должно быть светлым, сухим, теплым и по объему и размерам полезной площади соответствовать числу занимающихся воспитанников.

   Оборудование: столы; стулья; музыкальный центр с аудиозаписями, стенды для демонстрации информационного, дидактического, наглядного материала, выставочных образцов.

Размещение учебного оборудования должно соответствовать требованиям и нормам СаНПина и правилам техники безопасности работы. Особое внимание следует уделить рабочему месту воспитанника.

На рабочих местах в кабинете для занятий должны быть обеспечены уровни искусственной освещенности люминесцентными лампами при общем освещении помещений не ниже 600 лк. При использовании ламп накаливания уровни освещенности уменьшаются в 2 раза.

  Инструменты и приспособления: тетради, авторучки, линейки, карандаши, ножницы.

Список литературы

1.Агаркова Н. В. Нескучная математика. 1 – 4 классы. Занимательная математика. Волгоград: «Учитель», 2007
2.Агафонова И. Учимся думать. Занимательные логические задачи, тесты и упражнения для детей 8 – 11 лет. С. – Пб,2006
3.Асарина Е. Ю., Фрид М. Е. Секреты квадрата и кубика. М.: «Контекст», 2005
4.Белякова О. И. Занятия математического кружка. 3 – 4 классы. – Волгоград: Учитель, 2008.
5.Лавриненко Т. А. Задания развивающего характера по математике. Саратов: «Лицей», 2002
6.Симановский А. Э. Развитие творческого мышления детей. М.: Академкнига/Учебник, 2002
7.Сухин И. Г. Занимательные материалы. М.: «Вако», 2004
8.Шкляров Т. В. Как научить вашего ребёнка решать задачи. М.: «Грамотей», 2004
9.Сахаров И. П. Аменицын Н. Н. Забавная арифметика. С.- Пб.: «Лань», 2005
10.Узорова О. В., Нефёдова Е. А. «Вся математика с контрольными вопросами и великолепными игровыми задачами. 1 – 4 классы. М., 2004
11.Методика работы с задачами повышенной трудности в начальной школе. М.: «Панорама», 2006
12.«Начальная школа» Ежемесячный научно-методический журнал

                            Список  4А класса, посещающих кружок

  1. Альтапов Руслан
  2. Альхамова Рената
  3. Ахметшина Эвелина
  4. Бурдикова Ангелина
  5. Жданов Данил
  6. Карлова Екатерина
  7. Кемеров Кирилл
  8. Кожевников Рафик
  9. Лапонова Дарья
  10. Латыпов Рустам
  11. Лепилова Яна
  12. Мурзакаева Неля
  13. Насырова Ляйсан
  14. Педан Никита
  15. Тупичкина Татьяна
  16. Ульданов Дамир
  17. Чинкараев Тимур
  18. Яппарова Азалия


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пояснительная записка к рабочей программе по математике на основе авторской программы «Математика» для 3-го класса В.Н.Рудницкой

   Рабочая программа по математике для 3К  класса разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего об...

Рабочая программа по математике Моро М.И., Бантовой М.А. Математика 1 класс программа «Школа России».

Программа по математике составлена на основе авторской рабочей программы Моро М.И., Бантовой М.А. Математика/ 1 класс// Сборник рабочих программ «Школа России». 1-4 классы. Пособие для...

Рабочая программа по математике (1 класс), разработанная на основе авторской программы «Математика» Рудницкой В.Н. в рамках проекта «Начальная школа XXI века»

Рабочая программа разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (Приказ № 373 от «6» октября 2009 г.), требо...

конспект урока по математике 2 класс. рабочая программа ппо математике 1 класс . презентации по математике и грамматике для будущих первоклассников

1. Конспект открытого урока математике, данного во 2 классе по программе "Школа России" на тему :"Приёмы деления, основанные на связи между компонентами  и результатом умножения."2. Презентация к...

Рабочая программа по математике составлена в соответствии с программой для коррекционных общеобразовательных школ и классов VII вида. Начальные классы 1-4 «Математика» (автор Г.М. Капустина

Рабочая программа по  математике составлена в соответствии с программой для коррекционных общеобразовательных школ и классов VII вида. Начальные классы 1-4  «Математика» (автор Г.М. Капустин...

Рабочая программа по математике (4 класс) на тему: "Рабочая программа по математике 4 коррекционный класс (8 вида).

 Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издание - М....

Рабочая программа по математике (3 класс) на тему: "Рабочая программа по математике 3 коррекционный класс (8 вида).

   Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...