Конспект урока математики в 3 классе по теме "Доли" УМК "Школа 2100"
план-конспект урока по математике (3 класс) на тему

Арсентьева Елена Олеговна

Урок ознакомления с новым материалом с использование технологии сотрудничества, деятельностного подхода, проблемно-диалогической и здоровьесберегающей технологий. Урок - исследование с применяются различные формы работы: фронтальная работа, работа в парах, групповая работа, самостоятельная работа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_matematiki_doli.docx49.05 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 44 ГОРОДА ТЮМЕНИ

ИМЕНИ ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА ИВАНА ИВАНОВИЧА ФЕДЮНИНСКОГО

Конспект урока математики в 3 классе

 по теме: «Доли»

УМК «Школа 2100»

Составила:

учитель начальных классов первой квалификационной категории

Арсентьева  Елена Олеговна,

город Тюмень

2015г

Урок математики в 3 классе

Тема урока 1.35

Доли

Тип урока

Урок освоения новых знаний

Планируемые результаты

Личностные УУД:

способность выполнять самооценку собственной учебной деятельности;  применять правила делового сотрудничества; проявлять познавательный интерес и учебную мотивацию; самоопределяться при выборе индивидуальных заданий;  выражать положительное отношение к процессу познания; учиться принимать другую точку зрения, уважительно относиться к одноклассникам.

Метапредметные УУД:

Познавательные :перерабатывать, преобразовывать  из одной формы в другую и обобщать полученную информацию; давать оценку своим действиям, оценивать результат; находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и   информацию, полученную на уроке; извлекать информацию из иллюстраций, текстов;  на основе анализа объектов делать выводы; ориентироваться  в тетради и на развороте учебника; уметь сравнивать цель и результат;  делать выводы в результате совместной работы класса и учителя; выдвигать гипотезу и обосновывать её.

Регулятивные :организовывать свою деятельность; определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя; высказывать своё предположение (версию) на основе жизненного опыта, работы с учебником; работать по образцу; осуществлять самоконтроль; оценивать результаты своей деятельности; осуществлять познавательную и личностную рефлексию; оценивать сложившуюся учебную ситуацию; выполнять учебные действия, руководствуясь изученными правилами  в соответствии с выбранным алгоритмом и инструкциями учителя.

Коммуникативные :соблюдать простейшие нормы этикета: здороваться, прощаться, благодарить; оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им; учиться работать в паре, группе; использовать речевые средства для аргументации своей позиции; сотрудничать, договариваться о последовательности действий и результате, учиться представлять другим выполненную работу; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).

Предметные: знать, что такое доля; уметь делить целое на доли; уметь определять, называть и записывать доли целого

Основные понятия

Целое, доля целого

Межпредметные связи

 история

Ресурсы:- основные

- дополнительные

Т.Е. Демидова, С.А.Козлова, А.П.Тонких «Математика. Учебник. 3 класс. Часть 1»

- раздаточный геометрический материал

- карточки с заданиями

Технология:

Проблемно-диалогическая,  технология сотрудничества, здоровьесберегающая технология,
технология деятельностного подхода

Формы работы

Фронтальная работа, работа в парах, групповая работа, самостоятельная работа

Технология проведения

Деятельность

учителя и учащихся

Планируемые результаты

Предметные

Личностные и метапредметные УУД

I. Организационный этап

Цели:

- формирование готовности к выполнению учебной деятельности;

– Прозвенел звонок!
А теперь проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Все ль на месте, все ль в порядке?
Ручка, книжка и тетрадка?

– Откройте тетради и запишите дату,  классная работа

– Любой урок математики для нас необычный потому, что каждый раз мы открываем какую-то тайну. Математика - наука тайн: мы узнаем тайну чисел, действий, выражений, задач. Но А.Нивен сказал: “Математику нельзя изучать, наблюдая, как это делает сосед”. Это значит, нужно самому трудиться, и тогда все непременно получится.

– Сегодня я предлагаю на уроке провести небольшое исследование. А что значит исследовать? (Открывать что-то новое, неизвестное)

- Скажите, какими качествами нужно обладать ученику, чтобы на уроке сделать для себя открытие? (Нужно быть внимательным, наблюдательным, активным, уметь поддерживать товарища.)

– Помогать  при исследовании нам будут научные книги: наши учебники.

Исследовать тему мы будем по этапам:

  1. Зарядка для ума.
  2. Определение темы, цели.
  3. Практический этап.
  4. Работа с книгой.
  5. Проблемный этап.
  6. Итоги исследования.

 

Уметь ориентироватьсяв тетради.

Личностные:

воспринимать позицию школьника на уровне положительного отношения к школе.

Регулятивные:

организовывать свою деятельность

Коммуникативные: уметь слушать и понимать речь других; соблюдать простейшие нормы школьного этикета.

II. Мотивации к учебной деятельности

Цели:

- актуализация требований к ученику со стороны учебной деятельности;

- формулирование темы урока учащимися;

- организация постановки цели урока учащимися

I этап. Зарядка для ума.

1) - Проверим таблицу умножения и деления. (16 примеров)

- Возьмите карточку учета знаний,  запишите только ответы (взаимопроверка, самооценка: без ошибок – «5», 1-2 ош – «4», 3 -4 ош –«3», 5 и более – учи!)

2) - Решите задачи:

- Карандаш стоит 2 руб. Сколько стоят 30 таких карандашей?

- Стороны прямоугольника 15 и 8 см. Найдите площадь прямоугольника?

3) – Решите примеры и расшифруйте слово (получается слово «мандарин»)

М - 60:10             А - 6*7                  
 А - 42*1               Р - 90*0
 Н – 17 : 17           И - 7*8
 Д – 40 : 5             Н - 45:45

– Вы скажете, причём тут мандарин, когда у нас урок математики? А он нам поможет назвать тему урока.

– Вот у меня мандарин. Я его очистила. Когда мы начинаем его есть, то мы его делим на что? (На дольки)
– Мандарин состоит из долек. Если мы посмотрим на чеснок, он тоже состоит из ….

- Где в окружающем мире еще встречаются доли?

– Приходилось ли вам делить что-то на части?
– А целое?
– А как по-другому называют части?

II этап. Определение темы, цели.

- Кто догадался, какая тема нашего урока?  

- Тема нашего урока «Доли».

 -Что хотите узнать? (Узнать что такое доля.)

-Узнаем, как образуются, называются и записываются доли.

- Перейдем к следующему этапу исследования

Знать таблицу умножения и деления;

уметь решать простые задачи;

уметь решать примеры на внетабличное умножение и деление;

уметь формулировать вопросы

Личностные:

проявлять интерес к учебному процессу,

выполнять самооценку.

Познавательные:

обобщать полученную информацию; давать оценку своим действиям, оценивать результат; находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт

Регулятивные:

осуществлять самоконтроль, учиться высказыватьсвоё предположение  на основе жизненного опыта.

Коммуникативные:

 слушать и понимать других, использовать речевые средства для аргументации своей позиции.

III. Актуализация знаний

Цели:

актуализация учебного содержания, необходимого и достаточного для восприятия нового материала

- организация фиксирования каждым индивидуального затруднения в пробном действии;

-анализ возникшей ситуации, выявление места и причины затруднения;

- организация постановки цели урока учащимися

III этап. Практический.

-Ребята, а как это - разделить на доли?

- Что такое доля? (Доля – это часть)

(Беру яблоко и говорю):

-С мандарином легко, он с дольками, а что делать с яблоком, чтобы получить доли? (Разрезать на части)

-Я взрослая, отрежу себе побольше, а Саша маленькая, ей можно поменьше.

 -Правильно я поступила? (Нет)

-Получились доли? (Нет)

- Почему? (Части неравные)

-А как правильно разрезать? (разделить на равные части)

-Какой вывод можно сделать? (Чтобы образовались доли, нужно целое разделить на равные части.)

 Что такое доля? (Одна из равных частей).

-Значит, как второе яблоко правильно разрезать на доли? (Сначала разрезать пополам)

- Возьму целое яблоко, делю его на части.

-На сколько равных долей разрезано яблоко? (На 2)

- Одну такую долю (часть) яблока дам Саше, другую Тимофею. Как на языке математики сказать, какую долю (часть) яблока я дала Саше? (мнение детей). (Одну долю из двух, половину)

- А как это записать, вы знаете? (Пока не знаем)

– У вас на партах лежит геометрическая фигура. Как она называется? (Круг)
– Сложите круг пополам.
– Разверните.
– Сколько равных частей получили?
(2)
– Итак, мы разделили круг пополам, т.е. на две равные части.
– Как они называются? 
(Половинки)

Половина – это часть целого числа. Закрасьте половину круга.

- Еще на столе у вас лежит полоска бумаги. Она  целая. Возьмите ее, согните пополам и еще раз пополам. Разверните ее. На сколько долей (частей) линии сгиба разделили полоску (целое)? (На 4 части)

- Заштрихуйте одну  долю полоски. Как можно назвать данную долю? Как можно записать это число? (Не знаем).

- Как же мы можем это узнать? (Из учебника)

Знать понятия: целое,  доля целого;

уметь делить целое на доли;

знать, как называются доли

Личностные УУД:

учиться принимать другую точку зрения; уважительно относиться к одноклассникам;

применять правила делового сотрудничества.

Познавательные:

на основе анализа объектов делать выводы; находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт;

выделять и формулировать познавательные цели с помощью учителя;

Регулятивные:

оценивать сложившуюся учебную ситуацию;  высказывать свои предположения.

Коммуникативные:

слушать и понимать речь других; использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции.

IV. Первичное усвоение новых знаний

IV этап. Работа с книгой

- Верный ответ мы найдем в учебнике на стр.76. Прочтите про себя, что написано в рамке.

- А теперь поработаем вместе и объясним, какое открытие мы сделали, прочитав учебник.

- Дан отрезок. Мы его принимаем за целое.

 На сколько частей он поделен? (на 2)

Какая часть выделена?

Как она называется на языке математики?

 -Как записывается половина целого ?http://festival.1september.ru/articles/529606/img11.gif

(Аналогично проводится работа с http://festival.1september.ru/articles/529606/img12.gif, http://festival.1september.ru/articles/529606/img13.gifдолями.)

- Какую же долю взяла себе Саша? Как это записать?

- Вернемся к нашей полоске бумаги. Какую долю полоски мы заштриховали? Как это записать? Запишите на штрихованной части.

 – Итак, число под чертой показывает, на сколько равных частей разделили целое, число над чертой показывает, что мы закрасили одну такую долю.

- В первых учебниках математики (в XVII веке) доли  назывались - «ломаные числа».                                                                                                                           Современное обозначение долей берет свое начало в Древней Индии.  Долгое время доли считались  самым трудным разделом математики.   У немцев даже сложилась поговорка “попасть в доли”, что означает “попасть в трудное положение”.

- Но сегодня мы с вами на уроке докажем, что доли не смогут нас поставить в трудное положение.

Знать, как образуются, называются и записываются доли целого

Личностные УУД:

способность выполнять самооценку собственной учебной деятельности;  проявлять познавательный интерес и учебную мотивацию.

Познавательные:

извлекать информацию из иллюстраций, текстов учебника;  перерабатывать, преобразовывать  из одной формы в другую и обобщать полученную информацию; давать оценку своим действиям, оценивать результат; находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт; ориентироваться  на развороте учебника; делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.

Регулятивные: организовывать свою деятельность; оценивать сложившуюся учебную ситуацию; выполнять учебные действия, руководствуясьинструкциями учителя; высказывать своё предположение (версию) на основе жизненного опыта, работы с учебником.

Коммуникативные:оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; учиться представлять результат учебной деятельности другим

Физминутка

Цель:

-снять физическое и эмоциональное напряжение

- Прочитайте числа: 1/2, 1/6, 1/4.

– Если показываю 1/2, то приседаете,
Если – 1/6, – прыжки,
Если 1/4 – игра в ладоши с соседом.
Ловушка – погрозить пальчиком.
1/2, 1/6, 1/4, 1/2, 1/3, 1/4,1/6.

Уметь читать и различать доли

Регулятивные:

организовывать свою деятельность

V. Первичная проверка понимания

V этап.  Проблемный

1)Работа с учебником. Стр. 77 №3

- Прочтите и объясните, как образовалась доля целого.

2) Работа в парах.

Карточки: изображено 10 фигур, каждая разделена на доли: на 3, 8, 2, 4, 6,12 и т.д. Надо подписать закрашенную долю: http://festival.1september.ru/articles/532105/img7.gif ,http://festival.1september.ru/articles/532105/img5.gif, http://festival.1september.ru/articles/532105/img1.gif, http://festival.1september.ru/articles/532105/img3.gif, http://festival.1september.ru/articles/532105/img4.gif, http://festival.1september.ru/articles/532105/img6.gif и т.д..

3) Работа в группах.

- Работая в группе,  заполните пустые строки в таблице

доля

название

1

2

одна четвертая

1

3

одна шестая

1

12

Уметь объяснять, как образуются доли;

уметь называть доли;

уметь различать доли

Уметь обозначать доли;

уметь называть и записывать доли

Личностные УУД:

проявлять познавательный интерес и учебную мотивацию;учиться принимать другую точку зрения, уважительно относиться к одноклассникам.

Познавательные:

находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и   информацию, полученную на уроке; извлекать информацию из иллюстраций;  на основе анализа объектов делать выводы.

Регулятивные:организовывать свою деятельность высказывать своё предположение (версию) на основе жизненного опыта, работы с учебником.

Коммуникативные: слушать и понимать речь других; использовать речевые средства для аргументации своей позиции

Физминутка

Зарядка для глаз

VII.Первичный контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.

Цель:

- применение предметных знаний, умений, навыков в условиях самостоятельного  решения учебных задач;

-организация выполнения самопроверки, самооценки

  1. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Работа по учебнику, стр. 77 №4.

- А сейчас проверим то, что сделали,  по образцу на экране.

- Увидели свои трудности, ошибки?

-  Над чем нужно поработать?

Уметь различать и записывать доли целого

Личностные:

Формирование познавательного интереса и учебной мотивации;

осуществление самооценки

Познавательные:

находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и   информацию, полученную на уроке; оценивать результат Регулятивные: выполнять учебные действия в соответствии с выбранным алгоритмом и инструкциями учителя.

VI. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

Цель: познакомить с домашним заданием, дать инструктаж по его выполнению

- № 6а – обязательно,

№7 ,8  - на выбор по желанию

Личностные:

самоопределяться при выборе индивидуальных заданий

VII. Рефлексия учебной деятельности на уроке

Цели:

- зафиксировать новое содержание урока;

- организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности

VI. Итоги исследования.

1. Повторение сведений о долях.

- Вспомните, какие задачи мы ставили на уроке?

- Что мы должны были узнать? (Что такое доля)
– Что такое доля? (Часть целого)

  1. Осознание учащимися своей учебной деятельности

- Мне хочется услышать ваши впечатления о сегодняшнем уроке. Подумайте и закончите одно из предложений:

Я знаю…        

Я умею…

Я научился…

3.Самооценка учениками своей учебной деятельности

– Какие возникли затруднения? Над чем предстоит ещё поработать?

Знать, что такое доля;

что обозначают числа в записи доли целого;

Личностные:

осуществлять самооценку.

Познавательные: уметь сравнивать цель и результат.

Регулятивные:

осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Коммуникативные:

оформлять свои мысли в устной форме;учиться работать в группе;

соблюдать простейшие нормы школьного этикета.

Методическая литература:

1. Демидова Т.Е. Козлова С.А. Тонких А.П. Математика. Учебник для 3-го класса в 3-х частях. Часть 1. -Издание: 3-е изд., испр. - М.: Баласс, 2012

2. С.А Козлова, А.Г. Рубан, А.В.Горячев. Математика. 3 класс: методические рекомендации для учителя по курсу математики с элементами информатики – М.: Баласс, 2013.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок математики 3 класс УМК "Школа 2100"

Нестандартный урок систематизации и обобщения изученного материала...

Презентация к уроку математики 1 класс, УМК "Школа 2100"

Данная презентация сопровождает урок математики по теме:Сложение и вычитание чисел в пределах 20. Красочное оформление урока привлекает внимание детей, активизирует их деятельность. В презентации испо...

Урок математики 3 класс УМК "Школа 2100"на тему "Круг. Окружность."

Цель урока: расширить знания о геометрических понятиях. Задачи:познакомить с понятиями «окружность», «радиус», «центр окружности», «диаметр»;совершенствовать навыки работы с циркулем;развив...

Конспект урока математики 1 класс по программе УМК "Школа 2100" "Решение задач"

В конспекте прописанны все УУД, которые формируются на уроке. Урок расчитан на разный уровень развития детей...

Урок математики 2 класс УМК " Школа 2100" и мастер класс" Использование компьютерных технологий"

Дана разработка урока математики по УМК " Школа 2100" по теме " Периметр", к ней прилагается презентация по уроку. А так же мастер -класс  по теме " Использование компьютерных технологий в началь...

Конспект урока математики 2 класс Образовательная система “Школа 2100” Учитель Долгова И.А.Тема урока: Цена. Количество. Стоимость.

Тема урока:  Цена. Количество. Стоимость.Тип урока: урок введения нового знанияЦель: развитие личности учащегося на основе усвоения предметных знаний.Задачи:1) образовательная (предметн...