ЗАКРЕПЛЕНИЕ ПРОЙДЕННОГО МАТЕРИАЛА «Путешествие по тувинским народным традициям - «Шагаа»
план-конспект урока по математике (4 класс) на тему

Грек (Петухова) Ольга Дмитриевна

Урок математики 4 класс. Образовательная система "Школа 200..."

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл shagaa_urok_matematiki.docx188.49 КБ

Предварительный просмотр:

Тема:  ЗАКРЕПЛЕНИЕ ПРОЙДЕННОГО МАТЕРИАЛА

«Путешествие по тувинским народным традициям - «Шагаа»

Цели:

  • Познакомить детей с традиционным тувинским  праздником «Шагаа».
  • Воспитывать уважение к обычаями и традициями тувинского народа.
  • Закрепить умение решать задачи на движение; сравнивать и вычислять смешанные числа;
  • развивать логическое мышление, познавательные интересы, навыки устных и письменных вычислений, самоконтроль и самоанализ.

Оборудование:

  • листы для индивидуальных и групповых работ;
  • тувинская народная музыка:

                                              Ход урока.

  1. Организационный этап.

- Дорогие мои дети! Сегодня у нас будет не обычный урок, сегодня нам предстоит необычное путешествие.

Попробуйте догадаться, чем мы сегодня займемся?

Звучит тувинская музыка.

Предположения детей.

- Мы с вами отправимся в путешествие по тувинским народным традициям. Узнаем много нового и интересного.А помощником в нашем путешествии будет священный огонь в образе солнца.

  1. Постановка цели и учебных задач.

- Прежде чем отправиться в путешествие давайте повторим пройденный материал:

– Задачи каких видов мы с вами рассматривали на предыдущих уроках?

(Задачи на движение.На движение вдогонку и с отставанием, встречное движение)

– А что вы можете сказать о дробях исмешанных числах?

(Смешанное число состоит из целой части и дробной;

дробь в которой числитель меньше знаменателя называют правильной дробью;

дробь в которой числитель больше  знаменателя называют неправильной дробью;)

- Молодцы!

  1. Актуализация знаний.

Перед вами большой тувинскийаал. В каждом жилище для вас приготовлено задание. Выполните его, узнаете много интересного о традициях тувинцев.

Хотите попробовать?

Тогда в добрый путь!

  1. ЗАДАНИЕ ПЕРВОЙ ЮРТЫ.

Каджомуученику  выдаются листы с примерами-шифровкой.

Расположи ответы примеров в порядке возрастания, и ты узнаешь название праздника тувинского народа.

(Четверо детей работают у доски.)

А   9 – 3 11/13 =       Ш  7 4/9 – 2 5/9 =      А4 5/13 + 2 9/13 =       Г  1 7/9 + 3 4/9 =    

ШАГА

Но тут возникает проблема! (Поднимают карточку)

Не хватает одной буквы, чтобы слово сложилось.

Предлагаю самостоятельно составить выражение и решить его.

(условие составления примера дети оговаривают, ответ должен быть больим)

ШАГАА

Дверь юрты открыта.

- Шагаа - этот праздник у тувинцев самый большой и  считается вроде Нового года...  Традицию отмечать Шагаа в Туве снова начали в 1990 году.  Дату наступления Шагаа определяют по лунному календарю.

   К празднику  начинают готовиться заранее: режут самого жирного козла или барана, разделывают тушу, затем, уложив мясо в брюшину, замораживают тушу для Шагаа.

    Если мясо не приготовить заранее, то к весне любое животное похудеет, потеряет упитанность и не будет таким лакомым куском на празднике.

Перед праздником вещи из юрты выносят, чистят, вытряхивают. Юрта пустеет до самого дымохода. Вокруг юрты, на скотных дворах тоже метут, чистят, приводят все в порядок.

    Изображения богов моют, чистят. Богов расставляют на аптарах. Перед ними ставят бронзовые чашечки с пищей, зажигают лампадки.

  1. Первичное закрепление.
  1. ЗАДАНИЕ ПЕРВОЙ ЮРТЫ.

  1. Сравни: стр.113 № 10

(С комментированием)

5/17…12/17      8/9…9/9     35%...29/100      5 4/13…. 2 9/13

6/17…6/7          15/15…14/14       42%...42/78          5 3/8…5¾

С заданием справились. Дверь юрты открыта.

   В предпраздничный вечер достают замороженное для праздника мясо, молодежь расчищает  катки, устраивает качели.

За аалом складывают две высокие кучи из снега, в них втыкают  два дерева и сооружают  настил из камней — для костра.

В одной из юрт аала живет лама. Он с вечера закрыл дымоход своей юрты и всю ночь молился. Слышно было, как он читает  молитвы, бьёт в барабан, стучит  в бубен. К нему приходили люди и тоже молились.

 В ночь на праздник, никто не спит, каждый занимается последними приготовлениями. На улице  шумит  ребятня, они все, закатав рукава, тщательно умываются  снегом, как бы очищаются.  

Там где виднеются сооружения из снега, скоро пожалует сам Эжен. (Тувинское божество)

Люди пойдут к нему навстречу и будут молиться. Тот, кто проспит и не помолится, тот  останется грешником и неосвященным.

  1. Решение задачи

Праздник Шагаа все встречают в одном месте. Поэтому стараются перекочевать поближе к месту празднования.

Что происходит дальше, узнаем решив задачу про двух оленеводов.

  1. ЗАДАНИЕ ИЗ ЧУМА.

Решим задачу: стр..106 № 6 У каждого члена группы есть лист со схемами задач.

Из двух стоянок навстречу друг другу вышли два оленевода и встретились через 3 часа. Расстояние между стоянками 27 км. Скорость одного оленевода 4 км/ч. Найди скорость второго оленевода.

а) Каждый решает самостоятельно, проверяют группой.

Защищает решенную задачу та группа, которая первая ее решила.

4км/ч?км/ч

tвстр.= 3 ч.

27 км

б) Обратные задачи делают группой на отдельном лисе бумаги.

Защищают обратные задачи следующие группы по очереди.

Дверь чума тоже открыта.

Руководит праздником самый старший в аале мужчина, или  занимающий самый высокий пост. В определенный час, люди из всех юрт идут к снежным кучам.

Они несут чашки с вареным мясом, тарелки с разной едой, чайники с горячим чаем, а кто-то несет  железную лопату с горящими углями. Когда все собрались у снежных куч, стало светать.  

Между кучами расстелили новую белую кошму, а к воткнутым в снег деревьям прикрепили бумажные флажки. Высыпали на дрова угли — огонь бросился в небо, всё вокруг озарилось веселым жарким пламенем.

Люди стоят вокруг костра, а самый старший, взяв в руки тоскарак  и черпак, брал из чайника чай и разбрызгивал на четыре стороны,и в огонь костра приговаривая:

— О, Эжен! Со змей шкуры спадать начали. День нового года просыпается. Все тяжёлое миновало. Все хорошее поверни к нам лицом, великий бог!.. Всем, кто трудом живет, — благополучия и счастья! Пусть джут далеко обойдет нас. Кто траву ест, пусть хищных зверей не встретит. Болезни и грехи пусть мимо нас пройдут...

Затем все люди  сняли шапки, положили их перед собой и стали молиться, кланяясь до земли, громко высказывая божеству Эжену затаённые желания.

5. Физкульт минутка.

  1. Задание третьей юрты.

(под тувинскую музыку)

(Рассказывает учитель, а дети учатся приветствовать друг друга)

- Когда  молитвы были закончены, то все стали  протягивать  друг другу руки для приветствий.

Первым должны протягивать руки для приветствия более молодые, а старшие в ответ опускают свои, слегка касаясь рук приветствующего.

Если же встречается ровесник или друг, вежливость обязывает опустить свои руки ниже твоих.

Кроме того, в знак уважения, особенно к старшим, во время приветствия следует передать что-то из рук в руки. Кусочек белой материи, даже нитку белую....

6.  Логические задачи для всех групп.

В последней юрте живет самый старый и самый мудрый старик. Он тоже приготовил для вас задание.

Найди число.

Работа в паре..

zylulkvvevgm15fzylulkvvevgm15f

Дверь юрты открыта.

Кончив молитвы и приветствия, все отправились в аал.

В каждой юрте сегодня на медленном огне в самой большой чаше варилось мясо. Вся посуда была наполнена вкусной едой.

Беднота, не имеющая скота, мясных блюд приготовить не могла. Но и самые бедные варили хотя бы кашу и свежий крепкий чай не только для себя, но и для гостей. И на этот лучший свой обед звали всех, кто встретится.

Все пели, шутили, смеялись и радостно приветствовали друг друга.

Сегодня ни одна юрта не должна была остаться без гостей, без угощений. Каждый получает, сколько он хочет, сколько может съесть.

7. Рефлексия (подведение итогов урока).

Наше путешествие подошло к концу.

– Сколько юрт приготовили для вас задания?.

– Какое задание было самым трудным?

– Какие задания вызвали интерес? Почему?

- что нового узнали о празднике «ШАГАА» ?

– Какое у вас было настроение на уроке?.

8. Домашнее задание:

С. 107 № 11, №13 а) (по выбору учащихся)

«Шагаабиле!»

Литература:

Использовала опыт работы учителя высшей категории: Грек Н. И.

  • Учебник математики 4 класс, 2 часть Л.Г.Петерсон
  • CD поурочные планы  уроков математики 3- 4 класс, издательство «УЧИТЕЛЬ»
  • Отрывок из книги Степана АгбаановичаСарыг-оола"Повесть о светлом мальчике" – «Шагаа»

МБУ Тоора-Хемская СОШ

методическая разработка

урока математики в 4 классе

(Открытый комплекс «Школа 2000…»)

Тема:

ЗАКРЕПЛЕНИЕ ПРОЙДЕННОГО МАТЕРИАЛА

«Путешествие по тувинским народным традициям - «Шагаа»

https://fs00.infourok.ru/images/doc/57/70757/hello_html_m7e43faf9.jpg

Разработку подготовила

учитель начальных классов

МБУ Тоора-Хемской СОШ

Петухова О. Д.

2012-2013 уч.год


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок окружающего мира в 3 классе. Тема: Закрепление пройденного материала по темам: «Экосистемы леса, озера, болота и луга». НРК «Животные и растения экосистем леса, озера, болота и луга Челяб

Урок-закрепление пройденного материала по темам: «Экосистемы леса, озера, болота и луга». НРК «Животные и растения экосистем леса, озера, болота и луга Челябинской области». Организация урока по т...

Математика "Закрепление пройденного материала" 1 класс

Присутствие любимых сказочных героев   помогают оживить и разнообразить урок....

Закрепление пройденного материала по теме "Величины"

Урок математики по сказке "Золушка". Тема "Закрепление пройденного материала по теме "Величины".  Цели: - закреплять знания соотношений единиц длины, массы, времени, сравнивать эти величины;  - сове...

Урок русского языка. Правописание безударных гласных в корне,правописание парных согласных. Закрепление пройденного материала.

КВН по русскому языку в рамках кустового объединения начальных классов по теме "Нетрадиционные формы проведения урока"...

Урок - путешествие "Закрепление пройденного материала".

Цель урока: закрепить навыки внетабличного и табличного умножения и деления, решать примеры и задачи наделение состатком; развивать математические способности, логическое мышление, внимание и интерес ...

Конспект урока математики во 2 классе "Числа от 1 до 100. Сложение и вычитание. Закрепление пройденного материала". (Урок-путешествие «В гостях у сказки»)

Задачи урока: совершенствовать навыки устных и письменных вычислений в пределах 100; закреплять умение решать простые и составные задачи; развивать творческое мышление, память, речь и внимание ...

нестандартный урок математики «Морское путешествие» по теме «Закрепление пройденного материала»

нестандартный урок математики «Морское путешествие» работа над числовым рядом; повторение состава чисел; подготовка к решению задач; решение примеров....