Педагогика успеха
статья по математике (2 класс) на тему

Замащикова Любовь Михайловна

Групповая работа в классе на уроках математики по мотивам педагогического наследия С.Френе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedagogika_uspeha.docx25.98 КБ

Предварительный просмотр:

                                       

Л. М. Замащикова  

               Педагогика успеха                                                                                                                                                            

      В статье рассматриваются возможности групповой работы на уроках в начальной школе с использованием элементов групповой деятельности в методике С. Френе. Приводятся примеры его инвариантов и разьясняется, как они применяются на уроках.

       Ключевые слова: инварианты, разноуровневые карточки, оптимизм, успех

        На уроках я использую групповые методы работы с учащимися на основе методики С.Френе, позволяющие детям добиваться успеха почти на всех уроках.  Его основными постулатами являются инварианты . 

«Инвариант 4: Никто – и ребенок, как и взрослый, – не любит, чтобы ему приказывали.                                                                                                                                                                         Необходимо найти такие педагогические приемы, при которых ребенку дается максимальная самостоятельность в выборе пути и взрослые как можно меньше прибегают к авторитарным методам» ( С.Френе)                                                     Именно на этом основывается моя работа. Я провожу занятия в игровой форме. Сначала я им предлагаю большое количество разнообразных карточек, среди которых каждый выбирает карточку по своим возможностям и по своему вкусу (карточки в цветном варианте). Затем класс делится на группы с равными возможностями. Дети выполняют задания в группах. Таким образом нет «принудиловки» и «обязаловки». Каждому предоставлено право выбора.

«Инвариант 10: Любой человек стремится к успеху. Неудача тормозит работу и лишает энтузиазма.
      Первые ученики хорошо учатся не только из-за своих способностей, но еще и потому, что они получают хорошие отметки и успешно выдерживают экзамены. Остальных школа подавляет, обрушивая на них лавину неудач и провалов.  Нужно всегда способствовать успехам детей. От этого непосредственно зависит эффективность обучения.                                                                                           Родители и учителя, конечно, скажут, что нельзя все же ставить хорошую отметку за неудовлетворительную работу или хвалить ученика за плохое ведение тетрадей. Но ведь мы и не призываем к этому. Наша педагогика позволяет детям добиться успеха другими способами – их работы, сделанные с любовью, получают всеобщее одобрение».   ( С.Френе)    

     Состав группы непостоянный, он подбирается с учетом того, чтобы с максимальной эффективностью для коллектива могли реализоваться учебные возможности каждого члена группы, в зависимости от содержания и характера предстоящей работы.

-      руководители групп и их состав подбираются по принципу объединения школьников разного уровня обученности, информированности по данному предмету, совместимости учащихся, что позволяет им взаимно дополнять и обогащать друг друга.

      - однородная групповая работа предполагает выполнение небольшими группами учащихся одинакового для всех задания, а дифференцированная - выполнение различных заданий разными группами. В ходе работы поощряется совместное обсуждение хода и результатов работы, обращение за советом друг к другу.

 -    каждая группа получает определенное задание (либо одинаковое, либо дифференцированное) и выполняет его сообща под непосредственным руководством лидера группы или учителя;

-  задания в группе выполняются таким способом, который позволяет учитывать и оценивать индивидуальный вклад каждого члена группы;                                                                                                                                                                                   Я изготовляю карточки  с разно уровневыми заданиями и даю детям самим возможность выбирать, с каким уровнем они справятся, дети выбирают задание и пробуют свои силы, если задание слишком легкое, они имеют возможность перейти к другому уровню и получить карточку с более сложным заданием, получив за это дополнительные баллы. Это окрыляет ребят и они стремятся набрать больше баллов и попасть на более высокий уровень, даже самые слабые ученики, справившись  с простым заданием, пробуют свои силы в других уровнях, а так как  уровни повышаются постепенно, то у них начинает все получаться и они чувствуют себя полноценными и полноправными членами группы. Карточки проверяют ребята-контролеры,  которые постоянно меняются , их сменяют операторы, которые заносят оценки в ведомости, имеющиеся у каждой группы. Детям очень нравится меряться силами, какая комада быстрее и лучше справится с заданием, поэтому они суммируют количество баллов (обычно этим занимается капитан команды), набранное командой и сравнивают свои успехи с успехами  своих товарищей. Им очень хочется почувствовать себя сильными, а так как команды подбираются с равными шансами на успех, то борьба ведется с переменным успехом, побеждает то одна команда, то другая. У меня в классе 24 ученика. 6 команд по 4 человека. Обычно это две парты . У каждого члена команды свои обязанности: командир, контролер, оператор и лаборант. Лаборанты приводят в порядок карточки после их использования. Все четверо по очереди сменяют друг друга. Таким образом никто не чувствует себя ущемленным, все ощущают себя полноправными членами команды, в классе царит дружеская атмосфера. Каждый готов прийти на помощ ь другому. Все дети очень довольны, так как заданий очень много и каждый успевает проявить себя с лучшей стороны. Каждому есть чем гордиться. Те дети,  которым не под силу пока трудные задания, набирают баллы за счет количества выполненных более простых заданий и тоже получают хорошую оценку, а поскольку они много поупражнялись, окрепли и дальше поднимаются на более высокий уровень, а члены их команды радуются за них, а так как у всех все получается, то и настроение у команды замечательное, 

      При групповой форме работы учащихся на уроке в значительной степени возрастает и индивидуальная помощь каждому нуждающемуся в ней ученику как со стороны учителя, так и своих товарищей. Причем помогающий получает при этом не меньшую помощь, чем ученик слабый, поскольку его знания актуализируются, конкретизируются, приобретают гибкость, закрепляются именно при объяснении своему однокласснику.

«…Инвариант 30: Последний инвариант, который подтверждает необходимость наших поисков и оправдывает нашу деятельность, – это оптимистическая вера в жизнь.
  Чем моложе и активнее человек, тем больше он ощущает потребность отважно рваться вперед. И когда грубая власть считает, что она задушила его смелый порыв, он ищет тайные, обходные пути, чтобы преодолеть препятствия и не отклониться от избранного курса. Именно жизненный оптимизм станет для вас при опробовании этих инвариантов нитью Ариадны, которая приведет к нашей общей цели: формированию людей будущего.» С. Френе      

      При групповой форме работы учащихся на уроке в значительной степени возрастает и индивидуальная помощь каждому нуждающемуся в ней ученику как со стороны учителя, так и своих товарищей. Причем помогающий получает при этом не меньшую помощь, чем ученик слабый, поскольку его знания актуализируются, конкретизируются, приобретают гибкость, закрепляются именно при объяснении своему однокласснику.

        И во внеклассной работе они тоже стараются не упасть в грязь лицом. Они ощущают себя победителями. Так в этом учебном году мой  2-А класс получил грамоту «Самый активный класс» по внеклассным мероприятиям и по вычислительным навыкам заняли первое место в школе, при проверке навыков завучем во всех 2-х классах, у нас оказалось 14 «пятерок», остальные «четверки» и ни одной «тройки». Победа была чистой. В региональном интеллектуальном турнире «Умник-2016» почти все наши участники оказались впереди, и мы заработали 2 призовых места, 2 призовых места заработали во Всероссийском конкурсе «Осень золото бросает». Кроме этого было еще много грамот за победы на школьном уровне за участие и призовые места. В общем дети чувствуют себя счастливыми и успешными во всех своих начинаниях . А толчок всему был на уроках математики, когда дети впервые поверили в свои силы и поняли, что если постараться, то все получится. 

        Групповая форма работы на уроке может применяться для решения почти всех основных дидактических задач. Наиболее применима и целесообразна она при проведении практических работ, лабораторных и работ-практикумов по естественнонаучным предметам; при отработке навыков разговорной речи на уроках иностранного языка (работа в парах); на уроках трудового обучения при решении конструктивно-технических задач; при изучении текстов, копий исторических документов и т.п. В ходе такой работы максимально используются коллективные обсуждения результатов, взаимные консультации.

Литература: 

  1. Антология гуманной педагогики. Френе.
  2. Журнал “Обучение за рубежом”, № 10, 2000, Я.Быстрицкая.
  3. Фрагменты из книги С.Френе “Педагогические инварианты”. Перевод с французского Т.Старостиной

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогика успеха: теоретические подходы и практика реализации»

тема может быть использована на педсовете...

Педагогика успеха: теоретические подходы и практика реализации»

презентация может быть использованна на педсовете...

Мастер-класс «Педагогика успеха как путь к воспитанию гуманной конкурентноспособной личности».

Приобретая опыт педагогической работы в начальных классах, я пришла к выводу, что активизировать мышление обучающихся можно на протяжении всего хода урока самыми различными приемами и средствами, но г...

Презентация "Педагогика успеха как путь к воспитанию гуманной конкурентоспособной личности"

Приобретая опыт педагогической работы в начальных классах, я пришла к выводу, что активизировать мышление обучающихся можно на протяжении всего хода урока самыми различными приемами и средствами, но г...

Инновационные технологии: создание ситуации успеха на уроках посредством педагогики сотрудничества

Инновационные технологии: создание ситуации успеха на уроках  посредством педагогики сотрудничества...

От твоего успеха зависит мой успех и от моего успеха зависит твой успех

Какие навыки должны приобрести ученики, чтобы преуспеть в своей будущей карьере? ...

Конспект урока педагогики + презентация "Успех и достижения ученика" (2 класс)

Цель деятельности учителя: формирование представления об успехе как стремлении человека в достижении цели и   результата;  формирование у учащихся  качеств успешной личности.Планир...