Конспект урока "Задача"
план-конспект урока по математике (1 класс) на тему

Молочкова Галина Михайловна
Учебный предмет: Математика
 УМК « Школа России»
 Тема урока:  « Задача»
Тип урока: изучение нового материала.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл конспект урока "Задача"40.99 КБ

Предварительный просмотр:

Проект урока по теме: «Задача»

Выполнил учитель начальных классов

МБОУ « Валковская СОШ»

Лысковского района

ФИО Молочкова Галина Михайловна

Квалификационная категория- сзд

Стаж работы учителем начальных классов 27 лет

Контактный телефон  89049117387

2015 год.

Проект урока

 Учебный предмет: Математика

 УМК « Школа России»

 Тема урока:  « Задача»

Тип урока: изучение нового материала.

Задачи урока:

- формировать представление о структуре задачи.

- Формировать умение различать условие задачи, вопрос;

-правильно оформлять решение задачи.

Ожидаемые результаты:

Предметные:

- знать структуру текстовой задачи

- уметь различать условие задачи, вопрос

-уметь правильно оформлять решение задачи

Метапредметные:

 Познавательные  УУД:

- умение ориентироваться в своей системе знаний

-отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания; находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке

Коммуникативные:

- уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им

 Регулятивные:

-уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;

- работать по коллективно составленному плану;

-оценивать правильность выполнения действия ;

- планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей;

-принимать и сохранять учебную задачу – осуществлять контроль своей деятельности и деятельности партнеров;

-высказывать свое предположение

Личностные:

- уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности

 Оборудование: Учебник «Математика» 1 класс автор  М.И.Моро ,тетради с печатной основой,  мультимедийный проектор, экран, мультимедийное учебное пособие, карточки (знаки «больше», «меньше», «равно»)

                                                                                План  и хронометраж урока

№п/п

Название этапа

Хронометраж

1

 Мотивация к учебной деятельности

2 мин

2

 Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии

10мин

3

 Выявление места и причины затруднения

2мин

4

 Построение проекта выхода из затруднения

3мин

5

Реализация построенного проекта

10мин

6

Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

8мин

7

 Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

7мин

8

 Рефлексия учебной деятельности на уроке

3мин

                        Фрагмент тематического планирования

п/п

Тема урока

38

Сложение и вычитание вида …+1,…-1

39

Сложение и вычитание вида …+1+1, …-1,-1

 40

Сложение и вычитание вида …+2,…-2

41

Слагаемые.Сумма.

42

Задача

43

Составление задач по рисунку

44

Таблицы сложения и вычитания с числом 2

45

Присчитывание и отсчитывание по2

п/п

Этап урока

Деятельность

обучающихся

Деятельность

учителя

Теоретическое обоснование (формируемые УУД)

1

 Мотивация к учебной деятельности

Проговаривают стихотворение – правила поведения на уроке, объясняют, для чего нужно выполнять эти правила.

Дети разгадывают ребус (Задача)

Проговаривают хором девиз урока.

Отвечают на вопрос учителя

1.Организует актуализацию требований к ученику со стороны учебной деятельности.

- Громко прозвенел звонок.

Начинается урок.

Наши ушки – на макушке,

Глазки широко открыты.

Слушаем, запоминаем,

Ни минуты не теряем.

2. Создаёт  условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность.

– Разгадайте ребус.  (задача)

- А что такое задача?

- Хотите узнать? (Да)

3. Проговаривает девиз урока, организует уточнение типа урока  

Девиз урока: «Знаешь – говори, не знаешь – слушай».

- Значит, чему будет посвящён наш урок (открытию нового или закрепление пройденного)?

Уметь совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им (Коммуникативные УУД).

Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД).

Умение слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД). 

Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя (Познавательные УУД).

2

 Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии

Устные ответы детей( по одному, хором)

Повторение состава числа 10 по таблице (мультимедийное пособие «Состав чисел)

Четвертое задание один ребенок выполняет на доске, остальные показывают карточки со знаками(больше, меньше, равно)

На доске изображение 2 лесенок, идущих вверх и на горке стоит домик.

Дети делятся на 2 группы, выходят по одному, решают примеры. (сильные дети помогают слабым)

Проверка : дети хором читают ответы снизу вверх (самооценка с помощью «светофора»)

Вспоминают правило: слагаемое, слагаемое, сумма

Выполняют задание устно.

Фиксируют индивидуальное затруднение (Я не знаю).

1.Организует актуализацию умений сравнивать выражения, решать примеры на сложение и вычитание ,  определять последовательность и состав чисел в пределах 10

1.Посчитать от 1 до 10 и обратно

2.Назвать соседей чисел…(3.5,8.9)

3.Назвать состав числа 10.

4.Сравнить выражения:

8-1…7                  7+2…9

8-1…6                  4+1…6

-Как называются такие выражения?

(равенства,неравенства)

5.Игра «Кто быстрее дойдет до домика» вверх по лесенке

Примеры даны на сложение и вычитание в пределах 10.

5+2               6+6

10-3              8-1

8+1                7-7

4-2                 6-2

9+1                2+3

-Как называются числа при сложении?

2.Предлагает задание для пробного действия.

 

Послушайте 2 текста и сравните их

1.На базаре купили 2 свеклы и 1 кочан капусты. Сколько всего овощей купили?

2 На базаре купили 2 свеклы и 1 кочан капусты. Овощи очень полезные.

-  Какой текст является задачей?

3.Организует фиксирование индивидуального затруднения.

- У нас получились разные варианты  почему?

(Не знаем, что такое задача?)

Предметные:

Знать последовательность чисел в пределах 10 и состав числа 10.

Уметь сравнивать выражения

Коммуникативные:

-умение выражать свои мысли полно и точно

Регулятивные:

-выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации

Предметные:

Умение выполнять сложение и вычитание в пределах 10

Коммуникативные:

Умеют слушать и понимать речь других

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу-осуществляют контроль своей деятельности и деятельности партнеров

Познавательные: владеют математическими терминами :слагаемое, сумма.

Уметь высказывать своё предположение (Регулятивные УУД).

 

Уметь оформлять мысли в устной и  форме (Коммуникативные УУД).

3

Выявление места и причины затруднения

Под руководством  учителя выявляют место затруднения.

Проговаривают причину затруднения с помощью учителя.

1.Организует выявление места затруднения.

- В каком месте возникло затруднение? (При выборе задачи).

2.Организует фиксирование во внешней речи причины затруднения.

 - Почему возникло затруднение? (Не знаем, что такое задача?).

Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД).

Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя (Познавательные УУД).

4

 Построение проекта выхода из затруднения

С помощью учителя  ставят цель урока и проговаривают ее.

Составляют и проговаривают план  действий с помощью учителя.

Называют средства.

1.Организует постановку цели урока.

- Какую цель ставим? (Узнать, что такое задача).

2.Организует составление совместного плана действий

- Наметим наш план действий:

1. Сами попробуем выполнить задание: узнать, что такое задача.

2. Сопоставим свои предположения с учебником, спросим у учителя.

3. Устраним затруднение.

4. Применим новое знание.

- Что нам поможет? (свой опыт, учебник, учитель)

Физкультминутка

Раз- поднялись,

Потянулись

Два- согнулись,

Разогнулись

Три -в ладоши три хлопка

На четыре- три кивка,

Пять- руками помахать,

Шесть- тихонько сесть.

Уметь

определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя (Регулятивные УУД).

Уметь проговаривать последовательность действий на уроке; (Регулятивные УУД).

Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД).

5

Реализация построенного проекта

Под руководством учителя выполняют составленный план действий.

Отвечают на вопросы учителя.

Под руководством учителя формулируют тему урока.

1.Организует реализацию построенного проекта в соответствии с планом. Организует подводящий диалог.

- Чем отличается первый  текст от второго? (В первом тексте есть вопрос)

- Вы можете на него ответить?

- Значит в задаче должен быть … (Вопрос)

2) Сколько было яблок в корзине?

- Прочитайте. Это задача? (Нет)

- Почему, ведь вопрос есть. (Нет данных)

- Значит в задаче, кроме вопроса должно быть… (Условие-это то, что известно в задаче)

3) На тарелке лежало 3 яблока и 1 груша. Сколько лимонов лежало на тарелке?

- Прочитайте текст. Это задача? (Нет)

- Почему, ведь здесь есть условие, вопрос? (Вопрос не подходит к условию)

-Значит в задаче вопрос связан с условием.

 Сколько овощей купили?

(2+1=3)

Это решение задачи

-Прочитайте еще раз вопрос в первой задачи и ответьте на него.

(3 овоща)

Это ответ задачи

2.Организует уточнение темы урока.

Какая тема урока сегодня? (Задача).

Предметные: Иметь представление о структуре задачи.

Уметь добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке (Познавательные УУД).

Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД).

Уметь работать по коллективно составленному плану (Регулятивные УУД).

Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД).

Уметь формулировать тему урока с помощью учителя

(Регулятивные УУД)

6

Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

Работают с учебником. Записи ведут в рабочих тетрадях

Называют части задачи

Устные ответы детей, запись решения задачи в тетрадь

Называют части задачи

1.Организует усвоение учениками нового способа действий с проговариванием во внешней речи.

Работа по учебнику

Стр. 88 № 1

-Прочитайте условие задачи.

- Как другими словами сказать, что такое условие задачи?

Это то ,что нам известно.

-Прочитайте вопрос задачи.

-Как другими словами сказать ,что такое вопрос задачи? (Это то, о чем нас спрашивают) -Что нужно узнать?

-Прочитайте решение задачи.

- Объясните, почему задачу решили сложением?

-Чтобы узнать сколько всего карандашей :их нужно сложить вместе и сосчитать.

-Прочитайте ответ задачи

-Из каких же частей состоит задача?

№2  стр.88 разбирается по аналогии.

Запись решения в тетрадь.

№3

-Прочитайте, что известно в задаче?

-Как называется то, что вы сейчас прочитали?

-Прочитайте ,что нужно узнать?

-Как называется то, что вы сейчас прочитали?

-Объясните решение задачи

Ответьте на вопрос задачи

-Из каких частей состоит задача?

Уметь оформлять свои мысли в устной и письменной форме; слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД).

Предметные: Уметь различать условие и вопрос задачи.

Уметь оформлять решение задачи.

Уметь оформлять свои мысли в устной и письменной форме; слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД).

Предметные: знание структуры текстовой задачи

7

 Самостоятельная работа со взаимопроверкой

Выполняют задание самостоятельно в тетради.

Выполняют взаимопроверку

Называют с помощью учителя место своего затруднения, причину  исправляют ошибки.

Выполняют самооценку по алгоритму с помощью волшебной линеечки.

 1.Организует выполнение учащимися самостоятельной работы на новое знание.

 Работа в тетради с печатной основой №1  Стр. 33  Запишите решение задачи.

Организует взаимопроверку

Организует выявление места и причины затруднений, работу над ошибками.

Организует самооценку (методика Цукерман)  

Предметные: Уметь оформлять решение задачи.

Уметь планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей (Регулятивные УУД).

Уметь вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок (Регулятивные УУД).

Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД).

8

  Рефлексия учебной деятельности на уроке

Отвечают на вопросы учителя.

По схеме рассказывают, что узнали, знают, смогли.

1.Организует фиксирование нового содержания.

-Какую цель ставили на уроке?

-Какая тема была нашего урока?

-Чему научились на уроке?

-Из каких частей состоит задача?

- Где полученные на уроке знания и умения пригодятся в жизни?

2.Организует рефлексию.

Умение полно и грамотно выражать свои мысли, правильно строить речевое высказывание

(Коммуникативные УУД)

           

Осознают важность полученных знаний

(Регулятивные УУД)

Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД).


                                                                           

                                                                               Оценка проекта урока

№ п\п

Порядковый № в схеме, данной в ч. 3

Параметр оценки

Балл (3,2,1)

Самооценка

учителя

Оценка преподавателя НИРО

1

1

Сложность  содержания, его соответствие возможностям учащихся

3

2

2

Реализация компетентностного подхода

2

3

3

Творческий или репродуктивный характер учебных заданий, их целесообразность и обоснованность

2

4

4

Развивающая направленность заданий

2

5

6

Логика построения урока

3

6

7.

Формы учебной  работы, их разнообразие и оптимальность выбора

2

7

8

Методы обучения и методические приемы, целесообразность их выбора

2

8

9

Характер используемой наглядности

2

9

10

Целесообразность и функциональность используемых средств обучения

2

10

12

Осуществление дифференцированного подхода к учащимся, учет их индивидуальных особенностей

1

11

13

Формирование мотивационного компонента учебной деятельности

2

12

14

Постановка учебных задач. Организация целеполагания

3

13

15

Формирование познавательных УУД

2

14

16

Формирование регулятивных УУД

2

15

17

Формирование коммуникативных УУД

2

                                              Всего баллов

32

Максимальная сумма – 45 баллов (разработанный урок полностью соответствует ФГОС), минимальная – 15 баллов (урок является традиционным).

                                           Анализ соответствия структурных частей проекта урока

№ п/п

Структурные части проекта и параметры их оценки

Балл (3,2,1)

Самооценка

учителя

Оценка преподавателя НИРО

1

Наличие общих сведений о проекте и соблюдение правил оформления зачетной работы

3

2

Качество диагностического блока проекта

3

Правильность формулировки темы и задач урока, наличие сведений об оборудовании урока

3

4

Соблюдение требований к плану урока

3

5

Качество теоретического обоснования

2

6

Адекватность самоанализа урока (объективность выставления учителем баллов за свой конспект)

2

Для оценивания используется следующая шкала: 3 – соответствует требованиям, 2 – частично соответствует, 1 - минимально соответствует, 0 – полностью не соответствует. Максимальная сумма – 18 баллов, минимальная – 6 баллов.

Таким образом, оценка проекта урока и структурных частей проекта урока в сумме может составить 63 балла максимально.

Критерии оценки зачетной работы преподавателем НИРО:

  • менее 31 балла – не зачтено
  • 32 – 45 – зачтено с замечаниями
  • 46 - 63  - зачтено


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект занятия "Кто с нами рядом живёт?". и конспект занятия в первой младшей группе "Степашка в гостях у ребят"

Конспект занятия "Кто снами рядом живёт" во второй младшей группеКонспект занятия по ознакомлению с окружающим " Степашка в гостях у ребят" в первой младшей группе...

конспект урока по русскому языку 4 класс " Имя прилагательное", конспект урока по математике 4 класс "Деление многозначного числа на однозначное"

Конспект урока по русскому языку ( 4 класс). Автор учебника - Рамзаева. Тема урока - " Имя прилагательное". Тип урока - открытие новых знаний.   Конспект урока по математике ( 4 класс). Автор -...

Конспект урока окружающий мир на тему "Равнины и горы". В конспекте указаны этапы урока и виды деятельности учителя и учащихся.

В конспекте урока расписаны этапы урока и виды деятельности учащихся на каждом из них. Знакомство с новым материалом подводится через решение проблемной ситуации. На уроке дети работают в парах, групп...

План-конспект урока по физической культуре для 4 класса. Конспект - урока: Использование современных танцевальных фитнес программ на уроке физической культуры

Цель: Повысить интерес к занятиям физическими упражнениями, через музыкально - двигательную деятельность учащихся, содействовать поддержанию и развитию их активности.Задачи:1.Формировать двигате...

План-конспект урока по чтению (1 класс) по теме: Конспект урока литературного чтения в 1 классе ."Школа 2100"

Урок литературного чтения в 1 классе  «Школа 2100»Тема: Недолгая красота весны.( Николай Иванович Сладков «Бегство цветов» )Цель: формирование читательской компетенции учащихсяЗадачи: - форм...

Конспект интегрированного урока для 1 класса (окружающий мир - математика). Конспект урока по математике для 4 класса

Урок можно проводить как в классе так и в условиях выездной школы.Тема:  Как появилась наука геометрия.Ожидаемый результат: ученик, который умеет отличать кривую линию от прямой. Ребенок, у котор...