Курс внеурочной деятельности «Наглядная геометрия» как средство формирования УУД младших школьников
статья по математике (1, 2, 3, 4 класс) по теме

Сухушина Елена Игоревна

В статье отражены основные положения Концепции развития математического образования. Определена роль курса внеурочной деятельности «Наглядная геометрия» в формировании  операций мышления и универсальных учебных действий младших школьников.

Ключевые слова: математическое образование, универсальные учебные действия, наглядная геометрия.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya.doc60 КБ

Предварительный просмотр:

Курс внеурочной деятельности «Наглядная геометрия» как средство формирования УУД младших школьников

 

Геометрия полна приключений, потому что за каждой задачей скрывается приключение мысли. Решить задачу- это значит переписать приключение...(В.Произволов)

Математическое образование является одним из важнейших факторов, формирующих личность человека, его интеллект и творческий потенциал. В любой сфере человеческой деятельности, помимо специальных знаний, зачастую требуются:

• умение логически мыслить, правильно и последовательно выстраивать аргументацию, ясно и отчётливо выражать свои мысли;

• умение анализировать ситуацию, отделять важное от несущественного, связывать внешне далёкие друг от друга предметы и обстоятельства;

• способность наглядно изображать объекты на бумаге (доске, экране) или представлять их в пространстве.

Начальное образование - это фундамент знаний, в частности, математических.

Концепция развития  математического образования в Российской Федерации утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2013 г. N 2506-р. 

Цель настоящей Концепции - вывести российское математическое образование на лидирующее положение в мире.

Задачами развития математического образования в Российской Федерации являются:

  • модернизация содержания учебных программ математического образования на всех уровнях;
  • обеспечение отсутствия пробелов в базовых знаниях для каждого обучающегося;
  • обеспечение наличия общедоступных информационных ресурсов, необходимых для реализации учебных программ математического образования;
  • повышение качества работы преподавателей математики;
  • поддержка лидеров математического образования.

Задача российского педагогического сообщества заключается в том, чтобы математика в России стала передовой и привлекательной областью знания и деятельности, а получение математических знаний – осознанным и внутренне мотивированным процессом.

Проблемы развития математического образования:
– мотивационные;
– содержательного характера;
– кадровые.

Низкая учебная мотивация школьников связана:

– с общественной недооценкой значимости математического образования,

– с перегруженностью образовательных программ, а также оценочных и методических материалов техническими элементами и устаревшим содержанием,

– с отсутствием программ, отвечающих потребностям обучающихся и действительному уровню их подготовки.

Система учебных программ математического образования начальном образовании при участии семьи должна обеспечить широкий спектр математической активности (занятий) обучающихся как на уроках, так и во внеурочной деятельности (прежде всего решение логических и арифметических задач, построение алгоритмов в визуальной и игровой среде), материальные, информационные и кадровые условия для развития обучающихся средствами математики.

        Изучение математики на уровне начального общего образования направлено на достижение следующих целей:

 -  развитие мышления младших школьников: использование математических представлений для описания окружающих предметов, процессов, явлений в количественном и пространственном отношении; формирование способности к продолжительной умственной деятельности, основ логического мышления, пространственного воображения, математической речи и аргументации, способности различать обоснованные и необоснованные суждения.

- освоение ими начальных математических знаний;

- формирование умения решать учебные и практические задачи средствами математики:

  • вести поиск информации (фактов, сходства, различий,

закономерностей, оснований для упорядочивания, вариантов)

  •  понимать значение величин и способов их измерения;
  •  использовать арифметические способы для разрешения сюжетных

ситуаций;

  •  работать с алгоритмами выполнения арифметический действий,

решения задач, проведения простейших построений;

  •  проявлять математическую готовность к продолжению

образования.

- воспитание критичности мышления, интереса к умственному труду, стремления использовать математические знания в повседневной жизни.

Программа внеурочной деятельности «Наглядная геометрия» под руководством   Н. Б. Истоминой курса (Москва: «Линка – Пресс») рассчитаная на четыре года обучения,  обеспечивает математическую активность учеников начальной школы во внеурочной деятельности.

Изучение курса «Наглядная геометрия» в начальной школе направлено на достижение следующих целей:

  • развитие пространственного мышления как вида умственной деятельности и способа её развития в процессе обучения;
  • формировать умения решать учебные и практические задачи средствами геометрии;
  • проводить простейшие построения, способы измерения;
  • воспитывать интерес к умственному труду, стремление использовать знания геометрии в повседневной жизни. 

             Цель курса– расширить представления учащихся о форме предметов, их взаимном расположении на плоскости и в пространстве; познакомить с геометрическими телами и их развертками, сформировать конструктивные умения и навыки, а также способность читать графическую информацию и комментировать ее на доступном для младшего школьника языке.

              Задача курса – используя тот объем геометрических знаний, с которыми ребенок приходит в школу, создать большие возможности для эффективного изучения геометрического материала; способствовать формированию у детей умения решать задачи, развивать пространственное и логическое мышление учащихся.

Программа предусматривает благополучное развитие высших форм мышления, во многом определяющемся уровнем сформированности наглядно — действенного и наглядно- образного мышления. Задача педагога «не напичкать» ребенка терминологией и доказательствами из систематического курса геометрии, а сформировать у него умение моделировать, конструировать, представлять, предвидеть, сравнивать. 
          Основные формы деятельности
 на занятиях – работа в ходе игровой и практической деятельности учащихся, моделирование, конструирование. 
           К каждому классу изданы методические рекомендации, содержащие планирование факультативных занятий и рекомендации к организации деятельности учащихся в процессе выполнения геометрических заданий. Предложенные в Тетрадях задания вызывают интерес младших школьников и способствуют формированию УУД (личностных, познавательных, коммуникативных и рефлексивных).

        Изложение геометрического материала проводится в наглядно-практическом плане. Работая с геометрическим материалом, дети знакомятся и используют основные свойства изучаемых геометрических фигур. Задания располагаются в порядке усложнения и постепенного обогащения новыми элементами конструкторского характера.

Новизна программы:

  • Программа курса «Наглядная геометрия» обеспечивает развитие у детей:
  • вопросительности, как детской способности обнаруживать странное и необычное в знакомых математических явлениях и как исходного условия возникновения мышления, в том числе и «теоретического»;
  • позиции участника диалога, когда дети в совместном обсуждении того или иного математического явления, задавая вопросы друг другу, предлагая собственные версии объяснений, начинают понимать основания собственных высказываний, основания высказываний других сверстников, совместно выходят на новое понимание обсуждаемого объекта;
  • предметной осведомлённости как результата групповой и самостоятельной работы с массивами информации. Наличие собственных вопросов обеспечивает осмысленность поиска и освоение информации;
  • позиции наблюдателя и исследователя, как принципиального условия возникновения субъекта теоретического мышления.
  • Возникновение этих позиций обеспечивает выпускникам начальной школы возможность конструктивного и продуктивного взаимодействия с учителем.


      В основе наглядной геометрии лежат следующие дидактические принципы:
 
1. Принцип деятельности включает ребёнка в учебно-познавательную деятельность. Само обучение называют деятельностным подходом.
2. Принцип целостного представления о мире в деятельностном подходе тесно связан с дидактическим принципом научности, но глубже по отношению к традиционной системе. Здесь речь идёт и о личностном отношении учащихся к полученным знаниям и умении применять их в своей практической деятельности.
3. Принцип непрерывности означает преемственность между всеми ступенями обучения на уровне методологии, содержания и методики.
4. Принцип минимакса заключается в следующем: учитель должен предложить ученику содержание образования по максимальному уровню, а ученик обязан усвоить это содержание по минимальному уровню.
5. Принцип психологической комфортности предполагает снятие по возможности всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в классе и на уроке такой атмосферы, которая расковывает учеников, и в которой они чувствуют себя «как дома». У учеников не должно быть никакого страха перед учителем, не должно быть подавления личности ребёнка.
6. Принцип вариативности предполагает развитие у детей вариативного мышления, то есть понимания возможности различных вариантов решения задачи и умения осуществлять систематический перебор вариантов. Этот принцип снимает страх перед ошибкой, учит воспринимать неудачу не как трагедию, а как сигнал для её исправления.
7. Принцип творчества (креативности) предполагает максимальную ориентацию на творческое начало в учебной деятельности ученика, приобретение ими собственного опыта творческой деятельности.
          В ходе реализации программы «Наглядная геометрия» расширяются геометрические представления младших школьников, так как материал курса выходит за рамки тем, изучаемых в курсе математики начального образования.

        Практические навыки построения чертежей, моделирование, реализация индивидуальных и групповых проектов позволяет формировать универсальные учебные действия младших школьников.

        Личностные УУД:

· самостоятельно определять и высказывать самые простые общие правила поведения при общении и сотрудничестве (этические нормы общения и сотрудничества);
· в самостоятельно созданных ситуациях общения и сотрудничества, делать выбор в пользу действий, соотносящихся с этическими нормами поведения;
· формирование внутренней позиции школьника;
· адекватная мотивация учебной деятельности, включая познавательные мотивы.
             Метапредметные УУД

·овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиск средств ее осуществления; 
· освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
· формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
· формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способствовать конструктивно действовать даже в ситуации неуспеха;
· освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
· испльзование знаково – символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
· овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно — следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
        Предметные результаты

·использование начальных математических знаний для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, а также оценки их количественных и пространственных отношений;
· овладение основами логического и алгоритмического мышления; пространственного воображения и математической речи, измерения, пересчета, прикидки и оценки, наглядного представления данных и процессов, записи и выполнении алгоритмов;
· приобщение начального опыта применения геометрических знаний для решения учебно – познавательных и учебно – практических задача;
        Таким образом, в результате реализации программы «Наглядная геометрия» Н. Б. Истоминой,  на протяжении четырёх лет обучения,  позволяет развивать пространственное, логическое мышление младших школьников, формировать умения решать учебные и практические задачи средствами геометрии и воспитывать стремление использовать знания геометрии в повседневной жизни. 

Список литературы:

  1. Гаркавцева Т.Ю. Геометрический материал в 1 классе как средство развития пространственного мышления учащихся.// Журнал «Начальная школа». 2006 г. № 10,.
  2. Истомина Н.Б. Методика обучения математики в начальных классах./Н.Б.Истомина - //М.: Академия, 2001г.. Колягин Ю.М., Тарасова О.В. Наглядная геометрия и ее роль, и место, история возникновения./Ю.М.Колягин, О.В.Тарасова. //Начальная школа. - №4 - 2000г.
  3. Концепция развития математического образования в Российской Федерации.
  4. Михайлова З.А. Игровые занимательные задачи для дошкольников». М., «Просвещение», 2010 г.

Сухушина Елена Игоревна,

учитель начальных классов

 МАОУ СОЩ №15 им. Г. Е. Николаевой

 г. Томска


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная деятельность как средство формирования УУД младших школьников

Методические рекомендации по форированию УУД младших школьников...

«Внеурочная деятельность по программе «ВВЕДЕНИЕ В НАРОДОВЕДЕНИЕ», как средство формирования нравственности младших школьников»

Перед современной системой образования стоит задача приобщения новых поколений к исторической памяти народа,  а значит и сохранение ее в наших детях. Знание традиционного наследия необходимо кажд...

ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Наглядная геометрия»

        Программа «Наглядная геометрия» разработана на основе программы курса «Программа курса математики для четырехлетней школы» авторов Т.Е. Демидова, С.А. Козлова, А.П. ...

Программа курса внеурочной деятельности "Наглядная геометрия"

       Рабочая программа внеурочной деятельности «Наглядная геометрия» разработана и составлена на основе Федерального Государственного образовательного стандарта начального...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Наглядная геометрия"

Пояснительная запискаРабочая программа внеурочной деятельности «Наглядная геометрия» составлена на основе:1. Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Ф...

Обобщение опыта "Исследовательская деятельность как средство формирования УУД младших школьников на уроках и внеурочной деятельности"

Обобщение опыта "Исследовательская деятельность как средство формирования УУД младших школьников на уроках и внеурочной деятельности"...