«Внеурочная деятельность по программе «ВВЕДЕНИЕ В НАРОДОВЕДЕНИЕ», как средство формирования нравственности младших школьников»
учебно-методический материал ( класс) по теме

Павлова Татьяна Петровна

Перед современной системой образования стоит задача приобщения новых поколений к исторической памяти народа,  а значит и сохранение ее в наших детях. Знание традиционного наследия необходимо каждому народу. Наше прошлое – это фундамент стабильной, полнокровной жизни в настоящем и залог плодотворного развития народа в будущем.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon внеурочная деятельность48 КБ

Предварительный просмотр:

ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА ПО ТЕМЕ:

«ВОСПИТАНИЕ НРАВСТВЕННОСТИ

МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

ЧЕРЕЗ КУРС

«ВВЕДЕНИЕ В НАРОДОВЕДЕНИЕ»

Павлова Татьяна Петровна

учитель начальных классов

1. Условия возникновения  и становления опыта.

        Перед современной системой образования стоит задача приобщения новых поколений к исторической памяти народа,  а значит и сохранение ее в наших детях. Знание традиционного наследия необходимо каждому народу. Наше прошлое – это фундамент стабильной, полнокровной жизни в настоящем и залог плодотворного развития народа в будущем.

        Уроки литературного чтения не дают возможности в полной мере реализовывать эти цели. Поэтому я начала работать по новому курсу М.Ю.Новицкой «Введение в народоведение».

        Этот курс включает в себя следующие программы:

        - 1 год обучения – «Человек и природа в народной культуре»;

        - 2 год обучения – «Человек и семья в народной культуре»;

        - 3 год – «Человек и родная земля в народной культуре».

2. Актуальность, перспективность.

        Еще несколько лет назад из сферы патриотического воспитания подрастающего поколения насильственно изымался огромный культуроносный пласт – уклад народной жизни, носитель неповторимой русской ментальности.

        В последние годы, как известно, положение несколько изменилось. Теперь стало очевидным, что уважение к культурному наследию своего народа – это одна из форм проявления внутренней культуры человека. Сегодня, наконец, мы пришли к необходимости признания того, что патриотизм выражается в преданности высшим нравственным ценностям народа, опирается на духовно-национальные начала, базируется на принципах органического восприятия высоких патриотических идей, берущих свои истоки в глубине веков и составляющих основы русского национального самосознания. Это направление является обязательным основанием оздоровления современной школы.

        Учебный курс «Введение в народоведение» дает возможность приобщения учащихся к духовному опыту великого творческого наследия наших предков.

        При этом надо понимать, что приобщение детей к исторической народной памяти имеет своей целью отнюдь не бездумное возвращение к прошлому народа в его изжитых конкретно-исторических формах. Напротив, оно должно обеспечить жизнеспособность человека и народа на современном этапе и в будущем. Для этого требуется и бережное сохранение уже сформировавшихся традиций, и их творческое переосмысление в новых условиях, и создание нового.

        Курс «Введение в народоведение» - это не вырванный клок знаний, а система, обеспечивающая непрерывность и преемственность на уроках истории и литературы в старших классах. А это значит, что перспективность моей работы очевидна.

        

3. Теоретическая база опыта.

        Нравственное формирование человека начинается с рождения. Младший школьный возраст имеет большие возможности для систематического и последовательного воспитания детей.

        Урок «Введение в народоведение» - место разнообразных коллективных действий и переживаний, накопление опыта нравственных взаимоотношений.

        Вопрос о нравственном воспитании школьников не новый, но весьма актуальный. Нравственные чувства играют значимую роль в овладении нравственной нормой. Следовательно, нравственная норма становится достоянием личности, если воспринимается не только умом, но и чувством. Задача воспитания и состоит в том, чтобы пробудить в детях эмоциональный отклик к поведению людей и своему собственному, отражающему общественную мораль, сложившиеся традиции, реальные отношения между собой.

        В русском национальном характере всегда превалировал нравственный завет – «не помыслить злом». Отсюда, видимо, и берет начало природное свойство русского человека видеть в любом человеческое начало.

        Очень важно сохранить чистоту юных душ, их духовную незамутненность – залог будущего благополучия и расцвета нашего народа; донести до наших детей подлинную историю нашего народа, очищенную от извращений и искажений, омыть от хулы и скверны лица наших предков, которые несли свет христианского просвещения родному Отечеству.

        Знания, полученные детьми на уроках «Введение в народоведение» должны содействовать изменению отношения и поведения по отношению к вопросам нравственности, процесс образования должен сам быть основан на принципах, определенных обществом, этическими нормами, моралью. Более того, такие знаний должны непосредственно относиться к повседневной жизни детей, увязывая требования к формированию нравственного поведения с их собственными ценностями, видением мира и этическими убеждениями. Потому что знания без общей перспективы понимания и личного участия так и могут остаться не востребованными.

        В работе мне помогает дополнительная литература:

        - методическое пособие М.Ю.Новицкой «Введение в народоведение»;

        - комплект тетрадей по годам обучения под ред. М.Ю.Новицкой.

4. Новизна.

        1. Курс «Введение в народоведение» предполагает работу с использованием тетрадей на печатной основе, где дети могут выполнять практические работы, рисовать.

        2. Избыточность материала по каждой теме дает учителю возможность вариативного подхода к планированию уроков, а для детей – это богатый материал для чтения, развития кругозора, любознательности.

        3. Введение в урок аналитического чтения.

        4. Широкие возможности для использования игровых форм работы, для избавления ребенка от перегрузок.

        5. На уроках учащиеся приобретают коммуникативные навыки, учатся азбуке общения, умению дискутировать, работать сообща, овладевают социальными умениями, учатся уважать друг друга.

5. Ведущая педагогическая идея.

        Курс народоведения видится мне как стержневой в комплексе многих дисциплин начальной школы. Специфика его в том, чтобы, опираясь на конкретный материал, научить понимать народное мировоззрение и психологию. Для этого надо понимать определенную систему традиционных художественных средств, истоки которой в глубокой древности.

        Конкретная цель курса – не просто получение знаний, но осмысление явлений народной культуры с точки зрения их значения для детей и взрослых как нравственных и эстетических ценностей. Именно поэтому надо говорить не об изучении, а об освоении народной культуры.

        Одна из задач курса «Введение в народоведение» состоит в том, чтобы показать детям этапы индивидуальной человеческой жизни от рождения в кончины – в многообразных связях отдельного человека с окружением. По мере знакомства с традиционными обрядами жизненного цикла ребенок знакомится с той идеальной народной моделью жизни, которая отразилась в этих обрядах. Таким образом, исподволь дети подводятся к тому, чтобы поставить вопрос о смысле существования человека на земле, о том, как отвечали за него люди, живя в системе традиционных национальных ценностей, в чем видят смысл жизни наши современники.

6. Технология опыта.

        Необходимым условием формирования нравственной сферы ребенка становится организация совместной деятельности детей, способствующая развитию общения и взаимоотношений детей друг с другом, в процессе которых ребенок усваивает социально-исторический опыт, получает представления о другом человеке и о самом себе, о своих возможностях и способностях.

        Курс «Введение в народоведение» дает такую возможность. Деятельностный подход к освоению традиционной культуры предполагает активность детей, родителей и учителя. Постепенно возникает разветвленная система внеклассной и внешкольной работы: совместное посещение выставок, концертов, спектаклей, музеев; краеведческая, фольклорно-этнографическая, природоохранная работа, совместное проведение праздников.

        Нравственное воспитание осуществляется не только на уроках «Введение в народоведение», но и красной нитью проходит через все школьные предметы:

        1. Математика – текстовые задачи.

        2. Русский язык, литературное чтение – содержимое упражнений, текстов; умение работать над словом; анализ текстов; написание изложений, сочинений, творческих работ.

        3. Природоведение – формирование бережного отношения к природе и ее ресурсам через содержимое учебника, наблюдения.

        4. Музыка, изобразительное искусство – эстетическое и нравственное развитие, проведение интегрированных уроков с курсом «Введение в народоведение».

        5. Труд – орудия труда, традиции, народный промысел.

        6. Физическая культура – сохранение здоровья не только физического, но и психологического через соблюдение этических норм.

7. Результативность.

        В результате многообразного использования учебника по курсу «Введение  в народоведение» для решения задач разных дисциплин начальной школы дети в доступной, интересной для них форме познакомятся с сокровищами традиционной материальной и духовной культуры, наследниками которой они являются.

        Критерием оценки нравственного воспитания является деятельность. Существует три уровня деятельности:

        1. Дети могут дать оценку своего поведения и поведения другого человека.

        2. Содержание программы снимает остроту конфликта, связанного с незнанием этических и нравственных норм поведения.

        3. Дети научились пропагандировать знания, полученные на уроках «Введения в народоведение».

8. Адресная направленность.

        Описанный курс применим на всех этапах обучения школьников с 1 по 4 класс с учетом подбора класса и дифференцированного подхода к обучению.

9. Трудоемкость.

        1. Разноуровневая подготовка детей к школе.

        2. Усвоение знаний по данному курсу требует высокого уровня общения.

        3. Сложность в усвоении детьми понятий, связанных с традициями русского народа, его исторического прошлого.

        4. Интеграция данного курса с уроками музыки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная деятельность как средство формирования УУД младших школьников

Методические рекомендации по форированию УУД младших школьников...

доклад "Проектная деятельность, как средство формирования УУД младших школьников"

реферат на тему "Проектная деятельность, как средство формирования УУД младших школьников"...

Курс внеурочной деятельности «Наглядная геометрия» как средство формирования УУД младших школьников

В статье отражены основные положения Концепции развития математического образования. Определена роль курса внеурочной деятельности «Наглядная геометрия» в формировании  операций мышления и универ...

Обобщение опыта "Исследовательская деятельность как средство формирования УУД младших школьников на уроках и внеурочной деятельности"

Обобщение опыта "Исследовательская деятельность как средство формирования УУД младших школьников на уроках и внеурочной деятельности"...