ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Наглядная геометрия»
рабочая программа на тему

          Программа «Наглядная геометрия» разработана на основе программы курса «Программа курса математики для четырехлетней школы» авторов Т.Е. Демидова, С.А. Козлова, А.П. Тонких (допущено Министерством образования и науки РФ. Письмо №13-58-845/17 от 17.06.2003 г.) и рекомендована для работы по решению ученого совета Ставропольского краевого института повышения квалификации работников образования №5 от 23.06.2010 г. в сборнике «Примерные программы внеурочной деятельности для начальной школы (из опыта работы по апробации ФГОС образовательных учреждений Ставропольского края)».

 

 Наглядная геометрия в начальных классах  представляет собой дополнительный к учебнику математики материал, который может быть использован в сочетании с любым существующим учебником.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kravchenko.docx26.83 КБ

Предварительный просмотр:

Ставропольский край, Апанасенковский район,

муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №3»с. Дивное

Рассмотрено

на заседании МО

протокол №___ от ___ 20__ г.

Председатель МО

__________  ____________

подпись                    Ф. И. О.

Согласовано

Заместитель директора

 по УВР

«___» ______ 20___ г.

_________        ____________

подпись                    Ф. И. О.

УТВЕРЖДЕНО

решение педсовета

протокол № от ____20 ____г.

Председатель педсовета

_________        ____________

подпись                      Ф. И. О.

             

  ПРОГРАММА

ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

     «Наглядная геометрия»

Ступень обучения (класс)  начальное общее образование (1-4 классы)

Количество часов ___135 часов______      

Составитель (ли)    __________________________________________________

Программа разработана на основе примерной программы Спецкурса «Наглядная геометрия» федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования (приказ Минобрнауки РФ № 373 от 6 октября 2009г.)

2011 г.

                                     

                                    Пояснительная записка.

          Программа «Наглядная геометрия» разработана на основе программы курса «Программа курса математики для четырехлетней школы» авторов Т.Е. Демидова, С.А. Козлова, А.П. Тонких (допущено Министерством образования и науки РФ. Письмо №13-58-845/17 от 17.06.2003 г.) и рекомендована для работы по решению ученого совета Ставропольского краевого института повышения квалификации работников образования №5 от 23.06.2010 г. в сборнике «Примерные программы внеурочной деятельности для начальной школы (из опыта работы по апробации ФГОС образовательных учреждений Ставропольского края)».

 Наглядная геометрия в начальных классах  представляет собой дополнительный к учебнику математики материал, который может быть использован в сочетании с любым существующим учебником.

Цель программы: 

  • формирование  у школьников представлений о различных геометрических фигурах и их свойствах.

Задачи программы:

  • формировать некоторые практические умения, связанные с построением геометрических фигур и измерениями;
  • развивать мелкую  моторику у учащихся;
  • развивать конструктивное и пространственное мышление.

Для проведения занятий  по наглядной геометрии отводится 1 час в неделю.

Программа и содержание курса «Наглядная геометрия» находятся в полном согласовании с системой изучения геометрического материала в средней школе.

Методической особенностью курса является разработка системы учебных заданий для каждого урока и для всего курса в целом. Задания непосредственно адресованы ученику, обусловливая характер его учебных действий. Поэтому содержание, формулировка и система учебных заданий в данном курсе имеют целый ряд отличительных особенностей по сравнению с системой заданий, реализованных в привычных учителю пособиях по математике. Последовательность заданий выстраивается таким образом: в начале предлагается организационно-подготовительное задание, цель которого – подготовить ребенка к той деятельности, которую он будет выполнять в следующих – основных – заданиях (это может быть активизация внимания и восприятия, развитие зрительно-моторной координации, разработка мелких мышц руки и т.п.), затем предлагается задание, обязательно носящее частично поисковый характер или содержащее элементы творчества. Процесс выполнения такого задания связан с необходимостью проведения зрительного анализа или синтеза, активизацией пространственного анализа, активизацией интуиции ребенка, опирающейся на его опыт и продуцирующей догадку или на ранее усвоенные знания, умения и навыки, позволяющие включить в активную познавательную деятельность всех учеников класса. Цель такого задания – организация осознания детьми той учебной задачи, на решение которой должна быть направлена их последующая деятельность. Форма подачи задания – проблемно-поисковая, реализованная посредством вещественной или графической модели, воспринимаемой ребенком визуально, что позволяет максимально привлечь внимание и обеспечить принятие учебной задачи всеми учениками класса.

Далее следует этап закрепления, на котором также предлагаются задания, в определенной мере отличные от привычных «тренировочных» заданий. Во-первых, они, как правило, уже оформлены так чтобы позволить максимально опираться на зрительное восприятие, зрительный анализ и синтез, что немаловажно для ребенка этого возраста; во-вторых, они отличаются вариативностью способов выполнения, необходимостью активно привлекать ранее усвоенные знания, умения, навыки, а также требуют использования приемов умственных действий. Иными словами, даже тренировочные задания в приведенном курсе имеют продуктивный характер.

Таким образом, любое задание в предлагаемой системе является одновременно и обучающим, и развивающим. Ту же функцию выполняет и система дополнительных практических (конструктивных) и логических (логико-конструктивных) заданий. Они могут выполняться как фронтально, так и отдельными детьми – самостоятельно, по их выбору. Но при этом учитель не занимает позицию объясняющего или контролирующего субъекта – он сам активно включается в процесс выполнения заданий.      

Предложенные  упражнения, в ходе выполнения которых происходит формирование представлений о геометрических фигурах, можно охарактеризовать как задания:

в которых геометрические фигуры используются как объекты для пересчитывания;

  • на классификацию фигур;
  • на выявление геометрической формы реальных объектов или их частей;
  • на построение геометрических фигур;
  • на разбиение фигуры на части и составление ее из других фигур;
  • на формирование умения читать геометрические чертежи;
  • вычислительного характера (сумма длин сторон многоугольника и др.).

Использование простейшей (но максимально вариабельной) предметной наглядности на уроках наглядной геометрии позволяет реализовать этот курс в любых условиях. В качестве раздаточного материала используются счетные палочки и стандартный «Дидактический набор», содержащий двусторонние фигурки трех основных форм: круг, треугольник, равный половине квадрата, и квадрат, затем простейшая геометрическая мозаика (размер фигур – 16 х 16 см). Из этих основных форм дети конструируют как фигуры, так и различные композиции по образцу, по заданию, по замыслу, развивая конструктивное и пространственное мышление. Для работы в тетрадях дети используют специальную рамку-трафарет с геометрическими прорезями. Такие рамки заводского изготовления имеются в продаже. Используемая рамка позволяет организовать не только работу по распознаванию геометрических форм, но и разработку моторики, а также является основой для формирования конструктивной моделирующей деятельности через прием конструктивного рисования и конструктивной аппликации  

1-й класс

ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ (11 часов)

Уточнение представлений о форме геометрических фигур: простые задания на распознавание (знакомство с рамкой, игра «Закрой окошки», выполнение рисунка из геометрических форм и его закрашивание).

Выполнение геометрического орнамента с помощью рамки-трафарета.

Квадрат и его распознавание. Получение квадрата методом загибания «от угла». Геометрические орнаменты в квадрате.

Конструирование геометрических фигур из отдельных частей (работа с геометрической мозаикой, наборами «Сложи фигуру»).

НАЧАЛЬНЫЕ ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ПОНЯТИЯ (16 часов)

Точка. Прямая. Кривая. Получение прямой сгибанием листа неправильной формы.

Сходство и различие прямой и кривой.

Понятие о пересекающихся и непересекающихся прямых. Количество прямых, проведенных через одну и две точки на плоскости.

Линии на плоскости. Ломаная. Моделирование линий из шнура и палочек и их отношения на плоскости. Сходство и различие прямой и кривой, кривой и ломаной. Их распознавание.

Отрезок как часть прямой. Распознавание отрезков в плоских и объемных фигурах. Сравнение длин отрезков с помощью наложения и с помощью циркуля.

Конструирование геометрических фигур (круга, квадрата, треугольника, прямоугольника) из плоских частей и заданного количества элементов (квадрат из 2, 4, 8 треугольников; прямоугольник из 4, 6, 8 треугольников; треугольник из 4, 9 треугольников и т. д.) и выполнение эскизов собранных композиций (от руки на клетчатой бумаге). Конструирование узоров из геометрической мозаики и их эскизы.

Циркуль. Начальные приемы работы с циркулем. Окружность и круг. Представление о радиусе на основе строения циркуля. Деление круга пополам и на четыре части сгибанием. Распознавание окружности (в орнаменте). Самостоятельное вычерчивание и вырезание круга с дальнейшим его использованием для конструктивной деятельности.

Использование циркуля для получения деталей аппликации («Снеговик», «Слоненок» и др.). Простые орнаменты с использованием циркуля.

Диаметр круга и его свойства. Радиус круга и его свойства.

Представление о симметрии: распознавание фигур, имеющих ось симметрии, и проверка этого свойства перегибанием фигуры пополам (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, равнобедренная трапеция, звездочка, лист, груша и т. д.).

Симметричный орнамент в круге и квадрате.

РАБОТА С КОНСТРУКТОРОМ (6 часов)

Ознакомление с деталями конструктора и инструментами (ключ, отвертка).

Конструирование букв с ориентацией на их графическую модель.

Знакомство с разными видами соединения полос: встык с накладкой и внахлест. Примеры сборки простейших моделей: лесенка.

Понятие о техническом задании и техническом рисунке.

Понятие о функциональной и технологической целесообразности модели (для чего делаем; какую работу будет выполнять данная модель и в связи с этим какими свойствами и качествами она должна обладать; целесообразное использование имеющихся деталей; дизайн конструкции; ее прочность и устойчивость).

Изготовление моделей многоугольников. Изготовление конструкции на основе многоугольника: часы (шестиугольник) и дорожный знак (треугольник).

Решение простых конструктивных задач. Соединение «под углом». Изготовление мебели: стол, стул, кресло, кровать (диван).

Знакомство с понятием «план». План комнаты: расстановка мебели.

ОБЪЕМНЫЕ ФИГУРЫ (знакомство с объемными фигурами происходит в течение IV четверти)

Представление о геометрическом теле.

Классификация простых геометрических тел по некоторым признакам сходства и различия (основной признак – форма). Моделирование куба, прямой призмы и пирамиды из палочек и пластилина.

Распознавание плоских геометрических фигур в объемных телах (представление о трех проекциях объемной фигуры). Соотнесение объемной фигуры с плоским чертежом: игры «Угадай, какая фигура, как она стояла?» и «Поставь так же, как на рисунке».

                       Учебно-тематическое планирование

1 год обучения

Наименование

емы

Кол-во часов

Вид деятельности

                                                Геометрические фигуры (11ч)

1.Вводное занятие.

2-3.Сравнение фигур по различным признакам.

Групповая работа

4.Классификация фигур по размеру и форме.

Работа в паре

5.Классификация фигур по форме.

Сам. работа

6.Треугольник.

Знакомство с геометрическими

фигурами

7.Геометрические фигуры.

Знакомство с геометрическими

фигурами

8.Сравнение фигур. Круг.

Знакомство с кругом

9.Сравнение фигур. Квадрат.

10.Геометрические фигуры.

Классификация геометрических фигур

11.Форма геометрических фигур.

12.Симметричный рисунок

Работа в паре

13.Точка, прямая.

14.Прямая и кривая. Понятие о пересекающихся и непересекающихся прямых.

Введение новых знаний

15.Линии на плоскости. Ломанная. Отрезок.

16.Отрезок. Длина отрезка. Отрезок как элемент фигуры.

Введение новых знаний

17.Квадрат. Диагональ квадрата.

18.Геометрические фигуры (повторение)

Повторение

19.Конструирование букв.

Введение новых знаний

20.Конструирование лесенки.

21.Окружность и круг.

Введение новых знаний

22.Диаметр круга и его свойства.

Понятие диаметр круга

23.Радиус круга и его свойства.

Радиус круга

24.Окружность и ее элементы. Взаимное расположение окружностей.

Работа с окружностью

25.Симметричные фигуры.

Повторение

26.Внутри и снаружи.

Введение новых знаний

27.Замкнутая и незамкнутая.

28.Конструирование букв.

Знакомство с конструирование

29.Конструирование лесенки.

30-31.Конструирование на основе многоугольника.

Работа в паре

32.План. Конструирование мебели.

Введение новых знаний

33.Что я знаю.

Работа в группе

Итого

2 год обучения

Наименование

емы

Кол-во часов

Вид деятельности

                                                Геометрические фигуры (11ч)

1.Вводное занятие.

2-3.Сравнение фигур по различным признакам.

Групповая работа

4.Классификация фигур по размеру и форме.

Работа в паре

5.Классификация фигур по форме.

Сам. работа

6.Треугольник.

Знакомство с геометрическими

фигурами

7.Геометрические фигуры.

Знакомство с геометрическими

фигурами

8.Сравнение фигур. Круг.

Знакомство с кругом

9.Сравнение фигур. Квадрат.

10.Геометрические фигуры.

Классификация геометрических фигур

11.Форма геометрических фигур.

12.Симметричный рисунок

Работа в паре

13.Точка, прямая.

14.Прямая и кривая. Понятие о пересекающихся и непересекающихся прямых.

Введение новых знаний

15.Линии на плоскости. Ломанная. Отрезок.

16.Отрезок. Длина отрезка. Отрезок как элемент фигуры.

Введение новых знаний

17.Квадрат. Диагональ квадрата.

18.Геометрические фигуры (повторение)

Повторение

19.Конструирование букв.

Введение новых знаний

20.Конструирование лесенки.

21.Окружность и круг.

Введение новых знаний

22.Диаметр круга и его свойства.

Понятие диаметр круга

23.Радиус круга и его свойства.

Радиус круга

24.Окружность и ее элементы. Взаимное расположение окружностей.

Работа с окружностью

25.Симметричные фигуры.

Повторение

26.Внутри и снаружи.

Введение новых знаний

27.Замкнутая и незамкнутая.

28.Конструирование букв.

Знакомство с конструирование

29.Конструирование лесенки.

30-31.Конструирование на основе многоугольника.

Работа в паре

32.План. Конструирование мебели.

Введение новых знаний

33.Что я знаю.

Работа в группе

Итого

3 год обучения

Наименование

емы

Кол-во часов

Вид деятельности

                                                Геометрические фигуры (11ч)

1.Вводное занятие.

2-3.Сравнение фигур по различным признакам.

Групповая работа

4.Классификация фигур по размеру и форме.

Работа в паре

5.Классификация фигур по форме.

Сам. работа

6.Треугольник.

Знакомство с геометрическими

фигурами

7.Геометрические фигуры.

Знакомство с геометрическими

фигурами

8.Сравнение фигур. Круг.

Знакомство с кругом

9.Сравнение фигур. Квадрат.

10.Геометрические фигуры.

Классификация геометрических фигур

11.Форма геометрических фигур.

12.Симметричный рисунок

Работа в паре

13.Точка, прямая.

14.Прямая и кривая. Понятие о пересекающихся и непересекающихся прямых.

Введение новых знаний

15.Линии на плоскости. Ломанная. Отрезок.

16.Отрезок. Длина отрезка. Отрезок как элемент фигуры.

Введение новых знаний

17.Квадрат. Диагональ квадрата.

18.Геометрические фигуры (повторение)

Повторение

19.Конструирование букв.

Введение новых знаний

20.Конструирование лесенки.

21.Окружность и круг.

Введение новых знаний

22.Диаметр круга и его свойства.

Понятие диаметр круга

23.Радиус круга и его свойства.

Радиус круга

24.Окружность и ее элементы. Взаимное расположение окружностей.

Работа с окружностью

25.Симметричные фигуры.

Повторение

26.Внутри и снаружи.

Введение новых знаний

27.Замкнутая и незамкнутая.

28.Конструирование букв.

Знакомство с конструирование

29.Конструирование лесенки.

30-31.Конструирование на основе многоугольника.

Работа в паре

32.План. Конструирование мебели.

Введение новых знаний

33.Что я знаю.

Работа в группе

Итого

Наименование

емы

Кол-во часов

Вид деятельности

                                                Геометрические фигуры (11ч)

1.Вводное занятие.

2-3.Сравнение фигур по различным признакам.

Групповая работа

4.Классификация фигур по размеру и форме.

Работа в паре

5.Классификация фигур по форме.

Сам. работа

6.Треугольник.

Знакомство с геометрическими

фигурами

7.Геометрические фигуры.

Знакомство с геометрическими

фигурами

8.Сравнение фигур. Круг.

Знакомство с кругом

9.Сравнение фигур. Квадрат.

10.Геометрические фигуры.

Классификация геометрических фигур

11.Форма геометрических фигур.

12.Симметричный рисунок

Работа в паре

13.Точка, прямая.

14.Прямая и кривая. Понятие о пересекающихся и непересекающихся прямых.

Введение новых знаний

15.Линии на плоскости. Ломанная. Отрезок.

16.Отрезок. Длина отрезка. Отрезок как элемент фигуры.

Введение новых знаний

17.Квадрат. Диагональ квадрата.

18.Геометрические фигуры (повторение)

Повторение

19.Конструирование букв.

Введение новых знаний

20.Конструирование лесенки.

21.Окружность и круг.

Введение новых знаний

22.Диаметр круга и его свойства.

Понятие диаметр круга

23.Радиус круга и его свойства.

Радиус круга

24.Окружность и ее элементы. Взаимное расположение окружностей.

Работа с окружностью

25.Симметричные фигуры.

Повторение

26.Внутри и снаружи.

Введение новых знаний

27.Замкнутая и незамкнутая.

28.Конструирование букв.

Знакомство с конструирование

29.Конструирование лесенки.

30-31.Конструирование на основе многоугольника.

Работа в паре

32.План. Конструирование мебели.

Введение новых знаний

33.Что я знаю.

Работа в группе

Итого


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа внеугочной деятельности " Наглядная геометрия"

Программа составлена в соответствии с ФГОС по УМК " Школа 2100"...

Элективный курс по геометрии «Увлекательная геометрия в школе I ступени»

Данная программа элективного курса рассчитана на 43 часа и предназначена для учащихся 2 - 4-х классов. Программа реализуется за счёт часов, отведённых для внеурочной деятельности по ФГОС второго...

Интегрированное занятие. 1 класс. Геометрия вокруг нас. (Мир геометрии + масленица)

В материале представлен план к интегрированному занятию "Геометрия вокруг нас" (Мир геометрии + масленица), 1 класс. Урок разработан в игровой форме...

Программа курса внеурочной деятельности "Наглядная геометрия"

       Рабочая программа внеурочной деятельности «Наглядная геометрия» разработана и составлена на основе Федерального Государственного образовательного стандарта начального...

Курс внеурочной деятельности «Наглядная геометрия» как средство формирования УУД младших школьников

В статье отражены основные положения Концепции развития математического образования. Определена роль курса внеурочной деятельности «Наглядная геометрия» в формировании  операций мышления и универ...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Наглядная геометрия"

Пояснительная запискаРабочая программа внеурочной деятельности «Наглядная геометрия» составлена на основе:1. Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Ф...