Конкретный смысл действия умножения. 2 класс. Школа России.
план-конспект урока по математике (2 класс) на тему

Тен Виктория Викторовна

Конспект урока математики конкретный смысл действия умножения

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема:  «Конкретный смысл действия умножения».

Цель: раскрыть смысл действия умножения как сложения одинаковых слагаемых.

Задачи:

1) обучающая – научить заменять  сумму одинаковых слагаемы  умножением.

2. развивающая - развивать речь учащихся;  познавательную активность; умение следовать заданным вербальным инструкциям   учителя;   психические процессы: память, мышление, воображение, внимание;

3. воспитывающая – воспитать  активность, усидчивость, прилежание в процессе учения;   уважение к товарищам, интерес к математике.

Тип урока: изучение нового материала.

Оборудование:

для учителя:  учебник, наглядный материал,  раздаточный материал,доска.

для учащихся: учебник, рабочая тетрадь, доска.

План урока:

1)организационный момент

2)минутка чистописания

3) устный счет

4) самоопределение к деятельности

5) работа по теме урока

а) практическая работа

б) работа по учебнику

6)самостоятельная работа

7)рефлексия

8) подведение итогов

9) домашнее задание

Макет  доски:

        

Ход урока:

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

время

1).Организационный момент

-  Долгожданный дан звонок,

Начинается урок.

А теперь проверь, дружок:

Ты готов начать урок?

Все ль на месте,

Все ль в порядке:

Ручка, книжка и тетрадка?

Все ли правильно стоят?

Все ль внимательно глядят?

- Сегодня мы приглашены в гости к сказке. А к  какой – угадаете сами.  

- Ребята вы узнали, что это за сказка?

- Любое путешествие в сказку – это всегда открытие чего-то нового, интересного и очень важного.

Герои нашей сказки познакомят вас с новым математическим действием и вы узнаете в каких случаях его применяют в математике. И так в путь:

Ни к чему стоять на месте,

 От безделья скучать,

 Мы попробуем все вместе

 Что-то новое узнать.

 Всех внимательных, пытливых

  Важные открытья ждут.

 По дороге школьных знаний

 Всех к успеху приведут!

- Это «Белоснежка и 7 гномов».

2 мин

2). Минутка чистописания.

- Откройте тетради и запишите дату нашего путешествия. (13 марта).

- Кто мне скажет, какая цифра самая любимая у школьника?

-Пропишите цифру 5 целую строчку.

-А какая цифра любит двоечников?

-Пропишите и цифру 2, но желаю вам чтобы вы старались никогда не получать такую отметку.

- Это цифра 5.

- Цифра 2.

2 мин

3). Устный счет.

- Первый гном приготовил для вас задание, которое является пропуском в их сказку.   У него есть два аквариума, но он не может решить какую рыбку в какой аквариум поместить, давайте поможем ему.

- Молодцы, ребята! А кто мне скажет, какие знания нам потребовались, чтобы помочь гному?

 

Выходят к доске и помещают рыбок в нужный аквариум.

- Знание смысла действия сложения и вычитания, знание правила сложения и вычитания двузначных чисел.

5 мин

4). Самоопределение к деятельности.

-Посмотрите на доску. Что на ней написал нам 2-й гном?

 - Но что не хватает на месте пропуска?

- Арина, пройди к доске и поставь знак сравнения в первом выражении. Почему ты поставила именно такой знак?

- Следующий к доске пойдет, Кирилл. Какой знак ты поставишь  между выражениями? Почему?

-Лиза, пройди к доске. Почему ты поставила этот знак?

- Максим. Почему ты выбрал именно этот знак?

-Ребята, удобно ли было сравнивать выражения в последнем случае?

- А почему?

- Кто нибудь из вас заметил какую особенность имеют все выражения записанные на доске?

-Может, кто из вас уже знает, как можно по - другому записать такие выражения?

- Итак, кто мне сформулирует тему урока?

- Откройте учебник на 47 странице и прочитайте название раздела, который мы начинаем изучать.

-Что мы узнаем и чему научимся изучая этот раздел?

- Вот видите ребята сколько всего вам предстоит узнать!

На ней написаны выражения.

Не хватает знака сравнения.

Ставит знак «меньше». Потому что в первом выражении складывали 3 раза по 7, а во втором 4 раза.

Я поставлю знак «меньше», потому что в первом выражении прибавляли 3 раза по 2, а во втором 3 раза по 8.

Потому что в обоих случаях прибавляли 3 раза по 4.

Потому что в первом выражении прибавили 11 раз по 1, а во втором 10 раз.

Нет

Потому что нужно посчитать  много цифр.

-Во всех выражения одинаковые слагаемые.

Ответы детей.

Тема урока – умножение.

Числа от 1 до 100.

Умножение и деление.

Мы узнаем смысл и названия действий умножение и деление. Научимся выполнять новые арифметические действия: умножение и деление.

5мин

6). Работа по теме урока.

А)Практическая работа

Б).Работа по учебнику.

Физкультминутка

-Ребята,  3-й гном приготовил для вас следующее задание: у вас у каждого на парте лежат листочки, на одном  синие точки, а на другом красные. Как вы думаете, где точек больше?

-Как можно узнать, где точек больше?

-Попробуйте это сделать.(синих 70, красных – 65).

- Кто мне скажет, почему не получается точно посчитать количество точек?

-Давайте попробуем посчитать точки группами. Возьмите карандаш и обведите их в овалы по 5 штук в каждом.

-Сколько получилось групп синих точек получилось?

-Сколько групп красных точек?

- А теперь запишем это все на математическом языке.

-Что мы сделали сначала?

- Запишем это.

5+5+5+5+5+5+5+5+5+5+5+5+5+5

- Сколько групп получилось?

-Т.е. мы 14 раз взяли по 5.

-Сколько групп получилось из красных точек?

-Записываем.

- Теперь попробуем сосчитать сколько всего синих и красных точек.  Лиза пойдет считать синие точки, а Кирилл красные.

- Ребята, посмотрите еще раз на ниши записи. Как вы думаете, удобно ли так записывать выражения? Почему?

- Верно запись действительно длинная и поэтому Белоснежка советует записывать выражения подобного рода вот так:

5*14=70

-Такая  запись называется умножением, а эта точка – знак умножения. Прочитать это выражение можно так: 5 умножить на 14 или по 5 взять 14 раз.  Повторите.

- Кто мне скажет, тогда как записать количество красных точек?

- Итак, ребята, что обозначает число 5 в данной записи?

-А число 13?

- Ребята, посмотрите еще раз вот на эту запись:

5+5+5+5+5+5+5+5+5+5+5+5+5 и скажите, в каком случае мы можем заменить сумму умножением?

- Так какое открытие мы только что с вами сделали?

- Какими знаниями мы пользовались, чтобы выполнить задание гнома?

- Откройте 48 станицу и прочитайте текст рядом с красной чертой.

- Итак, ребята, что такое умножение?

-Как умножение обозначают на письме?

-Каким действием можно заменить умножение?

-Как прочитать запись 3*4=12?

- Верно! Итак, страница 48 упр.1.  Настя прочитай задание.

- Так, посмотрели все на рисунок. Что на нем изображено?

- Кто может объяснить, что это за записи по рисунком?

- А почему одно выражение записано с помощью знака «+» , а другое с помощью знака «*»?

-Молодцы! Кто мне скажет какие знания мы использовали для выполнения этого упражнения?

-А сейчас все встаем и повторяем за мной:

Так проворны наши руки-

Нет им времени для скуки.

Руки вверх, вперед, назад-

С ними можно полетать.

Мы на пояс их поставим

И наклоны делать станем.

Ими можно помахать,

А прижав, тихонько спать.

Руки вверх поднимем выше

И легко - легко подышим.

- Садимся и продолжаем работу. Упражнение №2.  Сергей, прочитай задание.

- Итак, ребята, о чем говорится в задаче?

-А что о них говорится?

- Ребята, поставьте вопрос к задаче так, чтобы она решалась в одно действие. Какой вопрос можно задать?

-Верно. Максим, пройди к доске и запиши условие и решение задачи.

-Ребята,  а с помощью чего или каким другим способом можно решить эту задачу?

-Алина, выйди к доске и начерти схему к задаче.

-А теперь поставьте вопрос так, чтобы задача решалась в 2 действия. Какой вопрос нужно поставить к задаче?

-Верно. Костя, выйди к доске и запиши условие и решение задачи.

-Ребята, как можно решить эту задачу по другому?

- Вика, выйди к доске и начерти схему к задаче.

- Молодец, Вика, садись.  

-Ребята, какие знания нам понадобились чтобы решить эти задачи?

Ответы детей

Посчитать.

Учащиеся пытаются посчитать, но скорее всего у них получатся разные ответы.

Потому что точки расположены вразброс и трудно запомнить какие уже посчитаны, а какие нет.

14 групп.

                13 групп

Объединили точки в группы по 5.

14 групп

13

Синих 70, красных 65.

Нет, неудобно, потому что очень длинная запись получается.

5 умножить на 14 или по 5 взять 14 раз.

5*13=65 (но могут и так 13*5=65).

Оно обозначает количество точек в группе.

Количество этих групп.

В том случае, если все слагаемы одинаковые.

Что сумму можно заменить умножением, но только тогда, когда все слагаемые одинаковые.

Правилом сложения однозначных чисел.

Это сложение одинаковых слагаемых.

На письме его обозначают точкой.

Сложением.

3 умножить на 4 или по 3 взять 4 раза.

Рассмотри рисунок и объясни записи.

На нем изображено 3 овала с 5-ю треугольниками в каждом.

Под рисунком записи, с помощью которых мы можем посчитать количество треугольников во всех овалах вместе.

Потому что если все слагаемы одинаковые, то сумму можно заменить умножением.

Знание правила о том, что сумму одинаковых слагаемых можно заменить умножением.

На одной аллее 12 лип, а на другой на 4 липы меньше. Поставь разные вопросы и реши задачи.

В задаче говорится о липах.

Что на одной алее их 12, а на другой на 4 меньше.

Сколько лип на 2 аллее?

1-я ал-я – 12 л

2-я ал-я -? на 4 л меньше,                               чем на 1-ой.

Сколько на 2 ал – е - ?

12-4 = 8 (шт) – лип растет на 2 аллее.

Ответ: 12 лип.

С помощью схемы.

                               

                ?                4 липы        

                      12 лип

12-4=8(лип)

Ответ: 8лип.

Сколько лип на двух аллеях?

1-я ал-я – 12 л

2-я ал-я -? на 4 л меньше,   ?                          чем на 1-ой.

1). 12-4=8(шт) – лип на 2-й аллее.

2). 12+8=20(шт) – лип на двух аллеях вместе.

Ответ: 20 лип.

С помощью схемы.

                    12 лип

                               

                ?               4 липы        ?

                     

Знание соотношения «меньше на» и правило сложения и вычитания однозначных т двузначных чисел.

20 мин

7).Самостоятельная работа.

-А сейчас ребята, вы выполните упражнение №4 самостоятельно. После мы вместе его проверим.

-Итак какой ответ получился в первом примере?

-Во втором?

-В третьем?

-В 4?

-А какие знания вам помогли выполнить эту работу?

Решают в столбик:

29+17=46

61-28=33

90-16=74

56+34=90

46

33

74

90

Знание разрядового состава числа.

5 мин

8)Рефлексия

-Молодцы, ребята. А сейчас прочитайте задание, которое нужно выполнить на полях.

-Какими способами можно посчитать количество кружков?

- Молодцы! Запишите в тетради оба решения.

-Какое знание мы использовали чтобы выполнить это задание?

Сколько всего кружков на рисунке?

Можно сложить 3 раза по 3, можно умножить 4 на 3.

Знание сложения однозначных чисел и замены суммы одинаковых слагаемы умножением.

4 мин

9)Подведение итогов.

-Ребята, какое открытие мы вы сделали сегодня на уроке?

-Какое чувство вы испытали, когда научились записывать новое арифметическое действие?

-Какое задание вам показалось наиболее интересным?

-кому нужна помощь чтобы разобраться в новом материале?

Что сумму одинаковых слагаемы можно заменять умножением.

Радости, гордости, удовлетворения и т.д.

Ответы детей

3 мин

10)Домашнее задание

- А сейчас открываем дневники и записываем домашнее задание  стр. 48 упр.№6

- Урок окончен. Можете идти на перемену.

1 мин


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока математики во 2 классе "Конкретный смысл действия умножения" по УМК "Школа России"

Урок формирует  представление о новом арифметическом действии – умножении , раскрыть его смысл , как сложение одинаковых слагаемых.В ходе урок используется ИКТ. Основная форма работы: индивидуаль...

Учебно-методический комплект по математике на тему:"Конкретный смысл действия умножения" 2 класс (УМК "Школа России")

конспект урока по математике на тему:"Конкретный смысл действия умножения" (УМК "Школа России") + презентация...

Тема: Конкретный смысл действия умножения. 2 класс. Программа: Школа России.

Предмет: математикаКласс: 2еТема урока: Конкретный смысл действия умножение.Цели урока: познакомить учащихся с действием умножения как нахождения суммы одинаковых слагаемых.Планируемые результаты:·...

Конспект урока во 2 классе по теме "Решение задач, раскрывающих смысл действия умножения"(УМК "Школа России")

Конспект урока во 2 классе по теме "Решение задач, раскрывающих смысл действия умножения"(УМК "Школа России") с использованием занимательностив целях повышения познавательного инте...

Конспект урока во 2 классе по теме "Конкретный смысл действия деление"(УМК "Школа России")

Конспект урока во 2 классе по теме "Конкретный смысл действия деление"(УМК "Школа России")...

Конспект урока по математике 2 класс на тему: "Конкретный смысл действия умножения" УМК "Школа России"

Конспект урока по математике по учебнику М.И.Моро и другие 2 класс на тему: "Конкретный смысл действия умножения"...

Конспект урока математики "Конкретный смысл действия деления" (УМК "Школа России, 2 класс)

Тема: «Конкретный смысл действия деления» Цели деятельности учителя: формирование представления об арифметическом действии «деление», совершенствование вычислительных навы...