Конспект урока по математике 1 класс, Программа "Гармония". Тема: «Замена вербальной модели предметной. Табличные навыки действия сложения и вычитания с нулем».
план-конспект урока по математике (1 класс) на тему

Теплякова Екатерина Анатольевна

Данный урок позволяет закрепить навыки замены вербальной модели предметной и табличные навыки действия сложения и вычитания с нулем.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_po_matematike.docx33.6 КБ
Файл prezentatsiya_k_uroku_matematiki.pptx586.56 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока по математике:

«Замена вербальной модели предметной.

Табличные навыки действия сложения и вычитания с нулем».

Цель: закрепить навыки замены вербальной модели предметной и табличные навыки действия сложения и вычитания с нулем.

Задачи:

  • Образовательные: 

- совершенствовать вычислительные умения и навыки;

- совершенствовать умение выявлять и обобщать правило, по которому изменяется каждое следующее число в ряду, формулировать это правило с использованием математической терминологии и продолжать ряд по тому же правилу;

-  совершенствовать умение заменять вербальную модель предметной;

- закрепить общеучебные умения и навыки: табличное сложение и вычитание с

 числом 0.

  • Развивающие: 

- развивать умение правильно формулировать мысль;

-  обогащать словарный запас новыми терминами, развивать логическое мышление, развивать интерес к предмету;

  • Воспитывающие: 

- воспитание личностных качеств (целеустремлённости, заинтересованности в изучении математики);

- формирование собственной точки зрения и умение её обосновывать.

Здоровье сберегающие технологии: осуществлять профилактику утомления учащихся через выбор разнообразных здоровье сберегающих технологий (физкультминутка, гимнастика для глаз).

Формировать УУД:
- Регулятивные УУД: умение  контролировать результаты своей деятельности и деятельности партнера, вносить коррективы, адекватно оценивать свои достижения и достижения своих сверстников;

- Коммуникативные УУД: слушать и понимать речь  учителя и одноклассников; инициативное сотрудничество в поиске ответов.
- Познавательные УУД: постановка проблемы, решение проблемы, анализ, обобщение умение ориентироваться в своей системе знаний: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Предметные УУД: учащиеся осознают предметный смысл вопроса «На сколько больше (меньше)?» и его связь с действием  сложения и вычитания с нулем уметь выполнять сложение и вычитание в пределах 10 при решении числовых выражений.
Личностные УУД: интерес к поиску решения; уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.
Тип урока: закрепление пройденного материала.

Формы работы на уроке: индивидуальная, фронтальная.

Методы и приемы: беседа, наглядный, практический, проблемный, частично – поисковый, прием «сюрпризный момент» и прием «ловушка».

Оборудование для учителя: мультимедийная презентация, учебник и тетрадь на печатной основе по математике Н.Б. (программа «Гармония»).

Оборудование для учащихся: учебник и тетрадь на печатной основе Н.Б. Истоминой, веер с цифрами.

Этапы урока с методическими комментариями:

Содержание урока (деятельность учителя и учащихся)

1. Орг. момент ( 2 мин)

1слайд –  картинка улыбающегося солнышка.

2. Актуализация знаний (25 мин)

Устный счет   - 2 слайд

Математический диктант на слух.

Проверка ответов (обратная связь при помощи веера цифр).

Незнайка – 3 слайд

На слайде появляется портрет грустного Незнайки.

Физминутка

 (подвижная, на 15-ой минуте).

3. Закрепление

Работа в тетрадях на печатной основе стр.21 №45 Проверка «по цепочке».

Работа с учебником (устно)

с. 25 № 51.  Работа по двум вариантам.  Фронтальная проверка - дети обосновывают свой выбор.

Физминутка для глаз на слайде –

 3 слайд. на 30 –ой мин.

Работа в тетрадях на печатной основе стр.22 №46.  Фронтальная проверка.

Дополнительный материал – резерв, если останется время, учебник, стр. 26 №52. Соотнести картинку с нужным равенством. Самопроверка при помощи слайдов.

  1. И       4. Итог урока (5 мин.)
  2.  4    4 слайд  или 8 - улыбающийся
  3. Н     Незнайка.

У: Доброе утро, ребята!

.Поздоровайтесь с гостями, улыбнитесь!
Мы гостей сегодня ждали 
И с волнением Вас встречаем.
Хорошо ли мы умеем 
И считать и отвечать?
Не судите очень строго
Ведь учились мы немного.
- Я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь друг другу и подумайте, как хорошо, что мы сегодня вместе. Забудьте вчерашнюю обиду, злость, беспокойство. Вдохните в себя свежесть зимнего дня и почувствовать тепло солнечных лучей. Мне хочется, чтоб вы были веселы, чтобы у вас было хорошее настроение. А если у вас будет хорошее настроение, то и учиться нам будет легче. Ну что ж начнем работать.
У: Итак, ребята, а еще к нам сегодня придет еще один гость, который тоже хочет научиться писать, читать и считать. А как его зовут, вы узнаете, когда найдёте значение числовых выражений.

У: ребята, внимание на экран! Все буквы в имени нашего гостя перепутались, а чтобы узнать в какой последовательности они должны стоять, нужно найти значения числовых выражений, но будьте внимательны, это задание с ловушкой!

  1. Найти значение выражений.    (задание с ловушкой)
  2.   

1+3   Н                 2+3    з

4-2    е                  9-1     к

6+3   й                3+4      к ?

8-5   а                5-4       н

                                          1+5   а 

Приготовьте  свои веера с цифрами!

У: 1) Чему равна сумма чисел 1 и 3? Покажите ответ при помощи веера цифр!

Д: 4. У: Верно. Имя нашего гостя начинается с прописной буквы Н?

У: какое правило мы знаем про написание всех имен?

Д: все имена пишутся с большой буквы.

У: Хорошо. Теперь ищем втрое числовое выражение, которое начинается с числа 4.

У: Чему будет равна разность 4 и 2? Покажите ответ!

Д: 2.

У: Верно, следующая буква в имени нашего гостя е!

У: теперь ищем следующее числовое выражение, чтобы оно начиналось с числа 2.

У: Итак, 1 слагаемое 2, а 2 слагаемое 3. Чему будет равно значение суммы? Покажите ответ.

Д: 5.

У: Молодцы! Следующая буква з! Дальше ищем числовое выражение, которое начинается с числа 5

Уменьшаемое 5, вычитаемое 4. Чему равно значение разности? Дайте ответ!

Д: 1.

У: Следующая буква опять н!

Теперь ищем числовое выражение, начинающиеся на число1. 1+5=? Покажите ответ.

Д: 6.

У: Мы нашли с вами еще 1 букву а!

Ищем числовое выражение, начинающиеся на число 6. Итак, чему будет равно 6+3?

Д: 9. Верно!

У: Следующая буква й !

Теперь следующее числовое выражение, начинающееся на число 9!

Д: 9-1=8.

У: Хорошо, мы нашли с вами букву к!

Нам осталось найти последнюю букву! Ищем числовое выражение с числом 8.

Чему будет равно 8-5?

Д: 3.

У: Итак, последняя буква а! Так же зовут нашего гостя? Молодцы, вы не попались в «ловушку»! Какое здесь лишнее числовое выражение? 3+4=7

Д: Незнайка!

        У: Ребята, посмотрите какой грустный

Н      Незнайка он грустит от того, что не умеет

сч  считать, давайте научим нашего гостя считать.

Начнем с. математического диктанта.

 У: первое слагаемое 6, второе слагаемое 2.

    Чему равна сумма?

      Д: 8.
У   У: уменьшаемое 8, вычитаемое 2.

Найдите разность.

Д: 6.
У: Я задумала число, прибавила к нему 4 и получила 8. Какое число я задумала?

Д:  4.
У: Я задумала число, вычла из него 2 и получила 7. Какое число я задумала?

Д: 9.
У: 4 уменьшить на 1.

Д: 3.
У: 5 увеличить на 2.

Д: 7.
            У:  Какое число самое большое, и какое число самое маленькое в пределах 10? 

Д: Маленькое число -0, а большое -10!


У: На сколько 9 больше 3.

Д: на 6.

У: Как узнали?

Д: Из 9 вычли 3.
У: Найдите пары чисел разность, которых равна 2. (9 и 7, 6 и 4, 8 и 6).

У: Молодцы!

Незнайка шепнул мне на ушко, что немного устал. А вы, ребята, не хотите немного отдохнуть. Тогда вас ждёт физминутка.

Быстро встаньте, улыбнитесь,

Выше, выше, потянитесь.

Ну-ка, плечи распрямите,

Поднимите, опустите.

Влево, вправо повернитесь,

Руками коленей коснитесь.

Сели-встали, сели-встали

И на месте побежали.

У: Ну а теперь мы с вами поработаем в рабочих тетрадях на печатной основе. Откройте свои тетради на стр. 21 ( 2 и 1) и найдите №45 (4 и5)

      Учитель читает задание.

     Найдите закономерность и продолжи ряд чисел.
    У: Перед тем, как приступить к выполнению этого задания, давайте с вами вспомним, какие числа называются предыдущими, а какие последующими?

      Д: Предыдущее число – это то, число, которое стоит от впереди, а последующее число, это то число, которое стоит позади.

 И   У: Итак, какую закономерность вы заметили в 1 ря    ряду      чисел?

На     У: Начинаем называть числа «по цепочке» с

  ог  самого первого числа!

Д:  

!)  1) 9,7,8,6,7,… числа уменьш. на 2, а потом увел. на на 1

2) 2) 1,35,… все числа увел на 2

3) 3) 4,6,5,7,6,… увел на 2 и уменьш. на 1

4) 4)3,6,4,7,5… увел на 3 и уменьш. на 2

У: Молодцы!

У: А теперь поработаем устно в учебнике.

У:  открыли учебник на с. 25 (2 и 5) и нашли №51 (5 и1). Поработаем устно.

У   Работа в учебнике на с. 25  №51.

Д  У: как изменилась картинка?

У У: читает задание: выберите равенство,

которым можно записать это изменение. Работать будем по двум вариантам!

У: Первый вариант числовое равенство, которое соответствует паре картинок слева, а второй вариант паре картинок справа.

1  

У: Как изменилась картинка справа у 1 варианта?

Д:   Д: 4 треугольника увеличили на 2. 

Зн  У: Значит, какое числовое выражение подходит к 1 картинке?

     1  вариант– правильный ответ 4+2 = 6

 Как изменилась картинка справа у 2 варианта?

Д: 9 треуг. уменьш. на 5

З   У: Значит, какое числовое выражение подходит к 1 ка  картинке?

2    2 вариант –  правильный ответ  9 - 4 =5

Физминутка для глаз

У: Наш Незнайка и вы устали, давайте проведем гимнастику для глаз, чтобы они у вас немножко отдохнули. 

И      У: Итак, возвращаемся снова к тетради на печатной  основе! Открываем тетрадь на с. 22 (2 и 2) и . и находим №46 ( 4 и 6)!

Тетрадь печатной основы стр. 22 №46. 

  Задание.  

У: Дорисуй круги справа так, чтобы каждый рисунок соответствовал равенству.

     

   У: Расскажите, что изменяется в каждой паре картинок. Выбери равенства, которыми можно записать эти изменения.

Обратите внимание на последнюю картинку!

Как вы думаете, количество кругов изменится, если мы прибавим  число 0?

Д: Нет.

У: Прежде, чем вы приступите к работе в тетрадях, давайте вспомним о правилах письма, расскажем и покажем их нашему гостю Незнайке:

Тетрадь с наклоном положу,
Ручку правильно держу.
Сяду прямо, не согнусь,
За работу я возьмусь.

У: Давайте проверим, сколько кругов вы дорисовали на первой картинке справа?

Д: 4.

А на второй верхней справа?

Д: 3

У: А на средней картинке слева?

Д: 3

У: Дальше, а на средней картинке справа?

Д: 2

У а на нижней картинке слева?

Д: 1

У: И , наконец. на нижней картинке справа?

Д: 4

У: Подобное равенство со значением 0 есть и в учебнике № 52 на странице 26.

Откройте свои учебники на стр.26 ( 2 и 6) №52 (5 и 2), поработаем устно.

У:- Как изменилась картинка?

Задание:

Выберите равенства, которыми можно записать от ответ на вопрос. 

Перед тем, как мы ответим на вопрос из учебника, скажите пожалуйста!

У: Ребята, какими арифметическими действиями мо  можно    обозначить изменения на рисунках, если, например, нам нужно что –то прибавить?

Д: Действием сложением.

Тогда, как будут называться компоненты при сложении?

Д: 1 слагаемое, 2 слагаемое, сумма.

У: Хорошо, а если нам нужно вычесть, то какое арифметическое действие мы будем использовать?

Д: Действие –вычитание.

У: тогда, как же называются компоненты при вычитании?

Д: Уменьшаемое, вычитание, разность.

 У: Ребята, а какой цифрой мы обозначаем отсутствие предметов?  

Д: Цифрой 0.

У: ребята, а теперь, перед тем как приступить  к выполнению данного задания давайте еще раз вспомним и расскажем нашему Незнайке, что произойдет с числом если к нему прибавить 0 или, наоборот, вычесть 0 из числа?

Д:

Вывод: - если к числу прибавить 0, то получится это же число.

             - если из числа вычесть 0, то получится это же число.

              -если из числа вычесть это же число, то получится 0.

У: Молодцы!

 У: Итак, поставили свои указательные пальчики на то числовое выражение, которое подходит к верхней слева картинке!

Давайте сверимся с доской 4+2=6. молодцы!

У: Теперь поставили пальчики на числовое выражение, которое подходит ко второй верхней картинке справа. Снова сверяемся с доской! 5-1=4.

У: дальше, нашли нижнюю картинку слева! Какое числовое выражение подходит к этой картинке? 9-9=0

У: И наконец, последняя нижняя правая картинка, какое же здесь подходит числовое выражение? 4 – 0=4.Молодцы!

  1. И   У: К концу подходит наш урок, и мы должны

             подвести его  итог.


 К   У: Ребята, как вы думаете какое задание было     са       самым интересным для вас?

     Д: Узнать имя гостя! 

А  У: А какое - самым трудным?

Д:   Д: Найти закономерность и продолжить ряд чисел

У     У: Ребята, а какое же задание было для вас самым легким? подбирать числовые выражения к картинкам.            

У: Скажите, а для чего всё - таки необходимы число и цифра 0?

Д: Чтобы показать отсутствие предметов.

У: Вывод: действительно, число и цифра 0 необходимы в математике и для того, чтобы показать с их помощью отсутствие изменений в количестве предметов.

У: Посмотрите на Незнайку, он улыбается!

     Я думаю, ему понравилось у нас в гостях и мы

ждем его к нам в гости на другие уроки, чтобы научить Незнайку еще читать и писать!

Спасибо за старание.
Ведь главное – желание,
А навыки и знание
С годами к вам придут.
Прозвенел звонок с урока -
Поиграть пришла пора.
Что узнали на уроке,
Не забывайте никогда.

2)

2)


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Найти значение выражений. 1+3 Н 2+3 з 4-2 е 9-1 к 6+3 й 1+5 а 8-5 а 5-4 н 3+4 к

Слайд 3

Незнайка

Слайд 4

4 + 2 = 6

Слайд 5

5 – 1 = 4

Слайд 6

9 – 9 = 0

Слайд 7

4 – 0 = 4

Слайд 8

Спасибо! До новых встреч, ребята!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по математике 1 класс по теме "ЗАМЕНА ВЕРБАЛЬНОЙ МОДЕЛИ ПРЕДМЕТНОЙ. ВЫЧИСЛИТЕЛЬНЫЕ УМЕНИЯ"

В разработке представлен конспект урока по математике для 1 класса по теме "ЗАМЕНА ВЕРБАЛЬНОЙ МОДЕЛИ ПРЕДМЕТНОЙ. ВЫЧИСЛИТЕЛЬНЫЕ УМЕНИЯ". Урок разработан с учетом ФГОС НОО....

Презентация к уроку математики 1 класс по теме "ЗАМЕНА ВЕРБАЛЬНОЙ МОДЕЛИ ПРЕДМЕТНОЙ. ВЫЧИСЛИТЕЛЬНЫЕ УМЕНИЯ"

В разработке представлена презентация к  уроку  математики для 1 класса по теме "ЗАМЕНА ВЕРБАЛЬНОЙ МОДЕЛИ ПРЕДМЕТНОЙ. ВЫЧИСЛИТЕЛЬНЫЕ УМЕНИЯ". Урок разработан с учетом ФГОС НОО....

Урок математики 1 класс по теме "Закрепление изученного. Решение текстовых задач, примеров на сложение и вычитание в пределах 10, сравнение чисел в пределах 10"

Учащиеся учатся решать задачи изученных видов; решать примеры на сложение и вычитание чисел 1,2,3; принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности; находить средства и способы её осуществлени...

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА. Предмет: математика Класс: 3 Тема урока: "Симметричные фигуры"

Цель учителя: подвести учащихся к пониманию понятия симметричные фигуры с осью симметрии....

Технологическая карта урока математики в 1 классе по теме «Числа от 1 до 10. Число 0. Сложение и вычитание»

В данном конспекте  представлены упражнения, помогающие детям повторить и закрепить материал по теме "Числа от 1 до 10. Число 0. Сложение и вычитание". Предлагаются упражнения на повтор...

Презентация + конспект урока в 4 классе по теме "Монетный двор, модель монеты" (УМК "Перспектива")

Презентация + конспект урока технологии по теме "Монетный двор"...