Конспект урока математики по теме "Литр" (1 класс)
план-конспект урока по математике (1 класс) на тему

Уткина Юлия Игоревна

Конспект урока - практикума  в 1 классе по теме "Литр", УМК "Школа России".  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл litr.docx20.93 КБ
Файл litr.pptx504.24 КБ

Предварительный просмотр:

  1. класс

Математика.

М.И. Моро, С.И. Волкова, С.В. Степанова  «Математика» учебник для 1-го класса часть 2.

УМК «Школа России»

Тема: Литр.

Тип урока: сообщение новых знаний

Форма урока: урок -  практикум

 Цель деятельности учителя: познакомить с новой величиной – вместимостью (объемом) и единицей её измерения - литром;

Задачи:

обеспечить усвоение знаний учащихся путём наблюдения и практической работы;     учить решать практически задачи с новой величиной;  актуализировать знания разных единиц измерения: длины, массы; учить детей формулировать проблему, выдвигая гипотезы и находить правильное решение;

Универсальные учебные действия (метапредметные):

Познавательные: находить пути выхода из проблемной ситуации, выполнять действия с материальным объектом - литровой банкой.

Коммуникативные: планировать совместную деятельность в парах.

Регулятивные: контролировать свою деятельность, определять последовательность действий;

Личностные: развивать учебно-познавательный интерес к учебному материалу и способам решения задач;

Оборудование: сосуды для измерения разной ёмкости (трёхлитровая и литровые банки, трёхлитровая кастрюля, стакан, чашка, разные сосуды литровой ёмкости, бутылки, мензурка, коробка из-под сока), вёдра с водой, практические задания, презентация.

Планируемые результаты: учащиеся научатся сравнивать сосуды по вместимости; упорядочивать сосуды, располагая их в порядке увеличения (уменьшения) вместимости; использовать математическую терминологию при составлении и чтении математических равенств; решать задачи на определение массы и вместимости на основе задач изученных видов; пользоваться таблицей сложения; контролировать и оценивать свою работу.

Ход урока

  1. Организационный момент
  2. Актуализация знаний

- Вчера на уроке мы познакомились с новой величиной – массой и единицей измерения массы – килограммом.

- Как называется специальный прибор для измерения массы предметов?

- Для того чтобы вспомнить, как сравнивают предметы по их массе, как измеряют массу предметов, выполним задание в парах. Перед вами весы.  На весах гири и предметы, массу которых измеряют. Со своим партнером придумайте вопрос для одноклассников по одному рисунку, а ребята попробуют ответить на ваш  вопрос (слайд № 1 )

  1. Устный счет

- Сегодня мы будем настоящими исследователями, будем проводить опыты и делать выводы. Но сначала – разминка для ума.

Игра «Молчанка» (слайд № 2)

  1. Самоопределение к деятельности

На доске:

    цвет                               вкус

длина            величины           конфета

                                 

масса                                 форма              

                         ?

- Рассмотрите схему, прочитайте слова в прямоугольниках.

- Какое слово лишнее? Почему?

(«Конфета» - это предмет, а остальные слова обозначают свойства предметов)

- Уберем слово «конфета». Поработаем с остальными словами.

- Я называю предложения, а вы называете свойство, о котором идет речь.

Стол прямоугольный, а зеркало круглое (форма)

У папы голубые глаза, а у мамы – зеленые (цвет)

Дерево высокое, а куст низкий (длина)

Лимон кислый, а яблоко сладкое (вкус)

Медведь тяжелый, а заяц легкий (масса)

- Какие из этих свойств можно измерить?  (длину, массу)

- В каких единицах измеряется длина? (см) Масса?  (кг)

- Те свойства, которые можно измерять, называются величинами.  Соедините слова масса, длина со словом величины.

- Но у нас остался прямоугольник со знаком вопроса. Что это значит?

- Сегодня мы познакомимся с еще одной величиной и единицей измерения этой величины.

  1. Работа по теме урока

Практическая работа

(Учитель выставляет банку и кастрюлю одинаковой вместимости (3 литра))

- Как вы думаете, куда больше вместится воды: в банку или кастрюлю?

- Давайте попробуем это определить.

( 2 ученика заполняют банку и кастрюлю водой одинаковыми литровыми банками)

Вывод: емкости вмещают одинаковое количество воды.

- Давайте снова заполним эти емкости водой. 1 ученик заполняет кастрюлю литровой банкой, а другой ученик заполняет банку стаканом.

- Что же получается? Кастрюля и банка сначала вмещали одинаковое количество воды, а теперь нет?

Вывод: вместимость (объем) нужно определять одинаковой меркой, тогда будет верный результат.

Измеряют объем сосудов в литрах:

Объем --- литр--- л

(Учитель показывает литровую банку)

- В этой банке 1 литр.

- Сколько литровых банок воды вместилось в кастрюлю?  (3)

Вывод: объем (вместимость) кастрюли – 3 литра.

В разные сосуды наливают не только воду, но и другие жидкости: сок, молоко, кефир и т.д.  

(слайд №3)

  1. Закрепление

Логическая задача.

Как налить в кастрюлю 2 л воды, если есть банки вместимостью 1 л и 3 л? Запишите числовые равенства.

Задача.

В банке 3 л молока, а в бидоне на 4 л больше. Сколько литров молока в банке бидоне вместе?

- Посмотрите на доску. Какая краткая запись подходит к этой задаче? Почему? (слайд№4)

- Можно ли эту задачу решить одним действием? Почему?

-Запишите решение задачи по действиям.

  1. Рефлексия

- С какой новой величиной сегодня познакомились на уроке?

- Назовите единицу измерения вместимости (объема).

- Оцените свою работу на уроке с помощью смайликов.

ПРИМЕЧАНИЕ. Физкультминутку учитель проводит тогда, когда дети утомились по своему выбору.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

3 кг 1 кг 5 кг 1 кг

Слайд 2

слагаемое слагаемое сумма 2 6 3 5 4 4 10 6 7 0 8 7 2

Слайд 4

Банка - 3 л Бидон - ? на 4 л больше Банка – 3 л Бидон - ? на 4 л больше ? Банка – 3 л Бидон - ? На 4 л меньше ?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока математики в 1 классе "Математика вокруг нас"

Урок проводила по  программе "Школа России"  по новым ФГОС. Сопровождается презентацией....

План-конспект урока математики в 4 классе для детей с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью. Внеклассное занятие « Весёлая математика»

Данное внеклассное занятие проведено в игровой форме. Поможет  закрепить навыки счёта, устных вычислений...

Конспект урока математики в 4 классе по программе С.А.Козловой, Т.А.Демидовой, А.П.Тонких «Математика» (Образовательная система «Школа 2100») Тема: Круговая диаграмма (Урок введения новых знаний)

Цели: ·        Предметная: Познакомиться с понятием «круговая диаграмма»·        Метапредметные: - создать условия для формировани...

Конспект урока математики в 4 классе "Зачем нужна математика"

Урок математики в 4 классе, основанный на практико-ориентированном подходе к обучению....

Конспект урока математики в 1 классе по теме «Масса» (по курсу «Математика»; автор М.И.Моро)

Конспект урока математики в 1 классе по теме «Масса» (по курсу «Математика»; автор М.И.Моро) ,ФГОС....

Конспект урока математики в 1 классе по УМК «Начальная школа XXI века» ( Математика, Рудницкая В.Н..)

Тема: Измеряем длину в дециметрах и сантиметрахТип урока: урок открытия нового знанияКласс: 1 класс.Основное содержание темы: Сантиметр. Дециметр. Длина. Преобразование единиц длины. Соотношение: 1дм ...

Конспект урока математики в 4 классе (образовательная программа начального общего образования, авторская программа М. И. Моро и др. «Математика», образовательная система «Школа России»)

Тема урока: Приём письменного деления на однозначное число. Цели: - отрабатывать умение выполнять деление трехзначного числа на однозначное; - совершенствовать устные и письменные вычислительные...