Технологическая карта урока математики по теме "Сложение трехзначных чисел" 3 класс
план-конспект урока по математике (3 класс) на тему

Синяева Наталья Владимировна

Технологическая карта урока математики по теме "Сложение трехзначных чисел" 3 класс

Скачать:


Предварительный просмотр:

Синяева Н.В.

учитель начальных классов МБУ СОШ № 58

 с углублённым изучением отдельных предметов,

г. Тольятти

                              Технологическая карта урока математики проведенного в 3 «Б» классе МБУ СОШ № 58  17.10.2016г.

Тема урока:

Сложение трехзначных чисел

Тип:

Изучение нового материала.

Авторы УМК: "Математика" 3 класс УМК система Занкова, автор программы Аргинская И.И..

Цели урока: Содержательная цель: Познакомить учащихся  с письменным приемом сложения трехзначных чисел.

Деятельностная цель: учить выполнять письменное сложение трехзначных чисел.

Задачи: повторить поразрядный способ сложения чисел;

  • сформулировать алгоритм сложения трехзначных чисел
  • формировать умение применять его в различных случаях;
  • развивать речь учащихся, активизировать логическое мышление., формировать устойчивость внимания;
  • воспитывать положительную мотивацию к предмету, чувство дружбы и взаимопомощи.

 

Планируемые образовательные результаты:

Личностные

Метапредметные

Предметные

- проявлять интерес к математике;

-осваивать роль ученика на основе выполнения правил поведения на уроке и взаимодействия с учителем и одноклассниками;

-проявлять заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий.

-понимать и принимать учебную задачу, осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя;

- планировать деятельность на уроке под руководством учителя;

-искать разные способы решения задачи;

- работать в паре и оценивать товарища;

- выполнять мыслительные операции анализа и синтеза, делать умозаключения.

- создавать проблемную ситуацию, выводящую на изучение нового числа;

-повторить поразрядный способ сложения чисел;

-сформулировать алгоритм сложения трехзначных чисел

-формировать умение применять его в различных случаях;

Планируемые результаты УУД

Регулятивные

Познавательные

Коммуникативные

-оценивать ход и результат выполнения задания, сравнивать свои ответы с ответами одноклассников;

–принимать учебную задачу, соответствующую этапу обучения;

– понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале;

– адекватно воспринимать предложения учителя;

–проговаривать вслух последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности;

– осуществлять первоначальный контроль своего участия в доступных видах познавательной деятельности;

– оценивать совместно с учителем результат своих действий, вносить соответствующие коррективы под руководством учителя ;

– принимать разнообразные учебно-познавательные задачи и инструкции учителя;

– в сотрудничестве с учителем находить варианты решения учебной задачи.

-выполнять задания с использованием материальных объектов; Выполнять задания на основе рисунков и схем;

-выполнять действия по заданному алгоритму;

– проводить сравнение (по одному из оснований, наглядное и по представлению);

– выделять в явлениях несколько признаков, а также различать существенные и несущественные признаки (для изученных математических понятий);

– под руководством учителя проводить классификацию изучаемых объектов (проводить разбиение объектов на группы по выделенному основанию);

– под руководством учителя проводить аналогию;

– строить небольшие математические сообщения в устной форме (2–3 предложения);

– строить рассуждения о доступных наглядно воспринимаемых математических отношениях;

– выделять несколько существенных признаков объектов;

– под руководством учителя давать характеристики изучаемым математическим объектам на основе их анализа;

– проводить аналоги между изучаемым материалом и собственным опытом.

– принимать участие в работе парами и группами;

– воспринимать различные точки зрения;

– воспринимать мнение других людей о математических явлениях;

– понимать необходимость использования правил вежливости;

– использовать простые речевые средства;

– контролировать свои действия в классе;

– понимать задаваемые вопросы.

– использовать простые речевые средства для передачи своего мнения.

Оборудование:

 Компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация по теме «Космическое путешествие», пульты к системе «Прокласс» и презентация «Устный счет с «Прокласс»

У детей на партах: учебник, рабочая тетрадь ,пульты к системе «Прокласс».

Образовательные ресурсы: Учебник  И.И Аргинская  «Математика», 3 кл., 1 ч (авторы И.И. Аргинская, Е.П. Бененсон, Л.И. Итина, С.Н. Кормишина), Самара: ИД «Федоров, 2012. Методическое пособие, рабочая тетрадь  №1. Е.П. Бененсон, Л.С. Итина

Применяемые технологии: технология игрового моделирования, технология обучения в сотрудничестве, информационно-коммуникативные, здоровьесберегающие.

Основные этапы урока

Цель этапа

Деятельность учителя

Деятельность

 обучающихся

Методы обучения

Содержание урока

Прогнозируемый результат

  1. Организационный этап.

Цель:

Мотивировать учащихся к учебной деятельности посредством создания эмоциональной обстановки.

Проводит инструктаж, настраивает детей на работу.

Приветствуют учителя, проверяют готовность к уроку.

Формулирует правила поведения на уроке и аргументирует их.

Фронтальный метод

-Ребята, сегодня у нас необычный урок. Я вижу ваши сияющие лица. Это говорит о вашем хорошем настроении, значит. Урок у нас будет удачным.

Давайте прочитаем слова, записанные на доске:

Пусть суровые ветры нам дуют в лицо,

Все пути нам, ребята, открыты,

Мы поднимемся к звездам, проплывем по морям,

Мы – искатели, мы – следопыты.

-Подумайте над словами этого стихотворения. Чем мы будем заниматься на уроке? ( Будем преодолевать трудности, выполнять сложные задания, узнавать новое.)

-Действительно, мы многое узнаем, сделаем открытие и совершим сказочное путешествие в космос. В космическом пространстве нам нужно будет не пропустить ни одного сигнала бедствия. Мы будем помогать всем, кто в этом нуждается.

Создание условий для возникновения у ребенка внутренней потребности включения в учебную деятельность.

Личностные:

- проявлять интерес к математике;

-осваивать роль ученика на основе выполнения правил поведения на уроке и взаимодействия с учителем и одноклассниками;

2.Актуализация знаний.

Цель:  актуализировать учебные знания и умения, необходимые для восприятия нового материала.

Организует

фронтальную работу

Устный счет.

1)Работают с числами на доске

Формулирует собственное мнение и аргументирует его.

Фронтальный метод

Посмотрите на доску

109, 901, 910, 190,

-О чем говорит цифра «0»в этих числах? (Об отсутствии какого-то разряда.)

-Назовите наибольшее число. (910.) Что обозначает цифра 0 в этом числе?

 -Назовите предыдущее для него число.(909) Последующее. (911)

-Назовите самое маленькое число.(109) Что обозначает цифра 0 в этом числе?

-Назовите разрядный состав этого числа. ( 1 сотня, 0 десятков, 9единиц.)

-Назовите предыдущее для него число? (108)

-Как связано это число с Юрием Гагариным? (первый полет длился 108 минут)

Актуализация соответствующих мыслительных операций и познавательных процессов.

Владение общими приёмами выполнения заданий.

Познавательные:

– проводить сравнение (по одному из оснований, наглядное и по представлению);

– выделять в явлениях несколько признаков

Цель: развитие умения находить ответы на поставленные  вопросы.

Подготовка  и мотивация учащихся к надлежащему самостоятельному выполнению учебного действия.

Цель: повторить устные приемы вычислений

Организует индивидуальную работу с помощью системы «Прокласс»

Организует работу для  совершенствования навыков

устных приемов вычисления

Проводит инструктаж при работе работу с помощью системы «Прокласс»

Готовят пульты   к работе.

Упражнения в устных приемах сложения,вычитания, умножения и деленияю

Ученик выполняет учебное действие

Осуществляет взаимоконтроль.

Индивидуальная работа

Сегодня мы с вами отправимся в космическое путешествие.

Проверяем оборудование и вашу подготовку

Работа  по презентации (см.приложение)

Итог работы по таблице с помощью системы

«Прокласс»

Учащиеся в форме коммуникативного взаимодействия решают типовые задания на новый

способ действия.

Проверка правильности выполнения задания .

Коммуникативные:

– принимать участие в работе с использованием ИКТ;

– понимать необходимость использования правил вежливости;

– использовать простые речевые средства.

Коррегирующая гимнастика для глаз

Цель:

укрепление глазных мышц и снятия усталости.

Организует выполнение гимнастики

Выполняет упражнения коррегирующей гимнастики.

Фронтальный метод

«Палец двоится»

« Письмо носом»

Облегчает работу на близком расстоянии

Снижает напряжение в области глаз.

3.Целеполагание.

Цель: подведение детей к формулированию темы урока.

Включает учащихся

в обсуждение проблемных

вопросов.

Учитывает степень сложности задания  и определяет для себя

возможность/невозможность его выполнения.

Формулирует тему урока.

Участвует в обсуждении вопросов, учиться

аргументировать свой ответ.

Фронтальный метод

Ваши тетради сегодня превращаются в бортовые журналы.

Запишите число. Классная работа.

На нашем пульте управления загорелась красная лампочка. Это значит, что нас просят о помощи. Приземляемся. Стало известно, что к ближайшей от нас планете приближаются астероиды.

Чтобы изменить траекторию их полета нам нужно решить примеры

500-200=

420+70=

340-30=

345+452=?

-С какой проблемой мы встретились?

(Не известен алгоритм   сложения трехзначных чисел.)

- Какова тема нашего урока? (Письменное сложение трехзначных  чисел.                                                                    

-Чему мы будем учиться на уроке  ?  (Будем учиться строить алгоритм сложения трехзначных чисел или уточним этот алгоритм.)

Выявление и вербальное фиксирование причины затруднения на основе, которой учащиеся ставят цель

деятельности, предлагают вариант формулировки темы урока, который уточняется учителем.

Предметные:

- создавать проблемную ситуацию, выводящую на изучение нового числа.

 -складывать числа используя устные приемы сложения

Познавательные:

– строить рассуждения о доступных наглядно воспринимаемых математических отношениях;

– выделять несколько существенных признаков объектов.

Выявление и вербальное

фиксирование причины затруднения на основе, которой учащиеся ставят цель деятельности, предлагают вариант формулировки темы урока, который уточняется учителем.

Предметные:

- создавать проблемную ситуацию, выводящую на изучение нового материала.

Познавательные:

– строить рассуждения о доступных наглядно воспринимаемых математических отношениях;

– выделять несколько существенных признаков объектов.

4. Этап открытия нового знания.

Цель: усвоение  обучающимися новых знаний.

Составить алгоритм сложения трехзначных чисел.

 Учить учащихся складывать трехзначные числа по алгоритму с комментированием

Включает  учащихся

в обсуждение проблемных вопросов.

Контролирует работу учащихся с материалом, вызвавшим затруднение.

Осуществляет самоконтроль: соотносит собственную запись с предложенным

вариантом.

Оценивает свою работу.

Участвует в обсуждении вопросов, учиться аргументировать свой ответ.

Ищет и выделяет необходимую информацию на основе иллюстрации и образца.

Фронтальный метод

Побуждающ. диалог

-Посмотрите на доску

+45

+245

  32

  432

-_Чем похожи и чем отличаются эти примеры

    -Каким способом вы предлагаете строить новый алгоритм? (По аналогии с алгоритмом сложения двухзначных чисел.)

-Как будем записывать трехзначные числа в столбик? (Так же как и раньше: единицы под единицами, десятки под десятками, сотни под сотнями.) Это первый шаг.

-Как будем вести сложение? ( Так же по разрядам.)

  • 2-й шаг – складываем единицы…
  • 3-й шаг – складываем десятки…
  • 4-й шаг – складываем сотни…
  • 5-й шаг – читаем ответ.

-Повторите ещё раз алгоритм сложения трехзначных чисел. (Одновременно выставляются карточки-помощники( шаги алгоритма) на доске.)

-Откройте учебник на с. 59. прочитайте вывод , данный в учебнике. Сравните его с выводом, который мы составили сами. (Они одинаковы.)

-Итак, значит мы с вами вывели правильный алгоритм.

Учащиеся преодолевают возникшие трудности с помощью учителя.

Предметные:

- создавать проблемную ситуацию, выводящую на изучение нового числа.

 -складывать числа используя устные приемы сложения

-составлять алгоритм письменного приема сложения трехзначных чисел

Познавательные:

– выделять несколько существенных признаков объектов;

– под руководством учителя давать характеристики изучаемым математическим объектам на основе их анализа;

Физминутка

Цель:

восстановление физических и духовных сил

Организует выполнение физминутки.

Выполняет упражнение.

А сейчас давайте отдохнем. Отдых у нас будет активным и полезным.

-Раз, два, три, четыре-
В космос мы лететь решили!

Чтобы в космос полететь,
Нужно многое уметь!

Вправо, влево наклонись
И нисколько не ленись!

Руки вверх, вперед и вниз.
Космонавтом становись!

Улучшает внимание, координацию движений

Закрепление (работа по учебнику)

 Цель: научить применять новый алгоритм

Контролирует работу учащихся с материалом, вызвавшим затруднение.

Осуществляет взаимоконтроль.

Оценивает свою работу

Строит логическую цепь рассуждений.

Устанавливает закономерность.

Формулирует собственное мнение и аргументирует его.

Индивидуальный метод,работа в парах,

взаимопроверка.

 Какое открытие мы с вами сделали? Как выполнять письменное сложение трехзначных чисел?

 Пользуясь выведенным алгоритмом, выполним остальные расчеты ученых по заданию №2 учебника. Работаем с комментированием.

                (Один ученик у доски.)

Два последних примера – самостоятельно .  (Взаимопроверка.)

Актуализация соответствующих мыслительных операций и познавательных процессов.

Проверка правильности выполнения задания . Предметные: 

-складывать числа используя устные приемы сложения

-составлять алгоритм письменного приема сложения трехзначных чисел

Регулятивные:

-оценивать ход и результат выполнения задания, сравнивать свои ответы с ответами одноклассников;

–принимать учебную задачу, соответствующую этапу обучения;

– понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале.

5.Закрепление изученного материала

Цель: закрепить умение правильно применять новый алгоритм сложения трехзначных чисел

 

Включает учащихся  в обсуждение проблемных вопросов.

Организует индивидуальную работу для  закрепления знаний состава чисел.

Работа на индивидуальных карточках.

Учитывает степень сложности задания  и определяет для себя возможность/невозможность его выполнения.

Осуществляет самоконтроль: соотносит собственную запись с предложенным вариантом.

Оценивает свою работу.

Фронтальный метод,побуждающий диалог

     -  И, наконец, последние расчеты ученых . У вас на партах лежат карточки с заданиями.  Задания трех уровней: уровень «А» легкий, уровень «Б» средний по трудности и уровень «В» - сложный. Вы можете выбрать, задания какого уровня вы будете выполнять. Можно решить задания и двух уровней.

(Дети выбирают задания и выполняют их.)

Учащиеся в форме коммуникативного взаимодействия решают типовые задания на новый способ действия.

Предметные:

--складывать числа используя устные приемы сложения

-составлять алгоритм письменного приема сложения трехзначных чисел

Регулятивные:

-оценивать ход и результат выполнения задания, сравнивать свои ответы с ответами одноклассников;

–принимать учебную задачу, соответствующую этапу обучения;

– понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале.

– воспринимать различные точки зрения;

– воспринимать мнение других людей о математических явлениях;

– понимать необходимость использования правил вежливости;

– использовать простые речевые средства.

6. Включение  нового знания в систему знаний .

Цель: закрепить умение правильно применять новый алгоритм сложения трехзначных чисел

Включает учащихся  в обсуждение проблемных вопросов.

Организует индивидуальную работу для  закрепления знаний состава чисел

Фронтальный метод,побуждающий диалог

Мы пролетели большую часть пути. Нас просят приземлиться на планету роботов, где вышел из строя главный робот. Чтобы он заработал мы должны выяснить , хватит ли ему деталей для ремонта.

  • Прочитайте задачи на карточках.

                                           Задача № 1.

В первый день для ремонта робота на планету доставили 250 деталей, а во второй день в 3 раза больше. На сколько больше деталей доставили во второй день, чем в первый?

                                                  Задача № 2.

В первый день для ремонта робота на планету доставили 254 детали, а во второй день  на 167 детали больше. Сколько всего деталей доставили на планету за два дня ?

-Выберите ту задачу, для решения которой мы будем использовать новый алгоритм сложения трехзначных чисел. (Задача № 2.)

-О чем говорится в задаче?

-Что  известно в задаче?

-Какой вопрос?

-Какие слова для краткой записи нужно взять?

-Что для этого надо знать?

-Все ли нам для этого известно?

-Можем узнать?

-Как?

-Как узнать сколько всего деталей доставили на планету?

-Запишите решение задачи самостоятельно. Сложение выполните письменно.

(Один ученик работает у доски.)

  1. 254

      + 167

                            421 (д.) доставили во второй день.

  1. 421

      + 254

        675 (д.)

Ответ: всего на планету доставили 675 деталей.

-Мы узнали, сколько привезли деталей, но не знаем, сколько  необходимо роботу для ремонта. Чтобы узнать это число, давайте решим уравнение:

                    Х - 347 = 272

                    Х = 272 + 347          

                    Х= 619                  

                                                           

- Хватит ли роботу доставленных деталей? (Да.)   

Учащиеся в форме коммуникативного взаимодействия решают типовые задания на новый способ действия.

Предметные:

--складывать числа используя устные приемы сложения

-составлять алгоритм письменного приема сложения трехзначных чисел

-находить неизвестный компонент, используя связь компонентов при сложении и вычитании

Регулятивные:

-оценивать ход и результат выполнения задания, сравнивать свои ответы с ответами одноклассников;

–принимать учебную задачу, соответствующую этапу обучения;

– понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале.

– воспринимать различные точки зрения;

– воспринимать мнение других людей о математических явлениях;

– понимать необходимость использования правил вежливости;

– использовать простые речевые средства.

7.

Самооценка.

Рефлексия.

Подвести итог проделанной работе на уроке. 

Цель: контроль действий.

Оказывает  помощь при формулировании вывода по изученной теме.

Участвует в обсуждении вопросов, учиться аргументировать свой ответ.

Оценивает свою работу на уроке с помощью опорных слов

Фронтальный метод

Оцените свою работу на уроке Закончи предложение:

- Сегодня на занятии я узнал …

- Сегодня на занятии я вспомнил …

- Сегодня на занятии я научился …

- Сегодня на занятии мы делали …- Мне это пригодится …

- Мне понравилось …

Анализ работы на уроке.

Регулятивные:

– оценивать совместно с учителем результат своих действий, вносить соответствующие коррективы под руководством учителя ;

– принимать разнообразные учебно-познавательные задачи и инструкции учителя;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока математики и конструирования в 3 классе. Тема урока: «Обобщение изученного материала по теме «Круг. Окружность». Изготовление цветка из гофрированной бумаги с использованием деления круга на 8 равных частей».

Учебный предмет: математика и конструирование.Учитель: Володько Галина Николаевна, учитель начальных классов МБОУ СОШ рабочего посёлка Шемышейка.Тип урока: урок обобщения изученного материала и практи...

Технологическая карта урока математики Письменное сложение трехзначных чисел 3 класс Батищева Н.А

Технологическая карта урока математики Письменное сложение трехзначных чисел 3 класс Батищева Н.А...

Технологическая карта урока математики "Умножение на трехзначное число" (3 класс, УМК "Перспектива")

Тема: "Умножение на трехзначное число"Тип урока: урок-рефлексияЦель урока:  закрепление умений учащихся умножать трехзначное число, закрепление умений решать текстовые задачи....

Технологическая карта урока математики "Алгоритм вычитания трехзначных чисел" (УМК "Школа России", 3 класс)

Тема урока «Алгоритм вычитания трехзначных чисел»Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование навыка вычитания чисел в пределах 1000Задачи урокаДидактические:раз...

Технологическая карта урока математики "Алгоритм сложения трехзначных чисел" (УМК "Школа России", 3 класс)

Тема урока «Алгоритм сложения трехзначных чисел»Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование навыка сложений чисел в пределах 1000Задачи урокаДидактические:разра...

Технологическая карта урока математики "Алгоритм умножения трехзначного числа на однозначное" (УМК "Школа России", 3 класс)

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирования умения применять алгоритм письменного умножения трехзначного числа на однозначное с переходом через разряд. Задачи урокаДид...