Методическая разработка «Технологическая карта изучения темы «Дециметр»
методическая разработка по математике (1 класс) на тему

Николаева Елена Николаевна

Урок открытия нового знания (технология деятельностного метода). Цель: познакомить с новой единицей измерения длины – дециметром  на основе ранее изученной единице измерения длины – сантиметр.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon teh._karta.doc82 КБ

Предварительный просмотр:

ФИО:  Николаева Е.Н.

 Предмет:  Математика

Класс: 1 класс

Учебная тема: Дециметр

Технологическая карта изучения темы «Дециметр»

Тип урока

Урок открытия нового знания (технология деятельностного метода)

Дидактическая цель

познакомить с новой единицей измерения длины – дециметром  на основе ранее изученной единице измерения длины – сантиметр;

Задачи

учить измерять, чертить отрезки заданной длины с помощью линейки и карандаша, сравнивать работу с образцом, работать по инструкции, делать выводы; закреплять знания нумерации чисел, развивать умения решать задачи; осуществлять  развитие познавательной мотивации детей на основе принятия и удержания учебных задач, положительной мотивации к учению, развивать умение анализировать, сравнивать, обобщать учебный материал. Формировать умение работать в паре. Воспитывать самостоятельность, активность, ответственность, культуру поведения на уроке.

Планируемые результаты

Личностные УУД.

Способности к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.

Метапредметные:

Регулятивные УУД.

В сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

Преобразовывать практическую задачу в познавательную;

 Проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.

Познавательные УУД.

строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

проводить сравнение,  классификацию по заданным критериям.

Коммуникативные УУД.

учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

формулировать собственное мнение и позицию;

договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи

Предметные                                                                                                                                                                  Понимать соотношение величин «см», «дм». Уметь измерять, чертить отрезки заданной длины с помощью линейки и карандаша; сравнивать, преобразовывать величины. -Уметь решать задачи, пользуясь знаниями полученными ранее.

Основные понятия

Единица измерения длины – дециметр, сравнение, преобразование величин.

Ресурсы:

- основные

-дополнительные

- тетрадь

- учебник  « Математика», 1 класс,  М.И.Моро,  С.И.Волкова,  С.В.Степанова, А.С.Акрамова

- презентация к уроку

 карточки с заданиями, веры с цифрами, ножницы, верёвка, модель дм

Организация пространства

Фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в парах.

Технология проведения

Деятельность учителя

Деятельность детей

Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов

Планируемые результаты

1.

I. Мотивация к учебной деятельности

Цели:

- актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности;

- создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность;

- установить тематические рамки;

- уточнить тип урока;

- наметить шаги учебной деятельности.

Проговаривает стихотворение – правила поведения на уроке, объяснять, для чего нужно выполнять эти правила.

Проговаривают тип урока

Ребята, сегодня у нас много гостей, давайте поприветствуем их и покажем, чему мы научились за это время и как мы умеем дружно работать.  

Проговаривание стихотворения:

Громко прозвенел звонок.

Начинается урок.

Наши ушки – на макушке,

Глазки широко открыты.

Слушаем, запоминаем,

Ни минуты не теряем.

Оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД)

2.

II. Актуализация знаний. (Устные  упражнения.)  

Цели:

- организовать актуализацию умений выполнять работу с числовым рядом основанную на знаниях по  нумерации,

  выполненное в игровой форме

- организовать фиксирования учащимися индивидуального затруднения;

- организовать развитие логического мышление через решение задач;

  Организует работу по развитию умения анализировать, сравнивать,  формирует связь с окружающим миром

Организует актуализацию умений выполнять сложение и вычитание , выполненные в игровой форме

Организует развитие логического мышление через решение задач.

Высказывают предположения, актуализация опыта. Осмысление и применение собственного опыта, знаний на практике.

Дети повторяют знание нумерации в пределах 20. Называют последующее и предшествующее число. Находят лишнее число и объясняют почему?

 Ребята скажите , что делают спортсмены перед соревнованиями (разминку) давайте  и мы ,чтобы хорошо работать на уроке начнём с разминки математической разминки. Возьмите вееры. Покажите предыдущее число числа 12.Покажите число . которое следует за числом 16. Покажите число ,которое стоит между числами 17 и 19. Работа с числовым рядом

15, 19, 11, 13, 9, 17. Слайд 1

Ребята, к нам на урок в гости пришла обезьянка и привела своих друзей. Я предлагаю вам их рассадить поудобнее, но как это можно сделать? Подскажите. Слайд 2

Ещё обезьянка передала для вас 2 задачки.

Принесла слону обезьяна

Два банана –

Вот обрадовала подарком

Великана.

Был один у него,

Теперь сколько стало всего?

Подскажите.

Если слон больше удава, а удав больше мартышки, кто самый маленький?

Учатся молча показывать нужные числа. Коммуникативные УУД)

Учатся осуществлять анализ и нахождение лишнего данного. (Познавательные УУД).

3.

III.Подведение к проблеме.

Цели:

- мотивировать учащихся на аккуратное выполнение работы;

уточнить следующий шаг учебной деятельности.

Введение в тему урока. Фрагмент мультфильма «38 попугаев»

Учащиеся анализируют ситуацию и делают вывод.

(Нужно измерять одной величиной)

А теперь, наши гости хотят рассказать вам вот такую историю.  (фрагмент мультфильма)

Ребята, что делали зверята? (измеряли удава)

Как? При помощи кого?

А как вы думаете, удобно ли будет нам измерять предметы такими величинами. Почему?

(Нужно измерять одной величиной)

 А какие единицы измерения вы знаете? (см)

4.

IV. Формирование нового знания через деятельностный подход.

Организует выполнение учащимися пробного учебного действия.

Организует фиксирование индивидуального затруднения.

Организует составление совместного плана действий.

Реализует план выхода из затруднения.

Организует уточнение следующего шага учебной деятельности.

Дети рассматривают таблицу и приходят к пониманию проблемы

Фиксируют индивидуальное затруднение.

Высказывают своё предположение.

Приходят к пониманию проблемы.

С помощью учителя  ставят цель урока.

Составляют и проговаривают план  действий с помощью учителя.

Проговаривают следующий шаг учебной деятельности

 Как вы думаете есть ли ещё другие единицы измерения?  С чем же мы сегодня познакомимся на уроке? Какая цель нашего урока? Чтобы узнать  как она называется вам надо выполнить следующее задание. Слайд.3

Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя (Познавательные УУД)

5

V.Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи 

Цель:

- организовать усвоение учениками нового способа действий с проговариванием во внешней речи.

Организует усвоение учениками нового способа действий с проговариванием во внешней речи.

Работа в парах,  уч ся практическим способом выясняют как выглядит дм.  

Измеряют предметы, сравнивают величины, делают выводы.  

 Дети линейкой измеряют длину полосок в см и подписывают (1 см, 10 см).

Развитие практического навыка измерения величин с помощью линейки.

Реализация практической направленности урока.

Введение нового математического понятия (дециметр).

Использование частично-поискового метода самостоятельного формулирования вывода учащимися.

3  Откройте тетради , запишите число . классная работа. Работайте в парах. Кто готов прочитать получившееся слово? Слайд 4  Произнесём вместе .Возьмите на парте модель дециметра. Подпишите её. Много ушно времени на её подписание ? Вот по этому в математике принято единицы измерения длины записывать кратко, посмотрите как Слайд 5 и и подпишите с другой стороны. Итак, с чем будем работать  на уроке сегодня? … с новой единицей длины – дециметром. Узнай сколько раз можно уложить 1 см в 1 дм? Какой вывод можно сделать?

В 1 дм – 10 см Запишите в тетради

Если нам потребуется измерить ширину парты, то какой полоской вы воспользуетесь? Почему?

Полоской длиной 10 см измерять удобнее, т.к. её надо укладывать меньше раз. Измерьте ширину парты( на доске Ширина парты-

Вот эту полоску мы и

 Ребята, я предлагаю вам попробовать узнать настоящий рост удава, ( фото удава   и таблица)  Слайд 7.

1 см

9 см

2 дм

4 см

8 см

Определите лишнюю запись среди этих величин и узнайте рост удава.

2 дм

Давайте теперь, измерим нашего удава при помощи линейки 2 дм, отмерьте верёвку 2 дм, отрежьте. Вот такой длины ребята удавы,  когда они рождаются. Можете забрать эти веревочки домой  и рассказать родителям, что нового вы узнали  об удавах.

А взрослые удавы достигают в длину 4,5 метра. Слайд 8.

Оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД).

6.

VI. Включение в систему знаний

Цели:

- организовать умения преобразовывать величины, решать задачи на основе нового знания.

Физкультминутка.

  Организует закрепление новых знаний .Выполняют задание под руководством учителя в тетради.

По алгоритму  учащиеся чертят  отрезок, преобразуют величины.

Учащиеся читают, анализируют и решают задачу.

 Откройте учебник. Найдите тему урока. Выполните задание №2.  Как это сделать?

По линейке чертим отрезок длиной 12 см, а это 1 дм и 2 см т.к. в

Решите задачу Слайд 9.

Задача. У слонёнка длина хвоста з дм, а хобота на 7 дм больше. Чему равна длина хобота? Слайд 9.

Оформлять свои мысли в устной и письменной  форме (Коммуникативные УУД).

Уметь высказывать своё предположение на основе нового знания (Коммуникативные УУД)

(Регулятивные УУД)

7.

VII. Самостоятельная работа.

 - организовать выполнение учащимися самостоятельной работы  на закрепление изученного материала;

организовать самопроверку (по образцу)

- организовать выявление места и причины затруднений, работу над ошибками.

Организует работу в группах

Организует самопроверку

 Задания дифференцированные.

 1уровень преобразовать величины

 2 уровень

Найти недостающее значение.

3 уровень

Сравнить величины.

Наши гости подготовили вам ещё одно задание.   постарайтесь его выполнить быстро и правильно.                               1 уровень. Слайд 10

17см =   дм  см

19см =    дм   см

11см =  дм   см

2 уровень Слайд 11

 2 дм +         дм = 5дм

 4 дм +         дм = 7 дм

8 дм  -          дм    = 7 дм

3 уровень Слайд 12

3дм … 9 дм

1 дм … 10 см

6дм … 4 дм

Планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей (Регулятивные УУД).

14.

 VIII. Рефлексия учебной деятельности на уроке

Цели:

- зафиксировать новое содержание урока;

- организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности.

Организует фиксирование нового содержания.

Организует рефлексию.

Отвечают на вопросы учителя.

По схеме рассказывают, что узнали, знают, смогли.

Какую цель ставили? Достигли цели?

- Какая тема урока была?

- Оцените свою работу на уроке, используя схему (Слайд 13)

                        знаю

я                       запомнил                            

                         

                      смог                                                        

- Оцените свою деятельность на уроке, используя карточку с бананом:  жёлтый (не было ошибок),  зелёный (были ошибки), красный (не смог выполнить ни одного задания).

Оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки. (Регулятивные УУД).

Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка - технологическая карта урока математики в 3 классе по теме "Проверка умножения". ФГОС

Методическая разработка -   урок математики для 3 класса составленный в свете требований ФГОС по теме : "Проверка умножения" . Технологическая карта урока , презентация Power Point. Лист самооцен...

Методическая разработка урока математики по теме "Дециметр"

Методическая разработка урока математики по теме "Дециметр". Разработка может быть использована любым учителем начальных класов для ознакомления обучающихся с данной темой....

Методическая разработка технологической карты урока математики 2 класс по теме "Умножение и деление на 2"

Технологическая карта урока включает подробное описание содержания деятельности как учителя, так и обучающегося на уроке математики. Урок включает в себя задания на повторение и обощение таблицы умнож...

ДЕЦИМЕТР. 1 класс (Технологическая карта изучения темы)

Урок открытия нового знанияОрганизовать деятельность учащихся по ознакомлению с новой меры длины – дециметр,  установления соотношения 1 дм  = 10см и ее использованию в практической де...

Методическая разработка " Технологическая карта урока по окружающему миру в 4 классе на тему: "Карта полушарий". Практическая работа "Карта полушарий", УМК "Планета знаний"

Методическая разработка " Технологическая карта урока по окружающему миру в 4 классе на тему: Карта полушарий. Практическая работа "Карта полушарий", УМК "Планета знаний"...