Рабочая программа учебного курса «Занимательная математика»
рабочая программа по математике (3 класс) на тему

Благодарова Елена Анатольевна

Пояснительная записка

Задачи программы

Главные принципы реализации программы

Методы обучения

Основные направления и содержание деятельности

Направления деятельности

Контроль и учет знаний и умений воспитанников

Планируемые  результаты освоения учебного курса

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma.docx69.94 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города НовосибирскаЭмблема

 «Средняя общеобразовательная школа № 156

с углубленным изучением предметов художественно-эстетического цикла»

МБОУ СОШ № 156

г. Новосибирск, ул. Гоголя, 35-а, тел. 224-75-29, E-mail: sсh_156_nsk@nios.ru

ПРИНЯТО

Протокол заседания кафедры

Начального образования

От «29» августа 2016 года №1

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР

___________  /Воробьёва И.В./

«29» августа 2016 года

Рабочая программа

учебного курса

 «Занимательная математика»

для уровня начального общего образования

Нормативный срок освоения 1 года

Составитель:

Благодарова Е.А., учитель начальных классов

Новосибирск  2016

Пояснительная записка

Рабочая программа курса «Занимательная математика» разработана на основе следующих документов и материалов:

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования утвержден Минобрнауки Росии от 06.10.2009г. №373 (в ред. приказом Минобрнауки Росии от 26.11.2010 №1241, от 22.09.2011 №2357, от 18.12.2012 №1060, от 29.12.2014 №1643, от 18.05.2015 №507, от 31.12.2015 №1576).

Программа курса «Занимательная математика» входит во внеурочную деятельность по направлению общеинтеллектуальное развитие личности и правлена на развитие интеллектуальных умений учащихся на основе формирования у ребенка умений управлять процессами творчества: фантазированием, пониманием закономерностей, решением сложных проблемных ситуаций. Она дает школьникам возможность раскрыть многие качества, лежащие в основе творческого мышления. Программа призвана помочь обучающимся стать более раскованными и свободными в своей интеллектуальной деятельности. Общий курс рассчитан на 1 год по математическому направлению.

Цель программы - создать условия для формирования интеллектуально развитой личности, готовой саморазвиваться, самосовершенствоваться, для расширения и углубления знаний по математике.

  Задачи программы:

  • выявление одаренных обучающихся из числа показавших высокие результаты в ходе учебной деятельности, а также путем анализа результативности учебного труда и методов экспертных оценок учителей и родителей;
  • развитие общей эрудиции обучающихся, расширение их кругозора;
  • создание условий одаренным детям для реализации их личных творческих способностей в процессе поисковой деятельности, для их морально-физического и интеллектуального развития;
  • стимулирование творческой деятельности одаренных детей;
  • развитие творческого и логического мышления учащихся;

Главные принципы реализации программы.

  • Гуманизм в межличностных отношениях.
  • Научность и интегративность.
  • Индивидуализация и дифференциация процесса образования и воспитания.
  • Применение принципов развивающего обучения.
  • Интеграция интеллектуального, морального, эстетического и физического развития.

Методы обучения.  Для превентивного обучения доказана эффективность методов обучения в группе. Поэтому в процессе работы, помимо традиционных методов обучения, будут использованы методы обучения в группе. К ним относятся: кооперативное обучение, мозговой штурм,  групповая дискуссия.  Обучение в группе означает, что дети учатся: обмениваться друг с другом информацией и выражать личное мнение;  говорить и слушать; принимать решения, обсуждать и совместно решать проблемы. Обучение в группе развивает личностные и социальные навыки, необходимые для эффективного превентивного обучения.

Основные направления и содержание деятельности.

     Программа по математике рассчитана на 34 часа. В соответствии с программными требованиями по математике все задания у 3-классников охватывают вопросы нумерации в пределах 1000. На занятиях предполагается не только знакомство с новыми способами решения задач, но и создание условий для стимулирования творческого мышления.

    Для выполнения поставленных учебно-воспитательных задач в соответствии с методологическими позициями, на занятиях будут использованы следующие виды упражнений и заданий:

- интеллектуальные разминки с целью быстрого включения учащихся в работу и развития психических механизмов,

- задания с отсроченным вопросом,

- интегративные задания, позволяющие в короткий срок выявить интересы учащихся; задания, направленные на развитие психических механизмов (памяти, внимания, воображения, наблюдательности);

- решение частично-поисковых задач разного уровня,

- творческие задачи.

Задания разминки идут в достаточно высоком темпе, на каждый ответ дается 2-3 секунды. В них чередуются вопросы из разных областей знаний (математика, русский, история, география и т.д.). Такая работа придает дух соревновательности, концентрирует внимание, развивает умение быстро переключаться с одного вида деятельности на другой. Сущность заданий с отсроченным вопросом заключается в том, что условие задания как бы изначально ориентирует ученика уже на привычный для него ход решения, который в итоге оказывается ошибочным. Частично-поисковая задача содержит такой вид задания, в процессе выполнения которого обучающиеся, как правило, самостоятельно или при незначительной помощи учителя открывают новые для себя знания и способы их добывания.

Направления деятельности:

- организация и проведение как групповых занятий, так и индивидуальной работы с одаренными детьми;

- подготовка учащихся к олимпиадам, конкурсам, викторинам школьного, городского уровня;

- проведение массовых мероприятий внутри объединения;

- обобщение и систематизация материалов и результатов работы с одаренными детьми.

Контроль и учет знаний и умений воспитанников.

Одним из наиболее сложных и трудных элементов учебного процесса – организация систематического контроля и учета знаний и умений воспитанников. Формы и методы проверки различны. Одним из таких методов является тестирование. Преимущества тестовых заданий заключается в том, что с их помощью можно охватить всех воспитанников. В тестах учитывается возрастающая трудность (каждое последующее задание сложнее предыдущего). Тесты несут не только контролирующие функции, но и обучающие, поскольку содержание заданий стимулирует обучающихся не только к запоминанию знаний, но и к их осмыслению и систематизации.

Предполагаемые результаты:

Занятия в  должны помочь учащимся:

3 класс

Личностные результаты

Развитие нравственных качеств, творческих способностей, развитие умений соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами. Формирование межличностных отношений.

Метапредметные результаты

Познавательные УУД

Умение видеть и воспринимать причинно- следственные связи в окружающей жизни, использовать математические знания для описания окружающих предметов.

Регулятивные УУД

Умение определять и формировать цель  деятельности на уроке с помощью учителя; умение применять  математические знания для решения учебных задач.

Коммуникативные УУД

Организация учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. Отработка умения слушать и втупать в диалог, учиться работать в  паре,  группе; выполнять различные роли (лидера исполнителя), договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им.

ИКТ-компетенция

Знакомство со средствами ИКТ, гигиена работы с компьютером. Использование безопасных для органов зрения, нервной системы, опорнодвигательного аппарата эргономичных приёмов работы с компьютером и другими средствами ИКТ.

Работа с текстом

Формирование у обучающихся умения учиться,  искать информацию и извлекать из неё необходимые знания.

Основы проектной деятельности

Формирование мотивации и умений организовывать самостоятельную предметно – продуктивную деятельность.

Предметные результаты

Анализировать, сравнивать, группировать, устанавливать причинно-следственные связи (на доступном уровне). Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний, сравнивать и группировать факты и явления.

 

усвоить основные базовые знания по математике; её ключевые понятия; помочь учащимся овладеть способами исследовательской деятельности; формировать творческое мышление;

способствовать улучшению качества решения задач различного уровня сложности учащимися; успешному выступлению на олимпиадах, играх, конкурсах. 

Планируемые  результаты освоения учебного курса

Основные виды деятельности учащихся:

  • решение занимательных задач;
  • оформление математических газет;
  • участие в математической олимпиаде, международной игре «Кенгуру»;
  • знакомство с научно-популярной литературой, связанной с математикой;
  • проектная деятельность
  • самостоятельная работа;
  • работа в парах, в группах;
  • творческие работы

     

Содержание занятий в 3 классе

  1. Математика – царица наук.
  2. Как люди научились считать.
  3. Интересные приемы устного счёта.
  4. Решение занимательных задач в стихах.
  5. Упражнения с многозначными числами .
  6. Учимся отгадывать ребусы.
  7. Числа-великаны. Коллективный счёт.
  8. Упражнения с многозначными числами.
  9. Решение ребусов и логических задач.
  10. Задачи с неполными данными, лишними, нереальными данными.
  11.  Загадки - смекалки.
  12. Игра «Знай свой разряд».
  13.  Обратные задачи.
  14.  Практикум «Подумай и реши.
  15. Задачи с изменением вопроса.
  16.  Проектная деятельность «Газета любознательных»
  17.  Решение нестандартных задач.
  18.  Решение олимпиадных задач.
  19.  Решение задач международной игры «Кенгуру»
  20.  Математические горки.
  21.  Наглядная алгебра.
  22. Решение логических задач.
  23. Игра «У кого какая цифра»
  24.  Знакомьтесь: Архимед!
  25. Задачи с многовариантными решениями.
  26.  Знакомьтесь: Пифагор!
  27.  Учимся комбинировать элементы знаковых систем.
  28.   Задачи с многовариантными решениями.
  29.  Математический КВН

Учебно-тематическое планирование на 3 класс

Раздел

Тема

Сроки 

Планируемые результаты

Деятельность обучающихся

Личностные

Метапредметные (УУД, работа с текстом)

Предметные

1. Вводное занятие «Математика – царица наук»

I неделя сентября

Осознавать собственные мотивы учебной деятельности и личностный смысл учения.

Воспринимать учебное задание, выбирать последовательность действий, оценивать ход и результат выполнения.

Создавать к тексту задачи вспомогательные модели в виде схем, схематического рисунка краткой записи.

Устный счёт

2. Как люди научились считать

II неделя сентября

Делать выбор, какое мнение принять в предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех правила поведения.

Слушать высказывания других, принимать другую точку зрения.

Строить отрезок натурального ряда в пределах 100;

выполнять операции сложения и вычитания  с натуральными числами второго десятка на основе понятия «разрядные слагаемые».

Выполнение заданий презентации

 «Как люди научились считать»

3. Интересные приемы устного счёта.

III неделя сентября

Принимать и осваивать социальную роль обучающегося.

Осознанно строить речевые высказывания в устной форме.

Иметь представление о решении занимательных задач на перекладывание палочек и прохождении математических лабиринтов;

Устный счёт

4. Решение занимательных задач в стихах.

IV неделя сентября

Испытывать интерес к различным видам учебной деятельности.

Анализировать, сравнивать, группировать, устанавливать причинно-следственные связи (на доступном уровне).

Давать ответ на вопрос задачи на основе оценки информации, заданной с помощью отрезков (прообраза линейной диаграммы

Работа в группах: инсценирование загадок, решение задач

5. Упражнения с многозначными числами.

I неделя

октября

Сопоставлять собственную оценку своей деятельности с оценкой учителем.

Осознавать способы и приёмы действий при решении учебных задач.

Выполнять сложение и вычитание двузначных чисел «с переходом через разряд», где результатом сложения является двузначное число второго десятка, на основе знания табличных случаев

6. Учимся отгадывать ребусы.

II неделя октября

 

Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения при общении и сотрудничестве (этические нормы общения и сотрудничества).

Определять цели учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, искать средства её осуществления. Совместно с учителем находить и формулировать учебную проблему.

Решать простейшие задачи на разрезание и составление фигур; уметь объяснить, как получен результат заданного математического ребуса

Составление математических ребусов

7. Числа-великаны. Коллективный счёт.

III неделя

октября

В самостоятельно созданных ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.

Самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения предметной учебной задачи, состоящей из нескольких шагов.

Решать арифметические ребусы и числовые головоломки, содержащие два действия (сложение и/или вычитание).

Решение теста -кроссворда

8. Упражнения с многозначными числами

IV неделя

октября

Принимать и осваивать социальную роль обучающегося.

Планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

Заполнять магические квадраты 3х3;

проходить числовые лабиринты, содержащие двое-трое ворот.

Работа с алгоритмом

9. Решение ребусов и логических задач.

II неделя ноября

 

Осознавать собственные мотивы учебной деятельности и личностный смысл учения.

Анализировать, сравнивать, группировать, устанавливать причинно-следственные связи (на доступном уровне).

Решать арифметические ребусы и числовые головоломки, содержащие два действия (сложение и/или вычитание).

Самостоятельная работа

Мини-олимпиада

10. Задачи с неполными данными, лишними, нереальными данными.

III неделя

ноября

Испытывать интерес к различным видам учебной деятельности.

Анализировать, сравнивать, группировать, устанавливать причинно-следственные связи (на доступном уровне).

Иметь представление о решении занимательных задач на перекладывание палочек и прохождении математических лабиринтов и разрезании и составлении фигур.

Составление схем, диаграмм

11. Загадки- смекалки.

IV неделя

ноября

Испытывать интерес к различным видам учебной деятельности.

Самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения предметной учебной задачи, состоящей из нескольких шагов.

Выполнять устно и письменно сложение и вычитание чисел в пределах 100.

Составление загадок, требующих математического решения

12. Игра «Знай свой разряд».

I неделя

декабря

Испытывать интерес к различным видам учебной деятельности.

Определять причины явлений, событий.

Использовать при решении различных задач и обосновании своих действий знание о том, сколько единиц каждого класса содержится в записи числа.

Работа с таблицей разрядов

13. Обратные задачи.

II неделя

декабря

Планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний, сравнивать и группировать факты и явления.

Создавать к тексту задачи вспомогательные модели в виде схем, схематического рисунка краткой записи.

Работа в группах «Найди пару»

14. Практикум «Подумай и реши».

III неделя

декабря

Сопоставлять собственную оценку своей деятельности с оценкой учителем.

Применять знания и способы действий в измененных условиях.

Находить закономерность и восстанавливать пропущенные элементы цепочки.

Самостоятельное решение задач с одинаковыми цифрами

15.Задачи с изменением вопроса.

IV неделя

декабря

Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения при общении и сотрудничестве (этические нормы общения и сотрудничества).

Осознавать способы и приёмы действий при решении учебных задач.

Отличать заведомо ложные высказывания.

Правильно употреблять термины «есть», «существует», «некоторые»;

Инсценирования задач

16. «Газета любознательных».

V неделя

декабря

В самостоятельно созданных ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.

Определять цели учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, искать средства её осуществления. Совместно с учителем находить и формулировать учебную проблему.

Группировать факты, формировать на основе этих действий умозаключения и выражать их в речи.

Проектная деятельность

17.Решение нестандартных задач.

III неделя

января

Делать выбор, какое мнение принять в предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех правила поведения.

Анализировать, сравнивать, группировать, устанавливать причинно-следственные связи (на доступном уровне).

Соотносить задачу с выражением, схемой, краткой записью.

Решение задач на установление причинно-следственных отношений

18.Решение олимпиадных задач.

IV неделя

января

Осознавать собственные мотивы учебной деятельности и личностный смысл учения.

Применять знания и способы действий в измененных условиях.

Самостоятельно создавать и использовать вспомогательные модели для  решения занимательных или нестандартных задач.

Решение заданий повышенной трудности

19.Решение задач международной игры «Кенгуру»

V неделя

января

Самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения предметной учебной задачи, состоящей из нескольких шагов

Делать выбор, какое мнение принять в предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех правила поведения

Находить закономерность и восстанавливать пропущенные элементы цепочки.

Решение заданий повышенной трудности

20. Школьная олимпиада

I неделя

февраля

Осознавать собственные мотивы учебной деятельности и личностный смысл учения.

Анализировать, сравнивать, группировать, устанавливать причинно-следственные связи (на доступном уровне).

Находить и выбирать алгоритм решения занимательной или нестандартной задачи.

Решение заданий повышенной трудности

21. Игра «Работа над ошибками»

II неделя

февраля

Испытывать интерес к различным видам учебной деятельности.

Анализировать, сравнивать, группировать, устанавливать причинно-следственные связи (на доступном уров.)

Сравнивать разные способы вычислений, выбирая удобный.

Прогнозировать результат вычислений.

Работа над ошибками олимпиадных заданий

22.Математические горки.

III

неделяфевраля

Принимать и осваивать социальную роль обучающегося.

Самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения предметной учебной задачи, состоящей из нескольких шагов.

Пошагово контролировать правильность и полноту выполнения алгоритма арифметического действия

Решение задач на преобразование неравенств

23. Наглядная алгебра.

  IV неделяфевраля

Осознавать собственные мотивы учебной деятельности и личностный смысл учения.

Применять знания и способы действий в измененных условиях.

Использовать различные приёмы проверки правильности нахождения значения числового выражения

Работа в группах: инсценирование

24.Решение логических задач.

I неделя

марта

Испытывать интерес к различным видам учебной деятельности.

Определять причины явлений, событий.

Обнаруживать и устранять ошибки логического (в ходе решения) и арифметического (в вычислении) характера.

Схематическое изображение задач

25.Игра «У кого какая цифра»

II неделя

марта

Сопоставлять собственную оценку своей деятельности с оценкой учителем.

Анализировать, сравнивать, группировать, устанавливать причинно-следственные связи (на доступном уровне).

Использовать вспомогательные модели для решения задачи.

Творческая работа

26.Знакомьтесь: Архимед!

III

неделя марта

Определять цели учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, искать средства её осуществления.

Осознанно строить речевые высказывания в устной форме.

Выполнять сбор и обобщение информации в несложных случаях, организовывать информацию в виде презентации

Работа с энциклопедиями и справочной литературой

27.Задачи с многовариантными решениями.

  IV неделямарта

Осознавать собственные мотивы учебной деятельности и личностный смысл учения.

Применять знания и способы действий в измененных условиях

Наблюдать за изменением решения задачи при изменении её условия.

Работа над созданием проблемных ситуаций, требующих математического решения

28.Знакомьтесь: Пифагор!

I неделя

апреля

Самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения предметной учебной задачи, состоящей из нескольких шагов

Делать выбор, какое мнение принять в предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех правила поведения

Применять буквы для обозначения чисел и для записи общих утверждений.

Работа с информацией презентации: «Знакомьтесь: Пифагор!»

29.Задачи с многовариантными решениями.

II неделя

апреля

Осознавать собственные мотивы учебной деятельности и личностный смысл учения.

Анализировать, сравнивать, группировать, устанавливать причинно-следственные связи (на доступном уровне).

Составлять буквенные выражения по условиям, заданным словесно, рисунком или таблицей.

Работа в парах по решению задач

30.Учимся комбинировать элементы знаковых систем.

III

неделя  апреля

Испытывать интерес к различным видам учебной деятельности.

Анализировать, сравнивать, группировать, устанавливать причинно-следственные связи (на доступном уровне).

Описывать явления и события с использованием буквенных выражений, уравнений и неравенств.

Составление знаковых систем

31.Задачи с многовариантными решениями.

  IV неделя апреля

Сопоставлять собственную оценку своей деятельности с оценкой учителем.

Самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения предметной учебной задачи, состоящей из нескольких шагов.

Находить и выбирать алгоритм решения занимательной или нестандартной задачи.

Индивидуальная работа

32.Математический КВН

II неделя

мая

Делать выбор, какое мнение принять в предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех правила поведения.

Самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения предметной учебной задачи, состоящей из нескольких шагов.

Действовать по самостоятельно составленному алгоритму решения занимательной или нестандартной задачи.

Работа в группах

33. Защита проектов по математике

III

неделя  мая

Принимать и осваивать социальную роль обучающегося.

Применять знания и способы действий в измененных условиях.

Самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

34. Круглый стол «Подведем итоги»

  IV неделя мая

Испытывать интерес к различным видам учебной деятельности.

Определять причины явлений, событий.

Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме

Коллективная работа по составлению отчёта о проделанной работе

ИТОГО:                              34 ч

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Агаркова Н. В. Нескучная математика. 1 – 4 классы. Занимательная математика. Волгоград: «Учитель», 2007

2. Агафонова И. Учимся думать. Занимательные логические задачи, тесты и упражнения для детей 8 – 11 лет. С. – Пб,1996

3. Асарина Е. Ю., Фрид М. Е. Секреты квадрата и кубика. М.: «Контекст», 1995

4. Белякова О. И. Занятия математического кружка. 3 – 4 классы. – Волгоград: Учитель, 2008.

5. Волкова  С И, Моро М И  « Для тех кто любит математику» тетрадь 3 класс М., Просвещение 2013

6. Лавриненко Т. А. Задания развивающего характера по математике. Саратов: «Лицей», 2002г

7. Симановский А. Э. Развитие творческого мышления детей. М.: Академкнига/Учебник, 2002

8. Сухин И. Г. Занимательные материалы. М.: «Вако», 2004

9. Шкляров Т. В. Как научить вашего ребёнка решать задачи. М.: «Грамотей», 2004

10. Сахаров И. П. Аменицын Н. Н. Забавная арифметика. С.- Пб.: «Лань», 1995

11. Узорова О. В., Нефёдова Е. А. «Вся математика с контрольными вопросами и великолепными игровыми задачами. 1 – 4 классы. М., 2004

12. Холодова О. Юным умникам и умницам. 3 класс. М.: «Рост книга», 2014

13. Методика работы с задачами повышенной трудности в начальной школе. М.: «Панорама», 2006


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа факультативного курса "Занимательная математика", 2-4 класс

Рабочая программа факультативного курса "Занимательная математика", 2-4 класс...

Рабочая программа элективного курса "Занимательная математика" для 2 класса коррекционной школы VIII вида

Рабочая программа элективного курса "Занимательная математика" для 2 класса коррекционной школы VIII вида...

Рабочая программа факультативного курса "Занимательная математика"

Данная программа расчитана на детей, имеющих повышенный интерес к математике, любознательных, желающих расширить свой кругозор....

Рабочая программа по курсу "Занимательная математика"

Программа разработана с целью проведения занятий внеурочной деятельности....

Рабочая программа по курсу "Занимательная математика"

Материал по внеурочной деятельности для учащихся 1-4 классов...

Рабочая программа по курсу "Занимательная математика"

Рабочая программа элективного курса "Занимательная математика". 3 класс....

Внеурочная деятельность. Рабочая программа по курсу "Занимательная математика "1 класс

Рабочая программа по курсу "Занимательная математика "1 класс....