Главные вкладки

    Методическая разработка по математике (1 класс) по теме:
    Формирование универсальных учебных действий с использованием приемов активизации познавательной деятельности при изучении нумерации в пределах 100

    Левичева Наталья Вячеславовна

    Данная работа поможет учителям выявить уровень сформированности личностных и познавательных ууд при изучении нумерации в пределах ста, использовать упражнения для их совершенствования

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл levicheva.docx117.2 КБ

    Предварительный просмотр:

    Экспериментальная работа по формированию универсальных учебных действий с использованием приемов активизации познавательной деятельности  при изучении нумерации в пределах 100

    Опытно - экспериментальная работа проводилась на базе МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 29 имени Сепсяковой Т.Ф» города Петрозаводска.  В исследовании принимало участие 19 учеников из 1 «б» класса. На основании выводов, которые были сделаны в первой главе,  для подтверждения гипотезы мы отобрали такие УУД:

    1. Смыслообразование (группа личностных УУД);

    2. Логические  (группа познавательных УУД).

    Исследование состояло из трех этапов:

    1 этап – констатирующий эксперимент - диагностика уровня сформированности познавательных (логических) и личностных (мотивация)  универсальных учебных действий;

    2 этап – формирующий эксперимент – использование приемов активизации познавательной деятельности при изучении нумерации в пределах 100;

    3 этап – контрольный эксперимент – повторная диагностика уровня сформированности познавательных (логических) и личностных (мотивация) универсальных учебных действий.

    2.1. Изучение начального состояния уровня сформированности УУД при изучении нумерации двузначных чисел

    Изучение начального состояния уровня сформированности УУД при изучении нумерации двузначных чисел осуществлялась нами в рамках констатирующего этапа эксперимента. Основной целью данного этапа выступала оценка уровня сформированности познавательных (логических) и личностных (смыслообразование) универсальных учебных действий у учащихся 1 «Б» класса.

    1. Для определения сформированности УУД смыслообразования учащимся была предложена анкета Г.И. Щукиной и Т.Б. Шамовой (см. Приложение 1) с целью определения познавательной активности. Анкета состояла из 8 вопросов, и трех  вариантов ответов. Максимально учащиеся могли набрать 24 балла, количество которых определяло уровень сформированности познавательной активности ученика: от 0 до 10 баллов - низкий уровень познавательной активности; 11 -17 балла -  средний уровень познавательной активности;  18 до 24 баллов - высокий уровень познавательной активности (несколько анкет учащихся представлены в Приложении 2). Обработка результатов представлена в таблице 2

    Таблица 2

    № вопроса

    А

    Б

    В

    3

    2

    1

    2

    3

    1

    1

    2

    3

    1

    3

    2

    2

    3

    1

    2

    1

    3

    1

    2

    3

    2

    1

    3

    Представим результаты анкетирования детей на рисунке 1.

    Рис.1. Уровень развития познавательной активности

    На основе диаграммы видно, что большинство учащихся имеют средний уровень познавательной активности. Низкий уровень у 2 учащихся, высокий у 7 учащихся.

    2.  Для учащихся был предложен тест, который составлен на основе методики структуры интеллекта Э. Ф. Замбацявичене  (см. Приложение 3) с целью определения сформированности логических УУД.  Данный тест (см. Приложение 4) включает 4 задания, направленных на определение степени овладения логическими операциями, а именно: выявление способности выделять существенное; умения классифицировать; умения устанавливать аналогии; умение обобщать. По результатам тестирования были установлены три уровня развития логического мышления младших школьников: 0-50%-низкий уровень; 51-70% - средний уровень; 71-100%- высокий уровень.

    Представим результаты теста по каждому заданию.

    Первое задание направлено на умения у учащихся находить существенные признаки предметов. Результаты представлены на рисунке 2.

    Рис. 2. Уровень развития умения  устанавливать существенные признаки предметов.

    Второе задание с целью выявить уровень развития умения выполнять классификацию. Результаты представлены на рисунке 3.

    Рис.3. Уровень развития умения выполнять действие классификации.

    Третье задание – аналогия, направлено на умение сравнивать и установить логические связи и отношения между понятиями. Результаты представлены на рисунке 4.

    Рис.4. Уровень развития умения устанавливать  аналогии

    Четвертое задание направлено на выявление уровня сформированности приема обобщения. Результаты представлены на рисунке 5.

    Рис.5. Уровень развития умения выполнять действие обобщениеТаким образом, анализируя каждое задание из теста можно сделать вывод, что большинство учащихся имеют средний уровень логического мышления. Самые лучшие показатели учащиеся показали при выполнении первого задания (см. рисунок 2) на умение выделять существенные признаки предметов. Самые низкие показатели – умение установить аналогии: логические связи и отношения между понятиями (см. рисунок 4). Работы учащихся представлены в Приложении 5.

    Теперь представим результаты сформированности логического мышления учащихся при выполнении всех заданий теста в таблице 3.

    Таблица 3.

    Уровень развития логических УУД у учащихся на начальном этапе эксперимента

    (в %, n = 19)

    Количество детей

    Низкий уровень

    Средний уровень

    Высокий уровень

     19 человек

    22%

    68%

    10%

    Полученные результаты представим на рисунке 6.

    Рис. 6.  Уровень развития логических УУД у учащихся на начальном этапе эксперимента.

    Результаты проведенного теста показали, что большинство учащихся имеют средний  уровень развития логического мышления (13 человек).  Низкий уровень развития логического мышления составляет 22% (4 человека)– это учащиеся, которые допустили больше всего ошибок. С высоким уровнем логического мышления только 2 учащихся.

    Далее нами был разработан комплекс уроков, нацеленных  на развитие УУД с использованием приемов активизации познавательной деятельности.

    2.2. Использование приемов активизации познавательной деятельности, используемых при изучении нумерации двузначных чисел

    Одной из задач нашей выпускной квалификационной работы является разработка уроков, нацеленных  на развитие УУД при изучении нумерации в пределах 100.

    На основе изученной литературы нами были разработаны уроки с использованием приемов активизации познавательной деятельности (Подробные конспекты уроков см. Приложение 10 - 14). В связи с тем, что на констатирующем этапе у учащихся уровень сформированности логических операций мышления недостаточно развит, мы воспользовались заданиями, представленными в работе Бычковой В.В., которые способствуют формированию логических универсальных учебных действий [29].

    Результаты нашей работы представлены в таблице 4, где указаны: темы уроков, приемы и выявленные нами виды универсальных учебных действий.

    Таблица 4.

    Формируемые УУД с применением различных приемов активизации познавательной деятельности при изучении нумерации в пределах 100.

    Тема урока

    Используемые приемы

    Формируемые УУД

    1. Наименьшее двузначное число.

    Цель: создать условие для ознакомления учащихся  с новой счётной единицей – десятком.

    1. Прием моделирования:

    - Присчитывание при помощи счетных палочек по одному до 10.

    - На доске 10 квадратов разного цвета (синие и красные) и размера (большие и маленькие)  Учащиеся разбивают фигуры на группы.

    - Учащиеся описывают то, что видят на рисунках: в моделях  десятков не хватает единиц.

    2. Дидактическая игра «Собери варежки». Учащиеся выходят и соединяют цифры так, чтобы получилось в сумме число 10.

    5       2

    7       6

    8       3

    1       5  

    4       9

    3. Самостоятельная работа.

    Дорисовать круги, чтобы получился 1 десяток.

    4. Занимательный материал.

    ребус

    10  ОК

    5. Математический диктант: учащиеся записывают в тетради числа под диктовку учителя (запишите число, следующее за числом 7; число, предыдущее числу 5 и т.д.)

    6. Проблемная ситуация: наименьшее двузначное число 10.

    (Подробный конспект см. Приложение 10)

    Личностные:

    -формирование положительной учебной мотивации, навыков самооценки

    Познавательные:

    -строить логическое рассуждение;

    проводить сравнение, классификацию; -умение осуществлять действие по образцу;

     -умения работать с геометрическими фигурами и предметными моделями

    Коммуникативные:

    -формулировать собственное мнение и позицию;

    - договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности

    Регулятивные:

    -умения осуществлять действие по образцу или заданному правилу, - умение регулировать и контролировать свои действия.

    2. Разряд десятков и  разряд единиц.

    Цель: создать условия для формирования понятия «разряд десятков», «разряд единиц».

    1. Прием моделирования.

    - Счет десятками при помощи предметной модели-треугольника.

    -  «Найди числа». Ученикам предлагается составить выражение к модели.

    img12

    img13

     «Чего не хватает» Ученикам предлагается записать числа или модели чисел в таблицу.

    img10

    2. Занимательный материал: загадки в стихах.

    У меня в руках покупка:

    9 ножей и мясорубка.

    Сколько у меня предметов.

    Расскажите-ка об этом.

    2. Вот 8 зайчат по дорожке идут

    За ними вдогонку двое бегут

    Так сколько ж всего

    По дорожке лесной

    Торопится в школу зайчишек зимой?

    3. Самостоятельная работа. 

    Карточка с заданием «Засели жильцов».

    10

    2

    5

    7

    4

    9

    4. Проблемное задание: учащимся необходимо сосчитать количество фруктов. Некоторые ученики будут считать единицами (используя пересчет) и заметят, что этот способ неудобен - лучше вести счет десятками.

    (Подробный конспект см. Приложение 11)

    Познавательные:

    -строить логическое рассуждение, проводить сравнение.

    -умения работать с геометрическими фигурами и предметными моделями

    -умение извлекать информацию из текстов

    -умение добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке

    - умение на основе анализа объектов делать выводы;

    Коммуникативные:

    -умение оформлять свои мысли в устной форме;

    -умение слушать и понимать других;

    Регулятивные:

    учиться высказывать своё предположение

    3. Чтение и запись чисел.

    Цель: создать условия для умения читать и записывать двузначные числа.

    1. Прием моделирования.

    -При помощи геометрических фигур.

    -Записывают цифрами число, которое соответствует рисунку.

    2. Занимательный материал: задачи на логическое мышление

    - Иван царевич скакал на коне в Кощеево царство. Навстречу ему скакали на конях три богатыря. Сколько всего коней скакало в Кощеево царство? (1)

    -В понедельник Незнайка нарисовал одного коротышку, во вторник – двоих, в среду – троих и так до конца недели. Сколько коротышек нарисовал Незнайка в воскресенье? (7)

    3. Дидактическая игра: «Что натворил художник?»

    2дес. 6ед.           62

    5дес 8ед.            85

    3дес. 4ед.           34

    8дес. 5ед.           43

    6дес. 2 ед.          26

    4дес.3ед.            58

    4. Самостоятельная работа.

    Учащиеся  самостоятельно выполняют задание в ТПО № 86. Меняются тетрадями. Оценивают работу друг друга.

    На уроке используется наглядность.

    (Подробный конспект см. Приложение 12)

    Личностные:

    -формирование положительной учебной мотивации, навыков самооценки

    Познавательные: -умение преобразовывать модели

    -умение выявлять существенные особенности объектов

    Коммуникативные:

    -умение слушать и понимать других;

    -умение оформлять свои мысли в устной форме 

    Регулятивные:

    -адекватно воспринимать оценку своей работы товарищами

    -умение самостоятельно выявить ошибку

    4. Образование чисел 11-19. Чтение и запись чисел.

    Цель: создать условия для умения читать и записывать двузначные числа.

    1. Прием моделирования.

    -Записывают цифрами число, которое соответствует каждому рисунку.

    -Присчитывание при помощи счетных палочек по одному от 10 до19

    2. Дидактическая игра

    1)Какая цифра спряталась

    11

    18

    14

    15

    13

    19

    12

    16

    3. Самостоятельная работа. 

    Ученики самостоятельно записывают двузначные числа, у которых в разряде десятков цифра 9, цифра 6.

    4. Проблемное задание: показываются рисунки, а ученики записывают цифрами число, которое соответствует каждому рисунку. Запись числа 17 они еще не проходили.

    (Подробный конспект см. Приложение 13)

    Личностные:  формирование интереса (мотивации) к учению, развитие самостоятельности и навыка самооценивания полученных знаний по данной теме.

    Познавательные:

    -умение работать с моделями, преобразовывать модели, рассуждать,

    Коммуникативные:
    умение сотрудничать с учителем и сверстниками;

    -умение оформлять свои мысли в устной форме 

    5. Нумерация чисел в пределах 100.

    Цель:  создать условия для совершенствования чтения и записи двузначных чисел.

    1. Моделирование.

    Использование в качестве модели фрукты.

    2. Дидактическая игра.

    1)«Листочки». Из-за сильного ветра листочки разлетелись. Учащимся нужно найти листочки с правильными ответами и заполнить пропуски.

    _+ 6=8        9_2=7     5+_=9    

    7-1=_         6+4=_     5-_=2

    2) «Освободи птичку». Зачитывается ряд чисел. Если дети правильно назвали число,  то птичка улетает.

    3дес.3ед;     1дес.5ед   8дес.6ед   2дес.4ед.             7дес, 7ед           2дес.2ед.

    3 Самостоятельная работа.

    1) Карточка. Образуйте пары.

    6дес. 4ед.           7      

    7 ед.                  56          

    5дес. 6ед.          70

    7дес.                  64

    2) На каждой дорожке записана цепочка выражений. Чтобы добраться до домика, нужно найти значение каждой дорожки.  Результатом выражения является номер дома.

    6+2-3=

    8-6+3+2=

    1+4+3-2=

    (после того, как дети сосчитали, открывается номер дома -7)

    4. Занимательный материал: составление слова из букв: УМНИКИ

    5. Математический диктант: записать числа цифрами: тридцать, сорок, пятьдесят; записать число, в котором 6 дес, 2дес 3 ед., 9 дес.

    6. Нестандартный прием: урок-путешествие. Знайка предлагает вам отправиться в путешествие, чтобы проверить ваши знания. За каждое правильное задание он вам будет давать снежинки.

    (Подробный конспект см. Приложение 14)

    Личностные:  формирование интереса (мотивации) к учению, развитие самостоятельности

    Познавательные:

    -умение работать с моделями,

    Коммуникативные:
    умение сотрудничать с учителем;

    Регулятивные: умение работать по плану

    2.3.  Анализ результатов экспериментальной работы

    Для того, чтобы проверить результативность использования выявленных нами приёмов для формирования УУД, на контрольном этапе  мы воспользовались такими же методиками, что и на констатирующем этапе эксперимента.

    1. Для определения сформированности УУД смыслообразования учащимся была предложена та же анкета, что и на констатирующем этапе с целью определения познавательной активности (работы учащихся представлены в Приложении 8).

    Результаты представлены на рисунке 7.

    Рис. 7. Уровень развития познавательной активности

    Теперь представим сравнительный анализ показателей проведенного анкетирования на констатирующем и контрольном этапах работы на рисунке 8.

    Рис. 8 Уровень развития познавательной активности на констатирующем и контрольном этапах

    По рисунку видно, что после проведенного эксперимента у большинства учащихся (12 человек) высокий уровень познавательной активности (см. Приложение 7). Таким образом, уровень познавательной активности вырос: высокий уровень вырос на 26 % (5 человек), средний уровень снизился на 16 % (3 человека), низкий уровень отсутствует.

    2. Для определения сформированности логических УУД для учащихся был предложен тест, что и на констатирующем этапе эксперимента, заменив задания аналогичными (см. Приложение 8). Работы учащихся представлены в Приложении 9. Представим результаты теста по каждому заданию на рисунке 9.

    Рис. 9. Уровень развития логических операций  мышления

    Представим сравнительный анализ показателей уровня развития логического мышления по каждому заданию на разных этапах экспериментальной работы  на рисунках 10-13.

    Рис.10. Сравнительный анализ уровня развития умения устанавливать существенные признаки предметов.

    Рис.11. Сравнительный анализ уровня развития умения выполнять действие классификации.

    Рис. 12. Сравнительный анализ уровня развития умения установить аналогии.

     Рис. 13. Сравнительный анализ уровня развития умений выполнять действие обобщение.

    Как видно из диаграмм (см. рисунки 10-13), при сравнительном анализе уровня развития логического мышления по каждому заданию на констатирующем и контрольном этапах можно увидеть достаточно большие изменения. При выполнении первого задания (см. рисунок 10) на контрольном этапе количество учеников на высоком уровне повысилось на 11% (2 человека); количество учеников, находящихся на среднем уровне не изменилось; количество учеников, находящихся на низком уровне понизилось на 11% (2 человека). При выполнении второго задания (см. рисунок 11) на контрольном этапе количество учеников на высоком уровне повысилось на 21% (4 человека); количество учеников, находящихся на среднем уровне не изменилось; количество учеников, находящихся на низком уровне понизилось на 21% (4 человека).  При выполнении третьего задания на установление аналогии (см. рисунок 12) на контрольном этапе количество учеников на высоком уровне повысилось на 21% (4 человек); количество учеников, находящихся на среднем уровне понизилось на 6% (1человек); количество учеников, находящихся на низком уровне понизился на 15% (3 человека). При выполнении четвертого задания «обобщение» (см. рисунок 13) на контрольном этапе количество учеников на высоком уровне повысилось на 27% (5 человек); количество учеников, находящихся на среднем уровне понизилось на 10% (2 человека); количество учеников, находящихся на низком уровне понизился на 16% (3 человека).

    Теперь представим результаты сформированности логических УУД при выполнении теста на рисунке 14.

    Рис. 14. Уровень развития сформированности логических УУД  на контрольном  этапе эксперимента

    Покажем сравнительный анализ уровня развития логического мышления у учащихся на разных этапах в диаграмме на рисунке 15.

    Рис.15. Сравнительный анализ уровня сформированности логических УУД  на констатирующем и контрольном этапах.

    Таким образом, диаграмма свидетельствует о положительной динамике сформированности уровня логического мышления. Уровень сформированности логических УУД улучшился и составил: высокий уровень увеличился на 27% (5 учащихся), средний снизился на 10% (2 учащихся), низкий уровень снизился на 18% (3 учащихся).

    Результаты эксперимента на контрольном этапе показали существенное преимущество разработанных приемов активизации познавательной деятельности, ориентированных на формирование универсальных учебных действий.

    Выводы по 2 главе

    Для того, чтобы проверить гипотезу, поставленную в нашей работе,  мы провели опытно - экспериментальное исследования, которое состояло из трех этапов: констатирующий, формирующий и контрольный. На констатирующем этапе мы провели несколько методик, направленных на выявление сформированности определенных УУД: анкетирование учащихся (личностные УУД) и тест (познавательные: логические УУД).

    Далее мы провели формирующий этап нашей работы, в ходе которого были проведены уроки с использованием приемов активизации познавательной деятельности при изучении темы «Нумерация чисел в пределах 100». Чтобы проверить эффективность формирующего этапа, мы провели контрольный этап, на котором для определения сформированности личностных УУД нами была предложена та же анкета, а для сформированности познавательных УУД мы воспользовались той же методикой, что и на констатирующем этапе, заменив задания аналогичными. На данном этапе уровень формируемых нами УУД повысился. Обработав результаты проведенного нами эксперимента, мы пришли к выводу, что разработанный нами комплекс приемов даёт положительный результат, а именно, способствует формированию познавательного интереса  к предмету и сформированности логического мышления.

    Таким образом, после проведения и анализа исследования, выяснилось, что использование приемов при изучении нумерации в пределах 100 на уроке математики позволяет не только активизировать познавательную деятельность учащихся, но и способствует формированию универсальных учебных действий



    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

    Сегодня важно не столько дать ребенку как можно больше конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин, а вооружить его такими универсальными способами действий, которые помогут ем...

    Приемы активизации познавательной деятельности на логопедических занятиях в С(к)ОУ 8 вида.

    Использование приемов для активизации познавательной деятельности у учащихся С(к)ОУ 8 вида....

    Формирование универсальных учебных действий у младших школьников посредством проектной деятельности.

    В статье расскрывается опыт работы по применению  метода проектов вучебной и во внеурочной деятельности....

    ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

    ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙС ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙВажнейшей задачей современной системы образования является формирование «универсальных учебных действий»,  умение учи...

    Мастер-класс "Формирование Универсальных учебных действий на уроках и во внеурочной деятельности средствами ИКТ"

    Задачи мастер класса: продемонстрировать способы формирования УУД, научить определять и находить УУД, освоить способы деятельности с использованием ИКТ...

    Система формирования универсальных учебных действий на основе надпредметного курса "Мир деятельности", Л.Г.Петерсон.

    В статье дается описание работы по формированию универсальных учебных действий младших школьников...