Главные вкладки

    ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
    статья на тему

    Романтеева Елена Бориславовна

    ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ

    С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

    Важнейшей задачей современной системы образования является формирование «универсальных учебных действий»,  умение учиться. В настоящее время школа нуждается в такой организации своей деятельности, которая обеспечила бы развитие индивидуальных способностей и творческого отношения к жизни каждого учащегося, внедрение различных инновационных программ, реализацию принципа гуманного подхода к детям. 

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл romanteeva.docx24.72 КБ

    Предварительный просмотр:

      Романтеева Елена Бориславовна

    Муниципальное казённое образовательное учреждение

    Москаленского муниципального района Омской области

     «Гимназия имени Горького А.М.»

    учитель начальных классов

    т.89088035338

    ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ

    С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

    Важнейшей задачей современной системы образования является формирование «универсальных учебных действий»,  умение учиться. В настоящее время школа нуждается в такой организации своей деятельности, которая обеспечила бы развитие индивидуальных способностей и творческого отношения к жизни каждого учащегося, внедрение различных инновационных программ, реализацию принципа гуманного подхода к детям. Главная задача меня, как педагога, заключается в том, чтобы создать условия, когда обучение ребёнка заменит монотонную деятельность по запоминанию на активную самостоятельную работу. Эта деятельность устанавливается тогда, когда ребёнка ставят в ситуацию выбора, когда он сам решает, как поступить.  Делая выбор, преодолевая сиюминутные желания и поступаясь собственными интересами в пользу другого, чтобы порадовать его, ребёнок получает удовлетворение от того, что поступил правильно.   В младшем школьном возрасте  основным видом деятельности детей является игра, которая предоставляет им большие возможности для общения и обучения. Учебная деятельность должна «вырастать» из игровой. Использование игр в учебном   процессе помогает активизировать деятельность ребёнка, развивает познавательную активность, наблюдательность, внимание, память, мышление, поддерживает интерес к изучаемому, развивает творческое воображение, образное мышление, снимает утомление у детей, так как игра делает процесс обучения занимательным. В игре также формируется личность, обогащается её внутреннее содержание.  Актуальность проблемы заключается  в том, что в  различных ситуациях перед ребёнком стоит выбор, который необходимо сделать как можно правильнее. Для ребёнка младшего школьного возраста это большая задача.     По результатам диагностики, проводимой мною на начальном этапе работы с классом, я выявила проблемы в обучении связанные с низкой школьной мотивацией. Дети учатся неохотно, малоактивны. Это является результатом не только того, что дети пришли ко мне «слабые» в плане психо- физического развития, но и вследствие перегрузки учебным материалом, однообразием форм и организации учебного процесса. Как активизировать деятельность ребёнка, сделать так, чтобы процесс обучения стал эффективным?

    Мною была поставлена цель:  сделать  процесс обучения занимательным, создать у детей бодрое рабочее настроение, облегчить преодоление трудностей в усвоении учебного материала. Чтобы учение было в  радость, ведь  учением можно заниматься с увлечением, а не только по обязанности.  Я считаю,  что игровые технологии способствуют развитию познавательной активности на уроках, их можно использовать на всех уроках в начальной школе . Это связано с тем, что начальная школа - новый этап в жизни детей: из детского сада - в школу, в мир учителей, новых предметов,  учебников. Моя задача - сделать так, чтобы встреча с незнакомым не испугала, не разочаровала, а, наоборот, способствовала возникновению интереса к учению. Мне приходится  решать такую задачу почти каждый день. Важно сделать почти ежедневные встречи с новым материалом не скучными и обыденными, а радостными и интересными. Вот здесь на помощь  приходят уроки - игры, уроки - путешествия. Разумно и уместно используя подобного рода уроки наряду с традиционными формами, я увлекаю детей и тем самым создаю почву для лучшего восприятия большого и сложного материала. На таких уроках ученики работают более активно. Особенно радует, что  те ученики, которые учатся неохотно, на таких уроках работают с большим увлечением. Если же урок построен в форме соревнования, то, естественно, у каждого учащегося возникает желание победить, а для этого они должны иметь хорошие знания (ученики это понимают и стараются лучше подготовиться к уроку). После каждого подобного урока я слышу от детей фразу: « Давайте ещё поиграем», что свидетельствует об успешности урока.  В своей работе игровую деятельность использую в следующих случаях: в качестве самостоятельной технологии для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета; как элемента (иногда весьма существенного) более обширной технологии; в качестве урока (занятия) или его части (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля); как технологии внеклассной работы. Любая технология обладает средствами, активизирующими деятельность учащихся. К таким технологиям можно отнести проблемное обучение, коммуникативные технологии, игровые технологии. Педагогическая игра - вид деятельности, характеризующийся чётко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, учебно-познавательной направленностью. Игровые технологии являются одной из уникальных форм обучения, которые позволяют сделать интересными и увлекательными не только работу учащихся на творческо-поисковом уровне, но и будничные шаги по обучению учебных предметов. Другой положительной стороной игры является то, что она способствует использованию знаний в новой ситуации. Таким образом, усваиваемый учащимися материал проходит через своеобразную практику, вносит разнообразие и интерес в учебный процесс.

    Игровые приёмы, которые я использую,  направлены на развитие в детях навыков анализа событий вокруг них, формирование личности школьника, его социальных и нравственных отношений с окружающим миром через развитие лучших качеств: доброты, честности, трудолюбия, дружелюбия. С помощью поучительных историй я стимулирую мышление, фантазию детей, подталкиваю их к осознанию эмоций и переживаний окружающих.   Главным компонентом проблемно-игровой технологии является активный, осознанный поиск ребёнком способа достижения результата на основе принятия им цели деятельности и самостоятельного размышления по поводу предстоящих практических действии, ведущих к результату.  Моей заботой является обеспечение активности ребёнка любого возраста  в деятельности. Достигается это, прежде всего, через мотивацию (яркую, доступную, реально - жизненную);  участие ребёнка в выполнении интересных, в меру сложных действий; выражение сущности этих действий в речи; проявление соответствующих эмоций, особенно познавательных; использование экспериментирования, решения творческих задач, их варьирования с целью освоения детьми средств и способов познания (сравнения, измерения, классификации и др.) и применение их в детских видах деятельности.

    Существует несколько направлений проблемно-игровой технологии:

    1. Проблемные ситуации, вопросы

    2. Логико-математические сюжетные игры

    3. Логические и математические игры

    4. Творческие задачи, вопросы и ситуации

    5. Экспериментирование и исследовательская деятельность.

    Мною используется первое направление.        

     Проблемная ситуация в условиях применения проблемно-игровой технологии логико-математического развития детей рассматривается не только как средство активизации мышления, но и как средство овладения поисковыми действиями, умением формулировать собственные мысли о способах поиска и предполагаемом результате. Одно из основных назначений проблемной ситуации и проблемного обучения — способствовать развитию творческих способностей ребёнка. Виды дидактических игр, которые я использую: игры-упражнения, игры-путешествия, игры-соревнования, игры-предположения. Можно выделить следующие функции игр: функции межнациональной коммуникации, функция самореализации ученика в игре, диагностическая функция игры, игротерапевтическая, функция коррекции в игре. При использовании игровых технологий необходимо соблюдение следующих условий:  соответствие игры  целям урока, доступность для учащихся данного возраста, умеренность в использовании игр на уроке. Понятие «игровые педагогические технологи» включает достаточно обширную группу методов и приёмов организации педагогического процесса. Реализация игровых приёмов и ситуаций при урочной форме занятий проходит по таким основным направлениям:дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи,  учебная деятельность подчиняется правилам игры,  учебный материал используется в качестве её средства, в учебную деятельность вводятся соревнования, которые способствуют переходу дидактических задач в разряд игровых, успешное выполнение дидактического задания связывается  с игровым результатом.    Значение игровых технологий невозможно исчерпать. Её феномен состоит в том, что являясь развлечением, отдыхом, она способна перерасти  в обучение, в творчество, в модель типа человеческих отношений и проявлений в труде, воспитании.   Игровые технологии формируют коммуникативные УУД познавательные УУД , личностные УУД, регулятивные УУД. Игра побуждает учеников к учебной деятельности. В её структуру входит целеполагание, планирование, реализация цели, анализ результатов. Применение игровых технологий в обучении делает процесс познания наиболее доступным и увлекательным, а усвоение знаний более качественным и прочным.  Используя в своей работе игровые технологии, я отметила положительную динамику в учебной деятельности. Дети стали проявлять интерес к обучению, более правильно выражать свою точку зрения, учатся работать коллективно, уважать и принимать чужое мнение. Считаю, что работу в данном направлении нужно продолжать и совершенствовать для эффективности процесса обучения.                          


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Использование ИКТ - технологий и ЦОР для системного подхода к формированию универсальных учебных действий на уроках в начальной школе

    Данная статья посвящена использованию ИКТ-технологий и ЦОР в урочной и внеурочной деятельности в начальных классах....

    Выступление «Формирование универсальных учебных действий и развитие творческих способностей детей через использование информационно-коммуникационных технологий»

    Формирование УУД и развитие творческих способностей детей через использование информационно-коммуникационных...

    Формирование универсальных учебных действий в начальной школе с использованием приемов технологии развитие критического мышления

    Важной задачей начальной ступени современного образования является формирование универсальных учебных действий, которые призваны сформировать главное умение школьникам этой возрастной категории - умен...

    Тема: Формирование универсальных учебных действий (УУД) Тема: Характеристика типовых задач по формированию универсальных учебных действий на уроках Тема: Здоровьесберегающие технологии в профилактике и сохранении здоровья учащихся

    Тема: Формирование универсальных учебных действий (УУД)Тема: Характеристика типовых задач по формированию универсальных учебных действий на урокахТема: Здоровьесберегающие технологии в профилактике и ...

    Использование игровых приемов в процессе формирования универсальных учебных действий младших школьников

    Цели и задачи урока: - разработать уроки с использованием игры; - проведение учителем начальных классов уроков с применением игровых приемов; - показать, как игра влияет на спортивные возможности ...

    Формирование универсальных учебных действий с использованием приемов активизации познавательной деятельности при изучении нумерации в пределах 100

    Данная работа поможет учителям выявить уровень сформированности личностных и познавательных ууд при изучении нумерации в пределах ста, использовать упражнения для их совершенствования...

    "Формирование универсальных учебных действий через использование приемов ТРИЗ на уроках".

    формировании универсальных учебных действий через использование приемов ТРИЗ на уроках....