Рабочая программа по математике 1 класс , программа "Школа 2100"
рабочая программа по математике (1 класс) на тему

Содержание программы

 

Пояснительная записка (цели и задачи курса математика, общая характеристика учебного предмета, место предмета в учебном плане)

 

Планируемые результаты обучения

 

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса

 

Содержание учебного предмета

 

Тематическое планирование уроков  окружающий мир

 

Календарно-тематическое планирование

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon matematika_1_klass.doc424.5 КБ

Предварительный просмотр:

Содержание программы

Пояснительная записка (цели и задачи курса математика, общая характеристика учебного предмета, место предмета в учебном плане)

Планируемые результаты обучения

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса

Содержание учебного предмета

Тематическое планирование уроков  окружающий мир

Календарно-тематическое планирование

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по математике составлена на основе ФГОС, «Примерной программы по учебным предметам. Начальная школа», в соответствии с концепцией «Школа 2100», в которой принципы развивающего обучения взаимодействуют с традиционным принципом прочности усвоения знаний, и авторской программы «Математика» Петерсон Л.Г.

 Курс рассчитан на 132 часа (4 часа в неделю).

Программу обеспечивают:

  1. Образовательная программа «Школа 2100», - М.: «Баласс», 2012г.
  2. Петерсон Л.Г. Учебник - тетрадь по математике для 1 класса, - М.: «Ювента», 2012г.
  3. Петерсон Л.Г Методические рекомендации для учителя- М.: «Ювента», 2012г.
  4. Петерсон Л.Г., Липатникова И.Г. Устные упражнения на уроках математики. Методическое пособие, - М.: «Ювента», 2011г.

В основе построения данного курса лежит идея гуманизации математического образования, соответствующая современным представлениям о целях школьного образования и уделяющая особое внимание личности ученика, его интересам и способностям. В основе отбора методов и средств обучения лежит деятельностный подход.

    Курс позволяет обеспечить требуемый уровень подготовки школьников, предусматриваемый государственным стандартом математического образования, а также позволяет осуществлять при этом такую их подготовку, которая является достаточной для углубленного изучения математики.

    Основная цель обучения математике состоит в формировании всесторонне образованной и инициативной личности, владеющей системой математических знаний и умений, идейно-нравственных, культурных и этических принципов, норм поведения, которые складываются в ходе учебно-воспитательного процесса и готовят ученика к активной деятельности и непрерывному образованию в современном обществе.

    Начальный курс математики призван решать следующие задачи:

– обеспечить прочное и сознательное овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, для изучения смежных дисциплин, для продолжения образования;

– обеспечить интеллектуальное развитие, сформировать качества мышления, характерные для математической деятельности и необходимые для полноценной жизни в обществе;

– сформировать умение учиться;

– сформировать представление об идеях и методах математики, о математике как форме описания и методе познания окружающего мира;

– сформировать представление о математике как части общечеловеческой культуры, понимание значимости математики для общественного прогресса;

– сформировать устойчивый интерес к математике;

– выявить и развить математические и творческие способности.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

К концу первого года обучения в ходе освоения математического содержания обеспечиваются условия для достижения обучающимися личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностные результаты:

У учащегося будут сформированы:

  • учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи;
  • способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;
  • готовность учащихся целенаправленно использовать знания в учении и в повседневной жизни для исследования математической сущности предмета (явления, события, факта).

Ученик получит возможность для формирования:

  • внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;
  • выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения.

Метапредметные:

  • анализ объектов с целью выделения признаков;
  • синтез – составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;
  • установление причинно-следственных связей;
  • моделирование;
  • ориентирование в окружающем пространстве (вверх, вниз, влево, вправо и др.);
  • выделение из множества один или несколько предметов, обладающих или не обладающих указанным свойством;
  • пересчитывание  предметов и выражение результата числом;
  • умение слушать и вступать в диалог.

Предметные:

Обучающиеся к концу первого года обучения должны знать/ понимать:

  • количественный и порядковый смысл целого неотрицательного числа;
  • смысл действий (операций) сложения и вычитания над целыми неотрицательными числами;
  • взаимосвязь между действиями сложения и вычитания;
  • свойства сложения: прибавление числа к сумме и суммы к числу;
  • свойства вычитания: вычитание числа из суммы и суммы из числа;
  • линии: прямая, кривая, ломаная, отрезок, дуга;
  • замкнутые и незамкнутые линии;
  • внутренняя область, ограниченная замкнутой линией;
  • прямой угол;
  • многоугольники и их виды;
  • измерение длины отрезка;
  • все цифры;
  • знаки больше (>), меньше (<),  равно (=);
  • названия всех однозначных чисел и чисел второго десятка,
    включая число 20;
  • знаки и термины, связанные со сложением и вычитанием : сумма, значение суммы, слагаемые, разность, значение разности, уменьшаемое, вычитаемое;
  • переместительный закон сложения;
  • таблицу сложения однозначных чисел и соответствующие случаи вычитания;
  • изученные геометрические термины (точка, линия, прямая, кривая, ломаная, отрезок, дуга, замкнутая, незамкнутая, многоугольник, треугольник, четырехугольник, прямой угол, прямоугольник);
  • изученные единицы длины (сантиметр, дециметр);
  • изученное соотношение между единицами длины (1 дм = 10 см);
  • термины, связанные с понятием «задача» (условие, требование, решение, ответ).

Уметь:

  • читать и записывать все однозначные числа и числа второго десятка;
  • сравнивать изученные числа и записывать результат сравнения с помощью знаков ( >,  <  или =);
  • воспроизводить правила прибавления числа к сумме и сумм к числу;
  • воспроизводить и применять переместительное свойство сложения;
  • воспроизводить и применять правила сложения и вычитаний нулем;
  • распознавать в окружающих предметах или их частях плоские геометрические фигуры (треугольник, четырехугольник, прямоугольник, круг);
  • выполнять сложение и вычитание однозначных чисел без перехода через разряд на уровне навыка;
  • выполнять сложение однозначных чисел с переходом через разряд и вычитание в пределах таблицы сложения, используя данную таблицу в качестве справочника;
  • чертить с помощью линейки прямые, отрезки, ломаные, многоугольники;
  • определять прямые углы с помощью угольника;
  • определять длину данного отрезка (в сантиметрах) при помощи измерительной линейки;
  • строить отрезки заданной длины при помощи измерительной линейки;
  • находить значения сумм и разностей отрезков данной длины при помощи измерительной линейки и с помощью вычислений;
  • выражать длину отрезка, используя разные единицы длины (например: 1 дм 6 см или

16 см);

  • распознавать и формулировать простые задачи;
  • составлять задачи по рисунку и делать иллюстрации (схематические) к тексту задачи.

 Учебно-методиче6ское и материально-техническое обеспечение учебного предмета

Литература:

Учебно-методический  комплект (УМК) для  1 класса:

1.Петерсон Л.Г. Учебник - тетрадь по математике для 1 класса, - М.: «Ювента», 2012г.

2.Петерсон Л.Г Методические рекомендации для учителя- М.: «Ювента», 2012г.

3.Петерсон Л.Г., Липатникова И.Г. Устные упражнения на уроках математики. Методическое пособие, , - М.: «Ювента», 2011г.

Печатные пособия

Предметные картинки.

Наглядные пособия по математике Петерсона для 1го класса.

Компьютерные и информационно-коммуникативные средства

Электронная энциклопедия «Кирилла и Мифодия»

Презентации по разделам программы

  http://nachalka.info/     

http://www.scool.edu.ru/ 

http://www.scool-collection.edu.ru/ 

http://www.uchportal.ru/ 

http://www.4stupeni.ru/ 

http://www.labirint.ru/   

http://www.openclass.ru/   

http://www.school.2100.ru/ 

http://www.zankov.ru/ 

http://www.math-on-line.com/ 

http://www.festival.1september/ru/ 

http://www.edu.ru/ 

http://www.pedsovet.org/ 

http://www.gramota.ru/ 

http://www.mirslovarei.com/ 

http://www.gramma.ru/ 

http://www.school.edu.ru/ 

http://www.1001skazka.com/ 

http://www.kidsbook.ru/ 

http://www.lukoshko.net/ 

http://www.wtr.ru/aphorism/ 

http://www.teremok.in/ 

https://sites.google.com/site/primvgg/ 

Технические средства обучения

Классная Магнитная доска.

Экспозиционный экран.

Персональный компьютер.

Мультимедийный проектор

Колонки

Демонстрационные пособия

Объекты, предназначенные для демонстрации счёта: от 1 до 10; от 1 до 20; от 1 до 100.

счетный материал;

фишки;

набор геометрических фигур;

набор “Уголки»;

схемы;

набор цифр;

таблицы сложения чисел в пределах 10, 20;

дидактические куклы;

дидактические игры;

карточки заданий;

тесты.

Линейка, угольник.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Начальная школа./ В 2 ч. Ч.1 – 4-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 2012 г.
  2. Образовательная программа «Школа 2100», - М.: «Баласс», 2012г.
  3. Петерсон Л.Г. Учебник - тетрадь по математике для 1 класса, - М.: «Ювента», 2012г.
  4. Петерсон Л.Г Методические рекомендации для учителя- М.: «Ювента», 2012г.
  5. Петерсон Л.Г., Липатникова И.Г. Устные упражнения на уроках математики. Методическое пособие, , - М.: «Ювента», 2011г.
  6. ФГОС НОО, 2009



Основное содержание предмета

1-й класс (4 часа в неделю, всего – 132 часа)

Общие понятия. 10 ч.

    Признаки предметов.

     Свойства (признаки) предметов: цвет, форма, размер, назначение, материал, общее название.

     Выделение предметов из группы по заданным свойствам, сравнение предметов, разбиение предметов на группы (классы) в соответствии с указанными свойствами.

     Отношения.

     Сравнение групп предметов. Графы и их применение. Равно, не равно, столько же.

Числа и величины 22 часа

Числа от 1 до 10. Числа от 1 до 9. Натуральное число как результат счета и мера величины. Реальные и идеальные модели понятия «однозначное число». Арабские и римские цифры.

       Состав чисел от 2 до 9. Сравнение чисел, запись отношений между числами.     Числовые равенства, неравенства. Последовательность чисел. Получение числа прибавлением 1 к предыдущему числу, вычитанием 1 из числа, непосредственно следующего за ним при счете.

      Ноль. Число 10. Состав числа 10.

Числа от 1 до 20. Устная и письменная нумерация чисел от 1 до 20. Десяток. Образование и название чисел от 1 до 20. Модели чисел.

      Чтение и запись чисел. Разряд десятков и разряд единиц, их место в записи чисел.

       Сравнение чисел, их последовательность. Представление числа в виде суммы разрядных слагаемых.

Величины и их измерение. Величины: длина, масса, объем и их измерение. Общие свойства величин.

        Единицы измерения величин: сантиметр, дециметр, килограмм, литр. Сравнение, сложение и вычитание именованных чисел. Аналогия десятичной системы мер длины (1 см, 1 дм) и десятичной системы записи двузначных чисел.

Арифметические действия 54час

Сложение и вычитание в пределах десяти. Объединение групп предметов в целое (сложение). Удаление группы предметов (части) из целого (вычитание). Связь между сложением и вычитанием на основе представлений о целом и частях.     Соотношение целого и частей.

        Сложение и вычитание чисел в пределах 10. Компоненты сложения и вычитания. Изменение результатов сложения и вычитания в зависимости от изменения компонент. Взаимосвязь операций сложения и вычитания.

       Переместительное свойство сложения. Приемы сложения и вычитания.

Табличные случаи сложения однозначных чисел. Соответствующие случаи вычитания.

       Понятия «увеличить на...», «уменьшить на...», «больше на...», «меньше на...».

Сложение и вычитание чисел в пределах 20.

      Алгоритмы сложения и вычитания однозначных чисел с переходом через разряд. Табличные случаи сложения и вычитания чисел в пределах 20. (Состав чисел от 11 до 19).

Элементы алгебры. Равенства, неравенства, знаки «=», «>»; «<». Числовые выражения. Чтение, запись, нахождение значений выражений. Порядок выполнения действий в выражениях, содержащих два и более действий. Сравнение значений выражений вида а + 5 и а + 6; а – 5 и а – 6. Равенство и неравенство.

         Уравнения вида а ± х = b; х – а = b.

          Таблицы. Строки и столбцы. Начальные представления о графах. Понятие о взаимно однозначном соответствии.

Работа с текстовыми задачами 22 часа

Задача, ее структура. Простые и составные текстовые задачи:

а) раскрывающие смысл действий сложения и вычитания;

б) задачи, при решении которых используются понятия «увеличить на ...», «уменьшить на...»;

в) задачи на разностное сравнение.

Пространственные отношении. Геометрические фигуры 14 часов

Ориентация в пространстве и на плоскости: «над», «под», «выше», «ниже», «между», «слева», «справа», «посередине» и др.  Точка.  Линии: прямая, кривая незамкнутая, кривая замкнутая. Луч. Отрезок. Ломаная. Углы: прямые и непрямые. Многоугольники как замкнутые ломаные: треугольник, четырехугольник, прямоугольник, квадрат. Круг, овал. Модели простейших геометрических фигур.

        Различные виды классификаций геометрических фигур.

        Вычисление длины ломаной как суммы длин ее звеньев.

Вычисление суммы длин сторон прямоугольника и квадрата без использования термина «периметр».

Итоговое повторение (10 ч)


Тематическое планирование

Содержание курса

Характеристика деятельности учащихся

Числа и величины (32 часа)

Счёт предметов. Чтение и запись чисел от нуля до 20.

Сравнение и упорядочение чисел, знаки сравнения.

Величины и единицы их измерения. Единицы массы (килограмм), вместимости (литр), длины (сантиметр, дециметр, метр). Соотношения между единицами измерения однородных величин. Сравнение и упорядочение однородных величин.

Изучение чисел

Общие понятия

 Основные свойства предметов: цвет, форма, размер. Материал. Сравнение предметов по цвету, форме, размеру, материалу. Совокупности предметов или фигур, обладающие общим признаком. Составление совокупности по заданному признаку. Выделение части совокупности. Сравнение двух совокупностей.

Однозначные числа

 Установление равночисленности двух совокупностей с помощью составления пар. Равенство и неравенство чисел. Знаки > и <. Соединение совокупностей в одно целое (сложение). Удаление части совокупности (вычитание). Связь между сложением и вычитанием совокупностей. Переместительное свойство сложения.

Величины и их измерение. Сложение и вычитание величин, аналогия со сложением и вычитанием совокупностей.

Название компонент сложения и вычитания. Зависимость результатов этих действий от изменения компонент.

Число как инвариантная характеристика класса равномощных конечных множеств. Знакомство с однозначными натуральными числами.

Цифры как знаки, используемые для записи чисел. Сравнение чисел на основе сравнения соответствующих им множеств.

Числовые равенства и неравенства.

Упорядочивание и его многовариантность. Знакомство с простейшими способами упорядочивания в математике: расположение в порядке возрастания и в порядке убывания. Упорядочивание расположения множеств с разным количеством элементов и соответствующих им чисел.

Знакомство с натуральным рядом в пределах однозначных чисел. Основные свойства натурального ряда.

Отрезок натурального ряда чисел. Сходство и различие между натуральным рядом и его отрезком.

Число «ноль», его запись и место среди других однозначных чисел. Характеристика ряда целых неотрицательных чисел как особой последовательности, отличной от натурального ряда.

Двузначные числа

Десяток как новая единица счета. Счет десятками в пределах двузначных чисел.

Устная и письменная нумерация в пределах четырех первых десятков, а также двузначных чисел, оканчивающихся нулем.

Упорядочивание и его многовариантность. Знакомство с простейшими способами упорядочивания в математике: расположение в порядке возрастания и в порядке убывания. Упорядочивание расположения множеств с разным количеством элементов и соответствующих им чисел.

Знакомство с натуральным рядом в пределах однозначных чисел. Основные свойства натурального ряда.

Отрезок натурального ряда чисел. Сходство и различие между натуральным рядом и его отрезком.

Число «ноль», его запись и место среди других однозначных чисел. Характеристика ряда целых неотрицательных чисел как особой последовательности, отличной от натурального ряда.

Величины

Сравнение отрезков и их моделей приложением, наложением, на глаз, при помощи циркуля. Длина отрезка.

 Понятие мерки. Сравнение длин отрезков при помощи произвольно выбранных мерок. Основное правило использования мерок при сравнении.

 Числовая характеристика отношения длины отрезка к выбранной мерке, ее зависимость от выбора мерки.

Знакомство с общепринятыми мерами измерения длины: сантиметром (см), дециметром (дм) и метром (м).

    Соотношения:

10 см = 1 дм, 10 дм = 1м.

Знакомство с инструментами для измерения длины: измерительной линейкой, складным метром, рулеткой и др.

Измерение длины отрезков при помощи одной или двух общепринятых мер (например, 16 см и 1 дм 6 см).

Построение отрезков заданной длины при помощи измерительной линейки.

Личностные УУД:

  • Формирование основных моральных норм: взаимопомощи, ответственности.
  • Формирование нравственно-эмоциональной отзывчивости на основе способности к восприятию чувств других людей.
  • Формирование моральной самооценки.
  • Развитие познавательных интересов, учебной мотивации.

Регулятивные УУД:

Формировать:

  •  умение учиться и способность к организации своей деятельности;
  • умение преодолевать импульсивность, непроизвольность поведения;
  • умение взаимодействовать со сверстниками в учебной деятельности;
  • готовность к преодолению трудностей;
  • умение адекватно оценивать свою деятельность;
  • учебное сотрудничество учителя с учеником на основе признания индивидуальности каждого ребенка.

Познавательные УУД:

  • Проявлять особый интерес к новому.
  • Развивать готовность к принятию и решению учебных и познавательных задач.
  • Исследовать предметы окружающего мира: сопоставлять и сравнивать по общим и отличительным признакам.
  • Моделировать разнообразные ситуации расположения предметов на плоскости объектов в пространстве.
  • Моделировать ситуации, требующие выделения совокупности предметов.
  • Наблюдать, исследовать, сравнивать совокупности предметов с помощью составления пар и знаков.
  • Моделировать разнообразные ситуации пространственно-временных отношений.
  • Характеризовать явления и события с использованием чисел и величин.
  • Преобразовывать число в знаково-символическую модель.
  • Исследовать: находить закономерности, производить классификацию по заданному правилу.
  • Моделировать ситуации, требующие перехода от одних единиц счета к другим.
  • Сравнивать числа по классам и разрядам.
  • Использовать наглядные модели изображения чисел.
  • Группировать числа по заданному правилу.
  • Исследовать ситуации, требующие сравнения чисел и величин, их упорядочения.
  • Ориентироваться в возможностях информационного поиска.
  • Строить речевое высказывание в устной (письменной) речи.

Коммуникативные УУД:

  • Учить преодолевать эгоцентризм в пространственных и межличностных отношениях.
  • Учить понимать возможности различных позиций и точек зрения на какой-либо предмет или вопрос.
  • Включаться в групповую работу, согласовывать усилия по достижению общей цели.
  • Сравнивать свои достижения вчера и сегодня, вырабатывать дифференцированную самооценку.
  • Уметь обосновывать и доказывать собственное мнение.
  • Осуществлять взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания.

Арифметические действия(54час)

Сложение, вычитание. Названия компонентов арифметических действий, знаки действий. Таблица сложения.

Таблица умножения. Арифметические действия с числами 0 и 1. Взаимосвязь арифметических действий.

Числовое выражение. Скобки. Порядок действий. Нахождение значения числового выражения. Использование свойств арифметических действий в вычислениях (перестановка).

Сбор и представление информации, связанной со счётом, измерением величин; фиксирование результатов сбора.

Таблица: чтение и заполнение таблицы, интерпретация таблицы.

        

Сложение и вычитание

 Соединение совокупностей в одно целое (сложение). Удаление части совокупности (вычитание). Связь между сложением и вычитанием совокупностей. Переместительное свойство сложения.

Величины и их измерение. Сложение и вычитание величин, аналогия со сложением и вычитанием совокупностей.

Название компонентов сложения и вычитания. Зависимость результатов этих действий от изменения компонентов.

Выполнение сложения различными способами: пересчитыванием, присчитыванием, движением по натуральному ряду.

Состав чисел первого и второго десятков (рассмотрение случаев получения чисел из двух и большего количества слагаемых). Составление таблицы сложения на основе получения чисел из двух однозначных натуральных слагаемых.

Переместительное свойство сложения. Сокращение таблицы сложения на основе использования этого свойства. Сокращение таблицы сложения на основе расположения чисел в натуральном ряду.

Сложение с нулем.

Выполнение вычитания различными способами: пересчитыванием остатка, отсчитыванием по единице, движением по натуральному ряду.

Связь между действиями сложения и вычитания. Использование таблицы сложения для выполнения вычитания на основе этой связи.

Вычитание нуля из натурального числа.

Знакомство с сочетательным свойством сложения и свойствами вычитания: вычитанием числа из суммы и суммы из числа.

Сложение и вычитание с переходом через десяток в пределах двух десятков. Рассмотрение различных способов выполнения этих операций. Использование таблицы сложения как основной способ их выполнения.

Приёмы вычислений:

а) при сложении – прибавление числа по частям, перестановка чисел;

б) при вычитании – вычитание числа по частям и вычитание на основе знания соответствующего случая сложения.

Таблица сложения и вычитания в пределах 10. Соответствующие случаи вычитания. Сложение и вычитание с числом 0.

Сложение двух однозначных чисел, сумма которых больше чем 10. С использованием изученных приёмов вычислений. Таблица сложения и соответствующие случаи вычитания.

Отношения «больше на…», «меньше на…». Нахождение числа, которое на несколько единиц (единица разряда) больше или меньше данного. 

Числовые выражения

Чтение и запись числового выражения. Нахождение значений числовых выражений в одно два действия без скобок.

Чтение и запись числовых выражений.

Свойства арифметических действий: переместительное свойство сложения и умножения, сочетательное свойство сложения

Изучение элементов алгебры

Знакомство с равенствами и неравенствами. Понятие об уравнении как особом виде равенств. Первое представление о решении уравнения. Корень уравнения. Решение уравнений вида различными способами (подбором, движением по натуральному ряду, с помощью таблицы сложения, на основе связи между сложением и вычитанием).

Работа с данными Сбор информации. Описание предметов, объектов, событий на основе полученной информации. Таблица. Чтение и заполнение строк, столбцов несложной готовой таблицы.

Личностные УУД:

  •  Формирование основных моральных норм: взаимопомощи, ответственности.
  • Развитие толерантности во взаимоотношениях.
  • Развитие регуляторов поведения.
  • Развитие познавательных интересов, учебной мотивации.

Регулятивные УУД:

Формировать:

  •  умение учиться и способность к организации своей деятельности;
  • Умения оценивать свои возможности решения, находить допущенные ошибки;
  • умение взаимодействовать со сверстниками в учебной деятельности;
  • умение находить в чужой и собственной работе ошибки, объяснять причину;
  • умение прогнозировать результат вычисления;
  • пошаговый контроль правильности и полноты выполнения алгоритма решения уравнений;
  • учебное сотрудничество учителя с учеником на основе признания индивидуальности каждого ребенка.

Познавательные УУД:

  • Учиться в диалоге: понимать вопросы учителя, собеседника и отвечать в соответствии с правилами

      речевого этикета.

  • Анализировать объекты с целью выделения признаков.
  • Моделировать ситуации, иллюстрирующие арифметическое действие и ход выполнения.
  • Использовать математическую терминологию при записи и выполнении арифметических действий.
  • Моделировать изученные арифметические зависимости.
  • Преобразовывать объект в знаково-символическую модель.
  • Исследовать: сравнивать данные, выделять тождества (различия), определять общие признаки, устанавливать закономерности.
  • Учить выводить общности для целого ряда или класса единичных объектов на основе выделения сущностной связи (обобщения); выделять существенные признаки и их синтезировать (подведение под понятие), устанавливать аналогии.

Коммуникативные УУД:

  • Учить понимать возможности различных позиций и точек зрения на какой-либо предмет или вопрос.
  • Включаться в групповую работу, согласовывать усилия по достижению общей цели.
  • Сравнивать свои достижения вчера и сегодня, вырабатывать дифференцированную самооценку.
  • Уметь обосновывать и доказывать собственное мнение.
  • Выдвигать предположения: находить основания для выбора арифметических действий.
  • Осуществлять взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания

Работа с текстовыми задачами (22 часа)

Решение текстовых задач арифметическим способом. Задачи, содержащие отношения «больше  на…», «меньше на…», задачи на сравнение.

Текстовая арифметическая задача как особый вид математического задания. Отличительные признаки задачи.

Выявление обязательных компонентов задачи: условия и вопроса, данных и искомого (искомых). Установление связей между ними.

Преобразование текстов, не являющихся задачей, в задачу.

Установление зависимости между условием задачи и ее решением, вопросом задачи и ее решением, данными задачи и ее решением.

Знакомство с различными способами формулировки задач (взаимное расположение условия и вопроса, формулировка вопроса вопросительным и побудительным предложением).

Простые и составные задачи. Преобразование составной задачи в простую и простой в составную изменением вопроса или условия.

Поиск способа решения задачи с помощью рассуждений от вопроса. Составление логических схем рассуждений.

Обратные задачи: понятие об обратных задачах, их сравнение, установление взаимосвязи между обратными задачами, составление задач, обратных данной. Зависимость между количеством данных задачи и количеством обратных к ней задач.

Краткая запись задачи: сокращение ее текста с точки зрения сохранения ее математического смысла.

Использование условных знаков в краткой записи задачи.

Решение простых и составных задач разного уровня трудности на все арифметические действия в пределах изученных случаев.

Личностные УУД:

  •  Формирование основных моральных норм: взаимопомощи, ответственности.
  • Развитие толерантности во взаимоотношениях.
  • Развитие регуляторов поведения.
  • Развитие познавательных интересов, учебной мотивации.

Регулятивные УУД:

Формировать:

  •  умение учиться и способность к организации своей деятельности;
  • умение оценивать свои возможности решения задач;
  • умение взаимодействовать со сверстниками в учебной деятельности;
  • умение находить в чужой и собственной работе ошибки, объяснять причину;
  • анализировать последовательность действий при работе над задачей и соотносить с разработанным алгоритмом;
  • сравнение разных способов решения задач, выбор удобного способа;
  • учебное сотрудничество учителя с учеником на основе признания индивидуальности каждого ребенка.

Познавательные УУД:

  • Характеризовать явления и события с использованием чисел и величин.
  • Учить кодировать с помощью знаков и символов условия задачи; считывать информацию (декодирование); использовать наглядные модели (схемы, чертежи), отражающие пространственное расположение предметов или отношений между предметами или их частями для решения задач.
  • Планировать решение задачи: осуществлять поиск и выбор способа решения текстовой задачи, выбор арифметических действий для решения.
  • Учить решать задачи моделированием; соотносить результаты, полученные на модели с реальностью(с текстом).
  •  Наблюдать за изменением решения задачи при изменении ее условия.
  • Использовать геометрические образы для решения задачи.

Коммуникативные УУД:

  • Включаться в групповую работу, согласовывать усилия по достижению общей цели.
  • Сравнивать свои достижения вчера и сегодня, вырабатывать дифференцированную самооценку.
  • Уметь обосновывать и доказывать собственное мнение.
  • Обосновывать целесообразность выбора способа решения задачи.
  • Осуществлять взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания

Пространственные отношении. Геометрические фигуры (14 часов)

Взаимное расположение предметов в пространстве и на плоскости (выше - ниже, слева - справа, сверху - снизу, ближе - дальше, между и пр.)

Распознавание и изображение геометрических фигур: точка, линия (кривая, прямая), отрезок, ломаная, угол, многоугольник, треугольник, прямоугольник, квадрат, круг.

Использование чертежных документов для выполнения построений.

Геометрические формы в окружающем мире. Распознавание и называние: куб, шар, параллелепипед, пирамида, цилиндр, конус.

 Геометрические величины и их измерение. Измерение длины отрезка. Единицы длины  ( сантиметр, дециметр).

Измерение длины отрезка.

Пространственные отношения

Описание местоположения предмета в пространстве и на плоскости. Взаимное расположение предметов в пространстве и на плоскости: выше – ниже, слева – справа,, сверху – снизу, ближе – дальше, между.

Сравнение предметов по размеру (больше – меньше, выше – ниже, длиннее – короче) и форме (круглый, квадратный, треугольный).

Направления движения: слева – направо, справа – налево, сверху – вниз, снизу – вверх.

Временные представления: сначала, потом, до, после, раньше, позже.

Геометрические фигуры

Знакомство с линиями - прямой, кривой, ломаной. Первое представление о бесконечности прямой.

Линии и точки. Их взаимное расположение относительно друг друга.

Луч и отрезок. Сходство и различие между прямой, лучом и отрезком. Построение прямых, лучей и отрезков при помощи чертежной линейки. Обозначение прямых, лучей и отрезков при помощи букв латинского алфавита. Построение отрезка, равного данному, при помощи циркуля и чертежной линейки.

Сложение и вычитание отрезков при помощи этих инструментов.

Незамкнутые и замкнутые ломаные и кривые линии. Взаимное расположение кривых и ломаных линий с точками, прямыми, лучами и отрезками. Первое представление о многоугольнике. Классификация многоугольников по числу углов.

Геометрические тела

Соотнесение реальных объектов с моделями геометрических фигур. Распознавание и называние геометрического тела: куба, шара, пирамиды, цилиндра, конуса. 

Длина отрезка. Периметр

Единицы длины: сантиметр, дециметр, соотношения между ними. Переход от одних единиц длины к другим.

Личностные УУД:

  •  Формирование основных моральных норм: взаимопомощи, ответственности.
  • Развитие толерантности во взаимоотношениях.
  • Формирование нравственно-эмоциональной отзывчивости на основе способности к восприятию чувств других людей.
  • Развитие познавательных интересов, учебной мотивации.

Регулятивные УУД:

Формировать:

  •  умение учиться и способность к организации своей деятельности;
  • умение самостоятельно ставить учебную цель урока  и следовать ей;
  • умение планировать свою деятельность и действовать по плану;
  • умения оценивать свои возможности решения, находить допущенные ошибки;
  • умение взаимодействовать со сверстниками в учебной деятельности;
  • умение находить в чужой и собственной работе ошибки, объяснять причину;
  • учебное сотрудничество учителя с учеником на основе признания индивидуальности каждого ребенка.

Познавательные УУД:

  • Моделировать разнообразные ситуации расположения объектов в пространстве и на плоскости.
  • Изготавливать (конструировать) модели геометрических фигур, преобразовывать модели.
  • Исследовать предметы окружающего мира: сопоставлять с геометрическими формами.
  • Характеризовать свойства геометрических фигур.
  • Сравнивать геометрические фигуры по форме.
  •  Сравнивать геометрические фигуры по величине (размеру).
  • Классифицировать (объединять в группы) геометрические фигуры.

Повторение (10часов)

Календарно-тематическое планирование (132 ч.)

№ п/п

Дата

 проведения

Тема

Содержание, характеристика деятельности

учащегося

Планируемые результаты

контроль

Предметные

УУД

план

факт

I.Признаки предметов. Расположение предметов в окружающем пространстве  (17 ч)

Свойства предметов. Сравнение. Счёт предметов

Исследование предметов окружающего мира, их свойств. Систематизация представлений о разнообразии свойств предметов. Анализ и сравнение предметов, выявление и выражение в речи признаков сходства и различия.

Знать: 

-отличие предметов по цвету, форме, величине;

- знаки и термины, связанные со сложением и вычитанием: «+», «-», сумма, значение суммы, слагаемые, разность, значение разности, уменьшаемое, вычитаемое;  

Уметь:

-сравнивать предметы одинаковой формы по величине: больше, меньше, такой же;

-устанавливать идентичность предметов по одному или

 нескольким признакам;

-  располагать предметы слева, справа, вверху, внизу по отношению к наблюдателю;

- уметь ориентироваться в пространстве и во времени;

-- применять переместительный закон сложения

Личностные:

- формирование основных моральных норм: взаимопомощи, ответственности;

- развитие познавательных интересов, учебной мотивации;

 -  умение сравнивать свои достижения вчера и сегодня, вырабатывать дифференцированную самооценку;

Регулятивные:

-  умение учиться и способность к организации своей деятельности;

- умение преодолевать импульсивность, непроизвольность поведения;

- постановка учебной задачи на основе жизненного опыта учащихся;

- готовность к преодолению трудностей;

- умение адекватно оценивать свою деятельность;

Познавательные:

1. Общеучебные: 

- выявление и формулирование

познавательной цели с помощью учителя;

- развитие готовности к принятию и решению учебных и познавательных задач;

- готовность исследовать предметы окружающего мира: сопоставлять и сравнивать по общим и отличительным признакам;

- моделировать разнообразные ситуации пространственно-временных отношений.

2. Логические:

- анализ отличия предметов по форме, цвету, величине с целью выделения существующих и несуществующих признаков;

- наблюдать, исследовать, сравнивать совокупности предметов с помощью составления пар и знаков.

- находить закономерности, производить классификацию по заданному правилу;

- ориентироваться в возможностях информационного поиска;

- преобразовывать число в знаково-символическую модель.

 Коммуникативные:

- умение взаимодействовать со сверстниками в учебной деятельности;

- понимание возможности различных позиций и точек зрения на какой-либо предмет или вопрос;

- уметь обосновывать и доказывать собственное мнение;

- осуществлять взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания.

Квадрат. Круг. Треугольник

Соотношение реальных предметов с моделями рассматриваемых геометрических тел.

Описание свойства простейших фигур.

Сравнение геометрических фигур, различение плоских и пространственных фигур, сравнение предметов по цвету, форме и размеру, расположение их в порядке возрастания, убывания, выражение в речи признаков сходства и различия предметов. Характеристика свойств геометрических фигур: круг, квадрат, прямоугольник, треугольник

Поиск закономерностей. Цепочки

Сравнение предметов по цвету, форме и размеру, по заданию учителя преобразование цвета, формы и размера предметов. Ритмический счет до 10.  Нахождение закономерности в последовательностях, составление закономерности по заданному правилу.

Счёт предметов

Совокупность предметов или фигур, обладающих общим признаком. Самостоятельная работа №1.

Анализ состава групп предметов, сравнение группы предметов, выявление и выражение в речи признаков сходства и различия. Объединение предметов в группы по общему признаку, выделение части совокупности, разбиение предметов на части по заданному признаку. Разбиение группы предметов на части по заданному признаку (цвету, форме, размеру и т.д.). Счёт различных объектов (предметы, фигуры, буквы звуки и т.п.).

С/р

Составление совокупности по заданному признаку

Классификация предметов по цвету, форме и размеру, расположение их в порядке возрастания, убывания, выражение в речи признаков сходства и различия предметов. Нахождение закономерности в последовательностях и таблицах, составление закономерности по заданному правилу. Классификация предметов в группы и выделение части предметов по некоторому признаку. Название чисел от 1 до 10 в порядке их следования при счете.

Сравнение двух совокупностей.

 Знаки = и ≠

Обучающий математический диктант №1.

Понятие о случаях использования знаков = и ≠. Распознавание, фиксирование одинаковых и различных групп предметов. Запись результата сравнения группы предметов с помощью знаков «=» и «», обоснование выбора знака, обобщение, вывод. Ритмический счет до 10 и обратно.

 Сложение. Компоненты сложения. Знак «+».

Моделирование операции сложения группы предметов с помощью предметных моделей, схематических рисунков, буквенной символики. Воспроизведение смысла действия сложения, запись выражения. Распознавание геометрических фигур. Выявление и применение переместительного свойства сложения для группы предметов. Чтение примеров на сложение разными способами, в том числе и используя названия компонентов сложения. Запись сложения с помощью знака «+».

С/р.

Переместительное свойство сложения

 Вычитание.

Знак «- ».

Самостоятельная работа №2.

Рассуждение о математическом смысле действия вычитания. Чтение примеров на вычитание разными способами, в том числе и используя названия компонентов вычитания. Запись вычитания с помощью знака «-». Ритмический счет до 20.

С/р.

Компоненты вычитания

Моделирование записи взаимосвязи между сложением и вычитанием в знаковой форме. Использование в речи слова «выше» - «ниже». Классификация  предметов по их свойствам.

Связь между сложением и вычитанием. Пространственно-временные отношения: выше, ниже

Самостоятельная работа №3.

Перечисление предметов в заданном порядке, установление связи между порядковыми и количественными числительными. Чтение примеров на сложение и вычитание разными способами, в том числе с использованием названия компонентов сложения и вычитания. Разбиение группы предметов на части по заданному признаку (цвету, форме, размеру и т.д.).

С/р.

Порядок. Часть и целое.

Связь между сложением и вычитанием Отношения «раньше, позже».

Установление взаимосвязи между частью и целым (сложением и вычитанием), фиксирование их с помощью буквенной символики (4 равенства). Моделирование пространственно-временных отношений, использование в речи слов «раньше» - «позже» «до, после, рядом». Установление пространственно-временных отношений, описание последовательности событий и расположения объектов с использованием слов: раньше, позже, выше, ниже, вверху, внизу, слева, справа. расположение их в порядке следования (раньше, позже). Упорядочивание объектов, установление порядкового номера того или иного объекта при заданном порядке счета.

Отношения «до, после, рядом».

Самостоятельная работа №4.

С/р.

Диагностическая работа №1. Свойства предметов. Сравнение совокупности предметов.

Применение изученных способов действий для решения задач в типовых и поисковых ситуациях. Контроль правильности и полноты выполнения изученных способов действий. Выявление причин ошибок и их корректировка, оценивание своей работы.

д/р №1

II. Числа и цифры от1 до 9.

Геометрические фигуры и их свойства.  (45 ч)

Число 1. Цифра 1. Справа, слева, посередине.

Запись цифр 1 и 2 в соответствии с требованиями каллиграфии.

Знать: 

-все цифры, понимать знаки «>», «<», «=»;

-названия всех однозначных чисел; геометрические термины: точка, линия (прямая, ломаная);

Уметь:

-  читать и записывать все однозначные числа - сравнивать изученные числа и записывать результат сравнения с помощью знаков «>», «<», «=».

-  применять правила сложения и вычитания с 0.

- распознавать в окружающих предметах или их частях плоские геометрические фигуры;

-чертить с помощью линейки прямые, отрезки, ломаные;

-воспроизводить и применять переместительное свойство сложения  

 

Личностные:

-проявление познавательного интереса к новому учебному материалу;

- развитие мелкой моторики;

- развитие конструктивного пространственного мышления;.

Регулятивные:

-  постановка учебной задачи на основе своего жизненного опыта;

- способность планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

 - умение выявлять геометрические формы реальных объектов или их частей;

-  оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

Познавательные:

1. Общеучебные:

 -   упорядочивать числа в порядке возрастания;

- строить геометрические фигуры, разбивать фигуры на части и составлять их из других фигур;

- умение читать геометрические чертежи.

 2. Логические

- использовать          знако-символические средства, включая модели и схемы для решения поставленных  задач;

- анализировать и распознавать формы геометрических фигур в реальных предметах.

Коммуникативные:

- умение слушать собеседника и вести диалог;

- умение согласовывать свои действия с партнёром при работе в парах и  малых группах.

Число 2. Цифра 2. Сложение и вычитание чисел. Обучающий математический диктант №2.

Число 3. Цифра 3. Состав числа 3.

Анализ житейских ситуаций, требующих умения находить геометрические величины: отрезок, точка, элементы треугольника и четырехугольника (сторона и вершина). Моделирование сложения и вычитания чисел с помощью сложения и вычитания групп предметов.

Запись примеров на сложение и вычитание. Состав чисел 3 и 4.

Сложение и вычитание в пределах 3. Треугольник

Сложение и вычитание в пределах 3. Четырёхугольник.

Число 4. Цифра 4. Состав числа 4.

Самостоятельная работа №5.

С/р.

Сложение и вычитание в пределах 4.

Числовой отрезок.

Моделирование представлений о числовом отрезке и способе решения с его помощью числовых выражений типа 2+1, 2-1.

Характеристика свойств шара, конуса, цилиндра, различение форм данных фигур в предметах окружающего мира.

Построение числового отрезка, с его помощью присчитывание и отсчитывание от заданного числа одну или несколько единиц. Использование числового отрезка для сравнения, сложения и вычитания чисел.

Числовой отрезок Присчитывание и отсчитывание единиц. Сложение вычитание в пределах 4.

Число 5. Цифра 5. Состав числа 5. Пятиугольник

Самостоятельная работа №6.

Определение состава числа 5.

Представление о пятиугольнике, параллелепипеде, кубе, пирамиде. Соотношение числовых и буквенных равенств с наглядными моделями, нахождение в них части и целого,  воспроизведение по памяти состава чисел 2−5 из двух слагаемых, составление числовых равенств и неравенств.

С/р.

Повторение. Сложение и вычитание в пределах 5.

Столько же. Равенство и неравенство чисел.

Сравнение группы предметов по количеству на основе составления пар и фиксирование результатов сравнения с помощью знаков.

 Сложение и вычитание в пределах 5 разными способами присчитывания и отсчитывания нескольких единиц на числовом отрезке.

Использование для сравнения знаков «=» и «≠». Нахождение взаимосвязи между частями и целым.

Столько же. Сравнение по количеству с помощью знаков «=» и «≠»

Числа 1-5

Сравнение чисел с помощью знаков >и <

Сложение и вычитание в пределах 5. Сравнение по количеству с помощью знаков.

Самостоятельная работа №7

С/р.

Число 6. Цифра 6. Состав числа 6.

Характеристика состава числа 6, сложение и вычитание чисел в пределах 6 на основе знания состава чисел, а также с помощью числового отрезка.

Установление взаимосвязи между частью и целым. Решение простейших текстовых задач на сложение и вычитание в пределах 6 (устно).

Сложение и вычитание в пределах 6. Обучающий математический диктант №3.

Точки и линии. Компоненты сложения

Представление о точке, линии. Перечисление названий компонентов сложения и вычитания, использование их в речи.

Сравнение чисел. Описание расположения объектов с использованием слов: длиннее, короче, шире, уже, толще, тоньше, за, перед и др. Распознавание в предметах окружающей обстановки изучаемых геометрических фигур; описание их свойств. Моделирование многоугольников (треугольник, четырехугольник, пятиугольник) из палочек, выделять вершины и стороны многоугольников.

Области и границы. Компоненты вычитания

Области и границы, различение области и границы.

Знание состава чисел в пределах 6, выполнение сложения и вычитания в пределах 6. Моделирование выполняемых действий с помощью группы предметов и числового отрезка, воспроизведение по памяти состава чисел 2−6 из двух слагаемых.

Сравнение, сложение и вычитание в пределах 6.

Самостоятельная работа №8.

Знание состава числа 6. Сравнение, сложение и вычитание чисел в пределах 6, называние компонентов действий сложения и вычитания, нахождение неизвестного компонента подбором, составление числовых равенств и неравенств.

Установление взаимосвязи между частью и целым.

С/р

Диагностическая  работа №2. Числовой отрезок 1-6, сравнение по количеству.

Контроль правильности и полноты выполнения изученных способов действий.

Выявление причины ошибки и ее корректировка, оценивание своей работы.

д/р №2

Отрезок и его части

Представление отрезка как самой короткой линии, соединяющей две точки. Использование числового отрезка для сравнения, сложения и вычитания чисел в пределах 6.

Моделирование состава чисел в пределах 6, выполнение сложения и вычитания в пределах 6.  Соотношение числовых и буквенных равенств с их наглядными моделями, нахождение в них части и целого. Ритмический счет до 30.

Число 7. Цифра 7. Состав числа 7.

Исследование состава числа 7, способы его получения, цифра 7. Использование математической терминологии. Сложение и вычитание в пределах 7.

Состав числа 7. Ломаная линия. Многоугольник.

Самостоятельная работа №9.

С/р

Составление выражений по рисункам

Представление о способах записи в виде сумм и разностей и о способе сравнения двух сумм и разностей. Выполнение вычислений в пределах 7.

Составление и сравнение простых задач и выражений по рисункам.

Сравнение выражений.

Сравнение выражений. Сравнение, сложение и вычитание в пределах 7.

Число 8. Цифра 8. Состав числа 8. Обучающий математический диктант №4.

Моделирование состава числа 8, способы его получения, цифра 8. Понимание смысл действий сложения и вычитания. Сложение и вычитание в пределах 8.

Сложение и вычитание в пределах 8.

Сложение и вычитание в пределах 8.

Самостоятельная работа №10.

С/р

Число 9. Цифра 9. Состав числа 9.

Моделирование состава числа 9, способы его получения, цифра 9. Сравнение, сложение и вычитание чисел в пределах 9, составление числовых равенств и неравенств. Использование числового отрезка для сравнения, сложения и вычитания чисел в пределах 9. Нахождение в числовых и буквенных равенствах частей и целого, устное решение простейших текстовых задач на сложение и вычитание в пределах 9 на основе данного соотношения.

Таблица сложения. Сложение и вычитание в пределах 9

Правила составления таблицы сложения. Использование таблицы сложения для определения результатов действий сложения и вычитания.   Взаимосвязь между компонентами и результатами сложения и вычитания, её использование для сравнения выражений.  Изображение отрезка, ломаных линий, многоугольников, соотношение между целым отрезком и его частями.

Зависимость между компонентами сложения

Зависимость между компонентами сложения и вычитание Сложение и вычитание в пределах 9.

Самостоятельная работа №11

С/р

Диагностическая работа № 3.

 Числовой отрезок 1-9, таблица сложения и вычитания в пределах 9.

Взаимосвязь между компонентами и результатами сложения и вычитания. Составление и сравнение простых задач и выражений по рисункам. Контроль правильности и полноты выполнения изученных способов действий. Выявление причин ошибок,  корректировка, оценивание своей работы.

д/р №3

Разбиение фигур на части

Разбиение фигуры на части, составление фигуры из частей. Выполнение сложения и вычитания в пределах 9. Составление и сравнение простых задач и выражений по рисункам .Устное решение простейших текстовых задач на сложение и вычитание в пределах 9. Установление взаимосвязи между целой фигурой и ее частями, запись этой взаимосвязи с помощью буквенных равенств.

Соотношение между целым и частями.

Число 0. Цифра 0. Свойства сложения и вычитание с нулем

Выявление свойств нуля с помощью наглядных моделей, применение данных свойств при сравнении, сложении и вычитании чисел.

Цифра 0, соотнесение цифры и числа 0, запись свойств нуля в буквенном виде. Исследование ситуаций, в которых фигурирует пустое множество. Разбиение фигуры на части, составление фигуры из частей. Составление и сравнение простых задач и выражений по рисункам. Сложение и вычитание в пределах 9. Представление о головоломке «Кубик Рубика» Ритмический счет до 40. Выполнение заданий творческого и поискового характера, применение знаний и способов действий в измененных условиях.

Свойства нуля

Сложение и вычитание в пределах 9. Кубик Рубика.

Самостоятельная работа №12.

С/р

Равные фигуры

Знание о равных фигурах как фигурах, совпадающих при наложении, обоснование равенства фигур различными способами, вычисления на числовом луче, использование взаимосвязь между частью и целым.

Равные фигуры. Обучающий математический диктант №5.

Волшебные цифры. Римские цифры. Алфавитная нумерация

Исследование разных способов обозначения чисел. Характеристика цифр и чисел, различные системы нумерации. Вычисления на числовом луче, использование взаимосвязи между частью и целым. Применение изученных знаний и способов действий в измененных условиях.

Равные фигуры. Сложение и вычитание в пределах 9.

 Самостоятельная работа №13.

Равенство и неравенство геометрических фигур, разбиение фигуры на части, составление из частей, конструирование из палочек. Моделирование разнообразных ситуаций расположения объектов в пространстве и на плоскости. Отличие понятий «число» и «цифра». Систематизация представлений об алфавитной нумерации. Выполнение вычислений на числовом луче, использование взаимосвязи между частью и целым. Подбор в равенствах неизвестного компонента действия. Ритмический счет до 50.

С/р

III. Задача (12)

Задача (условие, вопрос, схема, выражение, ответ)

Представление о задаче, её логических частях (условие, вопрос, выражение, решение, ответ), выделение их из произвольных текстов. Выполнение вычислений в пределах 9.

Знать: 

-термины, связанные с понятием «задача» (условие, требование, решение, ответ).

- Уметь:

- распознавать и формулировать простые задачи.

-составлять задачи по рисунку и делать иллюстрации (схематические) к тексту задачи.

-находить и записывать решение задачи в виде числового выражения.

Личностные:

-проявление учебно -познавательного интереса к новому учебному материалу и способам решения арифметических задач.

 Регулятивные:

- умение принимать и сохранять учебную задачу;

- планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

- различать способ и результат действия.

Познавательные:

1. Общеучебные:

-  умение выбирать наиболее эффективные способы решения задач в зависимости от конкретных условий.

2. Логические

- использовать знако-символические средства, включая модели и схемы для решения поставленных задач.

Коммуникативные:

- строить понятные для партнёра высказывания;

- договариваться и приходить к общему мнению;

- задавать вопросы, формулировать собственное мнение и позицию.

Решение задач на нахождение части целого

Составление простых задач на нахождение части и целого, запись их решения, составление графических схем к этим задачам и, наоборот, составление задач по схемам.

Взаимно обратные задачи

Взаимообратные задачи. Составление задачи, обратной данной.

Решение задач на нахождение части целого.

 Самостоятельная работа №14.

Уточнение представлений о смысле выражений: На сколько больше? На сколько меньше?  Формирование умения применять их в речи.

С/р

Разностное сравнение чисел (больше на…, меньше на…)

Анализ простых задач на разностное сравнение (3 случая), запись их решения, составление графических схем к этим задачам и, наоборот, составление задач по схемам.

Задачи на сравнение. «На сколько больше? На сколько меньше?» Обучающий математический диктант №6.

Понимание смысла выражений: На сколько больше? На сколько меньше? Умение применять их в речи. Решение простых задач на нахождение части и целого, запись их решения, составление графических схем к этим задачам и, наоборот, составление задач по схемам Ритмический счет до 60.

Задачи на нахождение большего числа

Решение простых задач на разностное сравнение (3 случая), запись их решения, составление графических схем к этим задачам и, наоборот, составление задач по схемам. Моделирование вычислений на числовом луче, использование взаимосвязи между частью и целым. Моделирование условия задачи с помощью предметов, схематических рисунков и схем. Выявление известных и неизвестных величин, установление между величинами отношений части и целого, больше (меньше) на …».  Использование понятий «часть», «целое», «больше (меньше) на …», «увеличить (уменьшить) на …»  при составлении схем, записи и обосновании числовых выражений.

Задачи на нахождение меньшего числа

Решение задач на разностное сравнение

Решение задач на разностное сравнение.

 Самостоятельная работа №15.

С/р

Диагностическая работа № 4. Задачи на сложение и вычитание. Разбиение фигур на части.

Контроль правильности и полноты выполнения изученных способов действий.

Выявление причин ошибок, корректировка, оценивание своей работы.

д/р №4

Работа над ошибками. Математические игры

IV. Величины

Величины. Длина. Практическая работа

Нахождение геометрических величин разными способами и их измерение (на примере понятия длины).   Анализ зависимости между результатом измерения длины и величиной мерки.  Представление о единицах измерения длины (шаг, локоть, сантиметр), определение длины отрезка с помощью различных мерок

Знать: 

-  Знать: 

-изученные единицы длины (сантиметр, дециметр) и соотношение между единицами длины.

- Уметь:

- определять длину данного отрезка (в см) при помощи  измерительной линейки;

-строить отрезки заданной длины при помощи измерительной линейки.

Личностные:

-проявление  учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу и способу решения новой части задачи;

- способность самооценки на основе критерия успешности учебной деятельности.

Регулятивные:

- умение  планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

Познавательные:

1. Общеучебные:

- поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий;

- произвольно строить речевые высказывания в устной форме.

 2. Логические

- проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;

- устанавливать аналогии.

Коммуникативные:

- умение достаточно точно, последовательно и полно передавать необходимую информацию  при работе с партнёром и в малых группах.

Единица измерения длины –сантиметр. Построение отрезков данной длины. Периметр

Выявление общего принципа измерения величин, использование его для измерения длины, массы и объема. Использование различных инструментов и технических средства для измерения.  Зависимость между результатами измерения величины и меркой.

Выполнение построения отрезков заданной длины с помощью линейки.

Решение задач на разностное сравнение.

Сравнение единиц длины. Измерение длин сторон многоугольников. Периметр.

 Самостоятельная работа №16.

Представление о периметре, о названиях сторон прямоугольника (длина и ширина).

Измерение сторон прямоугольника и нахождение его периметра.

Вычисления в пределах 9.

Планирование решения простых текстовых задач.

С/р

Масса. Килограмм.

Обучающий математический диктант №7.

Представление о массе и её измерении.

 Анализ зависимости между результатом измерения массы и величиной мерки. Единицы измерения массы (фунт, пуд, килограмм), измерение массы с помощью чашечных весов.

Классификация задач на разностное сравнение.  Сложение и вычитание масс предметов.

Измерение сторон прямоугольника и нахождение его периметра.

Сравнение единиц  массы

Объём. Литр. Практическая работа

Представление об объёме (вместимости) тела и его измерении (на примере понятия длины).

 Выявление зависимости между результатом измерения объёма величиной мерки.  Единицы измерения объема (ведро, бочка, литр).

Измерение объема с помощью различных единиц измерения.  Решение задач на разностное сравнение. Сложение и вычитание объёмов предметов, значения длины, массы и вместимости.

Свойства величин.

 Самостоятельная работа №17.

Обобщение информации о величинах: длине, массе, объёме, использование единиц их измерения. Проведение простейших измерений величин.

 Различные способы решения текстовых задачи на сложение, вычитание, разностное сравнение длин, масс, объёмов. Выявление свойств величин (длины, массы, объема), их аналогии со свойствами чисел. Запись свойств чисел и величин в буквенном виде. Упорядочение предметов по длине (на глаз, наложением, с использованием мерок), массе и объему (вместимости) в порядке увеличения (уменьшения) значения величины.

С/р

Величины и их свойства

Свойства величин

Составные задачи на нахождение целого (одна из частей неизвестна)

Выбор наиболее целесообразного способа решения составных задач на сложение и вычитание в 2 действия (неизвестно целое и одна из частей). Запись способов действий с помощью алгоритмов, использование алгоритмов при решении задач.

Уравнения. Нахождение слагаемых

Установление закономерности понятий «уравнение», «корень уравнения», «решение уравнения».

Соотнесение компонентов сложения и вычитания, определение зависимости между ними и  использование их для решения простейших уравнений.

Уравнения. Обучающий математический диктант №8.

Решение уравнений на нахождение неизвестных вычитаемых и слагаемых на основе взаимосвязи между частью и целым. Моделирование ситуаций, иллюстрирующих арифметическое действие и ход его выполнения.

 Планирование решения составных задачи на сложение и вычитание, разностное сравнение величин. Воспроизведение алгоритма решения уравнения. Ритмический счет до 70.

Уравнения. Нахождение части

Уравнения.

Уравнения. Нахождение целого. Самостоятельная работа №18.

С/р.

Решение уравнений

Решение уравнений. Самостоятельная работа №19.

С/р

Решение уравнений.

 Самостоятельная работа №20.

С/р

Диагностическая работа № 5 Единицы массы, объёма, длины. Решение задач, уравнений

Контроль правильности и полноты выполнения изученных способов действий.

д/р №5

Анализ д/р, работа над ошибками

Выявление причин ошибок,  корректировка, оценивание своей работы.

V. Числа от 11 до 20

Укрупнение единиц счета

Укрупненные единицы счёта: коробки, ящики, пачки и т.д., их складывание и вычитание.

Объяснение выбора решения составных задач на сложение и вычитание, разностное сравнение величин. Называние, запись, сложение и вычитание круглых чисел, построение их графических моделей. Алгоритм решения уравнений.

Знать:

-названия двузначных чисел от 11 до 20;

-состав чисел от 10 до 20;

-счёт в пределах 20

Уметь:

-  читать и записывать двузначные  числа от 11 до 20 - -сравнивать изученные числа и записывать результат сравнения с помощью знаков «>», «<», «=».

-  применять правила сложения и вычитания с 0.

-воспроизводить и применять переместительное свойство сложения  

Личностные:

-проявление познавательного интереса к новому учебному материалу;

- умение сравнивать свои достижения вчера и сегодня, вырабатывать дифференцированную самооценку.

Регулятивные:

-  на основе своего жизненного опыта ставить учебную задачу;

- способность планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

- умение выявлять геометрические формы реальных объектов или их частей;

-  оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

Познавательные:

1. Общеучебные:  

-  упорядочивать числа в порядке возрастания;

- строить геометрические фигуры, разбивать фигуры на части и составлять их из других фигур;

- умение читать геометрические чертежи;

 2. Логические

-  умение работать в парах и индивидуально;

- умение использовать          знако-символические средства, включая модели и схемы для решения поставленных  задач;

- анализировать и распознавать формы геометрических фигур в реальных предметах.

3. Коммуникативные:

- умение слушать собеседника и вести диалог;

- умение согласовывать свои действия с партнёром при работе  парах и в малых группах;

-  умение включаться в групповую работу;

-уметь обосновывать и доказывать собственное мнение;

-обосновывать целесообразность выбора способа решения задачи;

- осуществление взаимоконтроля и взаимопомощи по ходу выполнения задания.

Укрупнение единиц счета.

Самостоятельная работа №21.

С/р

Число 10. Состав числа 10

Обучающий математический диктант №9.

Пересчитывание предметов в пределах 10 и выражение результат числом. Моделирование состава числа 10. Вычисления в пределах 10. Выработка плана действий при решении текстовых задач, проведение самостоятельного анализа. Ритмический счет до 70.

Планирование решения составных задач на нахождение целого, если одна часть неизвестна. Установление зависимости между компонентами сложения и вычитания, зависимостями между ними и использования их для решения простейших уравнений. Образование, называние, запись числа 10. Его состав. Сравнение, сложение и вычитание чисел в пределах 10. Составление задач по рисункам, схемам, выражениям, определение корректности формулировок задач. Запись способов действий с помощью алгоритмов, использование алгоритма при решении задач и примеров.

Состав числа 10.

Сложение и вычитание в пределах 10.

Составные задачи на нахождение целого (целое неизвестно)

Состав числа 10. Сложение и вычитание в пределах 10. Составные задачи на нахождение целого (целое неизвестно).

 Самостоятельная работа №22.

С/р

Счет десятками

Анализ десятка как укрупненной единицы счета. Счет десятками до 100 в прямом и обратном порядке. Образование чисел второго десятка из одного десятка и нескольких единиц. Самостоятельный выбор способа решения составных задач на нахождение целого, если одна часть неизвестна.

Круглые числа

Систематизация представлений о круглых числах. Решение задач на сложение и вычитание, в которых целое разбито на части разными способами. Классификация названий круглых чисел, графическая запись круглых чисел, их сравнение, сложение и вычитание. Монеты 1 р., 2 р., 10 р. и купюры 10 р., 50 р.

Круглые числа

Дециметр

Исследование новой единицы длины – дециметр. Преобразование, сравнение, сложение и вычитание длин отрезков, выраженных в сантиметрах и дециметрах. Выполнение действий с круглыми числами. Решение задач на сложение и вычитание, в которых целое разбито на части разными способами. Решение уравнений на основе знания взаимосвязи между целым и частным. Ритмический счет до 80.

Диагностическая работа №6. Укрупнение единиц счета. Решение простых задач.

Контроль правильности и полноты выполнения изученных способов действий. Выявление причин ошибок, корректировка, оценивание своей работы.

д/р №6

Счёт десятками и единицами

Сложение, вычитание и сравнение чисел, выраженных в десятках и единицах. Выполнение действий с круглыми числами, решение уравнений и текстовых задач.

Моделирование ситуаций, иллюстрирующих арифметическое действие и ход его выполнения.

Счет десятками и единицами

Название и запись чисел до 20. Разрядные слагаемые

Исследование разрядного состава чисел второго десятка. Правильное называние и запись чисел от 11 до 20.

Сложение и вычитание в пределах 20

Обучающий математический диктант №10.

Использование нумерации чисел второго десятка, правильная запись этих чисел, сложение и вычитание чисел в пределах 20 без перехода через десяток.

Анализ и решение задач, решение уравнений, прогноз результата вычислений.

Название и запись чисел до 20. Разрядные слагаемые.

Самостоятельная работа №23.

С/р

Нумерация двузначных чисел

Запись, сравнение, сложение и вычитание двузначных чисел (без перехода через десяток), изображение двузначного числа точками числового отрезка.

Сравнение, сложение и вычитание длин отрезков, выраженных в сантиметрах и дециметрах. Сравнение, сложение и вычитание значения величин, исследование ситуаций, требующих перехода от одних единиц измерения к другим. Преобразование единиц длины, выраженных в дециметрах и сантиметрах, на основе соотношения между ними. Решение простых и составных задач изученных видов. Сравнение условий различных задач и их решения, выявление сходства и различия. Решение уравнений с неизвестным слагаемым, уменьшаемым, вычитаемым на основе взаимосвязи между частью и целым, комментирование решения и его пошаговая проверка правильность.

Сравнение двузначных чисел

Сложение и вычитание двузначных чисел

Сложение и вычитание двузначных чисел. Самостоятельная работа №24.

С/р

Квадратная таблица сложения

Правила составления таблицы сложения  в пределах 20, анализ ее данных.Сложение и вычитание двузначных чисел с переходом через десяток с помощью таблицы  сложения.

Сложение в пределах 20 с переходом через десяток

Исследование приема сложения однозначных чисел с переходом через разряд «по частям».

 Зависимость между частью и целым, приемы сложения и вычитания. Моделирование сложения и вычитания с переходом через десяток, использование счетных палочек, графических моделей (треугольники и точки»). Воспроизведение по памяти состава чисел 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18 из двух однозначных слагаемых.

Сложение в пределах 20 с переходом через десяток

Сложение в пределах 20 с переходом через десяток.

Самостоятельная работа №25.

С/р

Сложение в пределах 20 с переходом через десяток

Вычитание в пределах 20 с переходом через десяток

Исследование приема вычитания однозначных чисел с переходом через разряд «по частям».

Использование зависимости между частью и целым, приемами сложения и вычитания. Наблюдение и выявление зависимости между компонентами и результатами сложения и вычитания, выражение их в речи, использование для упрощения вычислений.

Вычитание в пределах 20 с переходом через десяток.

Самостоятельная работа №26.

С/р

Сложение и вычитание пределах 20 с передом через десяток

Решение текстовых задач со случаями сложения и вычитания в пределах 20 с переходом через десяток.

Самостоятельная работа №27.

Выполнение с комментированием сложения и вычитания двузначных чисел. Взаимосвязь между сложением и вычитанием, компонентами этих действий.

С/р

Диагностическая  работа №7 Сложение и вычитание в пределах 20. Решение составных задач.

Контроль правильности и полноты выполнения изученных способов действий. Выявление причин ошибок, корректировка, оценивание своей работы.

д/р №7

Работа над ошибками. Повторение.

Повторение изученного материала. Сложение и вычитание пределах 20 с передом через десяток.

Повторение и систематизация изученного материала. Пошаговый контроль выполняемых действий, при необходимости выявление причин ошибок и их корректировка.

Повторение изученного материала. Решение задач на разностное сравнение.

Итоговая диагностическая работа за 1 класс

Нумерацию чисел в пределах 20.

Решение уравнений, анализ и решение текстовых задач изученных видов.

Анализ компонентов сложения и вычитания, установление взаимосвязи между ними.

Классификация изученных за год геометрических фигур.

д/р №8

Анализ к/р, работа над ошибками

Повторение изученного материала

Сбор информации в справочной литературе, Интернет - источниках о старинных единицах измерения длины, массы, объема, составление по полученным данным задач и вычислительных примеров.

Работа в группах: распределение ролей между членами группы, планирование работы, распределение видов работ, определение сроков.

Урок-игра

Представление результатов с помощью сообщений, рисунков, средств ИКТ, оценивание результата работы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по математике УМК "Школа 2100", автор Л.Г.Петерсон

Рабочая программа на первой ступни обучения по математике УМК "Школа 2100", автор Л.Г.Петерсон. К каждому классу предложено развёрнутое планирование....

Рабочая программа по математике УМК "Школа 2100" 2 класс

Рабочая программа по математике УМК "Школа 2100" 2 класс...

Рабочая программа по математике ОС Школа 2100 3 класс

Данная   программа по структуре и по содержанию полностью соответствует требованиям ФГОС ....

Рабочая программа по математике ОС "Школа 2100" 4 класс.

Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и обеспечена УМК для 4 класса Образовательная система «Школа 2...

Рабочая программа по математике ОС «Школа 2100» для 4 класса

Рабочая программа и КТП по математике для 4 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта начального общего образования и учебной программы Демидовой Т. Е., Козловой С...

Рабочая программа по математике УМК "Школа 2100" (2 класс)

Рабочая программа по математике УМК "Школа 2100" Авторы: Т.Е.Демидова, С.А.Козлова, А.П.Тонких (2 класс)...

Рабочая программа по математике УМК "Школа 2100" (3 класс)

Рабочая программа по математике УМК "Школа 2100"  Авторы: Т.Е. Демидова, С.А. Козлова, А.П. Тонких (3 класс)...