Конспект урока по математике для 1класса по теме «Закрепление пройденного материала. Состав числа в пределах 10. Решение задач».
план-конспект урока по математике (1 класс) на тему

Бельских Татьяна Николаевна

Конспект урока по математике в 1 классе по теме   " Закрепление прой денного материала. Состав числа в пределах 10. Решение задач,"  Данный урок построен по системно -деятельностному методу. тип урока - урок рефлексии. на уроке дети закрепляют состав числа в пределах 10, повторяют решение задач на разностное сравнение,выполняют арифметические действия с числами.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 

Конспект урока по математике в 1 классе

Предмет: математика.

Учитель: Бельских Татьяна Николаевна МБОУ гимназия №19 им. Н.З. Поповичевой  г. Липецк.

Тема: «Закрепление пройденного материала.

Состав числа в пределах 10. Решение задач».

 

Тип урока: урок рефлексии.

Участники: учащиеся 1а класса.

Цели: 1. Закрепить   состав  числа в пределах 10. Повторить решение  задач на разностное сравнение.

2.Тренировать умение учащихся к исправлению допущенных ошибок на основе рефлексии собственной деятельности.

Формируемые УУД:

   Предметные: -  закрепить состав числа в пределах 10, повторить решение задач    на разностное сравнение,  выполнять арифметические действия с числами.

 Метапредметные:

Познавательные: 

- ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи;

- анализировать изучаемые объекты с выделением существенных   и   несущественных признаков;

- осуществлять синтез как составление целого из частей.

Коммуникативные:

- выбирать адекватные речевые средства в диалоге с учителем, одноклассниками:

- воспринимать другое мнение и позицию; формулировать собственное мнение и позицию; работать в паре, анализировать и исправлять свои ошибки, делать выводы.

Регулятивные:

- осуществлять самоконтроль и самопроверку по эталону;

- выполнять учебные действия в устной и письменной речи, во внутреннем плане.

Личностные:

- формировать  интерес  к  предметно – исследовательской  деятельности;

- определять и формулировать цель урока, понимать учебную задачу урока,   отвечать на итоговые вопросы урока и оценивать свои достижения,    понимать причины своего неуспеха и находить способы выхода из этой ситуации.

Оборудование: учебник математики  под редакцией М.И. Моро, карточки для работы, презентация, карточки с названиями этапов урока:

Участники: учитель, обучающиеся.

Время проведения: 40 минут.

                                            Ход урока:

  1. Этап мотивации (самоопределения)  к коррекционной деятельности

Цель  - включение учащихся в учебную деятельность на личностно значимом уровне.

       Формируемые УУД: 

Личностные: самоопределение к учебной деятельности. 

Регулятивные: выдвигать версии, уметь их обосновывать.

Слайд 1 .  Я бы хотела начать урок с известной пословицы: Прочитайте ее. «Повторение – мать учения».    Как вы понимаете эту пословицу?( Повторить пройденное – непременное условие качественного запоминания без которого невозможно обучение.)

 Мы начали урок с этой пословицы. Чему он будет посвящен?                              (Повторению.)

- Вспомните, как мы  проводим уроки повторения. ( Сначала повторим все, затем  проведем  с.р. проверим по образцу,  найдем ошибки и будем над ними работать …)

- Ребята, самое главное – найти  причину своих ошибок.

  • С чего начнем  работу? (С повторения необходимых знаний.)

(Учитель фиксирует на доске карточку с названием этапа «Повторение».)

  1. Этап актуализации и пробного учебного действия.

Цель: повторение изученного материала и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося.

Формируемые УУД: Коммуникативные : планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации, высказывать и обосновывать свою точку зрения.  

Познавательные: анализ объектов с целью выделения признаков.

а) Минутка чистописания   358 Составьте все возможные комбинации из 3 цифр.

б)  в) Устный счет  ( Давайте дадим зарядку своей голове).

- Счет до 10 и обратно

-от 3 до – до 9,  от 7 до 2

- соседи 6, 8

- послед.  5, 9. (Как получить послед. число?).

- пред 7,3 (как получить пред. число).

- Что происходит с числом при перемещении по числовому лучу вправо?, влево?

 Работа с веером

- 5+4

- 1слаг. -3, второе -2  сумма -?

- Увеличьте 5 на 4

- Из 9-2

- Уменьшите 8 на 2, 6 на 3.

- уменьш.-7, вычит.-2 разность-?

На ск. 8 больше 3, 4 меньше 8?

Я задумала число, вычла из него 7 и получила 3. Какое число задумала? (10)

Я задумала число, прибавила к нему 4 и получила 9. Какое число задумала? (5)

- В саду посадили 5 яблонь и 6 груш. На ск. груш посадили больше?. На ск.  яблонь меньше?

Зоя купила 8 карандашей и 5 ручек. На ск. больше карандашей?

- Как узнать на ск. одно число больше  или меньше  другого?

 - Н/Д (цепочка) 9-8-1+7-5+4-5+6-3-2+4  (6)

-что можете сказать о числе 6?  (в нат ряду на 6 месте, однозн, четное,  предыд. записывается цифрой 6,.можно получить…

-Что вы повторили? (Сложение и вычитание чисел,  решение задач, состав числа)

-Задачи на какое правило? ( разностное сравнение)

- Какие  же цели нам надо поставить? (Повторить состав числа,  решение задач на сравнение.  Стр 17 учебник

Как бы вы предложили сформулировать тему урока ?

Давайте назовем нашу тему грамотно?( «Закрепление пройденного материала. Состав числа в пределах 10.  Решение задач.)  Слайд 2    

  • Встретили ли вы затруднения при выполнении предыдущих заданий? (Нет.)
  • Как убедиться в том, что вы не допустите ошибок в подобных заданиях? (Выполнить самостоятельную работу.)

(Учитель вывешивает на доску карточку с названием этапа урока «Самостоятельная работа  1».)

  • А если вы допустите ошибку? Стоит расстраиваться?

- Но все же с ошибками нужно бороться.  (Слайд 3) ДЕВИЗ урока

- Итак, Вы получили карточки.  

- Прочитайте задание в сам. №1. Что вы прочитали?  Почему так решили?

(Есть условие и вопрос.)

- Что нам поможет  решить задачу.

 (Алгоритм решения задачи.  Состав числа )

- Давайте повторим  алгоритм решения задачи.   (Слайд 4)

- Пользуясь алгоритмом и своими знаниями,  в самостоятельной работе решите задачу.  Слайд 5, 6 

- Как узнать правильно решили? Проверить

(Учитель  на доске карточку с названием этапа урока «Тренировка».

- Проверьте по образцу.  Посмотрите в свои работы. Что у вас не совпало?

 (но пока не исправляйте, +, ? ) (Слайд 7)

- Поднимите руки у кого есть ошибки?  У кого все верно?

3.Этап локализации индивидуальных затруднений.

Цель - осознание места и причины собственных затруднений в выполнении изученных способов действий.

Формируемые УУД: Регулятивные: выполнение пробного действия, фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии,

контроль, оценка;

 Познавательные: анализ с целью выделения признаков.

 - Какое задание вы выполняли? (решали задачу.)

 - Что вам было помощником.? (  алгоритм.)

 - Почему  некоторые дети   все же сделали ошибки в  решении задачи ?

(невнимательно прочитали условие, вопрос, не поняли на какое правило, плохо знают состав числа….)

Физкультминутка.

4. Этап целеполагания  и построения проекта коррекции выявленных затруднений.

Цель - построение детьми проекта выхода из затруднения и формирование способности к его выполнению.

Формируемые УУД: Регулятивные: планирование , прогнозирование; Познавательные- решение проблемы, выдвижение гипотез и их обоснование; 

Коммуникативные - инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации.

- Давайте попробуем выйти из этой ситуации.

- (Давайте вместе разберем причину  ваших ошибок.

Поднимите руки кто ошибся в выборе действия?  В чем причина? (неправильно определили на какое правило задача.)

- Кто неправильно вычислил?. Причина? (Состав числа)

- Кто неправильно написал ответ? Причина? (невнимательно прочитал  вопрос.)

  • Нарушение правил – это и есть причина ваших ошибок.

- На какое правило задача? ( разностное сравнение)

Вспомним правило решения задач на разностное сравнение. (чтобы узнать на сколько  одно число…)

5. Этап реализации построенного проекта.

Цель – осмысленное исправление учащимися своих ошибок в самостоятельной работе и формирование умения правильно применять соответствующие способы действий.  

Формируемые УУД: Регулятивные: контроль, оценка, коррекция;

Познавательные: умение осознанно пользоваться алгоритмом правописания безуд. гласных в окончаниях имен сущ., рефлексия способов и условий действия;

 - Причины мы с вами выяснили 

- А теперь исправьте ошибки, которые допустили и  снова сверьте с образцом.  Что будете использовать при работе над ошибками? (Алгоритм исправления ошибок.) Слайд 8

-  Дети, которые не допустили ошибок,  выполните след задание. (На доске)

1.Проверка по образцу задачи.Слайд9

2.Проверка по образцу. Слайд10  У кого ошибки?                          

- А что нам надо теперь сделать. Чтобы больше не допускать ошибок.      (Потренироваться.)

- Посмотрите на доску. Давайте  еще раз повторим состав чисел  ( где вы чаще допускаете ошибки. (Слайд 11)  

-Зачем нам надо знать состав числа? ( Правильно производить вычисления не только в примерах, но и в задачах.)

Прочитайте задачу. Слайд 12

- Прочитайте условие.      Вопрос.     Какого типа задача? На какое правило? (на разностное сравнение)

- Каким действием решите ?  Вслух с комментированием  устно.

Учебник стр 17  №3

6. Этап обобщения затруднений во внешней речи.

 Цель — закрепление способов действий, вызвавших затруднения.

Формируемые УУД: Регулятивные: контроль, оценка, коррекция, выделение и осознание того, что уж усвоено и что ещё подлежит усвоению; Коммуникативные: высказывать и обосновывать свою точку зрения, управление поведением партнёра - контроль, коррекция.

  • Вы молодцы, что смогли исправить свои ошибки. А как же нам проверить, что вы больше не  допустите ошибок в таких задачах?
  • (Выполнить ещё одну самостоятельную работу.) Слайд 13, 14

7. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону

Цель - закрепление способов действий, вызвавших затруднения, самопроверка их усвоения, индивидуальная рефлексия достижения цели
и создание (по возможности) ситуации успеха.

Формируемые УУД: Регулятивные: контроль, оценка, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению; Личностные:  способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

- Ребята, после такого  подробного разбора ошибок, после повторения правила, алгоритма, после тренировочных упражнений  предлагаю выполнить еще одну самостоятельную работу.

( Учитель вывешивает на доске карточку с этапом урока «Самостоятельная работа 2».)

Вы снова решите задачу, но будьте очень внимательны  в выборе действия и в вычислении.  Задачу решите без краткой записи. Только решение и ответ.

- Обращайтесь к  алгоритму решения задачи. Слайд 15

- Ну, а теперь проверьте по образцу.

- У кого все получилось как в образце? Задание 1. Слайд 16

 - У кого все получилось как в образце? Задание 2  Слайд 17

 Молодцы! Поставьте на полях себе плюс.  У кого возникли трудности? С чем они связаны? Поставьте ? Что нужно вам сделать. (потренироваться еще дома)

    ФИЗКУЛЬТМИНУТКА  ДЛЯ ГЛАЗ   Слайд 18, 19

Цель: Снять усталость и напряжение глаз, внести элемент непринуждённости и расслабления.

8. Этап включения в систему знаний и повторения. 

 Цель: применение способов действий, вызвавших затруднения, повторение и закрепление ранее изученного и подготовка к изучению следующих   разделов курса.

Формируемые УУД: Регулятивные: контроль, оценка, коррекция, выделение и осознание того, что уж усвоено и что ещё подлежит усвоению; Коммуникативные: слушать и понимать речь других, договариваться о правилах проведения работы в парах.

Работа по учебнику   Стр.17 №4

- А теперь я предлагаю вам поработать в парах.  

- Давайте вспомним правила работы в парах. Слайд 20, 21

(Решают примеры в паре и расшифровывают слово  МОЛОДЦЫ)

9. Этап рефлексии деятельности на уроке.

 Цель - осознание учащимися метода преодоления затруднений и самооценка ими результатов своей коррекционной (а в случае, если
ошибок не было, самостоятельной) деятельности.

Формируемые УУД: Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

 Регулятивные -рефлексия деятельности;

 Личностные : смыслообразование,  самооценка на основе критерия успешности, адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности.

Ребята, вы. Действительно молодцы.

- Чему был посвящен  сегодня наш урок?

 - Ребята, как вы считаете, мы достигли поставленных целей?

Да, мы с вами много повторили -  состав числа, решение задач на разностное сравнение,  мы проделали большую работу над своими ошибками,  нашли ошибки и  исправили их. Мы повторили  и закрепили этапы урока повторения.

- Давайте  вернемся к пословице,  которой мы начали урок. Как вы думаете, соответствует ли эта пословица теме урока? Слайд 22
  ( Да, действительно, повторение ранее выученного — самый хороший способ что-либо запомнить, это лучший учитель.)

- Поднимите руки, кто,  уходя с урока,   повторил и хорошо усвоил  решение задач на разностное сравнение?  Если вопрос -   На ск. больше или на ск. меньше каким действием будете решать? Ну а над состав числа мы еще будем работать  и я надеюсь, что вычислительные ошибки вы делать не будете.

 - Поднимите руку, кто сегодня доволен своей работой на уроке?

- Тогда продолжите, пожалуйста, следующие  фразы. Слайд 23  24

                                                       

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по математике 2 класс по теме "Закрепление письменных приемов сложения и вычитания в пределах 100"

Урок по математике во 2 классе по теме "Закрепление письменных приемов сложения и вычитания в пределах 100" УМК "Школа России"...

Урок по математике во 2 классе.Тема: "Закрепление табличных случаев умножения и деления в пределах 20". УМК "Перспектива"

Конспект урока по математике во 2 классе УМК "Перспектива".Тема: "Закрепление табличных случаев умножения и деления в пределах 20".Урок с применением обучающих структур и мыслительных приёмов сингапур...

Конспект урока по математике, 3 класс. Закрепление и обобщение пройденного материала

• Тема:«Закрепление изученного».Тип урока: урок формирования изученных знаний.Вид урока: комбинированный, урок – путешествие.Краткое описание: Цель урока: закрепление и обобщение и...

Конспект урока по математике 2 класс (ЗПР) Тема:. Закрепление изученного

Конспект урока по математике 2 класс (ЗПР)Тема:. Закрепление изученного...

Конспект урока по математике в 4 классе .Тема : "Закрепление изученного материала в 1 четверти"

Конспект урока по математике в 4 классе .Тема : "Закрепление изученного материала в 1 четверти"...

Конспект урока по математике 1 класс на тему «Закрепление изученного. Решение задач».

Цель этого урока: Закрепить знания о числах в пределах 10 и математических действиях с ними....