Итоговое занятие в 4 классе по курсу программы внеурочной деятельности «Математика и конструирование» (1 час в неделю) на тему «Объемные фигуры»
план-конспект занятия по математике (4 класс) на тему

Федош Наталия Ивановна

Итоговое занятие «Объемные фигуры»

Цель: закрепление начальных геометрических представлений и знаний

Задачи:

·        обобщить имеющиеся знания о плоских и объемных фигурах, сформировать умение построить объемную фигуру по готовому объекту, умение производить сравнение, классификацию и анализ по заданным критериям;

·        развить мелкую моторику, коммуникативные навыки, пространственное и конструкторское мышление, творческие способности;

·        воспитать терпеливое отношение друг к другу, умение работать в паре. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_itogovogo_zanyatiya_obemnye_figury.docx649.8 КБ

Предварительный просмотр:

Итоговое занятие в 4 классе

по курсу программы внеурочной деятельности «Математика и конструирование»

(1 час в неделю)

на тему «Объемные фигуры»

преподаватель

Федош Н.И.

Москва – 2017


Итоговое занятие «Объемные фигуры»

Цель: закрепление начальных геометрических представлений и знаний

Задачи:

  • обобщить имеющиеся знания о плоских и объемных фигурах, сформировать умение построить объемную фигуру по готовому объекту, умение производить сравнение, классификацию и анализ по заданным критериям;
  • развить мелкую моторику, коммуникативные навыки, пространственное и конструкторское мышление, творческие способности;
  • воспитать терпеливое отношение друг к другу, умение работать в паре.

Ход занятия

  1. Организационный момент

Парты сдвигаются для работы в командах, в начале урока ученики занимают места.

– Здравствуйте, ребята! Сегодня мы заканчиваем увлекательное путешествие по стране геометрических фигур. Как вы уже догадались, мы будем работать в командах. На уроке нам нужно будет ответить на разные вопросы и выполнить интересное задание. За каждый правильный ответ команда получает звено от цепочки, а в конце мы определим, чья цепочка получилась длиннее. Чтобы ответить на вопрос, нужно обязательно поднять руку!

Я надеюсь, что на все вопросы вы ответите легко и быстро, и наше занятие доставит вам большое удовольствие.  

  1. Актуализация знаний

– Как вы уже знаете, на карте страны геометрии существует две области геометрических фигур. Давайте вспомним, как они называются? (Плоские и объемные фигуры)

Учитель вешает на доску листок с надписями «Плоские фигуры» и «Объемные фигуры».

– А что за страна такая «Геометрия»? Кто помнит? (Геометрия –  это раздел математики, изучающий геометрические фигуры и их свойства).

Учитель вешает на доску листок с определением.

– Ребята, какие плоские фигуры вы помните?

Каждая команда называет по одной фигуре и за правильный ответ получает звено.

– А как называется четырехугольник, в котором все углы прямые? (Прямоугольник)

Учитель вешает на доску каждую названную фигуру под надписью «Плоские фигуры».

– Чем отличается квадрат от прямоугольника? (У квадрата все стороны равны)

– Как называется фигура, которой можно дать такое определение: «часть плоскости, ограниченная окружностью»? (Круг)

– А чем отличается круг от окружности? (Окружность – это граница круга)

– Как называется расстояние от центра окружности до точки на окружности? (Радиус)

– Давайте вспомним, что такое треугольник? (Треугольник – это геометрическая фигура, которая имеет три стороны и три угла)

– А как называется треугольник, у которого все стороны равны? (Равнобедренный треугольник)

 – У нас осталась ещё одна фигура. Кто помнит её название? (Трапеция)

Учитель показывает трапецию и вешает её на доску.

– Молодцы, ребята, вы отлично справились со всеми вопросами! А теперь мы покидаем область плоских фигур, и наш самолёт поднимается все выше и выше – в область объемных фигур.

Учитель включает презентацию с объемными фигурами.

– Мы поднялись так высоко, что увидели нашу Землю из космоса! Слайд 2. Какую объемную геометрическую фигуру она напоминает? (Шар)

– А вы помните, что такое шар? Слайд 3 (Шар – это объемная фигура, ограниченная сферой)

– Давайте опустимся чуть ниже, что вы видите? Слайд 4 (Небоскреб)

– А в форме какой геометрической фигуры он построен? (Параллелепипед)

– Что такое прямоугольный параллелепипед? Слайд 5. (Прямоугольный параллелепипед – это пространственная фигура, ограниченная прямоугольниками).

– А вот дома поменьше, какая это фигура? С этой фигурой вы хорошо знакомы с раннего детства Слайд 6 (Куб)

– Что такое куб? (Куб – это пространственная фигура, ограниченная квадратами) Слайд 7

–  А это что за сооружения? Слайд 8 (Египетские пирамиды)

Учитель показывает модели двух разных пирамид.

– Посмотрите, чем отличаются эти пирамиды? (В основании первой лежит треугольник, а в основании второй – квадрат).

Учитель показывает на модели пирамиды её грань, ребро и вершину и спрашивает, как они называются.

– Итак, что же такое пирамида? Слайд 9 (Пирамида – многогранник, основание которого – многоугольник, а остальные грани – треугольники с общей вершиной).

  1. Выполнение практической работы

– А теперь, чтобы мы могли вернуться домой, нам нужно выполнить последнее важное задание.

Учитель раздает каждой команде листы с заданием и раздаточными материалами.

– Каждому из вас нужно сделать по одной объемной фигуре – как это сделать, вы прочитаете в задании. Затем вы делаете отчет по проделанной работе, обсуждаете его в команде и выбираете одного человека, который расскажет нам всё об этой фигуре. Вместе мы проверим правильность выполненного задания. Можете приступать.

Ученики выполняют задание, один ученик из каждой команды озвучивает результат. Команды награждаются звеньями в зависимости от правильности и скорости выполненного задания.

– А теперь давайте посчитаем, у какой команды получилась самая длинная цепочка.

Команды считают количество звеньев. Объявляется победитель. Проходит награждение победившей команды.

  1. Рефлексия

–  Вы большие молодцы, ребята, все очень старались и хорошо выполнили свою работу! Посмотрите, сколько чудесных объемных фигур у нас получилось. Скажите, понравилось ли Вам наше путешествие? Все ли вам было понятно? Что было выполнить легко, а что оказалось неожиданно трудно? Интересно ли вам было работать в команде?

Учитель задает вопросы детям и выслушивает ответы.

V. Завершение занятия

– Сегодня мы с вами проделали большую работу, но, к сожалению, наше занятие подошло к концу и мы оставляем наш самолет до следующего путешествия. Давайте поблагодарим друг друга за хорошо проведенное время. Теперь нам обязательно нужно убрать своё рабочее место.

Ученики убирают рабочие места.

– Вы потрудились от души, работы очень хороши! Теперь пора и отдыхать!


Практическая работа по изготовлению объёмных фигур

Ход работы:

1. Рассмотри развёртку фигуры

2. Назови, какая это фигура

3. Определи контуры и места склеивания

4. Вырежи развёртку

5. Согни развертку ровно по линиям

6. Намажь клеем места склейки

7. Соедини вершины

8. Прижми пальцем места склейки

9. Сделай отчёт

                             Отчёт по практической работе.

  1. Мы построили фигуру, которая называется  

Определение

  1. Грань имеет вид  

  1. Количество вершин

  1. Количество рёбер

  1. Количество граней

        

Вырежьте необходимый теоретический материал

Объемные фигуры:

Конус                  Параллелепипед               Куб        

               Пирамида              Цилиндр

Вид граней:        

Квадрат              Треугольник        Прямоугольник

Прямоугольный параллелепипед – это пространственная фигура, ограниченная прямоугольниками.

Пирамида – многогранник, основание которого – многоугольник,  

а остальные грани – треугольники, имеющие общую вершину.

Куб – это пространственная фигура, ограниченная квадратами.

   8                         4                          1                       3                     4

 12                       6                       5                         5                    8

Ответы

Геометрия — это раздел математики, изучающий геометрические фигуры и их свойства.

Плоские фигуры                                        Объёмные фигуры

Треугольник                                                Параллелепипед

Прямоугольник                                        Куб

Квадрат                                                         Пирамида

Элементы объёмных фигур.

Грань – сторона объёмной фигуры. Имеет вид многоугольника (треугольника, квадрата, прямоугольника)

Ребро – сторона грани (сторона прямоугольника, сторона квадрата сторона треугольника)

Вершина – конец  ребра. 

Параллелепипед

Количество граней – 6

Вид грани – прямоугольник

Количество рёбер – 12

Количество вершин – 8

Куб

Количество граней – 6

Вид грани – квадрат

Количество рёбер – 12

Количество вершин – 8

Пирамида (основание треугольник)

Количество граней – 4

Вид грани – треугольник

Количество рёбер – 6

Количество вершин – 4

Пирамида (основание квадрат)

Количество граней – 5

Вид грани – треугольник

Вид основания – квадрат

Количество рёбер – 8

Количество вершин – 5



Развёртка пирамиды


C:\Users\НИИД\Desktop\Развертка-пирамиды.jpg

 


http://rodcraft-shop.ru/zhuhizore/imgs352484.jpg

C:\Users\НИИД\Desktop\куб.jpg

Развертка куба


Развертка параллелограмма
C:\Users\НИИД\Desktop\IMG_20160403_00022.jpg



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности Математика и конструирование 4 класс 2016-2017 учебный год

Рабочая программа включает в себя пояснительную записку, планируемые результаты изучения учебного предмета, содержание учебного предмета, тематическое планирование, материально-техническое обеспечение...

.РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «Математика и конструирование» 1 класс

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «Математика и конструирование» 1 класс...

Программа внеурочной деятельности "Математика и конструирование" 2 класс

Программа по внеурочной деятельности "Математика и конструирование" разработана на основе авторской программа С.И. Волковой "Математика и констуирование" 2 класс. Предлагаемый курм...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Математика и конструирование" 1 класс УМК Школа России

Рабочая программа внеурочной деятельности  "Математика и конструирование" 1 класс УМК Школа России...

Рабочая программа курса по внеурочной деятельности "Математика и конструирование" (общеинтеллектуальное направление), срок реализации 4 года

quot;Математика и конструирование". УМК "Школа России". 3 класс. Основная цель: сформировать элементы технического мышления, графической грамотности и конструкторских умений, дать...

Программа внеурочной деятельности "Математика и конструирование " 1-4 класс

Программа внеурочной деятельности "Математика и конструирование " 1-4 класс...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Математика и конструирование" 3 класс.

Рабочая программа внеурочной деятельности "Математика и конструирование" 3 класс....