Урок математики в 1 классе на тему:"Сантиметр"
план-конспект урока по математике (1 класс) на тему

Сиротинкина Ольга Николаевна

Познакомить учащихся  с  единицей  измерения длины «сантиметр»;   научить измерять  длину  отрезков.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока математики.

Автор технологической карты

Сиротинкина Ольга Николаевна

Место работы учителя

МАОУ «Демиховский лицей»

Класс:

1 в

  Дата: 25. 10. 2017 г.

Тема урока

Сантиметр

Место урока в изучаемой теме

Первый урок в изучаемой теме

Цель урока

Познакомить учащихся  с  единицей  измерения длины «сантиметр»;   научить измерять  длину  отрезков.

Задачи урока

  • Познакомить с величиной – длина.                                                                                    
  • Познакомить   со старинными мерами длины .    
  • Научить измерять и строить отрезки с помощью линейки.
  • Организовать деятельность по определению способа измерения длины.
  • Формировать культуру умственного труда.
  • Содействовать развитию навыка самоконтроля.
  • Развитие навыков сотрудничества.
  • Развитие логических операций, умения анализировать и делать выводы

Планируемые результаты

      Знать:

  • способы измерения длины с помощью единицы измерения - сантиметр

Уметь:

  • измерять длину отрезка;
  • чертить отрезки при помощи линейки;
  • применять новые  знания в жизненных ситуациях

Оборудование:

Мультимедийный проектор,  компьютеры, экран, учебная презентация,

Этапы урока

Содержание

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Программное обеспечение

1.Организационный этап

- Добрый день уважаемые гости. Мы рады приветствовать Вас на нашем уроке математики. Мы начинаем.

Приветствует учащихся, настраивает их на работу.

Приветствуют учителя.

Проверяют готовность к уроку.

 Слайд 1.

2.Мобилизирующий этап.

- Ребята, сегодня на уроке мы продолжим путешествовать по стране Математики. Давайте вместе прочитаем стихотворение. Пусть это стихотворение станет девизом нашего урока.

- Итак, к нам на урок пришли гости, из какого они мультфильма? Кто автор этой сказки?

-Назовите героев этого фильма.

- Сегодня они пришли к нам на урок и приготовили для вас задания.

Настраивает на познавательную деятельность.

Читают стихотворение.

- «38 попугаев».

- Григорий Остер.

- Попугай, Мартышка, Слонёнок и Удав.

Слайд 2.

3.Актуализация знаний.

У Мартышки для вас задание

- Мартышке нравится как вы работаете. Ей очень хочется предложить вам свои задания.

- Посмотрите внимательно на эти числа. Как нужно продолжить ряд и почему?

-Какие цифры пропущены?

-В каком порядке они стоят?

А теперь давайте посчитаем в прямом порядке называя нечетные числа, а на четные будем хлопать в ладоши.

- Попугай очень хочет с вами подружиться и узнать, как вы научились решать примеры. Вот

его задание.

-У Слонёнка тоже есть для вас задание. Он передал мне письмо.

«Дорогие ребята! Посылаю вам загадки. Отгадки вы найдёте в своих конвертах».

- Чем похожи и чем отличаются эти фигуры?

Выкладывают на парту квадрат, круг, треугольник.

Ответы детей.

- Это геометрические фигуры. Отличаются цветом и формой.

- 4, 2.

-Это чётные числа.

- В порядке убывания.

Слайд 3

Слайды 4-12

4.Физминутка.

-А теперь мы дружно встанем, физминутку проведём.

Показывает движения.

Выполняют движения.

4.Постановка проблемы.

Работа в тетрадях.

Рассуждают, высказывают свои суждения.

- Первую.

- Потому что, начала отрезков находятся на одном уровне.

- Потому что, начала отрезков находятся на разных уровнях.

5. Постановка учебной задачи

а) Беседа по просмотренному мультфильму



б) Знакомство со старинными единицами длины








в) Практическая работа.




г) Беседа о современных единицах длины

- Предлагаю вам посмотреть отрывок из мультфильма.

- Что делали герои мультфильма?

- Как они его измеряли?

- Почему получались разные результаты?

– У вас на парте три полоски. 
– Что можно сказать об их длине? 
– Как определить, какая из них длиннее, какая короче? 
– Действительно, это верный способ - наложение друг на друга. 
– У вас на партах мерка. Измерьте длину этих полосок с помощью мерки.

- В старину люди пользовались разными мерами длины. Измеряли длину большим пальцем, измеряли пядью. Пядь – это расстояние между кончиком большого пальца и кончиком указательного пальца. Измеряли длину шагами, локтями. Шаг - длина человеческого шага. Ладонь - ширина ладони. Дюйм - ширина большого пальца. Фут - длина стопы. Сажень - расстояние между концами пальцев распростёртых рук.


- Давайте подумаем, точны ли были такие измерения? Попробуйте измерить длину парты пядью.

- Удобным и точным было ли такое измерение? Конечно, нет. Потому что, например, если мерил расстояние ребёнок, то длина пальцев ребёнка значительно меньше длины пальцев взрослого. Люди задумались, что же сделать, чтобы измерения были точными. И тогда были придуманы единые единицы измерения длины. 

Слайд 13.

– Как вы думаете, всегда ли люди пользовались при измерении длины только данными мерками?
– Вот какими были мерки на Руси у наших предков.

– Возьмите линейку и измерьте длину вашей мерки. 
– Кто может сказать какова её длина? 
– Какая тема нашего урока? 
– Можем ли мы узнать длину каждой полоски в сантиметрах? 
– Какова их длина?
– С помощью какого инструмента вы будете находить длину отрезков?

- Одна из таких единиц измерения – сантиметр.

- Сантиметры мы можем увидеть на линейке. Если мы рассмотрим линейку, то увидим, что на неё нанесены деления. Расстояние от одного большого деления до другого и есть сантиметр.

- Для того, чтобы правильно измерить длину отрезка, нужно приложить линейку нулём к началу отрезка и посмотреть, на каком делении отрезок заканчивается. Это число и будет длиной отрезка. В математике сокращённо записывают это так: длина отрезка 10 см.

- А вот Мартышка и Слон измерили длину одинакового отрезка.

-Длина отрезка у Слона 5см, а у Мартышки -4см.

-Почему у них отрезок разной длины?

-Кто из них правильно измерил?

- Мартышке понравилось измерять отрезки. Ребята, проверьте, правильно ли она это делает.

Показывает отрывок из мультфильма “38 попугаев”

Постановка вопросов.

Опора на имеющиеся знания у детей.











Создает проблемную ситуацию.

Просмотр отрывка из мультфильма Ответы учащихся

Формулируют познавательную задачу урока.

Поиск выхода из проблемной ситуации.

- Для того, чтобы измерить ткань для пошива одежды, чтобы изготовить удобную и ровную мебель, для того, чтобы построить дом.

Высказывают свои суждения.

Учащиеся самостоятельно измеряют парты пядью. Делают вывод: у всех разный размер пальцев, соответственно и размер парты оказался выражен в разных количествах пядей.

- Ответы учащихся.

Слайд 14.

Слайд 15.

6. Первичное закрепление знаний.

Работа по учебнику с. 66.





Самостоятельная работа в тетрадях с. 24.

-Задание 1. Посмотрите, на рисунке показан единичный отрезок, равный 1 см. Сколько клеток он занимает? Определите длину отрезков. (Розовый – 4 см, зелёный – 3 см, синий – 2 см, оранжевый – 3 см).

-Задание 2.Чему равна длина розового отрезка? Зелёного отрезка? Синего отрезка? Карандаша?

- Задание на полях. Измерьте длину отвёртки и шурупа.


- Задание 1-3.

Знакомит с новым знанием.

Учит правильно измерять длину отрезка.

Организует самостоятельную работу и взаимопроверку.

Выполняют задание. Называют длину отрезков.

Учатся определять длину предметов.

- 7см, 5см, 8см, 9 см.



Самостоятельно измеряют длину отрезков, карандаша и счётной палочки.

Взаимопроверка.

8. Итог урока. Рефлексия.

– Сегодня мы рассмотрели отрезки, как измеряли отрезки в старину и познакомились с единицей измерения длины – сантиметром.

-Что было легко? Что было трудно? Кому понравился урок?

-Герои мультфильма благодарят вас за работу.

Подводят итоги


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок математики в 1 классе Тема: «САНТИМЕТР» Учитель начальных классов Сиротинкина О.Н.

Слайд 2

Мы – умные! Мы- дружные! Мы- внимательные! Мы – старательные! В первом классе учимся! Всё у нас получится.

Слайд 3

Добрый ден ь!

Слайд 4

Какое следующее число? 1 0 8 6 4 1 Замечательно!

Слайд 5

10 6 2 0 4 - 2 =

Слайд 6

10 6 2 0 3 - 3 =

Слайд 7

10 6 2 0 5 +1 =

Слайд 8

10 5 4 9 9 + 1 =

Слайд 9

10 8 2 0 6 + 2 =

Слайд 10

10 6 2 0 4 - 4 =

Слайд 11

9 6 2 0 6 + 3 =

Слайд 12

10 6 2 5 7 - 2 =

Слайд 13

Отличная работа!

Слайд 14

Минутка красивого письма

Слайд 15

Первые единицы измерения Сажень пядь дюйм локоть

Слайд 16

I IIII I IIII I IIII I IIII I IIII I IIII I IIII I IIII I IIII I IIII I IIII I IIII I IIII I IIII I IIII I IIII I IIIIII I IIII I IIII I IIII I IIII I IIII I IIII I IIII I IIII I 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12

Слайд 17

I IIII I IIII I II III I IIII I IIIIII I IIII I IIII I IIII I IIII I IIII I IIII I IIII I IIII I 0 1 2 3 4 5 6 I IIII I IIII I II III I IIII I IIIIII I IIII I IIII I IIII I IIII I IIII I IIII I IIII I IIII I 0 1 2 3 4 5 6 Почему разная длина отрезка? 4 сантиметра 5 сантиметров

Слайд 18

Благодарим за урок.

Слайд 19

е е е е е е е е е е е е 6е 4е 2е Мерка-это единичный отрезок или единица измерения длины. е

Слайд 20

2см 4см 6см 1см е - единица измерения длины I IIII I IIII I IIII I IIII I IIII I IIII I IIII I IIII I IIII I IIII I IIII I IIII I IIII I IIII I IIII I IIII I IIIIII I IIII I IIII I IIII I IIII I IIII I IIII I IIII I IIII I 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок математики 1 класс по теме " Изучение числа 5, состав числа 5" Урок-сказка"Муха Цокотуха

laquo;МОУ СОШ № 7»          УРОК МАТЕМАТИКИ в 1 КЛАССЕ ПО СИСТЕМЕ«ШКОЛА 2100»АВТОР Л.Г.ПЕТЕРСОНТЕМА «ИЗУЧЕНИЕ ЧИСЛА 5, С...

План-конспект урок математики 1 класс ФГОС тема: Тема: "Сложение и вычитание"

Планируемые результаты:  сформирование вычислительных навыков сложения и вычитания в пределах 10.УУД:1. Личностные универсальные учебные действия:-   учебно-познавательный интерес к новому у...

Разработка урока и презентация к уроку математики 2 класс по теме "Периметр" УМК Школа России

Разработка урока и презентация к уроку математики 2 класс  по теме "Периметр" УМК Школа России...

презентация к уроку в 1 классе на тему: Сантиметр - единица измерения длины"

презентация к конспекту урока по математике в 1 классе...

презентация к проекту к урокам математике 4 класс по теме математика вокруг нас

материал к проекту по математике по теме математика вокруг нас...

Технологическая карта урока математики 1 класс по теме " Измеряем длину в сантиметрах"

Применяется на уроке математики при изучении темы " Измеряем длину в сантиметрах"...