Адаптированная рабочая программа для детей с ТУО по математике, 7 класс
рабочая программа по математике на тему

Ахматдинова Ильсияр Раисовна

Адаптированная рабочая программа для детей с ТУО по математике, 7 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon matem_7_klass_8_vid_halikov_aleksey.doc280 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа п. Пионерский»

                                                                                                                                      Приложение к    адаптированной основной общеобразовательной программе,

                                                                                                                                      введенной в действие  приказом №_______    от  «    »   . 2017 г.                                                                                                                       

Рассмотрено на заседании кафедры_______________   образования:

Протокол № _______от   «    »     2017    г. 

Руководитель  кафедры:                /                                 ./

Согласовано:

Заместитель  директора:                   / Зверева Е.А./

______«     »  2017  г

Рабочая программа по математике

для обучающегося 7 Б класса

по адаптированной образовательной программе для детей с ТУО

Разработана на основе:

1.Программы образования учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью" под редакцией Л.Б.Баряевой, Н.Н.Яковлевой- Санкт Петербург ЦДК проф.Л.Б.Баряевой,2015год..

2.Учебник «Математика», Т.В. Алышева, для 7 классов общеобразовательных организаций реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы -М. «Просвещение»-2017г,

                                                                                                                                                                Составитель: Ахматдинова Ильсияр Раисовна            учитель начальных классов

                                   первой квалификационной категории.

2017год..

1.Пояснительная записка.

Основной целью программы является всесторонняя педагогическая поддержка детей с ограниченными возможностями здоровья и определяется необходимостью реализации прав детей на образование.      

 Цель и задачи данного предмета:

- обучать детей простейшим навыкам вычисления, приобретенные знания использовать на практике;

- уточнить и развить зрительное восприятие учащихся;

- выработать у учащихся умение показывать и называть изображения предметов в последовательном порядке (слева направо, в горизонтальном положении);

- привить навыки правильно сидеть за партой, правильно располагать на парте тетрадь и пользоваться карандашом;

- развить движения кисти и пальцев рук.

Приоритетными направляющими коррекционной работы являются:

- укрепление и охрана здоровья, физическое развитие ребёнка;

- формирование и развитие коммуникативной и когнитивной функций речи;

- формирование и развитие продуктивных видов деятельности, социального поведения;

- расширение социальных контактов с целью формирования навыков социального поведения, знания о себе, о других людях, об окружающем микросоциуме;

- развитие творческих умений средствами предметной и игровой деятельности.

   Поставленные задачи определяются особенностями психической деятельности умственно отсталых детей, существенно отличающихся от нормально развивающихся сверстников. Знание особенностей развития этих детей необходимо для эффективной работы с ними для понимания причин, обуславливающих успехи и неудачи их обучения и воспитания, для поиска адекватных способов и приемов педагогического воздействия

Специфика программы.

            У детей со сложным дефектом развития очень глубоко недоразвита познавательная деятельность с её процессами анализа и синтеза, что особенно ярко обнаруживается при обучении счёту. У детей не возникает подлинного понятия о числе и о составе чисел, они лишь механически заучивают порядковый счёт, с большим трудом овладевают конкретным счётом. А переход к абстрактному счёту для них недоступен.

           При обучении необходимо предусмотреть систему таких ЗУНов, которые, прежде всего, явились бы действенными, практически ценными и обеспечили бы им подготовку к трудовой деятельности.

            Обучение организуется на практической наглядной основе. Уроки необходимо обеспечить соответствующей системой наглядных пособий для фронтальной и индивидуальной работы учителя, а также раздаточным дидактическим материалом для самостоятельных работ. Занятия должны быть тесно связаны с другими учебными дисциплинами.

           Отличительной чертой мышления детей со сложным дефектом развития является некритичность, невозможность самостоятельно оценить свою работу. Они часто не замечают своих ошибок. Это особенно ярко проявляется у психически больных детей, у детей с поражением лобных отделов головного мозга. Они, как правило, не понимают своих неудач и довольны собой, своей работой. Для таких детей характерны сниженная активность мыслительных процессов и слабая регулирующая роль мышления. Ребята обычно начинают выполнять работу, не дослушав инструкции, не поняв цели задания, без внутреннего плана действия, при слабом самоконтроле.                                

             Особенности восприятия и осмысливания детьми учебного материала неразрывно связаны с особенностями их памяти. Основные процессы памяти - запоминание, сохранение и воспроизведение - имеют специфические особенности, так как формируются в условиях аномального развития. Они лучше запоминают внешние, иногда случайные зрительно воспринимаемые признаки. Труднее ими осознаются и запоминаются внутренние логические связи.                        

             Необходимо указать и на такую особенность памяти, как эпизодическая забывчивость. Она связана с переутомлением нервной системы из-за общей ее слабости. У таких детей чаще, чем у их нормальных сверстников, наступает состояние охранительного торможения.                                                                                                                

           Отмечается недоразвитие эмоций, нет оттенков переживаний. Характерной чертой является неустойчивость эмоций. Состояние радости без особых причин сменяется печалью, смех - слезами и т. п. Переживания их неглубокие, поверхностные. У детей эмоциональные реакции не адекватны источнику. Имеют место случаи то повышенной эмоциональной возбудимости, то выраженного эмоционального спада (патологические эмоциональные состояния - эйфория, дисфория, апатия). Необходимо учитывать и состояние волевой сферы. Слабость собственных намерений, побуждений, большая внушаемость - отличительные качества их волевых процессов. Как отмечают исследователи, дети со сложным дефектом развития предпочитают в работе легкий путь, не требующий волевых усилий. Именно поэтому в их деятельности часто наблюдаемы подражание и импульсивные поступки.

Для таких детей часто не достаточно одного урока, чтобы понять и запомнить изучаемый материал. Учащиеся овладевают материалом на самом низком уровне. Поэтому в рамках реализации программы  важен не только дифференцированный подход в обучении, но и неоднократное повторение, закрепление пройденного материала.

   Программа составлена с учетом уровня обученности ученика, максимального развития познавательных интересов, индивидуально-дифференцированного к ним подхода. Поэтому в целях максимального коррекционного воздействия в содержание программы включен учебно-игровой материал, коррекционно-развивающие игры и упражнения, направленные на повышение интеллектуального уровня обучающихся.

2.Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета.

           Личностные результаты:

Предметные результаты:

Формировать навыки аккуратного письма с учетом индивидуальных требование;

Ценить и принимать следующие базовые ценности «добро», «природа», «семья»;

Воспитывать уважение к своей семье, к своим родственникам, любовь к родителям;

Оценивать жизненные ситуации с точки зрения общечеловеческих норм (плохо  и хорошо);

Формировать представления о здоровом образе жизни: элементарные гигиенические навыки;  охранительные режимные моменты (пальчиковая гимнастика, физ. минутка)

Считать  в пределах 20;

Понимать математический смысл выражений «столько же»,  «равно», «больше», «меньше»;

Запомнить название, порядок дней в неделе;

Выполнять сложение и вычитание чисел в пределах 20;

Решать простые арифметические задачи на нахождение суммы, остатка, иллюстрировать содержание задачи с помощь предметов, их заместителей,  рисунков;

Записывать решение и ответ задачи;

Узнавать, называть, чертить отрезки по заданному количеству клеток;

Чертить прямоугольник, квадрат, треугольник по заданным вершинам.

3.Планируемые результаты освоения учебного предмета.

   Учащиеся должны:

- уметь считать в прямом и обратном направлении в пределах 20;

- уметь решать примеры на сложение и вычитание в пределах 20;

- уметь работать со счетами;

- уметь решать задачи, в условиях которых имеются понятия: «дороже – дешевле», «на несколько больше», «на несколько меньше», на нахождение суммы и остатка;

- уметь работать с ёмкостями;

- уметь определять время по часам с точностью до часа;

- уметь построить по точкам при помощи линейки геометрические фигуры;

- уметь работать с мерами стоимости.

4. Содержание учебного предмета «Математика»

105 ч (3 часа в неделю- 35 недель)

Нумерация чисел в пределах 20.

  • Арифметические действия в пределах ? (устное и письменное сложение и вычитание, умножение и деление).
  • Меры и именованные числа (стоимость, длина, масса, емкость, время), соотношения между ними.
  • Задачи: на увеличение и уменьшение в несколько раз; на увеличение и уменьшение на несколько единиц; нахождение суммы и остатка; нахождение произведения и частного; деление на равные части и по содержанию; составные арифметические задачи.
  • Геометрический материал.

Нумерация

Таблица разрядов, классы. Простые и составные числа. Числовые выражения. Числа от 1 до 20. Сложение и вычитание Сложение и вычитание чисел в пределах 20 без перехода через разряд. Сложение двузначного числа с однозначным и вычитание однозначного числа из двузначного. Присчитывание  и отсчитывание по 2.

Таблица умножения и деления

          Понятие умножения. Название компонентов умножения. Знак умножения. Таблица умножений чисел 2, 3, (в пределах 20). Деление. Знак деления. Название компонентов деления. Таблица деления на 2, 3 ( в пределах 20). Взаимосвязь таблицы умножения и деления. Деление на равные части и по содержанию. Простая арифметическая задача на увеличение (уменьшение) числа в несколько раз.

Единицы измерения и их соотношения

 Единица (мера) длины дециметр. Обозначение: 1дм. Соотношение: 1дм = 10 м.

Единица (мера) массы – центнер. Обозначение – 1 ц. Соотношение

Единица (мера) времени – час. Соотношение: 1 час. = 60 мин. Определение времени по часам. Понятия ровно час, половина часа.

Геометрический материал

Построение кривой и прямой линии, луча, отрезка в разном положении. Построение прямоугольника, квадрата, треугольника по самостоятельно поставленным точкам. Построение прямого, острого и тупого углов. Выделение их на геометрических фигурах. Название  вершин, углов, сторон многоугольника, треугольника, прямоугольника..Итоговое повторение.

Основные виды деятельности обучающихся по предмету:

- устный счет;

- решение простых арифметических задач с помощью дидактического и счетного материала;

- работа с геометрическим материалом;

- самостоятельное выполнение работы;

работа над ошибками, способствующая  раскрытию причин, осознанию  и исправлению ошибок;

- индивидуальные задания.

Критерии и нормы оценки ЗУН обучающихся по математике

Оценка устных ответов

Ответ оценивается отметкой «5», если ученик:

-  полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой и учебником, изложил материал грамотным языком в определенной логической последовательности, точно используя математическую терминологию и символику;

-  правильно выполнил рисунки, чертежи, графики, сопутствующие ответу;

- отвечал самостоятельно без наводящих вопросов учителя. Возможны одна - две неточности при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, которые ученик легко исправил по замечанию учителя.

  Ответ оценивается отметкой «4», если он удовлетворяет в основном требованиям на оценку «5», но при этом имеет один из недостатков:

-  в изложении допущены небольшие пробелы, не исказившие математическое содержание ответа;

- допущены один – два недочета при освещении основного содержания ответа, исправленные по замечанию учителя;

-допущены ошибка или более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, легко исправленные по замечанию учителя.

Отметка «3» ставится в следующих случаях:

-неполно или непоследовательно раскрыто содержание материала, но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для дальнейшего усвоения программного материала (определенные «Требованиями к математической подготовке учащихся»);

- имелись затруднения или допущены ошибки в определении понятий, использовании математической терминологии, чертежах, выкладках, исправленные после нескольких наводящих вопросов учителя;

-ученик не справился с применением теории в новой ситуации при выполнении практического задания, но выполнил задания обязательного уровня сложности по данной теме;

Отметка «2» ставится в следующих случаях:

-не раскрыто основное содержание учебного материала;

- обнаружено незнание или непонимание учеником большей или наиболее важной части учебного материала;

-допущены ошибки в определении понятий, при использовании математической терминологии, в рисунках, чертежах или графиках, в выкладках, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов учителя.

 Оценка письменных контрольных работ

       Отметка «5» ставится, если:

-работа выполнена полностью;

-в логических  рассуждениях и обосновании решения нет пробе лов и ошибок;  

-в решении нет математических ошибок (возможна одна неточность, описка, не являющаяся следствием незнания или непонимания учебного материала).

  Отметка «4» ставится, если:

-работа выполнена полностью, но обоснования шагов решения недостаточны (если умение обосновывать рассуждения не являлось специальным объектом проверки);

-допущена одна ошибка или два-три недочета в выкладках, рисунках, чертежах или графиках (если эти виды работы не являлись специальным объектом проверки).

 Отметка «3» ставится, если:

-допущены более одной ошибки или более двух-трех недочетов в выкладках, чертежах или графиках, но учащийся владеет обязательными умениями по проверяемой теме.

  Отметка «2» ставится, если:

-допущены существенные ошибки, показавшие, что учащийся не владеет

-обязательными умениями по данной теме в полной мере

Учебно- тематическое планирование.

Тема раздела

Кол.

часов

Коррекционные задачи

Обязательный минимум ЗУН

Нумерация(повторение).

19 ч.

 -Совершенствовать перенос опыта, умение воспроизводить знания в новых условиях.

 -Развивать внимание, долговременной памяти, умение работать самостоятельно.

 -Корригировать зрительное и слуховое восприятие на основе упражнений.

Учащиеся должны знать:

- числовой ряд 1-20

- сравнение чисел по количеству десятков и единиц;

- присчитывание и отсчитывание по 1,2.

Учащиеся должны уметь:

 -обобщать, систематизировать знания  о месте числа в числовом ряду. 

 -совершенствовать навык устного счета в пределах двадцати.

 -обобщать, систематизировать знания о четных – нечетных, однозначных – двузначных числах.

 -решать простые задачи.

Сложение и вычитание без перехода через десяток(повторение).

Действие сложение и вычитание.

Меры времени.

Меры стоимости.

Меры длины.

Закрепление пройденного материала.

14ч.

 -Расширять знания, умения, навыки при помощи произвольного сознательного запоминания.

 -Совершенствовать перенос опыта, умение воспроизводить знания в новых условиях.

 -Коррекция пространственной ориентировки, мелкой моторики  на основе упражнений.

 -Развивать произвольное зрительное и слуховое внимание, память на основе игр, упражнений.

Учащиеся должны знать:

меры длины, массы и их соотношения;

- меры времени и их соотношение.

Учащиеся должны уметь:

 -выполнять сложение и вычитание в пределах 20 без перехода через десяток.

 -уметь решать простые и составные задачи.

 -определять время по часам.

Сложение и вычитание чисел в пределах 20 с переходом через десяток.

Сложение.

Вычитание.

27ч.

.

 -Совершенствовать точность воспроизведения  словесного материала (правильность формулировок, умение давать краткий ответ).

 -Коррекция логического мышления, пространственной ориентировки  на основе игр.

 -Совершенствовать перенос опыта, умение воспроизводить знания в новых условиях.

Учащиеся должны знать:

 -состав чисел первого десятка.

 

Учащиеся должны уметь:

выполнять сложение и вычитание в пределах 20 с переходом через десяток.

Умножение и деление.

18ч.

 -Развивать точность, прочность и скорость запоминания.

 -Развивать внимание, долговременной памяти, умение работать самостоятельно.

Учащиеся должны знать:

 - таблицу умножения и деления на 2,3  в пределах 20. –переместительное свойство произведения.

- связь таблиц умножения и деления.

Учащиеся должны уметь:

-использовать знание таблицы умножения для решения соответствующих примеров на деление.

Геометрический материал

18ч

-Развивать внимание, долговременной памяти, умение работать самостоятельно.

 -Коррекция логического мышления.

Уметь строить прямоугольник, квадрат, треугольник по самостоятельно поставленным точкам.

Построение прямого, острого и тупого углов. Выделение их на геометрических фигурах.

Закрепление пройденного за год.

Закрепление.

Итого

105ч

Календарно-тематическое планирование.

№ урока с н..уч.г.

№ урока

по теме

Название раздела, темы урока.

Кол.

часов

Дата-план

Дата-факт

Нумерация(повторение) (19ч).

1

       1

Однозначные и двузначные числа.

1

2

2

Свойства чисел в числовом ряду.

1

3

3

Присчитывание и отсчитывание по 1.

1

4

4

Увеличение и уменьшение числа.

1

5

5

Сравнение чисел в пределе 20. Знаки   ,   , =.

1

6

6

Присчитывание и отсчитывание по 2.

1

7

7

Состав двухзначных чисел. Получение числа из десятков и единиц.

1

8

8

Таблица разрядов. Разложение чисел на десятки и единицы.

1

9

9

Закрепление пройденного материала.

1

10

10

Самостоятельная работа.

1

11

11

Действие сложение .Компоненты и результат сложения

1

12

12

Переместительной свойство чисел при сложении.

1

13

13

Связь компонентов и результат сложения. Количество компонентов.

1

14

14

Число "0" как компонент сложения.

1

15

15

Действие вычитание. Компоненты и результаты вычитания.

1

16

16

Связь компонентов и результата вычитания.

1

17

17

Число "0" как компонент вычитания.

1

18

18

Число "0" как компонент вычитания.

1

19

19

Сложение и вычитание , как взаимообразные действия.

1

Сложение и вычитание без перехода через десяток(повторение) (14ч).

Действие сложение и вычитание.

Меры времени.

Меры стоимости.

Меры длины.

Закрепление пройденного материала.

20

1

Меры времени: 1 час, 1 сут.

1

21

2

Меры времени: неделя, дни недели

1

22

3

Определение времени по часам. Понятия "ровно час" , "половина часа"

1

23

4

Контрольная работа.

1

24

5

Работа над ошибками.

1

25

6

Решение задач на определение времени

1

26

7

Меры стоимости: копейка, рубль.

1

27

8

Меры длины: 1см, 1дм.

1

28

9

Соотношение 1дм=10см.

1

29

10

Решение примеров на нахождение длины.

1

30

11

Решение задач на нахождение длины.

1

31

12

Закрепление пройденного материала

1

32

13

Решение задач на сложение с переходом через десяток в пределе 10.

1

33

14

Мера емкости: 1л, пол-литра.

1

Сложение и вычитание чисел в пределах 20 с переходом через десяток (27ч)

Сложение.

Вычитание.

34

1

Десяток. Получение десятка путем сложения и вычитания чисел.

1

35

2

Состав чисел первого десятка.

1

36

3

Разложение чисел первого десятка на два слагаемых.

1

37

4

Сложение чисел с переходом через десяток.

1

38

5

Прибавление числа 9

1

39

6

Прибавление числа 8

1

40

7

Составная задача. Решение задач в два действия.

1

41

8

Прибавление числа 7

1

42

9

Прибавление чисел 6 и 5.

1

43

10

Прибавление чисел 3 и 2.

1

44

11

Контрольная работа.

1

45

12

Работа над ошибками.

1

46

13

Мера емкости: 1л, пол-литра.

1

47

14

Мера массы: 1 кг.

1

48

15

Закрепление пройденного материала.

1

49

16

Самостоятельная работа.

1

50

17

Десяток. Получение десятка путем вычитания.

1

51

18

Вычитание чисел с переходом через десяток.

1

52

19

Вычитание числа 9.

1

53

20

Вычитание числа 8.

1

54

21

Вычитание числа7.

1

55

22

Вычитание чисел 6 и 5.

1

56

23

Вычитание чисел 4, 3, 2

1

57

24

Решение примеров и задач на вычитание с переходом через десяток

1

58

25

Закрепление пройденного материала.

1

59

26

Решение примеров в пределах 20.

1

60

27

Решение задач в пределах 20.

1

Умножение и деление (18ч)

61

1

Сложение нескольких одинаковых слагаемых.

1

62

2

Замена сложения нескольких одинаковых слагаемых действием умножением. Знак умножения.

1

63

3

Замена сложения умножением. Чтение действия умножения.

1

64

4

Действие умножение. Компоненты и результат умножения.

1

65

5

Таблица умножения числа 2.

1

66

6

Решение примеров и задач на нахождение произведения.

1

67

7

Деление на равные части. Знак деления ":". Чтение действия деления.

1

68

8

Действие деление. Компоненты и результат деления.

1

69

9

Таблица деления на 2.

1

70

10

Решение примеров и задач на нахождение частного.

1

71

11

Решение примеров и задач на нахождение частного.

1

72

12

Взаимосвязь таблиц умножения и деления.

1

73

13

Самостоятельная работа

1

74

14

Таблица умножения числа 3

1

75

15

Контрольная работа

1

76

16

Работа над ошибками.

1

77

17

Решение примеров и задач.

1

78

18

Закрепление пройденного материала.

1

Геометрический материал. (18ч)

79

1

Построение квадратов по точкам.

1

80

2

Построение треугольника по точкам.

1

81

3

Построение треугольника по точкам.

1

82

4

Квадрат. Стороны квадрата.

1

83

5

Прямоугольник. Стороны прямоугольника.

1

84

6

Треугольник. Стороны треугольника.

1

85

7

Построение прямоугольника по самостоятельно поставленным точкам.

1

86

8

Построение треугольника по самостоятельно поставленным точкам.

1

87

9

Построение геометрических фигур.

1

88

10

Прямая линия. Кривая линия.

1

89

11

Различие и построение прямой и кривой линии.

1

90

12

Построение прямой линии через одну и две точки.

1

91

13

Луч. Построение.

1

92

14

Отрезок. Построение отрезков.

1

93

15

Прямая и кривая линии, луч, отрезок. Различие и построение.

1

94

16

Построение отрезков различной длины.

1

95

17

Построение отрезков по заданной длине.

1

96

18

Построение и измерение отрезков.

1

Закрепление пройденного за год. (9ч)

97

1

Решение примеров и задач на определение времени.

1

98

2

Решение примеров на сложение с переходом через десяток в пределе 20.

1

99

3

Сложение нескольких одинаковых слагаемых.

1

100

4

Таблица умножения числа 2.

1

101

5

Решение примеров и задач на нахождение произведения.

1

102

6

Решение примеров.

1

103

7

Решение задач.

1

104

8

Годовая контрольная работа.

1

105

9

Работа над ошибками.

1

Итого - 105 ч


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

адаптированные рабочие программы для детей с ОВЗ (ЗПР) 3 класс

Пояснительная записка Рабочая программа предмета «Русский язык» направлена на оказание комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья (ЗПР) в освоении основной образовательной пр...

Адаптированная рабочая программа для детей с ОВЗ (умственная отсталость) курса «Математика» 2 класс

Рабочая программа по математике разработана для Марменкова Константина в соответствии с требованиями Федерального Государственного образовательного стандарта общего образования обучающихся с ограничен...

Адаптированные рабочие программы для детей с задержкой психического развития по программе "Школа России". 1 класс 2017-2018 (август 2017)

Адаптированные рабочие программы по всем предметам 1-го класса по программе "Школа России" для детей с задержкой умственного развития....

Адаптированная рабочая программа для детей с умственной отсталостью . Математика . 1 класс

Адаптированная рабочая программа дл детей с умственной отсталостью....

Адаптированная рабочая программа для детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) по математике 3 класс

Рабочая программа предмета «Математика» направлена на оказание комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в освоении основной образовательной программы начальног...

Адаптированная рабочая программа для детей с ЗПР по математике для 2 класса "Школа России"

Рабочая программапо математике для 2а класса, 136 часовДля обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной  программе начального общего образования для детей с ЗПР. Рабочая программа п...

Адаптированная рабочая программа для детей с ЗПР по математике для 3 класса "Школа России"

Рабочая программа по математике для 3а класса, 136 часовДля обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе начального общего образования для детей с ЗПР. Рабочая программа по мат...