Смысл деления
план-конспект урока по математике (3 класс) на тему

Комарова Екатерина Витальевна

Деятельностная: развитие памяти и внимания, развитие отдельных логических операций: умение анализировать и обобщать, сравнивать, делать умозаключения и выводы, активизация творческой и познавательной активности учащихся, воспитание взаимопомощи и дружелюбия, воспитание интереса к предмету.

Содержательная: закрепление знаний таблицы умножения и деления, закрепление умений решать задачи, активизация мыслительной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 26_oktyabrya_otkrytyy_urok.docx44.78 КБ
Файл prezentatsiya_na_26_okt.pptx2.08 МБ

Предварительный просмотр:

Открытый урок по математике  

Тема урока:

Смысл деления

учитель

Комарова Екатерина Витальевна

класс

3 «А»

УМК

Гармония

Цель:

Деятельностная: развитие памяти и внимания, развитие отдельных логических операций: умение анализировать и обобщать, сравнивать, делать умозаключения и выводы, активизация творческой и познавательной активности учащихся, воспитание взаимопомощи и дружелюбия, воспитание интереса к предмету.

Содержательная: закрепление знаний таблицы умножения и деления, закрепление умений решать задачи, активизация мыслительной деятельности.

Планируемые образовательные результаты

Предметные: распознавать и называть геометрические фигуры; анализировать задачу, устанавливать взаимосвязь между вопросом и условием задачи, определять порядок и количество действий для решения задачи, объяснять выбор действий; записывать, читать, сравнивать числа; устно выполнять вычитание и сложение, деление и умножение чисел.

Метапредметные:

Регулятивные УУД: понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; планировать своё действие с поставленной задачей; прочно и осознанно овладевать математическими умениями.

Познавательные УУД: учиться осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий; устанавливать причинно-следственные связи; развивать логическое мышление; воспитывать интерес к математике, стремление использовать в повседневной жизни математические умения.

Коммуникативные УУД: формировать своё мнение; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; строить понятные для партнёра высказывания.

Личностные УУД: развивать  образное и логическое мышление; формировать предметные умения и навыки, необходимые для успешного решения   учебных и практических задач; закладывать основы математических знаний.

Тип урока: 

урок отработки умений и рефлексии

Педагогические технологии обучения:

  • Системно-деятельностный подход: предполагает наличие у детей познавательного мотива (желания узнать, открыть, научиться) и конкретной учебной цели (понимания того, что именно нужно выяснить, освоить); выполнение учениками определённых действий для приобретения недостающих знаний; выявление и освоение учащимися способа действия, позволяющего осознанно применять приобретённые знания; формирование у школьников умения контролировать свои действия – как после их завершения, так и по ходу; включение содержания обучения в контекст решения значимых жизненных задач;
  • здоровьесберегающие;
  • игровая;
  • проблемные ситуации;
  • информационно-коммуникативные.

Формы организации работы на уроке:

  • фронтальная;
  • групповая;
  • индивидуальная.

Методы:

  • Проблемный
  • Частично-поисковой
  • Наглядный

Приемы:

  • Take Off -  Touch Down
  • Лови ошибку
  • Прием «+», «-»
  • «КОРЗИНКА ИДЕЙ
  • Прием «круги по воде»
  • Прием   сималтиниус раунд тэйбл.
  • Конэрс  «углы»
  • ТИМ ЧИР 
  • Дерево успеха
  • Прием «Партнеры П-Л»
  • Round Table

Оборудование и используемые учебные пособия:

1) Истомина Н.Б. Математика. 3 класс. Учебник. 1 часть.  Изд-во «Ассоциация ХХΙ век», 2004

2)      Истомина Н.Б., Редько З.Б. Тетради по математике №1. 3 класс Изд-во «Ассоциация ХХ Ι век», 2013

Межпредметные связи

русский язык и литература (составление слов, пословиц)


Этап урока

Формы работы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

  1. Мотивация   к учебной деятельности.

2 мин

Дыхательная гимнастика

Прием «Партнеры П-Л»

Включается классическая музыка. На счет

1 – вдох,

2- выдох,

3 – вдох,

4 – задержка дыхания,

5 – выдох и т.д.

Здравствуйте ребята! Поздоровайтесь с нашими гостями!

Поприветствуйте друг друга: партнеры по плечу дайте пять друг другу; партнеры по лицу - ударьтесь кулачками и улыбнитесь друг другу; а теперь все вместе поприветствуйте друг друга, помашите правой рукой.

– Ребята, улыбнитесь друг другу, мне, ведь “С маленькой удачи начинается большой успех!”

-Мы сегодня будем снова раскрывать тайны…математики. Готовы? Тогда Вперед!

Выполняют упражнения

Слушают учителя. Демонстрируют готовность к уроку, организуют рабочее место.

Личностные УУД-смыслообразование , проявление интереса к изучаемому предмету

Коммуникативные УУД – планируют учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.

  1. Актуализация знаний 5 мин

Прием Take Off -  Touch Down ( Тэйк оф – тач даун)  - «встать – сесть»

Игра «Исправь ошибку»

Прием «+», «-»

Веселые задачи

Делятся на две группы : сильные и слабые ученики. За правильные ответы получаете фишки.

2 группа

у доски на стульчик садятся по очереди те, кто правильно отвечает на вопрос, а предыдущий садится на его место в классе..

       Произведение чисел 6 и 8 , равно …

       Найти произведение чисел 5 и 7.

       Увеличить 9 в 5 раз.

       Уменьши 32 в 4 раза.

       Делимое 35, делитель 7. Чему равно частное.

       Увеличить 8 в 8 раз.

       Если число 3  увеличить в 4 раз, получится

        Уменьшить 48 в 8 раз.

       Частное чисел 24 и 6  равно

       Если число 35 уменьшить в 7 раз ,  получится…  

1 группа получает следующее задание

Предупреждаю, могут встречаться «ловушки».

Вам нужно исправить ошибки и поставить рядом с задачей. С помощью какого знака нужно решить задачу.

1.Сыну 8 лет. Мама моложе сына в 4 раза. Сколько лет маме?

2.С первого поля вывезли 16 стогов сена, а со второго на 8 стогов меньше. Сколько стогов сена вывезли со второго поля.

3.На прилавке 20 книг, а на витрине 5. Во сколько раз меньше книг на витрине, чем на прилавке?

4.В саду у дедушки  росли кустарники: 5 слив и 9 вишен. Сколько всего килограммов слив и вишен собрал дедушка с кустарников?

5. Дедушке 80 лет. Внук в 10 раз моложе дедушки. Сколько лет дедушке?

6. Тетрадь стоит 5 рублей. Сколько стоят 3 таких же тетради?

7.В огороде собрали 24 килограмма лука, а чеснока 6 килограммов. На сколько больше собрали чеснока, чем лука?

Пока проверяют ответы 1 группы в это время 2 я отвечает на тест.

Тест «Верно или неверно»  

1) Сумма чисел 36 и 8 равна 45 —

2) Разность чисел 57 и 6 равна 51 +

3) Произведение чисел 8и9 равно 81 —

4) 7 увеличить в 4 раза будет28 +

5) 18 разделить на 2 получится 9 +

6)Первый множитель 7, второй множитель 9. Произведение 72. –

Проверьте правильность выполнения. Все ли задания смогли выполнить? Кто выполнил все верно, получают фишки

Мышка зёрна собирала,
По два зёрнышка таскала.
Принесла девятый раз.
Каков у мышки стал запас?

Три бельчонка маму-белку
Ждали около дупла
Им на завтрак мама-белка
Девять шишек принесла, 
Разделила на троих.
Сколько каждому из них?

В поле бабочки летали
Лепестки цветов считали
На одном цветке их пять.
Сможете вы сосчитать?
Сколько будет лепестков?
Если шесть всего цветков.

48

35

45

8

5

64

12

6

4

5

Учащиеся указывают по ходу на «ловушки» - записывают в карточках.

Ловушка – в условии вместо моложе сказать старше.      Знак х        

Знак -

Знак /

Ловушка – неправильно поставлен вопрос: мы находим не килограммы (слив и вишен), а штуки (количество слив и вишен). Знак +

Ловушка – вопрос  поставлен неправильно: находим не сколько лет дедушке, а сколько лет внуку. Знак /

Знак х

Ловушка – в вопросе вместо больше сказать меньше.      Знак –

 

Работаю на карточках

2 х 9 = 18 з.

9 : 3 = 3 ш..

5 х 6 = 30 л.

Регулятивные- контроль и коррекция, через поиск и исправление ошибок Коммуникативные

- в рамках совместной учебной деятельности слушать других;

- высказывать свою точку зрения, вступать в беседу на уроке.

Познавательные УУД- логические, через использование знаково-символические средства

Личностные- проявление интереса к предметно- исследовательской деятельности

  1. Целеполагание.

2 мин

«КОРЗИНКА ИДЕЙ»

-Чем будем заниматься? У кого какие предположения?

Я хочу, чтобы вы были активными, внимательными.

-На уроке нашими помощниками будут такие арифметические знаки – как « деление» и «умножение» и конечно таблица умножения и деления

-Зачем нам нужно уметь делить и умножать? Где вам в жизни пригодится эти умения?

Ученики  высказывают свои предположения:

-Повторим таблицу деления и умножения

Дети предлагают варианты.

Регулятивные УУД – высказывать свое предположение прогнозирование.

4.Этап локализации индивидуальных затруднений 12 мин

Математический диктант 

Прием «круги по воде»

Прием   сималтиниус раунд тэйбл.

прием  Конэрс  ( «углы» - обучающая структура, в котором ученики рапределяются по разным в зависимости от выбранного ими варианта ответа.)  

Прием 2-4

Открываем классные тетради, записываем 26 октября Классная работа. Запишите только ответы.

● По дорожке бежали 5 кошек. Сколько всего у них ножек? (20)

●  В одном стручке 6 горошин. Сколько горошин в 3 таких стручках? (18)

● Из- за  куста торчат 18 ушей. Там  спрятались зайчата. Сколько зайчиков за кустиком? (9)

●  На каждой странице альбома наклеено по 4 марки. Сколько марок на 7 страницах? (28)

 (Ребята выполняют взаимопроверку. ) Поставте себе отметку на полях

Получился ряд чисел ( на доске):

 20, 18, 9, 28      

  У   Р   Т  Д

 Какое число в этом ряду вы назвали бы лишним и почему?

( 9. Оно однозначное и нечётное)

 Расположите эти числа в порядке возрастания и мы прочитаем слово…

Слова ТРУД является девизом нашего урока.  Давайте расшифруем это слово, каждая буква будет означать предмет ,без которого не может обойтись ученик на  уроке:

Т –тетрадь  Р- ручка  У – учебник  Д- дневник.

Спасибо, ребята, молодцы! С этим словом связано и много пословиц, одну из которых нам предстоит сегодня открыть на этих разноцветных треугольниках. Какие виды треугольников вы знаете?.  Каких здесь нет?  

За каждое задание на уроке я буду открывать один из треугольников и в конце урока мы узнаем, какая пословица здесь «спрятана».

 

Сейчас каждый участник  команды должен решить примеры  за 1 минуту.  

 6х2=             27:3=          

18:2=            3х8=

24:4=            32:4=

3х6=              6х6=

7х5=              5х7=

45:5=            63:9=

Поменяйте листочки с партнерами по плечу,  а сейчас партнерами по лицу.

ОТКРЫВАЕМ  1  ТРЕУГОЛЬНИК-   НЕ ВЫТАЩИШЬ

Хорошо молодцы! Поблагодарим друг друга.

Я выбрала 4 угла, вы должны выбрать один из углов и пройти к выбранному углу и объясните почему вы выбрали данный угол.

На доске фигуры, которые соответствуют каждой группе выражений. Подойдите к фигуре, которой соответствует значение выражения.

 

                                      36

( 8 х 2 ) х 2=32  ( 7 х 3 ) х 3=63   ( 6 х 2 ) х 3=36

( 9 х 2 ) х 4=72

Решить задачу.

Хватит ли 8 лодок для 48 человек, если в каждую лодку могут сесть 5 человек?

Подумайте, напишите решение в тетрадях. Затем сверяют его в паре затем в группе.

              Кто правильно ответил?

ОТКРЫВАЕМ  2 ТРЕУГОЛЬНИК -      ИЗ ПРУДА

Записывают ответы в тетрадь

Отвечают на вопросы

тупоугольного -добавить из ряда треугольников внизу доски

Отвечают на вопросы

Взаимопроверка:

-Напротив выполненного задания ученики  на полях ставят: - или +. Делают для себя вывод

Учащиеся записывают решение в тетради

Познавательные УУД – логические, решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование.

Коммуникативные

- в рамках совместной учебной деятельности слушать других;

- высказывать свою точку зрения, вступать в беседу на уроке.

Познавательные УУД – формулировка выводов

Регулятивные  УУД-контроль и коррекция, через поиск и исправление ошибок

Познавательные УУД- логические, обобщение и классификация

Познавательные УУД – логические, через использование знаково – символические средства, логические, обобщение.

Познавательные, общеоучебные УУД, через информационный поиск.

Коммуникативные УУД, слушать друг друга, строить понятные для партнера по коммуникации речевые высказывания.

5. Физ.минутка

2 мин

Прием ТИМ ЧИР – «кричалка, девиз». ТИМ ЧИР – это короткое, веселое упражнение для поднятия духа аудитории,

На каждую фразу отвечаете ДА и выполняете упражнение

1.Стряхнули с себя лень и усталость.
2. Потянулись к звездным далям.
3. Спрятались (присели) от бед и опасностей.

Выполните упражнение

«Мы чертёжники»

-Начерти глазами луч (на стене найдите точку и отправьте луч далеко сквозь окно), кончиком носа – окружность, правой рукой – прямой угол, а левой – острый! Чертите аккуратно! Левой ногой квадрат, а правой прямоугольник.
4. Улыбнулись друзьям и солнышку.
5. Без шума, тихо приземлились за своими рабочими столами

Личностные

проявлять интерес к физическим упражнениям, получать удовольствие от упражнений

6. Этап коррекции выявленных затруднений

3 мин

Игра «Кто быстрее?»

Прием  Round Table( обучающая структура, в которой учащиеся по очереди выполняют письменную  работу по кругу на одном (на команду) листе бумаги.  За 1 мин

На доске записаны примеры. Каждый из вас по очереди должен выйти к доске и решить один пример, быстро и правильно.

1-го ряда

2-го ряда

3-го ряда

4 х 4 =

18 : 2 =

72 : 8 =

3 х 5 =

8 х 7=

45 : 5 =

3 х 7 =

18 : 2 =

72 : 8 =

3 х 5 =

8 х 7=

45 : 5 =

3 х 7 =

81 : 9 =

7 х 7 =

54 : 9 =

27 : 3 =

7 х 4 =

32 : 4 =

6 х 6 =

5 х 7 =

ОТКРЫВАЕМ   -   БЕЗ ТРУДА

 

Реши примеры по кругу

 6  х …   =   36                      …   :  4  =  4

…   х   7   =49                       …   :   5   = 5

…    :    6  =9                         7  х  …  = 14

…   х  9  = 45                        30  :  …  =  5

72  : …  =  8          4  х …= 20

…  х  9 =   81           42 :  …= 7

Сосчитайте, сколько примеров решил каждый стол. Спасибо молодцы!

Ученики по очереди выбегают к доске и отвечают на поставленные задания

Каждый отвечает на вопросы, потом обмениваются карточками, второй человек тоже отвечает

Личностные

-проявлять интерес к способам решения новой частной задачи;

Регулятивные, контроль, оценка, коррекция.

Познавательные, осознавать познавательную задачу, умение структурировать знания (общеучебные)

7.Этап самостоятельной работы 6 мин

Работа в тпо №77 1-а.б.в 2-г.д.е 3-ж.з.и

Карточка на доске для Дианы и Дениса

Найти соответствия:

8 х 7 + 5

 

100

90 – 35 : 7

 

61

37 + 7 х 9

 

52

9 х 9 - 8

 

85

Ребята выполняют упражнения в тпо самостоятельно

Коммуникативные УУД – следить за действиями других участников в совместной деятельности, осуществлять совместную деятельность в группе с учетом конкретных задач.

8.Этап обобщения затруднений во внешней речи 2 мин

ОТКРЫВАЕМ  -  И РЫБКУ

Получилась пословица…. Без труда не вытащишь и рыбку из пруда

Какие ещё пословицы о труде вы знаете?

Глаза страшатся, а руки делают.

Дело мастера боится. Труд кормит, а лень портит

Высказывают свои мнения

Терпенье и труд все перетрут. Кто не работает, тот не ест.

Познавательные  - ориентируются в своей системе знаний.

Личностные

- объяснять самому себе, что делают с удовольствием, с интересом, что получается хорошо, а что – нет

- оценивать свои достижения, собственную учебную деятельность, степень самостоятельности.

Регулятивные

- оценка – осознание качества и уровня освоения и владения учебными действиями

- осуществлять итоговый контроль

9.Рефлексия деятельности.

5 мин

Прием «Дерева успеха».

Прием «Корзина идей»

Чему научились на уроке?

- Что понравилось?                                                                                                                                           -Какое задание вызвало затруднение?

– Оцените себя с помощью «Дерева успеха». Берут зеленые листочки, те ребята у которых во время урока не было ошибок.

Желтые- 1-3 ошибки

Красные- более 4 ошибок (включается музыка)

Для гостей «Корзина идей» - напишите свои впечатления об уроке

-Молодцы, ребята, все вы хорошо работали.

Называют основные позиции материала и как они его усвоили (что получилось, что не получилось и почему)

Дети совместно с учителем аргументируют выставление оценок.

10.Домашнее задание 2 мин

Дифференцированные карточки

- Выбираем листочки с геометр. фигурами с разными видами домашнего задания. Спасибо за урок и плодотворную работу  

Ученики слушают задание и задают уточняющие вопросы

Коммуникативные

- умение строить взаимодействие с учителем и с учащимися


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 6

СМЫСЛ ДЕЛЕНИЯ. МАТЕМАТИКА 3 КЛАСС УМК «ГАРМОНИЯ» 3·2 6:3 6:2 2·2 4:2

Слайд 7

Математический диктант

Слайд 8

Хватит ли 8 лодок для 48 человек, если в каждую лодку могут сесть 5 человек?

Слайд 9

ТИМ ЧИР

Слайд 10

Игра Кто быстрее?

Слайд 11

Самостоятельная работа

Слайд 12

. Глаза страшатся, а руки делают. Дело мастера боится . Труд кормит, а лень портит Терпенье и труд все перетрут . Кто не работает, тот не ест.

Слайд 14

Домашнее задание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Деление. Смысл деления. (математика, 3 класс, УМК "Гармония")

Презентация выполнена к уроку математика в 3 классе по УМК "Гармония"....

Презентация. Задачи на конкретный смысл деления

Презентация содержит иллюстративный материал...

смысл деления

презентация к уроку 3 класс...

Конспект урока по математике на тему "Конкретный смысл деления" 2 класс

Конспект урока по математике на тему "Конкретный смысл деления" 2 класс...

Технологическая карта урока математики по теме «Конкретный смысл деления(деление по содержанию)» 2 класс УМК «Школа России»

Цель урока: создание условий для формирования умений у учащихся решать примеры и задачи действием деления Задачи урока Дидактические:Учить решать примеры и задачи действием деления;Фор...