Мастер-класс. Единицы длины. Работа с текстом
план-конспект урока по математике (3 класс) на тему

Описан мастер-класс, проводимый в рамках семинара региональной инновационной площадки «Разработка, апробация и внедрение средств работы учителя с пониманием текста». Показана работа по изучению единиц длины на основании текста. Использованы приёмы составления ментальной карты, а также мозговой штурм, при котором на доске записываются ВСЕ идеи детей, а потом выбирается приемлемая, определяется выход из проблемы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon matematika_3kl_master-klass_edinitsy_dliny.doc142 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс

Математика

3 «В» класс, МАОУ «Лицей №2» г.Альметьевска

Учитель Марданова Е.У.

22.11.2017

Тема: Единицы длины

Цели:

  • формирование навыков сопоставления единиц длины, сложение и вычитание величин
  • развитие речи и логического мышления,
  • воспитание учебной активности, коммуникативности

Формирование УУД

Личностные: самостоятельно устанавливать связи между целью учебной деятельности и ее мотивом.

Метапредметные:

Взаимодействовать (сотрудничать) с соседом по парте, в группе.

Владеть общими приемами решения задач, выполнения заданий и вычислений.

Проводить сравнение, сериацию, классификацию, выбирая наиболее эффективный способ решения или верное решение.

Строить логическую цепь рассуждений.

Выполнять задания на основе использования свойств арифметических действий.

Основные виды деятельности учащихся

Моделирование ситуаций геометрическими средствами.

Осуществление упорядочения предметов и математических объектов (по длине).

Описание явлений и событий с использованием величин.

Обнаружение математических зависимостей в окружающей действительности.

Ход мастер-класса:

Организационный момент

Запись даты, классной работы

– Что мы изучали на предыдущих уроках? (единицы длины)

Так как в основе измерения лежит метр, эту систему, принятую во всём мире, называют МЕТРИЧЕСКОЙ

Составить ментальную карту на доске с сопоставлением единиц длины

Для чего мы используем знания единиц длины? (для того, чтобы измерять расстояние, длину)

Но в России не всегда пользовались метрической системой единиц длины.

Познакомьтесь с отрывком из «Математических историй» Александра Денисова

1 карта

Купец Семёнов открыл лавку по продаже тканей и разных мелочей неподалёку от дома Марии Ивановны. Семёнов поставил торговать тканями двух приказчиков – высокого и добродушного Петра и мелкого и юркого Григория.

Мария Ивановна пришла купить себе ткани на два платья в лавку Семёнова. Она попросила у приказчиков 10 аршинов  зелёного ситца и столько же жёлтого ситца. Пётр стал отмерять зелёную ткань, а Григорий отмерил жёлтую. Покупательница расплатилась и довольная пошла домой.

Дома Мария Ивановна вызвала к себе портниху, и та, сняв мерки с заказчицы, стала кроить платья. Какого же было изумление портнихи и Марии Ивановны, когда из зелёного отреза платье вышло полностью, а из жёлтой ткани – не хватило на рукава.  Огорчённая Мария Ивановна пошла в лавку, чтобы разобраться в случившемся.

Работа по тексту

  1. Какие слова вам были вам непонятны? (можно подчеркнуть в тексте – купец, приказчик, юркий, аршин, ситец, портниха, кроить, отрез)

отметить эти слова жёлтым карандашом

Показ слайда со старинными измерениями длины на рисунке

  1. В чём обвинила Мария Ивановна  работников лавки?
  2. Почему это произошло?

(МОЗГОВОЙ   ШТУРМ: кратко записать на доске возможные причины)

Поиграть в «лавку»  – дать измерить и отрезать ленты двум разным по росту детям

Какие слова в тексте подсказывают причину случившегося

отметить эти слова красным карандашом

  1. Что надо сделать, чтобы больше такого не произошло?

(МОЗГОВОЙ   ШТУРМ: кратко записать на доске возможные решения)

Самое верное решение – принять единые меры измерения длины, которые не будут зависеть от роста человека и других необъективных причин

2 карта

Старинные русские меры длины

С древности, мерой длины и веса всегда был человек: на сколько он протянет руку, сколько сможет поднять на плечи и т.д.

Система древнерусских мер длины включала в себя следующие основные меры: версту, сажень, аршин, локоть, пядь и вершок.

АРШИН – 71 см. Аршином, так же, называли мерную линейку, на которую, обычно, наносили деления в вершках.

ПЯДЬ – 17 см 8 мм –  расстояние между концами расставленных большого и указательного (или среднего) пальцев

ВЕРСТА – 1066 м 80 см – расстояние, пройденное от одного поворота плуга до другого во время пахоты. "Верстой" также назывался верстовой столб на дороге.

МАХОВАЯ САЖЕНЬ – 1 м 76 см – расстояние между концами средних пальцев раскинутых в стороны рук

КОСАЯ САЖЕНЬ (первоначально "косовая") – 2 м 48 см.

ЛОКОТЬ – от 37 см до 47 см – длина руки от пальцев до локтя

ВЕРШОК – 4 см  5 мм.

Составление детьми задач на основании памятки и решение их.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер класс «Решение составных задач», работа со слабоуспевающими детьми 2 класс

Предмет «Математика», авторы И.И. Аргинская, Е.И. Ивановская, С.Н. КормишинаУМК по системе развивающего обучения Л.В. ЗанковаКласс: 2Тема «Решение составных задач»Цель: сформировать умение составлять ...

Мастер – класс для учителей «Как работать с фразеологизмами на уроках и во внеклассной работе»

Материалы для работы с фразеологизмами для цчителей и воспитателей. Приемы работы....

Мастер-класс «Технология продуктивного чтения. Работа с текстом на урока литературного чтения»

Цель:- совершенствование профессиональных компетенций в использование приёмов работы с текстом.Задачи:-освоить приёмы работы над текстом, способствующими формированию универсальных учебных действий.- ...

Мастер класс "Смысловое чтение при работе с текстом"

На мастер классе  идёт ознакомление с эффективными приёмами смыслового чтения на примере работы с текстом,  способствующих  формированию  учебных  универсальных действий....

презентация к мастер-классу "Смысловое чтение, приёмы работы с художественным текстом"

пРЕЗЕНТАЦИЯ ДОПОЛНЯЕТ МАСТЕР- КЛАСС ПО ТЕМЕ "СМЫСЛОВОЕ ЧТЕНИЕ"...

презентация к мастер-классу "Смысловое чтение, приёмы работы с художественным текстом"

ПРЕЗЕНТАЦИЯ ДОПОЛНЯЕТ МАСТЕР-КЛАСС ПО ТЕМЕ "СМЫСЛОВОЕ ЧТЕНИЕ"...

Мастер-класс "Языковые единицы речи"

Данный мастер-класс был проведён на Международном фестивале педагогических инноваций в области преподавания русского языка как иностранного Монголия г. Улан –Батор....