«Решение задач на кратное и разностное сравнение чисел»
план-конспект урока по математике (3 класс) на тему

Цели.  Закреплять умение решать задачи на кратное и разностное  сравнение; знание таблицы умножения и деления с числами 2 – 5; развивать логическое мышление, память, навыки устного счета.

Планируемые результаты: учащиеся научатся решать задачи на кратное и разностное сравнение ; пользоваться таблицей  умножения и деления;  составлять план решения задачи;  понимать учебную задачу урока  и  стремиться к её выполнению; соотносить результат  своей деятельности с целью и оценивать его;  высказывать и аргументировать  свою точку зрения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zadachi_na_kratkoe_i_raznostnoe_sravnenie.docx27.39 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока:«Решение задач на кратное и разностное  сравнение чисел»

Цели.  Закреплять умение решать задачи на кратное и разностное  сравнение; знание таблицы умножения и деления с числами 2 – 5; развивать логическое мышление, память, навыки устного счета.

Планируемые результаты: учащиеся научатся решать задачи на кратное и разностное сравнение ; пользоваться таблицей  умножения и деления;  составлять план решения задачи;  понимать учебную задачу урока  и  стремиться к её выполнению; соотносить результат  своей деятельности с целью и оценивать его;  высказывать и аргументировать  свою точку зрения.

I.Организационный момент

Цель: включение и мотивирование учащихся в учебную деятельность

Приветствие

1.Открыли тетради. И перед тем как вы начнёте писать, я хочу задать вам несколько вопросов.

Посмотрите  на  доску и ответьте  мне на несколько вопросов:

-Какое сегодня  число? 20 октября 

-Дайте полную характеристику этого числа. 20-двузначное (из 2 д. и 0 единиц). Соседи числа  19  и  21. Чётное.

-Скажите ребята, а число 20 встречается  в изученном  нами  табличном умножении? да получим умножением 4 и 5,5 и 4, 2 и 10, 10 и 2)

-Что вы можете мне сказать о словах – октябрь, работа, классная?

- А какими частями речи они выражены?

- Открыли  тетради  и выполнили грамотную и аккуратную запись.

- А теперь проведём  минутку  чистописания. Для чего нам нужны минутки чистописания?

Запишите дату, классная работа

I.Актуализация знаний.

Цель: повторение изученного материала, необходимого для «открытия  нового знания

Начнем наш урок с матем. диктанта

1) Математический диктант.

1. Увеличь 9 в 3 раза. (27)

2. Увеличь 7 на 6. (13)

3. Уменьши 24 в 3 раза. (8)

4. Уменьши 32 на 4. (28)

5. Найдите произведение чисел 6 и 5. (30)

6. Найдите частное чисел 18 и 6. (3)

7. Найдите сумму чисел 8 и 9. (17)

8. Найдите разность чисел 40 и 8. (32)

9. На сколько 70 больше 10?  (60)

10. Во сколько раз 5 меньше 50? (10)

Взаимопроверка

2) Заполните таблицу

Вспомним как нам найти неизвестный множитель.        

Называем, читаем пример ,ответ записываем в таблицу.

Множитель

6

5

8

7

6

Множитель

4

8

9

2

8

Произведение

36

20

45

40

16

14

III. Самоопределение к деятельности

4)Решите примеры в столбик ,Расставьте буквы  в порядке убывания соответствующих ответов  и прочитайте слово.

35 + 48 (з) 83             39 + 17 (а)  56                   73 – 28(а) 45

60 – 18 (ч) 42              39 – 24 (а) 15                        15 + 36 (д)  51

Ответ: задача

- Чему будет посвящён наш сегодняшний урок? 

IV. Физминутка

А сейчас, а сейчас

Всем гимнастика для глаз.

Глаза крепко закрываем,

Дружно вместе открываем.

Снова крепко закрываем

И опять их открываем.

Смело можем показать,

Как умеем мы моргать.

Головою не верти,

Влево, вправо погляди.

Глазки влево, глазки вправо -

Упражнение на славу.

Глазки вверх, глазки вниз,

Поработай, не ленись!

И по кругу посмотрите.

Прямо, ровно посидите.

Посидите ровно, прямо,

А глаза закрой руками.

V. Рабата по теме урока

Цель: усвоение нового материала, формирование нового знания. 

1)Сегодня на уроке мы продолжим  решать задачи на кратное и разностное сравнение. Давайте вспомним,как  можно сравнить два числа?

Если вопрос начинается со слов « на сколько», то это разностное сравнение и надо…

 Вычесть  из большего числа меньшее

Если вопрос начинается со слов «во сколько», то это кратное сравнение и надо … 

Разделить большее число на  меньшее

2) Работа по учебнику

Поработаем по учебнику. Откройте стр. 43

Прочитайте задачу № 1  про себя.

(Далее ученик читает вслух громко)

Сколько вопросов в задаче? два

-Прочитайте первый вопрос.

-Назовите правило , которое поможет ответить  на него.  

Вычесть  из большего числа меньшее

-Назови второй вопрос.

-Назовите правило ,которое поможет нам ответить на вопрос

Разделить большее число на  меньшее

-Запишите кратко задачу и решите её.

I яблоня – 40 кг

                                     На?  >кг

IIяблоня – 10 кг

-Стрелочка указывает на то, что их величины нужно сравнить, а за стрелочкой вопрос , как будем сравнивать.

Решение : 40 – 10 = 30(кг) Ответ: на 30 кг>

-Обратите внимание : какой предлог есть в вопросе (на)

Ответ начинается с короткого слова – на –

- К данному   условию  мы поставим другой вопрос .

- Подскажите, какой другой вопрос?

I яблоня – 40 кг

        Во ? раз <

II яблоня – 10 кг

Решение : 40 : 10 = 4 (р)

Ответ :в  4 раза <

-Обратите внимание: в вопросе есть предлог ( короткое слово во или в)значит ответ начинается с короткого слова в

VI.Закрепление

Цель: включение нового знания в систему знаний, применение нового знания в типовых заданиях.

Прочитайте Задачу №2 про себя.

(Далее ученик читает вслух громко)

Бабушка посадила весной 8 кг картофеля , а осенью собрала 40 кг.

- К данному  условию поставим два разных вопроса. Один вопрос  сформулируем  так, чтобы задача решалась деление , а второй вопрос , так чтобы задача решалась  вычитанием.

- Для того, чтобы задача  решалась на деление, какой поставим  вопрос ? (во сколько)

- Составим задачу 

Бабушка посадила весной 8 кг  картофеля, а осенью собрала 40 кг .Во сколько раз больше собрала картофеля , чем посадила весной.

- Чтобы ответить  на вопрос  задачи надо … Большее число разделить на меньшее

- Запишите решение:

40 : 8 =5 (р)

Ответ: в 5 раз >

- Составим  задачу, чтобы она решалась вычитанием.

- Какой  поставим вопрос ?

- С какого  слова должен  начинаться  вопрос?  На сколько меньше ?

- Составим задачу.

 Бабушка посадила весной 8 кг  картофеля, а осенью собрала 40 кг .На сколько кг картофеля  меньше бабушка  посадила   весной , чем собрала осенью?

- Чтобы ответить на этот вопрос надо из … Большего  числа вычесть  меньшее число.

 - Запишите решение

40 - 8 =32  (кг)

Ответ:  на 32 кг <

-Кто понял как решаются такие задачи?

Самостоятельная работа (карточка)

- Давайте проверим. Сейчас вы будете решать самостоятельно задачи. Договоримся о критериях, за что «5», «4», «3»

Вам будет предложено решить три задачи за три минуты, если без ошибок, то «5», если решили 2 задачи –«4», 1 задачу –«3»

-На парте карточки оранжевые  с заданиями, запишите только решение.

-Проверяем. Если правильно, ставим «+», неправильно «-»

1)24: 8 =3 раза

2)28: 7 =4 раза

3)62-27=35 каштанов

-А сейчас давайте решим задачи устно.

Вспоминаем и правильно ставим знаки действия при решении задач

- Я читаю задачу, а вы  показываете  карточку знак действия  при помощи которого эта задача решается.

(Использование обратной связи. Работа выполняется с помощью карточки определенного знака действий.)

1. Маша собрала 12 грибов, а Миша – 4. Во сколько раз больше нашла грибов Маша, чем Миша? (:)

2. На одной грядке выросло 27 тюльпанов, а на другой – 9 тюльпанов. Во сколько раз больше тюльпанов на первой грядке, чем на второй? (:)

3. В одной вазе лежало 5 конфет, а во второй 15 конфет. На сколько больше конфет во второй вазе? (-)

4. В букете 8 жёлтых роз, а белых в 2 раза больше. Сколько белых

роз в букете? (*)

5.На празднике висело 6 красных шариков и 2 синих. На сколько красных шариков больше, чем синих? (-)

6. Мама купила 6 яблок, а груш в 2 раза больше. Сколько груш купила мама?(*)

7. У бабушки в хозяйстве 5 кур и 7 гусей. Сколько всего птиц у бабушки? (+)

8. Лошадь живёт 40 лет, а бык - 30 лет. На сколько лет бык живёт меньше лошади? (-)

9. Вера сорвала 15 морковок и 3 огурца. Во сколько раз больше морковок сорвала Вера? (:)

10.Высота тополя 9 метров, а дом на 4 метра выше. Какова высота дома? (+)

11. Оля прочитала 25 страниц, а Максим 5 страниц. Во сколько раз больше прочитала Оля? (:)

VIII. Рефлексия  учебной деятельности.

Цель: осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов своей деятельности.

Какое волшебное правило вы запомнили? (продолжите его)

Чтобы узнать, _____________ раз одно число ___________ или ______________ другого, надо большее число _________________ на меньшее.

У вас на партах лежат листочки: один с восклицательным знаком, другой с вопросительным. Если вы научились составлять и решать задачи на кратное сравнение, умеете их отличать от других задач, то поднимите восклицательный знак, если у вас остались вопросы, то поднимите вопросительный знак.

Д.з Стр. 42 выучить правило, № 1-2.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока математики в 3 классе "Решение задач на кратное сравнение"

Урок математики в 3 классе с использованием личностно-ориентированного подхода....

урок математики в 3 классе "Решение задач на кратное сравнение чисел"

Математика в школе является одним из основных предметов, который вызывает затруднение у некоторых детей младшего школьного возраста.поэтому нужно четко представлять цели и задачи, которые стоят перед ...

Математика 3 класс. Тема: Решение задач на кратное сравнение.

Цели:1Познакомить с новым видом задач.           2. Закрепить умения решать уравнения и примеры на порядок действий, знания таблицы умножения и ...

Урок математики в 3 классе по теме "Решение задач на кратное сравнение".

Знакомство учащихся с решением задач на кратное сравнение в игровой форме. Развитие логического мышления, памяти, совершенствование вычислительных навыков....

Конспект урока по математике 3 класс "Решение задач на кратное и разностное сравнение"

Закреплять умение решать задачи на кратное и разностное  сравнение....

Урок математики в 3 классе. Закрепление таблицы умножения на 7. Решение задач на кратное сравнение

Цель урока: закрепить знания таблицы умножения на 7 через решение задач на кратное сравнение....