Конспект урока по математике 1 кл УМК "Школа России" по теме "Единица вместимости .Литр"
план-конспект урока по математике (1 класс) на тему

Киреева Ольга Николаевна

Данный урок соответствует возрастным особенностям детей 1 класса. Урок соответствует требованиям ФГОС. На уроке применены разные формы и методы работы, что позволяет детям не почувствовать усталость.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл edinitsa_vmestimosti._litr.docx71.58 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по математике 1 кл

Тема: «Единица вместимости - литр»

ЦЕЛЬ урока: 

  • Ввести понятие литра как единицы измерения объема жидкости.

ЗАДАЧИ:

Образовательная:

  • познакомить детей с единицей измерения объема жидкости – литром;
  • формировать вычислительные навыки, умение решать задачи.

Развивающая:

  • развивать логическое мышление, внимание, память;
  • развивать коммуникативные навыки.

Воспитательная:

  • воспитывать аккуратность, бережливость, любознательность.

Планируемые результаты (предметные): 

знать единицу измерения объема жидкости – литр; состав чисел первого десятка.

Универсальные учебные действия (метапредметные):

Регулятивные: уметь самостоятельно ставить цель предстоящей практической работы, планировать способы достижения поставленной учебной (практической) задачи и оценивать результат своей работы.

Коммуникативные: уметь осуществлять взаимопроверку, сотрудничать с товарищами при работе в паре, группе.

Познавательные: понимать значение и роль математики в жизни каждого человека и общества; уметь самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, делать умозаключения и выводы в словесной форме.

Личностные: осознавать математические составляющие окружающего мира; оценивать усваиваемое содержание (исходя из социальных и личностных ценностей), обеспечивающее личностный моральный выбор.


Этапы урока

Ход урока

Деятельность учащихся

I. Мотивирование к учебной деятельности (организационный момент)

Цель:

включить обучающихся в деятельность; создать положительный и эмоциональный настрой

                         

                Слайд1

Начинаем точно в срок,

наш любимейший урок.

Дружно за руки возьмемся,

И друг другу улыбнемся.

Пусть сегодня для нас всех,

На урок придет успех!

Поприветствуем гостей,

С ними нам вдвойне теплей!

Пожелайте нам удачи,

 И успешности  в придачу!

(Дети садятся за свои парты)

- Сегодня мы  будем работать по девизом:

« Один ум хорошо, а два лучше»

Учащиеся получают эмоциональный настрой на восприятие.

два человека (с двумя головами) смогут лучше и быстрее решить какую-то проблему, иногда сам не видишь выхода, а другой человек легко придумает и подскажет тебе решение.

II.  Актуализация опорных знаний и мотивация

Цель: актуализировать знания о числах и цифрах и операциях над ними.

         Слайд 2

 1.Каллиграфическая минутка.

Запишите сегодняшнее число

- Что вы можете рассказать о числе 2 ?

- Давайте пропишем цифру два. Посмотрите на доску. В каком порядке будем писать цифру? (Одна, через клеточку – три подряд, через клеточку – одна, и т.д.)

2.Математический диктант:

1.Какое число надо прибавить к 2, чтобы получить 10?

2.Первое слагаемое 4, а второе-2. Чему равна сумма.

3.Уменьшите 7 на 3.

4.Найдите разность 8 и 6.

5.Какое число предшествует числу 1?

        

8 6 4 2 0  (Взаимопроверка)

-Найдите закономерность числового ряда.

2 марта

четное, однозначное, соседи  1, 3

2   222  2   222  

III. Открытие нового знания и формулирование темы урока

Цель: с помощью подводящего диалога «открыть новое знание», сформулировать тему урока, определить цель.

Слайд 3

Слайд 5

       

Работа в парах

На столе слова:

 длина  

вместимость

 сантиметр

масса

 килограмм

- Разбейте слова на группы. Объясните свой выбор.

Проверка:

1. Масса, килограмм.

 2.Длина, сантиметр.

-Длина-величина,единица измерения – сантиметр.

 -Масса -величина, единица измерения –килограмм.

- Какое слово вы не отнесли ни к одной из групп?

- Почему слово «вместимость» вы не отнесли ни к одной группе?

- Что же сегодня на уроке вам предстоит выяснить?

-Кто знает, где используется это понятие (слово)? (величина, связанная с измерением жидкости)

-У длины есть своя мерка-см, у массы-кг, а у вместимости тоже должна быть своя мерка.

-Какой же секрет математики мы сегодня откроем?

-Предположите тему нашего урока.

ТЕМА: «Единица вместимости-?»

-Какую цель поставим для себя на уроке?

Учащиеся высказывают свои предположения

Под руководством учителя формулируют тему урока.

IV.Изучение новой темы

Проблемная ситуация

Слайд 6

_ А как называется  единица измерения жидкости мы узнаем проведя небольшое исследование.

- Что у нас в кувшине?  (Вода)

- Что произойдет, если кувшин вдруг исчезнет, а вода останется? (Вода разольется, растечется по полу)

- Почему? (Вода – это жидкость)

- Какие еще жидкости бывают? (Молоко, сок, кефир, бензин и т.д.)

- Что нужно, чтобы жидкость не растекалась? (Ёмкость)

- Приведите примеры ёмкостей. (Банка, ведро, стакан, кастрюля, …)

- Ребята, посмотрите на эти банки. Как вы думаете, в них уместится одинаковое количество воды или разное? (На вид банки одинаковые)

- Как узнать, правы ли мы? (Измерить вместимость)

- Хорошо, тогда я попрошу вас помочь мне.

- Ребята будут наливать воду в большие банки. Как надо наливать воду? (Аккуратно, чтобы не разлить ее, не разбить банки).

- Первый ряд считает, сколько баночек выльет 1-й ученик, а второй считает, сколько баночек выльет второй ученик.

2) Выполнение практического задания по измерению объема (вместимости) банок.

- Сколько банок насчитал первый ряд? (6 банок)

- Сколько стаканов  насчитал второй ряд? (12 стаканов)

- Что же получается, банки на вид одинаковые, но в них умещается разное количество воды? Или мы допустили какую-то ошибку?

- Может кто-то знает как называется единица измерения жидкости?

- Правильно!  Жидкость измеряют в литрах.

(показ банки в 1 литр)

-Давайте проверим сколько банок по 1литру вмещает в себя такая банка.

-Сколько банок поместилось в этом сосуде?  

Значит, говорят, что она вмещает 3 литра.

-А если в емкости 4 таких банки, 5 банок?

У: Что же такое  вместимость? 

У: Какая единица измерения вместимости? Л

- Слово ЛИТР сокращенно пишут так: л.

- Где вы уже встречались с этой единицей измерения вместимости? 

- Какой же вывод можно сделать?

(Единица измерения жидкости -литр)

Дополним нашу тему:  «Единица вместимости -литр»

(Ребята наливали воду банками разного размера, надо было взять одинаковые, для измерения величин надо пользоваться одинаковыми мерками)

(Значит, в емкости 4 литра, 5 литров)

 

Сколько входит жидкости в сосуды

 - литр

В магазине продают сок в коробках 1 литр, 2 литра.
-молоко, кефир в пакетах 1 литр.

Физ.пауза

Игра на внимание

Организует отдых детей

Учитель показывает карточки с названиями единиц измерения разных величин и предлагает игру на внимание.
Детям предложены карточки:
1 см, 8 кг, 9л, 5см, 4кг,  7 л

- Выполняя движения, что мы с вами сделали?

Дети выполняют движения Если на карточке записано число, 
означающее
вместимость - учащиеся приседают;
означающее
массу - прыгают на двух ногах;
означающее
длину - шагают по классу.

Д: разделили числа на три группы: длину, массу, вместимость.

V. Применение новых знаний (первичное закрепление)

Слайд 9

Работа по учебнику стр. 38 № 2 – с комментированием

 (прочитайте внимательно жужжащим чтением)

-Сколько литров воды входит в ведро? (10л)

-Запишите, сколько литров воды надо долить в ведро?

Работа по учебнику стр. 38 № 3

Анализ текста задачи.

- О чем эта задача? (О молоке)

- Что такое молоко? (Жидкость)

- В каких емкостях находится молоко? (В банке и в бидоне)

- Сколько молока в банке? (3 л)

- Что известно про молоко в бидоне? (На 4 л больше, чем в банке)

- Что значит «на 4 больше»?

- Ответим сначала на первый вопрос. Прочитайте его.

     

Найдите решение на этот вопрос.

Прочитай те второй вопрос ?

- Вспомним : сколько молока в банке, бидоне.

- Посмотрите на выражения на доске и выберите те, чтобы ответить на второй вопрос?

7-3=

3+7=

4-3=

-Почему?

Слайд 7

4л, 1л, 3 л

Слайд 8

(Столько же да еще 4)

3+4 =7

3+7

находили целое

VI. Самостоятельное применение знаний

Цель:посмотреть, как дети усвоили новый материал

Слайд 10

Красные карточки (слабые)

Расположите  количество литров в

порядке убывания

               http://stilson.ru/uploads/stilson/6238.jpg

                                                               

http://www.yuterra.ru/upload/images/86/80/1148086-03.jpg

http://mcdn01.gittigidiyor.net/8328/IKEA-KORKEN-CAM-KAVANOZ-HAVA-SIZDIRMAZ-KAPAK-1-8__83281742_0.jpg

http://im2-tub-ru.yandex.net/i?id=cc372c4bc83c972483683f0c2d8eebeb-140-144

http://spetstorg.ru/upload/400/06794.jpg

Желтые карточки   (средние)

Реши выражение

2л+3л-4л=                    7л-5л+3л=

6л-2л+7л=                    2л+7л-5л=

Зеленые карточки (сильные)

Решение задачи на смекалку

- В одну банку входит 3л воды, а в другую – 1л. Как с их помощью отмерить 4л? Как отмерить 2л?

выполняют задания и делают проверку

Учащиеся вычисляют предложенные выражения

Проверка изученного

Игра “Верю – не верю”. Цветовой диктант

Слайд 11

Учитель зачитывает утверждение

У:  А сейчас поиграем в игру “Верю – не верю”. Если вы согласны с моим утверждением, то “зажигаете” зеленый огонек, не согласны – “зажигаете” красный огонек.

  • В эту банку (учитель демонстрирует банку в 1 литр) умещается 1 сантиметр жидкости.
  • Массу арбуза нельзя измерить в литрах.
  • Вместимость  жидкости измеряется в килограммах.

Единица измерения вместимости  жидкости называется литр.

Дети  на листах закрашивают квадраты (если согласны – зеленый, если не согласны - красный

VII. Рефлексия

Цель:        

- зафиксировать новое содержание, изученное на уроке;        

- оценить собственную деятельность;        

- зафиксировать неразрешенные затруднения как направления будущей учебной деятельности.        

Какой математики мы сегодня открыли?

- На все ли задачи удалось найти правильный ответ?

- Пригодятся ли полученные знания в жизни?

-Где и для чего могут пригодиться знания?

Оценивание

– А наш урок подходит к концу. Вы активно и дружно работали сегодня. Как вы думаете, кто из ваших товарищей был самым активным, сообразительным, внимательным?

– Попрошу вас отметить в сосуде полоску воды насколько вы сегодня наполнились знаниями, как вам было интересно.

Д/з

1. Узнайте у родителей или в библиотеке, чем раньше измеряли жидкость.

2. Я вам предлагаю  узнать  где, когда и что обозначала эта мера).

Раздать слова на карточках:

ЧАРКА

ШКАЛИК

ШТОФ

КОРЧАГА

КРУЖКА

Игра в продавцов

Дети продают друг другу сок

Дополнительно

У: -А вы знаете, что:

  • Тело человека на две трети состоит из жидкости, значит в вас  примерно 14 литров жидкости.
  • Страус, самая большая птица на земле, за один раз может выпить 70 литров воды.
  • А верблюд выпивает 100 литров воды за один раз.
  • Через струю воды шириной в иголку вытекает примерно 800 литров воды в сутки.
  • В пустыне Сахара за целый год выпадает всего 200 литров осадков на площадь равную площади нашего класса. Поэтому там не растут деревья, очень мало трав, живут только жуки и змеи.

У:– Кто запомнил, сколько литров воды может вытечь за сутки, если неплотно закрыть кран?

– Ребята, как вы думаете, что произойдет, если с нашей планеты исчезнет вся вода? 

– Какой совет вы можете дать всем детям?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспекты уроков по математике УМК"Школа России" 4 класс

Конспекты уроков УМК "Школа России" 4 класс....

План-конспект урока по математике УМК "Школа России"

Конспект урока по математике на тему "Деление с остатком"...

Конспект урока по математике. Программа - "Школа России". 1 класс. Тема урока - "Прибавить и вычесть число 4. Решение задач"

Конспект урока по математике в 1 классе. Тема -  "Прибавить и вычесть число 4. (Второй урок по этой теме.)  Решение задач". Обучающиеся повторяют состав чисел в пределах первого де...

Конспект урока по математике, УМК "Школа России" , 2 класс, тема:Деление на 2(урок рефлексии)

Цели деятельности учителя: закрепление умения выполнять деление на 2, используя соответствующие случаи умножения;Планируемые  результаты:Предметные:знать: табличные случаи умножения с числом 2;ум...

Конспект урока по математике, УМК "Школа России" , 2 класс, тема:Деление на 3 (урок рефлексии)

Цели деятельности учителя: закрепление умения выполнять деление на 3, используя соответствующие случаи умноженияПланируемые  результаты:Предметные:знать: табличные случаи умножения с числом 3;уме...