Окружность и круг
план-конспект урока по математике (2 класс) на тему

Дудник Динара Юрьевна

Математика 2 класс, тема "Окружность и круг" "Перспективная начальная школа"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkr._urok.docx44.39 КБ

Предварительный просмотр:

 ОКРУЖНОСТЬ И КРУГ.

2 класс

Перспективная начальная школа

Цель:

Учить различать геометрические фигуры «окружность», «круг».

Личностные УУД:
• формировать положительное отношение к урокам математики;
• интерес к предметно-исследовательской деятельности.

Метапредметные задачи

 Регулятивные УУД:
• принимать и сохранять учебную задачу;
• в сотрудничестве с учителем и классом находить несколько вариантов решений.

Познавательные УУД:
общеучебные:
• строить окружность заданного радиуса с помощью циркуля;
логические:
• формировать понятия «окружность», «круг»;
• проводить классификацию, сравнение;
• самостоятельно формулировать выводы.

Коммуникативные УУД:
• активно участвовать в коллективной работе, используя при этом речевые средства;
• аргументировать свою точку зрения.

 Предметные умения:
• выявлять существенные признаки понятий « радиус окружности»;
• строить окружности.

Пропедевтика: центр и радиус круга.

Методы и приемы организации деятельности учащихся: беседа по иллюстрациям и заданиям учебника с последовательным поэтапным выполнением заданий учащимися; самостоятельная работа; устный счет.

Учебно-дидактическое обеспечение: У-2, Т-2, цветные и простые карандаши, линейка, циркуль, веревка длиной до 50 см.

Ход урока:

1.Организационный  момент. Гостям улыбнитесь,

                                       Добром зарядитесь,

                                       И тихо за парту

                                         Работать садитесь.

Открываем рабочие тетради, записываем:

15 февраля

Классная работа

2. Вводная часть урока.

- Ребята, рассмотрите фигуры на доске.

– Найдите «лишнюю» фигуру. (Номер 2.)

– Как она называется? (Круг)

- Посмотрите содержание в учебнике. На  какой теме мы с вами остановились? (Способ сложения столбиком).

- Над какой темой мы будем сегодня работать? (Окружность и круг) Открыли страницу 44.

-По опорным словам попробуйте сформулировать цель нашего урока.  Что хотите узнать нового, чему научиться, возможно поделиться своими знаниями с одноклассниками .СЛАЙД 1

Я хочу:                                         Я хочу научиться:

-узнать, что….                        -строить….

-понять, в чем….                           - научиться работать с…..

Работа в парах – проговорите друг другу, какие цели сегодняшнего урока вы преследуете.

Ожидаемый ответ: мы узнаем , что такое окружность, что такое круг. Научимся строить эти геометрические фигуры, научимся работать с циркулем.

3. Работа по теме урока.

1. Подготовительное упражнение.

- Ребята, положите перед собой линейку и еще раз обратите внимание на длину отрезка, равного 1см (это расстояние между отметками 0 и 1, 1 и 2, 2 и 3…. 10 и 11 и т.д.), начертите на глаз отрезок , равный 3см, и проверьте свой глазомер с помощью линейки.

- А с помощью линейки нам возможно было бы начертить круг?

- Рассмотрим с вами рисунок  на ст. 44.

- Кто изображен на рисунке? (Наши помощники Маша и Миша)

- Какой вопрос возник у ребят во время беседы? (Читаем диалог)

- Чем является колышек, к которому привязана веревка? (Центром круга)

- Может ли коза Белочка отойти от центра круга дальше длины веревки? (Нет, не может , веревка ее не пустит)

- Может ли Белочка пощипать все цветочки внутри круга? (Может. В какой бы точке внутри круга ни находился цветок, веревка не будет этому мешать. Длина веревки больше, чем расстояние от центра круга до того места, где растет цветок.)

     . Задание 1.( У-2, с.44)

– Когда вся трава в пределах первоначального круга будет выщипана, то как можно дать возможность Белочке пощипать свежей травки?

Выберите возможный вариант ответа. (Удлинить веревку или перенести колышек в другое место.)

Почему вариант Б) не подходит? ( Потому что Белочка окажется на том месте, где травку она выщипала)

– Проиллюстрируйте свой ответ.

4. Задание 2.(У-2, с.45)

Учащиеся выполняют проверку задания 1.

Рассмотрите рисунок и объясните, что означает светло-зеленый круг? (Обозначает первоначальный круг , где паслась Белочка)

Что означает темно-зеленый цвет? (Обозначена новая область, на которой Белочка может щипать травку)

– Какому варианту ответа из задания 1 соответствует каждый рисунок?

         Удлинили веревку             Перенесли колышек в другое место

5. Задание 3.(У-2,с.45)

Ребята, попробуем с вами провести эксперимент  и посмотрим поможет ли он нам разобраться с нашей темой. (Два ученика протягивают друг другу правые руки так , как это делают друзья при встрече во время приветствия. Один из учеников становиться «центром» , второй  «концом радиуса», длина которого равна длине рук детей, протянутых друг к другу. «Конец радиуса» начинает совершать движение по кривой , следя за тем, чтобы руки были вытянуты, а «центр» поворачивался вокруг оси, не сходя с места.

-Какой вывод мы можем сделать? ( Фигура, которую образует ученик, совершающий вращение, называется окружностью, а область, ограниченная этой линией –кругом.

- Ребята, для игры нужно обозначить большой круг на песке. Как мы можем это сделать? (Например, палочкой)

 Задание 4.

Итак в задании  №4 говориться: чтение учеником – Для того чтобы начертить круг , нужно провести его границу. Эта граница называется окружность.

7. Задание 5.

Учащиеся рассматривают рисунок и объясняют, как с помощью циркуля провести окружности.

- Окружность можно провести с помощью специального инструмента-циркуля. Обратите внимание , что ножки нашего циркуля могут раздвигаться, позволяя при этом изменить раствор циркуля. На одной ножке циркуля находиться иголка, а на другой грифель (простой карандаш).

Алгоритм выполнения работы:

  1. Раздвигаем ножки циркуля по линейке примерно на 3см. (Пауза)
  2. Ставим точку на плоскости листа бумаги, обозначая ее буквой О. Это центр круга.(Пауза)
  3. Совмещаем с точкой О конец иголки, расположенной на одной из ножек циркуля, так, как это показано на рисунке задания №5.(Пауза)
  4. Совершаем круговое движение второй ножкой циркуля, стараясь, чтобы иголка не соскочила  сточки О, а грифель оставил след.(Пауза)

Выполняется задание №6

Задание №7

-Цирковые артисты выступают на арене, которая имеет форму круга. Почему выбрана эта форма? ( Предполагаемый ответ: лошади, которые часто участвуют в цирковых номерах, могут достаточно быстро и равномерно скакать по кругу, чего нельзя было бы сделать, если бы арена имела, например , форму прямоугольника

 Задание 8.

– В каких спортивных соревнованиях спортсмены выступают на площадке круглой формы? Ответ: вольная или классическая борьба)

Сколько здесь кружков зелёных,

Столько сделаем наклонов.

Сколько голубых кружков,

Столько сделаем прыжков.

А присядем столько раз,

Сколько жёлтеньких у нас.

Красные круги считаем,

Дружно глазками моргаем.

Мы вдыхаем, выдыхаем,

И работу продолжаем. (садятся на места)

4. Практическая работа.

Закрепление изученного материала

Работа в печатной тетради: стр. 24, задания 1 и 2.

Чтение стихотворения «Окружность и круг» со слайда:

Мы живём с братишкой дружно,
Нам так весело вдвоём,
Мы на лист поставим кружку,
Обведём карандашом.

Получилось то, что нужно -
Называется ОКРУЖНОСТЬ.
Мой брат по рисованию
Себя считает мастером,
Всё, что внутри окружности,
Закрасил он фломастером.

Вот вам красный круг, кружок,
По краю синий ободок.
КРУГ - тарелка, колесо,
ОКРУЖНОСТЬ - обруч, поясок.
ОКРУЖНОСТЬ - очертанье КРУГА.

Я смотрю на наш листок,
Стал искать у круга угол,
Но найти его не смог.

      Брат смеётся - вот дела!
     Да у круга нет угла,
     У тарелки и монеты
     Не найдёшь углов, их нету.

   5.Самостоятельная работа

Задание № 3 (3) в печатной тетради.

  1. Подведение итогов урока:

-Давайте подведем итог нашего урока.

Вспомните, какую цель каждый поставил вначале урока. Ответьте себе, достигли ли вы цели? Для ответа можно использовать опорные слова:

-узнал , что…

- понял отличие

-научился…

Домашнее задание:  в печатной тетради стр.24, № 3 (1).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по математике и конструированию в 3 классе по теме "Окружность. Радиус окружности. Диаметр. Круг."

Интегрированный курс «Математика и конструирование» представляет большой простор для творческой инициативы и фантазии учителя.Познавательные возможности детей младшего школьного возраста значительно в...

Окружность и круг. Радиус и диаметр.

Урок математики в 4 классе.Тема: Окружность и круг. Радиус и диаметр.Цель: формировать понятие «радиус» и «диаметр», научить чертить окружности с заданным радиусом или диаметром; закрепить изученные п...

Окружность. Радиус окружности. Диаметр. Круг. (урок с использованием ИКТ)

Методические приемы урока:Ввести понятия окружности, круга, радиуса, диаметра.Познакомить с инструментом “циркуль”, научить чертить окружность с помощью циркуля.Словесные (рассказ, объяснение, беседа,...

Окружность и круг

Цели: учить различать геометрические фигуры и линии (окружность и круг); вырабатывать умение строить геометрические фигуры; развивать пространственное мышление.совершенствовать вычислительные навыки и...

3 класс "Окружность и круг"

Презентация к уроку по математике в 3 классе " Окружность и круг"....

Урок математики "Окружность и круг"

Урок математики по программе "Перспективная гачальная школа", 3 класс 19...

Карточка по теме "Окружность и круг".

Карточка по  теме "Окружность и круг"   для закрепления знаний по данной теме. Программа "Перспектива" 4 класс....