конспект урока математики
план-конспект урока по математике (4 класс) на тему

Коньшина Татьяна Александровна

Урок математики по теме "Нахождение части  числа"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon нахождение части числа65.5 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное Бюджетное Образовательное Учреждение

гимназия №278 им.Б.Б.голицына

Конспект урока математики для 4 класса

Тема: «Нахождение части числа»

Учитель начальных классов

Коньшина Т.А.

Санкт-Петербург

Цели:  систематизировать знания о нахождении части числа ; находить часть числа  и обосновывать свое мнение; научить проверять учебное задание и  вносить коррективы; научить формулировать понятное высказывание

Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов:

- формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной  деятельности;

- формирование уважительного отношения к иному мнению, к иной точке зрения.

Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных  результатов обучения:

Познавательные:

- выявлять сущность, особенности объектов;

- обобщать и классифицировать по признаки.

 Регулятивные:

- формировать  умения прогнозировать  предстоящую работу (составлять план);

- развивать умение высказывать своё предположение на основе работы с текстом задания;

- формировать умение осуществлять познавательную и коммуникативную рефлексию.

Коммуникативные:

- развивать умение слушать и понимать других;

- оформлять свои мысли в устной форме.

Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:

- развивать умение выделять часть числа;

- уметь записывать доли в виде дроби;

-уметь сравнивать дроби;

-уметь решать текстовые задачи.

Планируемый результат: уметь читать и записывать доли в виде дроби.

Основное понятие: «однородные члены предложения».

Межпредметные связи: литературное чтение, окружающий мир.

Ресурсы:

  • основные: учебник «Математика» 4 класс.
  • Дополнительные: ПК учителя, мультимедийное оборудование,документ-камера.
  • Набор магнитов «Доли и дроби»
  • Опорная схема нахождения части числа

Организация учебного пространства: работа с классом, в парах, индивидуальная

Ход урока:

Этапы урока, учебные задачи

Деятельность учителя

Деятельность учащихся (в том числе возможные варианты ответов).

1.Организа

ционное начало.

Подготовка учащихся к работе

*Настраиваемся на работу. Посмотрите на своих товарищей, улыбнитесь.

*Отправляясь в путь, послушаем ученицу нашего класса с отрывком стихотворения, которое может послужить нам напутствием.

*Не беда, что идти далеко,

Не боялись, что путь будет труден,

Никогда не сдавались легко

Достижения людям!

2. Проверка домашнего задания.

Проверка знаний учащихся

*Какое было домашнее задание?

*Чем похожи оба задания?

* Как нашли 1%?

*Выполнить на выбор №7 или №8

*В обеих задачах нужно было найти 1%.

*1% - это часть от 100%. Нужно было разделить на 100.

3.Устный счёт.

Формирова

ние навыка устных вычислений

*Выполните вычисления по вариантам.

 Проверьте себя.

* Прочитайте дроби

*Назовите, какую часть участка занимают культуры?

*Что заметили?

* Сравните дроби. Объясните. Какое правило помогло справиться с этим заданием?

*Ученики вычисляют, отвечают.

*Учащиеся называют.

*Одинаковый знаменатель

* Из двух дробей с одинаковыми знаменателями больше та, у которой числитель больше. Из двух дробей с одинаковыми числителями больше та, у которой знаменатель меньше.

5. Подготови

тельная работа.

Актуализа

ция знаний.

*Предлагаю решить задачу.

Прочитайте.

*Как будем действовать?

*Сколько минут в четверти часа?

*Как найти долю числа?

*Сколько минут в ¾ часа?

*Мама в магазине купила 12 сосисок. Коту Ваське она дала 1/4 от всех купленных сосисок. Сколько сосисок мама дала коту Ваське?

*Разделим все сосиски на 4 равные доли. 1\4 всех сосисок составляет 3 сосиски.

* 15 минут

* Чтобы найти долю числа, нужно разделить это число на количество долей.

*Дети высказывают свои мнения.

6.Ознакомление.

Формирование и систематизация

конкретных знаний

*Итак, цель урока – учиться находить часть числа, выраженную дробью.

*Попробуем найти ¾ часа.

Практическая работа.

*Начертите циркулем окружность радиусом 3 см. Это макет часов.

*При помощи линейки разбейте получившиеся часы на 4 равные части. *Чему равна одна часть?

Заштрихуйте 3 части.

*Чему равны 3 части, если известно, что 1 часть равна 15 минутам?

*Какие операции мы совершили?

*Какую часть числа искали?

*Каким компонентом дроби является число 3 в записи этой дроби?

*Каким компонентом является число 4?

*Итак, как найти часть числа?

*Сравните свой вывод с выводом учебника на с. 85.

*Как найти 8%

*учащиеся выполняют

*15 минутам

* 45 минутам

*60 разделили на 4, и полученный результат умножили на 3

(60:4)Х 3 = 45

*Искали 3/4

*3 является числителем

* 4 является знаменателем

*Чтобы найти часть числа, надо это число разделить на знаменатель и умножить на числитель дроби.

*Число разделить на 100 и умножить на 8.

7. Первичное закрепление.

Установле

ние осознанности освоения нового материала и организация деятельности учащихся по применению новых знаний.

*Проверим свои знания и попробуем решить задачу.

*Прочитайте задачу.

 

*Разделим весь путь (отрезок) на 20 равных частей. Чтобы найти ¾ от этого отрезка, нужно сначала его разделить на 4 равные части, а затем взять 3 такие части. Получим отрезок, длина которого составляет 15 частей.

*Как находили часть числа?

*Продолжим работу по учебнику. Стр.85 №1 Составим выражения.

* Предлагаю выполнить №4 в парах.

Проверка устно.

*Решим задачу №3.

Прочитайте.

Вы видите, в учебнике начерчен отрезок.

Какое число обозначает целый отрезок? Почему? Подпишите.

*На сколько частей поделён отрезок? Почему?

Подпишите.

*Как найти 3/5?

*Какой ответ задачи?

*Путешественник проплыл по морю за два дня 20 км. В первый день он

проплыл   3/4   всего пути. Сколько километров проплыл турист в первый день?  

*Разделили на знаменатель и умножили на числитель.

*Учащиеся работают в тетради, по одному выходят к доске, записывают выражения.

* число 45, т.к урок длится 45 минут

*Отрезок поделён на 5 частей, т.к. надо определить 3/5 часть.

*45:5 х 3 = 27 (минут)

*Диктант длится 27 минут.

9. Повторение пройденного

Закрепление и систематизация ранее полученных знаний

*Найдите №9 на стр. 87

Выполним её решение по рядам. Запишите соответствующую формулу и решение своей задачи

*Назовите формулу работы

*Как найти производительность?

*Как найти время работы?

*Решим уравнения №11по вариантам.

*Перед вами  текст задачи. Прочитайте.

*Составим таблицу.

*Как назовём каждую графу?

*Разберём задачу.

*Что можно узнать, зная, что в первый день сшили 19 рюкзаков, а во второй день – 23 рюкзака?

*Каким действием можно  узнать?

*Что известно о количестве ткани, израсходованной на эти рюкзаки за два дня?

*Что можно узнать, зная, что из 84м сшили 42 рюкзака?

* Каким действием можно  узнать?

*Прочитайте главный вопрос задачи

*Что надо знать, чтобы на него ответить?

*Знаем мы это?

*Какие действия нужно совершить, чтобы ответит на вопрос задачи?

*Запишите решение задачи.

*Как проверить решение задачи?

*Выполните.

* A=Vx t

* v = a : t

* t = A : v

*В мастерской в первый день сшили 19 одинаковых рюкзаков, а во второй день – 23 таких же рюкзака. На все эти рюкзаки пошло 84 м ткани. Сколько метров ткани расходовали каждый день?

*Количество рюкзаков, расход ткани на 1 р.; всего ткани.

*Сколько рюкзаков сшили.

*сложением

*84 м

*Сколько пошло ткани на один рюкзак.

*делением

*Сколько метров ткани расходовали каждый день.

*Количество рюкзаков и расход ткани на 1 рюкзак.

*Да, знаем.

*действия умножения.

*Сложить эти количества, чтобы получилось 84 метра.

*Дети записывают.

10. Итог урока.

*Чему научились на уроке?

*К какому выводу пришли?

*Находить части числа.

*Чтобы найти часть числа, выраженную дробью, надо это число разделить на знаменатель и умножить на числитель дроби.

11. Комментирование домашнего задания.

*Дома предлагаю на выбор выполнить №5 или №6 на с.86.

12.Организационное завершение урока.

* Благодарю вас за хорошую работу.

Выскажите своё мнение. Кому урок понравился, кому было интересно?

Кому не понравился?

*Дети высказывают своё мнение.

Приложение.

Задача.

Количество

рюкзаков

Расход ткани

на 1 рюкзак

Всего  ткани

19 р.

23 р.

?

? – такой же

?

84м

?

Типичные ошибки, допущенные в самостоятельной работе.

  1. Нахождение части числа.
  2. Нахождение числа по его части

Упражнения.

  • Допиши предложения:

- чтобы найти часть числа, надо  ______________________________________

- чтобы  найти число по его части, надо ________________________________

- 1% - это 1/___ часть целого

- целое принимаем за ____ %

  • Найди:

¼ числа 28 _____________________________________________________

 2/9 от 18 _______________________________________________________

1% числа 500____________________________________________________

15% от 2000 _____________________________________________________

  • Найди число, если:

1/6 числа равна 60 _______________________________________________

5/6 составляют 25 ________________________________________________

1% его равен 400 ________________________________________________

4% составляют 200 _______________________________________________

  •       Допиши предложение:

Дробь 5\12 показывает, что целое разделили на ________  равных частей и взяли _______ таких частей.

  • Реши задачу

В книге 200 страниц. За неделю Коля прочитал 7/8 книги. Сколько страниц прочитал Коля?

  • Кухня занимает 2\15 площади всей квартиры. Какая площадь всей квартиры, если площадь кухни – 8 метров квадратных?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока математики "Сложение и вычитание в пределах 10". Учебник М.И. Моро, С.И. Волкова "Математика" (1класс).

Урок разработан по теме "Сложение и вычитание вида: []±4"Цель: Формировать умение складывать и вычитать по частям выражения вида:  []±4.Задачи:- отрабатывать навыки устного счета;- освоить н...

Конспект урока математики в 1 классе "Математика вокруг нас"

Урок проводила по  программе "Школа России"  по новым ФГОС. Сопровождается презентацией....

Конспект урока математики "Сложение дробей с одинаковыми знаменателями" ( по учебнику "Математика. 4класс" (авт. - Л.Г. Петерсон))

Урок построен с применением технологии деятельностного метода. В ходе урока осуществляется групповая (в том числе и в паре) работа учащихся....

Конспект урока математики по учебнику Т.Е. Демидовой, С.А. Козловой "Моя математика",

Урок открытия нового знания, на котором дети учатся решать уравнения,  используя правило нахождения неизвестного слагаемого....

Конспект урока математики в 4 классе по программе С.А.Козловой, Т.А.Демидовой, А.П.Тонких «Математика» (Образовательная система «Школа 2100») Тема: Круговая диаграмма (Урок введения новых знаний)

Цели: ·        Предметная: Познакомиться с понятием «круговая диаграмма»·        Метапредметные: - создать условия для формировани...