математика 1 класс. Число и цифра 0
план-конспект занятия по математике (1 класс) на тему

Кузнецова Инна Викторовна

математика 1 класс. Число и цифра 0

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл matematika_1_klass_chislo_i_tsifra_0.docx20.79 КБ

Предварительный просмотр:

Математика

                                                                «Число и цифра 0»

(урок математики, 1 класс)

Место и роль урока в изучаемой теме: Урок изучения и первичного закрепления новых знаний (первый урок по теме).

Цель: обеспечить усвоение обучающимися понятий «число 0» и «цифра 0».

Задачи предметные: способствовать ознакомлению с местом числа 0 в ряду целых неотрицательных чисел, с правописанием цифры 0, со способом получения 0 из последующего числа; способствовать формированию умения выделять ряд натуральных чисел, обосновывать свой выбор; сравнивать числа и числовые множества; составлять математические рассказы.

Личностные УУД: создать условия для формирования положительного отношения к школе, учебной деятельности, в частности к изучению математики.

Метапредметные задачи:

регулятивные УУД: обеспечить формирование умения принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения;

познавательные УУД: содействовать формированию умения кодировать информацию в знаково-символической форме, строить простейшие модели математических понятий, отношений;

коммуникативные УУД: обеспечить формирование умений работать в паре и группе, работать в режиме двигательной активности.

Оборудование: числовые отрезки, «кресты», экологическое панно, сигнальные карточки, числовой веер, картинка ноля, проектор.

Ход урока

I. Организационный этап.

(За конторками стоит группа № 1)

- Здравствуйте, ребята. Помните, вы - молодцы! Я желаю вам успеха!

- К нам на урок придёт гость. Пока это секрет. Но он появится, как только поймет, что вы умеете учиться.

- Что значит «уметь учиться»?

- Начнём с повторения того, что нам пригодится при изучении нового материала.

II. Актуализация субъектного опыта детей.

Посчитаем от 1 до 20.

Прямой счёт до 20 (хором).

- Какое число стоит между числами 5 и 7?

- Следует за числом 7, 10?

- На сколько каждое последующее число больше предыдущего?
- На сколько каждое предыдущее число меньше последующего?

- Как называется такой ряд?

- Где натуральный ряд чисел есть в нашем классе?

- Есть ли в городе «Числограде»? (Экологическое панно)

(1 3 4 5 6 7 8 9 …)

- Восстановите ряд.

- Вставьте подходящее число в неравенство 1 < …

- Какое можно вставить число? (Правее 1 в числовом ряду).

Вывод.

- Что мы с вами повторили? (Свойства числового ряда). 

- Молодцы!

Смена за конторками. (По сигналу учителя за конторки встаёт группа № 2)

Работа со зрительными метками (обучающиеся поворачиваются и показывают названное учителем число).

- Что изображено под числом 7, 4?

III. Этап изучения новых знаний и способов действий.

Формулирование темы урока. Постановка цели и задач.

  1. «Муха» (упражнение на внимание).

- Муха в гости прилетела и на наш квадратик села.

- Муха - влево, муха - вверх, муха - вверх, муха - вправо, муха - вниз, муха - вниз.

- Где муха?

- Какую геометрическую фигуру напоминает маршрут мухи?

- А какую цифру?

- Какого числа нет на «метках»?

- Кто может сформулировать тему урока?

- Будем знакомиться с числом и цифрой 0.

- Чему будем учиться?

- А вот и гость.

- Узнали? (Открывается изображение ноля с пакетиком в руке, пакет закрыт)

Ноль предлагает нам на уроке решить следующие задачи. (Читаем хором)

Выяснить:

- Что означает число 0?

- Является ли 0 натуральным числом?

- Где место 0 в числовом ряду?

2. Попробуем ответить на первый вопрос. Для этого нам нужно выполнить задание № 195 в учебнике. (Пара детей читает вслух задание)

- Составьте математические рассказы.

Работа в парах.

1) Выполним рисунок в тетради к первому рассказу, используя круги.

Нарисуйте столько кругов, сколько белочек сидело на ветке.

Белочка спрыгнула, что нужно сделать с кругом? (Зачеркнуть)

- Сколько осталось не зачёркнутых кругов?

- Прочитаем в учебнике, верный ли мы сделали вывод? (Чтение правила на жёлтом фоне)

Составьте второй рассказ. Как его изобразить в тетради?

- Можно ли сказать, что у двух математических рассказов одинаковый результат?

- Как записать?

2) - Не умеем писать цифру 0.

- Где мы можем найти информацию? (Учебник)

- Кто объяснит, как писать цифру 0?

Презентация.

- Волшебный карандаш показывает нам, как нужно писать цифру 0.

Ошибка! Не указано имя файла.

- Письмо «в воздухе».

- Написание цифры 0 в тетради.

Вывод.

- Что же означает число 0? (Пусто, нисколько)

Открывается мешочек у Ноля. Он прозрачный, пустой.

Смена за конторками. (По сигналу учителя за конторки встаёт группа № 3)

Работа с офтальмотренажёром.

Чтобы нам не уставать,

Нужно малость пробежать.

По прямым дорожкам длинным

Влево - вправо, влево - вправо.

Вверх-вниз, вверх-вниз.

Ох, забот у нас немало

Пройдём по красному овалу,

Получается на славу!

Зоркость чтоб развить немножко,

Пойдем по синей мы дорожке,

А потом кругом, кругом,

Всё бегом, бегом, бегом.

Задание № 196. (Веер)

3. Ответим на следующий вопрос.

- Является ли 0 натуральным числом?

- Как вы считаете? Почему?

Демонстрация. (Прозрачная коробка. В ней 1 кубик. Кубик вынимается)

- Сколько кубиков в коробке? (Пусто, нет объектов для счёта)

Одновременно на числовом отрезке шагает ученик.

Вывод: 0 - не является натуральным числом.

Чтение важной информации в учебнике.

- Что же больше 0 или 1?

0<1

0<…

- Куда поставим 0 в числовом ряду? (Третий вопрос)

Левее 1. (Открывается ряд над доской)

Задание № 197.

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 …

1 2 3 4 5 6 7 8 9 …

- Чем похожи два ряда чисел?

- Где расположен натуральный ряд?

- Почему другой ряд нельзя назвать натуральным? (Не натуральный ряд, являющийся рядом целых неотрицательных чисел)

4. Работа с «крестом».

Задание для девочек.

Найдите, сколько раз встречается натуральный ряд.

1 2 3 4 5 6 7 8 9…

2 3 5 6 7 8 9…

2 3 4 5 6 7 8 9…

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10…

1 3 5 7 9 …

2 4 6 8 10…

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 …

2 3 4 5 6 7 7 8 9 …

Задание для мальчиков.

- В каких выражениях встречается 0?

Ноль внимания

Ноль без палочки

Один в поле не воин

Первый блин комом

Для ссоры нужны двое

Семеро одного не ждут

У семи нянек - дитя без глазу

Лук от семи недуг

Заслушиваются ответы детей. (Сели на места из-за конторок)

IV. Этап проверки понимания. Работа в группах.

А) Задание. Объяснить малышу детского сада, что такое число 0.

Каждая группа получает материал для моделирования.

Вспоминают правила работы в группе.

1-я группа -Ошибка! Не указано имя файла.

2-я группа - прозрачный мешочек с кубиками.

3-я группа - коробка с тремя карандашами.

4-я группа - веточка с двумя яблоками.

Б) Заслушиваются ответы детей. Обсуждаются.

V. Этап рефлексии и подведения итогов.

- На все ли поставленные вопросы мы ответили?

- А что будет с число, если 0 встанет справа?

- Кому всё понятно, поднимите зелёный сигнал.

Не всё было понятно - красный.

Спасибо за урок!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по математике в 1 классе "Число 5. Цифра 5"

Урок «Число и цифра «5» по своему типу является уроком изучения нового материала. Данная методическая разработка предлагает учителю организовать изучение темы данного урока в соответствии с особенност...

математика 1 класс " Число и цифра 8"

Основные цели урока:1.Сформировать основные  представления о числе 8 с опорой на числовой отрезок, способность к его записи с помощью графической модели и цифрой.2.Сформировать способность ...

Конспект урока математики в 1 классе "Число и цифра 6"

Конспект урока математики в 1 классе "Число и цифра 6"  по программе "Перспектива" к учебнику Л.Г.Петерсон...

Презентация к уроку математики в 1 классе "Число и цифра 6"

Презентация к уроку математики по программе Л.Г.Петерсон "Число и цифра6"...

Урок математики в 1 классе " Число и цифра 3"

Урок изучения нового материала по математике в 1 классе по теме " Число и цифра 3".  М. И. Моро.Цель: познакомить учащихся с числом и цифрой 3; с получением и составом числа 3 ; научить писать ци...

Технологическая карта по математике 1 класс "Число и цифра 7. Состав числа 7".

Цель урока: создание условий обучающимся для успешного усвоения состава числа 7 через включение их в учебное исследование....