КТП по математике 3 класс Горбов
календарно-тематическое планирование по математике на тему

Архипова Степанида Январьевна

Овладевая в 1—2 классах приемами письменных вычислений, дети конструировали и приемы устных вычислений внетабличными способами во всех случаях, которые сводятся к действиям в пределах 100. Продолжение этой работы предусматривается в процессе изучения действий умножения и деления.

Умножение — центральная тема программы 3 класса. В отличие от точки зрения традиционной программы, оно рассматривается как особое действие, связанное с переходом в процессе измерения величин к новым меркам (В. В. Давыдов). Фактически с этим действием дети сталкивались уже во 2 классе при изучении позиционных чисел. Однако там оно не было зафиксировано как особое действие и не получило развития. Поэтому первая учебная задача — это задача воспроизведения величины в ситуации, когда измеряемая величина много больше заданной мерки, в связи с чем возникает необходимость использования вспомогательной, промежуточной мерки. Одно из чисел, описывающих эту ситуацию, фиксирует отношение вспомогательной мерки к исходной (или к стандартной мерке, являющейся основанием принятой системы счисления), второе — количество вспомогательных мерок в измеряемой величине («по ... взять ... раз»), третье — отношение измеряемой величины к исходной мерке. Логическим завершением анализа этой ситуации является введение деления как действия, направленного на определение промежуточной мерки («деление на части») или числа таких мерок («деление по содержанию»). Тем самым появляется возможность установить содержательные связи между умножением и делением, а также содержательно интерпретировать отношения «больше (меньше) в ... раз», «больше (меньше) на ...».

Как и при изучении действий сложения и вычитания, изучение умножения и деления предусматривается начать с рассмотрения этих действий в общей (абстрактной) форме с помощью моделей. Овладение умением строить графические модели умножения и деления, осуществлять переход от этих моделей к буквенным формулам и обратно является одной из важнейших задач этого этапа обучения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ktp_3_i_4_klassy.docx33.6 КБ

Предварительный просмотр:

КАЛЕНДАРНО  - ТЕМАТИЧЕСКОЕ  ПЛАНИРОВАНИЕ

ИНТЕГРИРОВАННОГО КУРСА   « МАТЕМАТИКА, ИКТ»

на 2011-2012 учебный год

Класс: 3  

Программа:  «Система  Д. Б. Эльконина – В. В. Давыдова»

Учебные пособия:

  1. Учебник « Математика». 3 класс.; В.В. Давыдов, С.Ф. Горбов.
  2.  « Рабочая тетрадь по математике»; С.Ф. Горбов.  

Количество часов за год:  170 часов.

Количество часов в неделю:  5 часов.

урока

Дата

Тема (раздел) основного курса.

Тема ИКТ

Повторение   (7 уроков)

1.

Сложение и вычитание

2.

Связь сложения с вычитанием

3.

Уравнения

4.

Уравнения

5.

Измерение с помощью промежуточной мерки

6.

Связь умножения с делением

7.

Связь умножения с делением

Переместительное свойство умножения

(6 уроков)

8.

Вводная задача

Координатная сетка

9.

Использование переместительного свойства умножения для вычислений

10.

Переместительное свойство как свойство умножения и сложения. Прямые.

11.

Переместительное свойство как свойство умножения и сложения. Прямые.

12.

Контрольная работа.

13.

Работа над ошибками.  Переместительное свойство как свойство умножения и сложения.

Умножение числа на сумму

(7 уроков)

14.

Вводная задача.

15.

 Повторная постановка задачи

16.

Обобщение способов умножения числа на сумму

17.

Обобщение способов умножения числа на сумму

18.

Таблица умножения числа 4. Применение правила умножения числа на сумму.

19.

Умножение и деление на 4. Отрезки.

Комбинаторика

20.

Рефлексия изученного

Деление с остатком

(9 уроков)

21.

Вводная задача

22.

Деление с остатком

Последовательность событий

23.

Рациональный и нерациональный способы использования промежуточной мерки. Умножение на 5. Ломанная.

24.

Рациональный и нерациональный способы использования промежуточной мерки. Умножение на 5. Ломанная.

25.

Каким может быть остаток при делении. Луч

26.

Каким может быть остаток при делении. Луч

27.

Величина остатка на 2, 3, 4, 5

28.

Составление примеров деления с остатком. Углы.

29.

Составление примеров деления с остатком. Углы.

Умножение и деление на 10

 (6 уроков)

30.

Образование вспомогательных мерок в разных системах счисления.

31.

Умножение и деление числа на основании системы счисления

Описание предметов

32.

Умножение и деление на 10

33.

Умножение и деление на 10

Действия предметов

34.

Контрольная работа

35.

Работа над ошибками. Умножение и деление на 10.

Соотношение единиц длины  

(5 уроков)

36.

Вводная задача

37.

Преобразование единиц длины

38.

Преобразование единиц длины с целью выполнения сложения и вычитания

39.

Преобразование единиц длины с целью выполнения сложения и вычитания

Обратные действия

40.

Преобразование единиц длины с целью выполнения сложения и вычитания

Умножение числа на разность

(8 уроков)

41.

Вводная задача

42.

Выбор удобного способа вычисления. Развёрнутый угол.

43.

Использование правила умножения числа на разность для освоения таблицы умножения на 9

Высказывания

44.

Умножение числа на 9, деление числа на 9

45.

Умножение числа на сумму и на разность

46.

Умножение числа на сумму и на разность

Симметрия

47.

Контрольная работа

48.

Работа над ошибками. Умножение числа на сумму и на разность

Целое, состоящее из равных частей

(11 уроков)

49.

Моделирование целого, состоящего из равных частей. Таблица умножения на 6.

50.

Моделирование целого, состоящего из равных частей. Таблица умножения на 6.

51.

Поиск значения целого, состоящего из равных частей.

Алгоритм

52.

Замещение одних форм моделей другими

53.

Построение моделей к текстовым задачам. Смежные углы. Вертикальные углы.

54.

Построение моделей к текстовым задачам. Смежные углы. Вертикальные углы.

Способы задания множеств

55.

Вычисление значение целого, состоящего из нескольких равных частей и одной отличной от них части  ( а х 5 + е )

56.

Вычисление значение целого, состоящего из нескольких равных частей и одной отличной от них части  ( а х 5 + е )

57.

Целое вида  ( а х 3 ) + ( в х 4 ). Умножение числа 7

58.

Целое вида  ( а х 3 ) + ( в х 4 ). Умножение числа 7

59.

Вычисление значения целого при использовании правила умножение числа на сумму.

Вычисление количества равных частей в целом и значения равных частей  (11 уроков)

60.

Вычисление количества равных частей в целом. Вводная задача

61.

Вычисление количества равных частей в целом.

 ( закрепление )

62.

Деление на равные части. Вводная задача. Таблица умножения числа 8.

63.

Деление на равные части. Вводная задача. Таблица умножения числа 8.

64.

Сопоставление трех видов задач с целым, состоящим из равных частей.

65.

Сопоставление трех видов задач с целым, состоящим из равных частей.

Сравнение множеств

66.

Дифференциация задач, решаемых умножением и делением.

67.

Дифференциация задач, решаемых умножением и делением.

68.

Сопоставление ситуаций, в которых целое состоит из равных и неравных частей.

69.

Контрольная работа

70.

Работа над ошибками.

Уравнения с действиями умножения и деления  (9 уроков)

71.

Построение уравнений на основе схемы умножения.

72.

Решение уравнений с неизвестным произведением.

73.

Решение уравнений с неизвестным множителем.

Сравнение множеств

74.

Решение уравнений с неизвестным множителем. Периметр прямоугольника.

75.

Построение уравнений на основе формулы умножения.

76.

Построение уравнений на основе формулы деления. Приём внетабличного умножения.

77.

Решение уравнений. Приём внетабличного умножения.

78.

Решение уравнений. Приём внетабличного умножения.

79.

Сопоставление уравнений, построенных на действиях разных спупеней.

Отображение множеств

Деление суммы на число  (5 уроков)

80.

Постановка задачи. Название компонентов деления.

81.

Приём внетабличного деления.

82.

Приём внетабличного деления.

83.

Контрольная работа.   Приём внетабличного деления.

84.

Работа над ошибками. Приём внетабличного деления.

Доли  (6 уроков)

85.

Принцип названия долей величины.

86.

Определение доли одной величины от другой.

Кодирование

87.

Определение величины по её доле. Периметр квадрата.

88.

Понятие доли в текстовых задачах

89.

Понятие доли в текстовых задачах

90.

Деление на двузначное число

Вложение множеств

Анализ отношений, содержащихся в текстовых задачах.     (7 уроков)

91.

Сведение схемы умножения к схеме измерения.

92.

Освоение новых схем целого, состоящего из равных и неравных частей.

93.

Составление и решение задач по заданным схемам.

94.

Построение схемы к задаче с двумя связанными отношениями.

95.

Построение схем по заданному плану.

96.

Контрольная работа.

97.

Работа над ошибками. Решение задач.

Графы

Сочетательное свойство умножения

(7 уроков)

98.

Постановка задачи

99.

Применение сочетательного свойства умножения в вычислениях. Построение схемы по тексту задачи.

100.

Построение чертежа по заданной схеме отношений.

101.

Построение чертежа по заданной схеме отношений.

Пересечение множеств

102.

Умножение четных чисел на 5.

103.

Применение сочетательного свойства умножения для выполнения вычислений и решение задач.

104.

Применение сочетательного свойства умножения для выполнения вычислений и решение задач.

( закрепление )

Деление числа на произведение. Умножение и деление на 100.

 (8 уроков)

105.

Постановка задачи

106.

Умножение на 100.

107.

Умножение на 100.

108.

Деление на 100. Измерение углов.

109.

Умножение и деление на 100. Градус – единица измерения углов.

110.

Случаи деления вида 800 : 8. Транспортир.

111.

Контрольная работа.

112.

Работа над ошибками. Случаи деления вида

800 : 8

Умножение и деление

на разрядную единицу

 (7 уроков)

113.

Вводная задача.

114.

Приёмы умножения и деления на разрядную единицу ( закрепление ). Правило порядка выполнения действий.

115.

Умножение на 100.

Кодирование

116.

Умножение на 100.

117.

Соотношение единиц длины.

118.

Контрольная работа

119.

Работа над ошибками. Соотношение единиц длины.

Кратное сравнение величин  

(18 уроков)

120.

Вводная задача.

121.

Предметные способы кратного сравнения величин. Соотношение единиц массы.

122.

Кратное сравнение мерки и объекта.

123.

Кратное и разностное сравнение величин

124.

Кратное и разностное сравнение величин

125.

Вычисление значений элементов кратного сравнения

126.

Три вида задач с отношением кратного значения

127.

Три вида задач с отношением кратного значения

128.

Умножение и деление круглых чисел. Случаи вида 5 х 300. Окружность.

129.

Дифференциация кратного и разностного сравнения.

130.

Умножение вида 300 х 40. Дифференциация схем кратного и разностного сравнения.

131.

Умножение вида 300 х 40. Дифференциация схем кратного и разностного сравнения.

132.

Два вида сравнения величин в одном заданном тексте.

133.

Деление вида  360 : 4

134.

Деление вида 270 : 30. Расстояние между точками на плоскости

135.

Деление вида 270 : 30. Расстояние между точками на плоскости

136.

Контрольная работа

137.

Работа над ошибками.

Вложение множеств

Умножение многозначных чисел на произведение (4 урока)

138.

Запись способа вычисления в строчку.

139.

Запись способа вычисления в столбик.

140.

Запись способа вычисления в столбик.

141.

Запись способа вычисления в столбик.

Моменты времени и длительности

 (4 урока)

142.

Вводная задача.

143.

Построение чертежа и схемы к задачам на соотношение моментов времени и длительности.

144.

Решение задач на вычисление времени. Центр окружности. Радиус.

145.

Решение задач на вычисление времени. Центр окружности. Радиус.

Анализ схем системы отношений

 (9 уроков)

146.

Кратное и разностное отношение в схемах. Число цифр в произведении.

147.

Кратное и разностное отношение в схемах. Число цифр в произведении.

148.

Направление стрелок в схемах. Случаи умножения вида 406 х 7

149.

Учёт направления стрелок в схемах. Случаи умножения вида 2602 х 7

150.

Место промежуточного неизвестного в схемах. Случаи умножения вида 3200 х 4

Пересечение множеств

151.

Место промежуточного неизвестного в схемах. Случаи умножения вида 3200 х 4

152.

Учёт места промежуточного неизвестного в схемах отношений. Диаметр.

153.

Контрольная работа

154.

Работа над ошибками. Случаи умножения вида 3200 х 4.

155 –

162

Анализ сложных схем системы отношений и решение текстовых задач  (7 уроков)

163 - 170

Повторение. Проверь свои знания и умения.

 (9 уроков)

Объединение множеств.

Пояснительная записка

Овладевая в 1—2 классах приемами письменных вычислений, дети конструировали и приемы устных вычислений внетабличными способами во всех случаях, которые сводятся к действиям в пределах 100. Продолжение этой работы предусматривается в процессе изучения действий умножения и деления.

Умножение — центральная тема программы 3 класса. В отличие от точки зрения традиционной программы, оно рассматривается как особое действие, связанное с переходом в процессе измерения величин к новым меркам (В. В. Давыдов). Фактически с этим действием дети сталкивались уже во 2 классе при изучении позиционных чисел. Однако там оно не было зафиксировано как особое действие и не получило развития. Поэтому первая учебная задача — это задача воспроизведения величины в ситуации, когда измеряемая величина много больше заданной мерки, в связи с чем возникает необходимость использования вспомогательной, промежуточной мерки. Одно из чисел, описывающих эту ситуацию, фиксирует отношение вспомогательной мерки к исходной (или к стандартной мерке, являющейся основанием принятой системы счисления), второе — количество вспомогательных мерок в измеряемой величине («по ... взять ... раз»), третье — отношение измеряемой величины к исходной мерке. Логическим завершением анализа этой ситуации является введение деления как действия, направленного на определение промежуточной мерки («деление на части») или числа таких мерок («деление по содержанию»). Тем самым появляется возможность установить содержательные связи между умножением и делением, а также содержательно интерпретировать отношения «больше (меньше) в ... раз», «больше (меньше) на ...».

Как и при изучении действий сложения и вычитания, изучение умножения и деления предусматривается начать с рассмотрения этих действий в общей (абстрактной) форме с помощью моделей. Овладение умением строить графические модели умножения и деления, осуществлять переход от этих моделей к буквенным формулам и обратно является одной из важнейших задач этого этапа обучения.

Особое внимание в процессе этой работы предусматривается уделить изучению свойств умножения — переместительного, сочетательного и распределительного (относительно сложения и вычитания). Исследование этих свойств опирается прежде всего на предметные действия ребенка, фиксирующиеся с помощью графических и знаковых моделей. В связи с этим рассматривается порядок действий и его изменение, определяемые только с опорой на графическую модель, а не на правила, предполагающие деление действий над числами на действия двух ступеней (действия первой ступени — сложение и вычитание, второй — умножение и деление).

Второй учебной задачей является задача конструирования способа умножения многозначного числа на многозначное, в основе которого лежит умение умножать многозначное число на однозначное. Анализируя способ нахождения указанного произведения, дети приходят к необходимости знания результатов умножения однозначного числа на однозначное, т. е. к составлению таблицы умножения на множестве целых неотрицательных чисел, а не натуральных, как это принято.

Понимание предметного содержания умножения и его свойств позволяет существенно перестроить (по сравнению с традиционной программой) работу с таблицами умножения (деления). В основу этой работы положена задача на исследование связи между изменяющимся множителем и разрядной структурой результата. В связи с этим изменяется «естественный» порядок изучения таблиц. Целесообразно начать их конструирование с тех, в которых указанная выше связь обнаруживается в наиболее явном виде (таблицы умножения 9, 2, 5 и 6). Таблицы умножения 4, 8, 3 и 7 следует сконструировать, опираясь на распределительное свойство умножения относительно сложения и вычитания. Поскольку поиск закономерности, связывающей результат с изменяющимся множителем, для каждой таблицы представляет особую задачу, появляется возможность поддержания активного интереса к этой работе на всем ее протяжении. В то же время, поскольку результаты табличного умножения оказываются прямым продуктом действий учеников, создаются предпосылки для их продуктивного непроизвольного запоминания, что снимает необходимость в специальном заучивании таблиц.

Уяснение содержания умножения создает предпосылки для того, чтобы построить сетку классов чисел и на этой основе осмыслить многозначное число как число многоразрядное. Освоение многоразрядного числа обеспечивается выполнением действий сложения и вычитания (включая сложные случаи, когда один из разрядов в уменьшаемом равен нулю), а также конструированием способа умножения многоразрядного числа на многозначное, которое сводится к умению умножать многозначное на однозначное.

Особого внимания требует отработка приемов умножения многозначного числа на многозначное. Их уяснение предполагает предельное развертывание упоминавшегося выше принципа разрядности действий. Дети должны хорошо понимать не только обусловленность количества цифр (разрядов) в произведении множителями, но и способ получения каждой из этих цифр (с этой целью возможна постановка вспомогательных задач, требующих определения значения одного из разрядов произведения независимо от других разрядов). В результате этой работы обычный прием умножения «в столбик» должен приобрести для детей совершенно иное психологическое содержание.

Значительное место в программе 3 класса отводится решению текстовых задач, работа над которыми должна осуществляться в процессе изучения всех тем. Основное внимание должно быть сосредоточено на формировании основных приемов работы над текстом задачи, способах моделирования отношений, представленных в условиях задачи, в виде различных схем, отыскивании на схеме равных величин, что имеет особое значение, так как, с одной стороны, придает всей предшествующей работе вполне определенный смысл, а с другой — позволяет детям выбрать наиболее рациональный способ решения задачи — алгебраический (посредством уравнения) илиарифметический (посредством составления математического выражения).

В контексте работы над задачами осуществляется обучение решению уравнений. Как и в 1 классе, их решение осуществляется с опорой на схему, при этом никакие «правила» не заучиваются. Дети должны решать уравнения, объясняя и обосновывая каждое свое действие, а не реализовывать готовый алгоритм.

Таким образом, предлагаемая программа 3 класса, будучи по формальной структуре программой формирования арифметических действий с многозначными числами, по существу предполагает усвоение принципов построения этих действий. Такое содержание программы является предпосылкой для организации деятельности детей, направленной на решение двух типов учебных задач. С одной стороны, это задачи, связанные с выявлением, анализом и содержательным обобщением свойств величин, чисел и математических действий. С другой стороны, это задачи, направленные на поиск и обоснование рациональных приемов выполнения того или иного действия. А в процессе этой деятельности и должны быть реализованы цели развивающего обучения на данном этапе.

Заключительная тема программы 3 класса предусматривает, прежде всего, формирование приемов деления многозначного числа на многозначное, в том числе и на однозначное. Конструирование деления любого многозначного числа на любое многозначное число требует последовательного выполнения следующих операций:

а)        нахождение первого неполного делимого по известному делителю (и наоборот, нахождение возможных делителей при известном неполном делимом), что, как правило, требует «разбиения» разрядов;

б)        определение количества цифр в частном по уже известному неполному делимому (и наоборот, нахождение первого неполного делимого по известному количеству цифр в частном);

в)        определение «подсказок»;

г)        подбор цифр в частном с опорой на «подсказки» (и наоборот, восстановление «подсказок» по известной цифре частного), а не на округление делимого и делителя, как это принято.

Овладение обобщенным способом выполнения письменных вычислений дает возможность оценить границы применения этого способа, что является основой для классификации устных и письменных вычислений.

В процессе формирования этих приемов должны быть закреплены и в значительной степени автоматизированы случаи табличного умножения и деления.

Выполняя устные и письменные вычисления, учащиеся не только осмысливают известные и новые приемы, но и придумывают аналогичные задания друг для друга. Так, подбирая многозначное делимое и однозначный делитель, кратный делимому, они ищут среди прочих такой способ, который позволил бы, не выполняя деления, узнать, будет ли делимое кратно делителю, что и приводит к постановке новой учебной задачи на конструирование признаков делимости.

Работая над признаками делимости, учащиеся тем самым отрабатывают умножение и деление многозначных чисел.

Авторизованная программа  по курсу «Математика» составлена на основе государственной программы «Математика» автора Э.И. Александровой.

               В связи с тем, что в учебном плане образовательного учреждения на предмет                                  « Математика» отведены 5 часов в неделю (170 часов в год), а государственная программа рассчитана на 4 часа в неделю (136 часов в год) возникла необходимость составления  авторизованной программы.

Данная авторизованная программа отличается от государственной по:

      - количество часов в учебном плане по программе 136 часов, фактически 170 часов;

      - распределению часов на изучение тем программы:

№ п/п

Разделы.темы

Количество часов

Государственная программа

Авторизованная программа

1

Понятия умножения и деления

24 часов

33 часа

2

Свойства умножения

12 часов

14 часов

3

Умножение и деление многозначных чисел

55 часов

69 часов

4

Действия  с многозначными числами

45 часов

54 часа

Итого:

136 часов

170 часов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Предмет: математика Класс 1 Тема «Сложение» Программа традиционная «Гармония»

Разъяснить смысл сложения и познакомить младших школьников с той  терминологией, которая употребляется в математике при сложении (выражение, сумма, слагаемые, значение суммы, равенство) на ...

Конспект урока по математике "Класс единиц и класс тысяч", УМК "ПНШ" (3 класс)

Цели деятельности учителя: введение понятия «класс»; ознакомление с классом единиц и классом тысяч.Планируемые результатыПредметные:Знать: класс единиц и класс тысяч, разряды каждого класс...

Технологическая карта урока математики. Класс миллионы.Класс миллиарды. 4 класс. УМК "Школа России"

Тема: "Класс миллионы. Класс миллиарды"Тип урока: урок «открытия» новых знаний;Цель урока: ознакомление с образованием и записью чисел, состоящих из единиц III и IV классовЗадачи...

Конспект урока по математике Класс: 2 Математика (для обучающихся с интеллектуальными нарушениями) (в 2 частях), Алышева Т.В.

Конспект урока по математикеКласс: 2   Математика (для обучающихся с интеллектуальными нарушениями) (в 2 частях), Алышева Т.В.Тема: Компоненты вычитания. Вычитание вида: 16-2.Цели: ознакомле...