Урок "Сравнение трёхзначных чисел"
план-конспект урока по математике (3 класс) на тему

Смирнова Нина Викторовна

Данный урок проходит в рамках учебного курса математики в третьем классе по программе "Школа 2100". Это  урок раздела 2 «Числа от 1 до 1000». Тема урока «Сравнение трёхзначных чисел». Цель урока: - формировать умение сравнивать трёхзначные числа». Тип урока: урок открытия новых знаний. Урок находится в связи с предыдущими и последующими уроками. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_sravnenie_tryohznachnyh_chisel_3kl_shkola2100.docx29.79 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Сравнение трёхзначных чисел (Урок введения нового знания)

Цели: 1. Закреплять представления о десятичной системе счисления.

2. Продолжать учиться читать и записывать трёхзначные числа, в том числе в виде разрядных слагаемых.

3. Закреплять навыки устных приёмов умножения и деления на 100, сложения и вычитания трёхзначных чисел, когда одним из компонентов является разрядное слагаемое.

4. Осуществить перенос и обобщение знаний о способах сравнения чисел в натуральном ряду на новый отрезок этого ряда.

5. Решать задачи изученных видов.

6. Развивать умения решать занимательные и стохастические задачи.

Формирование УУД;

  1. Познавательные УУДРазвиваем умения:

1. - ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг.

2. - отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников.

3. - добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).

4. - перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать математические факты и объекты

5. - делать выводы на основе обобщения умозаключений.

6. - преобразовывать информацию из одной формы в другую:

7. - представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.

2. Регулятивные УУД:Развиваем умения:

1 – самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения;

2 – совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему;

3 – составлять план решения отдельной учебной задачи совместно с классом;

Коммуникативные УУД:

Развиваем умения:

1.- доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи (выражение решения учебной задачи в общепринятых формах) с учётом своих учебных речевых ситуаций;

2. – доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы;

3. – слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения;

4. – читать про себя тексты учебников и при этом: ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя; отделять новое от известного; выделять главное; составлять план;

5. – договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).

Личностные УУД:

1. – придерживаться этических норм общения и сотрудничества при совместной работе над учебной задачей;

2. - в созданных совместно с педагогом на уроке ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, как себя вести.

Оборудование:

У учителя: ПК, презентация, проектор, , аудиозапись.

У учащихся: учебник по математике 3 класс, авторы: Т. Е. Демидова, С. А. Козлова, А. П. Тонких.

Педагогические технологии:

  • Компьютерные (информационные технологии обучения)
  • Групповые технологии
  • Игровые технологии
  • Информационно-коммуникативная технология
  • Технология проблемного обучения
  • Здоровьесберегающие технологии

                                                 Ход урока

Формирование УУД

I. Актуализация знаний.  1. Организационный момент. СЛАЙД 1 .

- Ребята, сегодня к нам на урок пришли гости. Давайте покажем, как мы умеем работать, чему научились. - Проверьте глазками, всё ли вы приготовили к уроку.- Садитесь.

СЛАЙД 2 .

 Прозвенел звонок весёлый.

 Мы начать урок готовы.

Будем думать, рассуждать.

И друг другу помагать.

- Каким бы вы хотели видеть сегодня урок математики?На доске открывается запись: СЛАЙД 3

УРОК:   Интересный
               Познавательный
               Развивающий
               Плодотворный

- Чтобы урок получился таким, недостаточно действий одного учителя, необходима и ваша помощь. Какими должны быть на уроке ученики?

На доске открывается запись: СЛАЙД 4

УЧЕНИКИ:   Активные
                     Думающие
                     Работоспособные
                     Внимательные
                     Дисциплинированные.

СЛАЙД 5. Надеюсь урок сегодня пройдет интересно. Прочитайте хором девиз нашего урока:

Мы умные         Мы дружные

Мы внимательные     Мы старательные

Мы отлично учимся

Все у нас получится

СЛАЙД  6- Вот уже не первый урок мы путешествуем на страницах учебника вместе с героями книги Александра Волкова «Волшебник Изумрудного города».    - Вам нравиться с ними путешествовать?

- Ребята, как зовут героиню из книги Александра Волкова «Волшебник Изумрудного города»? (Элли.) Слайд 7 .

 Сегодня я вам предлагаю помочь Элли и её друзьям выпутаться из тех трудных ситуаций, в которые они постоянно попадают -Поможем?  (звучит пес Элли)

- Откроем тетради, запишем число и класс работа.

- Итак, (СЛАЙД   8-9). Элли должна помочь Страшиле слезть с кола, на котором он висит, но сама она справиться не может, ей нужна ваша помощь.  Определите, какие числа пропущены?

497, 498,…,500

- Как изменяются числа в этом ряду? (Увеличиваются на 1)

-Какие числа здесь пропущены?

902, 901,…,899

- Как изменяются числа в этом ряду? (Уменьшаются на 1)

-Что означает каждая цифра в записи числа 902?-числа 498

-Назови соседей числа 498

-Назови последующее число для числа 899.

-Предыдущее для числа 700.

- Выполнено первое задание, и Элли отправляется в путь уже не одна, а вместе со Страшилой и Тотошкой. Дорога впереди предстоит долгая – нужно найти Изумрудный город, в котором живет Великий Гудвин.

(СЛАЙД   10-11 ) Вот они оказались на опушке, где у надрубленного дерева с высоко поднятым топором в руках, стоит Железный дровосек, который не может пошевелиться из-за того, что заржавел. Не оставим его в беде? Чтобы смазать его маслом нужно выполнить следующее задание.

- Запишите в столбик числа, котор задумала Элли.

Элли задумала число, в котором:

7с.6д.5ед., 7с.1ед., 4с.2д.  проверь себя (по экрану)

- Запишите эти числа в виде суммы разрядных слагаемых.

-проверьте себя и за это задание поставьте себе отметку карандашом.

- Молодцы! Не оставили дровосека в беде, смазали маслом и держим путь дальше.

II. Постановка проблемы(знакомимся…).- Шли они, шли, и увидели перед  указатели. Если влево пойдешь 356 км до Изумрудного города, если вправо пойдешь 382 км. СЛАЙД 12

- С какой проблемой они столкнулись? (Какой путь короче?)

- Какой возникает вопрос? (Как сравнивать трехзначные числа?) СЛАЙД 13 .

- Значит, какая тема урока СЛАЙД 14 ? (Сравнение трёхзначных чисел) 

- Какую цель ставим на урок? СЛАЙД 15 (Научиться сравнивать трёхзначные числа) 

Для чего нам это нужно? Где в жизни пригодится? Может пригодится когда работаешь учителем математики, строителем, бухгалтером        в  разных  расчетах, целью которых является создание чего нибудь   полезного

III. Открытие нового(узнаём…).- Железный Дровосек учил Страшилу сравнивать числа  с помощью числового отрезка. Ему нужно было сравнить числа 231 и 233. Он нашёл листок, сделал такой чертёж. СЛАЙД 16

- Придумайте объяснение, которое мог дать Железный Дровосек Страшиле. (большим из двух чисел является то число, которое на числовом отрезке расположено справа от другого и является следующим при счете)

- Но ведь пара чисел не всегда может находиться в таком близком соседстве. Где мне взять столько бумаги, чтобы начертить числовой отрезок для сравнения, например, чисел   654 и 955? - сказал Страшила и сознался, что умеет сравнивать числа без числового отрезка и стал учить Железного Дровосека. СЛАЙД  17. Придумайте объяснение, которое  Страшила мог дать Железному Дровосеку. Поработаем группами.

Вам нужно сравнить числа ……. Работа в группах .

 Объяснение должно быть понятным и кратким.

54     540                       650      640

700   800        542      543

СЛАЙД  18.Сравнение трёхзначных чисел. 1).Если одно число трёхзначное, а другое двузначное, трёхзначное всегда будет больше, т.к. в двузначном отсутствует разряд сотен.

2). Если оба числа трёхзначные, сначала сравниваем цифры в разряде сотен. Если они разные можем сравнить. Больше то число, у которого сотен больше.

СЛАЙД 19 3).Если в числах сотен поровну. Сравниваем цифры в разряде десятков. Больше число, у которого десятков больше.

4).Если в числах и десятков поровну. Сравниваем цифры в разряде единиц. Больше число, у которого единиц больше.

-Вы согласны с таким доказательством?

-Правильный ли вывод мы сделали? Слайд по способам сравнения.

- Сравните свой вывод с выводом на 20 странице учебника

Работа с текстом в оранжевой рамке с. 20.

- Прочитайте объяснение - Выберите для себя удобный способ сравнения чисел.

СЛАЙД  20 .А пока вы читаете, я вывешу вам алгоритм сравнения чисел, которые подарили нам герои писателя Волкова. Видно они знают, что скоро у нас будет самый любимый сказочный праздник Новый год и дарят ёлочку где написан алгоритм

Как же нужно сравнивать трёхзначные числа? (по разрядам)

- А вы сможете теперь сравнивать трёхзначные числа?

-По какому пути пойдут наши герои? Который путь короче?СЛАЙД 21 .

- Дорога долгая, поэтому наши друзья решили отдохнуть, чтобы утром продолжить путешествие. И мы с вами тоже отдохнём.    

IV. Физкультминутка СЛАЙД 22(Песенка друзей из м/ф «Волшебник Изумрудного города»).

V. Первичное закрепление (применяем…).- Дождавшись утра, Элли с друзьями отправилась в путь. Дорога предстояла трудная и опасная, через лес, в котором жил вечно голодный людоед.

СЛАЙД 23. Чтобы не попасть к нему в плен нужно постараться выполнить задания без ошибки.

Работа в парах.

Задание № 2, с. 20. (Сравните =) комментировать

799 * 800                 701 * 703

65 * 67                     650 * 648

Задание № 4, с. 21. самостоятельно

698 * 798         456 * 458

712 * 721         534 * 367      (Взаимопроверка)

СЛАЙД  24. № 5 с. 21      Устная работа      

VI. Тренинг (выбираем…). СЛАЙД 25

- Все обошлось как нельзя лучше. Элли с друзьями   миновали страшный лес.  В пути пели песни И вдруг на их пути встал громадный зверь. Чтобы он не проглотил Тотошку, нужно поскорее составить задачу.

Фронтальная работа.  Задача № 6 с. 21 СЛАЙД  26 .(Элли с друзьями были в пути 7 дней. За это время они спели 84 песни. За сколько дней они спели 60 песен, если каждый день они пели равное количество песен?) 

-Что известно в задаче?

-Что нужно найти?

- Сможем ли сразу ответить на вопрос задачи? Почему?

-Сможем ли узнать ?

-Как?

-Что находим первым действием?

Вторым действием?

Запишем ответ. –

Оказывается, это был  совсем не страшный зверь, а  лев. Он попросил наших друзей взять его с собой к Великому Гудвину. Шли они шли разговаривая и вспомнили про подарки, которые им подарили мигуны

 Задание № 7, с. 21

- Прочитайте текст задачи.

- Какие данные вы выбрали?

- Что сказано о количестве золотых ошейников?

- Составьте буквенное выражение решения.

( а ∙ 3 + с ∙ 3;    (а + с) ∙ 3)

- Давайте подберём значения этих переменных.

Задание № 8, с. 21 СЛАЙд 27

- Какие есть способы разбиения подарков на группы?   (По цвету, форме, размеру).

 СЛАЙД 28.

- Все ли данные имеются для нахождения объёма коробки?

- В каких мерах удобнее находить объём? (В дм).

- Переведите данные величины в единые меры и решите задачу.

(30 см = 3 дм, 200 мм = 2 дм;

5 • 3 • 2 = 30 дм³ - объём коробки.

30 : 5 = 6 дм³ - занимает шапка Бастинды)

СЛАЙД   29          .

И вот, наконец, наши друзья оказались у ворот Изумрудного города. Великий Гудвин помог Страшиле получить мозги, о которых он так мечтал. Но для того, чтобы Лев и Дровосек получили то, за чем пришли, Гудвин вынес Страшиле три коробочки. СЛАЙД 30. На первой было нарисовано блюдо со смелостью, на второй написано непустая коробочка, а на третьей нарисовано сердце. Гудвин сказал, что все надписи ложные. Если отгадаете, в какой коробочке что лежит, то наши герои получат просимое.

Молодцы! Вы помогли сегодня героям сказки исполнить заветные желания, и Элли отправляется домой на воздушном шаре! СЛАЙД 31. Давайте вернемся к вопросу нашего урока.

Как сравнивать трехзначные числа?( По разрядам)

VII. Итог урока Игра «Сравнение трёхзначных чисел». СЛАЙД  32           

Продолжите высказывания:

Своей работой я сегодня …,

потому что…

я научился (лась)…

теперь я могу…

Оцените свою работу на уроке? 

СЛАЙД    33        .

- С каким настроением уходим с урока?

- Какова же была задача  урока? (Научиться сравнивать трёхзначные числа).

- Решили мы эту задачу?

- Решите задачу для волшебника Гудвина:

Гудвин получил 146 писем от доброй волшебницы Виллины и 109 писем от доброй волшебницы Стеллы. Кто написал Гудвину писем больше? (добрая волшебница Виллина)

- А на сколько больше? (на 37 писем больше)

- Можете дать ответ на первый вопрос задачи?

- А на второй? Почему? А о том, как вычитать и складывать трёхзначные числа, мы узнаем на следующих уроках! Значит, наше путешествие продолжается

VIII. Домашнее задание. Задание  с. 21 №7    карточки СЛАЙД 34

СЛАЙД 35. Подошёл к концу урок,
Прозвенит сейчас звонок.
Вам девчонки и мальчишки,
Всем спасибо за урок.

Познавательные УУД:

Развиваем умения:

1 - ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг.

2. - отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников.

3 - добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).

4 - перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать математические факты и объекты.

5 - делать выводы на основе обобщения умозаключений.

6 - преобразовывать информацию из одной формы в другую:

- представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.

7. – переходить от условно-схематических моделей к тексту.

Регулятивные УУД:

Развиваем умения:

1 – самостоятельно

формулировать цели урока после

предварительного обсуждения;

2 – совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему;

3 – составлять план решения отдельной учебной задачи

совместно с классом;

4 – работая по плану, сверять

свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью класса;

5 – в диалоге с учителем и другими учащимися учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.

Коммуникативные УУД

Развиваем умения:

.- доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи (выражение решения учебной задачи в общепринятых формах) с учётом своих учебных речевых ситуаций;

Личностные:

1 – придерживаться этических норм общения и сотрудничества при совместной работе над учебной задачей;

2. – в созданных совместно с педагогом на уроке ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, как себя вести

Определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила поведения при совместной работе и сотрудничестве.

Совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им.
Оформлять свои мысли в устной форме.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок математики во 2 классе по теме "Сложение и вычитание трёхзначных чисел".

Урок математики во 2классе по учебнику Л.Г.Петерсон. Ознакомление с темой сложение и вычитание трёхзначных чисел....

Конспект урока« Вычитание трёхзначных чисел вида 804-467».

Подробный конспект урока в 4 классе по теме " Вычитание трёхзначных чисел вида 804-467"...

Презентация к уроку- путешествию « Вычитание трёхзначных чисел вида 804-467».

Презентация к уроку- путешествию по математике  в 4 классе....

« Конспект урока "Приёмы письменного умножения трёхзначных чисел на однозначные».

Подробный конспект  по математике урока в 4 классе к учебнику Моро идр....

Урок математики "Нумерация трёхзначных чисел. Сложения и вычитания, основанные на нумерации трёхзначных чисел."

Конспект урока  математики в 3 классе по теме "Нумерация трёхзначных чисел. Сложения и вычитания, основанные на нумерации трёхзначных чисел." На данном уроке учащиеся закрепляют умения в чтении и...