Урок по математике по теме "Доли" с самоанализом по ФГОС 3 класс Школа России
план-конспект урока по математике (3 класс) на тему

Сумина Галина Алексеевна

Познакомить с получением дробей и их обозначением; формировать понятие «доли».

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема урока: Доли.

Класс: 3

Цель урока: Познакомить с получением дробей и их обозначением; формировать понятие «доли».

Задачи:

- Познакомить учащихся с понятиями «доли», «дроби», «числитель», «знаменатель»; научить определять доли числа;

- Развивать логическое мышление, память, математическую речь, наблюдательность, вычислительные навыки;

- Воспитывать чувства коллективизма и взаимопомощи.

Оборудование: ПК, мультимедийный проектор, экран, модели долей, мандарины, яблоки, карточки с заданиями для устного счёта, листы оценивания, условные знаки.

Технологии и методы: работа в парах сменного состава, проблемный диалог, практическая работа

Тип урока: изучение нового материала.

Ход урока:

Этапы урока

Учитель

Ученики

  1. Орг. момент

Психологический настрой на урок

Ребята, к нам на урок пришли гости. Поприветствуйте гостей и подарите им свои улыбки.

Теперь посмотрите друг на друга и улыбнитесь.

А теперь подарим свои улыбочки друг другу. Я желаю вам, чтоб на уроке были активными, внимательными, дружными.

Впереди нас ждёт много нового и интересного.

  1. Устный счёт.

Работа в парах сменного состава.

В начале урока я предлагаю вам вспомнить таблицу умножения и поиграть в игру «Ручеёк».

1 – переходит левый ряд

2 – правый ряд.

Ребята проверяют друг у друга таблицу умножения и деления по самостоятельно составленным карточкам. Результаты ответов вносят в листки оценивания.

Х – ответ неверный

Х – правильный ответ

  1. Постановка цели урока.

Игровая ситуация.

Выявление проблемы.

  1.  Новый материал.

Изучение понятия «доля»

Исследовательская и практич. Работа

Работа с моделями.

Сравнение долей.

Знакомство с записью дробей.

Слайд 1

Слайд 2

  1.  Закрепление нового материала

  1. Итог урока

  1. Рефлексия

Сценка «Буратино на уроке Мальвины»

- Ребята, а вы как  считаете, можно ли поделить 1 яблоко на двоих?

 Почему нет?

Если да, то как записать решение?

Что мы видим, наши мнения разошлись.

Что мы должны узнать на уроке? Сформулируйте проблему.

Сколько у Буратино было яблок?

Можем ли мы разделить это яблоко на двоих? Как это можно сделать?

Учитель разрезает яблоко пополам.

Ребята, что обозначает число 1?

Что обозначает число 2?

По-другому часть, называют долей.

На доску вывешивается табличка         .

Что же обозначает это выражение 1 : 2?

Показываю половину яблока.

Какая это часть яблока?

Как же нам записать эту половину?

Мы взяли 1 яблоко и разделили на 2 одинаковые доли. Название доли зависит от количества равных частей, на которые разделили целое.

Если разделить на 2 части, то 1 из этих частей – одна вторая.

Если разделить на 3 части, то 1 из этих частей – одна третья.

- А если разделить на 4 части, то как назвать 1 из 4-х частей?

А если на 100 долей, то как назовём 1 долю из 100?

Теперь попробуйте сами разделить фигуры на доли. Возьмите в руки круг. Сложите его пополам. Разрежьте пополам.

Сколько долей у вас получилось?

Покажите мне ½ долю.

- Что такое половина?

  1. Зелёная полоска разделена на 5 неодинаковых частей.
  2. Розовая полоска разделена 5 одинаковых частей.

Рассмотрите зелёную полоску. Можно ли сказать, что она разделена на 5 долей. Почему нет?

Что можете сказать о розовой полоске?

Закрасьте 1/5 долю.

Возьмите голубую полоску. На сколько долей она разделена?

Закрасьте 1/10 долю.

Какая доля больше 1/5 или 1/10?

Физминутка «Карусель»

Еле, еле, еле, еле

Завертелись  карусели,

А потом кругом, кругом,

Всё бегом, бегом, бегом.

Тише, тише,

Не спешите!

Карусель остановите.

Раз, два, раз, два!

Вот и кончилась игра!

А сейчас я предлагаю вам посмотреть мультфильм из цикла «Карусель»

Просмотр м/ф «Мы делили апельсин»

Сколько апельсинов было у зверят?

Сколько долек досталось ежу? Запись числа 1.

На сколько долей его разделили? Запись числа 5.

Куда я записала число 5?

Ребята, в математике действие деление можно записать не только :, но и вот такой чертой ____. Эта черта называется дробной чертой, а запись, которая у нас получилась, называется дробью.

Понятия вывешиваются на доску.

Какую дробь мы получили?

А теперь давайте разберём, как называются и что обозначают числа в дроби.

Что такое 1?

Что такое 5?

Это число называется ЗНАМЕНАТЕЛЬ.

Что же обозначает 1?

Это числа называется ЧИСЛИТЕЛЬ.

Где записываем числитель?

Где записываем знаменатель?

Запишите в свои справочники новую информацию.

Составьте схему дроби.

Ребята, так какую же запись должен был сделать Буратино? Запишите в тетрадь или исправьте свои записи.

Физминутка для глаз

Работа с учебником.

Откройте, пожалуйста, учебники на странице 80.

  1. Найдите и прочитайте правило.

Кто может ответить на вопрос?

Какой сделали вывод?

  1. Авторы учебника хотят вас угостить пирогом. Прочитайте задание 1.

№1 (1) – устно. Коллективная работа

№1 (2) – письменно.

  1. Задание №2. Коллективная работа

  1. Работа с мандаринами.

Я вам за хорошую работу на уроке принесла мандарины. На сколько долей я разделила 1 мандарин?

Сколько я дала долей Ване? Запишите в тетрадь.

Сколько долей я дала Лизе? Запишите.

Раздача мандаринов.

Ребята, что нового вы узнали на уроке?

Что такое доля?

Как можно заменить действие деление?

Как называется число, стоящее над дробной чертой? А под дробной чертой?

Оцените свою работу на уроке.

Кто понял новый материал, поднимите «+», кто не понял, поднимите «-», кто не совсем понял, поднимите «?».

Кому урок понравился, и вы себя чувствовали на уроке уютно, поднимите «+». Если вам урок не понравился, поднимите «-».

Оценивание учащихся.

Д/З – стр. 81 №3, №7.

Приложение:

Презентация;

Таблички

Листы оценивания.

– Сядьте, положите руки перед собой. Не горбитесь. Мы займемся арифметикой…
– Вот вам яблоко
(дает). К вам подошел Некто и просит поделиться яблоком. Сколько достанется каждому?
– Нисколько! Я же не отдам же Некту яблоко, хоть он дерись!
– Буратино, подумайте хорошенько. Вам не надо отдавать яблоко, вам надо его поделить.
(Буратино думает.)
– Никак не делится. Вот если бы у меня было 2 яблока, то может быть и можно было бы поделить, и то вряд ли, а одно, никак не делится.
– Нет в арифметике такого действия, чтобы одно яблоко на двоих делить.
– Буратино, у вас нет никаких способностей к математике.

-Да.

-Нет.

Варианты дети записывают на доске.

Узнать, как можно 1 разделить на 2.

1 яблоко

Ребёнок выходит к доске и предлагает решение. (разрезать яблоко на 2 части).

1 яблоко.

2 половины, 2 части.

1 яблоко разделили на 2 части, на 2 доли.

Одна вторая.

Дети предлагают варианты и записывают их на доске.

Одна четвёртая.

Одна сотая.

2 доли.

Когда целое разделили на 2 равные части. Одна из этих частей половина.

Так как части разные.

Она разделена на 5 равных долей.

На 10 долей.

1/5 доля больше, чем 1/10.

1 апельсин

1 доля.

На 5 долей.

Под цифрой 1.

1/5.

1 доля

На 5 долей разделили апельсин.

Сколько долей мы взяли из апельсина.

Над дробной чертой.

Под дробной чертой.

½ яблока

Чтение правила.  

¼ < ½

Чем больше равных частей надо получить, тем меньше будет доля.

1/12 доля

Зелёные – ½

Розовые – 1/3

Жёлтые – ¼

Голубые – 1/8

Половина > 1/3

¼ > 1/8

На 7 долей.

1/7 долю

2/7 доли.

На сколько частей разделили целое.

Дробной чертой.

Числитель; знаменатель.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Мы делили апельсин. Много нас, а он один. Эта долька – для ежа. Эта долька – для чижа. Эта долька – для утят. Эта долька – для котят. Эта долька – для бобра.

Слайд 3

Дробь 1 5 Число, стоящее над чертой дроби - числитель Число, стоящее под чертой дроби- знаменатель

Слайд 4

Спасибо за урок!

Слайд 5

Литература и ресурсы: Плахотник Л. Ю. Анимация стихотворения «Апельсин» А.Н. Толстой «Золотой ключик, лили приключения Буратино» – М., «Детская литература», 1982



Предварительный просмотр:

Оценочный лист Суминой С

1

2

3

4

5

6

Лукьянчиков  П

Рыбников Д

Яковлева С

Оценочный лист Яковлевой  С

1

2

3

4

5

6

Лукьянчиков  П

Рыбников Д

Сумина С

Оценочный лист Лукьянчикова П

1

2

3

4

5

6

Сумина С

Рыбников Д

Яковлева С

Оценочный лист Рыбникова Д

1

2

3

4

5

6

Лукьянчиков  П

Сумина С

Яковлева С



Предварительный просмотр:

        



Предварительный просмотр:

Анализ урока «Доли.»

  1. Тип урока: изучение нового материала
  2. Цель и задачи урока
  3. Ожидаемый результат: чтобы дети поняли что доля – это одна из равных частей целого, чтоб научились записывать доли и читать их, запомнили понятия «числитель», «знаменатель», «дробная черта». Большинство детей материал усвоили.
  4. Характеристика класса: ребята активные, хорошо могут работать на уроке, в достаточно быстром темпе, могут вести диалог, ставить проблему и пытаться её решать.
  5. Структура урока:
  1. Орг.момент – психологический настрой детей на урок.
  2. Устный счёт

Был проведён в форме игры «Ручеёк», используя технологию «Работа в парах сменного состава». Дети раскрепощаются, учатся оценивать друг друга, проявляют друг к другу доброжелательные отношения, взаимоуважение.  Дети учатся слышать друг друга, доказывать свою точку зрения. Воспитывается самостоятельность, так как задания к уроку готовили сами, создавали карточки на уроке технологии.

  1. Постановка цели урока:

- Использовался игровой приём – разыгрывание сценки

- технология проблемного диалога – для выявление проблемы и в течение урока, ребята стараются самостоятельно прийти к решению поставленных учителем вопросов.

  1. Изучение нового материала:

- Использовала практический метод, чтобы дети поняли понятие «Доля»: разрезали, заштриховывали фигуры;

- просмотр мультфильма , чтобы показать как образуется дробь,

- используется ИКТ,  анимация на слайде, для объяснения записи дробей.

В течение урока используется метод логико-мыслительной деятельности при сравнении и сопоставлении материала

  1. Закрепление нового материала:

- работа со справочниками - анализ полученных знаний

- самостоятельная работа с правилом

- коллективная работа по отработке навыков записи и сравнении долей.

  1. Итог урока  - проверка полученных знаний, домашнее задание, оценивание учащихся

  1. Рефлексия – проверить состояние учащихся на уроке, выявить проблему для следующего урока.
  1. Результат урока:

С поставленными задачами справилась/ не справилась;

Материал учащимися был усвоен/ не до конца усвоен;

Детям на уроке было интересно/не интересно;

На уроке ученики были активны/ не активны.



Предварительный просмотр:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по математике в соответствии с ФГОС УМК "Школа России" по теме "Задача"

План- конспект урока по математике 1 класс в соответствии ФГОС  УМК "Школа России" учебник Моро...

Урок-практикум по закреплению пройденного материала 3 класс "Школа России"

Закрепление пройденного материала.Многозначные числа. ...

Урок русского языка "Всё о глаголе"3 класс "Школа России"

Обобщающий урок русского языка в 3 классе по теме:" Глагол"....

урок по окружаещему миру охрана животных 3 класс Школа "России" Плешаков.

открытый урок по окружающему миру для 3 класса. Тема охрана животных. Школа "России" Плешаков....

Конспект урока окружающего мира "Кто такие рыбы?". 1 класс. "Школа России".

Данный материал представляет собой подробный конспект урока с описанием планируемых результатов, с применением ИКТ. К конспекту прилагается презентация урока....

Урок на тему:" Склонение имён существительных", 3 класс, "Школа России"

В данной работе предоставлен конспект урока и презентация к нему....