Конспект урока "Письменное умножение и деление двух чисел, оканчивающихся нулями" (4 класс, УМК "Школа России")
план-конспект урока по математике (4 класс) на тему

Аксарина Светлана Сергеевна

Конспект урока "Письменное умножение и деление двух чисел, оканчивающихся нулями" (4 класс, УМК "Школа России")

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 4_kl_pismennoe_umnozhenie_dvuh_chisel_ok-sya_nulyami.doc138 КБ

Предварительный просмотр:

Этапы урока. Методы и приёмы

Хроно-метраж

Содержание урока

Формируемые
 УУД

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.Этап самоопределения к деятельности.    
Словесный метод.

-беседа

2 мин

Здравствуйте, ребята!  Меня зовут Светлана Сергеевна, я сегодня у вас проведу урок  математики.
Прозвенел звонок – начинается урок.                                       Чтоб урок прошёл прекрасно,
Хорошо, отлично, классно                                                                                   Говорю  вам пожеланье:                                                            Пожелание удачи, пожелание добра.                                                     Пожелание терпенья и, конечно же, уменья.
                                               

Повернитесь друг к другу, пожелайте удачи, добра… улыбнитесь.

- Ребята, а что нужно человеку, чтобы быть успешным, жизнерадостным, здоровым?                    

 - Улыбаясь друг другу, какие эмоции вы получили?

Садитесь за парты.

Приветствовать, слушать учителя

Включаться в учебную деятельность. Поддерживать диалог.

Отвечать на вопросы.

Выдвигать свои предположения.

самоопределение (Л);

смыслообразование (Л);

планирование учебного

сотрудничества с учителем и

сверстниками (К)

2. Актуализация знаний и мотивация.
Словесный
метод

- беседа

- рассказ

Наглядный метод

- демонстрация

- наблюдения учащихся

5мин

Ребята, я предлагаю вам решить логическую задачку.
Рассеянный мальчик вышел из дома и пошел к своему другу Андрею. Расстояние между их домами 2 км. Когда он прошел половину пути и сел отдохнуть, то вспомнил, что забыл дома книгу. Мальчик вернулся домой, взял книгу и снова пошел к Андрею. Когда он подошел к его дому, то вспомнил, что на месте отдыха забыл сумку. Мальчику пришлось вернуться за сумкой и снова идти к другу. Когда он пришел к Андрею, то понял, что вместо 2 км он прошел гораздо больше. Сколько км прошел мальчик? (
6км)

- Посмотрите внимательно на экран и предложите работу, которую мы можем выполнить. (-Можно посчитать треугольники.  Можно выявить закономерность.)

-Какую закономерность вы установили, исследуя первое выражение? (это произведение чисел 6 и 9)

-Предлагаю прежде, чем вы назовёте произведение, объяснить приём умножения.

1)6*9= 54     2) 26*3=78                  3) 139*0=0

4) 264*10=2640   5) 92*100=9200    6) 600*90

(По мере поступления ответов на экране появляются результаты рассуждения) (Слайд 3)

1) табличное умножение

2) внетабличное умножение      

(разбиваем на разрядные слагаемые)

3) умножение на нуль

4) увеличение числа в 10 раз, приём умножения  на 10

5) приём умножения на 100

6) затрудняются

- Почему вы затруднились назвать произведение в 6 треугольнике? (- Не можем, так как с этим приёмом умножения ещё не знакомы (умножение на числа, оканчивающееся нулями))

Участвовать в диалоге.

Решать задачу

Решать примеры

Отвечать на вопросы.

извлечение необходимой

информации из текстов (П); осознанное и произвольное построение

речевого высказывания(П); выражение своих мыслей с

достаточной полнотой и точностью

(К); учет разных мнений (К);

3. Постановка учебной задачи.

Словесный метод

- беседа

1мин

Попробуйте сформулировать тему урока.

Тема урока: Письменное умножение двух чисел, оканчивающихся нулями.

Чему мы научимся? (Мы научимся умножать числа, оканчивающиеся нулями)

Выдвигать предположения темы урока.

Ставить цель.

самоопределение (Л);

целеполагание (Р); постановка и формулирование

проблемы (П);

4. Открытие нового знания.
Словесный метод

- беседа

- рассказ

- объяснение

Практический метод

- учебно-производительный труд

- упражнение

Наглядный метод

- демонстрация

Работа с учебником

Физ.минутка

Практический метод

- упражнение

7мин








5 мин

1-2 мин

10мин

Великий Сократ говорил о том, что научиться играть на флейте можно только, играя самому.

-Так и вы можете научиться умножать такие числа, думая только своей головой и пытаясь решить самостоятельно. (Слайд 4) 600*90

- У кого есть предположения, как можно вычислить этот пример?

(- устно, на калькуляторе, столбиком.)

- Хорошо, если вычислим на калькуляторе, получим готовый ответ, мы пополним копилку наших знаний? (Нет)

- Вы предлагали решить этот пример устно. Давайте попробуем.

600 = 6 сотен * 90 = 6 сот. * (9*10) = 540 сот.= 54000
А теперь давайте сверим наше решение с учебником.

Откройте учебник на стр. 15 прочтите объяснение

- Как вы думаете, можно ли эти примеры вычислить устно (Нет)

- Если сложно вычислить устно, то выполняют умножение письменно

- Просмотрите как записано решение письменно или устно (письменно)

Откройте тетради, запишите число, «Классная работа»

Давайте рассмотрим примеры в учебнике в объяснении.

Как вы видите, примеры записываются так, чтобы нули остались справа, умножаются числа, не обращая внимания на нули, а потом приписывается столько нулей, сколько их записано в конце обоих множителей.

Запишем первый пример

   7600

*   40

 304000

- Попробуйте вывести правило умножения чисел, оканчивающихся нулями. (обсуждение)

Дети выводят алгоритм:

  1. Если первый множитель оканчивается нулями, то второй множитель записывается под первым так, чтобы нули остались справа, а затем умножаем числа не обращая внимание на нули.
  2. К полученному произведению приписываем столько нулей, сколько их записано в конце обоих множителей вместе.

Совершенно верно!

Теперь давайте решим №54.
(3 человека у доски, по столбику, остальные у себя в тетради)

Давайте проверим.

4200*90=378.000    23480*30=704.400       6290*800=5.032.000

640*500=320.000    7810*700= 5.467.000    43400*200=8.680.000

А сейчас мы с вами немного отдохнем и потанцуем! Вы любите танцевать? (танец «Птичка»)

Как вы хорошо танцуете! Похлопайте сами себе.

Мы немножко отдохнули, а теперь снова за работу.

Сейчас мы с вами решим задачу №56.

О чем эта задача? (о теплоходах)

Что известно? (скорость 1 теплохода и время, и то, что второй прошел третью часть пути, пройденного первым)
Что нужно узнать? (нужно поставить вопрос к задаче)

Какой вопрос можно поставить к задаче? (Скорость второго теплохода; Какое расстояние между пристанями? Сколько километров прошли оба теплохода?)

Как мы можем это найти?

1.Какая скорость второго теплохода?
1) 36*4=144(км) – прошел первый теплоход

2) 144:3=48(км) – прошел второй

3) 48:4=12(км/ч) – скорость второго

Ответ: 12 км/ч

2.Какое расстояние между пристанями?

1)36*4=144(км)- расстояние, которое прошел первый теплоход до встречи

2)144:3*1= 48(км)-расстояние, которое прошел второй теплоход до встречи

 3)144+48=192 (км)- расстояние между пристанями

Ответ: 192км

3. Сколько километров прошли оба теплохода?

1) 36 * 4 = 144 (км) пошёл 1 теплоход

2) 144 : 3 = 48 (км) прошёл 2 теплоход 

3) 144 + 48= 192 (км) прошли оба теплохода.

Ответ: 192 км

Молодцы!

Выдвигать гипотезы

Выводить алгоритм

Выполнять задание; анализировать;
Работа с учебником

Повторять движения

Планировать решение задачи

Наблюдать за изменением решения задачи при изменении ее условия (вопроса).

Решать задачу





Контролировать свою деятельность по ходу или результатам выполнения задания по правилу, алгоритму(Р);

Умение выбирать и использовать в ходе решения изученные алгоритмы, свойства арифметических

действий(П); Владеть общими приемами вычислений (П);

Владеть общими приемами решения задач(П); Строить логическую цепь рассуждений(П);

5. Первичное закрепление

Словесный метод

- рассказ

Практический метод

- упражнение

5 мин

А сейчас я вам буду говорить примеры, ваша задача – их решить

(Под диктовку дети записывают выражения в тетрадях и находят их значения. Один ученик работает у доски.)

1.Произведение чисел 700 и 500 уменьшить в 100 раз. (3500)

2.Разность чисел 63 и 27 умножить на 30. (1080)

3.Сумму чисел 44 и 26 увеличить в 70 раз. (4900)

4.Число 6300 разделить на произведение чисел 35 и 2. (900)

5.Из числа 3600 вычесть произведение чисел 40 и 90. (0)

Выполнять задание

Строить логическую цепь рассуждений(П); анализ, синтез, сравнение,обобщение, аналогия(П); выполнение действий по алгоритму (П); контроль и самоконтроль учебных действий(Р); выполнение действий по алгоритму

(П);

6.Самостоятельная работа с самопроверкой.

Практический метод

- упражнение

Словесный метод

- беседа

4-5 мин


Ребята, а сейчас самостоятельно решите №55 в тетрадях.

300*900=270000        70*9000=630000        250*200-7020:4=48245

А теперь проверим, обменяйтесь тетрадями с соседом по парте.

(Один ученик отвечает, после этого ответ на слайде)

Молодцы!

Работа с учебником.

Выполнять задание письменно




контроль и самоконтроль учебных действий(Р); выполнение действий по алгоритму

(П); коррекция (Р); оценка (Р); Умение выбирать и использовать в ходе решения изученные алгоритмы (П);

7.Включение в систему знаний

Словесный метод

- беседа

Работа с учебником

3 мин

Ребята, давайте решим №57 устно

Так как мальчики вышли из дома одновременно, следовательно, Коля шел до встречи с Ваней тоже 12 минут
8ч 30мин+12мин=8ч 42мин - время, в которое мальчики встретились

8ч 42мин-8ч 30мин=12мин - был в пути Коля
 Ответ: Коля был в пути 12 минут.

________________________________________________________

№58 (доп.)

I способ:

1) 73-63=10 (лет) - возраст Маши.

2) 65-10=55 (лет) - возраст бабушки.

3) 63-55=8 (лет) - возраст Оли.

II способ

1) 73-63=10 (лет) - возраст Маши.

2) 73-65=8 (лет) - возраст Оли.

3) 73-(10+8)= 55 (лет) - возраст бабушки.

Ответ: Оле - 8 лет, Маше - 10 лет, а бабушке 55 лет.

Проверка:

8+10+55=73 (года) - им вместе.

Решать задачу устно

Работа в учебнике

Выполнять задание

Владеть общими приемами вычислений(П);

применять базовые знания для решения конкретной проблемы(П); анализ, синтез, сравнение,

обобщение, аналогия (П);установление причинно-

следственных связей(П); контроль, коррекция, оценка (Р)

8. Рефлексия деятельности
(по продукту)

Словесный метод

- беседа

3мин

- Какова тема нашего урока? Какие цели мы ставили в начале урока? Ответили на вопрос урока? Достигли мы целей?

- Ребята, что нового узнали на уроке? (Мы учились умножать два числа, оканчивающихся нулями.)

-Что повторили на уроке? (Мы повторили решение задач на движение и решение уравнений.)

- Заполните, пожалуйста, анкетки, которые я вам выдала. (3-5 человек отвечают)

Подводить итоги

отслеживать цель учебной деятельности(Р); рефлексия способов и условий

действий (П); самооценка (Л); адекватное понимание причин успеха/ неуспеха в учебной

деятельности (Л);

   Дата: 31.01.17
  Школа: №152                                                                                                                                             Учитель: Селянина Наталья Викторовна

   Класс: 4 «а»                                                                                                                                                Студентка: Аксарина Светлана

   Кабинет: 215                   Методист: Серебренникова Светлана  Валентиновна


КОНСПЕКТ УРОКА МАТЕМАТИКИ
Тема: «Письменное умножение двух чисел, оканчивающихся нулями»

Цели деятельности учителя:
1)Ознакомить с письменным приемом умножения двух многозначных чисел, оканчивающихся нулями; повторить решение
задач с величинами: скорость, время, расстояние; закрепить умения решать уравнения.

2)развивать логическое мышление, математическую речь, внимательность, смекалку.

3)воспитывать трудолюбие и дружелюбие

Планируемые результаты:
Предметные: уметь выполнять правильно арифметические действия; применять базовые знания в практике.

Личностные: создание условий для положительной мотивации к учению, оценки собственной деятельности, формирование умения вступать в  сотрудничество.


Тип урока:  урок открытия нового знания 


Оборудование: презентация, учебник: М.И.Моро «Математика» 4 класс, часть2,