Главные вкладки

    Урок по математике "Вычитание числа 5"
    методическая разработка по математике (1 класс) на тему

    Графова Ольга Сергеевна

    Урок по математике "Вычитание числа 5"

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon tehnologicheskaya_karta_uroka_matematiki.doc383 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное  общеобразовательное учреждение

    «Начальная общеобразовательная школа с. Малые Озёрки

    Новобурасского  района Саратовской области»

    Урок   математики

    тема: «Вычитание числа 5»

    1  класс

    УМК «Начальная школа 21 век»

    Графова Ольга Сергеевна,

    учитель начальных классов МОУ «НОШ с. Малые Озёрки»


    Тема

    Вычитание числа 5.

    Цели

    Образовательные:

    1. Организовать деятельность учащихся по ознакомлению с приёмами вычитания  числа 5.

    2. Способствовать формированию навыка выполнения вычислений по частям.

    3. Закреплять умение решать задачи.

    Развивающие:

    Способствовать развитию математической речи, оперативной памяти, произвольного внимания, наглядно-действенного мышления.

    Воспитательные:

    Способствовать воспитанию культуры поведения при фронтальной, индивидуальной работе.

    Формирование УУД:

    - Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

    -  Регулятивные УУД: развивать умение планировать необходимые действия; контролировать процесс и результат деятельности, адекватно оценивать свои достижения; осознавать возникшие трудности, искать их причину и пути преодоления.

    - Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им.

    - Познавательные УУД: развивать умение самостоятельно находить и извлекать нужную информацию, осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, классификации,  устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы.

    Планируемые результаты

    Предметные: 

    Выполнять вычитания   числа 5 по частям, объяснять свои действия.

    Осуществлять проверку правильности выполненных вычислений.

    Использовать при выполнении вычислений изученные свойства действий.

    Воспроизводить наизусть результаты изученных табличных случаев сложения и вычитания чисел 1, 2, 3, 4. Конструировать тексты арифметических задач, используя рисунки.

    Личностные:
    Уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

    Метапредметные:

    Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по составленному плану;  оценивать правильность выполнения действия;  планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; высказывать своё предположение.  (Регулятивные УУД)

    Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им.  (Коммуникативные УУД).

    Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. (Познавательные УУД).

    Основные понятия

    Состав числа пять; вычитание, связанное  с составом числа пять; компоненты вычитания.

    Межпредметные связи

    Математика, окружающий мир, литературное чтение.

    Ресурсы:

    - В.Н. Рудницкая. Математика: 1 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. Ч. 2 – М.: Вентана-Граф, 2015;

    - В.Н. Рудницкая. Математика: 1 класс: рабочая тетрадь № 3 для учащихся общеобразовательных учреждений. -  М.: Вентана-Граф, 2016.

    - листочки с заданиями;

    - домик «Состав числа 5»;

    - алгоритм самооценки.

    Организация пространства

    Фронтальная работа, индивидуальная работа.


    Технологическая карта урока

    Технология проведения

    Деятельность

    учителя

    Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов

    Деятельность

    учеников

    УУД

    I. Самоопределение к деятельности.

    ( 1 мин)

    Цель: 

    -включение в учебную деятельность на личностно-значимом

    уровне.

    Доброе пожелание, положительный настрой на урок.

    Громко прозвенел звонок.

       Начинается урок

       Очень тихо вы садитесь 

      И работать не ленитесь.

    А сейчас покажите свой настрой на урок математики.

    Какому смайлику соответствует ваше настроение?

                             

    Я желаю, чтоб хорошее настроение было до конца урока.

    Настрой  на дальнейшую работу.

     Коммуникативные:

    -умение поддержать разговор на интересную тему;

    -умение слушать и понимать речь других;

    -включение в учебный процесс.

    II. Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности.

    (6мин)

    Цель:

    готовность и осознание потребности к построению нового способа действий.

    Создаёт  условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность.

    Организует работу в паре, фронтальную работу с классом в форме опроса.

    Ставит проблемный вопрос.

    Фронтальная проверка.

    -Чему мы учимся на уроках математики?

    - Все ваши умения пригодятся сегодня на уроке, а внимание – особенно.

    -Посмотрите внимательно на доску, что можете сказать про числа, которые   вы видите.

    -Докажите. 

    - Назовите компоненты при вычитании?

    -Как вы считаете, какое уточнение  нужно сделать?

    Сможем это сделать, только выполнив несколько заданий. Поработаем  в паре. 

    Перед вами листочек с заданиями.

         Карточка № 1. Мама купила 5 яблок, среди них есть красные и зелёные. Сколько яблок каждого цвета могло быть? 

    Дети. Красных - 1, зелёных - 4; красных - 2, зелёных - 3; красных -3, зелёных - 2; красных - 4, зелёных – 1 («заселяют» домик на доске).

    Учитель. Могло ли быть 5 яблок одного цвета?

    Дети. Нет.

    Учитель. Почему нет? Докажите.

    Дети. По условию сказано, что должны быть яблоки того и другого цвета.

    Учитель. Объясните, как можно вычесть число 5.

    - Назовите отрезок натурального ряда чисел.

    Какое число здесь лишнее?   Почему?  Что можете сказать об этом числе?

    Найдите карточку №2

    - Сформулируйте  задание, связанное с числом 10.

      10

    6      7

    8       1

    9       2

    3      4

    Взаимопроверка.

    Для чего нам нужно знать состав 10?

    Какие примеры мы учимся решать?

    Откройте учебник на стр.70. найдите №11.

    Что можете сказать по поводу записей?

    Попробуйте сформулировать тему урока.

    Какая перед нами стоит цель?

    Какое задание вы должны выполнить?

    Значение, каких числовых выражений вы сможете выполнить без затруднений?

    (13-5, 12-5, 11-5, 14-5, 15-5, 10-5). Обоснуйте свой выбор.

    Работая в парах, дети находят пути вычитания числа 5 с переходом через 10. В выражениях, вызвавших затруднения.

    Демонстрируют знаний, умения.

    считать, называть компоненты, решать задачи

    -Числа от 1 до 20. Это натуральный ряд чисел.

    Работают в паре.

    Участвуют  в обсуждении представленного задания.

    10

    (четное двузначное, состоит из 1 десятка или 10 единиц.  Соседи числа 9 и 11.

    -Формулируют задание: вспомнить состав числа 10, соединив числа парами.

    -Оценивание работы соседа.

    Прибавление и вычитание без перехода и с переходом через 10.

    Вычитание 5.

    Научится вычитать 5.

    Вычесть 5.

    Работа в тетради.

    (числовые выражения, содержащие уменьшение числа на 5)

    Познавательные:

    -умение ориентироваться в своей системе знаний.

    Личностные:

    -формировать способности к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;

    -установка на здоровый образ жизни.

    Регулятивные:

    -оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки.

    Коммуникативные:

    -уметь оформлять свои мысли в устной форме;

    -умение сотрудничать, вступать в дискуссию, анализировать, доказывать, отстаивать свое мнение.

    III. Выявление места и причины затруднения

    (4 мин)

    Цели:

    - выявить место (шаг, операция) затруднения;

    - зафиксировать во внешней речи причину затруднения.

    Учит  беречь свое здоровье (осанка, зрение)

    Создание  познавательной  проблемной ситуации.

    -Найдите карточку №3.

    Предлагаю выбрать любую строку примеров для  их решения

    3+7=    5+7=    13-5=

    5+8=     14-5=   9-5=    

    10-7=    11-5=   2+8=

    12-5=     4+7=   6+5=

    - Какое выражение вызвало затруднение? Почему? Чего мы пока не знаем?

    Запись на доску примеров, которые вызвали затруднения у учеников

    13-5   14-5   11-5  12-5

    - А вы можете решить данные примеры?

    Самостоятельно   подходят к теме урока.

    -Работа на карточке - индивидуально.

    Коммуникативные:

    -уметь оформлять свои мысли в устной форме.

    Познавательные:

    --уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.

    Личностные:

    -установка на здоровый образ жизни.

    Физкультминутка (1 мин)

    Учит  беречь свое здоровье

    Хомка, хомка - хомячок, полосатенький бочок

    Хомка раненько встаёт, шейку мылит, шейку трёт

    Убирает Хомка хатку и выходит на зарядку

    1,2,3,4,5 хочет Хомка сильным стать.

    Выполнение  физкультминутки

    Личностные:

    -установка на здоровый образ жизни.

    IV. Построение проекта выхода из затруднения

     ( 15   мин)

     т.е.

    построение детьми нового способа действий и формирование способностей к его выполнению.

    Побуждает   учащихся к обсуждению и выявлению причин возникших затруднений.

    Организует  работу в паре.

    Частично - поисковая деятельность.

    Побуждает к анализу собственных действий

    Организует анализ учащимися проблемной задачи, ее решение.

    Помогает учащимся планировать и выполнять действия.

    Организует работу в паре.

    Побуждает к анализу собственных действий

    -В совместной деятельности найдем приемы решения примеров вычитания числа 5 с переходом через десяток.

    Предлагаю вам  в паре подумать над решением  примера 12-5.  Все  необходимое для работы лежит у вас на партах. Возможно, вам помогут в работе фишки.

    ( на партах – карточка с примером, фишки)

    Будьте вежливы при ведении диалога с соседом. Помните, время у вас ограничено. По сигналу работа заканчивается.

    -Желаю успехов!

    - Какие пути решения вы нашли?

    1прием:  

    1.Сначала вычитаем столько, чтобы получилось 10.

    2.Вспоминаем состав числа 5  (вычитаемого), используем сумму удобных слагаемых.

    3. Вычитаем второе слагаемое.

    Молодцы.

    Кто из вас может предложить другой способ решения примера?

    Откроем учебник на с. 70. внимательно изучите №13 на этой странице и сделайте вывод, совпали приёмы вычитания?

     А сейчас наша задача: в совместной работе составить алгоритм к  приему вычитания числа 5 с переходом через десяток. 

    Записываем в тетрадь:

    12-5=

    1. Вычитаем  до 10.

    2. Используем удобные слагаемые.

    3.Находим разность.

    Предлагаю опорную схему для решения примеров на вычитание числа 5.

    12-5=

    Какие вы молодцы! Вы сами нашли приемы вычитания с переходом через десяток.

    А сейчас, используя алгоритм и схему, выполните оставшиеся примеры на вычитание 5 сначала на карточке, а потом в тетрадях.

    Учебник, стр. 71, № 16.

    Решите примеры по вариантам, запишите ответы.

    ( учитель оказывает индивидуальную помощь отдельным ученикам)

    Взаимооценка.

    -Оцените работу: (на полях тетради)

    -Выполнил без ошибок – зелёный кружок;

     - с ошибками – красный.

    Проверка работы с экрана.

    Эталон для самопроверки.

    - У кого всё правильно?

    - У кого есть ошибки?

    - В каком месте ошибки?

    - В чём причина?

    Самооценка по алгоритму, (с использованием смайликов)

    -Кто решил без ошибок?

    -кто допустил 1 ошибку?

    -Кто допустил две ошибки?

    -Кто допустил более двух ошибок?

    Выдвигают варианты формулировок темы и цели урока.

    -Поиск решения

    Высказывают свой прием решения примера на вычитание с переходом через десяток

    -Работа по учебнику.

    Анализ проблемной ситуации, поиск решения, выдвижение и проверка  своих решений.

    -Нахождение пути решения примера.

    -Выдвигают вариант приема решения

    -Сверяют результаты своей работы с предложенным вариантом на доске.

    -Объясняют ход решения.

    Регулятивные:

    Уметь:

    - определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;

    - проговаривать последовательность действий на уроке;

    -проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;

    -планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;

    -вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок;

    -оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки;

     Познавательные:

    Уметь:

    - отличать новое от уже известного с помощью учителя;

    - добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;

    -анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия;

    -формировать способность использовать знаково- символические средства для создания моделей.

    Коммуникативные:

    -формировать умение работать в группе, в паре  находить общее решение, умение аргументировать своё предложение;

    -развивать способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу, взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания.

    Личностные:

    -  проявление любознательности к изучаемому материалу:

    -установка на здоровый образ жизни.

    V. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

    (5 мин)

    Цель:

    - организовать усвоение учениками нового способа действий с проговариванием во внешней речи.

    Организует самостоятельную, практическую работу.

    -Откройте учебник на стр.70. Найдите задания, соответствующие теме нашего урока. № 14. (Работа у доски)

    - Кто желает объяснить решение первого примера?

    -Второй, третий  - аналогично..

    Самостоятельный выбор приема решения примера с использованием схемы - опоры.

    Излагают, объясняют учебный материал.

    Регулятивные:

    -Уметь проговаривать последовательность действий на уроке. 

    Коммуникативные:

    -Уметь оформлять свои мысли в устной и письменной форме, слушать и понимать речь других;

    -Умение организовать, контролировать и оценивать учебную деятельность;

    -Формирование самооценки, анализа выполненной работы, вычленение проблем;

    -Формирование уверенности в своих силах, положительные отношения к себе.

    VII. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону (5 мин)

    Цели: - организовать выполнение учащимися самостоятельной работы на новое знание;

    - организовать самопроверку по эталону, самооценку;

    Создает ситуацию, в которой необходимо проследить зависимость между меняющимися условиями и соответствующими результатами действия.

     Наступило время показать качество полученных знаний каждого ученика.

    Работа в тетрадях  на печатной основе№3. задания № 8, №9, №10.

    Решение задачи №11.

    Проверка: Назовите пример с ответом 8,9. Докажите.

    Какой прием использовали?

    Молодцы!

    -Выбор заданий соответствующего уровня.

    -Используют приобретенные знания в практической деятельности.

    -Самооценка.

    Регулятивные:

    -Уметь проговаривать последовательность действий на уроке;

    -Уметь выполнять работу по предложенному плану, по алгоритму;

    -Уметь вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.

    Личностные:

    -Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;

    -Формирование самостоятельности, ответственности.

    VIII.  Рефлексия учебной деятельности на уроке

    (3 мин)

    Цели:

    - зафиксировать новое содержание урока;

    - организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности.

    Создает ситуацию, связанную с приятными эмоциями, чувством удовлетворения от работы, ощущением собственной компетентности, самоуважения.

    - Так какие же открытия, сделаны нами на уроке?

    -Над какой темой работали?

    -Какую задачу ставили перед собой?

    -Удалось ли решить поставленную задачу?

    -Каким способом?

    Покажите на сигналах светофора:

    -Научились вычитать – зелёный.

    -Не понял – красный.

    -Где можно применить новые знания?

    Продолжить предложения:

    - Сегодня на уроке я узнал (а)…

    - Сегодня на уроке я смог (ла)…

    - Сегодня на уроке мне было интересно…

    - Сегодня на уроке мне было трудно…

    - То, что я узнал (а) сегодня на уроке мне пригодится…

    Настроение в конце урока.

    Анализируют свою деятельность

    Регулятивные:

    -Уметь оценивать правильность выполнения действия.

    Личностные:

    -Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.


    Список использованной литературы:

    -Поурочные планы по учебнику «Математика» 1 класс, В.Н. Рудницкая. Математика: 1 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. Ч. 2 – М.: Вентана-Граф, 2015;

    - В.Н. Рудницкая. Математика: 1 класс: рабочая тетрадь № 3 для учащихся общеобразовательных учреждений. -  М.: Вентана-Граф, 2016.

    -Материалы фестиваля «Открытый урок».

    Эталон для самопроверки.

    Самооценка по алгоритму

    -Кто решил без ошибок? (зелёный смайлик)

    -кто допустил 1 ошибку? (жёлтый смайлик)

    -Кто допустил две ошибки?

    -Кто допустил более двух ошибок? (красный смайлик)

    Карточка № 1. Мама купила 5 яблок, среди них есть красные и зелёные.

                           Сколько яблок каждого цвета могло быть?

    Карточка №2

    - Сформулируйте  задание, связанное с числом 10.

      10

    6      7

    8       1

    9       2

    3      4

    Карточка №3.

    Предлагаю выбрать любую строку примеров для  их решения

    3+7=    5+7=    13-5=

    5+8=     14-5=   9-5=    

    10-7=    11-5=   2+8=

    12-5=     4+7=   6+5=

    Схема - опора.

    12-5=

    12-2-3=


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Урок "Деление многозначного числа на двухзначное число (закрепление)"

    Комбинированный урок по формированию умения выполнять письменное деление, рассмотрев деление многозначного числа на двухзначное; закрепить умения решать задачи; совершенствовать устные и письменные вы...

    Конспект урока "Умножение двузначного числа на данное число десятков",презентация, 3 класс.

    Конспект урока  математики и презентация  с использованием информационно-коммуникационной технологии, групповой технологии, здоровье сберегающей технологии....

    Конспект урока математики «Умножение числа 1 на однозначные числа» (УМК «Перспективная начальная школа», 2 класс)

    Цели деятельности учителя: ознакомление с таблицей умножения числа 1 на однозначные числа. Планируемые результаты:         Предметные:...

    Конспект урока по Математике Числа от 1 до 10 и число 0».Урок-путешествие в космос.

    В основе урока-путешествия лежит познавательная дидактическая игра, состоящая в воображаемом путешествии. Она напоминает те игры с фишками, в которые каждый из нас играл в детстве. Ученики при таком п...

    Конспект урока математики "Сложение числа 8 с однозначными числами" ( УМК Перспектива, 1 класс)

    Цель деятельности учителя: создание условия для ознакомления учащихся со случаями сложения числа 8 с однозначными числами ; совершенствование вычислительных навыков; закрепление законов и свойств слож...