Деление на 2. Половина числа
план-конспект занятия по математике (2 класс) на тему

Самия Хорагай Викторовна

Технологическая карта урока математики во 2 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_mat-ki_2_klass.doc79 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока математики во 2 классе

по теме « Деление на 2. Половина числа»

УМК «Школа России»

Тема урока:  Деление на 2. Половина числа.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Цели урока: 1.Образовательные: создать условия для формирования умений выполнять деление на 2; составить таблицу деления на 2,используя таблицу умножения числа 2; формировать общее умение решать задачи действием деления;

2. Развивающие : развивать математическую речь, внимание, логическое мышление, память.

3. Воспитывающие : воспитывать аккуратность, трудолюбие, интерес к предмету.

Планируемые результаты:

 Предметные: понимают принцип составления таблицы деления на 2; научатся воспроизводить по памяти результаты табличных случаев умножения и деления на 2, решать учебные и практические задачи – выполнять умножение и деление, применяя табличные случаи, находить половину числа делением на 2.

Метапредметные:

Познавательные: составлять и использовать таблицы умножения и деления на 2; строить математические высказывания; осуществлять анализ объектов и устанавливать аналогии и взаимосвязи.

Регулятивные: планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок.

Коммуникативные: участвовать в диалоге, формулировать собственную позицию, слушать и понимать других; сотрудничать при работе в паре, контролировать действия партнера.

Личностные: формировать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи; высказывать собственные суждения и давать им обоснования; владеть элементарными приемами самооценки результатов деятельности.

Основные понятия: таблица умножения, деление на 2, половина числа.

Основные ресурсы : рабочая программа, учебник М.И. Моро, М.А. Бантова, Г.В. Бельтюкова. Математика М.И. 2 класс: Учебник для общеобразовательных организаций. В 2 ч. Ч.2. (Школа России)

Средства обучения: плакат «Таблица умножения и деления на 2»; презентация урока; индивидуальный раздаточный материал (карточки);

Формы работы: индивидуальная работа, фронтальная работа, работа в парах, групповая работа, самостоятельная работа.

Ход урока

Этапы урока

Цель

этапа

Время

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающихся

1.Организационный этап

Включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне.

2 мин.

-Ровно встали, подтянулись и друг другу улыбнулись. Тихо сели.

А теперь настроимся на работу- откроем ладошки и произнесём нашу волшебную фразу: я хочу много знать!

- Положительный эмоциональный настрой на урок.

-произносят фразу: «Я хочу много знать»

2. Актуализация необходимых знаний.

Повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося.

 4мин.

-Сегодня к нам на урок пришел гость- Робот-Математик. (Слайд 1.). И он принёс с собой вопросы и задания.

-Итак, 1 задание.

-Здравствуйте, ребята! Какие арифметические действия вы знаете?(Слайд 2)

-У нас у всех есть имена. И у чисел есть имена. Давайте вспомним. Как называются числа при умножении?(5х2=10)  (Слайд 3)

-Как найти неизвестный множитель?

-Как называются числа при делении?(8:4=2) (Слайд 4)

- Как найти неизвестное делимое? (а:4=2)

-Как найти неизвестный делитель?(8:а=2)

-Хорошо. Справились с первым заданием Робота- Математика.

-Для чего нам нужны эти правила?

-Эти правила нам помогут открыть что-то новое.

- Знакомятся с Роботом- Математиком.

-Сложение, вычитание, умножение, деление.

-Вспоминают названия компонентов арифметических действий. 5- первый множитель, 2- второй множитель, 10- произведение.

-Чтобы найти неизвестный множитель, надо произведение разделить на известный множитель.

- 8-делимое, 4-делитель, 2-частное.

-надо делитель умножить на частное.

-надо делимое разделить на частное.

-Эти правила нам помогут решать примеры, задачи, уравнения.

3. Формирование новых знаний и умений. Постановка учебной задачи.

Чистописание.

4.Физкультминутка

Обсуждение и проговаривание цели урока в виде вопроса, на которой предстоит ответить.

Обеспечить кратковременный отдых для учащихся, повысить умственную работоспособность на уроке.

6 мин.

2 мин

-Сейчас, ребята, второе задание Робота.(Слайд 5) Оно поможет нам узнать, чем мы будем заниматься на этом уроке. Для этого нам надо решить примеры.

1)0х5=0 (Д). По такому случаю умножения, какое правило знаем?

 2)2х9=18  (И)

1х8= 8 (Е)  

2х7=14   (Н)

3х3=9   (Л)

-Давайте, эти числа превратим в буквы.

0

8

9

8

14

18

8

д

е

л

е

н

и

е

- Итак, чем мы будем заниматься на этом уроке?

-А что мы будем делить, узнаем  отгадав загадку.

Эта цифра на лебедя похожа,

Шейка есть и хвостик тоже.

Что это за цифра? (Слайд 6)

Хорошо. Теперь кто догадался, какая тема нашего урока?

-Вывод: мы вместе с нашим Роботом-Математиком будем составлять таблицу деления на 2.

- Для этого, чего мы не знаем?

- Значит, какую цель мы поставим перед собой?

-Правильно, молодцы!

-Открыли тетради. Пишем сегодняшнее число и тему урока. ( 21 апреля.

Деление на 2).

- Какую цифру будем писать в минутке чистописания? Какова закономерность записи, как будем писать эту цифру?

Поработали, теперь давайте отдохнем.

По дорожке, по дорожке

Скачем мы на правой ножке

И по этой же дорожке

Скачем мы на левой ножке.

По тропинке побежали

До лужайки добежали.

На лужайке, на лужайке

Мы попрыгаем как зайки.

 Стоп. Немножко отдохнем

И домой пешком пойдем.

-К доске выходят ученики и решают примеры.

Проговаривают правила.

-При умножении числа на 0 получается 0.

-При умножении числа на 1, получаем то же число.

-Выводят слово «деление».

-Делением.

-Отгадывают загадку.

-Цифра 2.

Формулируют тему урока.

-Деление на 2.

Формулируют цели урока.

-Как составить таблицу деления на 2?

-Научиться делить на 2, составить таблицу деления на 2.

-Работа в тетрадях.

-Цифра 2.

-Находят закономерность. Сначала 1 раз, через клетку 2 раза, дальше 3 раза и т.д.

2   22    222     2222

-Делают движения.

-прыжки на правой ножке

-прыжки на левой ножке.

-бег на месте

-ходьба на месте.

5.Организация познавательной деятельности.

Работа с таблицей умножения 2.

Открытие нового знания.

Выведение алгоритма действий по составлению таблицы деления на 2.

6.Физкультминутка для глаз.

Решение устных задач и обсуждение его решения. Организация самостоятельной исследовательской деятельности, опираясь на  имеющиеся знания и умения.

Снять психическое напряжение учащихся путем переключения на другой вид работы, предупредить зрительное утомление.

7 мин.

1 мин.

Практическая работа с магнитиками.

 - Сколько магнитиков?

-Разделите их на 2 равные части. Сколько магнитиков в каждой части?

- Теперь  разделите на два 6  магнитов. Сколько стало?(3) (Было 4, получили 2; было 6,получили 3)

-То есть, что вы заметили? Какой вывод можно сделать?

- У вас на партах есть карточки Робота. Что там?

-Вы знаете таблицу умножения. Заполните таблицу. (Слайд 7)

- Что интересного в первой таблице. Таблица умножения числа 2.

- Что интересного во второй таблице?

-При составлении второй таблицы, какое свойство умножения мы использовали?  

-Что это за свойство?

- Таблицу умножения вы  знаете. Сейчас будем составлять таблицу деления. Как вы думаете, как мы будем составлять таблицу деления, на что будем опираться?

- Мы знаем, что 2х2=4, зная это, какой случай деления можем составить?

-Какое правило нам помогло?

-Работаем в тетрадях и на доске ( по цепочке)

-Вот и составили таблицы деления на 2 и с частным 2. (Слайд 8)

-Что говорит нам Робот- математик?

-Пожалуйста, закройте глаза. Не открывая глаз, посмотрите в окно, посмотрите на дверь. Представьте, что в кабинет влетела бабочка, и летает под потолком. Последите за ней! А теперь она вылетела в окно! Откройте глаза! Поморгайте!

-Работают на доске с магнитами.

-Четыре.

-По 2.

- Три.

Было 4, получили 2. Было 6, получили 3.

-Вывод: разделить на 2 значит найти половину этого числа, делим пополам.

-Таблица умножения числа 2.

Заполняют таблицу умножения.

2х2=        2х5=        2х8=

2х3=        2х6=        2х9=

2х4=         2х7=

- Первые множители- 2, а вторые множители по столбику идут по порядку от 2 до 9.

-Первые множители по порядку, а вторые множители все 2.Это таблица умножения на 2.

-Переместительное свойство умножения.

-От перестановки множителей произведение не меняется.

- Будем опираться на таблицу умножения.

Нам поможет таблица умножения.

-4:2=2

-Если произведение разделить на один множитель, получаем другой множитель.

Составляют таблицу деления  в тетрадях и на доске.

Рассуждение:

-Мы знаем, что 2х3=6, значит 6:3=2 и 6:2=3.

и т.д.

Робот- Математик:«Ребята! Выучите таблицу наизусть»!

Выполняют движения глазами.

7.Первичное закрепление новых знаний.

Самостоятельная работа.

Работа в парах.

Решение задачи.

Групповая работа.

Закрепить новые знания, путем проговаривания и рассуждения, применение в измененной ситуации. Решение примера и задачи.

8 мин.

-Если вы поняли, как составлены таблицы, давайте выполним следующее задание робота.(Слайд 9)

Откройте учебники стр. 83. № 2.в тетрадках решаем самостоятельно.

- Проверим работу.  Поменяйтесь тетрадями, взяли карандаши, проверьте у своего соседа. Если найдете ошибку, докажите, что это ошибка и   исправьте карандашом.

- У кого ошибки нашли? Поднимите руки, у кого ни одной ошибки. У кого нет ошибок, молодцы!

- Следующее задание робота, задание под № 3.(Задача)

-Что это?  Прочитайте задачу.

 -О ком это задача?

- Что известно?

-Что надо узнать?

- Давайте учеников обозначим в тетрадках  кружками. Ваша задача, посадить за каждой партой по 2 ученика. По сколько берем?

- Решите задачу самостоятельно и запишите ответ.

-Теперь разделимся на группы по рядам. Соберитесь по группам и поговорите, кто как решил? Теперь один из вас идет защищать свою группу на доске..

- Объясните, почему решили делением? Для решения этой задачи какая таблица нам помогла?

- Молодцы! Справились и с задачей Робота- Математика.

Самостоятельно решают примеры №2.

Взаимопроверка, исправление ошибок.

Рассуждение: 12:6=2, потому что 6х2=12

и т.д.

Пишут в тетрадях №3.

-Это задача.

- Об учениках.

-Сидели 18 учеников по 2 за каждой партой.

-Сколько парт заняли эти ученики.

- Берём по 2.

- Самостоятельно решают задачу.

- Работают по группам. Сравнивают ответы. Один ученик на доске показывает решение задачи. (18:2=9 п.) Ответ: 9 парт.

-Потому что, ребят рассадили, разделили по 2. Это задача на деление по содержанию.

-Таблица деления.

8.Применение знаний в новой ситуации.

Тест.

-Проверить  полученные знания и умения учащихся  в тестовой форме.

6 мин.

-Сейчас я каждому раздам листочки с проверочной работой. Решите в уме и подчеркните правильный ответ.

 1.Для игры 12 детей разделились на 2 команды. Сколько детей в каждой команде?(6)

2.Белка нашла 16 орехов и разложила их поровну по 2 дупла. Сколько орехов оказалось в каждом дупле?

3. На 14 рублей купили две одинаковые по цене ручки.  Какова цена одной ручки?

4.Детей построили парами и повели в кино. Всего было 6 пар. Сколько детей повели в кино?

5. 8 л. компота разлили в бутылки по 2 л. Сколько бутылок с компотом?

6. Два мальчика 10 рублей разделили пополам. Сколько денег у каждого?

7. На березе росли 6 яблок. Половина яблок упало. Сколько яблок осталось на березе?

- Что вы заметили? Какая задача лишняя?

-Давайте проверим.(Слайд 10,11,12)

-Ребята, для вас открою маленькую тайну деления: Число делится на 2 тогда, когда оно заканчивается одной из цифр 0,2,4,6,8.(Слайд 13)

Робот-Математик: Ребята! Вы справились со всеми моими заданиями. Молодцы! (Слайд 14)

Выполняют тест.

Проверяют ответы:

1)12:2=6(детей)

2) 16:2=8(орехов)

3)14:2=7(руб)

4)( парами, значит по 2). 6х2=12

5)8:2=4(бутылок)

6) 10:2=5(рублей)

-На берёзе яблоки не растут.

- Лишняя задача четвертая, потому что решаем умножением.

9. Рефлексия деятельности.

Осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса.

4 мин.

-Подведём итог нашего урока.

- Итак, сегодня на этом уроке какую задачу ставили?

-Удалось ли решить поставленную задачу?

- Каким способом?

- Что вы поняли, составляя таблицу?

-Что значит разделить на 2?

-В жизни что можно разделить пополам? (ответы детей). Где можно применить новые знания?

 -Как         вы думаете, достигли мы цели, которую ставили в начале урока?

-Какие задания были интересными? Что вам понравилось?

-Что было трудно?

- Как бы вы оценили работу класса на сегодняшнем уроке?

- Работали все очень хорошо. Особо хочется отметить…..( имена детей). Спасибо всем за работу! Урок окончен.

- Научиться составлять таблицу деления на 2.

-Ответы детей.

- Опирались на  таблицу умножения.

-Если будем хорошо знать таблицу умножения, то легко запомнить таблицу деления.

-Разделить на 2 , это значит разделить число пополам.

-Ответы детей.

-Ответы детей.

Список литературы:

1. Математика: 2 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч./ М.И.Моро , М.А. Бантова, Г.В. Бельтюкова.- Просвещение,  2012 г.

2.Дмитриева О.И. Поурочные разработки по математике: 2 класс.-М.: ВАКО, 2012г.

3. Математика. Рабочая тетрадь. Часть2..- М.: Просвещение, 2014г.

4. Нестандартные уроки в начальной школе /Сост. М.С. Умнова.- М.: Глобус, 2008.-(Уроки мастерства)

5. Марченко И.С. Математика.1-4 классы в схемах и таблицах.- М.: Эксмо.-2012г.

6. Ковалько В.И. Школа физкультминуток.- М.: Вако, 2005г.

7. Журналы «Начальная школа», «Башкы».

8. Интернет- ресурсы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок математики во 2 классе "Умножение и деление на 2. Половина числа"

Урок по УМК "Начальная школа XXI века". Урок проводился на район. Получил положительный отклик со стороны коллег.Урок способствовал расширению понятийной базы знаний обучающихся по практическому приме...

Технологическая карта урока математики во 2 классе по теме "Умножение и деление на 2. Половина числа."

Разработка урока по УМК "Начальная школа 21 века" с указанием формируемых УУД на каждом этапе урока. Этот урок можно использовать в работе по любому УМК присоставлении таблицы умножения числа 2 и деле...

Урок математики по теме :"Умножение числа 2 и деление на 2. Половина числа.

Урок математики по технологии здоровьесберегающих технологий В. Базарного...

Конспект урока по математике по теме:"Умножение и деление на 2. Половина числа. Решение задач."

Цели обучения.Обеспечить усвоение учащимися таблицы умножения на два.Отработать навыки решения примеров, задач.Устранить пробелы в знаниях; Цели воспитания. Воспитания патриотизма;добросовестного...

Технологическая карта по математике по теме: "Умножение числа 2 и деление на 2. Половина числа"

Технологическая карта по математике по теме: "Умножение числа  2 и деление на 2. Половина числаУмножение числа  2 и деление на 2. Половина числа"Тип урока: Урок открытия новых знан...

«Умножение числа 2 и деление на 2. Половина числа» (1 урок)

Технологическая карта урока на тему...

Технологическая карта урока по математике во 2 классе. Тема урока:"Умножение числа 2 и деление на 2. Половина числа. Нахождение половины числа. Тип урока: урок открытия новых знаний.

Данная технологическая карта содержит подробное, поэтапное описание хода урока. Данный урок проводится по программе "21 век", но при желании учителя может быть применён в любому другому УМК ...