Внеурочная деятельность
календарно-тематическое планирование по математике (1, 2, 3, 4 класс) на тему
Целенаправленное, интенсивное развитие творческого и логического мышления становится одной из центральных задач обучения, важнейшей проблемой его теории и практики. Развивающий курс
«Четыре путешествия в Счисляндию» состоит из трёх блоков: «Арифметические забавы», «Логика в математике», «Задачи с геометрическим содержанием». С каждым последующим годом
содержание каждого блока изучается глубже. Основную цель развивающего курса «Четыре путешествия в Счисляндию» можно лучше всего объяснить через противопоставление
творческого и традиционного мышления.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 30.89 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРОГРАММА
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО МАТЕМАТИКЕ
Программа рассчитана на учащихся 1-4 классов
Срок реализации программы: 4 года
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная программа рассчитана на 134 учебных часа. Занятия проходят по одному часу в неделю. Продолжительность занятий 40 минут. Программа построена с учётом возрастных особенностей младших школьников (возраст – 7 – 11 лет, 1 – 4 классы)
Для осуществления развивающих целей обучения необходимо активизировать познавательную деятельность, создать ситуацию заинтересованности.
Целенаправленное, интенсивное развитие творческого и логического мышления становится одной из центральных задач обучения, важнейшей проблемой его теории и практики. Развивающий курс «Четыре путешествия в Счисляндию» состоит из трёх блоков: «Арифметические забавы», «Логика в математике», «Задачи с геометрическим содержанием». С каждым последующим годом содержание каждого блока изучается глубже. Основную цель развивающего курса «Четыре путешествия в Счисляндию» можно лучше всего объяснить через противопоставление творческого и традиционного мышления.
Задачи и задания традиционного типа приводят к тому, что развивается стиль учения, ориентированный на наведение на «правильный ответ». Однако надо обязательно предоставить детям возможность развивать и творческое дивергентное мышление. Поэтому в программу включены задачи на нахождение и описание процесса достижения поставленной цели – процессуальные задачи. Процессуальные задачи можно разделить (условно) на эвристические и алгоритмические. Ценность этих задач в том, что их решение способствует формированию операционного стиля мышления, необходимого при изучении математики и информатики.
Данная программа, способствует развитию творческих мыслительных способностей и преодолению стереотипов и шаблонов мышления. Оптимальным условием выступает планомерное, целенаправленное предъявление их в системе, отвечающей следующим требованиям:
1)познавательные задачи строятся на междисциплинарной, интегрированной основе и способствуют развитию памяти, внимания, мышления, логики;
2)задания подобраны с учетом рациональной последовательности их предъявления;
3)система познавательных задач должна вести к формированию беглости мышления, гибкости ума, любознательности, умению выдвигать и разрабатывать гипотезы;
4)освоение общелогических приемов, формирования понятий, оперирования понятиями: анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, обобщение, ограничение. Например: выявление общих свойств объектов и их различий; выявление существенных и не существенных признаков предметов; классификация объектов;
5)развитие навыков анализа суждений и построения правильных форм умозаключений через решение логических задач;
6)развитие способностей к рисованию и художественного мышления, формирование начальных представлений о правилах геометрических построений.
В программе выделены три блока: арифметические забавы, логика в математике, задачи с геометрическим содержанием. С каждым последующим годом содержание каждого блока изучается глубже. В результате обучения по данной программе ученики должны уметь:
- работать с разными источниками информации;
- пользоваться изученной терминологией;
- ориентироваться в окружающем пространстве (планирование маршрута, выбор пути передвижения);
- выполнять инструкции при решении учебных задач;
- изготавливать изделия из доступных материалов по образцу;
- сравнивать, анализировать полученную информацию;
- рассуждать, строить догадки, выражать свои мысли;
- раскрывать общие закономерности;
- составлять простейшие ребусы, кроссворды, магические квадраты;
- работать в группе, в паре;
- решать открытые и закрытые задачи;
- определять последовательность осуществления логических операций.
Цель обучения: развитие у школьников математических и творческих способностей; навыков решения задач с применением формальной логики (построение выводов с помощью логических операций «если - то», «и», «или», «не» и их комбинаций); умение планировать последовательность действий; овладение умениями анализировать, преобразовывать, расширять кругозор в областях знаний, тесно связанных с математикой. Основной целью должно стать формирование такого стиля мышления, который должен сочетать аналитическое мышление математика, логическое мышление следователя, конкретное мышление физика и образное мышление художника.
Программа обучения делится на четыре ступени (4 года обучения).
ЗАДАЧИ
1 ступень (1 год обучения):
- развивать умение последовательно описывать события и выполнять последовательность действий;
- обучить решению логических задач;
- научить решать задачи с геометрическим содержанием;
- научить решению и составлению задач-шуток, магических квадратов;
- научить обобщать математический материал;
- воспитывать умение сопереживать, придти на помощь;
2 ступень (2 год обучения)
- научить оперировать числовой и знаковой символикой;
- научить поиску закономерностей;
- упражняться в сочинении математических заданий, сказок, задач-шуток;
- научить решать задачи с геометрическим содержанием;
- стимулировать стремление учащихся к самостоятельной деятельности;
- воспитывать ответственность, самостоятельность;
3 ступень (3 год обучения)
- научить решать задачи на установление взаимно однозначного соответствия между множествами;
- обучить решению задач на планирование действий, решению задач на упорядочивание множеств;
- познакомить с осевой и центральной симметрией;
- познакомить с принципом Дирихле;
- обучить умению анализировать;
- воспитывать уважение к товарищам, умение слушать друг друга;
4 ступень (4 год обучения)
- научить тайнам шифра (чтение и составление ребусов);
- обучить решению и составлению задач, допускающих варианты условия, разные пути решения, набор вероятных ответов;
- научить решать задачи, применяя принцип Дирихле;
- научить решать более сложные комбинаторные задачи;
- научить обобщать, делать выводы;
- воспитывать аккуратность, трудолюбие, взаимопомощь;
Ожидаемые результаты обучения по программе:
учащиеся должны
1 год
- научиться последовательно, описывать события и выполнять последовательность действий;
- обучиться решению логических задач;
- научиться решать задачи с геометрическим содержанием;
- научиться решению и составлению задач-шуток, магических квадратов;
- научиться обобщать математический материал;
- научиться понимать значимость коллектива и свою ответственность перед ним, единство с коллективом;
2 год
- научиться оперировать числовой и знаковой символикой;
- научиться поиску закономерностей;
- научиться сочинять математические задания, сказки, задачи-шутки;
- научиться решать задачи с геометрическим содержанием;
- научиться самостоятельно принимать решения, делать выводы;
- научиться понимать значимость коллектива и свою ответственность
перед ним;
3 год
- научиться решать задачи на установление взаимно однозначного соответствия между множествами;
- научиться решать задачи на планирование действий, упорядочивание множеств;
- изучить осевую и центральную симметрию;
- познакомиться с принципом Дирихле; научиться анализировать;
- научиться уважительному отношению к товарищам, умению слушать друг друга;
4 год
- научиться тайнам шифра (чтение и составление ребусов).
- обучиться решению и составлению задач, допускающих варианты условия, разные пути решения, набор вероятных ответов;
- научиться решать задачи, применяя принцип Дирихле;
- научиться решать более сложные комбинаторные задачи;
- научить обобщать, делать выводы;
- воспитывать аккуратность, трудолюбие, взаимопомощь;
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
Занятия проводятся с учащимися 7-11-летнего возраста и начинаются
с 1-го класса. Программа основана на комплексном подходе к построению занятий. В данной программе создана система заданий, направленных на развитие творческого и логического мышления у младшего школьника, включающую в себя умение наблюдать, сравнивать, обобщать, находить закономерности, строя простейшие предположения, проверять их, делая выводы, иллюстрировать их на примерах.
Одним из факторов, является правильность отбора содержания и построения учебной программы. В предлагаемой программе часть заданий отобрана из учебной, педагогической и справочной литературы и переработана с учетом возрастных особенностей и возможностей детей, часть составлена автором. Задания, во-первых, подбираются с учетом возрастных и психологических особенностей обучающихся. Во-вторых, в моей программе используются различные типы заданий:
- «закрытые» задачи, т.е. имеющие точные решения;
- задачи с неполным условием;
- с избыточными условиями;
- открытые задачи, допускающие варианты условия, разные пути решения, набор вероятных ответов;
- творческие задания.
Перед учениками ставится простая, понятная и привлекательная для него цель, выполняя которую он волей-неволей выполняет и то учебное действие, которое планирует учитель. Приоритетное внимание на занятиях уделяется развитию мышления. Программа содержит задания, большинство из которых не требует вычислений, однако на доступном детям материале с опорой на их жизненный опыт учит строить правильные суждения, проводить несложные доказательства, отыскивать несколько возможных решений, обосновывать существование каждого из них.
Регулярно проводятся конкурсы творческих работ, математические викторины, турниры и т.д. Учитывая возрастные особенности учащихся, оценивание на занятиях осуществляется путём анализа того, что ученик выполняет хорошо и над чем ему следует поработать. Оценки не выставляются. В зависимости от содержания цели и задач занятия, возрастных особенностей и возможностей учащихся, используются следующие типы занятий: урок – рассказ, урок - упражнение, урок - практическая работа, урок – игра, урок – сказка, урок – олимпиада, урок – КВН. Роль руководителя занятий сводится к тому, что он организует внимание детей, направляет их мысль, воображение, уточняет цели и задачи практических действий.
Занятия по данной программе удачно вписываются в систему образования и воспитания младших школьников, способствуя формированию и развитию их личности.
ФОРМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ
Процесс обучения должен быть занимательным по форме. Это обусловлено возрастными особенностями обучаемых. Основной принцип моей программы: «Учись играючи». Обучение реализуется через игровые приемы работы – как известные, так и малоизвестные. Например: интеллектуальные (логические) игры на поиск связей, закономерностей, задания на кодирование и декодирование информации, сказки, конкурсы, игры на движение с использованием терминологии предмета.
Игра – особо организованное занятие, требующее напряжения эмоциональных и умственных сил. Игра всегда предполагает принятие решения – как поступить, что сказать, как выиграть.
Виды игр:
- на развитие внимания и закрепления терминологии;
- игры-тренинги;
- игры-конкурсы (с делением на команды);
- сюжетные игры на закрепление пройденного материала;
- интеллектуально-познавательные игры;
- интеллектуально-творческие игры.
Дети быстро утомляются, необходимо переключать их внимание. Поэтому урок состоит из «кусочков», среди которых и гимнастика ума, и логика, и поиск девятого и многое другое.
Использование сказки всегда обогащает урок и делает его понятнее это:
- сказочные сюжеты уроков;
- поиск основных алгоритмических конструкций
на хорошо знакомых сказках
- сочинение своих сказок.
КОНТРОЛЬ ЗНАНИЙ
Проводится всегда с целью отслеживания: какой процент информации остается в голове у каждого конкретного ребенка. Проводится в следующих формах:
- один вопрос – четыре ответа, выбрать нужный;
- вставить пропущенное ключевое слово;
- опрос по «цепочке»;
- цифровой диктант;
- графический диктант;
- маршрутная карта;
- обнаружение ошибок (фактических и логических) и их исправление;
- повторение последней фразы и оценка ее корректности;
- продолжение ответа, прерванного в произвольном месте;
- организация цепочки отвечающих;
- комбинированная эстафета и т.д.
УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ | Наименование разделов, блоков, тем | Всего часов | Количество часов учебных занятий |
1. | 1 год обучения Арифметические забавы. | 9 | 9 |
2. | Логика в математике. | 15 | 15 |
3. | Задачи с геометрическим содержанием. | 8 | 8 |
Итого: | 32 ч | 32 ч | |
1. | 2 год обучения Арифметические забавы. | 11 | 11 |
2. | Логика в математике. | 14 | 14 |
3. | Задачи с геометрическим содержанием. | 9 | 9 |
ИТОГО: | 34 ч | 34 ч | |
1. | 3 год обучения Арифметические забавы. | 10 | 10 |
2. | Логика в математике. | 13 | 13 |
3. | Задачи с геометрическим содержанием. | 11 | 11 |
ИТОГО: | 34 ч | 34 ч | 34 |
1. | 4 год обучения Арифметические забавы. | 9 | 9 |
2. | Логика в математике. | 13 | 13 |
3. | Задачи с геометрическим содержанием. | 12 | 12 |
ИТОГО: | 34 ч | 34 ч | 34 |
Содержание программы.
Путешествие первое (первый год обучения).
Тема1. Арифметические забавы.
- Из истории математики. Как люди научились считать.
- Игры с числами.
- Задачи на сообразительность.
- Задачи на внимание.
- Конкурс «Загадки Весёлого Карандаша».
- Шарады. Ребусы.
- Задачи в стихах.
- Магические квадраты.
- Арифметические задачи, требующие особых приёмов решения.
Тема2. Логика в математике.
- Больше - меньше, раньше - позже, быстрее - медленнее.
- Множество и его элементы.
- Способы задания множеств.
- Сравнение и отображение множеств.
- Математическая эстафета.
- Кодирование и декодирование.
- Отрицание.
- Истинные и ложные высказывания.
- Математические фокусы, игры на внимание.
- Символы в реальности и сказке.
Самостоятельное создание символов.
- Обозначение действий, знаки – пиктограммы.
- Понятие «дерево».
- Графы.
- Решение задач комбинаторного типа.
- Задачи, решаемые подбором.
Тема3. Задачи с геометрическим содержанием.
- Кодирование.
- Симметрия фигур.
- Задачи на разрезание.
- Задачи на склеивание.
- Игра «Конструктор».
- Задачи со спичками.
- Геометрическая викторина.
- Обобщение и закрепление изученного.
Путешествие второе (второй год обучения).
Тема1. Арифметические забавы .
- Без карандаша и бумаги.
- Числовые головоломки.
- Задачи на нахождение целого и его части.
- Шифры. Ребусы.
- Задачи про цифры.
- «Сколько же?»
- Закономерности.
- Математический турнир.
- Задачи на взвешивание.
- Задачи на переливание.
- Конкурс «Весёлые вопросы и остроумные ответы».
Тема2. Логика в математике.
- Действия предметов. Обратные действия. Последовательность действий.
- Алгоритм.
- Ветвление.
- Поиск основных алгоритмических конструкций на хорошо знакомых сказках; сочинение своих сказок.
- Математический бой.
- Задачи на поиск закономерности.
- Задачи на внимательность и сообразительность.
- Задачи – шутки.
- Математическая смесь.
- Математический конкурс «Умники и умницы».
- Калейдоскоп идей.
- Задачи с лишними или недостающими данными.
- Математическая викторина.
- Задачи, решаемые без вычислений.
Тема3. Задачи с геометрическим содержанием.
- Задачи на разрезание и складывание фигур.
- Задачи со спичками.
- Игра - головоломка «Пифагор».
- Линейные орнаменты (бордюры).
- Познавательная викторина «Путешествие по древнему Египту».
- Игра: Сектор «Приз!»
- Оригами.
- Игра «Геометрическая мозаика».
- Обобщение и закрепление изученного.
Путешествие третье (третий год обучения).
Тема1. Арифметические забавы.
- Конкурс «Шагай, соображай».
- Задачи, решаемые перебором.
- Решение задач с конца.
- Задачи на переливание.
- Арифметическая смесь.
- Задачи с затруднительным положением.
- Несколько задач на планирование.
- Задачи на промежутки.
- Задачи на установление взаимно однозначного соответствия между множествами.
- Математическая лотерея.
Тема2. Логика в математике.
- Чётность – нечётность, чёрное – белое.
- Выигрышная стратегия.
- Забавные исчезновения. Остроумный делёж.
- Задачи на планирование действий, упорядочивание множеств.
- Арифметические ребусы и лабиринты.
- Логические задачи на поиск закономерности и классификацию.
- Некоторые старинные задачи.
- Задачи, решаемые с конца.
- Составление выражений по графу.
- Принцип Дирихле.
- Задачи на расстановки.
- Слова-кванторы.
- Ориентированные графы.
Тема3. Задачи с геометрическим содержанием.
- Не отрывая карандаш…
- Пентамино.
- Зеркальное отражение. Симметрия.
- Симметричное вырезание.
- Геометрическая викторина.
- Неоднозначные фигуры.
- Плоские орнаменты (паркеты).
- Игра – головоломка «Монгольская игра».
- Историческая страничка.
- Математический КВН.
- Обобщение и закрепление изученного.
Путешествие четвёртое (четвёртый год обучения).
Тема1. Арифметические забавы .
- Цифры у разных народов.
- Арифметические головоломки.
- Составление задач – шуток, магических квадратов, ребусов.
- Некоторые старинные задачи.
- Задачи на упорядочивание множеств.
- Математический бой.
- Любопытные особенности некоторых чисел и действий с ними.
- Задачи, связанные с величинами.
- Математический лабиринт.
Тема2. Логика в математике.
- Тайны шифра (чтение и составление ребусов).
- Решение шахматных задач.
- Игра «Логическое домино».
- Знаете ли вы проценты?
- Математические софизмы.
- Танграмы.
- Задачи, требующие большей сообразительности и более сложных вычислений.
- Ряды чисел, суммы которых можно получать, не производя сложение этих чисел
- Решение и составление задач, допускающих варианты условия, разные пути решения, набор вероятных ответов;
- Задачи на принцип Дирихле.
- Что мы знаем об Архимеде?
- Логленд (логический марафон).
- Математический КВН.
Тема3. Задачи с геометрическим содержанием.
- Геометрия танграма.
- Конструирование из «Т».
- Задачи на разрезание и складывание фигур.
- Геометрические головоломки.
- Зашифрованная переписка (способ решётки).
- Задачи со спичками.
- Геометрия клетчатой бумаги.
- Три способа прохождения лабиринта.
- Игры на развитие конструкторских способностей.
- Геометрическая викторина.
- Геометрический тренинг.
- Обобщение изученного. Подведение итогов.
Список литературы для педагога:
1. Ф.В.Варегина, С.В.Смирнова, З.П.Чеботарь. Дидактические игры и логические задачи на уроках математики в начальных классах. Тула, 1992.
2. Ф.Ф.Нагибин, Е.С.Канин. Математическая шкатулка, - М.: Просвещение, 1988.
3. Н.Н.Аменицкий, И.П.Сахаров. Забавная арифметика, - М.: Наука, 1991.
4. И.Ф.Шарыгин. Наглядная геометрия, - М.: МИРОС, 1995.
5. Г.В.Керова. Нестандартные задачи по математике, -М.: Вако, 2006.
6. З.А. Дегтярёва. Математика после уроков, - Краснодар, 1996.
7. Е.Г.Козлова. Сказки и подсказки, М.: МИРОС, 1994.
8. Н.А.Копытов. Лучшие задачи на развитие логики, -М.: АСТ-ПРЕСС, 1999.
9. П.У.Байрамукова. Через сказку в мир математики, -М.: ИЗДАТ-ШКОЛА , 1999.
10. Л.А.Маш. Моя самая первая книжка по математике, -М.: Дрофа, 1995.
11. В.В.Волина Праздник числа, -М.: ЗНАНИЕ, 1993.
12.Л.В.Кузнецова. Гармоничное развитие личности младшего школьника, -М.: 1989.
13.А.З.Зак. Задачи для развития логического мышления, журнал Начальная школа,1989 -№6.
14. А.Г.Гайшут, Л.И. Брудман. Развивающие игры. Логика. Математика. Язык. – Киев,1990.
15.С.И.Волкова. Математика и конструирование, -журнал Начальная школа, 1997-№10
Список литературы для детей:
для дополнительной информации,закрепления изученного материала:
1.Л.М.Лихтарников. Занимательные логические задачи для учащихся начальной школы. – СПб.6 Лань МИК, 1996.
2. А.А.Свечников, П.И,Сорокин. Числа, фигуры, задачи. - М.,1997.
3. Л.М.Лихтарников. Числовые ребусы для учащихся начальной школы. – СПб.6 Лань МИК, 1996.
4.В.П.Труднев. Считай, смекай, отгадывай: Пособие для учащихся начальной школы. 4-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 1980.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/01/10/picture-175230-1357829765.jpg)
« Внеурочная деятельность в начальной школе в аспекте содержания ФГОС НОО. Основные направления внеурочной деятельности».
проектная работа на тему: « Внеурочная деятельность в начальной школе в аспекте содержания ФГОС НОО. Основные направления внеурочной деятельности». раскрывает направления внеурочной деятельности...
Конспект выступления по внеурочной деятельности в общеобразовательной школе по внеурочной деятельности 1 класс
Выступление по внеурочной деятельности в общеобразовательной школе по внеурочной деятельности 1 класс с презентацией...
![](/sites/default/files/pictures/2014/01/04/picture-375974-1388844568.jpg)
Рабочая программа внеурочной деятельности образовательная программа по конкретным видам внеурочной деятельности кружок «Детская риторика»
Предлагаемая программа кружка "Детская риторика" имеет культурологическую направленность. Предполагает развитие у детей способностей в общении, ориентации в конкретных речевых ситуациях....
![](/sites/default/files/pictures/2014/01/04/picture-375974-1388844568.jpg)
Рабочая программа по внеурочной деятельности образовательная программа по конкретным видам внеурочной деятельности кружок «Этикет для младших школьников»
Данная программа по внеурочной деятельности "Этикет для младших школьников" призвана помочь растущему человеку в постижении норм человеческих отношений. А так же способствовать формированию гармонично...
![](/sites/default/files/pictures/2014/02/11/picture-394823-1392123469.jpg)
Рабочая программа внеурочной деятельности по спортивно-внеурочной деятельности
Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению для учащихся начальных классов в соответствии с ФГОС....
![](/sites/default/files/pictures/2015/01/06/picture-559515-1420508928.jpg)
Внеурочная деятельность. Итоги первого полугодия внеурочной деятельности в условиях апробации Специального Федерального Государственного Образовательного Стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья. Общекультурное направление.
Обучая и воспитывая наших детей, как часто принято говорить о них «особенные», мы не только сохраняем им как можно дольше детство, но обучаем их через театр как улыбаться, как показывать разные ...
![](/sites/default/files/pictures/2012/12/18/picture-102860-1355776842.jpg)
АВТОРСКАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СРЕДСТВАМИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
Авторская программа внеурочной деятельности может быть рекомендована к применению и тиражированию....