3 класс УМК «Перспектива» II полугодие МАТЕМАТИКА
методическая разработка по математике (3 класс) на тему

Раздел

Числа от 100 до 1000 (46 часов)

Тема

Умножение и деление чисел от 100 до 1000 (14 часов)

Цели

 

Сформировать представление об умножении и делении трёхзначных чисел в пределах 1000.

Ввести:

• приёмы устного умножения и деления круглых сотен в пределах 1000;

• алгоритмы письменного умножения и деления трёхзначного числа на однозначное в пределах 1000.

Научить использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности.

Основное содержание темы, термины и понятия

Введение понятия «устные приёмы умножения и деления». Изучение устных приёмов умножения и деления круглых сотен в пределах 1000. Введение понятия «письменное умножение и деление». Изучение письменного умножения и деления трёхзначных чисел в пределах 1000. Введение алгоритмов письменного умножения и деления трёхзначных чисел на однозначное в пределах 1000.

Единицы, деление уголком, десятки, письменное умножение и деление, сотни, устные приёмы умножения и деления.

Планируемый результат

 

Личностные умения:

Проявлять:

- интерес к изучению темы;

- желание составлять финансовый план проведения праздника;

- осознание собственных достижений при освоении учебной темы.

 

Метапредметные умения

Познавательные умения:

- раскрывать значение понятия: «устные приёмы умножения и деления» круглых сотен в пределах 1000, «письменное умножение» трёхзначного числа на однозначное в пределах 1000, «письменное деление» трёхзначного числа на однозначное и использовать в активном словаре;

- определять порядок устных приёмов умножения/деления круглых сотен в пределах 1000 и обосновывать своё мнение;

- определять порядок письменного умножения/деления на однозначное число в пределах 1000 и обосновывать своё мнение;

- определять порядок письменного деления чисел вида: 684:2, 478:2, 216:3, 836:4 в пределах 1000 и обосновывать своё мнение;

- использовать приобретённые знания для составления и обоснования финансового плана проведения праздника.

Регулятивные умения:

- выполнять учебное задание в соответствии с целью;

- выполнять учебное задание, используя алгоритм;

- выполнять взаимопроверку, взаимооценку и корректировку учебного задания;

- выполнять самопроверку и корректировку и учебного задания.

Коммуникативные умения:

- формулировать понятные для партнёра высказывания, используя термины, в рамках учебного диалога;

- комментировать действия письменного деления трёхзначного числа на однозначное в пределах 1000, используя математические термины в рамках учебного диалога;

- адекватно использовать речевые средства для представления результата.

Предметные умения:

• Выполнять:

- устное вычисление (умножение/деление) круглых сотен в пределах 1000;

- письменное вычисление (умножение/деление) трёхзначного числа на однозначное с переходом и без перехода через разряд в пределах 1000.

Сравнивать числовые выражения, используя знаки сравнения (>, < ,=).

Решать задачи и оформлять письменное вычисление, используя алгоритм.

 

Организация образовательного пространства

Межпредметные связи

Ресурсы

Формы работы

Физкультура

Тема «Праздник: Папа, мама, я – спортивная семья».

 

Информационный материал

учебник «Математика» 3 класс, ч.2, Рабочая тетрадь, № 2.

Демонстрационный материал

Таблица «Письменное умножение и деление чисел в пределах 1000».

Интерактивный материал

карточки с индивидуальным заданием, для устного счёта.

Фронтальная.

Другие формы работы:

image• индивидуальная           ;

image• парная -            ;

image• групповая -           .

ТЕХНОЛОГИЯ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ

I этап. Самоопределение к деятельности

Цели деятельности

Ситуативное задание

Планируемый результат

 

• Мотивировать учащихся к изучению темы.

• Стимулировать желание

помочь Ане и Ване.

Ане и Ване доверили составить финансовый план проведения праздника «Папа, мама, я – спортивная семья», в котором будут принимать участие 3 команды по три человека в каждой. Для организации праздника необходимо подготовить значки, грамоты, медали, пригласительные билеты и плакаты. По условию финансового плана на это приобретение товаров выделялось 1000 рублей.

Аня и Ваня заказали 9 значков по 24 рубля, 3 грамоты по 108 рублей, 3 медали по 225 рублей, 20 пригласительных билетов по 8 рублей и 2 плаката по 126 рублей за каждый.

Ребята, удалось ли Ане с Ваней подготовить финансовый план проведения праздника в пределах отведённой суммы?

Учащиеся высказывают разные версии, но дискуссия показывает, что они пока затрудняются определить, хватит ли 1000 рублей на обозначенные, в плане Ани и Вани, расходы.

Есть ли у вас желание научиться составлять финансовый план проведения праздника так, чтобы он соответствовал выделенным средствам?

Личностные умения:

- проявлять интерес к изучению темы и желание помочь ребятам.

II этап. Учебно-познавательная деятельность

 

Цели деятельности

 

Учебные задания

на «знание» (З), «понимание» (П), «умение» (У)

Планируемый результат

 

Блок А. Устное умножение и деление круглых сотен в пределах 1000

Цели:

• Актуализировать знания о конкретном смысле действия умножения.

• Актуализировать умение выполнять устные вычисления чисел (сложение/вычитание) в пределах 100.

• Ввести понятие «устные приёмы умножения и деления» круглых сотен в пределах 1000.

• Научить:

- определять порядок устных приёмов умножения/деления круглых сотен в пределах 1000 и обосновывать своё мнение;

- определять способы умножения круглых сотен на однозначное число в пределах 1000 и обосновывать своё мнение;

- рассказывать порядок приёмов устного вычисления чисел (умножение/деление) в пределах 1000;

- выполнять устное вычисление чисел (умножение/деление) в пределах 1000 удобным способом;

- выполнять устное вычисление (умножение/деление) круглых сотен в пределах 1000;

- сравнивать числовые выражения, используя знаки сравнения (>, < ,=);

- решать задачу, используя удобный способ вычисления;

- выполнять учебное задание в соответствии с целью;

- выполнять взаимопроверку и корректировку учебного задания;

- формулировать понятные высказывания, используя термины, в рамках учебного диалога.

 

Задание 1 (З)

Расскажите, как заменить числовое выражение с действием умножения на числовое выражение с действием сложения.

20х3        (20+20+20=60)

Задание 2 (З) Учебник, с. 95.

Прочитайте первое числовое выражение и рассмотрите рисунок.

Расскажите, как выполняется вычисление 1 способом.

1 способ: 200х3=200+200+200= 600

Прочитайте второе числовое выражение и рассмотрите рисунок.

Расскажите, как выполняется вычисление 2 способом.

2 способ: 200х3=2 сот. х 3 = 6 сот.

Назовите наиболее удобный способ вычисления из предложенных вариантов.

Сообщение учителя

При умножении трёхзначного круглого числа на однозначное используют вычисление, при котором нужно круглое число представить в виде сотен и умножить его на однозначное число.

Например: 400х2=4 сот. х 2 = 8 сот. = 800

Задание 3 (З)

Прочитайте числовое выражение и прокомментируйте его вычисление двумя способами: 200х4, 100х7, 300х3.

Задание 4 (П)

Верно ли, что умножать 1 способом круглые сотни на однозначное число удобнее? Обоснуйте своё мнение.

imageЗадание 5 (У) Учебник, с.96, № 3, с взаимопроверкой.

imageВыполните вычисление числового выражения.

Задание 6 (У) Учебник, с.96, № 4, с взаимопроверкой.

Выполните вычисление числового выражения, используя образец.

imageЗадание 7 (У) Учебник, с.96, №5, с. 97, № 3.

Решите задачу, используя удобный способ вычисления.

imageЗадание 8 (У) Учебник, с.97, № 1, с взаимопроверкой.

Выполните вычисление числового выражения удобным способом.

imageЗадание 9 (У) Учебник, с.97, № 2, с взаимопроверкой.

Сравните числовое выражение и число, используя знаки: >, < ,=.

imageЗадание 10 (У) Учебник, с.97, № 5, с взаимопроверкой.

Впишите результаты вычисления в таблицу.

imageЗадание 11 (У) Рабочая тетрадь, с.76, № 1. 

Решите задачу, используя два способа вычисления.

imageЗадание 12 (У)  Рабочая тетрадь, с.77, № 4. 

Сравните числовое выражение и число, используя знаки: >, < ,=.

Задание 13 (З) Учебник, с. 98, № 1.

Прочитайте первое числовое выражение и рассмотрите рисунок.

Расскажите, как выполнено вычисление.

(600:3=6 сот.:3=2 сот., или 200)

Сообщение учителя

При делении трёхзначного круглого числа на однозначное используют   вычисление, при котором нужно круглое число представить в виде сотен и разделить его на однозначное число. Например: 800:2= 8 сот.: 2 =4 сот. = 400.

Задание 14 (З)

Прочитайте числовое выражение и прокомментируйте его вычисление:

600:2, 800:4, 900:3.

Задание 15 (П)

Верно ли, что результат числового выражения 400:2 равен 20? Обоснуйте своё мнение.

imageЗадание 16 (У) Учебник, с.98, № 2, с взаимопроверкой.

Выполните вычисление числового выражения, используя образец.

imageЗадание 17 (У) Учебник, с.100, № 3, с взаимопроверкой.

Напишите результаты вычисления в таблицу.

imageЗадание 18 (У) Учебник, с.100, № 4, с взаимопроверкой.

Решите задачу, используя удобный способ вычисления.

imageЗадание 19 (У) Учебник, с.104, № 4.

Выполните вычисление числового выражения, используя образец.

imageЗадание 20 (У) Учебник, с.104, № 5, с взаимопроверкой.

Выполните вычисление числового выражения.

imageЗадание 21 (У)  Рабочая тетрадь, с.80, № 1.

По каждому рисунку определите частное и выполните проверку, используя образец.

imageЗадание 22 (У)  Рабочая тетрадь, с.80, № 2, № 3.

Решите задачу, используя удобный способ вычисления.

Диагностические задания:

1. Рабочая тетрадь, с.78, №2. 

Напишите результаты вычисления в таблице.

2.Учебник, с.99, №1.

Выполните вычисление числового выражения.

3.Учебник, с.100, №6.

Решите задачу, используя удобный способ вычисления.

 

Познавательные умения:

- раскрывать значение понятия «устные приёмы умножения и деления» круглых сотен в пределах 1000 и использовать в активном словаре;

- определять порядок устных приёмов умножения/

деления круглых сотен в пределах 1000 и обосновывать своё мнение;

- определять способы умножения круглых сотен на однозначное число в пределах 1000 и обосновывать своё мнение.

Регулятивные умения:

- выполнять учебное задание в соответствии с целью;

- выполнять взаимопроверку и корректировку учебного задания.

Коммуникативные умения:

- формулировать понятные высказывания, используя термины, в рамках учебного диалога.

Предметные умения:

- рассказывать порядок приёмов устного вычисления чисел (умножение/деление) в пределах 1000;

- выполнять устное вычисление чисел (умножение/деление) в пределах 1000 удобным способом;

- выполнять устное вычисление (умножение/деление) круглых сотен в пределах 1000;

- сравнивать числовые выражения, используя знаки сравнения (>, < ,=);

- решать задачу, используя удобный способ вычисления.

 

Блок Б. Письменное умножение трёхзначного числа на однозначное в пределах 1000

Цели:

• Актуализировать знание о разрядах: единицы, десятки, сотни.

• Ввести понятие «письменное умножение» трёхзначного числа на однозначное в пределах 1000.

• Ввести алгоритм письменного умножения трёхзначного числа на однозначное с переходом и без перехода через разряд.

• Научить:

- раскрывать значение понятия «письменное умножение» трёхзначного числа на однозначное в пределах 1000 и использовать в активном словаре;

- определять порядок письменного умножения на однозначное число в пределах 1000 и обосновывать своё мнение;

- рассказывать алгоритм письменного умножения трёхзначного числа на однозначное с переходом и без перехода через разряд;

- выполнять письменное умножение на однозначное число с переходом и без перехода через разряд в пределах 1000;

- решать задачу, используя алгоритм вычислений;

- выполнять учебное задание, используя алгоритм;

- выполнять взаимопроверку и корректировку учебного задания;

- комментировать в паре действия письменного умножения на однозначное число с переходом и без перехода через разряд в пределах 1000, используя математические термины.

 

Сообщение учителя

При умножении трёхзначных чисел на однозначное в пределах 1000 используют письменное вычисление.

В тех случаях, когда устно выполнить вычисления трудно, можно воспользоваться письменными приёмами вычисления.

Для этого произведение чисел записывают столбиком, используя знак «х».

                                                423

                                             х     2

 

Алгоритм письменного умножения трёхзначного числа на однозначное

без перехода через разряд

Для того чтобы трёхзначное число 423 умножить на однозначное число 2, надо:

1.Умножить единицы и записать полученное число под единицы.

Например: 3 ед.х2=6 ед.

                                                423

                                             х     2

                                                   6

2.Умножить десятки и записать полученное число под десятки.

Например:2 дес.х2=4 дес.

                                                423

                                             х     2

                                                  46

3.Умножить сотни и записать полученное число под сотни.

Например:4 сот.х2=8 сот.

                                                423

                                             х     2

                                               846

4.Назвать ответ: 846.

Задание 1 (З)

Расскажите алгоритм письменного вычисления выражения: 132х2.

Задание 2 (П)

Верно ли, что при выполнении письменного умножения, результат вычисления необязательно записывать строго под разрядом числа? Обоснуйте своё мнение.

imageЗадание 3 (У) Учебник, с.107, № 2.

Выполните письменное вычисление выражения, используя алгоритм.

imageЗадание 4 (У) Учебник, с.108, № 4, с взаимооценкой.

Выполните письменное вычисление выражения, используя алгоритм.

imageЗадание 5 (У) Рабочая тетрадь, с.86, № 1, с взаимооценкой.

Выполните письменное вычисление выражения, используя алгоритм.

Сообщение учителя

Алгоритм письменного умножения трёхзначного числа на однозначное

с переходом через разряд

Для того чтобы трёхзначное число 238 умножить на однозначное число 4, надо:

1.Умножить единицы: 8 ед.х4=32 ед. или 3 дес. 2 ед. Под единицы записать 2, а 3 дес. запомнить.

                                           238

                                        х     4

                                              2

2.Умножить десятки: 3 дес. х4=12 дес. Прибавить ещё 3 дес., которые запоминали. Получим 15 дес. или 1 сот. 5 дес. Под десятками записать 5, а 1 сот. запомнить.

                                           238

                                        х     4

                                            52

 

3.Умножить сотни: 2 сот.х4=8 сот .Прибавить ещё 1 сот., которую запоминали. Получим 9 сот. Под сотнями пишем 9.

                                           238

                                        х     4

                                          952

 

4.Назвать ответ:952.

Задание 6 (З)

Расскажите алгоритм письменного умножения выражения: 256х2.

Задание 7 (П)

Верно ли, что при выполнении письменного умножения выражения 367х2 получается число 624? Обоснуйте своё мнение.

imageЗадание 8 (У) Учебник, с.109, № 4; с.111, № 4.

Выполните письменное вычисление выражения, используя алгоритм.

imageЗадание 9 (У) Учебник, с.109, № 5.

Решите задачу, используя алгоритм письменного умножения.

imageЗадание 10 (У) Рабочая тетрадь, с.88, № 2, с взаимооценкой.

Выполните письменное вычисление выражения, используя алгоритм.

Диагностические задания:

1. Учебник, с.109, №2.

Выполните письменное вычисление выражения, используя алгоритм письменного умножения трёхзначного числа на однозначное без перехода через разряд.

2. Учебник, с.109, №7.

Решите задачу, используя алгоритм письменного умножения трёхзначного числа на однозначное с переходом через разряд.

3. Учебник, с.110, №2.

Выполните письменное вычисление выражения, используя алгоритм письменного умножения трёхзначного числа на однозначное с переходом через разряд.

 

Познавательные умения:

- раскрывать значение понятия «письменное умножение» трёхзначного числа на однозначное в пределах 1000 и использовать в активном словаре;

- определять порядок письменного умножения трёхзначного числа на однозначное в пределах 1000 и обосновывать своё мнение.

Регулятивные умения:

- выполнять учебное задание, используя алгоритм;

- выполнять взаимооценку учебного задания.

Коммуникативные умения:

- комментировать в паре действия письменного умножения трёхзначного числа на однозначное с переходом и без перехода через разряд в пределах 1000, используя математические термины.

imageПредметные умения:

- рассказывать алгоритм письменного умножения трёхзначного числа на однозначное с переходом и без перехода через разряд;

- выполнять письменное умножение трёхзначного числа на однозначное с переходом и без перехода через разряд в пределах 1000;

- решать задачу, используя алгоритм вычислений.

Блок В. Письменное деление трёхзначного числа на однозначное в пределах 1000

Цель:

• Актуализировать знания о названии компонентов и результата действия деление.

• Ввести понятие «письменное деление», «деление уголком».

• Ввести алгоритм письменного деления трёхзначного числа на однозначное в пределах 1000.

• Научить:

- определять порядок письменного деления чисел вида: 684:2, 478:2, 216:3, 836:4 в пределах 1000 и обосновывать своё мнение;

- рассказывать алгоритм письменного деления трёхзначного числа на однозначное в пределах 1000;

- выполнять письменное деление трёхзначного числа на однозначное в пределах 1000;

- решать задачу и оформлять письменное вычисление, используя алгоритм;

- выполнять учебное действие, используя алгоритм;

- выполнять самопроверку и корректировку и учебного задания;

- комментировать действия письменного деления трёхзначного числа на однозначное в пределах 1000,

используя математические термины в рамках учебного диалога.

 

Задание 1 (З)

Назовите компоненты и результат действия «деление».

Сообщение учителя

В случае, если устно деление трёхзначного числа на однозначное выполнить трудно, используют письменное «деление уголком». Для этого между делимым, делителем и частным записывают «уголок» (показать). При этом делят сначала сотни, потом десятки, а затем единицы.

Первый алгоритм письменного деления трёхзначного числа на однозначное

Для того чтобы трёхзначное число 684 разделить на однозначное число 2, надо:

1.Разделить 6 сот. на 2 = 3 сот.

Проверить: 3х2=6. Остатка нет.

В частном на месте сотен написать 3.

 

- 684

  6

 

2

3

2.Разделить 8 дес. : 2 = 4 дес.

Проверить: 4х2=8. Остатка нет.

В частном на месте десятков написать 4.

- 684

  6

  - 8

    8

     

2

34

3.Разделить единицы:4 ед. : 2 = 2 ед.

Проверить: 2х2=4. Остатка нет.

В частном на месте единиц написать 2.

- 684

  6

  - 8

    8

      -4

        4

        0

2

342

4.Прочитать ответ: 342.

Задание 2 (З)

Расскажите алгоритм вычисления выражения: 842:2

Задание 3 (П)

Верно ли, что при выполнении письменного деления выражения 396:3 получается число 123? Обоснуйте своё мнение.

imageЗадание 4 (У) Учебник, с.112, № 2.

Выполните письменное «деление уголком» с проверкой, используя алгоритм письменного деления трёхзначного числа на однозначное число.

imageЗадание 5 (У) Учебник, с.112, № 3.

Решите задачу и оформите письменное вычисление.

imageЗадание 6 (У) Рабочая тетрадь, с.91, № 3, с самопроверкой.

Выполните письменное деление с проверкой, используя алгоритм.

Сообщение учителя

Второй алгоритм письменного деления трёхзначного числа на однозначное

Для того чтобы трёхзначное число 478 разделить на однозначное число 2, надо:

1.Разделить сотни: 4 сот.:2 = 2 сот.

Проверить: 2х2=4. Остатка нет.

В частном на месте сотен написать 2.

 

- 478

  4

 

2

2

 

2.Разделить десятки: 7 дес. на 2. В частном будет 3 дес.

Проверить, сколько десятков мы разделили: 3х2=6. Вычитаем: 7-6=1. Осталось разделить 1 дес. В частном на месте десятков пишем 3.

 

- 478

  4

  - 7

    6

     

2

23

 

3.Разделить единицы: (1 дес. + 8 ед):2 = 18 ед.:2=9 ед.

Проверить: 9х2=18. Остатка нет.

В частном на месте единиц написать 2.\

 

- 478

  4

  - 7

    6

   -18

    18

      0

2

239

 

4.Прочитать ответ: 239.

Задание 7 (З)

Расскажите алгоритм вычисления числового выражения: 687:3.

Задание 8 (П)

Верно ли, что при выполнении письменного деления выражения 595:5 получается число 117? Обоснуйте своё мнение.

imageЗадание 9 (У) Учебник, с.114, № 4.

Выполните письменное вычисление выражения с проверкой, используя алгоритм.

imageЗадание 10 (У) Учебник, с.114, № 5.

Решите задачу и оформите письменное вычисление.

Сообщение учителя

Третий алгоритм письменного деления трёхзначного числа на однозначное

Для того чтобы трёхзначное число 216 разделить на однозначное число 3, надо:

1.Разделить сотни: 2:3 = 0 (ост.2).

Значит, в частном сотен не будет.

Осталось разделить 2 сот., или 20 дес.

 

- 216

  21

 

3

7

 

2.Разделить десятки: (20 дес. + 1 дес.):3=21 дес.:3=7 дес.

Проверить:7х3=21. Остатка нет.

В частном на месте десятков написать 7.

 

- 216

  21

    - 6

 

 

 

 

 

 

 

 

3

7

 

3.Разделить единицы:6 ед.:3 = 2 ед.

Проверить: 2х3=6. Остатка нет.

В частном на месте единиц написать 2.

- 216

  21

   - 6

     6

     0

3

72

4.Прочитать ответ: 72.

Задание 11 (З)

Расскажите алгоритм вычисления числового выражения: 159:3

Задание 12 (П)

Верно ли, что при выполнении письменного деления выражения 316:4 получается число 97? Обоснуйте своё мнение.

imageЗадание 13 (У) Учебник, с.116, № 7.

Выполните письменное вычисление выражения с проверкой, используя алгоритм.

Сообщение учителя

Четвёртый алгоритм письменного деления трёхзначного числа

на однозначное

Для того чтобы трёхзначное число 836 разделить на однозначное число 4, надо:

1.Разделить сотни: 8 сот.:4 = 2 сот.

Проверить: 2х4=8. Остатка нет.

В частном на месте сотен написать 2.

- 836

  8

 

4

2

2.Разделить десятки: 3 дес. на 4. В частном будет 0 дес.

Проверить сколько десятков мы разделили: 0х4=0.

Вычесть: 3 – 0 =3. Осталось разделить 3 дес., или 30.

В частном на месте десятков написать 0.

 

- 836

  8

    3

 

4

20

 

 

 

3.Разделить единицы:36 ед.:4 = 9 ед.

Проверить: 9х4=36. Остатка нет.

В частном на месте единиц написать 9.

- 836

  8

   -36

    36

4

209

                                    0

4.Прочитать ответ: 209.

Задание 14 (З)

Расскажите алгоритм вычисления числового выражения: 832:4

Задание 15 (П)

Верно ли, что при делении числа 921 на 3 получается число 37? Обоснуйте своё мнение.

imageЗадание 16 (У) Учебник, с. 118, № 4, № 2, с самопроверкой.

Выполните письменное вычисление выражения с проверкой, используя алгоритм.

imageЗадание 17 (У) Рабочая тетрадь, с.92, № 3, с самопроверкой.

Выполните «деление уголком» с проверкой, используя алгоритм.

Диагностические задания:

1. Учебник, с.113, № 2.

Выполните письменное вычисление выражения с проверкой, используя алгоритм.

2. Учебник, с.115, № 4.

Выполните письменное вычисление выражения и сделайте проверку.

3. Решите задачу и оформите письменное вычисление.

На первом участке собрали 432 кг свёклы, а на втором – в 3 раза меньше. Сколько кг свёклы собрали с двух участков?

 

Познавательные умения:

- раскрывать значение понятия «письменное деление» трёхзначного числа на однозначное и использовать в активном словаре;

- определять порядок письменного деления чисел вида: 684:2, 478:2, 216:3, 836:4 в пределах 1000 и обосновывать своё мнение.

Регулятивные умения:

- выполнять учебное действие, используя алгоритм;

- выполнять самопроверку и корректировку и учебного задания.

Коммуникативные умения:

- комментировать действия письменного деления трёхзначного числа на однозначное в пределах 1000, используя математические термины в рамках учебного диалога.

imageПредметные умения:

- рассказывать алгоритм письменного деления трёхзначного числа на однозначное в пределах 1000;

- выполнять письменное деление трёхзначного числа на однозначное в пределах 1000;

- решать задачу и оформлять письменное вычисление, используя алгоритм.

 

Блок К. Диагностика качества освоения темы

Цель: установить степень освоения темы, а именно:

- выполнять устные приёмы умножения и деления круглых сотен в пределах 1000;

- выполнять письменное умножение и деление трёхзначного числа на однозначное в пределах 1000;

- сравнивать числовое выражение и число, используя знаки сравнения (>, < ,=);

- решать задачи, используя письменные умножение и деление трёхзначного числа на однозначное в пределах 1000.

 

imageКонтрольное задание

1. Выполните вычисление числового выражения.

    200х4               100х9                600:2

    400х2               900:3                 1000:5

2. Сравните числовое выражение и число, используя знаки сравнения (>, < ,=).

    300х3…1000                       700   200х5

    800:4     200                         400   600:3

3. Выполните письменное вычисление выражения и сделайте проверку.

    342х2           297х3             492:2              535:5

    164х4           405х2             972:3              828:4

4. Решите задачу и оформите письменное вычисление.

На первом участке вырастили 159 кг моркови, а на втором – в 4 раза больше. Сколько всего кг моркови вырастили на двух участках?

Регулятивные умения:

-выполнять задание в соответствии с целью.

Предметные умения:

- выполнять устные приёмы умножения и деления круглых сотен в пределах 1000;

- выполнять письменное умножение и деление трёхзначного числа на однозначное в пределах 1000;

- сравнивать числовое выражение и число, используя знаки сравнения (>, < ,=);

- решать задачи, используя письменное умножение и деление трёхзначного числа на однозначное в пределах 1000.

III этап. Интеллектуально-преобразовательная деятельность

 

Цели деятельности

 

Варианты заданий

Планируемый результат

• Стимулировать желание

составлять финансовый план проведения праздника.

• Актуализировать умения ориентироваться в разных вариантах выполнения задания.

• Научить:

- использовать приобретённые знания для выполнения ситуативного задания;

- выполнять учебное задание в соответствии с планом;

- представлять результат своей деятельности.

 

Этап интеллектуально-преобразовательной деятельности включает:

  • выбор варианта задания (информативный, импровизационный, эвристический);
  • выбор способа деятельности (индивидуальный или коллективный);
  • самоорганизацию по выполнению задания:

- планирование деятельности;

- выполнение задания;

- представление результатов деятельности.

Ане и Ване доверили составить финансовый план проведения праздника «Папа, мама, я – спортивная семья», в котором будут принимать участие 3 команды по три человека в каждой. Для организации праздника необходимо подготовить значки, грамоты, медали, пригласительные билеты и плакаты. По условию финансового плана на это приобретение товаров выделялось 1000 рублей.

Аня и Ваня заказали 9 значков по 24 рубля, 3 грамоты по 108 рублей, 3 медали по 225 рублей, 20 пригласительных билетов по 8 рублей и 2 плаката по 126 рублей за каждый.

Информативный вариант

Определите, достаточно ли 1000 рублей для приобретения товаров необходимых для проведения праздника «Папа, мама, я – спортивная семья». Для этого определите и напишите данные в таблице:

  1.  стоимость каждого товара;
  2.  стоимость затраченных средств на все товары;
  3.  хватит ли 1000 рублей на приобретение этих товаров?

Финансовый план

Наименование

Цена

Количество

Стоимость

Значки

24 р

9 штуки

 

Грамоты

108 р

3 штуки

 

Медали

225 р

3 штуки

 

Пригласительные

8 р

20 штук

 

Плакаты

126 р

2 штуки

 

Итого:

 

Ответ:

Импровизационный вариант

Определите, достаточно ли 1000 рублей для приобретения товаров необходимых для проведения праздника «Папа, мама, я – спортивная семья». Для выполнения этого задания составьте финансовый план и определите стоимость затраченных средств.

 

Финансовый план

Наименование

Цена

Количество

Стоимость

Значки

 

 

 

Грамоты

 

 

 

Медали

 

 

 

Пригласительные

 

 

 

Плакаты

 

 

 

Итого:

 

Ответ:

Эвристический вариант

Составьте финансовый план проведения праздника так, чтобы он не превышал отведённой суммы в 1000 рублей.

Финансовый план

Наименование

Цена

Количество

Стоимость

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Итого:

 

Ответ:

Личностные умения:

- проявлять желание

составлять финансовый план проведения праздника.

Познавательные умения:

- выбирать вариант выполнения задания;

- использовать приобретённые знания для выполнения ситуативного задания.

Регулятивные умения:

- выполнять учебное задание в соответствии с планом.

Коммуникативные умения:

- адекватно использовать речевые средства для представления результата.

IV этап. Рефлексивная деятельность

 

Цели деятельности

 

Самоанализ и самооценка ученика

Результат деятельности

Научить:

- соотносить полученный результат с поставленной целью;

- оценивать результат учебной деятельности.

 

Самоанализ

Закончите предложения:

1. Мне важно уметь выполнять письменное умножение/ деление трёхзначного числа на однозначное в пределах 1000, чтобы……

2. Чтобы выполнить письменное умножение/деление трёхзначного числа на однозначное в пределах 1000 без ошибок, нужно ………….

Самооценка

Закончите предложение:

Я ....(очень, не очень) доволен(льна) результатом работы, которую сделал(а)           ……………………(самостоятельно, с помощью одноклассника, учителя).

Личностные умения:

- оценивать результат собственной деятельности.

Регулятивные умения:

- соотносить поставленную цель и полученный результат  деятельности.

 

Цели деятельности

 

Самоанализ и самооценка учителя

Результат деятельности

• Соотнести полученный результат с поставленной целью.

• Оценить результат своей деятельности.

 

Цели темы:

Сформировать представление об умножении и делении трёхзначных чисел в пределах 1000.

Ввести:

• приёмы устного умножения и деления круглых сотен в пределах 1000;

• алгоритмы письменного умножения и деления трёхзначного числа на однозначное в пределах 1000.

Научить использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности.

 

Ключевые умения:

Личностные умения:

- проявлять желание составлять финансовый план проведения праздника.

Познавательные умения:

- использовать приобретённые знания для составления и обоснования финансового плана проведения праздника.

Регулятивные умения:

- выполнять учебное задание, используя алгоритм.

Коммуникативные умения:

- формулировать понятные для партнёра высказывания, используя термины, в рамках учебного диалога.

Предметные умения:

- выполнять письменное вычисление (умножение/деление) трёхзначного числа на однозначное с переходом и без перехода через разряд в пределах 1000.

 

*Заполняется учителем после освоения темы учащимися.

 

    

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 3_kl._tk_no_10_matematika.doc236 КБ

Предварительный просмотр:

 3 класс

УМК «Перспектива»

II полугодие

МАТЕМАТИКА

Технологическая карта № 10

Раздел

Числа от 100 до 1000 (46 часов)

Тема

Умножение и деление чисел от 100 до 1000 (14 часов)

Цели

Сформировать представление об умножении и делении трёхзначных чисел в пределах 1000.

Ввести:

 приёмы устного умножения и деления круглых сотен в пределах 1000;

• алгоритмы письменного умножения и деления трёхзначного числа на однозначное в пределах 1000.

Научить использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности.

Основное содержание темы, термины и понятия

Введение понятия «устные приёмы умножения и деления». Изучение устных приёмов умножения и деления круглых сотен в пределах 1000. Введение понятия «письменное умножение и деление». Изучение письменного умножения и деления трёхзначных чисел в пределах 1000. Введение алгоритмов письменного умножения и деления трёхзначных чисел на однозначное в пределах 1000.

Единицы, деление уголком, десятки, письменное умножение и деление, сотни, устные приёмы умножения и деления.

Планируемый результат

Личностные умения:

Проявлять:

- интерес к изучению темы;

- желание составлять финансовый план проведения праздника;

- осознание собственных достижений при освоении учебной темы.

Метапредметные умения

Познавательные умения:

- раскрывать значение понятия: «устные приёмы умножения и деления» круглых сотен в пределах 1000, «письменное умножение» трёхзначного числа на однозначное в пределах 1000, «письменное деление» трёхзначного числа на однозначное и использовать в активном словаре;

- определять порядок устных приёмов умножения/деления круглых сотен в пределах 1000 и обосновывать своё мнение;

- определять порядок письменного умножения/деления на однозначное число в пределах 1000 и обосновывать своё мнение;

- определять порядок письменного деления чисел вида: 684:2, 478:2, 216:3, 836:4 в пределах 1000 и обосновывать своё мнение;

- использовать приобретённые знания для составления и обоснования финансового плана проведения праздника.

Регулятивные умения:

- выполнять учебное задание в соответствии с целью;

- выполнять учебное задание, используя алгоритм;

- выполнять взаимопроверку, взаимооценку и корректировку учебного задания;

- выполнять самопроверку и корректировку и учебного задания.

Коммуникативные умения:

- формулировать понятные для партнёра высказывания, используя термины, в рамках учебного диалога;

- комментировать действия письменного деления трёхзначного числа на однозначное в пределах 1000, используя математические термины в рамках учебного диалога;

- адекватно использовать речевые средства для представления результата.

Предметные умения:

• Выполнять:

- устное вычисление (умножение/деление) круглых сотен в пределах 1000;

- письменное вычисление (умножение/деление) трёхзначного числа на однозначное с переходом и без перехода через разряд в пределах 1000.

 Сравнивать числовые выражения, используя знаки сравнения (>, < ,=).

Решать задачи и оформлять письменное вычисление, используя алгоритм.

Организация образовательного пространства

Межпредметные связи

Ресурсы

Формы работы

Физкультура

Тема «Праздник: Папа, мама, я – спортивная семья».

Информационный материал

учебник «Математика» 3 класс, ч.2, Рабочая тетрадь, № 2.

Демонстрационный материал

Таблица «Письменное умножение и деление чисел в пределах 1000».

Интерактивный материал

карточки с индивидуальным заданием, для устного счёта.

Фронтальная.

Другие формы работы:

• индивидуальная           ;

• парная -            ;

• групповая -           .

ТЕХНОЛОГИЯ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ

I этап. Самоопределение к деятельности

Цели деятельности

Ситуативное задание

Планируемый результат

 Мотивировать учащихся к изучению темы.

 Стимулировать желание

помочь Ане и Ване.

Ане и Ване доверили составить финансовый план проведения праздника «Папа, мама, я – спортивная семья», в котором будут принимать участие 3 команды по три человека в каждой. Для организации праздника необходимо подготовить значки, грамоты, медали, пригласительные билеты и плакаты. По условию финансового плана на это приобретение товаров выделялось 1000 рублей.

Аня и Ваня заказали 9 значков по 24 рубля, 3 грамоты по 108 рублей, 3 медали по 225 рублей, 20 пригласительных билетов по 8 рублей и 2 плаката по 126 рублей за каждый.

Ребята, удалось ли Ане с Ваней подготовить финансовый план проведения праздника в пределах отведённой суммы?

Учащиеся высказывают разные версии, но дискуссия показывает, что они пока затрудняются определить, хватит ли 1000 рублей на обозначенные, в плане Ани и Вани, расходы.

Есть ли у вас желание научиться составлять финансовый план проведения праздника так, чтобы он соответствовал выделенным средствам?

Личностные умения:

- проявлять интерес к изучению темы и желание помочь ребятам.

II этап. Учебно-познавательная деятельность

Цели деятельности

Учебные задания

на «знание» (З), «понимание» (П), «умение» (У)

Планируемый результат

Блок А. Устное умножение и деление круглых сотен в пределах 1000

Цели:

• Актуализировать знания о конкретном смысле действия умножения.

• Актуализировать умение выполнять устные вычисления чисел (сложение/вычитание) в пределах 100.

• Ввести понятие «устные приёмы умножения и деления» круглых сотен в пределах 1000.

• Научить:

- определять порядок устных приёмов умножения/деления круглых сотен в пределах 1000 и обосновывать своё мнение;

- определять способы умножения круглых сотен на однозначное число в пределах 1000 и обосновывать своё мнение;

- рассказывать порядок приёмов устного вычисления чисел (умножение/деление) в пределах 1000;

- выполнять устное вычисление чисел (умножение/деление) в пределах 1000 удобным способом;

- выполнять устное вычисление (умножение/деление) круглых сотен в пределах 1000;

- сравнивать числовые выражения, используя знаки сравнения (>, < ,=);

- решать задачу, используя удобный способ вычисления;

- выполнять учебное задание в соответствии с целью;

- выполнять взаимопроверку и корректировку учебного задания;

- формулировать понятные высказывания, используя термины, в рамках учебного диалога.

Задание 1 (З)

Расскажите, как заменить числовое выражение с действием умножения на числовое выражение с действием сложения.

20х3        (20+20+20=60)

Задание 2 (З) Учебник, с. 95.

Прочитайте первое числовое выражение и рассмотрите рисунок.

Расскажите, как выполняется вычисление 1 способом.

1 способ: 200х3=200+200+200= 600

Прочитайте второе числовое выражение и рассмотрите рисунок.

Расскажите, как выполняется вычисление 2 способом.

2 способ: 200х3=2 сот. х 3 = 6 сот.

Назовите наиболее удобный способ вычисления из предложенных вариантов.

Сообщение учителя

При умножении трёхзначного круглого числа на однозначное используют вычисление, при котором нужно круглое число представить в виде сотен и умножить его на однозначное число.

Например: 400х2=4 сот. х 2 = 8 сот. = 800

Задание 3 (З)

Прочитайте числовое выражение и прокомментируйте его вычисление двумя способами: 200х4, 100х7, 300х3.

Задание 4 (П) 

Верно ли, что умножать 1 способом круглые сотни на однозначное число удобнее? Обоснуйте своё мнение.

Задание 5 (У) Учебник, с.96, № 3, с взаимопроверкой.

Выполните вычисление числового выражения.

Задание 6 (У) Учебник, с.96, № 4, с взаимопроверкой.

Выполните вычисление числового выражения, используя образец.

Задание 7 (У) Учебник, с.96, №5, с. 97, № 3.

Решите задачу, используя удобный способ вычисления.

Задание 8 (У) Учебник, с.97, № 1, с взаимопроверкой.

Выполните вычисление числового выражения удобным способом.

Задание 9 (У) Учебник, с.97, № 2, с взаимопроверкой.

Сравните числовое выражение и число, используя знаки: >, < ,=.

Задание 10 (У) Учебник, с.97, № 5, с взаимопроверкой.

Впишите результаты вычисления в таблицу.

Задание 11 (У) Рабочая тетрадь, с.76, № 1. 

Решите задачу, используя два способа вычисления.

Задание 12 (У)  Рабочая тетрадь, с.77, № 4. 

Сравните числовое выражение и число, используя знаки: >, < ,=.

Задание 13 (З) Учебник, с. 98, № 1.

Прочитайте первое числовое выражение и рассмотрите рисунок.

Расскажите, как выполнено вычисление.

(600:3=6 сот.:3=2 сот., или 200)

Сообщение учителя

При делении трёхзначного круглого числа на однозначное используют   вычисление, при котором нужно круглое число представить в виде сотен и разделить его на однозначное число. Например: 800:2= 8 сот.: 2 =4 сот. = 400.

Задание 14 (З)

Прочитайте числовое выражение и прокомментируйте его вычисление:

600:2, 800:4, 900:3.

Задание 15 (П) 

Верно ли, что результат числового выражения 400:2 равен 20? Обоснуйте своё мнение.

Задание 16 (У) Учебник, с.98, № 2, с взаимопроверкой.

Выполните вычисление числового выражения, используя образец.

Задание 17 (У) Учебник, с.100, № 3, с взаимопроверкой.

Напишите результаты вычисления в таблицу.

Задание 18 (У) Учебник, с.100, № 4, с взаимопроверкой.

Решите задачу, используя удобный способ вычисления.

Задание 19 (У) Учебник, с.104, № 4.

Выполните вычисление числового выражения, используя образец.

Задание 20 (У) Учебник, с.104, № 5, с взаимопроверкой.

Выполните вычисление числового выражения.

Задание 21 (У)  Рабочая тетрадь, с.80, № 1.

По каждому рисунку определите частное и выполните проверку, используя образец.

Задание 22 (У)  Рабочая тетрадь, с.80, № 2, № 3.

Решите задачу, используя удобный способ вычисления.

Диагностические задания:

1. Рабочая тетрадь, с.78, №2. 

Напишите результаты вычисления в таблице.

2.Учебник, с.99, №1.

Выполните вычисление числового выражения.

3.Учебник, с.100, №6.

Решите задачу, используя удобный способ вычисления.

Познавательные умения:

- раскрывать значение понятия «устные приёмы умножения и деления» круглых сотен в пределах 1000 и использовать в активном словаре;

- определять порядок устных приёмов умножения/

деления круглых сотен в пределах 1000 и обосновывать своё мнение;

- определять способы умножения круглых сотен на однозначное число в пределах 1000 и обосновывать своё мнение.

Регулятивные умения: 

- выполнять учебное задание в соответствии с целью;

- выполнять взаимопроверку и корректировку учебного задания.

Коммуникативные умения:

- формулировать понятные высказывания, используя термины, в рамках учебного диалога.

Предметные умения:

- рассказывать порядок приёмов устного вычисления чисел (умножение/деление) в пределах 1000;

- выполнять устное вычисление чисел (умножение/деление) в пределах 1000 удобным способом;

- выполнять устное вычисление (умножение/деление) круглых сотен в пределах 1000;

- сравнивать числовые выражения, используя знаки сравнения (>, < ,=);

- решать задачу, используя удобный способ вычисления.

Блок Б. Письменное умножение трёхзначного числа на однозначное в пределах 1000

Цели:

• Актуализировать знание о разрядах: единицы, десятки, сотни.

• Ввести понятие «письменное умножение» трёхзначного числа на однозначное в пределах 1000.

• Ввести алгоритм письменного умножения трёхзначного числа на однозначное с переходом и без перехода через разряд.

• Научить:

- раскрывать значение понятия «письменное умножение» трёхзначного числа на однозначное в пределах 1000 и использовать в активном словаре;

- определять порядок письменного умножения на однозначное число в пределах 1000 и обосновывать своё мнение;

- рассказывать алгоритм письменного умножения трёхзначного числа на однозначное с переходом и без перехода через разряд;

- выполнять письменное умножение на однозначное число с переходом и без перехода через разряд в пределах 1000;

- решать задачу, используя алгоритм вычислений;

- выполнять учебное задание, используя алгоритм;

- выполнять взаимопроверку и корректировку учебного задания;

- комментировать в паре действия письменного умножения на однозначное число с переходом и без перехода через разряд в пределах 1000, используя математические термины.

Сообщение учителя

При умножении трёхзначных чисел на однозначное в пределах 1000 используют письменное вычисление.

В тех случаях, когда устно выполнить вычисления трудно, можно воспользоваться письменными приёмами вычисления.

Для этого произведение чисел записывают столбиком, используя знак «х». 

                                                423

                                             х     2

Алгоритм письменного умножения трёхзначного числа на однозначное

без перехода через разряд

Для того чтобы трёхзначное число 423 умножить на однозначное число 2, надо:

1.Умножить единицы и записать полученное число под единицы.

Например: 3 ед.х2=6 ед.

                                                423

                                             х     2

                                                   6

2.Умножить десятки и записать полученное число под десятки.

Например:2 дес.х2=4 дес.

                                                423

                                             х     2

                                                  46

3.Умножить сотни и записать полученное число под сотни.

Например:4 сот.х2=8 сот.

                                                423

                                             х     2

                                               846

4.Назвать ответ: 846.

Задание 1 (З) 

Расскажите алгоритм письменного вычисления выражения: 132х2.

Задание 2 (П)

Верно ли, что при выполнении письменного умножения, результат вычисления необязательно записывать строго под разрядом числа? Обоснуйте своё мнение.

Задание 3 (У) Учебник, с.107, № 2.

Выполните письменное вычисление выражения, используя алгоритм.

Задание 4 (У) Учебник, с.108, № 4, с взаимооценкой.

Выполните письменное вычисление выражения, используя алгоритм.

Задание 5 (У) Рабочая тетрадь, с.86, № 1, с взаимооценкой.

Выполните письменное вычисление выражения, используя алгоритм.

Сообщение учителя

Алгоритм письменного умножения трёхзначного числа на однозначное

с переходом через разряд

Для того чтобы трёхзначное число 238 умножить на однозначное число 4, надо:

1.Умножить единицы: 8 ед.х4=32 ед. или 3 дес. 2 ед. Под единицы записать 2, а 3 дес. запомнить.

                                           238

                                        х     4

                                              2

2.Умножить десятки: 3 дес. х4=12 дес. Прибавить ещё 3 дес., которые запоминали. Получим 15 дес. или 1 сот. 5 дес. Под десятками записать 5, а 1 сот. запомнить.

                                           238

                                        х     4

                                            52

3.Умножить сотни: 2 сот.х4=8 сот .Прибавить ещё 1 сот., которую запоминали. Получим 9 сот. Под сотнями пишем 9.

                                           238

                                        х     4

                                          952

4.Назвать ответ:952.

Задание 6 (З) 

Расскажите алгоритм письменного умножения выражения: 256х2.

Задание 7 (П)

Верно ли, что при выполнении письменного умножения выражения 367х2 получается число 624? Обоснуйте своё мнение.

Задание 8 (У) Учебник, с.109, № 4; с.111, № 4.

Выполните письменное вычисление выражения, используя алгоритм.

Задание 9 (У) Учебник, с.109, № 5.

Решите задачу, используя алгоритм письменного умножения.

Задание 10 (У) Рабочая тетрадь, с.88, № 2, с взаимооценкой.

Выполните письменное вычисление выражения, используя алгоритм.

Диагностические задания:

1. Учебник, с.109, №2.

Выполните письменное вычисление выражения, используя алгоритм письменного умножения трёхзначного числа на однозначное без перехода через разряд.

2. Учебник, с.109, №7.

Решите задачу, используя алгоритм письменного умножения трёхзначного числа на однозначное с переходом через разряд.

3. Учебник, с.110, №2.

Выполните письменное вычисление выражения, используя алгоритм письменного умножения трёхзначного числа на однозначное с переходом через разряд.

Познавательные умения:

- раскрывать значение понятия «письменное умножение» трёхзначного числа на однозначное в пределах 1000 и использовать в активном словаре;

- определять порядок письменного умножения трёхзначного числа на однозначное в пределах 1000 и обосновывать своё мнение.

Регулятивные умения:

- выполнять учебное задание, используя алгоритм;

- выполнять взаимооценку учебного задания.

Коммуникативные умения: 

- комментировать в паре действия письменного умножения трёхзначного числа на однозначное с переходом и без перехода через разряд в пределах 1000, используя математические термины.

Предметные умения:

- рассказывать алгоритм письменного умножения трёхзначного числа на однозначное с переходом и без перехода через разряд;

- выполнять письменное умножение трёхзначного числа на однозначное с переходом и без перехода через разряд в пределах 1000;

- решать задачу, используя алгоритм вычислений.

Блок В. Письменное деление трёхзначного числа на однозначное в пределах 1000

Цель:

• Актуализировать знания о названии компонентов и результата действия деление.

• Ввести понятие «письменное деление», «деление уголком».

• Ввести алгоритм письменного деления трёхзначного числа на однозначное в пределах 1000.

• Научить:

- определять порядок письменного деления чисел вида: 684:2, 478:2, 216:3, 836:4 в пределах 1000 и обосновывать своё мнение;

- рассказывать алгоритм письменного деления трёхзначного числа на однозначное в пределах 1000;

- выполнять письменное деление трёхзначного числа на однозначное в пределах 1000;

- решать задачу и оформлять письменное вычисление, используя алгоритм;

- выполнять учебное действие, используя алгоритм;

- выполнять самопроверку и корректировку и учебного задания;

- комментировать действия письменного деления трёхзначного числа на однозначное в пределах 1000,

используя математические термины в рамках учебного диалога.

Задание 1 (З)

Назовите компоненты и результат действия «деление».

Сообщение учителя

В случае, если устно деление трёхзначного числа на однозначное выполнить трудно, используют письменное «деление уголком». Для этого между делимым, делителем и частным записывают «уголок» (показать). При этом делят сначала сотни, потом десятки, а затем единицы.

Первый алгоритм письменного деления трёхзначного числа на однозначное

Для того чтобы трёхзначное число 684 разделить на однозначное число 2, надо:

1.Разделить 6 сот. на 2 = 3 сот.

Проверить: 3х2=6. Остатка нет.

В частном на месте сотен написать 3.

- 684

  6

 

2

3

2.Разделить 8 дес. : 2 = 4 дес.

Проверить: 4х2=8. Остатка нет.

В частном на месте десятков написать 4.

- 684

  6

  - 8

    8

     

2

34

3.Разделить единицы:4 ед. : 2 = 2 ед.

Проверить: 2х2=4. Остатка нет.

В частном на месте единиц написать 2.

- 684

  6

  - 8

    8

      -4

        4

        0

2

342

4.Прочитать ответ: 342.

Задание 2 (З)

Расскажите алгоритм вычисления выражения: 842:2

Задание 3 (П)

Верно ли, что при выполнении письменного деления выражения 396:3 получается число 123? Обоснуйте своё мнение.

Задание 4 (У) Учебник, с.112, № 2.

Выполните письменное «деление уголком» с проверкой, используя алгоритм письменного деления трёхзначного числа на однозначное число.

Задание 5 (У) Учебник, с.112, № 3.

Решите задачу и оформите письменное вычисление.

Задание 6 (У) Рабочая тетрадь, с.91, № 3, с самопроверкой.

Выполните письменное деление с проверкой, используя алгоритм.

Сообщение учителя

Второй алгоритм письменного деления трёхзначного числа на однозначное

Для того чтобы трёхзначное число 478 разделить на однозначное число 2, надо:

1.Разделить сотни: 4 сот.:2 = 2 сот.

Проверить: 2х2=4. Остатка нет.

В частном на месте сотен написать 2.

- 478

  4

 

2

2

2.Разделить десятки: 7 дес. на 2. В частном будет 3 дес.

Проверить, сколько десятков мы разделили: 3х2=6. Вычитаем: 7-6=1. Осталось разделить 1 дес. В частном на месте десятков пишем 3.

- 478

  4

  - 7

    6

     

2

23

3.Разделить единицы: (1 дес. + 8 ед):2 = 18 ед.:2=9 ед.

Проверить: 9х2=18. Остатка нет.

В частном на месте единиц написать 2.\

- 478

  4

  - 7

    6

   -18

    18

      0

2

239

4.Прочитать ответ: 239.

Задание 7 (З)

Расскажите алгоритм вычисления числового выражения: 687:3.

Задание 8 (П)

Верно ли, что при выполнении письменного деления выражения 595:5 получается число 117? Обоснуйте своё мнение.

Задание 9 (У) Учебник, с.114, № 4.

Выполните письменное вычисление выражения с проверкой, используя алгоритм.

Задание 10 (У) Учебник, с.114, № 5.

Решите задачу и оформите письменное вычисление.

Сообщение учителя

Третий алгоритм письменного деления трёхзначного числа на однозначное

Для того чтобы трёхзначное число 216 разделить на однозначное число 3, надо:

1.Разделить сотни: 2:3 = 0 (ост.2).

Значит, в частном сотен не будет.

Осталось разделить 2 сот., или 20 дес.

- 216

  21

3

7

2.Разделить десятки: (20 дес. + 1 дес.):3=21 дес.:3=7 дес.

Проверить:7х3=21. Остатка нет.

В частном на месте десятков написать 7.

- 216

  21

    - 6

3

7

3.Разделить единицы:6 ед.:3 = 2 ед.

Проверить: 2х3=6. Остатка нет.

В частном на месте единиц написать 2.

- 216

  21

   - 6

     6

     0

3

72

4.Прочитать ответ: 72.

Задание 11 (З)

Расскажите алгоритм вычисления числового выражения: 159:3

Задание 12 (П)

Верно ли, что при выполнении письменного деления выражения 316:4 получается число 97? Обоснуйте своё мнение.

Задание 13 (У) Учебник, с.116, № 7.

Выполните письменное вычисление выражения с проверкой, используя алгоритм.

Сообщение учителя

Четвёртый алгоритм письменного деления трёхзначного числа

на однозначное

Для того чтобы трёхзначное число 836 разделить на однозначное число 4, надо:

1.Разделить сотни: 8 сот.:4 = 2 сот.

Проверить: 2х4=8. Остатка нет.

В частном на месте сотен написать 2.

- 836

  8

4

2

2.Разделить десятки: 3 дес. на 4. В частном будет 0 дес.

Проверить сколько десятков мы разделили: 0х4=0.

Вычесть: 3 – 0 =3. Осталось разделить 3 дес., или 30.

В частном на месте десятков написать 0.

- 836

  8

    3

4

20

3.Разделить единицы:36 ед.:4 = 9 ед.

Проверить: 9х4=36. Остатка нет.

В частном на месте единиц написать 9.

- 836

  8

   -36

    36

4

209

                                    0

4.Прочитать ответ: 209.

Задание 14 (З)

Расскажите алгоритм вычисления числового выражения: 832:4

Задание 15 (П)

Верно ли, что при делении числа 921 на 3 получается число 37? Обоснуйте своё мнение.

Задание 16 (У) Учебник, с. 118, № 4, № 2, с самопроверкой.

Выполните письменное вычисление выражения с проверкой, используя алгоритм.

Задание 17 (У) Рабочая тетрадь, с.92, № 3, с самопроверкой.

Выполните «деление уголком» с проверкой, используя алгоритм.

Диагностические задания:

1. Учебник, с.113, № 2.

Выполните письменное вычисление выражения с проверкой, используя алгоритм.

2. Учебник, с.115, № 4.

Выполните письменное вычисление выражения и сделайте проверку.

3. Решите задачу и оформите письменное вычисление.

На первом участке собрали 432 кг свёклы, а на втором – в 3 раза меньше. Сколько кг свёклы собрали с двух участков?

Познавательные умения:

- раскрывать значение понятия «письменное деление» трёхзначного числа на однозначное и использовать в активном словаре;

- определять порядок письменного деления чисел вида: 684:2, 478:2, 216:3, 836:4 в пределах 1000 и обосновывать своё мнение.

Регулятивные умения:

- выполнять учебное действие, используя алгоритм;

- выполнять самопроверку и корректировку и учебного задания.

Коммуникативные умения: 

- комментировать действия письменного деления трёхзначного числа на однозначное в пределах 1000, используя математические термины в рамках учебного диалога.

Предметные умения:

- рассказывать алгоритм письменного деления трёхзначного числа на однозначное в пределах 1000;

- выполнять письменное деление трёхзначного числа на однозначное в пределах 1000;

- решать задачу и оформлять письменное вычисление, используя алгоритм.

Блок К. Диагностика качества освоения темы

Цель: установить степень освоения темы, а именно:

- выполнять устные приёмы умножения и деления круглых сотен в пределах 1000;

- выполнять письменное умножение и деление трёхзначного числа на однозначное в пределах 1000;

- сравнивать числовое выражение и число, используя знаки сравнения (>, < ,=);

- решать задачи, используя письменные умножение и деление трёхзначного числа на однозначное в пределах 1000.

Контрольное задание

1. Выполните вычисление числового выражения.

    200х4               100х9                600:2

    400х2               900:3                 1000:5

2. Сравните числовое выражение и число, используя знаки сравнения (>, < ,=).

    300х3…1000                       700   200х5

    800:4     200                         400   600:3

3. Выполните письменное вычисление выражения и сделайте проверку.

    342х2           297х3             492:2              535:5

    164х4           405х2             972:3              828:4

4. Решите задачу и оформите письменное вычисление.

На первом участке вырастили 159 кг моркови, а на втором – в 4 раза больше. Сколько всего кг моркови вырастили на двух участках?

Регулятивные умения: 

-выполнять задание в соответствии с целью.

Предметные умения:

- выполнять устные приёмы умножения и деления круглых сотен в пределах 1000;

- выполнять письменное умножение и деление трёхзначного числа на однозначное в пределах 1000;

- сравнивать числовое выражение и число, используя знаки сравнения (>, < ,=);

- решать задачи, используя письменное умножение и деление трёхзначного числа на однозначное в пределах 1000.

III этап. Интеллектуально-преобразовательная деятельность

Цели деятельности

Варианты заданий

Планируемый результат

• Стимулировать желание

составлять финансовый план проведения праздника.

• Актуализировать умения ориентироваться в разных вариантах выполнения задания.

• Научить:

- использовать приобретённые знания для выполнения ситуативного задания;

- выполнять учебное задание в соответствии с планом;

- представлять результат своей деятельности.

Этап интеллектуально-преобразовательной деятельности включает:

  • выбор варианта задания (информативный, импровизационный, эвристический);
  • выбор способа деятельности (индивидуальный или коллективный);
  • самоорганизацию по выполнению задания:

- планирование деятельности;

- выполнение задания;

- представление результатов деятельности.

Ане и Ване доверили составить финансовый план проведения праздника «Папа, мама, я – спортивная семья», в котором будут принимать участие 3 команды по три человека в каждой. Для организации праздника необходимо подготовить значки, грамоты, медали, пригласительные билеты и плакаты. По условию финансового плана на это приобретение товаров выделялось 1000 рублей.

Аня и Ваня заказали 9 значков по 24 рубля, 3 грамоты по 108 рублей, 3 медали по 225 рублей, 20 пригласительных билетов по 8 рублей и 2 плаката по 126 рублей за каждый.

Информативный вариант

Определите, достаточно ли 1000 рублей для приобретения товаров необходимых для проведения праздника «Папа, мама, я – спортивная семья». Для этого определите и напишите данные в таблице:

  1.  стоимость каждого товара;
  2.  стоимость затраченных средств на все товары;
  3.  хватит ли 1000 рублей на приобретение этих товаров?

Финансовый план

Наименование

Цена

Количество

Стоимость

Значки

24 р

9 штуки

Грамоты

108 р

3 штуки

Медали

225 р

3 штуки

Пригласительные

8 р

20 штук

Плакаты

126 р

2 штуки

Итого:

Ответ:

Импровизационный вариант

Определите, достаточно ли 1000 рублей для приобретения товаров необходимых для проведения праздника «Папа, мама, я – спортивная семья». Для выполнения этого задания составьте финансовый план и определите стоимость затраченных средств.

Финансовый план

Наименование

Цена

Количество

Стоимость

Значки

 

Грамоты

 

 

Медали

 

 

Пригласительные

 

 

Плакаты

 

 

Итого:

Ответ:

Эвристический вариант

Составьте финансовый план проведения праздника так, чтобы он не превышал отведённой суммы в 1000 рублей.

Финансовый план

Наименование

Цена

Количество

Стоимость

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Итого:

Ответ:

Личностные умения:

- проявлять желание

составлять финансовый план проведения праздника.

Познавательные умения:

- выбирать вариант выполнения задания;

- использовать приобретённые знания для выполнения ситуативного задания.

Регулятивные умения: 

- выполнять учебное задание в соответствии с планом. 

Коммуникативные умения:

- адекватно использовать речевые средства для представления результата.

IV этап. Рефлексивная деятельность

Цели деятельности

Самоанализ и самооценка ученика

Результат деятельности

Научить:

- соотносить полученный результат с поставленной целью;

- оценивать результат учебной деятельности.

Самоанализ

Закончите предложения:

1. Мне важно уметь выполнять письменное умножение/ деление трёхзначного числа на однозначное в пределах 1000, чтобы……

2. Чтобы выполнить письменное умножение/деление трёхзначного числа на однозначное в пределах 1000 без ошибок, нужно ………….

Самооценка

Закончите предложение:

Я ....(очень, не очень) доволен(льна) результатом работы, которую сделал(а)           ……………………(самостоятельно, с помощью одноклассника, учителя).

Личностные умения:

- оценивать результат собственной деятельности.

Регулятивные умения:

- соотносить поставленную цель и полученный результат  деятельности.

Цели деятельности

Самоанализ и самооценка учителя

Результат деятельности

• Соотнести полученный результат с поставленной целью.

• Оценить результат своей деятельности.

Цели темы:

Сформировать представление об умножении и делении трёхзначных чисел в пределах 1000.

Ввести:

 приёмы устного умножения и деления круглых сотен в пределах 1000;

 алгоритмы письменного умножения и деления трёхзначного числа на однозначное в пределах 1000.

Научить использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности.

Ключевые умения:

Личностные умения:

- проявлять желание составлять финансовый план проведения праздника.

Познавательные умения:

- использовать приобретённые знания для составления и обоснования финансового плана проведения праздника.

Регулятивные умения:

- выполнять учебное задание, используя алгоритм.

Коммуникативные умения:

- формулировать понятные для партнёра высказывания, используя термины, в рамках учебного диалога.

Предметные умения:

- выполнять письменное вычисление (умножение/деление) трёхзначного числа на однозначное с переходом и без перехода через разряд в пределах 1000.

*Заполняется учителем после освоения темы учащимися.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Контроль учащихся 1 класс 1 полугодие (математика, обучение грамоте)

Данный вид заданий поможеть отследить успешность овладения учащимися пройденного материала...

Контрольно- измерительные материалы по окружающему миру. 4 класс. Перспектива. 1 полугодие

Проверочные работы по окружающему миру к разделам: "Мы-граждане единого Отечества", "По родным просторам"....

Контрольно-измерительные материалы по литературному чтению, 4 класс, УМК "Перспектива", 1 полугодие

Контрольно-измерительные материалы по литературному чтению, 4 класс, УМК "Перспекива", 1 полугодие: проверочные работы содержат 2 варианта заданий по разделам: "Истоки литературного тво...

УМК «Перспектива» I полугодие Русский язык ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА №10

УМК «Перспектива»I полугодиеРусский языкРазделЧасти речи (87 часов)ТемаИмя прилагательное (17 часов)Цель темыСформировать представление  о непостоянных признаках имени прилагательного...

3 класс УМК «Перспектива» II полугодие МАТЕМАТИКА

РазделЧисла от 100 до 1000 (46 часов)ТемаВеличины и их измерение (8 часов)Цели Сформировать представление о мерах: длины, массы.Ввести:• единицу измерения длины «километр»;&bull...

УМК «Перспектива» II полугодие МАТЕМАТИКА

3 классУМК «Перспектива»II полугодиеМАТЕМАТИКАТехнологическая карта № 11РазделЧисла от 100 до 1000 (46 часов)ТемаВеличины и их измерение (8 часов)Цели Сформировать представление о мер...

3 класс УМК «Перспектива» I полугодие Литературное чтение Технологическая карта №1 "Книги - мои друзья"

Определение значения книги для человека. Изучение материала о создании Иваном Фёдоровым первой печатной книги. Изучение наставлений Владимира Мономаха, Ярослава Мудрого. Освоение библейских мудростей....