Современный урок математики
статья по математике на тему

Захарова Милена Ивановна

Современный урок математика в рамках реализации ФГОС

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sovremennyy_urok_matematiki.docx18.54 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                Захарова М.И., учитель начальных классов

                                                                      ГБОУ лицей №64 Приморского района

                                                                                                         Санкт-Петербурга

«Урок – это зеркало общей и педагогической культуры учителя, мерило его интеллектуального богатства, показатель его кругозора, эрудиции.»

                                                                                                                 В. А. Сухомлинский.

             Современный урок математики в контексте требований ФГОС.

    В условиях введения в практику работы школы ФГОС ООО учителю необходимо научиться планировать и проводить уроки, направленные на формирование не только предметных, но и метапредметных результатов. Системно-деятельностный подход, лежащий в основе стандарта, предполагает проведение уроков нового типа. Учитель призван быть творцом своих уроков. Новый стандарт, обозначив требования к образовательным результатам, предоставляет почву для новых идей и новых творческих находок. 

            Математическое образование играет исключительную роль во всей образовательной структуре. Курс математики начальной школы – первый, но самый главный этап изучения важнейшей науки, без которой невозможно существование человека. Математика является не только базой естественных наук и экономики, но и важнейшей составляющей интеллектуального развития школьников. Изученный материал будет применяться всю жизнь. А всё, что будет изучено дальше, будет опираться на знания, полученные в начальной школе.

         Урок – главная составная часть учебного процесса. Качество подготовки учащихся по той или иной учебной дисциплине во многом определяется уровнем проведения урока, его содержательной и методической наполненностью, его атмосферой. Для того чтобы уровень был достаточно высоким, надо в ходе подготовки урока постараться сделать его своеобразным педагогическим произведением со своим замыслом, завязкой и развязкой подобно любому произведению искусства.

             Как же построить такой урок? Как сделать так, чтобы урок не только вооружал учащихся знаниями и умениями, значимость которых невозможно оспорить, но чтобы всё, что происходит на уроке, вызвало у детей искренний интерес, подлинную увлечённость, формировало их творческое сознание?

Как подготовить современный урок математики?

       Современная методическая наука располагает совокупностью средств для достижения конкретных поставленных дидактических задач. Ещё на этапе планирования уроков учитель подумывает систему методов и приёмов учебно-воспитательной работы, сочетание различных форм организации деятельности школьников, методику применения средств обучения.

Поэтому для обеспечения наибольшей успешности целого класса в освоении учебного материала учителю желательно построить такой учебно-воспитательный процесс, в котором каждый ученик, независимо от его потенциала, будет вести активную познавательную деятельность. Такую возможность даёт грамотно спланированное и реализованное на уроках сочетание различных форм организации деятельности учащихся.

В основе успешности обучения младших школьников математике лежит ряд требований к организации и проведению урока.

  • Во-первых, для каждого урока обязательной является постановка цели.

Опираясь на мотивы учения, необходимо привлечь учащихся к предстоящей на уроке работе, вызвать потребность в познании, в самоконтроле и самооценке своей деятельности. В течение всего урока необходимо изучать реакцию учащихся на всё происходящее на уроке. Для практики обучения очень важно, чтобы цель урока, поставленная учителем, была понята учеником. Осознанные учеником цель и учебно-познавательная задача помогают ему действовать активно и ускоряют процесс получения результата своих учебных действий.

Очевидно, что одна структура урока может обеспечить более интересную и активную деятельность учащихся, чем другая. И надо стремиться к тому, чтобы урок оптимально обеспечивал активную познавательную деятельность всех учащихся класса. Общая цель урока (единство обучения, воспитания и развития) порождает новые по содержанию и структуре уроки математики.

  • Второе важное требование к уроку математики – это рациональное построение его содержания. Бесспорно, что на уроке математики главным является его математическое содержание, которое должно глубоко отражать логику данного учебного предмета и быть определяющим во всем, что делается на уроке. Именно на базе математического содержания урока у учащихся формируются три вида умений и навыков: математические, общеинтеллектуальные (приёмы умственной деятельности), умения и навыки учебной деятельности.

Важно обучать учащихся не столько математическим фактам самим по себе, сколько приобщать школьников к методам математики, развивать у них мышление. В каждом уроке важно выделить стержневую идею его математического содержания и вокруг нее сгруппировать всё остальное.

  • Третье требование к уроку – это оптимальный выбор средств, методов и приёмов обучения и воспитания на уроке.

Большая роль в отборе средств, методов и приёмов работы на уроке отводится учителю. Успех дела зависит здесь во многом от того, насколько глубоко проникает учитель в специфику учебного материала, насколько умело ставит учебно-познавательные задачи, учитывая при этом уровень общей и математической подготовки учащихся, их личностные качества и прогнозируя результаты использования того или иного средства, метода или приема.

      Выбирая средства, методы и приёмы обучения, необходимо помнить, что нельзя их универсализировать. Ни одно из средств, ни один из методов, взятых изолированно, не смогут обеспечить достижения поставленных целей обучения.

       Специфика самого учебного предмета «математика» такова, что основным в обучении младших школьников являются наглядно-вербальные средства в различных сочетаниях. Урок математики характеризуется комплексным применением наглядных и технических средств обучения.Для того чтобы уровень урока математики был достаточно высоким, необходимо уже в ходе подготовки урока постараться сделать его своеобразным педагогическим произведением со своим замыслом, завязкой и развязкой подобно любому произведению искусства.Как же построить такой урок? Как сделать так, чтобы урок не только вооружал учащихся знаниями и умениями, значимость которых невозможно оспорить, но чтобы всё, что происходит на уроке, вызвало у детей искренний интерес, подлинную увлечённость, формировало их творческое сознание? 

  • Первое, с чего надо начать подготовку к уроку:

* чётко определить и сформулировать для себя его тему;

* определить место темы в учебном курсе;

* определить ведущие понятия, на которые опирается данный урок, иначе говоря, посмотреть на урок ретроспективно;

* и, наоборот, обозначить для себя ту часть учебного материала урока, которая будет использована в дальнейшем, иначе говоря, посмотреть на урок сквозь призму перспективы своей деятельности.

  • Определить и чётко сформулировать для себя и отдельно для учащихся целевую установку урока – зачем он вообще нужен?

В связи с этим надо обозначить обучающие, развивающие и воспитывающие функции урока.

  • Спланировать учебный материал урока

Для этого надо:

подобрать учебные задания, целью которых является:

* узнавание нового материала;

* воспроизведение;

* применение знаний в знакомой ситуации;

* применение знаний в незнакомой ситуации;

* творческий подход к знаниям.

 упорядочить учебные задания в соответствии с принципом «от простого к сложному». Составить три набора заданий:

1. Задания, подводящие ученика к воспроизведению материала.

2. Задания, способствующие осмыслению материала учеником.

3. Задания, способствующие закреплению материала учеником.

  • Продумать «изюминку» урока

Каждый урок должен содержать что-то, что вызовет удивление, изумление, восторг учеников – одним словом, то, что они будут помнить, когда всё забудут. Это может быть интересный факт, неожиданное открытие, красивый опыт, нестандартный подход к уже известному и пр.

  • Стимулировать отобранный учебный материал

Для этого продумать, в какой последовательности будет организована работа с отобранным материалом, как будет осуществлена смена видов деятельности учащихся. Главное при группировке материала – умение найти такую форму организации урока, которая вызовет повышенную активность учащихся, а не пассивное восприятие нового.

  • Спланировать контроль за деятельностью учащихся на уроке, для чего продумать:

* что контролировать;

* как контролировать;

* как использовать результаты контроля.

При этом не забывать, что чем чаще контролируется работа, тем легче увидеть типичные ошибки и затруднения, а также показать учащимся подлинный интерес учителя к их работе.

  • Продумать задания на дом: его содержательную часть, а также рекомендации по его выполнению. Интегрировать задания для всего класса.

    Новизна современного российского образования требует личностного начала учителя, которое позволяет ему либо урочить, наполняя учеников знаниями умениями и навыками, либо давать урок, развивая понимание этих знаний, умений, навыков, создавая условия для порождения их ценностей и смыслов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современный урок математики «Число и цифра 2»

Современный урок математики         Тема: «Число и цифра 2»УМК перспективная начальная школа Цель: - знакомить с цифрой и числом 2- закрепить понятие числа...

«Организация современного урока математики в условиях реализации ФГОС»

Современная жизнь предъявляет к человеку новые требования. Общество нуждается в людях творчески мыслящих, любознательных, активных, умеющих принимать нестандартные решения и брать ответственность за и...

Современный урок математики

Статья: "Современный урок математики в начальной школе"....

Современный урок математики в условиях реализации ФГОС.

Чтобы реализовать цель современного образования необходимо построить урок так, чтобы он способствовал формированию УУД, формированию умения учиться. В данной статье рассматривается урок математики на ...

Статья «Новые результаты образования как основа проектирования современного урока – математика»

laquo;Новые результаты образования как основа проектирования современного урока – математика»...

Новые подходы к оценке качества образования : контекст современного урока математики.

Новые подходы к оценке качества образования : контекст современного урока математики....