конспект урока по математике 4 класс Школа России тема: " Письменный приём умножения многозначных чисел на двузначное число".
план-конспект урока по математике (4 класс) на тему

Романова Светлана Анатольевна

Урок" открытия" новых знаний. Цель: создать условия для формирования и усвоения учащимися алгоритма действий при умножении на двузначные числа через поисково- исследовательскую деятельность. Формировать у учащихся умения использовать полученные знания при решении примеров. задач.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта

урока математики на тему

«Письменный прием умножения многозначных чисел на двузначное число»

4 класс

      Составила : Учитель начальных классов

                                   МОУ «СОШ № 1» г. Карталы  

                              Романова Светлана Анатольевна              

Класс: 4

Предметная область: математика, УМК « Школа России»

Тип урока: урок «открытия» новых знаний.

Тема: «Письменный прием умножения многозначных чисел на двузначное число».

Цель урока: Создание условий для формулирования и усвоения  учащимися  алгоритма действий при умножении  на двузначные числа через поисково - исследовательскую деятельность. 

Задачи урока для учителя: 

1. Обучить  приемам умножения на двузначные числа  через организацию  поисково – исследовательской деятельности учащихся.

2. Формировать у учащихся умение использовать полученные знания при решении примеров,  задач.

3. Создать в классе атмосферу совместного творческого поиска, сотрудничества.

4. Тренировать умение фиксировать шаги учебной деятельности.

5.Создать условия для развития  таких базовых качеств личности, как рефлексивность, ответственность за собственный выбор и результаты своей деятельности.

Задачи урока для учащихся:

 1. «Открыть» новые знания через формулировку учебной проблемы и поиск ее решения.

2. Рассмотреть приемы умножения  на двузначные числа и вывести соответствующие правила.

3. Применять полученные знания при решении математических выражений,  задач.

Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения:

- принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:

- Регулятивных УУД: овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.

- Познавательных УУД:  постановка и формулирование проблемы, поиск и выделение необходимой информации;

  освоение способов решения проблем  поискового характера; сравнение, анализ, обобщение.

- Коммуникативных УУД: готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.

Оборудование урока: ПК, проектор, презентация к уроку, раздаточный материал (алгоритм  умножения на карточках). Учебник: Моро « Математика» 4 класс, часть 2.

Ход урока:

№ п/п

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

1.

Самоопределение к деятельности.   (2 мин)

-Очень трудная наука

математика для нас,

Но учиться в наше время

Нужно каждому из нас!

– Как вы думаете, какая цель занятий математикой?

– Математика наука трудная. Вы готовы преодолеть трудности на пути к знаниям?

– Тогда пожелайте друг другу удачи.

-Развивать человека, его внимание, волю, тренировать свой мозг, быть упорным в достижении цели

-Да

Личностные УУД:

-самоопределение;

-настрой на работу;          

-организация рабочего места.

2.

Мотивация учащихся к учебной деятельности.

Математический диктант.

(5 мин)

-Откройте тетради, запишите число, «Классная работа».

Учитель читает задания.

1.Увеличьте 3120 на 8 сотен.

2.Первый множитель 42, второй-20. Чему равно произведение?

3.Какое число меньше 720 на 100?

4.Увеличьте 920 на 80

5.Разность чисел 120 и 60

6.Увеличьте 350 в 20 раз

7.Из 86 тысяч вычесть 4 тысячи.

8.Запишите  наибольшее пятизначное число.

9.На сколько 260 больше 60

В результате проверки на доске появляется запись (выставляю карточки)

3920       840        620       1000        60        7000       ж            с             с             у               р           д

82000   99999      200        

 а              й             а

- Если вы расположите эти ответы в порядке возрастания, то расшифруете слово. Запишите это слово под ответами.

-Какое же слово получилось?

- И что это значит?

- Это слово не случайно, оно своего рода девиз урока.

Слово, составленное из карточек,  висит на доске.

Дети записывают ответы в тетради.

Проверка - дети объясняют, как они считали

-3120 увеличить на 8 сотен – это значит прибавить  800, получится 3920

-42 умножить на 20. Мы  42 умножаем на 2, будет  84, и еще приписываем  0 - 840 ….

-Слово «рассуждай»

-Чтобы правильно решить , прийти к какому-то выводу, надо рассуждать, думать самому, а не просто списывать с доски

Регулятивные

-планирование учебного сотрудничества совместно с учителем.

Коммуникативные

-владение диалогической речью.

Познавательные

-поиск и выделение информации.

3.

Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.

(5 мин)

- Посмотрите внимательно на выражения и предложите работу, которую необходимо выполнить.

1)92x8   2) 76х30    3)136х23

- Запишите эти выражения и решите их.

-Прежде чем вы назовёте произведение, объясните приём умножения.

Нужно найти значения произведений.

1) внетабличное умножение      

( разбиваем первый множитель на разрядные слагаемые и используем прием умножения суммы на число);

2)приём умножения на числа, оканчивающиеся нулями;

3)затрудняются

Познавательные УУД:

- Общеучебные;

- Логические;

Коммуникативные УУД:

- умение вступать в диалог и участвовать в коллективном обсуждении проблемы;

4.

Выявление места и причины затруднения.  

Постановка  учебной задачи,

темы урока.

 Построение проекта  выхода  из затруднения. (5 мин)

- Почему вы затруднились назвать  3) произведение?

-Чем отличается это произведение от тех, что мы решали раньше?

- У кого есть предположения, как можно вычислить значение этого произведения?

- Хорошо, если вычислите на калькуляторе и получите готовый ответ, вы пополните копилку ваших знаний?

- Значит, время  определить основной вопрос урока.

- Так какую же  учебную задачу вы поставите перед собой?

- Сформулируйте тему урока.

- Вы предложили устно выполнить вычисления.     Как именно?    

- Какое свойство умножения вы применили?

 - Какие приемы умножения использовали?    

 

       

- Можно ли таким образом быстро выполнить умножение многозначного числа, учитывая то, что числа могут быть достаточно большими?

- Как вы думаете, есть более удобный способ умножения на двузначные числа.

- Какие приемы из изученных мы применим?

- Повторим  алгоритм умножения двузначного числа на однозначное. (Составляется схема-опора)

  **

  ˣ   *

  ***

- Не можем, так как с этим приёмом умножения ещё не знакомы.

- Здесь двузначные множители, а раньше были однозначные или однозначные с нулями на конце).

Выдвигают гипотезы:

- устно

- на калькуляторе

- столбиком.

- Нет.

-Мы должны научиться умножать многозначные числа на двузначные числа.

- Умножение на двузначное число.

Объясняют приём умножения.

-Распределительное.

1) прием умножения суммы на число;  

2) письменный прием умножения на однозначное число;  

3) письменный приём умножения на числа, оканчивающиеся нулями;

4) письменный приём сложения чисел.

- Нет.

- Да.

-Алгоритм умножения двузначного числа на однозначное:

1.Записать однозначное число под разрядом единиц двузначного числа.

2.Умножить единицы, записать единицы под единицами, а десятки (если они есть) запомнить.

3.Умножить десятки и прибавить количество десятков, которые запомнили.

4.Записать десятки под десятками, а сотни (если они есть) записать в разряд сотен.

5. Прочитать ответ.

Познавательные УУД:

- постановка и формулирование проблемы

- поиск и выделение необходимой информации

Регулятивные УУД:

- целеполагание;

Коммуникатив

ные:

- умение выражать свои мысли;

5.

Новый материал.  Составление алгоритма.

(7 мин)

(2 мин)

- Предлагаю записать пример столбиком самостоятельно и решить его, основываясь на данный алгоритм.

- Посмотрим результаты.

- Поднимите руки, кто не смог найти произведение? Что показалось для вас трудным?  

- Кто решил, можете объяснить алгоритм своих действий?

Вызывает к доске ученика, верно решившего пример (если есть).

- Подошла ли к вашему заданию данная схема?

- Какой шаг отсутствует в известном алгоритме?

- Почему сложно было справиться с заданием?

- Какую цель поставим дальше?

-Вы будете открывать новый алгоритм или уточнять уже известный?

Будем составлять алгоритм на карточках, фиксируя каждый шаг (вставляем пропущенные слова).

- Как запишем пример в столбик. Объясните.

-Какой первый шаг?

 

-Зафиксируйте первый шаг на карточке.

-Второй шаг

Теперь умножаем первый множитель на число десятков.

-Записывать будем под  десятками.

-Зафиксируйте второй шаг на карточке.

- Третий шаг.

-Складываем неполные произведения.

Замечательно. Мы все вместе смогли решить новое выражение. Чем отличается умножение на двузначное число от умножения на однозначное число?

- Где мы можем проверить правильность наших рассуждений?  

- Вы поставили цель узнать алгоритм умножения на двузначное число. Достигли цели?

- Какие задания вы теперь сможете выполнять?

ФИЗМИНУТКА

Ответы учащихся.

Записывает решение на доске (если может, комментирует).

Нет.

-Умножение на десятки.

-Мы не знаем алгоритма умножения на двузначное число

 

-Узнать алгоритм умножения на двузначное число.

-Уточнять уже известный.

136 умножить на 23.

Записываем единицы под единицами, десятки под десятками, сотни под сотнями)

-Сначала умножаем первый множитель на число единиц.

Ученик записывает на доске с комментированием.

а) Сначала умножаем на 3 единицы 6*3=18. 18 единиц это 1дес и 8 ед. 8ед. записываем в разряде единиц, а 1 десяток запоминаем)

б) 3 десятка  умножаем на 3, получаем 9 десятков, и 1 запоминали, получаем 10 десятков, 0 записываем в разряд десятков.

в) теперь 1 сотню умножаем на 3, получаем 3 сотни, и 1 запоминали, получаем 4 сотни, 4 записываем под сотнями, получилось 408 единицы.

Заполняют первую и вторую строку алгоритма.

-Умножаем  136 на 2 десятка.

Получилось  272 десятков.

Заполняют третью и четвёртую строку алгоритма.

Заполняют пятую и шестую строку алгоритма.

-Добавляется еще умножение на десятки.  И когда записываем десятки, то при записи суммы десятков число сдвигается на один разряд влево. Еще когда умножаем на двухзначное число, делаем три шага: первый - умножаем на единицы, второй - умножаем на десятки и третий - складываем полученные числа.

-В учебнике (сравнивают с объяснением темы  на с. 44)

Ответы учащихся.

Умножать на двузначное число.        

Познавательные УУД:

- построение логической цепи рассуждений;

- самостоятельное создание способов решения проблем поискового характера;

Коммуникативные УУД:

- инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации со сверстниками и учителем;

6.

Закрепление материала. Отработка алгоритма умножения. Коллективная и самостоятельная работа.

(7 мин)

   - Можно ли сказать, что вы всё уже сделали на уроке?

- Какую цель вы поставите на следующий  этап?

- Что для этого надо сделать?

- Решим с  комментированием у доски. 182*24

116*83

- Понятен ли вам этот вычислительный приём?

- Как проверить, что вы его усвоили?

СЛАЙД 4

901*82

508*34

-Проверьте  решение примеров.

-Нет.

-Научиться применять построенный алгоритм при умножении на двузначное число.

-Потренироваться в использовании нового алгоритма.

Два ученика работают у доски, остальные в тетради.

- Решить примеры самостоятельно.

Самопроверка по готовым ответам с доски.

Коммуникативные УУД:

Умение выражать свои мысли;

 Регулятивные УУД:

Овладение алгоритмом умножения;

7.

Включение нового  в систему знаний и повторения.    

(7 мин)

- При выполнении, каких заданий вы сможете использовать умения, приобретённые на уроке?

Задача.

Одна шоколадка стоит 147 руб. Сколько стоит 36 шоколадок? Найдите ответ в данной записи примера. Можно ли по этой записи определить, сколько стоит 6 шоколадок; 30 шоколадок;360 шоколадок?

  - Можем ли мы узнать сколько стоит 6 шоколадок?

 

 - Значит. 30 шоколадок будет стоит 441р.

А сейчас я предлагаю вам выбрать задание, которое вы будете выполнять самостоятельно:  уравнения на красной, синей, зелёной полосках.  (На полосках представлены  дифференцированные задания). Внимание на экран. СЛАЙД 7

Красная – (сложное)  х-783=58*45

Синяя  -   (среднее)  х : 12 =336

Зеленая – (легкое)     5 · х = 3190

- Выберите себе то, которое для вас  более интересно и которое вы в силах выполнить. Выполните его.

- Сверьте свою работу с образцом.

-При решении задач, уравнений.

Дети читают задачу и решают ее, отвечая на первый вопрос.

-Да. Смотрим первое число 882. Сначала ведь умножаем единицы.

Нет, 4410 руб., мы просто не пишем нуль под разрядом единиц, а сдвигаем на один разряд влево.

-36 шоколадок будет стоить 5292 руб. и 360 -

тоже можно ответить не считая- добавить нуль- 5290 руб.)

Выбирают и выполняют задание.

Сверяют решение с образцом на карточке

Исправляют ошибки и фиксируют затруднения.

Познавательные УУД:

- анализ с целью выделения главных признаков;

- умение осознанно строить речевое высказывание  в устной форме;

- выделение и поиск необходимой информации;

Коммуникативные УУД:

- умение достаточно полно и чётко выражать мысли;

Регулятивные УУД:

- планирование;

- контроль;

- коррекция;

- самооценка.

8.

Рефлексия учебной деятельности.

(3мин)

-Какую цель ставили перед собой?

- Достигли мы цели?

 -Как умножают  на двузначное число?

- Где и в каких случаях знания, полученные на уроке, могут пригодиться в жизни?

- Молодцы, хорошо рассуждаете. Оцените свою работу (на полях в тетради). СЛАЙД 9

-Вы считаете, что урок прошёл для вас плодотворно, с пользой. Вы научились и можете помочь другим. +

-Вы считаете, что научились приему умножения, но вам ещё нужна помощь. =

-Вы считаете, что было трудно на уроке.  -

-Научиться умножать на двузначное число.

-Достигли.

Рассказывают алгоритм

Ответы детей.

Регулятивные:

- оценка того, что усвоено, осознание качества и уровня усвоения.

Познавательные:

- умение структурировать знания;

Коммуникативные УУД:

- аргументировать свои высказывания;

9.

Домашнее задание.

(2 мин)

1) стр. 44 № 157.

2)Придумать и записать задачу на умножение многозначного числа на двузначное – для тех, кто любит творить.

СЛАЙД 10

Записывают задание в дневники.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Математика 4 класс УМК "Школа России" Тема: "Письменные приёмы деления многозначных чисел на однозначное число."

Тип урока: Открытие новых знаний.Цель урока6 Научить делить многозначные числа на однозначные письменным  способом.Задачи: Развивать способности находить решения и делать выводы; совершенствовать...

Презентация к уроку математики в 4 классе ("Школа России") по теме " Деление и умножение многозначных чисел на двузначное число"

Урок математики интегрирован с ОБЖ. Учащиеся не только  упражняются в решении примеров и задач на умножение и деление многозначных чисел, но также вспоминают правила дорожного движения, знакомятс...

Урок математики на тему «Письменный прием умножения многозначных чисел на двузначное число»

Технологическая карта урока математики на тему  «Письменный прием умножения многозначных чисел на двузначное число» 4 класс...

Конспект урока по математике 4 класс "Школа России" Тема : «Письменные приемы умножения многозначных чисел на однозначное число».

Предмет: Математика            УМК: «Школа России»Класс: 4 классТип урока: ознакомление с новым материалом...

Урок математики в 4 классе по теме "Письменный приём умножения многозначных чисел на двузначное число" по ФГОС

Урок математики по программе "Школа России". Цель: Создать условия для формирования знания, умения и навыки учащихся по теме «Умножение многозначного числа на...

Урок математики. Тема: Письменные приемы умножения многозначных чисел на однозначное число.

Разработка урока математики в 4 классе к учебнику М.И.Моро (программа "Школа России"), стр. 78....