Урок математики на тему «Письменный прием умножения многозначных чисел на двузначное число»
план-конспект урока по математике (4 класс) на тему

Липина Маргарита Николаевна

 

Технологическая карта

 

урока математики на тему

 

«Письменный прием умножения многозначных чисел на двузначное число»

 

4 класс

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта

урока математики на тему

«Письменный прием умножения многозначных чисел на двузначное число»

4 класс

      Составила : Учитель начальных классов

                                   МОУ «СОШ № 10» г.Ухта    

                                                Липина Маргарита Николаевна              

Класс: 4

Предметная область: математика, УМК « Школа России»

Тип урока: урок «открытия» новых знаний.

Тема: «Письменный прием умножения многозначных чисел на двузначное число».

Цель урока: Создание условий для формулирования и усвоения  учащимися  алгоритма действий при умножении  на двузначные числа через поисково - исследовательскую деятельность. 

Задачи урока для учителя: 

1. Обучить  приемам умножения на двузначные числа  через организацию  поисково – исследовательской деятельности учащихся.

2. Формировать у учащихся умение использовать полученные знания при решении примеров,  задач.

3. Создать в классе атмосферу совместного творческого поиска, сотрудничества.

4. Тренировать умение фиксировать шаги учебной деятельности.

5.Создать условия для развития  таких базовых качеств личности, как рефлексивность, ответственность за собственный выбор и результаты своей деятельности.

Задачи урока для учащихся:

 1. «Открыть» новые знания через формулировку учебной проблемы и поиск ее решения.

2. Рассмотреть приемы умножения  на двузначные числа и вывести соответствующие правила.

3. Применять полученные знания при решении математических выражений,  задач.

Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения:

- принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:

- Регулятивных УУД: овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.

- Познавательных УУД:  постановка и формулирование проблемы, поиск и выделение необходимой информации;

  освоение способов решения проблем  поискового характера; сравнение, анализ, обобщение.

- Коммуникативных УУД: готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.

Оборудование урока: ПК, проектор, презентация к уроку, раздаточный материал (алгоритм  умножения на карточках). Учебник: Моро « Математика» 4 класс, часть 2.

Ход урока:

№ п/п

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

1.

Самоопределение к деятельности.   (2 мин)

-Очень трудная наука

математика для нас,

Но учиться в наше время

Нужно каждому из нас!

– Как вы думаете, какая цель занятий математикой?

– Математика наука трудная. Вы готовы преодолеть трудности на пути к знаниям?

– Тогда пожелайте друг другу удачи.

-Развивать человека, его внимание, волю, тренировать свой мозг, быть упорным в достижении цели

-Да

Личностные УУД:

-самоопределение;

-настрой на работу;          

-организация рабочего места.

2.

Мотивация учащихся к учебной деятельности.

Математический диктант.

(5 мин)

-Откройте тетради, запишите число, «Классная работа».

Учитель читает задания.

1.Увеличьте 3120 на 8 сотен.

2.Первый множитель 42, второй-20. Чему равно произведение?

3.Какое число меньше 720 на 100?

4.Увеличьте 920 на 80

5.Разность чисел 120 и 60

6.Увеличьте 350 в 20 раз

7.Из 86 тысяч вычесть 4 тысячи.

8.Запишите  наибольшее пятизначное число.

9.На сколько 260 больше 60

В результате проверки на доске появляется запись (выставляю карточки)

3920       840        620       1000        60        7000       ж            с             с             у               р           д

82000   99999      200        

 а              й             а

- Если вы расположите эти ответы в порядке возрастания, то расшифруете слово. Запишите это слово под ответами.

-Какое же слово получилось?

- И что это значит?

- Это слово не случайно, оно своего рода девиз урока.

Слово, составленное из карточек,  висит на доске.

Дети записывают ответы в тетради.

Проверка - дети объясняют, как они считали

-3120 увеличить на 8 сотен – это значит прибавить  800, получится 3920

-42 умножить на 20. Мы  42 умножаем на 2, будет  84, и еще приписываем  0 - 840 ….

-Слово «рассуждай»

-Чтобы правильно решить , прийти к какому-то выводу, надо рассуждать, думать самому, а не просто списывать с доски

Регулятивные

-планирование учебного сотрудничест-ва совместно с учителем.

Коммуникативные

-владение диалогической речью.

Познавательные

-поиск и выделение информации.

3.

Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.

(5 мин)

- Посмотрите внимательно на выражения и предложите работу, которую необходимо выполнить.

1)92x8   2) 76х30    3)136х23

- Запишите эти выражения и решите их.

-Прежде чем вы назовёте произведение, объясните приём умножения.

Нужно найти значения произведений.

1) внетабличное умножение      

( разбиваем первый множитель на разрядные слагаемые и используем прием умножения суммы на число);

2)приём умножения на числа, оканчивающиеся нулями;

3)затрудняются

Познавательные УУД:

- Общеучебные;

- Логические;

Коммуникативные УУД:

- умение вступать в диалог и участвовать в коллективном обсуждении проблемы;

4.

Выявление места и причины затруднения.  

Постановка  учебной задачи,

темы урока.

 Построение проекта  выхода  из затруднения. (5 мин)

- Почему вы затруднились назвать  3) произведение?

-Чем отличается это произведение от тех, что мы решали раньше?

- У кого есть предположения, как можно вычислить значение этого произведения?

- Хорошо, если вычислите на калькуляторе и получите готовый ответ, вы пополните копилку ваших знаний?

- Значит, время  определить основной вопрос урока.

- Так какую же  учебную задачу вы поставите перед собой?

- Сформулируйте тему урока. СЛАЙД 1

- Вы предложили устно выполнить вычисления.     Как именно?    

- Какое свойство умножения вы применили?

 - Какие приемы умножения использовали?    

 

       

- Можно ли таким образом быстро выполнить умножение многозначного числа, учитывая то, что числа могут быть достаточно большими?

- Как вы думаете, есть более удобный способ умножения на двузначные числа.

- Какие приемы из изученных мы применим?

- Повторим  алгоритм умножения двузначного числа на однозначное. (Составляется схема-опора)

  **

  ˣ   *

  ***

- Не можем, так как с этим приёмом умножения ещё не знакомы.

- Здесь двузначные множители, а раньше были однозначные или однозначные с нулями на конце).

Выдвигают гипотезы:

- устно

- на калькуляторе

- столбиком.

- Нет.

-Мы должны научиться умножать многозначные числа на двузначные числа.

- Умножение на двузначное число.

Объясняют приём умножения.

-Распределительное.

1) прием умножения суммы на число;  

2) письменный прием умножения на однозначное число;  

3) письменный приём умножения на числа, оканчивающиеся нулями;

4) письменный приём сложения чисел.

- Нет.

- Да.

-Алгоритм умножения двузначного числа на однозначное:

1.Записать однозначное число под разрядом единиц двузначного числа.

2.Умножить единицы, записать единицы под единицами, а десятки (если они есть) запомнить.

3.Умножить десятки и прибавить количество десятков, которые запомнили.

4.Записать десятки под десятками, а сотни (если они есть) записать в разряд сотен.

5. Прочитать ответ.

Познавательные УУД:

- постановка и формулирование проблемы

- поиск и выделение необходимой информации

Регулятивные УУД:

- целеполагание;

Коммуникатив

ные:

- умение выражать свои мысли;

5.

Новый материал.  Составление алгоритма.

(7 мин)

(2 мин)

- Предлагаю записать пример столбиком самостоятельно и решить его, основываясь на данный алгоритм.

- Посмотрим результаты.

- Поднимите руки, кто не смог найти произведение? Что показалось для вас трудным?  

- Кто решил, можете объяснить алгоритм своих действий?

Вызывает к доске ученика, верно решившего пример (если есть).

- Подошла ли к вашему заданию данная схема?

- Какой шаг отсутствует в известном алгоритме?

- Почему сложно было справиться с заданием?

- Какую цель поставим дальше?

-Вы будете открывать новый алгоритм или уточнять уже известный?

Будем составлять алгоритм на карточках, фиксируя каждый шаг (вставляем пропущенные слова).

- Как запишем пример в столбик. Объясните.

-Какой первый шаг?

 

-Зафиксируйте первый шаг на карточке.

-Второй шаг

Теперь умножаем первый множитель на число десятков.

-Записывать будем под  десятками.

-Зафиксируйте второй шаг на карточке.

- Третий шаг.

-Складываем неполные произведения.

Замечательно. Мы все вместе смогли решить новое выражение. Чем отличается умножение на двузначное число от умножения на однозначное число?

- Где мы можем проверить правильность наших рассуждений?   СЛАЙД 2

 

- Вы поставили цель узнать алгоритм умножения на двузначное число. Достигли цели?

- Какие задания вы теперь сможете выполнять?

ФИЗМИНУТКА СЛАЙД 3

Ответы учащихся.

Записывает решение на доске (если может, комментирует).

Нет.

-Умножение на десятки.

-Мы не знаем алгоритма умножения на двузначное число

 

-Узнать алгоритм умножения на двузначное число.

-Уточнять уже известный.

136 умножить на 23.

Записываем единицы под единицами, десятки под десятками, сотни под сотнями)

-Сначала умножаем первый множитель на число единиц.

Ученик записывает на доске с комментированием.

а) Сначала умножаем на 3 единицы 6*3=18. 18 единиц это 1дес и 8 ед. 8ед. записываем в разряде единиц, а 1 десяток запоминаем)

б) 3 десятка  умножаем на 3, получаем 9 десятков, и 1 запоминали, получаем 10 десятков, 0 записываем в разряд десятков.

в) теперь 1 сотню умножаем на 3, получаем 3 сотни, и 1 запоминали, получаем 4 сотни, 4 записываем под сотнями, получилось 408 единицы.

Заполняют первую и вторую строку алгоритма.

-Умножаем  136 на 2 десятка.

Получилось  272 десятков.

Заполняют третью и четвёртую строку алгоритма.

Заполняют пятую и шестую строку алгоритма.

-Добавляется еще умножение на десятки.  И когда записываем десятки, то при записи суммы десятков число сдвигается на один разряд влево. Еще когда умножаем на двухзначное число, делаем три шага: первый - умножаем на единицы, второй - умножаем на десятки и третий - складываем полученные числа.

-В учебнике (сравнивают с объяснением темы  на с. 44)

Ответы учащихся.

Умножать на двузначное число.        

Познавательные УУД:

- построение логической цепи рассуждений;

- самостоятельное создание способов решения проблем поискового характера;

Коммуникативные УУД:

- инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации со сверстниками и учителем;

6.

Закрепление материала. Отработка алгоритма умножения. Коллективная и самостоятельная работа.

(7 мин)

   - Можно ли сказать, что вы всё уже сделали на уроке?

- Какую цель вы поставите на следующий  этап?

- Что для этого надо сделать?

- Решим с  комментированием у доски. 182*24

116*83

- Понятен ли вам этот вычислительный приём?

- Как проверить, что вы его усвоили?

СЛАЙД 4

901*82

508*34

-Проверьте  решение примеров. СЛАЙД 5

-Нет.

-Научиться применять построенный алгоритм при умножении на двузначное число.

-Потренироваться в использовании нового алгоритма.

Два ученика работают у доски, остальные в тетради.

- Решить примеры самостоятельно.

Самопроверка по готовым ответам с доски.

Коммуникативные УУД:

Умение выражать свои мысли;

 Регулятивные УУД:

Овладение алгоритмом умножения;

7.

Включение нового  в систему знаний и повторения.    

(7 мин)

- При выполнении, каких заданий вы сможете использовать умения, приобретённые на уроке?

Задача. СЛАЙД 6

Одна шоколадка стоит 147 руб. Сколько стоит 36 шоколадок? Найдите ответ в данной записи примера. Можно ли по этой записи определить, сколько стоит 6 шоколадок; 30 шоколадок;360 шоколадок?

  - Можем ли мы узнать сколько стоит 6 шоколадок?

 

 - Значит. 30 шоколадок будет стоит 441р.

А сейчас я предлагаю вам выбрать задание, которое вы будете выполнять самостоятельно:  уравнения на красной, синей, зелёной полосках.  (На полосках представлены  дифференцированные задания). Внимание на экран. СЛАЙД 7

Красная – (сложное)  х-783=58*45

Синяя  -   (среднее)  х : 12 =336

Зеленая – (легкое)     5 · х = 3190

- Выберите себе то, которое для вас  более интересно и которое вы в силах выполнить. Выполните его.

- Сверьте свою работу с образцом. СЛАЙД  8

-При решении задач, уравнений.

Дети читают задачу и решают ее, отвечая на первый вопрос.

-Да. Смотрим первое число 882. Сначала ведь умножаем единицы.

Нет, 4410 руб., мы просто не пишем нуль под разрядом единиц, а сдвигаем на один разряд влево.

-36 шоколадок будет стоить 5292 руб. и 360 -

тоже можно ответить не считая- добавить нуль- 5290 руб.)

Выбирают и выполняют задание.

Сверяют решение с образцом на слайде.

Исправляют ошибки и фиксируют затруднения.

Познавательные УУД:

- анализ с целью выделения главных признаков;

- умение осознанно строить речевое высказывание  в устной форме;

- выделение и поиск необходимой информации;

Коммуникативные УУД:

- умение достаточно полно и чётко выражать мысли;

Регулятивные УУД:

- планирование;

- контроль;

- коррекция;

- самооценка.

8.

Рефлексия учебной деятельности.

(3мин)

-Какую цель ставили перед собой?

- Достигли мы цели?

 -Как умножают  на двузначное число?

- Где и в каких случаях знания, полученные на уроке, могут пригодиться в жизни?

- Молодцы, хорошо рассуждаете. Оцените свою работу (на полях в тетради). СЛАЙД 9

-Вы считаете, что урок прошёл для вас плодотворно, с пользой. Вы научились и можете помочь другим. +

-Вы считаете, что научились приему умножения, но вам ещё нужна помощь. =

-Вы считаете, что было трудно на уроке.  -

-Научиться умножать на двузначное число.

-Достигли.

Рассказывают алгоритм

Ответы детей.

Регулятивные:

- оценка того, что усвоено, осознание качества и уровня усвоения.

Познавательные:

- умение структурировать знания;

Коммуникативные УУД:

- аргументировать свои высказывания;

9.

Домашнее задание.

(2 мин)

1) стр. 44 № 157.

2)Придумать и записать задачу на умножение многозначного числа на двузначное – для тех, кто любит творить.

СЛАЙД 10

Записывают задание в дневники.

АЛГОРИТМ УМНОЖЕНИЯ МНОГОЗНАЧНОГО ЧИСЛА НА ДВУЗНАЧНОЕ

1.        НАЧИНАЕМ УМНОЖАТЬ С _______________ – ПИШЕМ ПОД ______________________.

2.        НАЗЫВАЕМ ____________________ НЕПОЛНОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ.

3.        УМНОЖАЕМ НА _________________________ – ПИШЕМ ПОД _____________________.

4.        НАЗЫВАЕМ _____________________ НЕПОЛНОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ.

5.        НЕПОЛНЫЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ _________________________________.

6.        ЧИТАЕМ __________________________________.

АЛГОРИТМ УМНОЖЕНИЯ МНОГОЗНАЧНОГО ЧИСЛА НА ДВУЗНАЧНОЕ

1.        НАЧИНАЕМ УМНОЖАТЬ С _______________ – ПИШЕМ ПОД ______________________.

2.        НАЗЫВАЕМ ____________________ НЕПОЛНОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ.

3.        УМНОЖАЕМ НА _________________________ – ПИШЕМ ПОД _____________________.

4.        НАЗЫВАЕМ _____________________ НЕПОЛНОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ.

5.        НЕПОЛНЫЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ _________________________________.

6.        ЧИТАЕМ __________________________________.

3920     840        620     1000       60     7000       82000

99999      200

Ж     С       С            У      А      Д                 А       Й      Р


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку математики в 4 классе ("Школа России") по теме " Деление и умножение многозначных чисел на двузначное число"

Урок математики интегрирован с ОБЖ. Учащиеся не только  упражняются в решении примеров и задач на умножение и деление многозначных чисел, но также вспоминают правила дорожного движения, знакомятс...

Урок математики по теме "Письменный прием умножения многозначного числа на однозначное", 3 класс

Урок открытия нового знания по теме "Письменный прием умножения многозначного числа на однозначное" , 3 класс, УМК "Школа 2000". С элементами надпредметного курса "Мир деятельности"....

Конспект урока по математике 4 класс "Школа России" Тема : «Письменные приемы умножения многозначных чисел на однозначное число».

Предмет: Математика            УМК: «Школа России»Класс: 4 классТип урока: ознакомление с новым материалом...

Урок математики в 4 классе по теме "Письменный приём умножения многозначных чисел на двузначное число" по ФГОС

Урок математики по программе "Школа России". Цель: Создать условия для формирования знания, умения и навыки учащихся по теме «Умножение многозначного числа на...

конспект урока по математике 4 класс Школа России тема: " Письменный приём умножения многозначных чисел на двузначное число".

Урок" открытия" новых знаний. Цель: создать условия для формирования и усвоения учащимися алгоритма действий при умножении на двузначные числа через поисково- исследовательскую деятельность....

МЕТОДИЧЕСКИЕ РАЗРАБОТКИ УРОКОВ МАТЕМАТИКИ ПО ТЕМАМ: "ПИСЬМЕННЫЕ ПРИЕМЫ СЛОЖЕНИЯ МНОГОЗНАЧНЫХ ЧИСЕЛ", "УМНОЖЕНИЕ МНОГОЗНАЧНОГО ЧИСЛА НА ОДНОЗНАЧНОЕ ЧИСЛО"

УРОКИ МАТЕМАТИКИ ПО УМК НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА XXI ВЕКА (4 КЛАСС) С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА ПЛАТФОРМЫ UCHI.RU...