Дополнительная образовательная программа по курсу «Смекалка»
рабочая программа по математике (2 класс) на тему

Павлова Валентина Витальевна

Данная программа по смекалке составлена на основе  программы по внеурочной деятельности  для младших школьников Е.Э.Кочуровой «Занимательная математика», предусмотренной федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon smekalka_-_pavlova_v.v.doc84 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение  

«Средняя общеобразовательная школа № 27»

 города Чебоксары Чувашской Республики

«Утверждаю»

Директор МБОУ «СОШ №27»

 г. Чебоксары

______________ Л.М. Жукова

Приказ № 01-ПУ

от «01» сентября  2017  г.

                                                                                                                  

 

        

                                                                                                         

                                                                                                         

                                       

Дополнительная образовательная программа

по смекалке   во 2 И классе

на 2017 - 2018 учебный год

Составил: учитель  Павлова Валентина Витальевна

Данная программа по занимательной  математике составлена на основе  программы по внеурочной деятельности  для младших школьников Е.Э.Кочуровой «Занимательная математика», предусмотренной федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования

г. Чебоксары

Планируемые  результаты.

   Личностными результатами изучения данного факультативного курса являются:

    — развитие любознательности, сообразительности при выполнении

разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;

    — развитие   внимательности,   настойчивости,   целеустремлённости,

умения преодолевать трудности — качеств весьма важных в практической деятельности любого человека;

    — воспитание чувства справедливости, ответственности;

    — развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления.

    Метапредметные результаты:

    — сравнивать разные приёмы действий, выбирать удобные способы

для выполнения конкретного задания;

    — моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения числового кроссворда; использовать его в ходе самостоятельной работы;

  — применять изученные способы учебной работы и приёмы вычислений для работы с числовыми головоломками;

    — анализировать правила игры, действовать в соответствии с заданными правилами;

    — включаться в групповую работу, участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его;

    — выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное затруднение в пробном действии;

    — аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения, использовать критерии для обоснования своего суждения;

    — сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат

с заданным условием;

    — контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять

ошибки.

Предметные результаты:

      - выполнять арифметические действия  в пределах  100, с величинами;

      - решать и составлять ребусы, содержащие числа.

.     - применять знания таблицы умножения однозначных чисел и соответствующие случаи деления;

      - разгадывать числовые   головоломки;

      - находить несколько решений задач;

      - восстанавливать  примеры;

      - последовательно выполнять арифметические  действия (отгадывание

задуманных чисел);

     - заполнять числовые кроссворды (судоку, какуро и др.).

     - выполнять занимательные задания с римскими цифрами;

     - знать единицы времени, массы, ёмкости (литр), выполнять  занимательные упражнения.

Содержание программы

Числа. Арифметические действия. Величины.

Названия и последовательность чисел от 1 до 20. Подсчёт числа точек на

верхних гранях выпавших кубиков.

Числа от 1 до 100. Решение и составление ребусов, содержащих числа.

Сложение и вычитание чисел в пределах 100. Таблица умножения однозначных

чисел и соответствующие случаи деления.

Числовые головоломки: соединение чисел знаками действия так, чтобы в

ответе получилось заданное число и др. Поиск нескольких решений.

Восстановление примеров: поиск цифры, которая скрыта. Последовательное

выполнение арифметических действий: отгадывание задуманных чисел.

Заполнение числовых кроссвордов (судоку, какуро и др.)

Поиск и чтение слов, связанных с математикой (в таблице, ходом

шахматного коня и др.).

Занимательные задания с римскими цифрами.

Время. Единицы времени. Масса. Единицы массы. Литр.

Форма организации обучения - математические игры:

«Веселый счёт» – игра-соревнование; игры с игральными кубиками. Игры

«Чья сумма больше?», «Лучший лодочник», «Русское лото», «Математическое домино», «Не собьюсь!», «Задумай число», «Отгадай задуманное число», «Отгадай число и месяц рождения».

Игры «Волшебная палочка», «Лучший счётчик», «Не подведи друга», «День

и ночь», «Счастливый случай», «Сбор плодов», «Гонки с зонтиками», «Магазин», «Какой ряд дружнее?» Игры с мячом: «Наоборот», «Не урони мяч».

Игры с набором «Карточки-считалочки» (сорбонки) – двусторонние

карточки: на одной стороне – задание, на другой – ответ.

Математические пирамиды: «Сложение в пределах 10; 20; 100», «Вычитание

в пределах 10; 20; 100», «Умножение», «Деление».

Работа с палитрой – основой с цветными фишками и комплектом заданий к

палитре по темам: «Сложение и вычитание до 100» и др.

Игры «Крестики-нолики», «Крестики-нолики на бесконечной доске»,

«Морской бой» и др., конструкторы «Часы», «Весы» из электронного учебного пособия «Математика и конструирование».

Форма организации обучения — математические игры:

    — «Весёлый счёт» — игра-соревнование; игры с игральными кубиками. Игры: «Чья сумма больше?», «Лучший лодочник», «Русское лото»,

«Математическое домино», «Не собьюсь!», «Задумай число», «Отгадай

задуманное число», «Отгадай число и месяц рождения»;

    —   игры:   «Волшебная   палочка»,   «Лучший   счётчик»,   «Не   подведи

друга», «День и ночь», «Счастливый случай», «Сбор плодов», «Гонки

с зонтиками», «Магазин», «Какой ряд дружнее?»;

    — игры с мячом: «Наоборот», «Не урони мяч»;

    — игры с набором «Карточки-считалочки» (сорбонки) — двусторонние карточки: на одной стороне — задание, на другой — ответ;

    — математические   пирамиды:   «Сложение   в   пределах   10;   20;   100»,

«Вычитание в пределах 10; 20; 100», «Умножение», «Деление»;

    — работа с палитрой — основой с цветными фишками и комплектом

заданий к палитре по темам: «Сложение и вычитание до 100» и др.;

    — игры:    «Крестики-нолики»,       «Крестики-нолики      на  бесконечной

доске», «Морской бой» и др., конструкторы «Часы», «Весы» из электронного учебного пособия «Математика и конструирование»1.

       Мир занимательных задач.

    Задачи, допускающие несколько способов решения. Задачи с недостаточными, некорректными данными, с избыточным составом условия.

Последовательность шагов (алгоритм) решения задачи.

    Задачи, имеющие несколько решений. Обратные задачи и задания.

Ориентировка в тексте задачи, выделение условия и вопроса, данных

и искомых чисел (величин). Выбор необходимой информации, содержащейся в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы.

    Старинные задачи. Логические задачи. Задачи на переливание. Составление аналогичных задач и заданий.

    Нестандартные       задачи.   Использование      знаково-символических

средств для моделирования ситуаций, описанных в задачах.

    Задачи, решаемые способом перебора. «Открытые» задачи и задания.

Задачи и задания по проверке готовых решений, в том числе неверных.

Анализ и оценка готовых решений задачи, выбор верных решений.

    Задачи на доказательство, например найти цифровое значение букв в

условной записи: СМЕХ + ГРОМ = ГРЕМИ и др. Обоснование выполняемых и выполненных действий.

    Решение олимпиадных задач международного конкурса «Кенгуру».

Воспроизведение способа решения задачи. Выбор наиболее эффективных способов решения.

    Геометрическая мозаика

    Пространственные        представления.    Понятия    «влево»,   «вправо»,

«вверх»,    «вниз».  Маршрут     передвижения.     Точка   начала  движения;

число, стрелки 1→  1↓, указывающие направление движения. Проведение линии по заданному маршруту (алгоритму) — «путешествие точки»

(на листе в клетку). Построение собственного маршрута (рисунка) и его

описание.

    Геометрические узоры. Закономерности в узорах. Симметрия. Фигуры, имеющие одну и несколько осей симметрии.

    Расположение деталей фигуры в исходной конструкции (треугольники, уголки, спички). Части фигуры. Место заданной фигуры в конструкции. Расположение деталей. Выбор деталей в соответствии с заданным контуром конструкции. Поиск нескольких возможных вариантов решения. Составление и зарисовка фигур по собственному замыслу.

    Разрезание и составление фигур. Деление заданной фигуры на равные части.

    Поиск заданных фигур в фигурах сложной конфигурации.

    Решение задач, формирующих геометрическую наблюдательность.

   Форма организации обучения — работа с конструкторами:

     — конструкторы  «Танграм», «Спички»,  «Кубики»,

Календарно-тематический план по занимательной математике

во  2 И классе  на  2017 - 2018учебный год

Порядковый номер урока

Тема урока

Примечание

1

Удивительная снежинка.

2

Крестики-нолики.

3

Математические игры.

4

Прятки с фигурами.

5

Геометрический калейдоскоп.

6

Числовые головоломки

7

Шаг в будущее.

8

Геометрия вокруг нас.

9

Путешествие точки.

10

«Шаг в будущее».

11

Тайны окружности.

12

Математическое путешествие.

13

«Новогодний серпантин».

14

 Математические игры.

15

«Часы нас будят по утрам…»

16

Геометрический калейдоскоп.

17

Головоломки.

18

Секреты задач.

19

Что скрывает сорока?

20

Интеллектуальная разминка.

21

Дважды два — четыре.

22

Дважды два — четыре.

23

Дважды два — четыре.

25

В царстве смекалки.

26

Интеллектуальная разминка

27

Составь квадрат.

28

Мир занимательных задач.

29

Математические фокусы.

30

Математическая эстафета.

31

Мир занимательных задач.

32

Конкурс знатоков.(резерв)

Материально-техническое обеспечение.

    1.  Кубики (игральные) с точками или цифрами.

    2.  Комплекты карточек с числами:

       1) 0, 1, 2, 3, 4, … , 9 (10);

       2) 10, 20, 30, 40, … , 90;

       3) 100, 200, 300, 400, … , 900.

    3.  «Математический веер» с цифрами и знаками.

    4.  Игра «Русское лото» (числа от 1 до 100).

    5. Электронные издания для младших школьников: «Математика и конструирование»,   «Считай   и   побеждай»,   «Весёлая   математика» и др.

    6. Игра «Математическое домино» (все случаи таблицы умножения).

     7. Математический набор «Карточки-считалочки» (сорбонки) для закрепления таблицы умножения и деления. Карточки двусторонние: на одной стороне — задание, на другой — ответ.

    8.  Часовой циферблат с подвижными стрелками.

    9.  Набор «Геометрические тела».

   10. Математические        настольные    игры:   математические     пирамиды

«Сложение в пределах 10; 20; 100», «Вычитание в пределах 10; 20; 100», «Умножение», «Деление» и др.

   11. Палитра — основа с цветными фишками и комплект заданий к палитре по темам «Сложение и вычитание до 10; до 100; до 1000», «Умножение и деление» и др.

   12. Набор «Карточки с математическими заданиями и планшет»: запись   стираемым   фломастером   результатов   действий   на   прозрачной плёнке.

   13. Кочурова Е.Э. Дружим с математикой : рабочая тетрадь для учащихся 4 класса общеобразовательных учреждений. — М. : Вентана-Граф, 2008.

   14. Плакат «Говорящая таблица умножения» /А.А. Бахметьев и др. —М. : Знаток, 2009.

   15. Таблицы для начальной школы. Математика: в 6 сериях. Математика   вокруг   нас:   10   п.л.   формата   А1   / Е.Э.   Кочурова,   А.С.   Анютина,С.И. Разуваева, К.М. Тихомирова. — М. : ВАРСОН, 2010.

   16. Таблицы для начальной школы. Математика: в 6 сериях. Математика   вокруг   нас   :   методические   рекомендации   /  Е.Э.   Кочурова, А.С. Анютина, С.И. Разуваева, К.М. Тихомирова.  — М. : ВАРСОН, 2010.

 

   

1. Гороховская Г.Г. Решение нестандартных задач — средство развития логического мышления младших школьников // Начальная школа. — 2009. — № 7.

    2. Гурин Ю.В., Жакова О.В.  Большая книга игр и развлечений. — СПб. : Кристалл; М. : ОНИКС, 2000.

    3. Зубков Л.Б. Игры с числами и словами. — СПб. : Кристалл, 2001.

    4.  Игры   со   спичками:   Задачи   и   развлечения   /   сост. А.Т.   Улицкий, Л.А. Улицкий. — Минск : Фирма «Вуал», 1993.

    5. Лавлинскова Е.Ю. Методика работы с задачами повышенной трудности. — М., 2006.

6.  Сухин   И.Г. 800   новых   логических   и   математических   головоломок. — СПб. : Союз, 2001.

    7.  Сухин   И.Г. Судоку   и   суперсудоку   на   шестнадцати   клетках   для детей. —

 М. : АСТ, 2006.

    8.  Труднев   В.П.  Внеклассная     работа  по  математике    в  начальной школе : пособие для учителей. — М. : Просвещение, 1975.

Интернет-ресурсы.

    1. http://www.vneuroka.ru/mathematics.php —   образовательные проекты портала «Вне урока»: Математика. Математический мир.

    2. http://konkurs-kenguru.ru — российская страница международного математического конкурса «Кенгуру».

    3. http://4stupeni.ru/stady — клуб учителей начальной школы. 4 ступени.

    4. http://www.develop-kinder.com — «Сократ» — развивающие игры и конкурсы.

    5. http://puzzle-ru.blogspot.com      —   головоломки,    загадки,   задачи

и задачки, фокусы, ребусы.

Список литературы.

Сборник программ внеурочной деятельности : 1–4 классы / под ред. Н. Ф. Виноградовой. -М.: Вентана-Граф, 2011. — 168 с