РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «МАТЕМАТИЧЕСКАЯ ШКАТУЛКА» (ОБЩЕИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ)
рабочая программа по математике (4 класс) на тему

Кадурина Наталия Александровна

Рабочаяоама матике для 4 класса по дополнительному образованию. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rpr_po_do_matem.docx29.47 КБ

Предварительный просмотр:

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

«МАТЕМАТИЧЕСКАЯ ШКАТУЛКА»

(ОБЩЕИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ)

4 КЛАСС  (11 лет)

КАДУРИНА  НАТАЛИЯ  АЛЕКСАНДРОВНА

                                                                                                                 

                                                                                                               

 Москва

2018 – 2019 учебный год

  1. Пояснительная записка

Программа «Математическая шкатулка» составлена на основе программы «Занимательная математика» Е.Э. Кочуровой (Сборник программ внеурочной деятельности : 1 - 4 классы / под ред. Н.Ф. Виноградовой. — М. : Вентана-Граф, 2011. - 192 с. — (Начальная школа XXI века).

Реализация задачи воспитания любознательного, активно познающего мир младшего школьника, обучение решению математических задач творческого и поискового характера будут проходить более успешно, если урочная деятельность дополнится внеурочной работой. В этом может помочь программа внеурочной деятельности «Занимательная математика», расширяющая математический кругозор и эрудицию учащихся, способствующая формированию познавательных универсальных учебных действий. Кружок предназначен для развития математических способностей учащихся, для формирования элементов логической и алгоритмической грамотности, коммуникативных умений младших школьников с применением коллективных форм организации занятий и использованием современных средств обучения. Создание на занятиях ситуаций активного поиска, предоставление возможности сделать собственное «открытие», знакомство с оригинальными путями рассуждений, овладение элементарными навыками исследовательской деятельности позволят обучающимся реализовать свои возможности, приобрести уверенность в своих силах.

Содержание программы  направлено на воспитание интереса к предмету, развитие наблюдательности, геометрической зоркости, умения анализировать, догадываться, рассуждать, доказывать, решать учебную задачу творчески. Содержание может быть использовано для показа учащимся возможностей применения тех знаний и умений, которыми они овладевают на уроках математики.

Место курса «Занимательная математика» в плане внеурочной деятельности.

Программа рассчитана на 1 год с проведением занятий два раза в неделю. По плану внеурочной деятельности во 4 классе по 77 часов в год.

  1. Ожидаемые результаты

Личностные результаты:

— развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;

— развитие внимательности, настойчивости, целеустремлённости, умения преодолевать трудности — качеств весьма важных в практической деятельности любого человека;

— воспитание чувства справедливости, ответственности;

— развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления.

Метапредметные результаты представлены в содержании программы в разделе «Универсальные учебные действия».

Предметные результаты отражены в содержании программы.

  1. Содержание тем программы

Числа. Арифметические действия. Величины

Названия и последовательность чисел от 1 до 20. Подсчёт числа точек на верхних гранях выпавших кубиков. Числа от 1 до 100. Решение и составление ребусов, содержащих числа. Сложение и вычитание чисел в пределах 100. Таблица умножения однозначных чисел и соответствующие случаи деления.

Числовые головоломки: соединение чисел знаками действия так, чтобы в ответе получилось заданное число, и др. Поиск нескольких решений. Восстановление примеров: поиск цифры, которая скрыта. Последовательное выполнение арифметических действий: отгадывание задуманных чисел.

Заполнение числовых кроссвордов (судоку, какуро и др.).

Числа от 1 до 1000. Сложение и вычитание чисел в пределах 1000.

Числа-великаны (миллион и др.). Числовой палиндром: число, которое читается одинаково слева направо и справа налево. Поиск и чтение слов, связанных с математикой (в таблице, ходом шахматного коня и др.).

Занимательные задания с римскими цифрами.

Время. Единицы времени. Масса. Единицы массы. Литр.

Универсальные учебные действия:

— сравнивать разные приёмы действий, выбирать удобные способы

для выполнения конкретного задания;

— моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения числового кроссворда; использовать его в ходе самостоятельной работы;

(Математика и конструирование : электронное учебное пособие для начальной

школы. — М.: ООО «ДОС», 2004.)

— применять изученные способы учебной работы и приёмы вычислений для работы с числовыми головоломками;

— анализировать правила игры, действовать в соответствии с заданными правилами;

— включаться в групповую работу, участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его;

—выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное затруднение в пробном действии;

— аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения, использовать критерии для обоснования своего суждения;

— сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результата с заданным условием;

—контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки.

Мир занимательных задач

Задачи, допускающие несколько способов решения. Задачи с недостаточными, некорректными данными, с избыточным составом условия. Последовательность шагов (алгоритм) решения задачи. Задачи, имеющие несколько решений. Обратные задачи и задания. Ориентировка в тексте задачи, выделение условия и вопроса, данных

и искомых чисел (величин). Выбор необходимой информации, содержащейся в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы.

Старинные задачи. Логические задачи. Задачи на переливание. Составление аналогичных задач и заданий. Нестандартные задачи. Использование знаково-символических

средств для моделирования ситуаций, описанных в задачах. Задачи, решаемые способом перебора. «Открытые» задачи и задания. Задачи и задания по проверке готовых решений, в том числе неверных.

Анализ и оценка готовых решений задачи, выбор верных решений. Задачи на доказательство, например найти цифровое значение букв в

условной записи: СМЕХ + ГРОМ = ГРЕМИ и др. Обоснование выполняемых и выполненных действий.

Решение олимпиадных задач международного конкурса «Кенгуру».

Воспроизведение способа решения задачи. Выбор наиболее эффективных способов решения.

Универсальные учебные действия:

— анализировать текст задачи: ориентироваться в тексте, выделять условие и вопрос, данные и искомые числа (величины);

— искать и выбирать необходимую информацию, содержащуюся в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы;

—моделировать ситуацию, описанную в тексте задачи, использовать соответствующие знаково-символические средства для моделирования ситуации;

— конструировать последовательность шагов (алгоритм) решения задачи;

— объяснять (обосновывать) выполняемые и выполненные действия;

—воспроизводить способ решения задачи;

— сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием;

— анализировать предложенные варианты решения задачи, выбирать из них верные, выбирать наиболее эффективный способ решения задачи;

— оценивать предъявленное готовое решение задачи (верно, неверно);

— участвовать в учебном диалоге, оценивать процесс поиска и результат решения задачи;

— конструировать несложные задачи.

Геометрическая мозаика

Пространственные представления. Понятия «влево», «вправо», «вверх», «вниз». Маршрут передвижения. Точка начала движения;

число, стрелки 1→ 1↓, указывающие направление движения. Проведение линии по заданному маршруту (алгоритму) — «путешествие точки» (на листе в клетку). Построение собственного маршрута (рисунка) и его описание. Геометрические узоры. Закономерности в узорах. Симметрия. Фигуры, имеющие одну и несколько осей симметрии. Расположение деталей фигуры в исходной конструкции (треугольники, таны, уголки, спички). Части фигуры. Место заданной фигуры в конструкции. Расположение деталей. Выбор деталей в соответствии с заданным контуром конструкции. Поиск нескольких возможных вариантов решения. Составление и зарисовка фигур по собственному замыслу. Разрезание и составление фигур. Деление заданной фигуры на равные по площади части. Поиск заданных фигур в фигурах сложной конфигурации. Решение задач, формирующих геометрическую наблюдательность. Распознавание (нахождение) окружности на орнаменте. Составление (вычерчивание) орнамента с использованием циркуля (по образцу, по собственному замыслу). Объёмные фигуры: цилиндр, конус, пирамида, шар, куб. Моделирование из проволоки. Создание объёмных фигур из развёрток: цилиндр,

призма шестиугольная, призма треугольная, куб, конус, четырёхугольная пирамида, октаэдр, параллелепипед, усечённый конус, усечённая пирамида, пятиугольная пирамида, икосаэдр (по выбору учащихся).

Универсальные учебные действия:

—ориентироваться в понятиях «влево», «вправо», «вверх», «вниз»;

— ориентироваться на точку начала движения, на числа и стрелки

1→ 1↓ и др., указывающие направление движения;

—проводить линии по заданному маршруту (алгоритму);

—выделять фигуру заданной формы на сложном чертеже;

—анализировать расположение деталей (танов, треугольников, уголков, спичек) в исходной конструкции;

— составлять фигуры из частей, определять место заданной детали в конструкции;

—выявлять закономерности в расположении деталей; составлять детали в соответствии с заданным контуром конструкции;

— сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием;

— объяснять (доказывать) выбор деталей или способа действия при заданном условии;

— анализировать предложенные возможные варианты верного решения;

—моделировать объёмные фигуры из различных материалов (проволока, пластилин и др.) и из развёрток;

— осуществлять развёрнутые действия контроля и самоконтроля:

сравнивать построенную конструкцию с образцом.

( Никитин Б.П. Ступеньки творчества, или Развивающие игры. — 3-е изд. — М.: Просвещение, 1991.)

Вместо спичек можно использовать счётные палочки.

№ п/п

Тема занятий

1

Вводное занятие «Математическая шкатулка».

2

Интеллектуальная разминка  - 1.

3

Интеллектуальная разминка – 2.

4

Числовой конструктор.

5

Числовой ребус.

6

Геометрия вокруг нас.

7

Шаг в будущее. Интеллектуальные игры.

8

Интеллектуальная игра «Крестики – нолики на бесконечной доске».

9

Интеллектуальная игра «Морской бой».

10

Интеллектуальная игра «Паркеты и мозаики».

11

«Спичечный конструктор».

12

Волшебные переливания. Задачи на переливание.

13

В царстве смекалки. Решение нестандартных задач.

14

Секреты чисел. Числовой палиндром.

15

Математический фокус. Порядок выполнения действий в числовых выражениях.

16

Математические игры.

17

Построение математических пирамид.

18

Числовые головоломки.

19

Математическая копилка -1.

20

Математическая копилка -2.

21

Математическое путешествие.

22

Выбери маршрут. Единицы длины.

23

Мир занимательных задач.

24

Геометрический калейдоскоп -1.

25

Геометрический калейдоскоп -2.

26

Геометрический калейдоскоп -3.

27

Разверни листок. Задачи на пространственное представление.

28

От секунды до столетия. Единицы времени.

29

Конкурс смекалки.

30

Задачи в стихах.

31

Это было в старину. Старинные русские меры.

32

Математические фокусы. Алгоритм умножения.

33

Математические фокусы. Алгоритм деления.

34

Энциклопедия математических развлечений.  

35

Математический лабиринт.

36

Подготовка к олимпиадным турам -1.

37

Подготовка к олимпиадным турам -2.

38

Участие в онлайн-платформе Учи.ру.

39

Участие в онлайн-платформе Учи.ру.

40

Участие в онлайн-платформе Учи.ру.

41

Математическая эстафета.

42

Тайны окружности.

43

Танграм: Древнекитайская головоломка.

44

Путешествие точки.

45

Задачи с многовариантными решениями.

46

Решение ребусов и логических задач.

47

Блиц-турнир по решению задач.

48

Блиц-турнир по решению задач.

49

Римские цифры.

50

Числа-великаны.

51

Числа-великаны.

52

Решение занимательных задач на вычитание в пределах тысячи.

53

Решение занимательных задач на сложение в пределах тысячи.

54

Сложение с увлечением. Решение старинных задач.

55

Умножение с увлечением. Решение старинных задач.

56

Симметрия на клетчатой бумаге.

57

Порядок выполнения действий в выражениях без скобок.

58

Порядок выполнения действий в выражениях без скобок.

59

Порядок выполнения действий в выражениях со скобками.

60

Порядок выполнения действий в выражениях со скобками.

61

В поиске истины. Высказывания.

62

Деление круга и окружности на равные части.

63

Умножение с увлечением.

64

Умножение с увлечением.

65

В царстве прямых линий.

66

Решение задач с величинами.

67

Умножение с увлечением. Решение старинных задач.

68

Единицы измерения времени. Календарь.

69

Деление с увлечением.

70

Деление с остатком.

71

Секреты деления на однозначное число.

72

Решение логических задач.

73

Решение многовариантных задач.

74

Умножение на двузначное число.

75

Деление на двузначное число.

76

Резервный урок.

77

Обобщающий урок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа "Математические ступеньки"

Коррекция предмета математика...

Рабочая программа "Математические ступеньки"

Рабочая программа по математике «Математические ступеньки» для детей 6-7 лет «Школа будущего первоклассника»...

Рабочая программа. Математический кружок "Мир цифр"

Рабочая программа. Пояснительная записка. КТП....

Рабочая программа "Математические представления" 1 класс

Рабочая программа по предмету "Математические представления" 1 класс...

Рабочая программа "Математический калейдоскоп" (математическая грамотность) 1-4 класс

   Программа курса внеурочной деятельности для 1 - 4 классов «Математический калейдоскоп» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образоват...

Рабочая программа "Математические представления" для детей, обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе для обучающихся с нарушением опорно-двигательного аппарата, нарушением интеллекта. Вариант 6.4

Рабочая программа предназначена для ребенка, обучающегося на дому.  Программа разработана в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования для...