Дидактические игры по математике
картотека по математике (1 класс) по теме

Салтыкова Людмила Александровна

       Предлагаю в  игровой форме повторить нумерацию, счёт, закрепить навыки устных вычислений.

Скачать:


Предварительный просмотр:

      ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА В I КЛАССЕ

   ЦЕПОЧКА

        Дидакт. цель: повторить устную нумерацию в пределах 20.

        Оборудование: карточки, иллюстрирующие числа в пределах 20.

        Содержание: учитель выставляет для каждого ряда (команды) на

подставку доски карточки, иллюстрирующие числа, вида:

        1-я команда                2-я команда                           3-я команда

   Ед. Дес                      Ед. Дес.                              Ед. Дес.

    Учащиеся каждого ряда (команды) считают единицы каждого разряда и по цепочке называют проиллюстрированные числа (сначала ученик 1-й, потом - 2-й, затем - 3-й команды). Потом учитель ставит другие карточки, иллюстрирующие числа второго десятка, ученики по цепочке называют их. Игра продолжается аналогично.

Выигрывает команда, которая не допустит ошибок в образовании двухзначных чисел. Для итога игры учитель отмечает в таблице звездочками правильные ответы учащихся.

               1-я команда                   2-й команда                       3-я команда

    Учащиеся делают вывод о том, какая команда победила в игре.

ИГРА НА  В Н И М А Н И Е

       Дидакт. цель: закреплять счет от I до 20 и от 20 до I.

       Оборудование: карточки, на которых с помощью рисунков обозначены числа первого десятка.

        Содержание (I вар.): учитель поочередно прикрепляет карточки с рисунками к магнитной доске и предлагает сосчитать число рисунков. Затем он бросает мяч одному из учеников и делает движение рукой слева направо; ученик, получивший мяч, называет обозначенное число и ведет счет от него до 20, если учитель показал рукой справа налево по отношению к детям, ученик ведет счет от 20 до указанного числа. По хлопку учителя счет останавливает. Учитель выставляет другую карточку, по которой проводится аналогичная работа.

    2 вариант: учитель называет число и бросает мяч, ученик называет            следующее число или    предыдущее (по указанию учителя).

 КАКИХ ЧИСЕЛ НЕ ДОСТАЁТ?

       Содержание: учитель произносит два числа, а ученики должны назвать числа, которые находятся между ними. Например, учитель говорит:"14, 17”. Ученики показывают поочередно недостающие числа на карточках.

ЧУДЕСНЫЙ КВАДРАТ

      В клетках квадрата написаны числа от 1 до 16 вразбивку. Учитель предлагает детям задумать любое из написанных чисел. Учитель молча показывает на числа указкой, учащиеся к своему задуманному числу при каждом показе прибавляют единицу.

Получив после прибавления по единице несколько раз число 20, они говорят «Стоп»!

В этот момент указка остановится на задуманном числе.

       Содержание: учитель (или подготовленный ученик) первые три числа показывает наугад. Четвертое число он должен показать 16, пятое - 15, шестое - 14 и т.д. В этом случае ученик, задумавший число 16, прибавляет по единице 4 раза (учитель указал 3 раза на другие числа, а четвертым показал число 16, 16 да 4 - 20; ученик, задумавший число 15, прибавляет 5 раз по единице, задумавший число 14-6 раз, по единице и т.д.). В момент, когда учитель покажет на задуманное число каждого ученика, у него получится число 20, и он говорит: "Стоп!".

    ИГРА В ПУТЕШЕСТВИЕ

        Дидакт. цель: закреплять навыки сложения и вычитания в пределах 10.

        Оборудование: рисунок машины е путешественником и шофером.

        Содержание: на магнитной доске прикрепляется рисунок машины. К доске вызываются два ученика. Один выполняет роль шофера, другой путешественника. Они путешествуют по городам, номера которых зашифрованы примерами. (На магнитной доске, на некотором расстоянии друг от друга записаны примеры на прибавление и вычитание в пределах 10.) Путешественник вразбивку называет номера городов, а шофер везет его от города к городу (поочередно перемещает рисунок машины от одного примера к другому). Все ученики выполняют роль контролеров - показывают зеленый круг, если маршрут выбран правильно, в противном случае показывают красный круг.

         Если путешественник ошибается, его заменяет другой. Примеры меняются. К доске вызывается следующая пара игроков. Игра проводится аналогично. Все допущенные ошибки анализируются в конце игры.


        Математические фокусы

  1. Какое число задумал ученик, если после умножения его на 3

и деления на 3 он получил задуманное число? (ответ: любое число после умножения и деления на одно и то же число результат не изменится).

  1. Задумайте однозначное число. Умножьте его на 3. Сообщите мне цифру единиц произведения и я угадаю задуманное число. Для определения задуманного числа мы используем признак делимости на 3. Сумма цифр произведения должна делиться на 3, поэтому число десятков произведения должно дополнить цифру единиц до ближайшего числа, которое делится на 3. Например, ученик сказал, что у него цифра единиц произведения равна 8.  Следовательно, число десятков равно I, так как 1+8=9, и задумал он 6. Аналогично можно провести математический фокус на отгадывание задуманного числа.

  1. Математический фокус "Угадывание месяца рождения".

Порядковый номер месяца рождения увеличьте на 6, уменьшите на 5. Назовите результат. Для отгадывания из результата вычесть единицу, назвать месяц рождения ученика, который назвал результат.

        

  1. Отгадывание месяца в. году.

Задумайте месяц в году. Вспомните его порядковый номер и произведите с этим числом следующие действия: прибавьте к нему 17, вычтите 18, прибавьте 27, вычтите 23. Назовите результат. По результату можно угадать задуманный вами месяц в году. Как отгадать его? Например, вы задумали месяц сентябрь - это девятый месяц по порядку С числом 9 произведите следующие действия: 9+17=26        26-18=8

8+27=35        35-23=12   Для отгадывания результата  вычесть число 3 и вспомнить название месяца.

  1. Опять пять.

Задумайте число от I до 5. Прибавьте к нему следующее по порядку. Добавьте к результату 9. Разделите на 2. Вычтите задуманное число. Получите 5.

  1. Математические фокусы.                _

а) Задумайте число, прибавьте к нему 7 и вычтите 6. Назовите результат. Как угадать? Что для этого надо сделать?

б) Задумайте однозначное число, умножьте его на 2. Назовите ответ. По ответу можно узнать, какое число вы задумали. Что для этого на сделать?

в) У кого какая цифра?

Учитель вызывает к доске двух учеников, сам поворачивается к доске и предлагает ученикам взять карточки с цифрами 2 и 3. Коля берет карточку с цифрой 2, а Митя - с цифрой 3. Учитель предлагает Коле

умножить свое число на 3, а Мите на 2. Теперь результаты сложите.

             По результату можно узнать, кто какую цифру взял.

Объяснение: отгадывающий тоже мысленно производит вычисления. Он предполагает, что у Коли цифра 3, a у Мити цифра 2, и мысленно производит вычисления. Если вычисления отгадывающего совпадают с результатом вызванных к доске учеников, то предположение оказалось верным; у первого ученика цифра 2, а у второго цифра 3.

  1. Отгадывание номера дома.

Задумайте номер дома от I до 10. Прибавьте к нему столько же, вычтите задуманное число, умножьте результат на 2, прибавьте столько же. Назовите ответ. По ответу можно узнать, какой номер дома вы задумали? Как догадались?

 



Предварительный просмотр:

                     СЛОЖЕНИЕ И ВЫЧИТАНИЕ В ПРЕДЕЛАХ 100

НА КАКОЙ ЧАС НАЗНАЧЕН СБОР?

       Дидакт. цель: обучать учащихся приему самостоятельного нахождения
правила, по которому записаны числа.

       Оборудование: рисунок ромашки, на лепестках которой записаны числа.

       Содержание: командир одной группы класса решил назначить время её сбора с помощью игры. Он засекретил его, записав на цветке ромашки числа, и предложил самим догадаться        о времени сбора и записать его в середине рисунка. С этой целью они должны проследить за изменением чисел, записанных на лепестках ромашки. Начиная с числа 5 по часовой стрелке, найди число, с помощью которого изменяются все числа. Оно и будет обозначать время сбора группы. Дети из класса догадались. А вы сможете узнать время сбора?

ПО КАКОЙ ТРОПИНКЕ ТЫ ПОЙДЕШЬ?

     Дидакт. цель: систематизировать и обобщать знания учащихся по различным разделам программы.

     Содержание: ученики на выходные дни вместе с учительницей решили отправиться на туристическую базу пешком через лес. К ней вели две тропинки. Учительница узнала, что одна из них после дождя затоплена водой. Чтобы предупредить об этом ребят, она предложила им игру-загадку: догадаться по цепочкам примеров, по какой из тропинок связь с туристической базой не нарушена (по какой из них можно пройти успешно). Она зашифровала каждую тропинку цепочкой        примеров такого вида:

1-я тропинка                                     2-я тропинка

   

9+14                                                      5+17

     14+9                                                       17+5

     23=14+9                                                                                       22=17+5

     23-14                                                                                                 22-14

     23- 9                                                       22- 5

    Ребята сразу догадались, по какой тропинке они пойдут на туристическую базу. А вы догадались?

ВОЛШЕБНАЯ ТАБЛИЦА 

     Дидакт. цель: формировать вычислительные навыки.

     Содержание: учащиеся задумывают какое угодно число (не больше 31) и указывают, в каких столбиках этой таблицы находится задуманное число, а один из учеников отгадывает. Для отгадывания, задуманного числа он складывает числа, записанные в конце каждого столбика в тех графах, где оно находится. Например, один из учеников задумал число, находящееся в 4-м и 5-м столбиках. Сложив нижние числа в них (16+8) ученик отгадывает задуманное число 24.

Учитель задумывает число и называет номера столбиков, в которых оно находится.  Дети, сложив последние (нижние числа) в этих столбиках, отгадывают это число и показывают его на карточках с цифрами учителю.

                                                  

5

4

3

2

 I

16

8

4

2

1

17

9

5

3

3

18

10

6

6

5

19

11

7

7

7

20

12

12

 10

9

21

13

13

11

11

22

14

14

      14

13

23

15

15

15

15

24

24

20

18

17

25

25

21

19

19

26

26

22

22

21

27

27

23

23

23

28

28

28

26

25

29

29

29

27

27

30

30

30

30

30

31

31

31

31

31

16

8

4

2

I

МАТЕМАТИЧЕСКИЙ ТЕЛЕФОН

    Дидакт. цель: формировать вычислительные навыки.

    Содержание: идёт соревнование по рядам. Каждому ученику, сидящему за первой партой, учитель называет однозначное число шёпотом, чтобы не слышали другие ученики класса. Далее учитель показывает на следующие схемы:       +5       х2      -8        :2        +4        -5 (можно любую запись).

      Учитель называет шести ученикам, сидящим за первой партой, числа: 2, 3, 4. Он показывает на первый прямоугольник, все ученики, получившие от учителя числа, прибавляют к нему число 5, затем поворачиваются к ученикам, сидящим за ними, называют им результат. Далее учитель показывает на следующий прямоугольник, ученики, сидящие, за второй партой, производят действие умножения на 2 и тихо называют ответы ученикам, сидящим за ними, и т.д. Игра продолжается до те: пор, пока ученики не выполнят всех действий по схеме.

     Сидящие за первыми партами выполняют роль контролеров. Они выполняют всю цепочку действий. В конце соревнования ученики, сидящие за последними партами, должны записать окончательные ответы, а сидящие первыми - утвердить их или отвергнуть. Побеждает тот ряд, который правильно и раньше всех выполнит всю цепочку действий. Поэтому, если есть ошибки у учащихся какого-либо ряда, учитель проверяет с учениками всю цепочку действия. К анализу ошибок привлекаются все учащиеся.

  ТЕЛЕГРАФ

Дидакт. цель: формировать вычислительные навыки.

Содержание: учитель выдает ученикам, сидящим за первыми партами, карточки, на которых записаны числа 2, 3, 4, и показывает на следующую схему:

                 +4           х2         -6         :2       +8        -6

Ученики каждого ряда поочерёдно выполняют действия по схеме и передают листок ученикам, сидящим за ними. Эти ученики должны проверить предыдущий пример, записать и решить свой пример. Побеждает та команда, которая первой -запишет правильны ответы в следующую таблицу:

1-й ряд                                    2-й ряд        3-й ряд

1 уч.   2 уч.                              1 уч.   2 уч.           1 уч.    2 уч.

ВЫЧИСЛИТЕЛЬНЫЕ МАШИНЫ

       Дидакт. цель: формировать вычислительные навыки.

       Содержание: учитель сообщает, что сегодня ученики будут выполнять роль Вычислительной машины. Каждый ученик, сидящий слева за партой, будет выполнять роль ЭВМ- считать быстро и правильно, как вычислительная машина, а другой, сидящий справа, будет выполнять роль контролера Вычислительная машина состоит из блоков. Каждый блок выполняет определённую работу - действие. Учитель заранее чертит схему на доске и предлагает ученикам посмотреть на нее:

Вход    +5          x2          -3        -8      Выход

Вход    +3         -5           x2       +7      Выход


 


      Ученики контролёры запускают машину, кладут на вход, например, число 4. Тогда ученики, выполняющие роль ЭВМ, производят все вычисления, указанные на схеме, и кладут на ВЫХОД нужные карточки с цифрами, обозначающими число (ответ составного примера). Затем они показывают после проверки контролеров это число учителю. Действие ЭВМ проверяется коллективно (устно выполняется одно действие за другим).

    В связи с тем, что учащиеся 2 класса изучают только табличное умножение на 2 и 3, учитель может предложить ученикам другие схемы, ограничивающие их счет до известных им пределов (в схему можно запускать однозначные нечетные числа).


МАГАЗИН

       Дидакт. цель: совершенствование навыков вычислений и умений в решении простейших задач.

       Оборудование: товары: тетради, ластики, бумага, ручки и т.п.

       Содержание: из группы учеников выделяются продавцы, кассиры, контролеры и покупатели. Продавцы раскладывают товары и ярлычки с указанием цен. Покупатели заготавливают монеты, кассиры - чеки на товар, покупатели поочередно выбирают товар, подсчитывают его стоимость, платят в кассу и получают чек и сдачу, контролеры проверяют правильность подсчета и расплаты. Продавец проверяет стоимость, отпускает товар.

Например, 1) Ученик подает в кассу 20 р. Он покупает 2 тетради. Сколько рублей он получит сдачи?  (Контролеры- ученики называют сдачу. Ученик идет к продавцам, подает чек и, берет тетради).  2.) Ученица купила линейку за 18 р. Она отдала в кассу 20 р . Сколько рублей она получит сдачи? и т.д.

В КАКОЙ ДОМ ОТНЕСТИ ТЕЛЕГРАММУ?

     Дидакт. цель: формировать вычислительные навыки.

     Оборудование: рисунки домиков на доске, под которыми записаны примеры.

     Содержание: учитель сообщает, что ученики параллельного класса были на экскурсии на почте и придумали интересную игру в почтальонов. Они зашифровали путь движения почтальона от почты к первому дому примером. Под другими домами записали только два числа. В игре надо разгадать шифровку (поставить знак + или -), чтобы получился пример с ответом, равным номеру одного из домов. Поставив правильно знак, можно определить, какому дому предназначена следующая телеграмма и т.д.

 №35           №37        №39           №41              №43           №45

27..12        49..14       27..14     50..5     51..14      27..19

 №36          №38         №40           №42            №44             №46

50. .12       83..39       19..17   94...50     28.. 15   70..28

      Почта: 17+18     19+17

      Например, узнав, что первая праздничная телеграмма послана в дом №35, поставим знак + между числами, записанными под этим домом, узнаем, что следующую телеграмму почтальон несет в дом №39. Поставив знак + под числами 27 и 14, мы узнаем, в какой следующий дом направляется почтальон с телеграммой.

      Примечание: для организации игры целесообразно разнести телеграммы в два приема: в первый раз - 8 телеграмм, во второй раз – 6.

МЕТКИЕ СТРЕЛКИ

     Дидакт. цель: формировать вычислительные навыки.

     Содержание: учитель сообщает детям, что на этом уроке они – "меткие стрелки", будут "пускать стрелы" (проводить стрелки) от примера к ответу. Кто правильно и быстро "поразит" все цели, тот станет лучшим стрелком.

2x4+8

15

I7+I8-9

26

2x3+9

25

29+7-6

34

2x5+15

16

64-35+5

30

3X6+19

37

90-74+26

23

3x4+13

36

81-65+7

42

3x3+27

30

100-75+8

32

3x5+39

59

74-65+23

33

3x6+35

74

63-29+34

31

3x9+47

54

47-35+19

68

КТО БЫСТРЕЕ ДОЛЕТИТ ДО ЛУНЫ?

      Дидакт. цель: формировать вычислительные навыки.

      Содержание: учитель на магнитной доске рисует Землю, вдали - Луну, на пути от Земли до Луны он прикрепляет рисунки  9-12 ракет, на обратной стороне которых записаны примеры.

      В примерах зашифрован путь полета от Земли до Луны. Учитель сообщает учащимся, что на этом уроке они отправятся в путешествие на космических кораблях от Земли до Луны. Кто быстрее рассчитает свой путь, зашифрованный примерами, тот быстрее и долетит до Луны. Учитель вызывает поочередно к доске учащихся (по одному от каждого ряда). Они снимают по одному рисунку ракет, зачитывают примеры, решают их, называют ответ. Контролеры подтверждают или опровергают их.

       При правильном решении примера ученик прикрепляет рисунок ракеты рядом с рисунком Луны. Если ученик решил пример неверно, то его решает другой ученик этого ряда и прикрепляет рисунок ракеты рядом с рисунком Луны. Учитель по часам определяет, кто быстрее всех решил пример и какое место занял в игре-соревновании. В результат соревнования подводятся итоги, выявляется ряд (экипаж), который быстрее всех "долетел" до Луны. Затем анализируются ошибки, допущенные учениками. К анализу ошибок привлекаются все учащиеся.

       



Предварительный просмотр:

                     СЛОЖЕНИЕ И  ВЫЧИТАНИЕ ОДНОЗНАЧНЫХ   ЧИСЕЛ                      C ПЕРЕХОДОМ ЧЕРЕЗ ДЕСЯТОК

СОСТАВИМ ПОЕЗД

Дидакт. цель: познакомить с приемом сложения однозначных чисел с переходом через десяток и с соответствующим приёмом вычитания.

Содержание: учитель вызывает к доске 8 мальчиков. Они, цепляясь друг за друга, образуют поезд, состоящий из 8 вагонов (учеников). Учитель предлагает ученикам прицепить еще 6 вагонов к 8. Учащиеся под руководством учителя сначала

дополняют 8 вагонов до 10: цепляются 2 вагона 2 девочки, а затем еще 4 вагона (мальчики). Поезд начинает двигаться. Учащиеся имитируют движение поезда, произнося при этом звук  ”ч”. Затем поезд останавливается. Все остальные учащиеся по вопросам учителя анализируют состав поезда. Учитель на доске записывает пример и задает вопросы:

-Сколько всего вагонов прицепили к 8 вагонам? (6)

-Сколько вагонов прицепили сначала, чтобы дополнить состав поезда до 10 

(2 вагона).

-Сколько вагонов осталось прицепить? 4

Учитель записывает:

 -Сколько всего вагонов в составе поезда?

Аналогично иллюстрируется на вагонах прием вычитания: сначала отцепляются 4 вагона (мальчики), затем 2 вагона (девочки).

Учитель записывает прием вычитания на доске.


      УКРАСИМ  ЕЛОЧКУ  ИГРУШКАМИ

                          Дидакт. цель: закреплять прием сложения однозначных чисел с переходом через десяток.

Оборудование: рисунки елочек и домиков.

Содержание: учитель изображает на доске цветными мелками елочку, составленную из геометрических фигур, и выдает ученикам соответствующие карточки. Учащиеся выясняют, из каких геометрических фигур она составлена. Для Образца учитель на верхнем ярусе (треугольнике) рисует 6 лампочек красного цвета. Он предлагает ученикам на своих карточках, а одному на доске украсить всю елочку (изобразить еще 9 лампочек - на каждом ярусе лампочки другого цвета). Перед выполнением задания ученики составляют пример о числе лампочек, которые будут украшать елочку (6+9).  При выполнении задания учитель ставит еще два- условия: нарисовать на втором ярусе столько лампочек, чтобы это число дополняло число 6 до 10, а на нижнем ярусе - оставшееся число лампочек. Украсив елочку, ученики решают записанный под ней пример.

         Аналогично дети украшают шарами елочку треугольниками, домик в соответствии с записанными под рисунками примерами и решают их.

     УГАДАЙ ЧИСЛО

                                Дидакт. цель: закреплять приемы сложения однозначных чисел без перехода и с переходом через разряд.

Оборудование: таблица на доске.

Содержание: на доске вычерчивается так называемая волшебная таблица и

1-й

2-й

3-й

4-й

I

  2

4

8

3

3

5

9

5

6

6

10

7

7

7

11

9

10

12

12

11

11

13

13

13

14

14

14

15

15

15

15

заполняется так:

   С помощью этой волшебной таблицы, говорит учитель, я могу узнать, сколько лет вашему брату, сестре, товарищу, Вы мне только скажите, в каких столбцах встречается число, задуманных вами лет". -"Мое число находится в первом, втором и четвертом столбиках", -сказала Марина. "О ком ты задумала?"- " О брате". -"Твоему брату 11 лет", -ответил учитель. Как учитель отгадал число лет брату Марины?

Объяснение: чтобы отгадать задуманное число лет, надо сложить числа первой строчки (1+2+8=11) названных столбиков таблицы (1-й, 2-й, 4-й). Так поступают и в других случаях, т.е. складывают числа первой строчки названных столбиков таблицы. После объяснения учителя к доске поочередно вызывается несколько учеников, и теперь они узнают загаданное число лет.

МАТЕМАТИЧЕСКАЯ ЭСТАФЕТА

         Содержание: класс разбивается на 3 команды (ряда). Для каждой команды учитель пишет свой столбик примеров на доске:

        1-я

2-я

3-я

        7+5

8+4

7+7

       8+6

6+7

8+7

                            Дидакт. цель: зацеплять прием сложения однозначных чисел с переходом через десяток.

       Учитель выдает ученикам каждого ряда карточки с числами, обозначающими первое слагаемое, карточки с числами, обозначающими состав чисел второго слагаемого в каждом примере, и карточки со знаками действий. Он поочередно показывает на примеры в каждом варианте. Например, он предлагает для решения ученикам I-й команды пример: 7+5.

К доске выходит первый ученик с числом 7 на карточке, второй со знаком +, третий - с числом 3 на карточке, дополняющим число 7 до 10, четвертый - со знаком + на карточке и пятый - с числом 2 на карточке. Таким образом, третий и пятый ученики показывают на карточках состав второго слагаемого (5). Все остальные ученики 3-го ряда по хлопку учителя называют хором полученную сумму. Если пример решен верно, учитель в колонке на доске рисует в 1-м ряду звездочку. Если допускаются ошибки, то их исправляют ученики той же команды. Ученики всего класса подтверждают ответ, показывая зеленый круг или красный, если с ответом не соглашаются. Затем учитель поочередно показывает на первые примеры 2-й и 3-й команд. Игра проводите аналогично. Выявляется команда победителей.

ЗАБЕЙ ГОЛ В ЧИСЛОВЫЕ ВОРОТА

         Дидакт. цель: закрепить приемы сложения и вычитания в переделах 20.

Оборудование: рисунок числовых ворот на доске.

Содержание: учитель до урока на доске рисует мячи и числовые ворота.

Правее рисунков мячей записывает примеры. Он сообщает детям правила игры. Направление удара мяча зашифровано примером. Способ решения каждого примера можно отыскать на числовых воротах. Ученики должны правильно загнать мяч в числовые ворота, показать путь его движения, соединить линией пример е той парой числовых ворот, на которых записан прием решения примера, а затем гнать мяч к третьим числовым воротам, где записан ответ примера. Учащиеся выходят поочередно к доске и загоняют мяч в числовые ворота (соединяют пример с парой чисел, в которых представлен состав второго слагаемого, одно из которых дополняет первое слагаемое до 10), а затем ведут линию к ответу примера, записанному на третьих числовых воротах.

               8+7        5        1        15

               6+9        2        3        16

               7+9        3        5        14

               9+5        4        6        12

ОПРЕДЕЛИ МАРШРУТ САМОЛЁТА

       Дидакт. Цель: закреплять приемы сложения однозначных чисел с переходом через десяток.

       Оборудование: рисунки самолета.

 Содержание; учитель вызывает к доске трех учеников (летчиков) из

17

15

13

14

12

13

10

11

12

9+4

8+4

    7+4

12

15

14

15

14

12

16

14

15

8+7

7+7

     9+7

15

14

17

14

13

18

13

11

12

9+6

7+6

     6+6

20

18

14

17

19

14

14

   13

15

8+6

9+5

      8+5

каждого ряда (команды). Они ведут свои самолеты по намеченному курсу, зашифрованному примерами, к которым даются три ответа, один из них-правильный, другие - неверные. Летчики должны определить маршрут правильно, показать стрелкой правильный путь, решая примеры снизу-вверх таким образом;

К         Каждая команда помогает своему командиру правильно выбрать путь движения самолета, если командир ошибается. В конце игры называются командирами те ученики, которые сумели правильно провести самолет по намеченному курсу.

Примечание: ответы следует записать на некотором расстоянии от примера, чтобы был виден путь полета каждого самолета.

Эта- игра может быть использована для соответствующих случаев вычитания.

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ГОРОДАМ

        Дидакт. цель: закреплять приемы сложения и вычитания в пределах 20 с переходом через десяток.

       Оборудование: рисунок самолета (или ракеты).

       Содержание: учитель до урока чертит на доске схемы городов и ниже их записывает номера примерами. Ученики должны определить путь движения самолета от меньшего номера города к большему и показать путь движения от города к городу стрелкой. Все ученики самостоятельно решают примеры, а затем по вызову учителя поочередно выходят к доске и показывают путь движения самолета стрелкой. Схема путешествия:              

  Мурманск        Смоленск        Пенза          Горький         Москва       Курск

      12-8              11-5               15-8        16-8        17-8           16-6

Эту игру можно провести на внеклассных занятиях. Путешественники заранее готовят маленькие рассказы о городах.

    КТО БЫСТРЕЕ ПРОБЕЖИТ ЧЕРЕЗ СВОИ ВОРОТА?

         Дидакт. цель: закреплять приёмы сложения и вычитания.

  Содержание: на доске вычерчивается забор с нумерованными воротами.

1               2        3           4

20

5

19

6

18

7

17

8

16

9

15

        14          13           12         11           10

         Каждому ученику всех команд выдаются карточки с примерами. Ученики вызываются поочередно к доске. Каждый из детей должен правильно решить пример и пройти через свои ворота (разместить пример выше тех ворот, где номер, ворот совпадает с ответом примера). Соревнование идет по командам. За каждый решенный пример присуждается очко. Если кто-то из детей решает пример неверно, то вызываются ученики из других  команд и при правильном решении им присуждается очко. Все очки обозначаются звездочками в трех колонках на доске. В конце игры подводятся итоги соревнования и анализируются ошибки. К анализу ошибок привлекаются все ученики.

    ДЕСАНТНИКИ

                             Дидакт. цель: закреплять приемы сложения и вычитания однозначных чисел в пределах 20.

Оборудование: рисунки парашютистов.

Содержание:   учитель   прикрепляет    на магнитной   доске   рисунки пара-

шютистов, под ними пишет примеры на сложение и вычитание с переходом через десяток в пределах 20 и сообщает детям. Десантники получили задание - приземлиться в лесу. Каждый должен приземлиться в заданном пункте. Путь движения парашютиста зашифрован примером. Догадайтесь, куда должен приземлиться каждый из них. Нужно показать стрелкой, куда приземлится каждый десантник (соедините пример с ответом).

2+9         4+8        5+7        8+9

7+9        9+9        5+8

11       12        13        14        15        16        17        18        19 20

      Учитель поочередно вызывает учеников, они показывают стрелкой путь движения каждого десантника. Все другие ученики выполняют роль летчиков и командиров, которые наблюдают за десантниками и помогают им по ходу игры.

ВНИМАНИЕ, ВАМ ПОЧТА!

Дидакт. цель: закреплять приемы сложения и вычитания в пределах 20 и умения решать задачи.

        Оборудование: карточки с цифрами и примерами.

        Содержание: учитель выдает ученикам карточки с цифрами. Диктор (один из учеников) объявляет: "Внимание, внимание! Поступила срочная математическая телеграмма для Иванова Коли. Прошу его зайти на почту (к столу учителя) за получением корреспонденции!

         Получивший математическую корреспонденцию (математическую телеграмму) зачитывает ее и отвечает на нее. В телеграмме может быть задача или пример. Далее диктор объявляет, что получена срочная телеграмма для Милиной Оли и т.д., игра проводится аналогично. Все ученики контролируют, правильно ли отвечают на телеграмму.

ЦЕПОЧКА (2 вариант)

      Дидакт. цель: закреплять приемы сложения чисел в пределах 20.

      Оборудование: разрезные карточки с цифрами.

      Содержание: учитель раздает карточки с цифрами от 1 до 9, вызывает к доске одного ученика с любой карточкой и объясняет правило игры: к доске будут выходить поочередно те ученики с карточками цифр, которые будут дополнять первое число и полученные после числа до названной учителем суммы до тех пор, пока не получится число 20. Все ученики, не получившие карточки, будут выполнять роль контролеров. Они "по сигналу учителя" (взмаху руки) будут делать хлопок, если задание выполнено верно, в противном случае будут показывать красный круг.

        Например, учитель вызывает ученика с цифрой 3 и говорит? "Дополните до 8". К доске идет ученик с цифрой 5. Контролеры делают хлопок. Затем учитель говорит: дополните до 16. К доске идет ученик с цифрой 8. Контролеры делают хлопок.

        И наконец, учитель предлагает дополнить полученную сумму до 20. Выходит учение с цифрой 4. Контролеры хлопают. Получилась цепочка из чисел, составляющая в сумме число 20.

      УГАДАЙКА

       Дидакт. цель: формировать вычислительные навыки.

      Содержание: 1. Я задумала два числа, записанные на круге, сложила их, получила 20. Какие числа я задумала? Соедините их отрезками.

2.Я задумала три числа, записанные на круге, сложила их, получила 20. Какие числа я задумала? Соедините их отрезками.

3. Я из числа 20 вычла одно из чисел, которое стоит в круге, получила 12. Какое число я вычла? и т.д.