Рабочая программа по математике 3 класс Моро
рабочая программа по математике (3 класс) на тему

Герасименко Анна Ивановна

Рабочая программа по математике 3 класс Школа России

Скачать:


Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Рабочая программа учебного предмета «Математика» для 3 класса общеобразовательной школы разработана на основе следующих нормативных документов:

- Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования(с изменениями Приказ Минобрнауки России от 31 декабря 2015 года № 1576 (начальное образование));

- требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования;

- программы формирования универсальных учебных действий;

- основной образовательной программы начального общего образования МБОУ «Шеломовская СОШ»;

- примерной программы по предмету «Математика» (Примерные программы по  учебным предметам. Начальная школа. В 2 частях, Часть 1, Москва «Просвещение» 2011)

-   авторской программы М.И. Моро, Ю. М. Колягина, М. А. Бантовой, Г. В. Бельтюковой, С. И. Волковой, С. В. Степановой «Математика» ; («Школа России». Сборник рабочих программ 1 – 4  классы. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений. М.: «Просвещение», 2011 )

- федерального перечня учебников.

- локального акта (Положение о рабочей программе педагога реализующего ФГОС второго поколения)

- учебного плана МБОУ «Шеломовская СОШ», утвержденного приказом № 58 от 01.09.2017г.

В начальной школе изучение математики имеет особое значение в развитии младшего школьника. Приобретённые им знания, первоначальные навыки владения математическим языком помогут ему при обучении в основной школе, а так же пригодятся в жизни.

Обучение математике является важнейшей составляющей начального общего образования. Этот предмет играет важную роль в формировании у младших школьников умения учиться.

Начальное обучение математике закладывает основы для формирования приёмов умственной деятельности: школьники учатся проводить анализ, сравнение, классификацию объектов, устанавливать причинно-следственные связи, закономерности, выстраивать логические цепочки рассуждений. Изучая математику, они усваивают определённые обобщённые знания и способы действий. Универсальные математические способы познания способствуют целостному познанию мира, позволяют выстраивать модели его отдельных процессов и явлений, а также являются основой формирования универсальных учебных действий.

Усвоенные в начальном курсе математики знания и способы действий необходимы не только для дальнейшего успешного изучения математики и других школьных дисциплин, но и для решения многих практических задач во взрослой жизни.

Изучение математики  в начальной  школе  направлено на достижение следующих целей:

  • Математическое развитие младших школьников.
  • Формирование системы начальных математических знаний.
  •  Воспитание интереса к математике, к умственной деятельности.

- математическое развитие младшего школьника — формирование способности к интеллектуальной деятельности (логического и знаково-символического мышления), пространственного воображения, математической речи; умение строить рассуждения, выбирать аргументацию, различать обоснованные и необоснованные суждения, вести поиск информации (фактов, оснований для упорядочения, вариантов и др.);

- формирование системы начальных математических знаний — понимание значения величин и способов их измерения; использование арифметических способов для разрешения сюжетных ситуаций; формирование умения решать учебные и практические задачи средствами математики; работа с алгоритмами выполнения арифметических действий;

- воспитание интереса к математике, к умственной деятельности - осознание возможностей и роли математики в познании окружающего мира, понимание математики как части общечеловеческой культуры, стремления использовать математические знания в повседневной жизни.

Исходя из общих положений концепции математического образования, начальный курс математики призван решать следующие  задачи:

  • Формирование  элементов самостоятельной         интеллектуальной деятельности на основе овладения несложными математическими методами познания окружающего мира (умения устанавливать, описывать, моделировать и объяснять количественные  и пространственные  отношения);
  • развитие основ логического, знаково-символического и алгоритмического мышления;
  • развитие пространственного воображения;
  • развитие математической речи;
  • формирование системы начальных математических знаний и умений их применять для решения учебно-познавательных и практических задач;
  • формирование умения вести поиск информации и работать с ней;
  • формирование первоначальных представлений о компьютерной грамотности;
  • развитие познавательных способностей;
  • воспитание стремления к расширению математических знаний;
  • формирование критичности мышления;
  • развитие умений аргументировано обосновывать и отстаивать высказанное суждение, оценивать и принимать суждения других.

Решение названных задач обеспечит осознание младшими школьниками универсальности математических способов познания мира, усвоение начальных математических знаний, связей математики с окружающей действительностью и с другими школьными предметами, а также личностную заинтересованность в расширении математических знаний.

Ведущие принципы обучения математике в младших классах — органическое сочетание обучения и воспитания, усвоение знаний и развитие познавательных способностей детей, практическая направленность обучения, выработка необходимых для этого умений. Большое значение в связи со спецификой математического материала придается учету возрастных и индивидуальных особенностей детей и реализации дифференцированного подхода в обучении.

Начальный курс математики является курсом интегрированным: в нём объединён арифметический, геометрический и алгебраический материал.

Общая характеристика учебного предмета «Математика»

Содержание обучения представлено в программе разделами: «Числа и величины», «Арифметические действия», «Текстовые задачи», «Пространственные отношения. Геометрические фигуры», «Геометрические величины», «Работа с информацией».

Арифметическим ядром программы является учебный материал, который, с одной стороны, представляет основы математической науки, а с другой – содержание, отобранное и проверенное многолетней педагогической практикой, подтвердившей необходимость его изучения в начальной школе для успешного продолжения образования.

Основа арифметического содержания – представления о натуральном числе и нуле, арифметических действиях (сложение, вычитание, умножение и деление).

Осознанное и прочное усвоение приемов устных и письменных вычислений.
    Наряду с этим важное место в курсе занимает ознакомление с величинами и их измерением.  Предмет  предполагает также формирование у детей пространственных представлений, ознакомление учащихся с различными геометрическими фигурами и некоторыми их свойствами, с простейшими чертежными и измерительными приборами.

Особое место в содержании начального математического образования занимают текстовые задачи. Работа с ними имеет свою специфику и требует более детального рассмотрения.

Программа включает рассмотрение пространственных отношений между объектами, ознакомление с различными геометрическими фигурами и геометрическими величинами.

Программой предусмотрено целенаправленное формирование совокупности умений работать с информацией.

Предметное содержание программы направлено на последовательное формирование и отработку универсальных учебных действий, развитие логического и алгоритмического мышления, пространственного воображения и математической речи.

Освоение математического содержания создает условия для повышения логической культуры и совершенствования коммуникативной деятельности учащихся.

Содержание программы предоставляет значительные возможности для развития умений работать в паре или в группе. Формированию умений распределять роли и обязанности, сотрудничать и согласовывать свои действия с действиями одноклассников, оценивать собственные действия и действия учеников в большой степени способствует содержание, связанное с поиском и сбором информации.
      Включение в программу элементов алгебраической пропедевтики позволяет повысить уровень формируемых обобщений, способствует развитию абстрактного мышления учащихся.

Содержание курса имеет концентрическое строение, отражающее последовательность расширение области чисел. Такая структура позволяет соблюдать необходимую постепенность в нарастании сложности учебного материала, создаёт хорошие условия для углубления формируемых знаний, отработки умений и навыков, для увеличения степени самостоятельности (при освоении новых знаний, проведении обобщений, формулировании выводов), для постоянного усовершенствования универсальных учебных действий.

Структура содержания определяет такую последовательность изучения учебного материала, которая обеспечивает не только формирование осознанных и прочных, во многих случаях доведённых до автоматизма навыков вычислений, но и доступное для младших школьников обобщение учебного материала, понимание общих принципов и законов, лежащих в основе изучаемых математических фактов, осознание связей между рассматриваемыми явлениями. Сближенное во времени изучение связанных между собой понятий, действий, задач даёт возможность сопоставлять, сравнивать, противопоставлять их в учебном процессе, выявлять сходства и различия в рассматриваемых фактах.

Описание места учебного предмета «Математика» в учебном плане

На изучение предмета  математика в 3  классе отводится 136 ч. (4  часа в неделю, 34 учебные недели).

Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета «математика»

В основе учебно-воспитательного процесса лежат следующие ценности математики:

- понимание математических отношений является средством познания закономерностей существования окружающего мира, фактов, процессов и явлений, происходящих в природе и в обществе (хронология событий, протяжённость по времени, образование целого из частей, изменение формы, размера и т. д.);

- математические представления о числах, величинах, геометрических фигурах являются условием целостного восприятия творений природы и человека (памятники архитектуры, сокровища искусства и культуры, объекты природы);

- владение математическим языком, алгоритмами, элементами математической логики позволяет ученику совершенствовать коммуникативную деятельность (аргументировать свою точку зрения, строить логические цепочки рассуждений; опровергать или подтверждать истинность предположения).

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения  предмета математика

Программа обеспечивает достижение выпускниками начальной школы следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностные результаты

  • Чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России;
  • Осознание роли своей страны в мировом развитии, уважительное отношение к семейным ценностям, бережное отношение к окружающему миру.
  • Целостное восприятие окружающего мира.
  • Развитую мотивацию учебной деятельности и личностного смысла учения, заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий.
  • Рефлексивную самооценку, умение анализировать свои действия и управлять ими.
  • Навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками.
  • Установку на здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, к работе на результат.

Личностными результатами изучения предмета «Математика» в 3-м классе является формирование следующих умений:

Самостоятельно определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила поведения при совместной работе и сотрудничестве (этические нормы).

В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, самостоятельно делать выбор, какой поступок совершить.

Метапредметные результаты

  • Способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства и способы её осуществления.
  • Овладение способами выполнения заданий творческого и поискового характера.
  • Умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её выполнения, определять наиболее эффективные способы достижения результата.
  • Способность использовать знаково-символические средства представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебно-познавательных и практических задач.
  • Использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач.
  • Использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве Интернета), сбора, обработки, анализа, организации и передачи информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета, в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры компьютера, фиксировать (записывать) результаты измерения величин и анализировать изображения, звуки, готовить своё выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением.
  • Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления
    аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
  • Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения.
  • Определение общей цели и путей её достижения: умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
  • Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов и процессов в соответствии с содержанием учебного предмета «математика».
  • Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
  • Умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Математика».

Метапредметными результатами изучения предмета «Математика» во 2-м классе являются формирование следующих универсальных учебных действий.

Регулятивные УУД:

Определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно.

Учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему (для этого в учебнике специально предусмотрен ряд уроков).

Учиться планировать учебную деятельность на уроке.

Высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки (на основе продуктивных заданий в учебнике).

Работая по предложенному плану, использовать необходимые средства (учебник, простейшие приборы и инструменты).

Определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем.

Познавательные УУД:

Ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна дополнительная информация (знания) для решения учебной задачи в один шаг.

Делать предварительный отбор источников информации для решения учебной задачи.

Добывать новые знания: находить необходимую информацию как в учебнике, так и в предложенных учителем словарях и энциклопедиях (в учебнике 2-го класса для этого предусмотрена специальная «энциклопедия внутри учебника»).

Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).

Перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы.

Искать информацию в соответствующих возрасту цифровых словарях и справочниках, базах данных, контролируемом Интернете, системе поиска внутри компьютера.

Коммуникативные УУД:

Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).

Слушать и понимать речь других.

Формулировать несложные выводы, основываясь на тексте; находить аргументы, подтверждающие вывод.

Вступать в беседу на уроке и в жизни.

Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.

Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Предметные результаты

  • Использование приобретённых математических знаний для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, а также для
    оценки их количественных и пространственных отношений.
  • Овладение основами логического и алгоритмического мышления,
    пространственного воображения и математической речи, основами счёта, измерения, прикидки результата и его оценки, наглядного представления данных в разной форме (таблицы, схемы, диаграммы),записи и выполнения алгоритмов.
  • Приобретение начального опыта применения математических знаний для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач.
  • Умения выполнять устно и письменно арифметические действия с числами и числовыми выражениями, решать текстовые задачи, выполнять и строить алгоритмы и стратегии в игре, исследовать, распознавать и изображать геометрические фигуры, работать с таблицами, схемами, графиками и диаграммами, цепочками, представлять, анализировать и интерпретировать данные.

Обучающиеся должны знать:

  • названия и последовательность чисел от 1 до 100;
  • названия компонентов и результатов сложения и вычитания;
  • правила порядка выполнения действий в числовых выражениях в два действия, содержащих сложение и вычитание (со скобками и без них);
  • названия и обозначение действий умножения и деления;
  • таблицу сложения однозначных чисел и соответствующие случаи вычитания учащиеся должны усвоить на уровне автоматизированного навыка.

Обучающиеся должны уметь:

  • читать, записывать и сравнивать числа в пределах 100;
  • находить сумму и разность чисел в пределах 100: в более легких случаях устно, в более сложных письменно;
  • находить значения числовых выражений в 2 действия, содержащих сложение и вычитание (со скобками и без них);
  • решать задачи в 1 2 действия на сложение и вычитание и задачи в одно действие, раскрывающие конкретный смысл умножения и деления;
  • чертить отрезок заданной длины и измерять длину данного отрезка;
  • находить длину ломаной, состоящей из 3 4 звеньев, и периметр многоугольника (треугольника, четырехугольника).

К концу обучения во втором классе ученик научится:

называть:

  • натуральные числа от 20 до 100 в прямом и в обратном порядке, следующее (предыдущее) при счете число;
  • число, большее или меньшее данного числа в несколько раз;
  • единицы длины, площади;
  • компоненты арифметических действий (слагаемое, сумма, уменьшаемое, вычитаемое, разность, множитель, произведение, делимое, делитель, частное);
  • геометрическую фигуру (многоугольник, угол, прямоугольник, квадрат, окружность);

сравнивать:

  • числа в пределах 100;
  • числа в кратном отношении (во сколько раз одно число больше или меньше другого);
  • длины отрезков;

различать:

  • отношения «больше в» и «больше на», «меньше в» и «меньше на»;
  • компоненты арифметических действий;
  • числовое выражение и его значение;
  • российские монеты, купюры разных достоинств;
  • прямые и непрямые углы;
  • периметр прямоугольника;

читать:

  • числа в пределах 100, записанные цифрами;
  • записи вида 5-2=10,12:4 = 3;

воспроизводить:

  • результаты табличных случаев умножения однозначных чисел и соответствующих случаев деления;
  • соотношения между единицами длины: 1 м = 100 см, 1 м = 10 дм.
  • приводить примеры:
  • однозначных и двузначных чисел;
  • числовых выражений;
  • моделировать:
  • десятичный состав двузначного числа;
  • алгоритмы сложения и вычитания двузначных чисел;
  • ситуацию, представленную в тексте арифметической задачи, в виде схемы, рисунка;
  • распознавать:

—        геометрические фигуры (многоугольники, прямоугольник, угол);

упорядочивать:

—        числа в пределах 100 в порядке увеличения или уменьшения;

характеризовать:

  • числовое выражение (название, как составлено);
  • многоугольник (название, число углов, сторон, вершин);

анализировать:

  • текст учебной задачи с целью поиска алгоритма ее решения;
  • готовые решения задач с целью выбора верного решения, рационального способа      решения;

классифицировать:

  • углы (прямые, непрямые);
  • числа в пределах 100 (однозначные, двузначные);

конструировать:

  • тексты несложных арифметических задач;
  • алгоритм решения составной арифметической задачи;

контролировать:

—        свою деятельность (находить и исправлять ошибки);

оценивать:

—        готовое решение учебной задачи (верно, неверно);

решать учебные и практические задачи:

  • записывать цифрами двузначные числа;
  • решать составные арифметические задачи в два действия в различных комбинациях;
  • вычислять сумму и разность чисел в пределах 100, используя изученные устные и письменные приемы вычислений;
  • вычислять значения простых и составных числовых выражений;
  • вычислять периметр прямоугольника (квадрата);
  • выбирать из таблицы необходимую информацию для решения учебной задачи;
  • заполнять таблицы, имея некоторый банк данных.

К концу обучения во втором классе ученик получит возможность научиться:

формулировать:

  • свойства умножения и деления;
  • определения прямоугольника и квадрата;
  • свойства прямоугольника (квадрата);

называть:

  • вершины и стороны угла, обозначенные латинскими буквами;
  • элементы многоугольника (вершины, стороны, углы);
  • читать:

—        обозначения луча, угла, многоугольника;

различать:

—        луч и отрезок;

характеризовать:

  • расположение чисел на числовом луче;
  • взаимное расположение фигур на плоскости (пересекаются, не пересекаются, имеют общую точку (общие точки);

решать учебные и практические задачи:

  • выбирать единицу длины при выполнении измерений;
  • обосновывать выбор арифметических действий для решения задач;
  • указывать на рисунке все оси симметрии прямоугольника (квадрата);
  • изображать на бумаге многоугольник с помощью линейки или от руки;
  • составлять несложные числовые выражения;

№ п\п

Название раздела

Количество часов по авторской программе

Количество часов рабочей программы

Характеристика деятельности учащихся

1.

Числа от 1 до 100

Сложение и вычитание(продолжение)

-  Устные и письменные приёмы сложения и вычитания;

-  Решение уравнений с неизвестным слагаемым.

-  Обозначение геометрических фигур буквами.

-  Странички для любознательных.

-  Повторение пройденного «Что узнали. Чему научились».

2 ч

3 ч

1 ч  

1 ч

1 ч

8  ч

2 ч

3 ч

1 ч

1 ч

1 ч

Выполнять сложение и вычитание чисел в пределах 100.

Решать уравнения на нахождение неизвестного слагаемого, неизвестного уменьшаемого, неизвестного вычитаемого на основе знаний о взаимосвязи чисел при сложении, при вычитании.

Обозначать геометрические фигуры буквами.

Выполнять задания творческого и поискового характера.

Оценивать результаты освоения темы.

Анализировать свои действия и управлять ими.

2.

Табличное умножение и деление

(продолжение)

-  Связь умножения и деления.

-  Табличное умножение и деление с числами 2 и 3.

-  Порядок выполнения действий в выражениях со скобками и без  скобок.

-Зависимости между величинами: цена, количество, стоимость.

-  Текстовые задачи на увеличение (уменьшение) числа в несколько раз.

-  Решение задач с зависимыми пропорциональными величинами.

-  Странички для любознательных: математические игры.

- «Что узнали. Чему научились».

-  Проверочная работа № 1 (тестовая форма) по теме: «Табличное умножение и деление».

- Таблицы умножения и деления с числами 4, 5, 6, 7.

- Проект: «математические сказки»

- Контроль и учёт знаний.

28 ч

1 ч

2 ч

2 ч

3 ч

3 ч

2 ч

2 ч

2 ч

1 ч

8 ч

1 ч

1 ч

28 ч

1 ч

2 ч

2 ч

3 ч

3 ч

2 ч

2 ч

1 ч

8 ч

1 ч  

1 ч

Применять правила о порядке  выполнения действий в числовых выражениях со скобками и без скобок при вычислениях значений числовых выражений.  Вычислять значения числовых выражений в два-три действия со скобками и без скобок. Использовать математическую терминологию при чтении и записи числовых выражений. Использовать различные приёмы проверки правильности вычисления значения числового выражения (с опорой на свойства арифметических действий, на правила о порядке выполнения действий в числовых выражениях).

Анализировать текстовую задачу и выполнять краткую запись разными способами. Моделировать с использованием схематических чертежей зависимости между пропорциональными величинами. Решать задачи арифметическими способами. Объяснять выбор действий для решения.

Сравнивать задачи на увеличение (уменьшение) числа На несколько единиц и на увеличение (уменьшение) числа в несколько раз, приводить объяснения. Составлять план решения задачи. Действовать по предложенному или самостоятельно составленному плану. Пояснять ход  решения задачи. Наблюдать и описывать изменения в решении задачи при изменении её условия и, наоборот, вносить изменения в условие (вопрос) задачи при изменении в её решении. Обнаруживать и исправлять ошибки логического (в ходе решения) и вычислительного характера, допущенные при решении. Выполнять задания творческого и поискового характера, применять знания и способы действия в изменённых условиях

Оценивать результаты освоения темы, проявлять личную заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий. Анализировать свои действия и управлять ими.

Воспроизводить по памяти таблицу умножения и соответствующие случаи деления с числами 2, 3 ,4, 5, 6, 7. Применять знания таблицы умножения при вычислении значений числовых выражений. Находить число, которое в несколько раз больше (меньше) данного.

Выполнять задания творческого и поискового характера. Работать в паре. Составлять план успешной игры.

Составлять сказки, рассказы с использованием математических понятий, взаимозависимостей, отношений, чисел,геометрических фигур, математических терминов. Анализировать и оценивать составленные сказки с точки зрения правильности использования в них математических элементов. Собирать и классифицировать информацию.

Работать в паре. Оценивать ход и результат работы

3.

Числа от 1 до 100

Табличное умножение и деление (продолжение)

- Таблица умножения и деления с числами 8 и 9.

-  Площадь. Способы сравнения фигур по площади…..

- Умножение на 1  и на 0….

- Текстовые задачи в три действия.

- Круг. Окружность…..

- Доли. Образование и сравнение долей……

- Единицы времени: год, месяц, сутки.

- Странички для любознательных.

- Повторение пройденного.

- Проверочная работа. Анализ результатов.

- Контроль и учёт знаний.

28 ч

4 ч

6 ч

2 ч

3 ч

2 ч

2 ч

2 ч

3 ч

2 ч

1 ч

1 ч

28 ч

4 ч

6 ч

2 ч

3 ч

2 ч

2 ч

2 ч  

3 ч

2 ч

1 ч

1 ч

Воспроизводить по памяти таблицу умножения и соответствующие случаи деления. Применять знания таблицы умножения при выполнении вычислений. Сравнивать геометрические фигуры по площади. Вычислять площадь прямоугольника разными способами. Умножать числа на 1 и на 0. Выполнять деление 0 на число, не равное 0. Анализировать задачи, устанавливать зависимости между величинами, составлять план решения задачи, решать текстовые задачи разных видов.

Чертить окружность (круг) с использованием циркуля.

Моделировать различное положение кругов на плоскости. Классифицировать различные фигуры по заданному или найденному основанию классификации.

Находить долю величины и величину по её доле.

Сравнивать доли одной и той же величины.

Описывать явления, события с использованием величин времени. Переводить одни единицы времени в другие: мелкие в более крупные и крупные в более мелкие, используя отношения между ними. Выполнять задания творческого и поискового характера. Дополнять задачи-расчёты недостающими данными и решать их. Располагать предметы на плане комнаты по описанию.

Работать (по рисунку) на вычислительной машине, осуществляющей выбор продолжения работы.

Оценивать результаты освоения темы, проявлять личностную заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий. Анализировать свои действия и управлять ими.

Находить долю величины и величину по её доле.

Сравнивать доли одной и той же величины.

Анализировать задачи, устанавливать зависимости между величинами, составлять план решения задачи, решать текстовые задачи разных видов.

Чертить окружность (круг) с использованием циркуля.

Моделировать различное положение кругов на плоскости. Классифицировать различные фигуры по заданному или найденному основанию классификации.

Оценивать результаты освоения темы, проявлять личностную заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий. Анализировать свои действия и управлять ими.

Выполнять задания творческого и характера. Дополнять задачи-расчёты недостающими данными и решать их. Располагать предметы на плане комнаты по описанию.

Работать (по рисунку) на вычислительной машине, осуществляющей выбор продолжения работы.

Оценивать результаты освоения темы, проявлять личностную заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий. Анализировать свои действия и управлять ими.

4.

Числа от 1 до 100

Внетабличное  умножение и деление

- Приёмы умножения для случаев вида 23 * 4, 4 * 23…..

- Деление суммы на число. Связь между числами при делении….

- Приёмы деления для случаев вида 87 : 29, 66 : 22…..

- Выражения с двумя переменными вида а +в,  а – в, а * в, с : d….

- Решение уравнений на основе связи между компонентами и результатами умножения и деления.

- Приёмы нахождения частного и остатка.

- Решение задач на нахождение четвёртого пропорционального.

- Странички для любознательных..

- Проект: Задачи-расчёты.

- Повторение пройденного «Что узнали. Чему научились»

- Проверочная работа (тестовая форма).

27 ч

6 ч

4 ч

3   ч

1 ч

2 ч

3 ч

1 ч

3 ч

1 ч

1 ч

2 ч

 27  ч

6 ч

4 ч

3 ч

1 ч

2 ч

3  ч

1 ч

3 ч

1 ч

1 ч

2 ч

Выполнять внетабличное умножение и деление в пределах 100 разными способами. Использовать правила умножения суммы на число при выполнении внетабличного умножения и правила деления суммы на число при выполнении деления.

Сравнивать разные способы вычислений, выбирать наиболее удобный. Использовать разные способы для проверки выполненных действий умножение и деление.

Вычислять значения выражений с двумя переменными при заданных значениях входящих в  них букв, используя правила о порядке выполнения действий в числовых выражениях, свойства сложения, прикидку результата.

Решать уравнения на нахождение неизвестного множителя, неизвестного делимого, неизвестного делителя.

Разъяснять смысл деления с остатком, выполнять деление с остатком и его проверку. Решать текстовые задачи арифметическим способом.

Выполнять задания творческого и поискового характера: задания требующие соотнесения рисунка с высказываниями, содержащими логические связки: «если не ….., то» «если не …, то  не ….»; выполнять преобразование геометрических фигур по заданным условиям.

Составлять и решать практические задачи с жизненными сюжетами. Проводить сбор информации, чтобы дополнять условия задач с недостающими данными, и решать их. Составлять план решения задачи. Работать в парах, анализировать и оценивать результат работы. Оценивать результаты освоения темы, проявлять заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий. Анализировать свои действия и управлять ими.

5.

Числа от 1 до 1000.

Нумерация.

- Устная и письменная нумерация. Разряды счетных единиц. Натуральная последовательность трёхзначных чисел. Увеличение, уменьшение числа в 10, 100 раз. Замена трёхзначного числа суммой разрядных слагаемых. Сравнение трёхзначных чисел. Определение общего числа единиц (десятков, сотен) в числе.

- Единицы массы: килограмм, грамм.

- Странички для любознательных.

- Повторение пройденного «Что узнали. Чему научились».

- Проверочная работа. Анализ результатов (тестовая форма).

13 ч

9 ч

1 ч

1 ч

1 ч

1 ч

13 ч

9 ч

1 ч

1 ч

1 ч

Читать и записывать трёхзначные числа.

Сравнивать трёхзначные числа и записывать результат сравнения. Заменять трёхзначное число суммой разрядных слагаемых. Упорядочивать заданные числа. Устанавливать правило, по которому составлена числовая последовательность, продолжать её или восстанавливать пропущенные в ней числа. Группировать числа по заданному или самостоятельно установленному основанию. Переводить одни единицы массы  в другие: мелкие в более крупные, крупные в более мелкие, используя отношение между ними. Сравнивать предметы по массе, упорядочивать их. Выполнять задания творческого и поискового характера: читать и записывать числа римскими цифрами; сравнивать позиционную десятичную  систему Счисления  с римской  непозиционной системой записи числа. Читать записи, представленные римскими числами, на циферблатах часов, в оглавлении книг, в обозначении веков.

Анализировать достигнутые результаты и недочёты, проявлять личностную заинтересованность в расширении знаний и способов действий.

6

Числа от 1 до 1000

Сложение и вычитание

- Приёмы устного сложения и вычитания в пределах 1000.

- Приём письменных вычислений. Алгоритм письменного сложения, алгоритм письменного вычитания.

- Виды треугольников: разносторонний, равнобедренный, равносторонний.

- Странички для любознательных.

- Повторение пройденного. «Что узнали. Чему научились».

- Взаимная проверка знаний: «Помогаем друг другу сделать шаг к успеху». Работа в паре по тесту «Верно? Неверно?».

10 ч

3 ч

3 ч

1 ч

1 ч

1 ч

1 ч

10 ч

3 ч

3 ч

1 ч

1 ч

1 ч

1 ч

Выполнять устно вычисления в случаях, сводимых к действиям в пределах 100, используя различные приёмы устных вычислений. Сравнивать разные способы вычислений, выбирать удобный.

Применять алгоритмы письменного сложения и вычитания чисел и выполнять эти действия с числами в пределах 1000. Контролировать пошагово правильность применения алгоритмов арифметических действий при письменных вычислениях. Использовать различные приёмы проверки правильности вычислений. Различать треугольники по видам (разносторонние и равнобедренные, а среди равнобедренных - равносторонние) и называть их. Выполнять задания творческого и поискового характера, применять знания и способы действий в изменённых условиях. Работать в паре. Находить и исправлять неверные высказывания. Излагать и отстаивать своё мнение, аргументировать свою точку зрения, оценивать точку зрения одноклассников.

7

Числа от 1 до 1000

Умножение и деление

-  Приёмы устного умножения и деления.

- Виды треугольников: прямоугольный, тупоугольный, остроугольный.

- Приём письменного умножения на однозначное число.

- Приём письменного деления на однозначное число.

- Знакомство с калькулятором.

- Повторение пройденного. «Что узнали. Чему научились». Странички для любознательных

12 ч

3 ч

1 ч

3 ч

3 ч

1 ч

1 ч

12 ч

3 ч

1 ч

3 ч

3 ч

1 ч

1 ч

Использовать различные приёмы для устных вычислений. Сравнивать разные способы вычислений, выбирать удобный. Различать треугольники: прямоугольный, тупоугольный, остроугольный. Находить их в более сложных фигурах.

Применять алгоритмы письменного деления и умножения многозначного числа на однозначное и выполнять эти действия.

Использовать различные приёмы проверки правильности вычислений, проводить проверку правильности вычислений с использованием калькулятора.  Использовать различные приёмы для устных вычислений. Сравнивать разные способы вычислений, выбирать удобный. Различать треугольники: прямоугольный, тупоугольный, остроугольный.

Применять алгоритмы письменного деления и умножения многозначного числа на однозначное и выполнять эти действия.

Использовать различные приёмы для устных вычислений. Сравнивать разные способы вычислений, выбирать удобный. Различать треугольники: прямоугольный, тупоугольный, остроугольный.

Применять алгоритмы письменного деления и умножения многозначного числа на однозначное и выполнять эти действия.

8.

Итоговое повторение

«Что узнали. Чему научились в 3 классе»

- Табличное умножение и деление.

- Геометрический материал.

- Итоговая комплексная работа за учебный год.

- Сложение и вычитание. Умножение и деление.

- Итоговая контрольная работа № 6 по теме: «Числа от 1 до 1000.

- Анализ контрольной работы.

- Обобщающий урок. Игра «По океану математики».

10 ч

10 ч

3 ч

1 ч

1 ч

2 ч

 

1 ч

1 ч

1 ч

Применять алгоритмы письменного деления и умножения многозначного числа на однозначное и выполнять эти действия.

Использовать различные приёмы проверки правильности вычислений, проводить проверку правильности вычислений с использованием калькулятора.  Использовать различные приёмы для устных вычислений. Сравнивать разные способы вычислений, выбирать удобный. Различать треугольники: прямоугольный, тупоугольный, остроугольный.

Применять алгоритмы письменного деления и умножения многозначного числа на однозначное и выполнять эти действия.

Использовать различные приёмы для устных вычислений.

ИТОГО:

136 ч

136 ч

  • выполнять несложные устные вычисления в пределах 100.

Система оценки достижений учащихся

В соответствии с требованиями Стандарта, при оценке итоговых результатов освоения программы по математике должны учитываться психологические возможности младше школьника, нервно-психические проблемы, возникающие в процессе контроля, ситуативность эмоциональных реакций ребенка.

Система оценки достижения планируемых результатов изучения математики предполагает комплексный уровневый подход к оценке результатов обучения. Объектом оценки предметных результатов служит способность второклассников решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи. Оценка индивидуальных образовательных достижений ведётся «методом сложения», при котором фиксируется достижение опорного уровня и его превышение.

В соответствии с требованиями Стандарта, составляющей комплекса оценки достижений являются материалы стартовой диагностики, промежуточных и итоговых стандартизированных работ по математике. Остальные работы подобраны так, чтобы их совокупно демонстрировала нарастающие успешность, объём и глубину знаний, достижение высоких уровней формируемых учебных действий.

Текущий контроль по математике осуществляется в письменной и устной форме Письменные работы для текущего контроля проводятся не реже одного раза в неделю в форме самостоятельной работы или арифметического диктанта. Работы для текущего контроля состоят из нескольких однотипных заданий, с помощью которых осуществляется всесторонняя проверка только одного определенного умения.

Тематический контроль по математике проводится в письменной форме. Для тематических проверок выбираются узловые вопросы программы: приемы устных вычислений, измерение величин и др. Проверочные работы позволяют проверить, например, знание личных случаев сложения, вычитания, умножения и деления. В этом случае для  обеспечения самостоятельности учащихся подбирается несколько вариантов работы, каждый из которых содержит около тридцати примеров на сложение и вычитание или умножение и деление. На выполнение такой работы отводится 5-6 минут урока.

Основанием для выставления итоговой оценки знаний служат результаты наблюдений учителя за повседневной работой учеников, устного опроса, текущих, диагностических и  итоговых контрольных работ. Однако последним придается наибольшее значение.

В конце года проводится итоговая комплексная проверочная работа на межпредметной основе. Одной из ее целей является оценка предметных и метапредметных результатов освоения программы по математике во втором классе: способность решать учебно-практические и учебно-познавательные задачи, сформированность обобщённых способ деятельности, коммуникативных и информационных умений.

Содержание тем по предмету  математика в 3 классе

В том числе на:

- на проведение проверочных работ – 4    ч. (тестовая форма)

- на проведение контрольных работ  – 4  ч.

- на проведение проектов – 2 ч.

- на проведение тестов  «Взаимопроверка»- 1 ч

Формы контроля используемые на уроках математики: тесты, проверочные работы, контрольные работы, самостоятельные работы, опросы.

Тематическое планирование

№ п.п

Тема урока

Кол-во  часов

Дата

Ι четверть

Числа от 1 до 100

Сложение и вычитание (продолжение) (8 ч)

Устные и письменные приёмы сложения и вычитания.

1

Устные и письменные приёмы сложения и вычитания. Закрепление.

1

Решение уравнений с неизвестным слагаемым.

1

Решение уравнений с неизвестным слагаемым. Закрепление.

1

Решение уравнений с неизвестным уменьшаемым и вычитаемым. Закрепление.

1

Обозначение геометрических фигур буквами.

1

Странички для любознательных: сбор, систематизация и представление информации в табличной форме.

1

Повторение пройденного «Что узнали. Чему научились».

1

Числа от 1  до 100

Табличное умножение и деление (продолжение)  (28 ч)

Связь умножения и деления.

1

Табличное умножение и деление с числами 2 и 3.

1

Табличное умножение и деление с числами 2 и 3; Чётные и нечётные числа.

1

Зависимости между величинами: цена, количество, стоимость.

1

Зависимости между величинами: цена, количество, стоимость. Закрепление.

1

Порядок выполнения действий в выражениях со скобками и без  скобок.

1

Порядок выполнения действий в выражениях со скобками и без  скобок. Закрепление.

1

Странички для любознательных. «Что узнали. Чему научились».

1

«Что узнали. Чему научились». Решение задач.

1

Проверочная работа № 1 (тестовая форма) по теме: «Табличное умножение и деление».

1

Таблица умножения и деления с числом 4.

1

Таблица умножения и деления с числом 4. Закрепление.

1

Текстовые задачи на увеличение числа в несколько раз.

1

Текстовые задачи на увеличение числа в несколько раз. Закрепление.

1

Текстовые задачи на уменьшение числа в несколько раз.

1

 Решение задач с зависимыми пропорциональными величинами.

1

Таблица умножения и деления с числом 5.

1

Решение задач с зависимыми пропорциональными величинами. Закрепление.

1

Таблица умножения и деления с числом 6.

1

Таблица умножения и деления с числом 6. Закрепление.

1

Решение задач на разностное и кратное сравнение.

1

Решение задач изученных видов.

1

Решение задач на разностное и кратное сравнение. Закрепление.

1

Таблица умножения и деления с числом 7.

1

Странички для любознательных: математические игры.

1

Наши проекты. Проект:  «Математические сказки».

1

«Что узнали. Чему научились». Решение примеров и уравнений.

1

Контрольная работа № 1 по теме: «Табличное умножение и деление».

1

ΙΙ четверть

Числа от 1 до 100

Табличное умножение и деление (продолжение) (28 ч)

Площадь. Сравнение площадей фигур.

1

Единицы площади: квадратный сантиметр.

1

Площадь прямоугольника.

1

Таблица умножения и деления с числом 8.

1

Таблица умножения и деления с числом 8. Закрепление.

1

Текстовые задачи в три действия.

1

Таблица умножения и деления с числом 9.

1

Единицы площади: квадратный дециметр.

1

 Сводная таблица умножения.

1

Решение текстовых задач в три действия.

1

Единицы площади: квадратный метр.

1

Решение текстовых задач в три действия. Закрепление.

1

Странички для любознательных: задачи – расчёты.

1

«Что узнали. Чему научились». Решение задач с величинами: «цена, количество, стоимость».

1

Проверочная работа № 2 (тестовая форма) по теме: «Табличное умножение и деление».

1

Умножение на 1. Умножение на 0.

1

Деление вида: а : а, 0 : а при а ≠ 0.

1

Решение задач. Закрепление.

1

Странички для любознательных. Задачи-расчеты.

1

Доли. Образование и сравнение долей.

1

Окружность. Круг.

1

Вычерчивание окружностей с помощью циркуля. Закрепление.

1

Задачи на нахождение доли числа и числа по его доли.

1

Единицы времени: год, месяц, сутки.

1

Единицы времени: год, месяц, сутки. Закрепление.

1

Странички для любознательных: задания содержащие высказывания с логическими связками.

1

Что узнали. Чему научились. Решение примеров изученных видов.

1

Контрольная работа № 2 по теме: «Табличное умножение и деление».

1

ΙΙΙ четверть

Числа от 1 до 100

Внетабличное  умножение и деление ( 27  ч)

Умножение и деление вида: 20 * 3, 3 8* 20.

1

Деление вида: 80 : 20.

1

Умножение суммы на число.

1

Умножение суммы на число. Закрепление.

1

Приём умножения для случаев вида: 23 * 4.

1

Приём умножения для случаев вида: 23 * 4. Закрепление.

1

Закрепление изученных приёмов умножения и деления.

1

Деление суммы на число.

1

Деление суммы на число. Закрепление.

1

Деление двузначного числа на однозначное. Связь между числами при делении.

1

Связь между числами при делении.

1

Проверка деления.

1

Приём деления для случаев вида: 87 : 29.

1

Проверка умножения.

1

Решение уравнений на основе связи между компонентами и результатом умножения и деления.

1

Решение уравнений.

Проверка умножения делением. Закрепление.

1

Странички для любознательных. Работа с вычислительной машиной.

1

«Что узнали. Чему научились». Повторение и закрепление изученного.

1

Деление с остатком.

1

Приём нахождения частного и остатка.

1

Деление с остатком. Закрепление.

1

Приём нахождения частного и остатка. Закрепление.

1

Случаи деления когда делитель больше делимого.

1

Проверка деления с остатком.

1

«Что узнали. Чему научились». Деление с остатком.

1

Наши проекты. Проект: «Задачи - расчёты».

1

Проверочная работа № 3 по теме: «Внетабличное умножение и деление». (тестовая форма).

1

Числа от 1 до 1000.

Нумерация. (13 ч )

Устная нумерация.

1

Устная нумерация. Закрепление.

1

Разряды счётных единиц.

1

Письменная нумерация в пределах 1000.

1

Увеличение и уменьшение чисел в 10, 100 раз.

1

Замена трёхзначного числа суммой разрядных слагаемых.

1

Письменная нумерация в пределах 1000. Приёмы устных вычислений.

1

Сравнение трёхзначных чисел.

1

Странички для любознательных: задачи – расчёты, обозначение чисел римскими цифрами.

1

Единицы массы: грамм, килограмм.

1

«Что узнали. Чему научились». Решение задач и примеров изученных видов.

1

Контрольная работа № 4 по теме: «Числа от 1 до 1000.  Проверочная работа № 4 по теме: «Числа от 1 до 1000.

1

Странички для любознательных. Помогаем друг другу сделать шаг к успеху.

1

ΙV четверть

Числа от 1 до 1000

Сложение и вычитание (10 ч)

Приёмы устного сложения и вычитания  вида: 450 + 30; 620 – 200.

1

Приёмы устного сложения и вычитания вида: 470 + 80, 560 – 90.

1

Приёмы устного сложения и вычитания вида: 260 + 310, 670 – 140.                        

1

Приёмы письменных вычислений.

1

Приёмы письменных вычислений: алгоритм сложения трёхзначных чисел.

1

Приёмы письменных вычислений: алгоритм вычитания трёхзначных чисел.

1

Виды треугольников: разносторонний, равнобедренный, равносторонний.

1

«Странички для любознательных». Задания творческого и поискового характера: логические задачи.

1

«Что узнали. Чему научились». Сложение и вычитание трёхзначных чисел.

1

Взаимная проверка знаний: «Помогаем друг другу сделать шаг к успеху». Работа в паре по тесту «Верно? Неверно?»

1

Умножение и деление (12 ч)

Приёмы устного умножения и деления.

1

Приёмы устного умножения и деления. Закрепление.

1

Приёмы устного умножения и деления. Обобщение и закрепление изученного.

1

Виды треугольников: прямоугольный, тупоугольный, остроугольный. Странички для любознательных. Решение задач.

1

Приёмы письменного умножения на однозначное число.

1

Приёмы письменного умножения на однозначное число. Алгоритм умножения.

1

Приёмы письменного умножения на однозначное число. Закрепление.

1

Приём письменного деления на однозначное  число. Алгоритм деления.

1

Приём письменного деления. Проверка деления.

1

Алгоритм деления. Закрепление.

1

Знакомство с калькулятором. Закрепление изученного.

1

Повторение пройденного «Что узнали. Чему научились». Алгоритм деления.

1

Итоговое повторение

«Что узнали. Чему научились в 3 классе» (10  ч)

Табличное умножение и деление. Обобщение. Решение задач.

1

Таблица умножения и деления. Повторение и обобщение изученного.

1

Геометрический материал. Закрепление.

1

Итоговая комплексная работа за учебный год.

1

Сложение и вычитание. Умножение и деление. Закрепление и обобщение изученного.

1

Итоговая контрольная работа № 5 по теме: «Числа от 1 до 1000. Умножение и деление. Сложение и вычитание»

1

Таблица умножения и деления. Закрепление

1

Геометрический материал. Обобщение.

1

Анализ контрольной работы. Работа над ошибками допущенными при написании контрольной работы.

1

Обобщающий урок. Игра «По океану математики».

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по математике 2 класс по программе М.И. Моро

Рабочая программа по математике для 2 класса по программе М.И. Моро....

Рабочая программа по математике для 2 класса (на основе авторской программы М.И.Моро)

Рабочая программа по математике для 2 класса включает в себя пояснительную записку и календарно-тематическое планирование....

Рабочая программа по математике автор Моро Бантова 1 класс УМК "Школа России"

Рабочая программа составлена в соответствии с ФГОС для 1 класса по математике автор Моро, Бантова УМК "Школа России"...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО МАТЕМАТИКЕ Класс 1 Б

В начальной школе изучение математики имеет особое значение в развитии младшего школьника. Математика помогает ученику сделать первые шаги к пониманию научной картины мира, способствует развитию вообр...

Рабочая программа по математике Моро М.И., Бантовой М.А. Математика 1 класс программа «Школа России».

Программа по математике составлена на основе авторской рабочей программы Моро М.И., Бантовой М.А. Математика/ 1 класс// Сборник рабочих программ «Школа России». 1-4 классы. Пособие для...

рабочая программа по математике класс Начальная школа века

Рабочая программа соответствует ФГОС НОО....

Адаптированная рабочая программа по математике класс 2 VIII вида

Адаптированная  рабочая программа учебного предмета «Математика» составлена  в соответствии с требованиями адаптированной основной общеобразовательной программы.Цель: Создание  благопри...