Пояснительная записка " Геометрия вокруг нас" 2 класс
рабочая программа по математике (2 класс) на тему

       Рабочая программа внеурочной деятельности курса «Наглядная геометрия» для обучающихся 2 класса составлена в соответствии с основными нормативными документами

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon p-z_geometriya_vokrug_nas.doc125 КБ

Предварительный просмотр:

  1. Пояснительная записка

       Рабочая программа внеурочной деятельности курса «Наглядная геометрия» для обучающихся 2 класса составлена в соответствии с основными нормативными документами:

1Закон «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12.2012 № 273-ФЗ).

2.Примерная основная образовательная программа (начального) общего образования (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15).

3.Письмо Департамента общего образования Министерства образования и науки Российской Федерации от 12 мая 2011 года № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования».

4.Письмо Департамента образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 1.06.2012 № 4694/12 «О составлении рабочих программ».

5.Письмо Департамента образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 1.06.2012 № 4696/12 «Об организации внеурочной деятельности».

6. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 24 ноября 2015 г. N 81 "О внесении изменений N 3 в СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения, содержания в общеобразовательных организациях"

7.Основная образовательная  программа  начального общего образования МБОУ Сургутского естественно-научного лицея на 2015-2016 учебный год.

8.Положение о рабочих программах лицея.

9. Авторская программа Н.Б.Истомина «Наглядная геометрия»

      Основная цель организации внеурочной деятельности на уровне начального общего образования: обеспечение соответствующей возрасту адаптации ребёнка в образовательной организации, создание благоприятных условий для развития ребёнка, учёт его возрастных и индивидуальных особенностей.

      Программа курса «Наглядная геометрия» ориентирована на обучающихся начальной школы.

2. Место курса в плане внеурочной деятельности лицея

     В соответствии с планом внеурочной деятельности лицея и примерными программами внеурочной деятельности начального общего образования на данный курс во 2 классе отводится один час в неделю. Общий объём учебного времени составляет 34 часа.

       Рабочая программа курса «Наглядная геометрия» соответствует общеинтеллектуальному  направлению  внеурочной деятельности.

3.Общая характеристика курса

       Данный учебный курс занимает важное место в системе общего образования лицеистов, потому что исследовательская деятельность является средством освоения действительности, способствует развитию умения работать с информацией, формированию исследовательского стиля мышления.     

Цель курса: формирование всесторонне образованной и инициативной личности, владеющей системой математических знаний и умений, идейно-нравственных, культурных и этических принципов, норм поведения, которые складываются в ходе учебно-воспитательного процесса и готовят её к активной деятельности и непрерывному образованию в современном обществе:

     а) обучение деятельности - умению ставить цели, организовать свою деятельность, оценивать результаты своего труда,

     б) формирование личностных качеств: ума, воли, чувств, эмоций, творческих способностей, познавательных мотивов деятельности,

     в) формирование картины мира.

Задачи курса:

Обучающие: 

  • знакомство детей с основными геометрическими понятиями,
  • обеспечить прочное и сознательное овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, для изучения смежных дисциплин,
  • обеспечить интеллектуальное развитие, сформировать качества мышления, характерные для математической деятельности и необходимые для полноценной жизни в обществе,
  • сформировать умение учиться.
  • формирование умения следовать устным инструкциям, читать и зарисовывать схемы изделий,
  • обучение различным приемам работы с бумагой,
  • применение знаний, полученных на уроках природоведения, труда, рисования и других, для создания композиций с изделиями, выполненными в технике оригами.

Развивающие: 

  • развитие внимания, памяти, логического и абстрактного мышления, пространственного воображения,
  • развитие мелкой моторики рук и глазомера,
  • развитие художественного вкуса, творческих способностей и фантазии детей,
  • выявить и развить математические и творческие способности.

Воспитательные: 

  • воспитание интереса к предмету «Геометрия»,
  • расширение коммуникативных способностей детей,
  • формирование культуры труда и совершенствование трудовых навыков.

4.Результаты освоения курса

Личностные результаты.

 У учащегося будут сформированы:

  • развитие любознательности, сообразительности при выполнении
  • разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;
  • развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения
  • преодолевать трудности – качеств весьма важных в практической деятельности
  • любого человека;
  • воспитание чувства справедливости, ответственности;
  • развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности
  • мышления.

Метапредметные результаты.

Регулятивные УУД.

Учащийся научится:

  • Ориентироваться в понятиях «влево», «вправо», «вверх», «вниз».
  • Ориентироваться на точку начала движения, на числа и стрелки 1→ 1↓ и др., указывающие направление движения.
  • Проводить линии по заданному маршруту (алгоритму).
  • Выделять фигуру заданной формы на сложном чертеже.
  • Анализировать расположение деталей (танов, треугольников, уголков, спичек) в исходной конструкции.
  • Составлять фигуры из частей. Определять место заданной детали в конструкции.
  • Выявлять закономерности в расположении деталей; составлять детали в соответствии с заданным контуром конструкции.
  • Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием.
  • Объяснять (доказывать) выбор деталей или способа действия при заданном условии.
  • Анализировать предложенные возможные варианты верного решения.
  • Моделировать объёмные фигуры из различных материалов (проволока, пластилин и др.) и из развёрток.
  • Осуществлять развернутые действия контроля и самоконтроля: сравнивать построенную конструкцию с образцом.
  • самостоятельно находить варианты решения познавательной задачи

Познавательные УУД.

Учащийся научится:

  • Пространственные представления. Понятия «влево», «вправо», «вверх», «вниз». Маршрут передвижения. Точка начала движения; число, стрелка 11,  указывающие направление движения. Проведение линии по заданному маршруту (алгоритму): путешествие точки (на листе в клетку). Построение собственного маршрута (рисунка) и его описание.
  • Геометрические узоры. Закономерности в узорах. Симметрия. Фигуры, имеющие одну и несколько осей симметрии.
  • Расположение деталей фигуры в исходной конструкции (треугольники,
  • таны, уголки, спички). Части фигуры. Место заданной фигуры в конструкции.
  • Расположение деталей. Выбор деталей в соответствии с заданным контуром  конструкции. Поиск нескольких возможных вариантов решения. Составление и зарисовка фигур по собственному замыслу.
  • Разрезание и составление фигур. Деление заданной фигуры на равные по площади части.
  • Поиск заданных фигур в фигурах сложной конфигурации.
  • Решение задач, формирующих геометрическую наблюдательность.
  • Распознавание (нахождение) окружности на орнаменте. Составление
  • (вычерчивание) орнамента с использованием циркуля (по образцу, по собственному замыслу).
  • Объёмные фигуры: цилиндр, конус, пирамида, шар, куб. Моделирование из проволоки. Создание объёмных фигур из разверток: цилиндр, призма шестиугольная, призма треугольная, куб, конус, четырёхугольная пирамида, октаэдр, параллелепипед, усеченный конус, усеченная пирамида, пятиугольная пирамида, икосаэдр.

Учащийся получит возможность научиться:

Коммуникативные УУД.

Учащийся научится:

  • допускать существование различных точек зрения;
  •  учитывать разные мнения, стремиться к координации;
  •  формулировать собственное мнение и позицию;
  •  договариваться, приходить к общему решению;
  •  соблюдать корректность в высказываниях;
  •  задавать вопросы по существу;
  •  использовать речь для регуляции своего действия;
  •  контролировать действия партнера;
  •  владеть монологической и диалогической формами речи.

5.Содержание курса

Курс «Наглядная геометрия» входит во внеурочную деятельность по направлению общеинтеллектуальное развитие личности.

Программа предусматривает включение задач и заданий трудность которых определяется не столько математическим содержанием, сколько новизной и необычностью математической ситуации. Это способствует появлению желания отказаться от образца, проявить самостоятельность, формированию умений работать в условиях поиска, развитию сообразительности, любознательности.

В процессе выполнения заданий дети учатся видеть сходства и различия,

замечать изменения, выявлять причины и характер этих изменений, на этой основе формулировать выводы. Совместное с учителем движение от вопроса к ответу – это возможность научить ученика рассуждать, сомневаться, задумываться, стараться и самому найти выход – ответ.

Программа учитывает возрастные особенности младших школьников и поэтому предусматривает организацию подвижной деятельности учащихся, которая не мешает умственной работе. С этой целью включены подвижные математические игры, предусмотрена последовательная смена одним учеником «центров» деятельности в течение одного занятия. Некоторые математические игры и задания могут принимать форму состязаний, соревнований между командами.

VII.Содержание программы

1 класс. (33 часа)

Формирование основных понятий: точка, линия, прямая линия, отрезок, длина отрезка, линейка, луч, построение луча, отрезка, сравнение отрезков, сравнение линии и прямой линии.

Углы.

Луч, угол, вершина угла. Плоскость, перпендикуляр, прямой угол, виды углов, сравнение углов.

2 класс. (34 часа)

Треугольники.

Треугольник, вершина, стороны. Виды треугольников, построение треугольников, составление из треугольников других фигур.

Четырехугольники.

Четырехугольники, вершины, стороны, вершины, диагональ. Квадрат. Построение квадрата и его диагоналей. Прямоугольник. Построение прямоугольника и его диагоналей. Виды четырехугольников. Сходство и различие.

Символика. Построение.

Обозначение буквами точек, отрезков, линий, лучей, вершин углов. Латинский алфавит. Прямая линия. Параллельные и пересекающиеся прямые. Отрезок. Деление отрезка пополам, сумма отрезков. Замкнутая ломаная – многоугольник. Нахождение длины ломаной.

3 класс. (34 часа)

Периметр.

Периметр треугольника, квадрата, многоугольника. Формулы нахождения периметра.

Циркуль.

Круг, окружность, овал. Сходство и различия. Построение окружности. Понятия «центр», «радиус», «диаметр». Деление круга на несколько равных частей (2, 3, 4, 6, 12). Составление круга. Деление отрезка пополам с помощью циркуля.

Углы. Транспортир.

Углы. Величина угла. Транспортир.

Высота. Медиана. Биссектриса.

Треугольники, высота, медиана, биссектриса основание и их построение. Прямоугольный треугольник. Катет и гипотенуза треугольника. Составление из треугольников других фигур.

«Новые» четырехугольники.

Параллелограмм. Ромб. Трапеция. Диагонали их и центр. Сходство этих фигур и различие.

4 класс. (34 часа)

Площадь.

Периметр и площадь. Сравнение. Нахождение площади с помощью палетки. Площадь треугольника. Площадь квадрата. Площадь прямоугольника. Нахождение площади нестандартных фигур с помощью палетки.

Геометрическая фигура.

Геометрическое тело.

Понятие объема. Геометрическое тело. Квадрат и куб. Сходство и различие. Построение пирамиды. Прямоугольник и параллелепипед. Построение параллелепипеда. Сходство и различие.

Круг, прямоугольник, цилиндр. Сходство и различие. Построение цилиндра. Знакомство с другими геометрическими фигурами.

Первый и второй год обучения ставит цели - сформировать у учащихся основные базовые понятия, такие как: «точка», «линия», «отрезок», «луч», «углы», «треугольники», «четырехугольники», научить сравнивать, анализировать, выработать умение правильно пользоваться карандашом и линейкой.

Третий год обучения ставит целью дополнить и расширить знания учащихся, полученные ранее. Программой предусмотрено знакомить с буквенной символикой, научить применять формулы при решении геометрических задач: привить навыки пользования циркулем, транспортиром.

Четвёртый год ставит цели знакомить учащихся с понятием высота, медиана, биссектриса, их построениями: определять площади геометрических фигур, с применением формул; познакомить с геометрическими телами.

Содержание

Кол – во часов

Всего

Теоритич.

Практич.

Поверхности. Линии. Точки.

4ч.

4ч.

Углы. Многоугольник. Многогранник

30ч.

30ч.

Итого:

34 ч.

34 ч.

Тематический план

№ п/п

Тема

Кол-во часов

1

Поверхности. Линии. Точки.(4 ч.)

Внешняя и внутренняя, плоская и кривая поверхности.

1

2

Замкнутые и незамкнутые кривые линии

1

3

Ломаная линия. Длина ломаной.

1

4

Точка, лежащая на прямой и вне прямой. Кривая линия.  Луч.

1

5

Углы. Многоугольник. Многогранник.(30 ч.)

Угол. Вершина угла. Его стороны. Обозначение углов.

1

1

6

Прямой угол. Вершина угла. Его стороны.

1

7

Острый, прямой и тупой углы.

1

8

Острый угол. Имя острого угла.

1

9

Тупой угол. Имя тупого угла

1

10

Построение луча из вершины угла.

1

11

Построение прямого и острого углов через две точки.

1

12

Построение с помощью угольника прямых углов, у которых одна сторона совпадает с заданными лучами.

1

13

Измерение углов. Транспортир.

1

14

Многоугольники. Условия их построения. Имя многоугольников.

1

15

Треугольник. Имя треугольника. Условия его построения.

1

16

Практическая работа по теме: «Лучи. Линии (ломанные и кривые, замкнутые и незамкнутые). Углы.

1

17

Многоугольники с прямыми углами.

1

18

Периметр многоугольника.

1

19

Четырехугольник. Трапеция. прямоугольник.

1

20

Равносторонний прямоугольный четырехугольник-квадрат.

1

21

Взаимное расположение предметов в пространстве.

1

22

Решение топологических задач. Подготовка к изучению объемных тел. Пентамино.

1

23

Многогранники. Грани.

1

24

Многогранники. Границы плоских поверхностей – ребра.

1

25

Плоские фигуры и объемные тела.

1

26

Повторение изученного.

1

27

Куб. Развертка куба.

1

28

Каркасная модель куба.

1

29

Знакомство со свойствами игрального кубика.

1

30

Куб. видимые невидимые грани.

1

31

Куб. построение куба на нелинованной бумаге.

1

32

Решение топологических задач.

1

33

Многогранники. Видимые и невидимые ломаные линии на поверхности многогранника.

1

34

Обобщение изученного материала по теме: «Геометрические тела».

1

Итог:

34 часа

6. Описание программно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса

Программа к завершённой предметной линии и системе учебников

 Савенков А.И Программа «Я – исследователь» - Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2011.

Рабочая тетрадь

для обучающихся

Савенков А.И. Я - исследователь: рабочая тетрадь для младших школьников. - Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2011.

Методическое  пособие с поурочными разработками

Гаркавцева Г. Ю., Кожевникова Е. Н., Редько З. Б. , Методические рекомендации к тетради « Наглядная   геометрия . 2 класс». Под редакцией Н. Б. Истоминой. М.: Линка – Пресс, 2008

Список  используемой литературы

1. Методические рекомендации к  тетрадям «Наглядная геометрия»  1,2,3,4  класс/Авторы: Н.Б.Истомина, З.Б.Редько; Смоленск «Ассоциация  XXI век», 2011 г.

2.Истомина Н.Б. Наглядная геометрия. Тетрадь с печатной основой. 2 класс.М., Линка-Пресс, 2009

Цифровые и электронные образовательные ресурсы

1.Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов. – Режим доступа: http://school-collection.edu.ru

2.Справочно-информационный Интернет-портал. – Режим доступа: http://www.gramota.ru

3. набор ЦОР по «Математике и конструированию».

Технические средства обучения

Компьютер, мультимедийный проектор.

7. Основные виды занятий.

- творческие работы,

- задания на смекалку,

- лабиринты,

- кроссворды,

- логические задачи,

- упражнения на распознавание геометрических фигур,

- решение уравнений повышенной трудности,

- решение нестандартных задач,

- решение текстовых задач повышенной трудности различными способами,

- выражения на сложение,  вычитание, умножение, деление в различных системах счисления,

- решение комбинаторных задач,

- задачи на проценты,

- решение задач на части повышенной трудности,

- задачи, связанные с формулами произведения,

- решение геометрических задач.



Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Сургутский естественно-научный лицей

РАССМОТРЕНО:

на заседании кафедры _______________________

Протокол № 1

от «_____» ___________2016г.

Заведующий кафедрой

________/_________________

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора

по ВВВР

_________/___________

УТВЕРЖДАЮ:

Приказ № _______________

от « ____» __________2016г.

Директор

______________ Т.В.Кисель

Рабочая программа  

курса внеурочной деятельности

«Геометрия вокруг нас»

на   2016-2017  учебный год

Учитель Бачкало Екатерина Петровна

Класс:  2 В

Количество часов по программе: 34

Количество часов в неделю: 1

г.Сургут


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пояснительная записка. Изобразительное искусство. 1 класс ФГОС

Пояснительная записка. Изобразительное искусство. 1 класс ФГОС...

Пояснительная записка. Физическая культура 1 класс. ФГОС 2 поколения

Пояснительная  записка. Физическая культура 1 класс. ФГОС 2 поколения...

Пояснительная записка. Окружающий мир 1 класс. ФГОС 2 поколения

Пояснительная  записка. Окружающий мир 1 класс. ФГОС 2 поколения...

Пояснительная записка.Литературное чтение 1 класс. ФГОС 2 поколения

Пояснительная  записка.Литературное чтение 1 класс. ФГОС 2 поколения...

Пояснительная записка. Русский язык 1 класс. ФГОС 2 поколения

Пояснительная  записка. Русский язык 1 класс. ФГОС 2 поколения...