Технологическая карта урока математики в 4 классе по теме "Шар" по программе Перспектива
план-конспект урока по математике (4 класс) на тему

Гимадиева Замиля Киямутдиновна

Технологическая карта урока  математики для 4 класса по теме "Шар" по программе Перспектива

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Учитель:

Гимадиева Замиля Киямутдиновна

Класс

4

Предмет:

Математика

Авторы УМК

Дорофеев Г.В. Миракова Т.Н.УМК «Перспектива»

Тема урока.

Шар

Тип урока.

Урок открытия нового знания. Урок – путешествие.

Пед.технологии

Технология развития критического мышления.

Межпредметные      связи

Окружающий мир, литературное чтение.

Цель:

Формирование ценностного представления о геометрической фигуре шар

Планируемые

результаты:

УУД:

Личностные: развитие навыка самостоятельности в работе, трудолюбия, аккуратности, пространственного воображение, творческую и поисковую деятельность учащихся, интерес к математике.

Метапредметные: пормирование информационной, коммуникативной и учебной компетентности учащихся, развитие познавательного интереса учащихся в процессе ознакомления с историческим материалом, умения работать с имеющейся информацией в необычной ситуации, установить взаимосвязи геометрии с другими областями наук.

Предметные: пропедевтика, с целью перехода к изучению геометрии в следующем классе.

Задачи занятия:

Личностные: Обеспечить познавательную мотивацию учащихся при изучении определений, провести рефлексию деятельности после практической работы.

Метапредметные: Организация работы в группах при решении учебных исследовательских задач, инициирование устных ответов учащихся.

Предметные: Учебная исследовательская задача: исследования всех определений сферы и шара, сделать вывод о древних представления людей о форме Земли и о развитии научных представлений относительно формы земли. На основе исторического материала сравнить геометрические фигуры: круг и шар, дать характеристики этим фигурам, выявить их сходства и различия.

Планируемые результаты:

Личностные:

рефлексивная самооценка учебной деятельности; самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений; умение видеть математические задачи в окружающем нас мире.

Метапредметные:

Коммуникативные: формирование умений работать в группе, представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения, вести дискуссию, развитие монологической и диалогической речи, умения выражать свои мысли и выслушивать собеседника, воспитание сдержанности, культуры взаимоотношений;

Познавательные: приобретение опыта самостоятельного поиска и анализа информации путем практических действий, развитие мышления и внимания учащихся;

Регулятивные: овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, постановки цели, планирования, самоконтроля и оценки результата своей деятельности.

Оборудование

  1. Учебник  Дорофеев Г.В. Миракова Т.Н., 4 класс.
  2. Модели шара для практической работы.  (пенопласт)
  3. Конверты с  заданиями для работы в группах
  4. ПК, проектор.   
  5. Модель шара  

Этапы урока

Цель этапа

Действия учителя

Действия обучающихся

Результат

Организационный  момент.

Мотивация к учебной деятельности.

Включение учащихся в учебную деятельность.

-Здравствуйте! Улыбнитесь друг другу,  и пожелайте удачи, поздоровайтесь с гостями!

-Начнем свой урок с высказывания древнекитайского мыслителя, философа   Конфуция.  Вот что он говорил. (слайд 1)

- Прочитай  … .

Три пути ведут к знаниям:

путь размышления – самый благородный, путь подражания – самый лёгкий,

путь опыта – самый горький»

-Подумайте над этими словами. А какой же путь выберете вы?    

-Кто выбрал путь размышления?  поднимите руку.

- Кто выбрал путь подражания?  поднимите руку.

-Кто выбрал путь  опыта?  поднимите руку.

(Размышления какие могут быть?)

- А какое число  завтра? (12 апреля)

-Какое событие произошло 12 апреля 1961года? (Юрий Алексеевич Гагарин полетел в космос)

-Какую годовщину мы будем отмечать в этом году?  Посчитайте.  (57ая годовщина)

-Давайте вместе совершим  путешествие вокруг Земли.

Самоопределение учащихся (оценивают свою готовность и настрой на работу).

(слайд 1)

Три пути ведут к знаниям: путь размышления – самый благородный, путь подражания – самый лёгкий, путь опыта – самый горький»

-самоопределение

-внутренняя позиция школьника

-учебно-познавательная мотивация

Актуализация знаний

Готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действия. Повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания» и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося.

 -Для начала нам нужно выбрать транспортное средство. Для этого  математический диктант.

 (слайд 2-6) по одному

Вычисли:

  1. Скорость космического корабля, если он пролетел 56 км за  8 с.
  2.  Скорость улитки, если она проползла 35 м за 7 ч.
  3. Скорость автобуса, если он прошёл 120 км за 3 ч.
  4. Скорость велосипедиста, если он проехал 36 км за 2 ч.

- На экране ответы , взаимно проверьте.

(слайд 7)-ответы

(Ученики меняются тетрадями, взаимопроверка)

-И  какое же транспортное средство

подойдет для путешествия?

-Почему? (скорость (быстрая),высокая)

-Давайте займем места в корабле.

 -Первый пункт нашего путешествия – это Луна.

Решают задачи на движение.

Оценивают мощность разных средств передвижения.

Актуализация знаний (задачи на движение)

Постановка проблемы.

Выявление и фиксация места и причины затруд-нения. (Вызвать и обсу-дить затруднения: «По-чему возникли затруд-нения?», «Чего мы ещё не знаем?». Проговаривание темы и цели урока).

-А кто знает, какую форму имеет Луна?( круга , шара, ?)

- А какую форму имеет Земля? (круга , шара, ?)

-  Да, правильно (форму шара).

(Поставлю на экране фотографии Земли и Луны). (Слайд  11)     Глобус  Луны

- И ученые  считают  что Земля имеет шарообразную форму .

- А мы знаем про  эту фигуру?  

 Да, знаем, но мы еще не знаем его свойства.

- Значит, что будем изучать на уроке? (шар и его свойства)

- Какие  цели поставим?

1.Узнавать геометрическую фигуру шар.

2.Исследовать и характеризовать свойства шара.

– Какие предметы вы знаете в форме шара?)

Рассказ учителя о том, как древние люди представляли себе форму Земли (слайд 7).

Давайте рассчитаем, сколько времени заняла у нас путь до Луны.

-Для этого решим задачу.

(Прочитай задачу Алия)

Задача.

Скорость космического корабля 7 км/с, расстояние от Земли до Луны составляет 370 300 км. Сколько часов потребуется для того, чтобы долететь до Луны?

-Давайте вспомним, как мы находим время? (расстояние делим на скорость)

-Решение напишите в тетрадях  и время укажите в часах и минутах.

Расстояние – 370300 км

Скорость – 7 км/с

Время  - ? ч.

Решение:

  1. 370300 : 7 =52900 (с) – потребуется для того, чтобы добраться до Луны.
  2. 52900  : 600 = 14 ч 25 мин

Ответ: 14 ч 25 мин потребуется для полёта на Луну

-  Все ли справились ?Давайте проверим, какое же время нам нужно для полета на Луну? (14ч 25 мин)

Физминутка  

Актуализация знаний о геометрических свойствах окружности и кргуга. (слайд 8)

 

Находят сходства в представлениях древних людей о форме Земли:

- Земля имеет плоскую форму.

- Земля круглая.

Рассчитывают время необходимое для полёта на Луну, вспоминают соотношение единиц времени

-волевая саморегуляция

- анализ, синтез, сравнение, аналогия

-постановка и формулирование проблемы

-формулирование и аргументация своего мнения;

-учёт разных мнений

 Умение использовать научный метод познания.

Самостоятельное опре-деление темы и цели урока «Шар»

Исследование. Открытие нового знания

На основе новых знаний построить новое знание, создать алгоритм. По-  шагово, при помощи диалогового построения урока провести исследо-вание по алгоритму дей-ствий.

Следующий пункт - открытый космос. Будем  самостоятельно исследовать  свойств шара.

- Перед Вами конверты. В них - свойства двух  фигур. Обсудите в группе  и  распределите слова на  2 фигуры  (В конверте свойства шара и еще одной геометрической фигуры)  

 

(Работают)

-На какие группы распределились ваши слова ?

-Командиры, вам слово.

В группах ответы:

1 группа: шар и конус

2 группа:шар и  квадрат

3 группа:шар и прямоугольник

4 группа:шар и треугольник

5 группа:шар и цилиндр

(Свойства)

-А какой геометрической фигуре мы проговорили во всех группах?(о шаре)

-Давайте вместе построим кластер этой  фигуры. С каждой группы  один ученик  1  свойство  вешает и  следим чтобы они не повторялись. На доске  цветные круги ,в него и вешают )

-Все ли группы  согласны с выводами?

-А что вы можете сказать о свойствах геометрической фигуры шар?  (перечисляют)

- Давайте мы послушаем и посмотрим  обьяснение на экране, и закрепим наши знания.

Аудио- видеодиск.

Работают с картой кругосветного путешествия Магеллана, строят доказательство на основе представленного источника. Свои доказательства ученики представляют от лица Магеллана

Ученики на основе геометрического рисунка выявляют свойства шара.

Результаты наблюдений оформляют в виде кластера (слайд 11).

Знать различия между шаром и кругом, кубом и квадратом.

Осознание практической важности различия изучаемых геометрических фигур

Коммуникативные умения – умение ставить себя в позиции «слушатель» и «критик».

 ? Физминутка

Космическая зарядка (слайд 12 -16)

Практическая работа.

Работа с учебником.

Построение и фиксация нового знания. Проговаривание нового знания. Применение нового знания на практике.

-Сейчас  каждая группа  получит новое задание., а вместе с заданием круг и модель шара.

 

 Или назвать стр ????

На листочках - вопросы . Нужно будет  искать  ответы на вопросы.

-Можно ли на шаре нарисовать прямую,квадрат?

 

  -Вы нашли ответ? Можно ли?

Подведение итогов практической работы :

Работа в группах по плану практической работы.

Оформление выводов в маршрутных листах.

Каждая группа делится выводами, к которым они пришли в результате работы,  демонстрируют построения на модели шара, доказывают свою точку зрения, при ошибочном ответе, учащиеся других групп дают объяснения и доказывают правильность своих  выводов. оценивают свою работу при помощи «Волшебной линейки самооценки»

- умение определять и придерживаться цели (Р);

- умение сравнивать, классифицировать, делать выводы, доказывать (П).

- умение работать в парах (К).

- Осознание ценности совместной деятельности.(К)

Подтверждение своего открытия.

Положительная мотивация.

Самостоятельная работа.

Закрепление изученного материала.

Самопроверка умения применять НЗ в типовых условиях. Каждый для себя должен сделать вывод о том, что он уже умеет делать.

Для того, чтобы нам успешно вернуться на Землю и совершить посадку нам предстоит справиться с последним испытанием.

Работа по учебнику:

 -  Стр.70 № 10. Решить задачу

Радиус земного экватора 6400 км, а экватор примерно в три раза длиннее своего диаметра. Вычислите длину экватора.

Отметьте на схематическом рисунке центр Земли, ее радиус, провести линию экватора

Самостоятельно выполняют задание.

Отмечают на схематическом рисунке центр Земли, ее радиус, провести линию экватора.

Успешно выполненные задания.

Сформированные предметные УУД

Итог.

Рефлексия учебной деятельности на уроке

Соотнесение цели урока и его результатов, самооценка работы на уроке.

- Какие свойства шара мы сегодня открыли?

- Какую задачу ставили на урок?

- Удалось расскрыть поставленные цели?

Ученики завершают фразы, анализируют свои учебные и личностные достижения.

Высказывания учащихся, ответы на вопросы, оценка собственной деятельности.

Осознание результатов каждого этапа урока.

Осознание ценности полученных знаний.

Домашнее задание

Стр 70 №10

Стр 74 № 9(по желанию)

Приложение:

Шар — это геометрическое тело.

Предметы, имеющие форму шара, окружают нас очень часто.

Форму шара имеет мяч (футбольный, теннисный, баскетбольный).

Представление о шаре дают арбуз, апельсин, горошина.

Шарообразна и наша планета Земля.

Шар характеризует длина радиуса и диаметра.

 

Suns3.pngLode2.png


Рассмотрим чертёж.

Перед нами изображение шара с центром в точке O. Все точки поверхности шара находятся на одинаковом расстоянии от его центра.

Это означает, что, если мы выберем на поверхности две любые точки, например, точку A, точку B и точку C, соединим их с центром шара, то полученные отрезки будут равны (OA=OB=OC).

Такие отрезки называют радиусами.

OA — радиус шара, OB — радиус шара и OC — также радиус шара.

Так как центр шара можно соединить с бесконечно многими точками на поверхности шара, то можно провести бесконечно много радиусов.

Радиус шара — это отрезок, который соединяет точку поверхности шара и его центр.

На чертеже отрезок AB соединяет две точки поверхности шара и проходит через его центр.

Отрезок AB — это диаметр шара. Заметим, что отрезок AB состоит из двух отрезков OA и OB.

Эти отрезки являются радиусами шара.

Поэтому диаметр шара в два раза больше его радиуса.

Диаметром шара называется отрезок, соединяющий две точки поверхности шара и проходящий через его центр.

(в переводе с латинского «глобус» - шар).

- Вспомните, как называется отрезок, соединяющий точки границ круга (диаметр)

- как называется отрезок, соединяющий центр круга и точку на границе круга? (радиус)

Посмотрите внимательно на глобус Земли и скажите, какие окружности изображены на нём (меридианы и параллели)

-На что указывает меридиан? (точное направление с севера на юг)

-Для чего служат меридианы и параллели? (Помогают определить точное положение

географического объекта на поверхности земли.)

- что является диаметром у земли? (невидимая ось, которая на глобусе проходит через полюсы Северный и Южный)

- что называем диаметром шара?

Вывод: меридианы - это окружности одного и того же радиуса, совпадающие с радиусом шара.

Параллели- это окружности, радиусы которых изменяются. Если параллель имеет радиус, равный радиусу шара, то как она называется? (экватором.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока математики 2 класс УМК «Перспектива»

Технологическая карта по математике во 2 классе по сингапурской технологии.УМК "Перспектива...

Технологическая карта урока математики 1 класс «Дециметр» по программе «Начальная школа 21 века»

Технологическая карта урока математики 1 класс «Дециметр» по программе «Начальная школа 21 века»...

Технологическая карта урока математики. 1 класс. УМК "Перспектива". Тема: "Дециметр."

Технологическая карта урока математики. 1 класс. УМК "Перспектива". Тема: "Дециметр."...

технологическая карта урока математики 3 класс УМК Перспектива

Технологическая карта урока математики по теме "Умножение числа 7. Деление на 7".  УМК "Перспектива"...

Технологическая карта урока Математика 2 класс УМК "Перспектива". Длина ломаной

Данный урок - урок открытия новых знаний. Урок соответстует требованиям ФГОС, содержит системно-деятельностный подход, учитывает возрастные особенности учащихся. Цель урока - научиться находить длину ...

Технологическая карта урока математики «Свойства операции объединения множеств» (УМК "Перспектива", 3 класс)

Цель урока: формирование представлений о переместительном и сочетательном свойствах операции объединениямножеств, способностей к их фиксации в речи и графически; к умножению чисел, оканчивающихся нуля...