Технологическая карта урока математики в 4 классе по теме "Шар" по программе Перспектива
план-конспект урока по математике (4 класс) на тему
Технологическая карта урока математики для 4 класса по теме "Шар" по программе Перспектива
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 283.99 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока
Учитель: | Гимадиева Замиля Киямутдиновна | Класс | 4 | Предмет: | Математика | Авторы УМК | Дорофеев Г.В. Миракова Т.Н.УМК «Перспектива» | |||||
Тема урока. | Шар | |||||||||||
Тип урока. | Урок открытия нового знания. Урок – путешествие. | |||||||||||
Пед.технологии | Технология развития критического мышления. | |||||||||||
Межпредметные связи | Окружающий мир, литературное чтение. | |||||||||||
Цель: | Формирование ценностного представления о геометрической фигуре шар | |||||||||||
Планируемые результаты: | УУД: Личностные: развитие навыка самостоятельности в работе, трудолюбия, аккуратности, пространственного воображение, творческую и поисковую деятельность учащихся, интерес к математике. Метапредметные: пормирование информационной, коммуникативной и учебной компетентности учащихся, развитие познавательного интереса учащихся в процессе ознакомления с историческим материалом, умения работать с имеющейся информацией в необычной ситуации, установить взаимосвязи геометрии с другими областями наук. Предметные: пропедевтика, с целью перехода к изучению геометрии в следующем классе. Задачи занятия: Личностные: Обеспечить познавательную мотивацию учащихся при изучении определений, провести рефлексию деятельности после практической работы. Метапредметные: Организация работы в группах при решении учебных исследовательских задач, инициирование устных ответов учащихся. Предметные: Учебная исследовательская задача: исследования всех определений сферы и шара, сделать вывод о древних представления людей о форме Земли и о развитии научных представлений относительно формы земли. На основе исторического материала сравнить геометрические фигуры: круг и шар, дать характеристики этим фигурам, выявить их сходства и различия. Планируемые результаты: Личностные: рефлексивная самооценка учебной деятельности; самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений; умение видеть математические задачи в окружающем нас мире. Метапредметные: Коммуникативные: формирование умений работать в группе, представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения, вести дискуссию, развитие монологической и диалогической речи, умения выражать свои мысли и выслушивать собеседника, воспитание сдержанности, культуры взаимоотношений; Познавательные: приобретение опыта самостоятельного поиска и анализа информации путем практических действий, развитие мышления и внимания учащихся; Регулятивные: овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, постановки цели, планирования, самоконтроля и оценки результата своей деятельности. | |||||||||||
Оборудование |
| |||||||||||
Этапы урока | Цель этапа | Действия учителя | Действия обучающихся | Результат | ||||||||
Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности. | Включение учащихся в учебную деятельность. | -Здравствуйте! Улыбнитесь друг другу, и пожелайте удачи, поздоровайтесь с гостями! -Начнем свой урок с высказывания древнекитайского мыслителя, философа Конфуция. Вот что он говорил. (слайд 1) - Прочитай … . Три пути ведут к знаниям: путь размышления – самый благородный, путь подражания – самый лёгкий, путь опыта – самый горький» -Подумайте над этими словами. А какой же путь выберете вы? -Кто выбрал путь размышления? поднимите руку. - Кто выбрал путь подражания? поднимите руку. -Кто выбрал путь опыта? поднимите руку. (Размышления какие могут быть?) - А какое число завтра? (12 апреля) -Какое событие произошло 12 апреля 1961года? (Юрий Алексеевич Гагарин полетел в космос) -Какую годовщину мы будем отмечать в этом году? Посчитайте. (57ая годовщина) -Давайте вместе совершим путешествие вокруг Земли. | Самоопределение учащихся (оценивают свою готовность и настрой на работу). (слайд 1) Три пути ведут к знаниям: путь размышления – самый благородный, путь подражания – самый лёгкий, путь опыта – самый горький» | -самоопределение -внутренняя позиция школьника -учебно-познавательная мотивация | ||||||||
Актуализация знаний | Готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действия. Повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания» и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося. | -Для начала нам нужно выбрать транспортное средство. Для этого математический диктант. (слайд 2-6) по одному Вычисли:
- На экране ответы , взаимно проверьте. (слайд 7)-ответы (Ученики меняются тетрадями, взаимопроверка) -И какое же транспортное средство подойдет для путешествия? -Почему? (скорость (быстрая),высокая) -Давайте займем места в корабле. -Первый пункт нашего путешествия – это Луна. | Решают задачи на движение. Оценивают мощность разных средств передвижения. | Актуализация знаний (задачи на движение) | ||||||||
Постановка проблемы. | Выявление и фиксация места и причины затруд-нения. (Вызвать и обсу-дить затруднения: «По-чему возникли затруд-нения?», «Чего мы ещё не знаем?». Проговаривание темы и цели урока). | -А кто знает, какую форму имеет Луна?( круга , шара, ?) - А какую форму имеет Земля? (круга , шара, ?) - Да, правильно (форму шара). (Поставлю на экране фотографии Земли и Луны). (Слайд 11) Глобус Луны - И ученые считают что Земля имеет шарообразную форму . - А мы знаем про эту фигуру? Да, знаем, но мы еще не знаем его свойства. - Значит, что будем изучать на уроке? (шар и его свойства) - Какие цели поставим? 1.Узнавать геометрическую фигуру шар. 2.Исследовать и характеризовать свойства шара. – Какие предметы вы знаете в форме шара?) Рассказ учителя о том, как древние люди представляли себе форму Земли (слайд 7). Давайте рассчитаем, сколько времени заняла у нас путь до Луны. -Для этого решим задачу. (Прочитай задачу Алия) Задача. Скорость космического корабля 7 км/с, расстояние от Земли до Луны составляет 370 300 км. Сколько часов потребуется для того, чтобы долететь до Луны? -Давайте вспомним, как мы находим время? (расстояние делим на скорость) -Решение напишите в тетрадях и время укажите в часах и минутах. Расстояние – 370300 км Скорость – 7 км/с Время - ? ч. Решение:
Ответ: 14 ч 25 мин потребуется для полёта на Луну - Все ли справились ?Давайте проверим, какое же время нам нужно для полета на Луну? (14ч 25 мин) Физминутка Актуализация знаний о геометрических свойствах окружности и кргуга. (слайд 8) |
Находят сходства в представлениях древних людей о форме Земли: - Земля имеет плоскую форму. - Земля круглая. Рассчитывают время необходимое для полёта на Луну, вспоминают соотношение единиц времени | -волевая саморегуляция - анализ, синтез, сравнение, аналогия -постановка и формулирование проблемы -формулирование и аргументация своего мнения; -учёт разных мнений Умение использовать научный метод познания. Самостоятельное опре-деление темы и цели урока «Шар» | ||||||||
Исследование. Открытие нового знания | На основе новых знаний построить новое знание, создать алгоритм. По- шагово, при помощи диалогового построения урока провести исследо-вание по алгоритму дей-ствий. | Следующий пункт - открытый космос. Будем самостоятельно исследовать свойств шара. - Перед Вами конверты. В них - свойства двух фигур. Обсудите в группе и распределите слова на 2 фигуры (В конверте свойства шара и еще одной геометрической фигуры)
(Работают) -На какие группы распределились ваши слова ? -Командиры, вам слово. В группах ответы: 1 группа: шар и конус 2 группа:шар и квадрат 3 группа:шар и прямоугольник 4 группа:шар и треугольник 5 группа:шар и цилиндр (Свойства) -А какой геометрической фигуре мы проговорили во всех группах?(о шаре) -Давайте вместе построим кластер этой фигуры. С каждой группы один ученик 1 свойство вешает и следим чтобы они не повторялись. На доске цветные круги ,в него и вешают ) -Все ли группы согласны с выводами? -А что вы можете сказать о свойствах геометрической фигуры шар? (перечисляют) - Давайте мы послушаем и посмотрим обьяснение на экране, и закрепим наши знания. Аудио- видеодиск. | Работают с картой кругосветного путешествия Магеллана, строят доказательство на основе представленного источника. Свои доказательства ученики представляют от лица Магеллана Ученики на основе геометрического рисунка выявляют свойства шара. Результаты наблюдений оформляют в виде кластера (слайд 11). | Знать различия между шаром и кругом, кубом и квадратом. Осознание практической важности различия изучаемых геометрических фигур Коммуникативные умения – умение ставить себя в позиции «слушатель» и «критик». | ||||||||
? Физминутка | Космическая зарядка (слайд 12 -16) | |||||||||||
Практическая работа. Работа с учебником. | Построение и фиксация нового знания. Проговаривание нового знания. Применение нового знания на практике. | -Сейчас каждая группа получит новое задание., а вместе с заданием круг и модель шара.
Или назвать стр ???? На листочках - вопросы . Нужно будет искать ответы на вопросы. -Можно ли на шаре нарисовать прямую,квадрат?
-Вы нашли ответ? Можно ли? Подведение итогов практической работы : | Работа в группах по плану практической работы. Оформление выводов в маршрутных листах. Каждая группа делится выводами, к которым они пришли в результате работы, демонстрируют построения на модели шара, доказывают свою точку зрения, при ошибочном ответе, учащиеся других групп дают объяснения и доказывают правильность своих выводов. оценивают свою работу при помощи «Волшебной линейки самооценки» | - умение определять и придерживаться цели (Р); - умение сравнивать, классифицировать, делать выводы, доказывать (П). - умение работать в парах (К). - Осознание ценности совместной деятельности.(К) Подтверждение своего открытия. Положительная мотивация. | ||||||||
Самостоятельная работа. Закрепление изученного материала. | Самопроверка умения применять НЗ в типовых условиях. Каждый для себя должен сделать вывод о том, что он уже умеет делать. | Для того, чтобы нам успешно вернуться на Землю и совершить посадку нам предстоит справиться с последним испытанием. Работа по учебнику: - Стр.70 № 10. Решить задачу Радиус земного экватора 6400 км, а экватор примерно в три раза длиннее своего диаметра. Вычислите длину экватора. Отметьте на схематическом рисунке центр Земли, ее радиус, провести линию экватора | Самостоятельно выполняют задание. Отмечают на схематическом рисунке центр Земли, ее радиус, провести линию экватора. | Успешно выполненные задания. Сформированные предметные УУД | ||||||||
Итог. Рефлексия учебной деятельности на уроке | Соотнесение цели урока и его результатов, самооценка работы на уроке. | - Какие свойства шара мы сегодня открыли? - Какую задачу ставили на урок? - Удалось расскрыть поставленные цели? | Ученики завершают фразы, анализируют свои учебные и личностные достижения. Высказывания учащихся, ответы на вопросы, оценка собственной деятельности. | Осознание результатов каждого этапа урока. Осознание ценности полученных знаний. | ||||||||
Домашнее задание | Стр 70 №10 Стр 74 № 9(по желанию) |
Приложение:
Шар — это геометрическое тело.
Предметы, имеющие форму шара, окружают нас очень часто.
Форму шара имеет мяч (футбольный, теннисный, баскетбольный).
Представление о шаре дают арбуз, апельсин, горошина.
Шарообразна и наша планета Земля.
Шар характеризует длина радиуса и диаметра.
Рассмотрим чертёж.
Перед нами изображение шара с центром в точке O. Все точки поверхности шара находятся на одинаковом расстоянии от его центра.
Это означает, что, если мы выберем на поверхности две любые точки, например, точку A, точку B и точку C, соединим их с центром шара, то полученные отрезки будут равны (OA=OB=OC).
Такие отрезки называют радиусами.
OA — радиус шара, OB — радиус шара и OC — также радиус шара.
Так как центр шара можно соединить с бесконечно многими точками на поверхности шара, то можно провести бесконечно много радиусов.
Радиус шара — это отрезок, который соединяет точку поверхности шара и его центр.
На чертеже отрезок AB соединяет две точки поверхности шара и проходит через его центр.
Отрезок AB — это диаметр шара. Заметим, что отрезок AB состоит из двух отрезков OA и OB.
Эти отрезки являются радиусами шара.
Поэтому диаметр шара в два раза больше его радиуса.
Диаметром шара называется отрезок, соединяющий две точки поверхности шара и проходящий через его центр.
(в переводе с латинского «глобус» - шар).
- Вспомните, как называется отрезок, соединяющий точки границ круга (диаметр)
- как называется отрезок, соединяющий центр круга и точку на границе круга? (радиус)
- Посмотрите внимательно на глобус Земли и скажите, какие окружности изображены на нём (меридианы и параллели)
-На что указывает меридиан? (точное направление с севера на юг)
-Для чего служат меридианы и параллели? (Помогают определить точное положение
географического объекта на поверхности земли.)
- что является диаметром у земли? (невидимая ось, которая на глобусе проходит через полюсы Северный и Южный)
- что называем диаметром шара?
Вывод: меридианы - это окружности одного и того же радиуса, совпадающие с радиусом шара.
Параллели- это окружности, радиусы которых изменяются. Если параллель имеет радиус, равный радиусу шара, то как она называется? (экватором.)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока математики 2 класс УМК «Перспектива»
Технологическая карта по математике во 2 классе по сингапурской технологии.УМК "Перспектива...
![](/sites/default/files/pictures/2016/04/18/picture-742991-1460978836.jpg)
Технологическая карта урока математики 1 класс «Дециметр» по программе «Начальная школа 21 века»
Технологическая карта урока математики 1 класс «Дециметр» по программе «Начальная школа 21 века»...
![](/sites/default/files/pictures/2017/01/23/picture-882539-1485194347.jpg)
Технологическая карта урока математики. 1 класс. УМК "Перспектива". Тема: "Дециметр."
Технологическая карта урока математики. 1 класс. УМК "Перспектива". Тема: "Дециметр."...
![](/sites/default/files/pictures/2013/05/11/picture-252685-1368289982.jpg)
технологическая карта урока математики 3 класс УМК Перспектива
Технологическая карта урока математики по теме "Умножение числа 7. Деление на 7". УМК "Перспектива"...
![](/sites/default/files/pictures/2014/12/03/picture-542315-1417590043.jpg)
Технологическая карта урока Математика 2 класс УМК "Перспектива". Длина ломаной
Данный урок - урок открытия новых знаний. Урок соответстует требованиям ФГОС, содержит системно-деятельностный подход, учитывает возрастные особенности учащихся. Цель урока - научиться находить длину ...
![](/sites/default/files/pictures/2022/01/04/picture-1375384-1641301577.jpg)
Технологическая карта урока математики «Свойства операции объединения множеств» (УМК "Перспектива", 3 класс)
Цель урока: формирование представлений о переместительном и сочетательном свойствах операции объединениямножеств, способностей к их фиксации в речи и графически; к умножению чисел, оканчивающихся нуля...