Конспект урока "Круг, окружность. Грибы"
план-конспект урока по математике (2 класс) на тему

Наталья Вячеславовна

Программа "Школа России", комплексный урок поокружающему миру, математике, технологии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_berezina.docx97.44 КБ

Предварительный просмотр:

Предмет

Математика, окружающий мир, технология

Учитель

Березина Наталья Вячеславовна

Тема

Круг, окружность. Грибы.

Тип урока

Урок «открытия» новых знаний

Методы обучения

Деятельностный, словесный, объяснительно – иллюстративные, частично – поисковые.

Формы организации познавательной деятельности

Фронтальная, самостоятельная, парная.

Цели и задачи урока

Образовательные: Познакомить с новыми понятиями – круг, окружность, радиус, диаметр. Учить пользоваться циркулем для вычерчивания окружности. Провести инструктаж по технике безопасности о правилах пользования циркулем и ножницами.

Развивающие: Развивать вычислительные навыки, внимание, логическое мышление, воображение, умение наблюдать, и анализировать. Активизировать словарь третьеклассников. Расширять представление об окружающем мире.

Воспитательные: Воспитывать любовь бережное отношение к природе, любовь к предметам окружающий мир и математика.

Основные понятия

Окружность, круг, радиус, диаметр, центр.

Планируемые результаты

предметные

выявлять существенные признаки понятий « радиус окружности», «диаметр окружности»;
строить окружности и проводить в ней радиусы;  распознавать радиусы и диаметры на чертеже.

метапредметные

Личностные: формировать положительное отношение к урокам математики; окружающему миру, интерес к предметно-исследовательской деятельности;
Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; в сотрудничестве с учителем и классом находить несколько вариантов решений;
Познавательные: постановка и решение проблем: самостоятельно выделять и формулировать проблему;
общеучебные: находить необходимую информацию в учебнике; строить окружность заданного радиуса с помощью циркуля;
логические: формировать понятия «радиус», «диаметр»; проводить классификацию, сравнение; самостоятельно формулировать выводы;
Коммуникативные: активно участвовать в коллективной работе, используя при этом речевые средства; аргументировать свою точку зрения.

Оборудование урока

Циркуль, линейка, геометрические фигуры, презентация к уроку.


Технологическая карта урока

Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

  1. Организационный момент

Психологический настрой:
- А теперь потрите ладошки так, чтобы они стали горячими. Быстро передайте тепло соседу по парте, соединив свои ладошки с ладошками товарища. Пусть тепло вашей души поддерживает вас и
помогает вам.

- Урок математики мы начинаем,

Тайны ее открывать продолжаем.

Проверьте порядок на своих рабочих местах.

- Готовы?

Приветствуют учителя, проверяют готовность к уроку,

записывают дату и классная работа

2.Актуализация знаний. 1)Постановка темы урока

  • Расположите данные числа в порядке возрастания,  и вы узнаете, что мы будем искать в лесу.

80          45          3          61          77                                                                

ы             р          г           и             б               

  • Правильно, это грибы!
  • Сейчас мы с вами отправимся в лесное царство грибов. Сколько грибов в лесу! Но сорвать их может только тот, кто знает правила сбора .
  • Не собирать грибы, которые не знаешь.
  • Не собирать грибы старые, трухлявые.
  • Не выдёргивать грибы, а срезать их ножом или выкручивать. Ямку надо притоптать ногой и закрыть мхом.
  • Не переворачивать и не разбрасывать сухую листву и мох, под лучами солнца незащищённая грибница погибнет.

Ставят цели, формулируют тему урока. Составляют памятку по правилам сбора грибов.

2)Устный счет «Математическая разминка»

  1. « Сорви грибок».

А теперь, дружок,

Реши пример,

Сорви грибок.

      27:3          9+47          25+5         18-12          6+21         0*10         80:10          63:7

  1. « Чей гриб?»
  • Не только людям нужны грибы. Кому они ещё необходимы?
  • Угадайте, кто какой гриб нашёл?

        AN17671AN15956боровикподосиновик

2 мин. =…сек.      3 года = …мес.               120                              2

AN12607AN10120NA13478NA10131

48 ч.= …сут.             2 нед. = …сут.                  14                     36

  1. « Грибные тайны».
  • Найдите верное равенство, и вы узнаете, какие грибы никогда не бывают червивыми:

      Подберёзовик                  3* 0 = 3

     Лисички                           100 – 40 = 60  

    Сыроежки                       12 + 24 = 37

    Опята                              100 – 0 = 10

Решают задания на слайде

Отвечают на вопросы.

3.Проблемное изучение нового материала.  

  • Рассмотрите шляпку гриба. Какую геометрическую фигуру она напоминает?
  1. Игра «На лесной полянке».
  • Найдите на лесной полянке предметы, которые своей формой напоминают круг.

2.  Анализ геометрических фигур « Круг. Окружность».

  • Какие геометрические фигуры изображены?
  • Чем они похожи? Чем отличаются?
  • О какой фигуре эта загадка?

Я кругу подруга,

Известна вам моя наружность.

Иду по краю круга я

И называюсь…

          ( окружность).

3.Практическая работа.

  • А теперь вы будете чертить окружность у себя в тетрадях, а я на доске.

А для того, чтобы построить окружность на чертеже используют специальный инструмент, который называется ЦИРКУЛЬ.

Беседа о циркуле.

Циркуль состоит из двух ножек, на конце одной игла, а конце другой - грифель. За головку мы держим и поворачиваем циркуль.

- Ребята, как вы думаете, нужно ли соблюдать технику безопасности при работе с циркулем и почему.

 Начертите окружность, используя циркуль.

Как вы будете чертить окружность?

-Что такое круг?

Взяли циркуль, одну ножку циркуля закрепили на листе бумаги (она должна находиться в одной и той же точке).

   Вращая циркуль вокруг неподвижной точки, следите за тем, чтобы не изменилось расстояние между остриём циркуля и остриём карандаша (или кусочка мела), вставленного в другую ножку циркуля. В этом случае карандаш (мел) опишет линию, которая называется окружностью.

     Теперь возьмите красный карандаш и закрасьте всю площадь внутри окружности. У вас получился круг.

        Посмотрите, в шляпку какого гриба превратился мой круг. (Мухомора).

Средь хвойного бора,

Дремучего бора

Нельзя не заметить

Меня, мухомора!

Большой, как тарелка,

Пятнист я и красен.

Меня берегись –

Я очень опасен!

  • Почему этот гриб опасен?
  • Многие думают, что раз мухомор ядовит, то он вреден и его необходимо уничтожить. Так ли это?
  • А теперь посмотрите внимательно на свой чертёж.

Ту точку, на которой стояла ножка циркуля, обведите жирнее. Это – центр круга и окружности одновременно.

На краешек моего « грибка» села мушка. Соединяю эту точку с центром. Это  - радиус окружности и круга.

А теперь на « грибок» прилетела ещё одна мушка и села напротив. Я проведу отрезок через центр от одной до другой. Такой отрезок называется диаметром.

  1. Работа по учебнику.
  • Сформулируйте правило, что такое центр, радиус, диаметр окружности (круга).
  • Сравните свой вывод с выводом в учебнике.

  • Круг

- Солнце, сердцевину цветка, гнездо.

- Круг, окружность.

- Окружность.

Дети объясняют, как нужно работать с циркулем и почему с ним необходимо работать аккуратно.

Для того чтобы правильно начертить окружность нужно:

Нужно поставить ножку циркуля с иголочкой на бумагу, ножкой с грифелем обвести окружность. Нужно следить, чтобы иголка не выходила из точки и ножки циркуля не двигались

Дети работают по инструкции.

- Мухомор.

  • Мухомор – лекарство для лесных жителей и украшение природы.

Дети формулируют правила.

4.Физкульт-минутка

Гришка шёл, шёл, шёл.

На полянке гриб нашёл.

Наклонился, гриб сорвал,

Высоко его поднял:

  • Вот какой красавец!

5.Закрепле-ние изученного материала

1)Организа-ция деятельности по применению новых знаний

Организация деятельности по применению новых знаний

Стр.110 №2

1 вариант – центр окружности в разных точках

2 вариант – две окружности с одним центром

Самостоятельная работа. Осуществляют самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном.

Окружность с внутренней частью

1 в. Дети выполняют построение;

2 в. Чертят две окружности с одним центром

Проверка по доске. Самооценка.

Решение задачи № 6(а)  с.111

        №6(б) самостоятельно .

У доски решает с объяснением ученик

Проверка по доске. Самооценка.

2)Упражне-ние в построении окружности заданного радиуса. Изготовление шляпок грибов из цветной бумаги.

( У учащихся – карточки с загадками).

  • Используя приобретённые на этом уроке знания и умения, вы сможете изготовить шляпку гриба и превратиться в жителя грибного царства.

( Работа ведётся под руководством учителя).

  1. Прочитай карточку, отгадай о каком грибе эта загадка.
  2. Выбери из набора бумагу нужного цвета.
  3. Построй окружность радиусом 17 см.
  4. С помощью ножниц вырежи полученный круг.
  5. Сделай разрез до центра круга.
  6. При помощи скрепки сделай из круга конус.

Грибная шляпка готова!

Дети изготавливают шляпку гриба из бумаги.

6.Инсцени-рование « В царстве грибов».

( Учащиеся в изготовленных ими шляпках участвуют в инсценировке).

На солнечной полянке

Встречают нас грибы.

Загадки отгадайте,

Узнайте, кто они?  

Лета первая примета

Под берёзой в холодке,

Гриб коричневого цвета

На пятнистом корешке.

( Подберёзовик)

Я родился в день дождливый

Под осинкой молодой.

Круглый, гладкий и красивый,

С ножкой толстой и прямой.

( Подосиновик)

Из-под травки прошлогодней

Вылезают на свободу

Неразлучные сестрички –

Рыжеватые…

( лисички).

Будто смазанные маслом,

Мы блестим на солнце красном.

Как лесные дошколята,

Под сосной растут…

(маслята).

После дождика подружки

Поселились на опушке.

Шляпы разноцветные –

Самые заметные.

(Сыроежки).

Царь грибов на толстой ножке

Самый лучший для лукошка.

Шляпку держит очень смело,

Потому что гриб он –

(белый).

 Хором:

Мы яркие и бледные, съедобные и вредные.

Грибы – ребята дружные, природе очень нужные!

7.Самостоя-тельная работа

Организация деятельности по применению новых знаний

Выполните задание

С.111, №4

Самостоятельная работа. Осуществляют самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном.

Дети выполняют построение и делают вывод.

8.Рефлексия деятельности (итог урока).

Организация рефлексии.

Сегодня на уроке мы познакомились с геометрической фигурой…

Граница круга…

Окружность можно начертить при помощи…

Если вам на уроке всё удалось – покажите зелёный круг, если у вас остались неразрешённые проблемы – жёлтый круг, если вам ещё понадобится помощь – красный круг.

Определяются задания для самоподготовки.

Нарисовать олимпийские кольца, используя циркуль

Найдите верные равенства, и вы узнаете, какие из этих рекомендаций правильные:

  1. Собирай только те грибы, которые, хорошо знаешь.      80:10*8=64

  1. Когда ищешь грибы, разрой и раскидай в стороны листву

и мох. Так грибы будут лучше видны.                               50:(10*5)=10 

  1. Не бери старые грибы. В них может быть опасный для человека

яд.                                                                               60:( 2*5)=6

  1. Лучше собирать грибы возле шоссейных дорог, промышленных

Предприятий, чтобы далеко не ездить.              49-(64-44):2=29

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                         

Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности

-круг

-окружность

-циркуля, палки, верёвочки, рук

-расстояние от центра до любой точки на окружности

Дети фиксируют свои ощущения при помощи показа кругов

Записывают домашнее задание. Нарисовать олимпийские кольца, используя циркуль


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока "Война грибов с ягодами" В.И. Даль

Конспект урока  Тема урока: «Война грибов с ягодами».   Русская народная сказка в литературной обработке В.И.Даля.       Учитель нач...

Конспект урока: "Грибы, их разнообразие и строение. Роль грибов в природе и жизни человека. Съедобные и несъедобные грибы.Охрана грибов.

Конспект урока с использованием информационно-коммуникативных технологий в образовании:  «Грибы, их разнообразие и строение. Роль грибов в природе и жизни человека. Съедобные...

конспект урока по теме: Круг. Окружность, диаметр и радиус окружности

конспект урока математике во 2 классе по теме "Круг. Окружность, диаметр и радиус окружности"...

Конспект урока "Окружность, круг"

Конспект урока по математике в 3 классе"Окружность, круг"...

Конспект урока "Ядовитые грибы и растения"

Конспект урока "Ядовитые грибы и растения"...

конспект открытого урока "Грибы - чудо природы"

урок по теме "Грибы - чудо природы" проводится для учащихся 8 класса для детей с умеренной умственной отсталостью....